ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО ТЕХНИКА-СТРОИТЕЛЯ,ИХ СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
О.Е.Корякина
Кировский государственный колледж строительства, экономики и права 610021, г. Киров, ул. Солнечная, 13 E-mail: [email protected]
Раскрывается понятие профессионально значимых качеств будущего техника-строителя, анализируются их сущностные характеристики, описанные в психологопедагогической литературе, и особенности формированияв соответствиис функциями профессиональной деятельности, запросами работодателей и Федерального государственного образовательного стандарта.
Ключевые слова:профессионально значимые качества, сущностные характеристики, особенности формирования.
В условиях модернизацииобразованияи глобальных перемен, охвативших все сферы жизни российского общества, происходят значительные изменения в сфере профессионального технического образования. Анализ содержания труда техников-строителейпоказывает, что в этойотрасли изменяются видыпрофессиональной дея-тельности.Внедрение новых технологий возведения промышленных и гражданских зданий, новых технологий производства строительных материалов требует от спе-циалистовсознательного использования широкого круга техническихзнаний. Это,в свою очередь, обуславливаетвнесение существенных изменений в содержание обучения специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
Разработка содержания профессиональных модулей и междисциплинарных курсов должна опираться надетальный анализ профессиональной деятельности техни-ков-строителей. Содержаниеобучениядолжно формироватьобщепрофессиональные компетенциии профессионально значимые качества, отвечающие потребностям рынка труда и требованиям самых современных технологий строительного производства. Высокий уровень профессиональной подготовки техниковстановится обязательным условием успешного труда. Согласно требованиям к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности 270802 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»образовательное учреждение обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы,сформировать социокультурную сре-ду,создать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, обновлять основную профессиональную образовательную программу с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы[1].
Профессиональноеобразование в колледжах предъявляетновые требования к качествуподготовки будущих техников, определивихна уровне формирования общепрофессиональных компетенций ипрофессионально значимых
качеств.Несмотря на внимание исследователей к проблеме формирования
Ольга Евгеньевна Корякина, аспирант кафедры педагогики.
профессиональнозначимых качеств студентов технических специальностей вколледже, в ее решении не преодоленонесоответствиепрофессиональной подготовкипотребностям строительной индустрии. Рыночные отношения заставляют работодателей повышать требования при реализации кадровой политики.Высокая степень влияния профессиональнозначимых качеств будущих техников на результативностьпрофессиональной технической деятельностиставит задачи перед профессиональным сообществом изменить методику, подходы и методы обучения и воспитания.
Анализ психолого-педагогических исследований в области профессионально значимых качеств личности показал, что среди них нет единой точки зрения на сущностную характеристикупонятия«профессионально значимые качества» и на то, какие качества относятся к профессионально важным для техников-строителей. Учи-тывая,что профессиястроителя относится отчастик системе человек-техника, к ряду профессионально важных качеств личности ученые относят личностные особенности. Рассмотрением проблемы формированияпрофессионально важныхкачеств занимались А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, В.Л. Марищук, К.К. Плато-нов,В.Д.Шадрикови другие. Большое внимание уделяютзаконам и закономерно-стямразвитияпрофессионально важных и профессионально значимых качеств педагога Л.М. Митина, А.К. Маркова. Проблему выявления и формирования профессиональнозначимых качеств в соответствиис видами инженерной деятельности рассматривали в диссертационных исследованиях Л.К.Бобикова, М.Е.Капитонова,
А.П. Павлова. С.Я. Батышев, выделяя в «лестнице»становления личности ступень профессиональной компетентности, связывает ее с формированием таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полнореализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественнонеобходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования наиболее продуктивного и конкурентоспособного функционирования работника той или иной квалификации и профиля [2, с.33].
В.Д. Шадриков называет «индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения», профессионально важными качествами, включая в них и способности человека [3, 66]. Профессионально важные качестваи их подсистемы выступают в роли тех внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования деятельно-сти;следовательно, развитие профессионально важных качестви их подсистем является узловым моментом формирования психолого-педагогическойсистемы деятельности. Профессионально важные качества - это психолого-педагогические индиви-дуальныекачества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны, и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. Мы согласны свывода-миВ.Д. Шадрикова и его учеников, что компонентный составпрофессионально обусловленных ансамблей постоянно изменяется, усиливаются корреляционные связи между ними. Взяв за основу определениеавтора, что для каждой профессии существуют относительно устойчивые системы профессиональных характеристик, мы считаем, что в роли профессионально важногокачества может выступать любое качество индивида, включенное в систему его деятельности.Особенностями формировани-япрофессиональнозначимых качествбудущих техников-строителей в процессе профессиональной подготовки являются специально созданные условия. К таким условиям мы относим внедрение федеральных государственных образовательных стандартов III поколения в условиях постоянного повышения квалификации и прохож-
дения стажировок преподавателей, применения практико-ориентированных форм обучения, конкретизации принципов профессиональной целесообразности исвязи теории с практикой, дополненных программой конструктивного взаимодействия с работодателями.
Новизна исследования заключается в уточнении сущностной характеристики понятия «профессионально значимые качества будущего техника-строителя», разра-боткемоделиформирования профессионально значимых качеств,базирующейся на концептуальных идеях ведущих методологических подходов: личностноориентированного, индивидуализированного (В.В.Давыдов,А.В.Мудрик,
A.К.Маркова,В.В.Сериков, Е.А.Ходырева, И.С.Якиманская), концепции целостного системного подхода к проектированию педагогическогопроцесса (В.С.Ильин,
B.В.Краевский, И.Я.Лернер, В.А.Сластенин, Л.ФонБерталанфи и др.), концептуаль-
ных основдеятельностного подхода(Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин,
Н.В.Котряхов, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д.Шадриков, Д.Б.Эльконин,) и идеях практико-ориентированного подхода (С.Я.Батышев,
Л.Г.Семушина,Н.Г.Ярошенко). Специфика предложенной модели заключается в том, что ее полноценная реализация возможна лишьпосредством системы практикоориентированных заданий. В нашем исследовании практико-ориентированные задания выступают средством формирования профессионально значимых качеств будущих техников-строителей, необходимых для освоения профессиональных компетенций специалистов. Такие задания имеютприкладной характер, строятся путем отбора производственных ситуаций, в которых интеллектуальные и волевые качества будущих техников являются необходимым условием подготовки студентов к решени-юпрофессиональных задач, входящих в профессиональные компетенцииспециали-стов. Отбор практико-ориентированных заданий требует применения специальных технических знаний и умений, специфических для профессии. В зависимости от степени охвата областей предметных знаний мы разработали систему практикоориентированных заданий в рамках учебного процесса, охватив блок общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей, внеаудиторной самостоятельной работы,практического обучения и итоговой государственной аттестации. Содержание обучения в технических колледжах специфично по своим целям. Его можно условно разделить по направленности содержания иконечным результатам на теоретическое и практическое обучение. Основная цель теоретического обучения -вооружение студентов системой технических знаний, практическоеформирование у них технических умений.
Анализ исследований таких авторов, как В.А.Петровский, Л.В.Занков, П.И.Пидкасистый,Л.Л.Столяренко, С.И.Самыгин, В.Е.Столяренко, В.А.Сластенин и др., позволил нам определить необходимые дидактические принципы иих современ-нуюинтерпретацию. Выбранныйнабор дидактическихпринципов - систематичности и последовательности, прочности, наглядности, профессиональной целесообразно-стии связи теории с практикой - обеспечиваетдостаточнуюреализацию задач профессиональной подготовки будущих техников-строителей.
Принцип систематичности и последовательности достигается за счет поэтапного формирования профессионально значимых качеств на первом курсе в рамках общепрофессиональных дисциплин(техническая механика, инженерная графика, строительное черчение, электротехника), на второмкурсе в рамках профессиональных модулей, на третьем -итоговой государственной аттестации. Важным этапомформиро-вания профессионально значимых качеств является систематическая, последова-тельнаявнеаудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется на всех эта-
пах профессиональной подготовки. Максимальные возможности самостоятельной деятельности студентов обеспечиваются методами, ориентированными на оценку достижений обучающихся: это внеаудиторные и аудиторныепрактические задания, изучение конкретных ситуаций из практики, исследовательские работы, круглые столы, деловые игры, экскурсии, конференции, имитационные занятия, классные часы. Такие формы организации способствуют формированию волевых и деловых-качествстудентов: ответственностиза результаты труда (самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, сознательность), способностик самообразованию, организованности.
Следующий принцип- принцип прочности- мы рассматриваемв тесной связи спринципом систематичности и последовательности.Сущность его состоит в том, что профессиональная подготовка в колледжедолжна вооружить студентовпрочны-ми техническимизнаниями, умениями,такими, чтобы они стали результатом формирования профессионально значимых качеств личности, собственным приобретением каждого студента. Такие технические знания, техническиеуменияучащиеся могут легко воспроизводить и использовать в своей учебной, а в дальнейшем и трудовой деятельности.
Принципнаглядности являетсяреальной опорой на наглядные представления сту-дентов,средством повышения эффективности формирования интеллектуальных качеств студентов технических специальностей. Организационно-педагогические условия, при которых применение наглядности вобучении может выступать средством повышения эффективности формирования компетентности и профессионально значимых качеств обучения будущего техника, включают в себя: реализацию дидактического потенциала, направленность на формирование метапредметных технических умений и профессиональных компетенций, учет потребностей обучающихся в современных формах предъявления учебного материала,использование различных форм обучения и видов учебной деятельности, разработку продуктов проектной, технологической и конструктивной деятельности в соответствиис современными техническими характеристиками и требо-ваниями.Ведущими в нашем исследованииявляются принцип профессиональной целе-сообразностии принцип связи теории с практикой.
Принцип профессиональной целесообразности обеспечивает отбор содержания, методов, средств и форм подготовкиспециалистов среднего звена с учетом особенностей выбранной специальности с целью формирования профессионально важных качеств, знаний и умений [4]. Учебно-воспитательный процесс в этом контексте представляется как целостная система практико-ориентированных заданий, познавательным ядром которых является профессиональная деятельностьспециалистов-техников.
Принципсвязи теории с практикоймы рассматриваем с позиции новизны, разработав программу конструктивного взаимодействия с работодателями строительных организаций и включив комплекс педагогических условий. К ним мы относим: поэтапный и всесторонний характер обучения, создание практико-ориентированных заданий с элементами практической профессиональной деятельности, потребность преподавателей в стажировках и повышении квалификации.
При выделении системы принципов обучения в коллеже мы учитывали специфику и особенности учебногопроцесса в колледже, идеи профессионализации и практикоориентированностив преподавании почти всех наук.
Для объективного анализа профессиональнозначимых качеств будущих техниковмы провели пилотажное исследование, в котором приняли участие ведущие специалисты строительных организаций Кировской области. Главное требование работодателей, предъявляемоек выпускникам, - гибко реагировать на изменение
условий труда в строительной отрасли, наличиепроектировочных,конструктивных, организаторских, технологических, реконструкционных умений,волевых и деловых качеств, необходимых в профессиональной деятельности. Посредством проведения анкетирования и опроса работодателей нам удалось выявить профессиональнозначимые из профессионально важных качеств техника-строителя в соответствии с требованиями работодателей, Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколенияи профессиональными функциями деятельности техника.
На основе анализа требований профессионального стандартатехника-строителя и образовательного стандарта к видам профессиональной деятельности мы выдели-личетыре функции, необходимыхдля профессиональной деятельности техников-строителей: проектировочно-конструкторскую, технологическую, организацион-
нуюиэксплуатационную. В соответствиис функциями профессиональной деятельности техников ведущие специалисты строительной индустриивыделилииз профессиональноважных качеств личности наиболее значимые,необходимые для формирования профессиональной компетентности техников-строителей, включив в их число особый вид мышления - техническое, техническиеумения и значимые волевые и де-ловыекачества (см. таблицу).
Профессионально значимые качества будущего техника-строителя
Видпрофессиональной деятельности Функции Профессиональнозначимые качества
1. Участиев проектировании зданий и сооружений Проектировочно- конструкторская Техническое мышление, проектировочно-конструктивные умения, волевые и деловые качества
2. Выполнение технологических процессов пристроительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов Технологическая Техническое мышление, технологические умения, волевые и деловые качества
3. Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительномонтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений Организационная Техническое мышление, организаторские умения, волевые и деловые качества
4. Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов Эксплуатационно -реконструкционная Техническое мышление, эсплуатационно-реконструкционные умения, волевые и деловые качества
Для нашего исследования наибольший интерес представляют профессионально значимые качества, структуру которых составляют трикомпонента: интеллектуальные, деловые и волевые качества личности. К интеллектуальным качествам будущих техников мы относим техническое мышление и технические умения, к волевым -ответственность за результаты труда, к деловым - организованность, способность к самообразованию.
Ответственность - этоинтегративное качество, и как составляющие личностные качества в структуре ответственности мы выделяем самостоятельность, дисциплинированность, инициативность, способность к самообразованию, организованность.
Таким образом,профессионально значимые качества техника отбираютсяиз множествапрофессионально важных по такимпризнакам, как социальная востребованность в соответствии с требованиями региона, запросами работодателей и требованиями Федерального государственногообразовательного стандарта к видам профессиональной деятельности.
Под профессионально значимыми качествами будущего техника-строителя мы понимаемсовокупностьиндивидуальных качествличности (интеллектуальных, деловых и волевых), требуемых современным обществом и регионамиот специалистов строительной отрасли, влияющих на формирование профессиональной компетент-ности,успешность, эффективность ипродуктивность учебнойдеятельности студенто-ви позволяющихим реализоватьсебя в профессиональной деятельности. Итак,профессионально значимые качества будущего техника-строителя - это комплекс интеллектуальных, деловыхи волевых качеств, необходимых для осуществления профессиональных функций деятельности.
Раскроем сущностную характеристику каждого профессиональнозначимого ка-чества.Проблеме формирования технического мышления в обучении посвящены исследования Б.Ф.Ломова, О.К.Тихомирова,В.Т.Кудрявцева,М.Л. Шубаса,
Ю.З.Гильбуха, Г.Кайзера, П.М.Якобсона, Г.С.Альтшуллера, С.Л. Рубинштейна и других. Структура технического мышления раскрывается намис точки зрения наглядно-образного, действенного, понятийного и практического компонентов.
Что касается умений, то К.К.Платонов
иГ.Г.Голубевсчитаютумениямиособенности личности, формируемые в практической деятельности,осуществляемые методами упражнений и производственной практики. Формирование умений они рассматривают как конечную цель профессионального обучения, которая формируется посредством упражнений. Мы понимаем умение сточки зрения практической деятельности техников-строителейкакспособность человека продуктивно, с должным качеством, в соответствующее время выполнять работу в новыхпроизводственных условиях в соответствии с функциями профессиональной деятельности.Любое техническоеумение включает в себя технические понятия, представления, знания, навыки, распределения и переключения внимания, навыки техническогомышления, регулирования процесса деятельности.
Анализ исследований разных авторов, занимающихся проблемами формирования профессиональных и общетехнических умений (П.Р.Атутова, С.Я.Батышева, П.Я.Гальперина,А.А.Кирсанова, А.М.Кочнева, А.М.Новикова,
Л.Г. Семушина,Н.Г.Ярошенко,Н.А.Тарасова)позволил нам представитьтехнические умения какпрофессионально значимые качества личности, формируемые в процессе профессиональной подготовки будущих техников и обусловленные функциями профессиональной деятельности.В современных условиях изменились функции профессиональной деятельности техников-строителей:уже недостаточно в процессе профессиональной подготовки обладать базовыми техническими знаниями,на которых-формируются технические умения. Современное обществопредъявляет к результатам труда специалистов высокие требования.
Следующееисследуемое нами профессионально значимое качество -ответственность за результаты труда - носит интегративный характер.В «Словаре современного русского литературного языка» дается следующее толкование понятия ответственности. Ответственность- это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-
либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимаютобещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения. Социологическое понятие «ответственность» отражает объективный, исторически конкретный характер взаимоотношений между личностью, коллективом и обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Вфилософских исследованиях Л.И.Грядуновой, В.С.Маркова, А.Ф.Плахотного,
В.И. Сперанского указывается объективное(совокупность требований общества к его членам) и субъективное(осознание человеком своего долга перед обществом, людьми и собой) содержание понятия.
К.А. Абульханова-Славская определяет ответственностькак форму активности личности посредством присвоенияей внешней необходимости.Мыв своих исследованиях связываем понятие ответственности с инициативойи самостоятельностью, дисциплинированностью. Ответственность превращает внешний долг во внутреннюю потребность, поэтому если внешний долг и обязанность требует внешнего контроля за его выполнением, то его превращение во внутреннюю обязанность сопровождается переходом к самоконтролю.
Основы педагогической теории ответственности заложены в трудах А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, В.ФШаталова, Г.И.Щукиной и других ученых.
A.С.Макаренко требовал не только индивидуальной ответственности каждого за свои дела, но и коллективной ответственности за каждого. Мы разделяем это мнение: осознание субъектом своих обязанностей есть условие их ответственной реализации.
B.А.Сухомлинский характеризовалответственность как способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и осуществлять самооценкуи самоконтроль. Мы считаем необходимым условием формирования ответственностивключение студентов в активную самостоятельную деятельность, вне которой о формировании ответственности говорить нельзя. Необходимо создать условия для самостоятельного выполнения заданий с учетоминдивидуальных особенностей мышления каждого студента. Необходимо обеспечить самостоятельность в планировании и осуществлении деятельности, оценке ее результатов. Нужно исходить из общих целей,мотивов, задач, содержания заданий в организации иосуществлениисамостоятельной деятельности,ее анализе. Таким образом, критерием ответственности за результаты труда являетсяисамостоятельность.
Анализ федеральныхгосударственных образовательных стандартов, учебных планов и программ позволяет выявить растущую значимость самостоятельной работы студентов в периодобучения в колледже. Анализ практической деятельности в колледжесвидетельствует о недостаточном внимании к вопросу формирования са-мостоятельностикак качества личности обучающихся и основы для приобретения профессиональной компетентности.Активизацию познавательной деятельности обучающихся для развития самостоятельности личности в учебном процессе рассматривают Ш.И. Ганелин, Е.Я. Голант, М.И. Махмутов, Г.И. Щукина. С данным направлением тесно связана разработка Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина вконцепции проблемного обучения.Самостоятельность в общепринятом значении-это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других.Самостоятельность- это не только отсутствие помощи преподавателя, внешних опор, но и своеобразие, оригинальность, способность по-своему, интересно решить ту или иную задачу. Развивается такая самостоятельность
там, где есть свобода действий, возможность выбора, право высказать свои мысли, совершать нравственные поступки. Одной из существенных и эффективных форм организации самостоятельной работыявляется курсовое и дипломное проектирование. Результатом рефлексивного этапаявляется самооценка студентами результатов деятельности. Известный отечественный психолог Л.С.Выготский писал о том, что способность самостоятельно решать те или иные учебные задачи является показателем уже усвоенных знаний и умений.
Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих принятия нестандартных решений.Таким образом, еще одним критерием ответственности является инициативность.Категория «инициативность», так же как и активность, является межпредметным феноменом и употребляется как в философии, так и в психологии, педагогике и ряде других научных областей. Начало исследованиям понятия «инициатива» впедагогике положили работыЯ.А. Коменского. В педагогических исследованиях изучались вопросы формирования инициативы в игре, в общественно полезной деятельности (С.А. Петухов, М.С. Говоров, Т.Ф. Игнатенко, И.Э. Плот-ник,И.Д. Чернышенко).Инициатива с точки зрения ученых являетсявыходом за пределы заданныхусловий как стремление искать новые пути дляболее успешного решения стоящих задач.Во многих исследованиях инициативности какволевого качества подчеркивается, что без развития самостоятельности и самодеятельности невозможно воспитание инициативы. Особенно процесс формирования инициативности прослеживается в рамках внеаудиторной самостоятельной работы. Отметим, что под инициативностью мы понимаемне столько стихийно складывающуюсяспособ-ность, сколько выработанное впроцессе специальных упражнений умение ставить перед собой новые задачи и решать их.
Идеидисциплинированности личности как сложного феномена высказывали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и другие педагоги. Они считали,чтов органическом единстве с дисциплинированностьювыступают ее осознание, чувства, а также навыки и привычки поведения,в котором сочетаются и хорошее понимание правил поведения, и переживание своих обязанностей, и внутреннее стремление к их добросовестному выполнению, и способность преодолевать различные препятствия, которые возникают на этом пути.
Эффективность формирования профессионально значимых качеств зависит от разных подходов, принципов, средств и методов обучения.Внашем исследовании-концептуальную основу составляетсовокупность несколькихпедагогических подходов: системного, личностно-ориентированного, индивидуализируемого,практико-ориентированного и деятельностного. Модель формированияпрофессиональнозна-чимых качеств будущих техников строится в процессе профессиональной подготов-кии составляет: целевой блок, содержательный,технологический,оценочно-
результативный.
Целевой блок отражает цельи задачи исследования - повышение уровня формирования профессионально значимых качеств будущих техников посредством системы практико-ориентированных заданий и формирование готовности студентов к выполнению функцийпрофессиональной деятельности.
Содержательный блок отражает сущностную характеристику профессионально значимых качеств, их функции в профессиональной деятельности и особенности их формирования.
В основу технологического блока заложены принципы формирования профессионально значимых качеств: системности, систематичности и последовательно-сти,прочности, наглядности, профессиональной целесообразности,связи теории с практикой,особенности формирования системы практико-ориентированных заданий, основные методологические подходы к исследовательской деятельности, формы организации и методы и комплекса педагогических условий.
Оценочно-результативный блок основан на критериях сформированности профессионально значимых качеств.
Таким образом,проектируемая структура модели формирования профессионально значимых качеств посредством практико-ориентированных заданий может быть использована преподавателями средних специальных учебных заведений,классными руководителями для диагностики и анализа уровня сформированности профессионально значимых качеств студентов - будущих техников; проведения аудиторных и внеаудиторных практическихзанятий,лабораторных работ, проведения и организации конференций, сопровождения исследовательской и проектной деятельности, может оказать помощь в подготовке практико-ориентированных заданий дляучеб-ной, производственной и преддипломной практики. Постоянный мониторинг и поэтапный контроль знаний иуменийстудентов колледжа по всем аспектам учебновоспитательной деятельностипозволяет подготовить их к профессиональной деятельности техников и повысить качество их подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»: Утв. приказом Министерства образования и науки РФ. - С.3 - 8,63 - 71.
2. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. - М.:Профессиональное образование, 1997. - 512 с.
3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие. - М.: Логос, 1998. - 320 с.
4. Столяренко ЛД.,Самыгин С.И., Столяренко В.Е.Психология и педагогика: Учебник. -Изд.3-е. - Ростов н/Д:Феникс,2012. - 636с.(Высшее образование).
5. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособиедля преп. учреждений сред.проф.образования. -М.:Мастерствво,2001. - 272с.
Поступила в редакцию 15.06.2013; вокончательномварианте 15.06.2013
UDC 377
FUTUREBUILDINGTECHNICIAN’SPROFESSIONALY SIGNIFICANT QUALITIES. THEIR ESSENTIAL CHARACTERISTICS AND FORMATION PECULIARITIES O.E. Koryakina
KirovState college of construction economics and law 13, Solnechnaya st., Kirov, 610021 E-mail: [email protected]
In the article the content of futurebuildingtechniciansprofessionaly significant qualities is revealed, their essential characteristics described in psychology-pedagogical literature as well as theirformationpeculiaritiesare analysedaccording to the functions of technical students professional activity, employers’ inquiries and federal state educational standard.
Key word: professionaly significant qualities, essential characteristics, formationpeculiarities.
Original article submitted 15.06.2013; revision submitted 15.06.2013
Olga Evgenevna Koryakina, Pedagogics chair, Post-graduate student.