при подготовке к занятиям, они составляют технологии учебно-познавательного и воспитательного процесса, ими могут пользоваться ученики при самостоятельной подготовке к занятиям.
Но при этом остаются сомнения относительно типа такой школы. Она будет самостоятельной этнокультурной или в рамках общекультурной школы. Наше исследование привело к национально ориентированному образованию, которое является составной частью общего образования, цель, содержание и технологии которого позволяют формировать у молодежи этническую идентичность, национальный характер и способность к развитию этнокультуры и межкультурного диалога. В такой школе представитель каждого народа в сравнении разных культур может глубже понять уникальность своего народа, общность и различия культур разных народов.
Список использованной литературы: 1.О мерах с образованием населяющих Россию инородцев (1870 г.) // www. detskiysad. ru/ raznlit/ istped 012.
2.Ильминский Н.И. Об образовании инородцев // Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х- начала ХХ в. - М.:Педагогика, 1990.- с.162-163
3.Тахо - Годи А.А. О языке преподавания в Дагестане // Партархив Даг. Обкома КПСС. Ф.1. Оп.8. Д.60. Л.64
4. Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования // tatarstan.news.citiy.info/docs /systems /doc _oegbmz/index.htm
5. Язык и речь // www.Shpora07.narod.ru/all_q/longage. Htm
6. Лыкова И.А. Ребенок и культура: смысловое общение на языке художественного образования, знаков и символов // Педагогика искусства, 2013, №2 // http: //www.frt-edication.ru/AEmagazine
©АН. Нюдюрмагомедов , Б.Б.Джамалова, 2015
УДК 379.8
Н.А. Опарина
К. пед. н., доцент Кафедра социально-культурной деятельности Московский городской педагогический университет г. Москва, Российская Федерация
ИГРОВОЕ НАСЛЕДИЕ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ Аннотация
В статье рассматривается роль народной педагогики игры в воспитании детей. Исследуются игровые технологии в контексте традиций народной педагогики. Акцентируется внимание на проблеме передачи игровых приемов и традиций народной педагогики новым поколениям.
Ключевые слова Фольклор; традиция; воспитание; творчество, игра; педагогика; народ.
Духовная культура народа во многом основывается на наследии народной педагогики. Известные ученые Ушинский К.Д., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Волков Г.Н., Виноградов Г.С., Кукушин В.С., Круглов Ю.Г., Лазарев А.И., Лазарева Л.Н. и др. доказали неразрывное взаимовлияние официальной и народной педагогики. Мудрость народа, выраженная в правилах и постулатах народной педагогики, является непреходящей ценностью педагогической культуры человечества. «Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве высшая гармония на земле» [5, с. 75].
Основными компонентами народного воспитания всегда были игровые приемы, окружающая природа, творчество, религия, бытовое общение, труд, традиции и т.д. «Мудрость, свет и оптимизм народа представлен в образах русской культуры, в фольклорных произведениях и особенно в играх» [4, с. 7]. Без игры в том или ином виде полноценный детский досуг невозможен.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070
Игра - это «духовно-практическое действие, совершающееся в определённых границах места и времени, добровольно и, как правило, вне сферы материальной пользы» [7, с. 165].
Игра выступает как духовно-практическая реализация конфликта (между человеком и природой, между человеком и человеком). Подчас конфликт опосредован, но он всегда есть. Зрелищность и игра в фольклоре тесно переплетаются. Зрелище - есть реализация игры, в которой одни воспроизводят действие, случай, событие, другие - воспринимают. Игра - есть форма существования зрелища.
Если вернуться к вопросу, чем в наше время обусловлен интерес к фольклору, то можно с уверенностью сказать, что представители различных жанров искусства всё больше тяготеют к воспроизведению, к воссозданию именно игрового и зрелищного характера фольклорного произведения.
Многие современные исследователи утверждают, что главное в игре - «получение наслаждения». Интересна точка зрения постановщика праздников и игровых зрелищ В.В. Панфилова: «Мне кажется, что главное в игре - ощущение Радости. За это и корневая основа слов: РАдость, пРАздник, игРА. Радость - это основное чувство игры. Игра, не приносящая радость - плохая игра. Игра - жизнь обряда, обряд - накопитель игр» [9, с. 22].
«Игра - это свободное проявление человеческой деятельности, она никогда не может быть навязана физически или морально. То, что делается по обязанности, никогда не станет и не назовётся игрой» [2, с. 15].
«У разных народов игра трактовалась несколько по-своему: древние греки называли игрой забавы детей, евреи связывали с игрой понятия шутки и смеха, римляне больше вкладывали в это слово понятия радости и веселья, древние германцы - плавное движение, удовольствие, англичане трактуют игру двояко: игра как игровое действие и игра как действия по чётким правилам» [3, с. 11].
В целом же все трактовки слова «игра» связаны с понятиями действий, удовлетворяющих потребности людей в получении удовольствий, радости, развлечений, в действиях свободного, непринудительного характера. «Игра создаёт неповторимые условия для взаимодействия с другими людьми, для формирования навыков общения, для получения положительного результата в ходе совместных действий» [1, с. 55].
Игры могут быть самыми разными, но они должны быть простыми, доступными для понимания и выполнения всем играющим детям. Потому что в процессе игры ребята ждут не скучных объяснений, как на уроках, а удовольствия, наслаждения, интереса. В игровом общении с детьми должно быть больше самой игры, а не словесных конструкций. Игра должна быть интересна всем - и играющим, и наблюдающим за ней, игра должна охватывать всех в той или иной степени.
Организаторами игрового детского досуга негласно создана классификация игр, интересных детям. К ним относятся: Это игры - викторинного склада, как индивидуальные, так и командные; игры-аукционы. Платой становится лучший ответ или самый последний из массы других вариантов ответов. Любят ребята игры-розыгрыши, игры-приколы, игры-лотереи, игры-забавы, игры-фанты и многие другие.
Особенное место в детском досуге занимают игры, пришедшие к нам из опыта народа, многие из которых сейчас чаще мы называем играми на открытом воздухе. О них много написано, их многие организаторы знают и проводят, книг с описаниями подобных игр издано и издаётся довольно много. «Чаще всего проблемой становится лишь художественное, творческое обрамление народных игр, их применение в контексте замысла той досуговой формы, которую руководитель избрал для проведения с конкретными ребятами» [8, с. 48].
Среди игр, пришедших от народа через произведения фольклора, часто используются танцевальные игры, игры-хороводы, игры песенного характера и смешанные игры.
Народные игры любят и современные дети, ведь рождаясь в народе, игры веками отшлифовывались и как лучшее наследие дошло до новых поколений.
Особенно важно учитывать фольклорно-игровые традиции организатору коллективной творческой деятельности. Формы такой деятельности характерны тем, что воспитательные и творческие задачи осознаются воспитанниками и выполняются без принуждения, с интересом и отдачей.
Исстари народ всё старался передать детям и в этом необъятном понятии фольклору отводилось и отводится большое место. На сегодняшний день общепризнано учёными, педагогами, социологами, писателями, что одним из самых мощных стимулов развития самых разнообразных творческих потенций, заложенных в каждом ребёнке, является игра. Но, к сожалению, всё меньше народных игр остаётся в детском
досуге. С огорчением писал об этом факте Д.С. Лихачёв: «Меня часто спрашивают, почему в быту совершенно исчезают русские игры - лапта, городки, рюхи? Сложный вопрос. Исчезают игры вообще. Они заменяются танцами и другими формами развлечения. А, между тем, игры очень важны в воспитательном отношении. Игры должны быть возрождены в нашей жизни...» [6, с. 111].
Важную задачу возрождения народных игр, как средства творческого обогащения современных детей, подчеркивают многие фольклористы и педагоги: А.И. Лазарев, Л.Н. Лазарева, А.А. Стародубцев, И.А. Шоров, Ю.А. Намитоков, М.А. Мухлынин и др. К их мнению прислушиваются и многие педагоги-организаторы детского досуга.
Список использованной литературы:
1. Аникин, В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие для филол. спец. вузов / В.П. Аникин. - М.: Высшая школа, 1987. - 285с.
2. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А.Ф. Воловик, В.А. Воловик. - Москва: Флинта: МПСИ, 1998. - 240 с. - (Библиотека педагога-практика).
3. Куликовская, И.Э. Технология интегрированного праздника: пособие для методистов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / И.Э. Куликовская. - Ростов-на-Дону: Учитель, 2003. - 128 с.
4. Лесной, С. Откуда ты, Русь? / С. Лесной. - Ростов-на-Дону: Донское слово. Квадрат, 1995. - 352 с.
5. Лихачёв, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачёв. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
6. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление / А.И. Мазаев - М.: Наука, 1978. - 393 с.
7. Опарина, Н.А. Фольклорно-игровые традиции в организации детского театрализованного досуга: монография / Н.А. Опарина. - М.: МПГУ, 2010. - 180 с.
8. Панфилов, В.В. Режиссёру праздника - об игре / В.В. Панфилов. - Москва: ВЦХТ, 2004. - 175 с. - (Я вхожу в мир искусств: репертуар.-метод. б-чка; №3).
9. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. - СПб: СПбГУП, 2003. -203с.
© Н.А. Опарина, 2015
УДК 378.1
А.Н. Панфилов, к.п.н, доцент Казанский федеральный университет г. Елабуга, Российская Федерация В.М. Панфилова, ст. преподаватель Казанский федеральный университет г. Елабуга, Российская Федерация В.Л. Виноградов, к.п.н, доцент Казанский федеральный университет г. Елабуга, Российская Федерация
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НА ОСНОВЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена анализу причин необходимости в практико-ориентированном профессиональном обучении будущих педагогов для школ. Предлагается способ построения основной профессиональной образовательной программы на основе сетевого взаимодействия вуза и школы. Предлагается организационный вариант построения и реализации сетевого взаимодействия вуз-школа.