ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 377.6
ББК 448-951.85 ГСНТИ 14.33.01 Код ВАК 13.00.01
Е. А. Демидович E. A. Demidovich
Красноярск, Россия Krasnoyarsk, Russia
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
WAYS
OF THE COMPETENCE APPROACH REALIZATION IN TRAINING SPECIAL PEDAGOGUES IN THE SUYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION
Аннотация. В статье раскрываются особенности внедрения и реализации компетентностного подхода в образовательном процессе педагогического колледжа.
Ключевые слова: компетентностей подход, коммуникативная компетентность, этапы разработки и внедрения.
Сведения об авторе: Демидович Елена Александровна, аспирант.
Место работы: Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Красноярский педагогический колледж №2», преподаватель; 660100, Красноярск,
Контактная информация: еМеп
Abstract. The article discusses peculiarities of implementation and realization of the competence approach in the process of specialists preparation in pedagogical colleges.
Key words: competence approach, communicative competence, stages of the development and implementation.
About the author: Demidovich Elena Aleksandrovna.
Place of employment: Teacher at the State Budget Educational Establishment of Secondary Professional Education «Krasnoyarsk Pedagogical College № 2», Krasnoyarsk.
Решение проблемы перехода образовательной парадигмы от технократической к гуманистической связано с оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, а следовательно, и с переосмыслением цели и результата образования. В общем контексте европейских тенденций глобализации Совет Культурной Кооперации для Европы определил
© Демидович Е. А., 2011
те основные компетенции, которые в результате образования должны освоить современные специалисты.
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. предусмотрено создание механизма устойчивого развития. Ставится задача обновления профессионального образования на компе-тентностной основе путем усиления практической направленности
профессионального образования при сохранении его фундаментальности.
Развитие профессионального образования предполагает освоение компетентностного подхода к разработке и реализации Федеральных образовательных стандартов.
Одной из основных компетенций является коммуникативная компетентность, рассматриваемая как ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [9, с. 124].
В составе коммуникативной компетентности выделяются следующие субкомпетенции: лингвистическая (языковая), дискурсивная (умение организовывать речь, поддерживать разговор, слушать собеседника, учитывать его точку зрения), социокультурная (умение пользоваться знаниями истории, культуры, традиции и обычаев стран изучаемого языка), учебная, стратегическая (умение ставить задачи, добиваться цели, устанавливать контакт с собеседником), социальная (умение поставить себя на место другого и способность справиться со сложившейся ситуацией).
Общение учителя с учениками должно снимать отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду деятельности, содей-
ствовать «социально-психологической оптимизации учебно-воспитательного процесса» [2, с. 36].
В основу формирования коммуникативной компетентности у студентов положен деятельностный подход. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Вряд ли можно обучить компетентности. Таковым он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. Компетентность, таким образом, предстает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта [1, с. 8].
Целесообразность применения компетентностного подхода очевидна при обучении студентов по различным специальностям, а особенно там, где необходима интеграция не только общекультурных, психолого-педагогических и специальных дисциплин, но и медицинских, как на специальности «Специальное дошкольное образование».
Деятельность по разработке и внедрению компетентностного подхода можно разделить на три этапа [4, с. 34].
Первый этап — подготовительный.
В рамках реализации данного этапа нами решались задачи:
1. Утверждение темы деятельности рабочей группы.
2. Изучение нормативной документации, ориентированной на компетентностный подход в образовании.
3. Выделение ключевых компетенций.
4. Организация системы обучения педагогического коллектива по данной проблеме.
Для внедрения и апробации компетнтностного подхода обучения студентов нами был разработан план и согласован на заседании ПЦК, утвержден на заседании учебно-методического совета педагогического колледжа. Г руппой разработчиков изучена норматив -ная документация, отражающая специфику применения данного подхода в образовательном процессе профессионального учреждения.
К участию в деятельности рабочей группы мы привлекли преподавателей, которые выразили заинтересованность и были готовы к совершенствованию собственной профессиональной преподавательской деятельности. Также мы преследовали задачу формирования коммуникативной компетентности студентов в течение всего периода профессионального обучения. В состав рабочей группы вошли преподаватели, осуществляющие профессиональную деятельность на 1-3 курсах реализации учебного плана. Таким образом, формирование коммуникативной компетентности реализовывалось на общих гуманитарных и социально экономических; общих профессиональных дисцип-
линах; дисциплинах предметной подготовки. Перечислим некоторые из дисциплин: «Основы права»; «Иностранный язык»; «Основы
специальной психологии»; «Основы специальной педагогики»; «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению»; «Методика
развития детской речи»; «Методика развития детского изобразительного творчества»; «Методика физического воспитания и развития детей»; «Методика развития слухового и зрительного восприятия»; «История специального образования в России»; «Профессиональная деятельность и здоровье педагога».
В рамках изучения теоретических основ технологии обучения нами была разработана и проведена серия межструктурных семинаров и консультаций по разработке и реализации компетентностного подхода в образовательный процесс (методические семинары «Методологические основы интерактивного обучения студентов», «Возможности применения неимитационных и имитационных методов обучения в образовательном процессе»; консультации: «Методические реко-
мендации по реализации интерактивного обучения студентов»; «Разработка содержания интерактивных методов обучения студентов»; семинар: «Представление результатов апробации интерактивных технологии обучения студентов»).
Второй этап — экспериментальный. На данном этапе решаются задачи:
1. Разработка образовательных технологий, формирующих компе-
тенции, диагностического инструментария по выявлению уровня сформированности компетенций.
2. Апробация разработанных элементов образовательных технологий и диагностического инструментария в творческой группе педагогов, учебных группах на занятиях.
3. Фиксация накопленного опыта по результатам работы творческой группы в локальных документах, технологических схемах, дидактическом материале, методических рекомендациях.
В качестве генеральной технологии обучения мы выбрали интерактивные технологии обучения студентов. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной деятельности в процессе овладения учебным материалом [7, с. 95]. Они ориентированы на самостоятельное добывание студентами знаний, на активизацию познавательной деятельности, развитие мышления, формирование практических умений и навыков. Особенность активных методов обучения в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности [5, с. 74].
В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаи-
модействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности.
При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации [3, с.218].
В интерактивных формах обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций) [3,
с. 218].
При выборе метода обучения следует прежде всего проанализировать содержание учебного материала и использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться творческое мышление студентов, их познавательные способности, жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной деятельности.
В образовательном процессе нами применялись неимитационные методы обучения (проблемная лекция, дискуссия, пресс-конференция, конференция, диспут, мозговая атака) и имитационные (анализ конкретных ситуаций, метод разыгрывания ролей, блиц-игра, деловая игра, эвристическая беседа, выполнение индивидуальных зада-
ний в процессе производственной практики).
В процессе обучения студентам предлагались межпредметные задачи, имитационно-моделирую-щие, проектные и контекстные способы обучения, которые не могут быть решены средствами одной дисциплины. Это понимание сути освоения учебного материала находит свое отражение не только в содержании текущих зачетов и экзаменов, но и в итоговой государственной аттестации.
Преподаватели имели возможность ознакомиться со спецификой реализации технологии обучения в дистанционной и очной формах, во время участия в мастер-классах. Педагоги могли посетить занятия, проводимые их коллегами. Таким образом реализовывалась цель взаимосвязи между отдельными дисциплинами и видами занятий, реализуя комплексный подход к достижению основных образовательных целей.
Система педагогического управления процессом формирования коммуникативной компетентности в ходе обучения должна включать следующие факторы:
- постоянный учет коммуникативной природы профессии будущего педагога с момента его поступления и до его окончания (Е. А. Запорожец);
- укрепление взаимосвязи формирования коммуникативной компетенции с другими направлениями профессиональной подготовки специалиста и компонентами образовательного процесса;
- организация специального непрерывного и целостного коммуникативного обучения.
Участниками рабочей группы было осуществлено структурирование содержания образовательного процесса на связанные между собой процедуры, этапы, операции; разработано содержание (форм и методов) реализации данного подхода.
При разработке диагностического инструментария мы исходили из того, что компетенции формируются и проявляются в деятельности, следовательно, результат освоения необходимо отслеживать через оценку реализации самой деятельности и продуктов деятельности. Для оценки уровня сформи-рованности коммуникативной компетентности мы применяли три группы методов. Первая группа — организационные методы: комплексный, сравнительный и формирующий. При применении комплексного метода организация измерений каждого респондента осуществляется по разноуровневым параметрам, относящимся к свойствам субъекта деятельности и личности. Сравнительный метод позволил нам сопоставить особенности коммуникативной компетентности у разных групп испытуемых.
Вторая группа — эмпирические методы, была представлена следующими тестами: «Тест оценки коммуникативных умений» [6, с. 185]; «Тест для диагностики
коммуникативных способностей» [8, с. 234]; «Тестовая карта для оценки коммуникативной деятель-
ности студента во время практики» (по А. А. Леонтьеву).
При компетентностном подходе контроль результатов осуществляют представители педагогического и студенческого коллективов, сам студент.
Для выявления уровня сфор-мированности коммуникативных умений во время практики мы применяли метод экспертной оценки. Данный метод позволяет использовать знания, умения и опыт специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в области специального дошкольного образования с целью получения оценки сформированных компетенций у будущих специалистов.
Показателями экспериментальной деятельности явились:
- положительная динамика уровня сформированности коммуникативной компетентности у студентов;
- освоение преподавателями компетентного подхода повышает уровень их педагогического мастерства.
При реализации третьего этапа — рефлексивного, мы решали задачи:
1. Издание материалов проектной деятельности и методических наработок преподавателей, подготовка публикаций в научных изданиях.
2. Реализация системы оценки достижений студентов с целью внедрения ее в практику деятельности педагогов педагогического колледжа.
Результатом данного этапа явилось создание банка данных по
эффективным технологиям и дидактическому материалу в рамках исследуемой темы. Педагогами
оформлены инструктивные карты по различным формам активных методов обучения, подготовлены компьютерные презентации с результатами и обобщениями исследовательской деятельности.
Результаты деятельности по формированию коммуникативной компетентности студентов обсуждалась на заседаниях предметноцикловой комиссии, учебно-
методического совета, совете педагогического колледжа; докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики института специальной педагогики КГПУ им. В. П. Астафьева.
С целью обобщения опыта применения технологии обучения разработаны методические материалы, создано учебно-
методическое пособие с привлечением авторских разработок преподавателей, студентами проведены учебные исследования в рамках профессионального воспитания будущих специалистов, по результатам которых оформлены курсовые и выпускные квалификационные работы; преподавателями подготовлены и представлены доклады на всероссийских и международных научно-практических конференциях.
Литература
1. Болотов, В. А. Компетентност-ная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10.
2. Гилевич, И. М. К проблеме ин- 6.
теграции (программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушением слуха) / И. М. Гилевич,
Л. И. Тигранова // Дефектология. — 1996. — № 6. 7.
3. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная интерпретация / В. И. Загвязин-ский — М. : Академия, 2006.
4. Маскин, В. В. Алгоритм перехода образовательного учреж- 8
дения к компетентностному подходу: практическое посо-
бие / В. В. Маскин, А. А. Петренко, Т. К. Меркулова ; под ред. В. В. Маскина. — М. : АРКТИ, 2006.
5. Морева, Н. А. Педагогика сред- 9. него профессионального образования / Н. А. Морева. — М. : Академия, 2001.
Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие / Л. С. По-дымова, Е. А. Ларина, О. А. Ши-ян ; под ред. В. А. Сластенина. — 2-е изд., стер. — М. : Акаде-мия,2006.
Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. — М. : Мастерство, 2001.
Ратанова, Т. А. Методы изучения и психодиагностика личности: учеб. пособие / Т. А. Ратанова, Н. Ф. Шляхта. — 2-е изд., испр. — М. : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 2000.
Словарь по социальной педагогике : учеб пособие / сост. Л. В. Мардахаев. — М. : Академия, 2002.