Научная статья на тему 'Игра как уникальное наследие народной педагогики'

Игра как уникальное наследие народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1471
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОЛЬКЛОР / ТРАДИЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ТВОРЧЕСТВО / ИГРА / ПЕДАГОГИКА / FOLKLORE / TRADITION / EDUCATION / CREATIVITY / GAME / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарина Нина Александровна

Рассматривается роль игры в воспитании детей. Исследуются игровые технологии в контексте традиций народной педагогики. Приводится историко-культурологический взгляд на использование игры в различных сферах. Подчеркивается роль известных ученых-фольклористов в исследовании проблем, связанных с возрождением и использованием традиций народной педагогики в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The game as a unique heritage of folk pedagogy

The article considers the role of play in child rearing. Explores's technology in the context of traditions of folk pedagogy. Provides historical-cultural look at the use of games in different spheres. Emphasizes the role of famous scientists-specialists in folklore in the study of problems related to the revival and use of the traditions of folk pedagogy at the present time.

Текст научной работы на тему «Игра как уникальное наследие народной педагогики»

УДК 008

Н. А. Опарина

ИГРА КАК УНИКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Рассматривается роль игры в воспитании детей. Исследуются игровые технологии в контексте традиций народной педагогики. Приводится историко-культурологический взгляд на использование игры в различных сферах. Подчеркивается роль известных ученых-фольклористов в исследовании проблем, связанных с возрождением и использованием традиций народной педагогики в настоящее время.

Ключевые слова: фольклор, традиция, воспитание, творчество, игра, педагогика

Народная педагогика - основа духовной культуры народа. Фольклорное наследие, народное творчество, традиции, обряды являются важнейшей составной частью современного общества. Научная педагогика в силу своей отчужденности от народных масс в пору своего становления народным воспитательным опытом не интересовалась. Лишь под воздействием некоторых прогрессивных представителей науки и культуры, философов и педагогов произошло сближение народной педагогики с научной (Я. Коменский, И. Песталоцци и др.). Особенно ярко проявляется эта тенденция у родоначальника русской педагогики К. Д. Ушин-ского, который утверждал, что никто не в силах состязаться с педагогическим гением народа.

Великую роль воспитательного опыта народа ясно осознавали В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Л. Н. Толстой и другие писатели и общественные деятели.

А. М. Горький подчеркивал: «Лучшие произведения великих поэтов всех стран почерпнуты из сокровищницы коллективного творчества народа, где уже издревле даны все поэтические обобщения, все прославленные образы и типы» [2, с. 87-88].

Исследователи наследия народной педагогики К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Г. Н. Волков, Г. С. Виноградов, В. С. Кукушин, Ю. Г. Круглов, А. И. Лазарев, Л. Н. Лазарева и другие доказали неразрывное взаимовлияние официальной и народной педагогики. Мудрость народа, выраженная в правилах и постулатах, является непреходящей ценностью педагогической культуры человечества. Судьба будущих поколений зависит от ценностных качеств на-

следия народа. «Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве высшая гармония на земле» [5, с. 75].

Основными компонентами народного воспитания всегда были природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.

Фольклорные образцы творчества народа донесли до нас его идеалы нравственности, уважительное отношение к тем, кто защищает слабых и обиженных. Народ хранил и передавал свой идеал нравственной, духовной, физической красоты личности с помощью различных средств и форм фольклора. В каждом фольклорном произведении органично сплавлены идеи трудового, нравственного, эстетического воспитания. На протяжении многих веков народ эмпирическим путем выработал свои методы и приемы художественного воспитания подрастающего поколения. Сегодняшним детям больше свойственно пассивное потребление культурного опыта других людей. Тогда как в старину обряды, обычаи, праздничные действа диктовали человеку любого возраста необходимость в нужные моменты уметь и петь, и играть на каком-то инструменте, и танцевать в хороводах, и принимать участие в самых разных развлечениях, играх и традиционных народных забавах [8, с. 31].

Главное условие существования традиции - ее сохранение и передача. Испытание временем - самое сложное для всех проявлений человеческой деятельности. Трудно сказать, сколько не дошло до нас правил, обычаев, традиций и других постулатов народной педагогики. Но то, что уцелело, имеет свою неоценимую значимость для нас и достойно того, чтобы мы осваивали эти постулаты народной мудрости и передавали их новым поколениям. В этой связи

60

особую ценность имеет обширный арсенал народных игр и забав, которыми с удовольствием пользуются современные организаторы досуга и с интересом осваивают сами дети.

В первые годы жизни картина мира формируется у ребенка благодаря народному фольклору и лучшим произведениям классиков. «Мудрость, свет и оптимизм народа представлен в образах русской культуры, в фольклорных произведениях и особенно в играх» [4, с. 145]. Без игры в том или ином виде полноценный детский досуг невозможен.

Игра - это «духовно-практическое действие, совершающееся в определенных границах места и времени, добровольно и, как правило, вне сферы материальной пользы» [7, с. 165]. Нужно помнить, однако, что термин игра употребляется в различных смыслах - и как эстетико-культур-ное явление, и как установка на потеху, забаву.

Игра выступает как духовно-практическая реализация конфликта (между человеком и природой, человеком и человеком), подчас опосредованного, но всегда имеющегося, множество примеров чему можно найти в играх.

Зрелищность и игра в фольклоре тесно переплетаются. Зрелище есть реализация игры, в которой одни воспроизводят действие, случай, событие, другие - воспринимают. Игра - это форма существования зрелища.

Если вернуться к вопросу, чем в наше время обусловлен интерес к фольклору, то можно с уверенностью сказать, что представители различных жанров искусства все больше тяготеют к воспроизведению, воссозданию именно игрового и зрелищного характера фольклорного произведения. Многие сегодняшние праздники детей и молодежи включают в себя в той или иной мере произведения фольклора и народные игры.

Ряд современных исследователей утверждает, что главное в игре - «получение наслаждения». Интересна точка зрения постановщика праздников и игровых зрелищ В. В. Панфилова: «Мне кажется, что главное в игре - ощущение Радости. За это и корневая основа слов: РАдость, пРАздник, игРА. Радость - это основное чувство игры. Игра, не приносящая радость, - плохая игра. Игра - жизнь обряда, обряд - накопитель игр» [9, с. 22].

«Игра - это свободное проявление человеческой деятельности, она никогда не может быть навязана физически или морально. То, что делается по обязанности, никогда не станет и не назовется игрой» [10, с. 15].

«У разных народов игра трактовалась несколько по-своему: древние греки называли игрой забавы детей, евреи связывали с игрой понятия шутки и смеха, римляне больше вкладывали в это слово понятия радости и веселья, древние германцы - плавное движение, удовольствие, англичане трактуют игру двояко: игра как игровое действие и игра как действия по четким правилам» [3, с. 11].

В целом же все трактовки слова игра связаны с удовлетворением потребности людей в получении удовольствий, радости, развлечений, в действиях свободного, непринудительного характера. Ребенка игровая деятельность подготавливает к жизни, дает знания, умения, навыки общения, развивает фантазию и практически все механизмы творческого сознания, учит, создавая соревновательные условия, стремлению к победе, стойкости и другим бойцовским качествам.

«Игра создает неповторимые условия для взаимодействия с другими людьми, для формирования навыков общения, для получения положительного результата в ходе совместных действий» [1, с. 55].

Игры могут быть самыми разными по составу, по видам, по направленности, по своим условиям, но главное, что должно присутствовать в играх детского досуга, - простота, доступность для понимания и выполнения их условий всеми играющими детьми. Потому что в процессе игры ребята ждут не скучных объяснений правил, как на уроках, а удовольствия, наслаждения, интереса.

Порой организаторы перенасыщают игровые программы менторской подачей игр, стремясь не порадовать ребенка игрой, а научить чему-то полезному. Интерес к игре в таких случаях неминуемо снижается. В игровом общении с детьми необходимо, чтобы было больше самой игры, а не словесных конструкций. Игра должна быть интересна всем - и играющим, и наблюдающим за ней, охватывать всех в той или иной степени.

61

Организаторам игрового детского досуга знакома та классификация игр, которая негласно давно уже признана мастерами-практиками. Это игры-викторины, как индивидуальные, так и рассчитанные на командное деление ребят. Разновидностью викторин считаются игры-аукционы. Платой становится лучший ответ или самый последний из массы других вариантов ответов. Ребята любят игры-розыгрыши, главное задание в которых придумать ситуацию, способную вызвать у присутствующих смех и удовольствие от происходящего, игры-приколы, игры-лотереи, игры-забавы, игры-фанты и мн. др.

Особенное место в детском досуге занимают игры, пришедшие к нам из опыта народа, многие из которых мы сейчас чаще называем играми на открытом воздухе. О них много написано, организаторы их знают и проводят, книг с описаниями подобных игр издано и издается достаточно. «Чаще всего проблемой становится лишь художественное, творческое обрамление народных игр, их применение в контексте замысла той досуго-вой формы, которую руководитель избрал для проведения с конкретными ребятами» [8, с. 48].

Среди игр, пришедших от народа через фольклорные произведения, пользуются популярностью танцевальные игры, игры-хороводы, игры песенного характера и смешанные.

Народные игры любят современные дети, но порой сами организаторы их незаслуженно забывают и стараются придумать какую-нибудь новую игру для детского досуга. А придумать ее не так-то просто. Рождаясь в народе, игры веками отшлифовывались и передавались из поколения в поколение.

Особенно важно учитывать фольклорно-игровые традиции организатору коллективной творческой деятельности, для которой характерно то, что воспитательные и творческие задачи осознаются воспитанниками и выполняются без принуждения, с интересом и отдачей. Без знания самых разных традиций (художественных, организационно-творческих, социально-педагогических, бытовых, трудовых и мн. др.) организатору коллективной творческой деятельности не обойтись.

Исстари народ все лучшее старался передать детям, и в этом необъятном наследии фольклору

отводилось и отводится большое место. На сегодняшний день учеными, педагогами, социологами, писателями общепризнано, что одним из самых мощных стимулов развития разнообразных творческих потенций, заложенных в каждом ребенке, является игра. Но, к сожалению, все меньше народных игр остается в детском досуге. С огорчением писал об этом факте Д. С. Лихачёв: «Меня часто спрашивают, почему в быту совершенно исчезают русские игры - лапта, городки, рюхи? Сложный вопрос. Исчезают игры вообще. Они заменяются танцами и другими формами развлечения. А, между тем, игры очень важны в воспитательном отношении. Игры должны быть возрождены в нашей жизни...» [6, с. 111].

Важную задачу возрождения народных игр как средства творческого обогащения современных детей подчеркивают многие фольклористы и педагоги: А. И. Лазарев, Л. Н. Лазарева, А. А. Стародубцев, И. А. Шо-ров, Ю. А. Намитоков, М. А. Мухлынин и др. К их мнению прислушиваются и многие педагоги - организаторы детского досуга.

Педагогический эффект игры заключается в том, что она моделирует ситуации соревновательности, сплачивает, дает возможность импровизировать, приносит удовольствие, расширяет кругозор подрастающей личности. В жизни современных детей используются различные народные игры: индивидуальные, парные, групповые, состязательные, ролевые и др. В народе сложились свои условия проведения игр:

- у игры должны быть правила, доступные для детского понимания;

- излишне долгое объяснение игры снижает интерес к ней;

- игры следует подбирать такие, которые интересны и участникам, и зрителям, если они присутствуют;

- условия игры должны всеми неукоснительно выполняться;

- важно помнить о мажорной окраске игрового материала, предлагаемого детям, и создавать атмосферу радости, веселья и хорошего настроения.

На важность педагогических функций игры обращают внимание в своих работах Д. Б. Эль-

62

конин, С. А. Шмаков, Б. З. Вульфов, В. М. Григорьев, Г. П. Черный, И. И. Фришман и др.

В зрелищно-игровых формах досуга детей находят выражение многие правила народной педагогики. Одно из них - это взаимопонимание

и взаимодействие детей и взрослых, которое эффективнее достигается в процессе освоения современными детьми богатейшего арсенала народных игр. Игровая деятельность оказывает развивающее влияние на личность в любом возрасте.

1. Аникин, В. П. Русский фольклор: учеб. пособие для филол. специальностей вузов / В. П. Аникин. - Москва: Высшая школа, 1987. - 287 с.

2. Горький, М. Преображение мира / М. Горький. - Москва: Советская Россия, 1980. - 400 с.

3. Воловик, А. Ф. Педагогика досуга / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - Москва: ФЛИНТА, 1998. - 232 с.

4. Кайтанджян, М. Г. Формирование интереса к обучению у детей в дошкольных учреждениях в процессе этнокультурного образования / М. Г. Кайтанджян // Теория и методология развития образовательного и социокультурного пространства. - Москва: Перспектива, 2014. - С. 143-148.

5. Лесной, С. Откуда ты, Русь? / С. Лесной. - Ростов-на-Дону: Донское слово: Квадрат, 1995. - 153 с.

6. Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачёв. - Москва: Просвещение, 1989. - 253 с.

7. Мазаев, А. И. Праздник как социально-художественное явление / А. И. Мазаев. - Москва: Наука, 1978. - 392 с.

8. Опарина, Н. А. Фольклорно-игровые традиции в организации детского театрализованного досуга: мо-ногр. / Н. А. Опарина. - Москва: Московский городской педагогический университет, 2010. - 180 с.

9. Панфилов, В. В. Режиссеру праздника - об игре / В. В. Панфилов. - Москва: Всероссийский центр художественного творчества, 2004. - 307 с. - (Серия «Я вхожу в мир искусств»).

10. Соколов, А. В. Феномен социально-культурной деятельности / А. В. Соколов. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2003. - 203 с. Сдано 16.05.2014

N. A. Oparina

THE GAME AS A UNIQUE HERITAGE OF FOLK PEDAGOGY Abstract. The article considers the role ofplay in child rearing. Explores's technology in the context of traditions offolk pedagogy. Provides historical-cultural look at the use of games in different spheres. Emphasizes the role of famous scientists-specialists in folklore in the study of problems related to the revival and use of the traditions offolk pedagogy at the present time.

Keywords: folklore, tradition, education, creativity, the game, pedagogy

References

1. Anikin, V. P. Russkij fol'klor [Russian folklore]: a manual for philological specialties / V. P. Anikin. - Moscow: Vysshaya shkola, 1987. - 287 p.

2. Gorkij, M. Preobrazhenie mira [The transformation of the world] / M. Gorkij. - Moscow: Sovetskaja Rossija, 1980. - 400 p.

3. Volovik, A. F. Pedagogika dosuga [Pedagogy leisure] / A. F. Volovik, V. A. Volovik. - Moscow: FLINTA, 1998. - 232 p.

4. Kajtandzhjan, M. G. The formation of interest to training of children in preschool institutions in the process of ethno-cultural education / M. G. Kajtandzhjan // Teorija i metodologija razvitija obrazovatel'nogo i sociokulturnogo prostranstva [Theory and methodology of development of educational and socio-cultural space]. - Moscow: Perspektiva, 2014. - P. 143-148.

5. Lesnoj, S. Otkuda ty, Rus'? [Where are you from Russia?] / S. Lesnoj. - Rostov-on-Don: Donskoe slovo: Kvad-rat, 1995. - 153 p.

6. Lihachjov, D. S. Pis'ma o dobrom i prekrasnom [Letters of good and beautiful] / D. S. Lihachjov. - Moscow: Prosveshhenie, 1989. - 253 p.

7. Mazaev, A. I. Prazdnik kak social'no-hudozhestvennoe javlenie [Holiday as a socio-artistic phenomenon] / A. I. Mazaev. - Moscow: Nauka, 1978. - 392 p.

8. Oparina, N. A. Fol'klorno-igrovye tradicii v organizacii detskogo teatralizovannogo dosuga: monogr. [Folk-'s traditions in the organization of children's theatrical leisure] / N. A. Oparina. - Moscow: Moskovskij gorodskoj pedagogicheskij universitet, 2010. - 180 p.

9. Panfilov, V. V. Rezhisseru prazdnika - ob igre [The producer of the festival - about the game] / V. V. Panfilov. - Moscow: Vserossijskij centr hudozhestvennogo tvorchestva, 2004. - 307 p. - (Ser. «Ja vhozhu v mir iskusstv»).

10. Sokolov, A. V. Fenomen social'no-kul'turnoj dejatel'nosti [The phenomenon of socio-cultural activity] / A.V. Sokolov. - Saint-Petersburg: Sankt-Peterburgskij gumanitarnyj universitet profsojuzov, 2003. - 203 p.

Received 16.05.2014

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.