1УДК 379.8 ББК 74.200.58
РОЛЬ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРИЕМОВ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВЫХ ФОРМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Н. А. Опарина
Аннотация. Рассматриваются проблемы празднично-игровой деятельности детей и молодежи. Приводятся примеры различных зрелищных форм досуга. Обращается внимание на важность включения в современную культурно-досуговую деятельность традиций народной сме-ховой культуры. Представлены примеры использования фольклорных приемов в современной празднично-игровой деятельности подрастающего поколения.
Ключевые слова: праздник, зрелище, культура, досуг, воспитание, творчество, фольклор.
ROLE OF FOLKLORE METHODS OF FESTIVE AND GAME FORMS OF ACTIVITY IN THE EDUCATION OF CHILDREN
N. A. Oparina
Abstract. The article discusses the problems of festive and game activities of children and youth. Examples of various spectacular forms of entertainment are presented. Attention is drawn to the importance of modern cultural and leisure activities of traditions of folk humorous culture. The examples of the use of folklore techniques in modern festive and game activities of the younger generation are presented.
Keywords: celebration, spectacle, culture, leisure, education, creativity, folklore.
Актуальность статьи обусловлена следующими позициями. Первое - обращение к использованию в воспитании современных детей приемов и методов народной педагогики, дошедших до нас в различных жанрах и видах фольклора. Знание своих корней, происхождения, понимание и прочувствование причастности к культуре своего народа является одной из важнейших составляющих в работе с детьми и молодежью в наше время. Второе -приобщение детей и молодежи к празднично-игровой культуре народа соответствует потребностям их возраста. Яркостью, зрелищным многообразием форм привлекают народные зрелища и праздники. Третье - акцентировка смеховой культуры как важнейшего средства в создании празднично-игровых форм досуга детей и молодежи.
Цель статьи - показать важность обращения к народным традициям в воспитании современного молодого поколения с помощью различных форм и средств празднично-игровой культуры, сохраненной фольклором.
Досуг современной молодежи зачастую заполнен бессодержательным времяпрепровождением или занятиями худшего порядка. Перед педагогами, воспитателями и организаторами досуга детей и молодежи сегодня стоят непростые задачи. В поиске средств их решения может помочь обращение к воспитательному и художественно-творческому опыту народа.
Задачи исследования решались с помощью личностно ориентированного подхода, творческих заданий, наблюдений и анализа.
Результаты убеждают в ценности использования приемов празднично-игрового фольклора в работе с детьми и молодежью в настоящее время.
Особое место в праздниках и других современных формах театрализованных зрелищ занимают приемы и традиции, передающие в художественно-образной форме традиции народа, его культурное наследие. Иными словами, художественная современность в различных видах деятельности подрастающего поколения невозможна без опоры на народные традиции.
О благотворном влиянии народного творчества и о необходимости серьезного к нему внимания со стороны педагогов пишут и фольклористы, и деятели культуры (Д. С. Лихачев, В. Н. Гагин, С. А. Шмаков и др.).
Совместная деятельность разных поколений уже сама по себе является народной традицией. Сотворчество детей и взрослых в процессе празднично-игровой деятельности становится основой общения разных поколений. «Праздник выступает как многогранное социально-художественное явление, направленное на духовно-нравственное развитие личности. Творчески участвуя в создании праздника, дети и взрослые вступают в процесс активного взаимодействия по большому спектру организационно-художественных моментов» [1, с. 19]. Все это говорит о том, что «детский праздник требует от его создателей четкой организации, соблюдения определенного алгоритма его подготовки и проведения, что определяется технологией организации праздника» [2, с. 27].
Использование в современных праздниках и обрядах народных традиций позволяет избавить зрелище от статики и пассивного восприятия аудиторией тех или иных форм художественно-творческой работы. Одной из главных сценарно-режиссерских проблем в подготовке и проведении празднично-игровых форм детского и молодежного досуга является поиск новых приемов, интересных фактов, интерактивных методов общения зрителей с исполнителями, нового содержания детских праздников. В детский и молодежный досуг наряду с традиционными и привычными праздниками пришли и новые празднично-игровые формы, и зрелища. Современные социокультурные условия ставят перед организаторами досуга и свои задачи. Сегодняшние формы детского и молодежного досуга в основном базируются на взаимопроникновении праздника и игры. Этот процесс помогает созданию новых моделей празднично-игровых форм досуга. К данным вопросам обращались в своих работах: В. Я. Пропп, С. А. Шмаков, Г. П. Черный и др.
Организация праздника или игровой программы всегда требует от воспитателей, педагогов и руководителей творческих кружков и студий серьезных усилий, слаженности в рабо-
те, взаимопонимания детей и взрослых. Большей педагогической эффективности добиваются постановщики игровых программ и праздников с активным включением в них многообразных форм, методов и художественных приемов, с привлечением к участию разновозрастных категорий детей и молодежи. Пространство игры и праздника имеет свои важные особенности [3, с. 98].
Современные праздники сложились на основе фольклорных традиций и трансформируются в соответствии с требованиями времени. Большое распространение получил художественный тип игрового фольклора. Зачастую в структуру самых разных современных праздников входит и обширный пласт собственно произведений фольклора (песни, частушки, хороводы и др.), и богатейшая игровая палитра народной культуры. В речевой культуре праздничного действа просматривается и то, как народ учитывал потребность ребенка в смехе, веселье, юморе.
Термин смеховая культура в научный и практический обиход был введен М. М. Бахтиным [4]. У каждого народа своя смеховая культура, но сущность смешного, как утверждал Д. С. Лихачев, оставалась «во все времена одинаковой...» [5, с. 7]. Это проявлялось в пародировании, в балагурстве, в нелепости строения слов, рифмовке текстов, в употреблении слов «внешне похожих по звучанию» и т. п. [6, с. 22]. Эти формы смехового аспекта существовали и в представлениях скоморохов, и в «святочных обрядах, и в масленичных гуляниях, с их общим праздничным весельем» [5, с. 16].
Значимость формирования культуры смеха средствами в том числе и досуговой деятельности трудно переоценить. Это, по сути, становление духовной культуры личности, способность овладения системой приемов, вызывающих смех, помогающих совершенствованию человеческой личности.
Детский массовый праздник был и остается одной из самых сложных, но и самых благодарных форм работы педагогов со своими воспитанниками. Удачно организованное празднично-игровое действо способно оставить яркий эмоциональный след в сердце каждого участника, обогатить его духовно. «Праздники открывают детям простор для творчества, рожда-
ют в душе ребенка светлые чувства, воспитывают умение жить в коллективе» [2, с. 3].
Праздник - это эстетико-социальное явление. Красочность, эмоциональная приподнятость делают его радостью для всех, антиподом будней, неординарным и ярким событием на фоне обыденности. И в настоящее время детский праздник, празднично-игровое зрелище как одна их форм организованного творческого досуга ребят пристально изучается философами, педагогами, психологами, культурологами, писателями, общественными деятелями и др. Без праздника и праздничности невозможно представить жизнь детских учреждений. Празднику с его игровой направленностью в жизни ребячьего коллектива уделяют огромное внимание педагоги-практики. У каждого праздника есть свои приметы, обычаи, обряды, но главная черта остается неизменной у всех -это радость! Но праздник - это не просто веселое бездумное время. «Праздник - не праздность, а большое и важное дело, всегда коллективное и всегда творческое. Праздник есть своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. Без праздников немыслима жизнь детей» [7, с. 6].
Для детей праздник родственен самой природе игры, поскольку от игры есть все компоненты: мажорный, радостный тон, отход от рамок обыденной жизни, гармония игры и поучения, ведь любой «грамотно сочиненный детский праздник, развлекая, поучает» [7, с. 8].
Игры подразделяются на подвижные, интеллектуальные, спортивные (могут иметь как интеллектуальный, так и подвижный характер), творческие (творчество - непременный компонент любой игры).
По составу участников можно назвать индивидуальные и коллективные, парные и командные игры. Они могут проходить состязательно или в ролевых формах и у каждой игры вырабатываются специфические правила, требования и условия:
1) правила должны быть простыми, доступными для детского понимания; игру не следует долго объяснять - теряется интерес к ней;
2) игра подбирается таким образом, чтобы было интересно всем, кто в ней участвует, и тем, кто является наблюдающим, зрителем;
3) условия для участников игры должны быть одинаковыми.
В специфику ролевых игр входит их особая способность будить фантазию и стимулировать творческую активность детей. В отличие от ролевых игр в соревновательных царит дух соперничества. Здесь обязателен судья или судейская команда - жюри, которые должны объективно выделить и наградить лучших. Наиболее популярными в детской и молодежной аудитории стали игры викторинного типа, построенные как ответы на вопросы, которые позволяют вовлечь и заинтересовать практически все возрастные категории участников.
Непременным спутником игры является смех, порождающий атмосферу веселья и хорошего настроения. Детская аудитория особенно нуждается в юморе, смехе, радостных эмоциях. Подлинный юмор всегда связан с творчеством. Он требует выдумки, остроумных решений и находок, нестандартного мышления.
Игры и игровые программы используют разные приемы. Многие игровые программы пришли в детские аудитории с экрана телевидения: КВН, «Поле чудес», «Умники и умницы» и др. Они популярны в детской среде и приносят большую пользу ребятам в развитии творческих качеств, способствуют формированию взаимоотношений в коллективе [8]. Игры КВН глубоко педагогичны по своей сути и вызывают неизменный интерес у самой разной аудитории. Участие в создании и проведении игр КВН всегда представляет собой очень ценную деятельность и в творческом, и в педагогическом смысле, влияющую на развитие творческой и социальной активности личности. Распространение информационных технологий внесло свои коррективы в досуг школьников, насытив его многочисленными компьютерными играми. Современные дети уже с самого раннего возраста, уделяя им много времени, не испытывают потребности в общении с кем бы то ни было, что не может не настораживать педагогов, психологов и родителей.
Кроме того, такое увлечение формирует устойчивую привычку и даже зависимость, портит зрение, осанку, вызывает повышенную утомляемость, симптомы расстройства психики, мышления, проявления неадекватного поведения в реальном мире.
В связи с этим мы рассматриваем организацию зрелищно-игровых форм культурно-досу-
говой деятельности как важнейший аспект воспитания детей и молодежи, способствующего формированию духовно-нравственных качеств личности и разносторонних способностей каждого ребенка. Сотворческое участие в замысле, подготовке и проведении праздника детей и взрослых позволит решить очень многие психолого-педагогические и организационно-творческие задачи. Привнесение мажорной, веселой окраски в игровую программу и праздник в целом выполняет свою положительную роль, поскольку для детей радость и оптимизм - доминирующая потребность.
Один из главных принципов народной педагогики можно сформулировать так: «воспитай ребенка в радости!» И действительно, каким бы ни был тяжелым труд и жизнь наших далеких предков, они придумывали веселые песенки, сказки, прибаутки, небылицы для детей.
Остановимся подробнее на приемах фольклорной смеховой культуры, используемых в современных формах празднично-игровой деятельности. Небылица, перевертыш - это один из самых действенных приемов, который можно использовать в сценариях детских праздников, во всех игровых эпизодах и зрелищно-игровых программах. По принципу перевертыша в современные школьные праздники включаются эпизоды, когда дети исполняют роли учителей или учителя - роли учеников и т. п. На принципе перевертыша основаны сюжеты, в которых учитель ставит хорошую оценку за безграмотную работу и распекает отличника за верно выполненное задание.
Нелепица, нелепость - очень близкий к перевертышу прием. Он унаследован нами от скоморохов, шутов и балагуров, которые специально придумывали нелепые ситуации, нелепые одежды, движения и т. д., чтобы посмешить народ.
Любое несоответствие принятым нормам способно рассмешить людей, а в детской аудитории - вызвать искренний смех. Педагогам важно лишь стараться, чтобы в сценариях с помощью такого приема были соблюдены чувство меры, такт и культура.
Известным приемом является намек, он доставляет удовольствие детям уже потому, что задает работу уму, воображению, заставляет домысливать что-то самим.
Распространенным приемом является ирония. И в быту дети сами нередко его используют. Например, подразумевая совершенно противоположное, могут сказать: «Умник ты какой выискался!»
А для детских праздников ценен еще и прием неожиданности. Автору сценария детского мероприятия об этом приеме приходится думать заранее.
Особенно любимыми детьми приемами являются розыгрыш и перефразирование песни, стихотворения или сказки. На этом держится интерес к «старым сказкам на новый лад». Для успеха следует брать широко известные и хорошо знакомые песни или сказки. Эффект основан на несоответствии новых слов тому, что «засело» в памяти.
Каламбур или любая игра слов тоже является одним из любимых приемов в детской среде, и сценаристу необходимо немало потрудиться во время работы над сценарием, чтобы текст содержал и всевозможные словесные игры.
Отметим и прием гиперболы, преувеличения как один из основных в практике и детского, и взрослого досуга.
Смешение стилей - самый любимый детьми прием. На нем держится весь сюжет книги Л. Лагина «Старик Хоттабыч», этот же прием стал основой всенародно любимой комедии Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». На смешении стилей построены эпизоды детских праздников, в которых совершается космическое путешествие, путешествие из современности в прошлое или из реального мира в мир сказок и фантастики, что позволяет детям пофантазировать, помечтать, устремиться мыслями в нечто неизведанное, отойти от обыденности.
«Для детей игры и праздники - не просто отдохновение, но и естественная разрядка от дидактической и режимной напряженности жизни. Дети переходят из состояния слепых исполнителей воли взрослых в мир суверенных проявлений и свобод» [7, с. 13].
Обращение к народной традиции в воспитании подрастающего поколения и в наше время позволяет успешнее решать и психолого-педагогические, и художественно-творческие задачи. Причастность к культуре своего народа всегда является одной из важнейших составляющих в работе с детьми и молодежью.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Опарина, Н. А. Школьные театрализованные праздники и зрелища [Текст] / Н. А. Опарина. - М.: Арманов-центр, 2012.
2. Черный, Г. П. Торжественно, красиво, памятно. Массовые школьные праздники и театрализованные представления [Текст]: кн. для учителя / Г. П. Черный. - М.: Просвещение, 1989.
3. Гагин, В. Н. Национальные праздники и обряды, или Праздничность как феномен русской культуры [Текст] / В. Н. Гагин. - М.: Профиздат, 2005.
4. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса [Текст] / М. М. Бахтин. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990.
5. Лихачев, Д. С. Смех в Древней Руси [Текст] / Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Поныр-ко. - Ленинград: Наука, 1984.
6. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха [Текст] / В. Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 1999.
7. Шмаков, С. А. Нетрадиционные праздники в школе [Текст] / С. А. Шмаков. - М.: Новая школа,1997.
8. Ярошенко, Н. Н. Социально-культурная анимация [Текст]: учеб. пособие / Н. Н. Ярошен-ко. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: МГУКИ, 2005.
9. Опарина, Н. А. Фольклорно-игровые традиции в организации детского театрализованного досуга [Текст]: моногр. / Н. А. Опарина. - М.: МПГУ, 2010.
10. Шендрик, А. И. Социология культуры [Текст]: учеб. пособие / А. И. Шендрик. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
REFERENCES
1. Oparina N. A. Shkolnye teatralizovannye prazd-niki i zrelishcha. Moscow: Armanov-tsentr, 2012.
2. Chernyy G. P. Torzhestvenno, krasivo, pamyat-no. Massovye shkolnye prazdniki i teatralizovannye predstavleniya: kn. dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 1989.
3. Gagin V. N. Natsionalnye prazdniki i obryady, ili Prazdnichnost kak fenomen russkoy kultury. Moscow: Profizdat, 2005.
4. Bakhtin M. M. Tvorchestvo François Rabelais i narodnaya kultura Srednevekovya i Renessan-sa. Moscow: Khudozh. lit., 1990.
5. Likhachev D. S., Panchenko A. M., Ponyrko N. V. Smekh v Drevney Rusi. Leningrad: Nauka, 1984.
6. Propp V. Ya. Problemy komizma i smekha. Moscow: Labirint, 1999.
7. Shmakov S. A. Netraditsionnye prazdniki v shkole. Moscow: Novaya shkola,1997.
8. Yaroshenko N. N. Sotsialno-kulturnaya animatsi-ya: ucheb. posobie. Moscow: MGUKI, 2005.
9. Oparina N. A. Folklorno-igrovye traditsii v or-ganizatsii detskogo teatralizovannogo dosuga: monogr. Moscow: MPGU, 2010.
10. Shendrik A. I. Sotsiologiya kultury: ucheb. posobie. Moscow: YuNITI-DANA, 2005.
Опарина Нина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, член Союза писателей России e-mail: oparil18@yandex.ru
Oparina Nina A., PhD in Education, Associate Professor, Professor, Social and cultural activities Department, Institute of Culture and Arts, Moscow City Teacher Training University, а member of the Russian Writers' Union e-mail: oparil18@yandex.ru