Научная статья на тему 'Формирование сценарно-режиссерских навыков педагога дополнительного образования как условие повышения уровня его профессионального мастерства'

Формирование сценарно-режиссерских навыков педагога дополнительного образования как условие повышения уровня его профессионального мастерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
777
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЦЕНАРИЙ / ДРАМА / РЕЖИССУРА / ЗРЕЛИЩЕ / МАСТЕРСТВО / КОНФЛИКТ / ДЕЙСТВИЕ / SCRIPT / DRAMA / DIRECTING / SHOW / SKILL / CONFLICT / ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Опарина Нина Александровна

В статье рассматриваются проблемы организации свободного времени школьников. Наибольшую сложность в организации досуга ребят представляют зрелищные виды и формы, которые требуют не только организаторских способностей педагогов, но и владения знаниями и навыками сценарно-режиссерского мастерства. Такие формы досуга принято называть театрализованными, и, как правило, работа над ними проходит определенные сценарно-режиссерские и организационно-творческие этапы. В тексте статьи выделяются некоторые основные этапы работы над созданием замысла сценического представления, написания сценария и его воплощения. Эти знания и навыки, по мнению автора статьи, помогают учителю качественно повысить уровень своего педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SCRIPTWRITER AND DIRECTOR''S SKILLS OF A TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION AS A CONDITION FOR INCREASING THE LEVEL OF HIS PROFESSIONAL SKILLS

The article deals with the problems of organizing the free time of schoolchildren. The greatest difficulty in organizing leisure for children is spectacular views and forms that require not only the organizational skills of teachers, but also the knowledge and skills of script writing and directing skills. Such forms of leisure are usually called theatrical, and, as a rule, the work on them goes through certain creative stages. The article highlights some of the main stages of work on creating a concept for stage performance, writing a script and its implementation. This knowledge and skills, in the author’s opinion, help the teacher to raise the level of his pedagogical skills qualitatively.

Текст научной работы на тему «Формирование сценарно-режиссерских навыков педагога дополнительного образования как условие повышения уровня его профессионального мастерства»

1УДК 379.8 ББК 74.200.58

ФОРМИРОВАНИЕ СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИХ НАВЫКОВ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА

Н. А. Опарина

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации свободного времени школьников. Наибольшую сложность в организации досуга ребят представляют зрелищные виды и формы, которые требуют не только организаторских способностей педагогов, но и владения знаниями и навыками сценарно-режиссерского мастерства. Такие формы досуга принято называть театрализованными, и, как правило, работа над ними проходит определенные сценарно-ре-жиссерские и организационно-творческие этапы.

В тексте статьи выделяются некоторые основные этапы работы над созданием замысла сценического представления, написания сценария и его воплощения. Эти знания и навыки, по мнению автора статьи, помогают учителю качественно повысить уровень своего педагогического мастерства.

Ключевые слова: сценарий, драма, режиссура, зрелище, мастерство, конфликт, действие.

FORMATION OF SCRIPTWRITER AND DIRECTOR'S SKILLS OF A TEACHER OF ADDITIONAL EDUCATION AS A CONDITION FOR INCREASING THE LEVEL OF HIS PROFESSIONAL SKILLS

N. A. Oparina

Abstract. The article deals with the problems of organizing the free time of schoolchildren. The greatest difficulty in organizing leisure for children is spectacular views and forms that require not only the organizational skills of teachers, but also the knowledge and skills of script writing and directing skills. Such forms of leisure are usually called theatrical, and, as a rule, the work on them goes through certain creative stages. The article highlights some of the main stages of work on creating a concept for stage performance, writing a script and its implementation. This knowledge and skills, in the author's opinion, help the teacher to raise the level of his pedagogical skills qualitatively.

Keywords: script, drama, directing, show, skill, conflict, action.

Актуальность статьи обусловлена тем, что в последнее время организации различных видов и форм досуга в школе уделяется все более серьезное внимание. И это радует. В то же время существуют и реальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться педагогам в процессе организации свободного времени детей. Наибольшую сложность для учителей, воспитателей и педагогов-организаторов, как правило, представляют театрализованные виды досуговой деятельности, которые требуют от них основ сценарно-режис-серских знаний и навыков. И хотя эти знания

являются специальными, узкопрофессиональными, в данном случае пренебрегать их основами учителю не стоит, поскольку зрелище имеет свои законы, сложившиеся еще с античных времен.

Цель статьи - изложить результаты исследования проблемы важности грамотного подхода к театрализованным зрелищам и другим сценическим формам досуга детей в условиях школы, где все виды организационно-творческой деятельности ложатся на педагогов, зачастую не имеющих представления о самых основных правилах сценического действия.

Задачи исследования решались с помощью наблюдения за организационно-творческим опытом педагогов различных школ, наблюдением и анализом детских спектаклей и театрализованных представлений на фестивалях детского театрального творчества.

Результаты позволяют сделать вывод о правомерности исследуемой проблемы.

Наше общество переживает бурную реорганизацию многих отраслей науки, образования и педагогической практики. Если в погоне за ранней профориентацией учащихся не так давно меньше уделялось заботы о духовном мире воспитанников, заботы о ценности человеческого общения, формировании гармонически развитой личности, то постепенно этой стороне жизни ребят внимания стало уделяться больше [1]. Но по сей день одной из серьезнейших проблем организации свободного времени учащихся является кадровая проблема. Известный лозунг: «кадры решают все» - не так уж и устарел. Кадровая проблема в контексте организации досуга детей и молодежи многолика. Одна из ее составных частей - это качественная профессионально направленная подготовка будущих руководителей творческой деятельностью детей.

Для педагогического руководства внеклассной и внешкольной творческой деятельностью детей чаще всего привлекаются выпускники средних и высших учебных педагогических заведений. Но они, приходя к детям, вскоре сами убеждаются, что многими знаниями не наделены [2, с. 75]. По-прежнему типичной остается ситуация, когда учитель или педагог-организатор, и так перегруженный текущей учебной и воспитательной, организационной и другой работой, в преддверии какого-либо праздника, торжества или обычного мероприятия массового характера в отчаянии перелистывает множество книг, журналов, надеясь найти хотя бы частично подходящий к его случаю сценарий.

Но даже написанный профессиональным автором сценарий никогда полностью не сможет ответить запросам конкретной группы ребят. Ведь класс или детский коллектив другого рода - это особая территория, на которой зреют конкретные отношения и «свои» по неповторимости конкретные события [3, с. 27].

Разумеется, есть немало примеров работы опытных учителей, организаторов, которые многие секреты творческой деятельности постигли на практике. Но на приобретение такого опыта уходят годы. Учитель зачастую не может профессионально отличить концерт от композиции, вечер от праздника. Хотя смело можно утверждать, что нет ни одного учителя-практика, которому не приходилось бы писать сценарии различных форм детского досуга, в особенности праздников. Ведь праздник воспитывает. Он не только оставляет в сердце ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает его художественным и нравственным содержанием.

Наибольшую сложность для педагогов представляют театрализованные виды досуго-вой деятельности, которые требуют от них основ сценарно-режиссерских знаний и навыков. Как правило, работа над театрализованными формами ребячьего досуга проходит определенные сценарно-режиссерские и организационно-творческие этапы.

Осознание предстоящей творческой работы как социального заказа. Воспитатель, педагог-организатор или учитель, взявшийся руководить тем или иным школьным творческим делом, находится в таких условиях, которые не дают ему ждать и надеяться, когда на него снизойдет вдохновение, как у профессионалов, людей творческих профессий. Они могут писать «в стол», вкладывая в содержание своих произведений то, что происходит в их душе, и свои личные наблюдения и умозаключения. Организаторы театрализованного досуга живут и обобщают свои наблюдения, находясь на стыке реальных событий окружающей жизни, жизни общества, к которому принадлежат и искусства. И для них каждое творческое мероприятие в школе становится своеобразным социальным заказом. Действительно, вечера, праздники и другие творческие виды зрелищ являются заказом общества, в котором мы живем и работаем. Социальные заказы бывают разного уровня, масштаба и значимости. День Победы требует от нас огромной отдачи всех сил. Это великое торжество всего нашего народа, к которому вообще невозможно отнестись формально - это поистине «праздник со слезами на глазах».

Менее масштабным заказом становятся внутришкольные вечера, праздники, концерты. Но и к ним нельзя относиться небрежно. Нельзя не оправдать надежды школьной аудитории, которая собралась на этот вечер, приготовившись получить удовольствие, радость от того, что увидят на сцене.

Юмористическая игровая программа для младших школьников - это выполнение заказа внутренней потребности малышей в радости, смехе, игровых заданиях, физических движениях и т. д. Постановка со старшими ребятами пьесы о дружбе, предательстве, поиске смысла жизни и любви - это шаг навстречу потребностям данного возраста.

Определение жанра творческой работы. Выбор жанра влияет на предстоящую работу сценариста коренным образом. Понятие «жанр» можно трактовать в данном случае как эмоциональную окраску произведения. Вряд ли кто будет писать сценарий композиции о героях Великой Отечественной войны в скоморошьем стиле, а вот во время празднования Масленицы уместны выступления и шутки зазывал-скоморохов со своими незатейливыми лубочными текстами.

Больше юмора и различных веселых розыгрышей, шуток, песенок, куплетов сценарист подбирает и придумывает для различных игровых программ развлекательного плана или других подобных форм общения молодежи. И тогда сценарист-организатор в юмористическом жанре мыслит, живет, им «пропитывается», прежде чем написать сценарий.

Выбранный жанр указывает сценаристу направление пути, направление поиска материалов для сценария, творческих приемов, технических и музыкальных средств и многое другое. Каждому жанру или жанровой форме свойственны специфические приемы художественного воплощения [4, с. 23].

Учет возможностей сценической площадки. Сценарий пишется не на идеальные условия, которые можно себе нафантазировать, а с учетом реальных обстоятельств и фактов. И те организаторы творческого досуга в школе, которые огорчаются по поводу несовершенства площадки и других невыгодных сценических условий, теряют время на сетования зря. Выход один: не оглядываться на бесплодные

мечтания, а работать по принципу «голь на выдумку хитра». Нужно перестать болеть «маниловщиной» и свою творческую фантазию направить на поиск достойного выхода из трудной ситуации. Но решать проблему нужно творчески. Важно сначала учесть все плюсы площадки для своего замысла. Но самым главным качеством сценариста становится умение все минусы площадки превратить в плюсы. Маленькая сценическая площадка школы заставляет придумывать в сценарии неожиданные повороты, приемы, когда на глазах у зрителей можно соорудить своеобразный подиум, кулисы и т. д. Важно только, чтобы все действия исполнителей в глазах зрителей были мотивированы. Необходимо умело учитывать и имеющиеся технические средства. Творческий подход к использованию техники порой экономит массу времени постановщику, помогая обойтись без больших вербальных текстов, описывая какое-либо действие.

Учет интеллектуальных и творческих возможностей исполнителей. Работая над творческим замыслом, создавая сценарий школьного мероприятия, учитель не забывает о том, что пишет не для профессиональных актеров, а для самодеятельных исполнителей, да к тому же детей!

Поставив перед ребенком непосильные сценические задачи, можно нанести ему неизгладимую травму - беспомощность и неопытность юного исполнителя поставят его в смешное или неловкое положение перед зрителями. Наоборот, чуткий педагог старается дать каждому ребенку такую роль, с которой бы он обязательно справился и справился хорошо. Детям для полноценного развития нужен успех и только успех!

Излишне непоседливые дети зачастую рвутся на сцену, желая только покрасоваться на сцене, и не любят учить слова. И им не стоит поручать сразу же большую работу, даже если они и обещают все сделать и выучить текст. Но и исключить их из совместной творческой работы тоже нельзя. Таких ребят лучше включить в такие эпизоды, где бы выглядели органично и работали с интересом, без особых для себя затрат. Зачастую сценарий той или иной театрализованной формы школьного досуга наполняется номерами не только актерского плана.

Для концерта нужны разнообразные, разножанровые номера, и важно бережно относиться к юным скрипачам, пианистам, певцам, юным поэтам, танцорам и т. д. Не зная их творческих возможностей, невозможно и подготовить ни один школьный концерт.

Учет возрастных и интеллектуальных возможностей аудитории.

Все, что пишется в сценарии, адресовано зрителям. Вот эта адресность и влияет на замысел, на текст, на его стиль и на многое другое. Интеллектуальный уровень аудитории заставляет в одном случае оперировать более сложными художественными образами и приемами, а в другом - немного «понижать планку», чтобы аудитория все поняла, и тогда работать со зрителями, стремясь средствами искусства повлиять на вкус и уровень их культуры [5, с. 17].

Учет сложившихся традиций. На написание сценария влияют те традиции, которые всегда в той или иной мере присутствуют в жизни каждой школы, каждого коллектива класса. Есть свои традиции у новогодних праздников, у празднования масленицы и других народных зрелищ и увеселениях [6]. И у более современных досуговых форм тоже есть традиционные правила, приемы. Например, игра КВН - это десятилетиями сложившийся комплекс правил, постоянных конкурсов, которые никто не разрушает, а наоборот - старается их придерживаться. В школу с телевизионного экрана пришли многие игровые программы, конкурсы, развлекательные представления, которые нравятся большинству ребят именно своими запомнившимися традиционными правилами, формами и требованиями. Это и «Что? Где? Когда?», и «Угадай мелодию», и многие другие.

Поиск «особинки» предстоящего праздника. Не секрет, что повторяющиеся каждый год традиционные календарные и так называемые «детские» праздники, если их каждый раз не переосмысливать творчески, могут стать скучными и для самих организаторов, и в еще большей степени для зрителей. Если каждый год, например, на 8 Марта звучат со сцены одни и те же стихи и песни, пусть и в разном исполнении, то все признания в любви к маме начинают восприниматься формально. Творчески подходящий к делу педагог-воспитатель обязательно найдет новые краски, приемы к каждой встре-

че Нового года, каждому празднованию Дня Победы и т. д. И первое, что ему помогает в таких случаях - это поиск «особинки» данного мероприятия, который надо провести именно сейчас, в этот год именно в этой школе или классе. Иногда особенностью концерта, композиции, вечера, развлекательной программы или праздника становится круглая дата - юбилей школы, юбилейный выпуск каких-то классов и т. д. Или мотивом создания мероприятия может стать какое-либо иное значительное событие в коллективе и т. п. Если заранее найти эту «особинку», любую отличительную черту, то сценарий будет писаться легче, у сценариста появится точка опоры для всей работы.

Выбор досуговой формы. Наиболее известны практикам досуга концерты, вечера, театрализованные представления, конкурсно-игровые программы, дискотеки, праздники и т. д. У каждой формы и каждой ее разновидности есть свои особенности, специфические черты и требования, которые важно знать и соблюдать в своей работе школьному сценаристу-постановщику. Зная особенности каждой досуговой формы, организатор, прежде чем писать сценарий, соразмерит свои творческие желания с материально-техническими возможностями, с наличием художественно-творческого и документального материала, который будет составлять основу его будущего сценария. Если для концерта не нужен, как правило, документальный материал, то для школьного вечера или для праздника нужно будет время для изучения истории школьных событий и интересных фактов жизни, для их обработки, осмысления и т. д. Чаще всего во время вечера или праздника выступают и реальные герои -выпускники, учителя, которые говорят напутственные слова своим воспитанникам, гости школы и т. д. Каждому выступлению реальных героев должно быть найдено наиболее подходящее место в сценарии, чтобы действие не пострадало, не затянулось и выступающий, и зрители были довольны. Но работу над такой формой досуга нужно начинать намного раньше, чем над концертной формой.

Конкурсно-игровые программы, вечера и праздники требуют от сценариста еще и умения придумать различные приемы активизации аудитории. Уже никто не мыслит КВН без

конкурсов для болельщиков, новогодние праздники - без массовых игр, хороводов и т. д.

Невозможно устроить дискотеку, если у организатора и помещение маленькое, и скудный технический и музыкальный материал.

Театрализованное представление потребует от сценариста хорошего знания драматургических законов, ведь оно очень сходно с пьесой, а написать такой сценарий не так легко и быстро.

Самого большого времени на подготовку и самых больших физических и материальных сил, конечно же, потребует праздник [7].

Отбор художественного и документального материала. Художественным материалом, которым владеет организатор, называют номера, имеющиеся в репертуаре школьных исполнителей и исполнителей, которые приглашаются для праздника. Художественным материалом являются песни, стихи, тексты профессиональных авторов, которые включаются в сценарии. К этому же виду материалов относятся фрагменты фильмов, мультфильмов и другие записи. Художественным материалом становится и сам замысел сценария, все его творческие приемы, образные решения и т. д.

Документальным материалом в школьных зрелищах становятся исторические материалы в виде фрагментов, выдержек из газет и книг, видеоматериалов, аудиозаписей. Фотографии, графики, письма очевидцев и их воспоминания, выступления реальных героев - это тот большой пласт, без которого невозможен полноценный сценарий и само массовое зрелище.

Компоненты замысла - тема, идея и сверхзадача. Без определения этих основных составляющих всей работы не будет логики, развития, и зрелище не вызовет должного интереса у зрителей [8, с. 75].

Самой распространенной ошибкой постановщиков школьных зрелищ является обращение к широкомасштабным, глобальным темам. Порой тему вечера, посвященного Дню Победы, постановщики определяют так: «война» или «о войне». Но тема «война» чрезвычайно широка, и лучше постараться заострить свой взгляд на чем-то очень конкретном; например, куда точнее будет звучать тема «дети и война». Это болезненная тема, она более проблемно определена и конкретна. Сценарист сразу же устремля-

ет свой поиск не на все материалы о войне, а начинает подбирать книги, документы, рассказы очевидцев, стихи и многое другое, но уже в определенном и конкретном направлении.

Определяя тему своей работы, сценарист спрашивает себя: «Что вижу? Что исследую?» -и отвечает самому себе: «Исследую проблемную тему - дети и война».

Идея - это главный вывод автора из исследуемой темы, его главная мысль и человеческое убеждение. Осмыслив свое убеждение, свою идею, сценарист найдет и свой материал, выберет свое направление поисков.

Когда в школьных мероприятиях говорится обо всем понемногу, зрители видят, что оно бездумно складывалось из того, что было «под рукой». Глядя на такие программы, понимаешь, что организовывал его человек, не имеющий основных знаний об особенностях сценарно-режиссерской работы и не желающий отнестись к своей деятельности с детьми творчески. Сверхзадача в зрелищной форме досуга определяется как самая главная задача работы, как главная мечта постановщиков и всего творческого коллектива. Сверхзадача и формулируется в четкой, глагольной форме: «Что я хочу сказать своей работой людям? Какие чувства я хочу вызвать у современных детей рассказом о детях войны?»

Поиск сценарно-режиссерского хода. Всем организаторам творческой жизни в школе часто приходится решать проблему вы-стройки собранного материала в соответствии с какой-то творческой логикой. Порой даже хорошо подобранный документальный материал и интересные творческие номера бывает трудно собрать воедино, в стройную программу, чтобы все не рассыпалось. Таким «стержнем» мастера досуговой культуры считают сценар-но-режиссерский ход.

Ход - это смысловой художественно-образный стержень, единый сквозной художественный прием, которому подчиняются все эпизоды. Это условие игры, в которую организаторы и исполнители играют со зрителем, с помощью чего легче удерживается внимание к происходящему на сцене. Без преувеличения можно сказать, что удачно найденный ход становится основой успешной работы в дальнейшем. В детском досуге часто используются так называ-

емые «обозренческие» ходы - воображаемые экскурсии, путешествия и другие образные приемы общения с залом. Ходом может стать сон, сказка, загадка, перевернутая жизненная ситуация, киносъемка и т. д. Главное, чтобы он был действенным и его можно было уподобить реальным процессам. Художественный, документальный и технический материал, который был уже подготовлен, при выборе сценарно-режиссерского хода проходит еще одну сверку и корректировку. Если, например, ходом стал процесс лечения в воображаемой смехополи-клинике, то юмористический материал должен содержать медицинские термины и названия. В контексте выбранного хода выбираются легче и костюмы участников. Если речь идет о медицине, то актеры работают в белых халатах и т. п.

Если ходом становится детективное расследование или судебное разбирательство, то сценарист должен познакомиться с процессом ведения настоящего судебного разбирательства и постараться уподобить ему свое представление.

Конечно же, каждая сценическая работа должна осуществляться на основе правил и законов драматургии. Главной задачей сценариста-постановщика является организация действия. Драма - от древнегреческого drama -'действие', 'действо'. Драматическое действие отражает движение действительности в ее противоречиях [8]. Если на сцене ничего не происходит, у героев нет стремления чего-то добиться, все идет гладко и все хорошо, но детям не интересно - значит сценарист не выстроил основной конфликт. Определив конфликт, можно распределять действия, поступки и взаимоотношения героев.

Начальный эпизод, в котором происходит знакомство зрителя с героями, местом и временем действия, называется экспозицией представления.

Завязка - это следующий эпизод, в котором происходит первый показ конфликта, первое столкновение противоборствующих сил. Времени завязка занимает немного, и она должна заинтересовать зрителя: «а что же последует за этим дальше?»

Развитие действия. Занимает по времени довольно большое место. В нескольких эпизодах происходит развитие конфликта в действиях и событиях, в которых нужно уметь поддер-

живать внимание юных зрителей, чтобы они сопереживали героям и испытывали радость сотворчества.

Кульминация - находится в том месте действия, где эмоциональное напряжение наиболее заострено. Зрители сопереживают каждый своей противоборствующей стороне и предугадывают ей победу. Но авторы еще не сказали своего решающего слова. Поэтому все эмоции зрителя находятся в крайне возбужденном состоянии. Эту часть действия и принято называть кульминацией.

Развязкой называют разрешение конфликта.

Финал - это завершение всего, что было предъявлено зрителю. Используются порой пролог и эпилог - вступительное и заключительное слово или действие.

Наиболее применимы следующие методы драматургической обработки материала сценаристом-организатором зрелища.

Метод компиляции - от латинского слова compilare, что в переводе означает 'грабить'. Сценарист компилирует чью-то идею со своим материалом или, наоборот, придумывает сам идею, ход и многое другое, но материал заимствует. Этот метод также является творческим, и в результате с его помощью рождается новое произведение, новое зрелище.

Метод инсценирования наиболее часто применяется в школьной практике и представляет собой перенос произведений, предназначенных для чтения на сцену, в действенную форму. В инсценировании важно соблюдать драматургические законы и правила сценического воплощения авторского произведения.

Метод творческого монтажа разнородного материала. Монтаж - это сборка, стыковка друг к другу и песен, и танцев, и документов, и выступлений реальных героев, и многих других материалов. Наиболее часто эпизоды и материалы монтируются один с другим с использованием следующих приемов монтажа: контрастного, параллельного, логически-последовательного, рефрена или лейтмотива, ретроспективного и ассоциативного.

Собственно драматургический метод. Этот метод предполагает практически полную авторскую работу сценариста. Подобранный им материал и осмысленный им по-своему он решает наделить сюжетом, выстроить его по

всем правилам драматургии, и чаще всего такие работы становятся его пьесами для ребят, театрализованными представлениями или другими формами, в которых присутствует сюжет.

Постановочные аспекты работы. Талантливо написанный сценарий еще предстоит реализовать и воплотить в зримых образах и действиях. Слово режиссер означает «управляющий». В данном случае учитель управляет сце-нарно-постановочным процессом [9]. Учитель, пишущий сценарий, чаще всего уже заранее «видит» то, что переносит на чистые листы бумаги. Это режиссерский подход к сценарной работе.

Для слаженной работы всего творческого коллектива режиссер создает режиссерскую экспликацию, которая конкретно и четко отражает все важные компоненты: указание номера программы, название эпизода, место действия, характер действия, текст, световые и другие технические средства и т. д.

Г. Товстоногов одним из главных качеств таланта режиссера называл чувство зрелищно-сти. Учителю важно помнить о том, что детская аудитория особенно восприимчива к яркой образности и именно к зрелищности представлений. На основе экспликации и всего режиссерского замысла распределяются роли и проводятся репетиции по эпизоду, сводные, прогонные, генеральные, и первый показ зрителю, чтобы внести коррективы в работу.

Режиссер выстраивает мизансцены - пластическое воплощение с переходами их друг в друга. Все должно быть мотивировано.

В работах для детей не стоит усложнять постановочные решения. И конструкции декораций школьных театрализованных зрелищ должны быть легкими, компактными, многофункциональными.

Режиссер помнит о многофункциональности музыкального оформления зрелища. Музыка может украшать действие, оттенять настроение, разграничивать эпизоды, предварять и завершать действенные части, но может и сама являться действующим лицом. Использовать музыкальные средства в работе с детьми следует с учетом их возраста и возможностей. Случается и такое в школьной практике, когда слабую игру ребенка-актера режиссер старается поддержать серьезной классической музыкой.

И ее пафос создает нежелательный и неуместный контраст с беспомощностью исполнения. Образуется обратный эффект, когда вместо ожидаемого драматизма ситуация предстает в комическом свете.

Использование режиссером различных технических средств в сочетании с художественными также происходит в соответствии с главной идеей, основным замыслом. И в этот творческий процесс очень важно включать богатую детскую фантазию и способности юных участников театрализованных зрелищ. Эта работа сплачивает ребячий коллектив и способствует активизации всех творческих задатков и склонностей детей.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Савенков А. И. Педагогическая психология: учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 659 с.

2. Шмаков С. А. Нетрадиционные праздники в школе. - М.: Новая школа, 1997. - 336 с.

3. Опарина Н. А. Педагогика детского зрелищного досуга: моногр. - М.: Белый ветер, 2013. - 254 с.

4. Опарина Н. А. Организация театрализованного досуга школьников: моногр. - 2-е изд., доп. - М.: Белый ветер, 2017. - 235 с.

5. Черный Г. П. Торжественно, красиво, памятно: массовые школьные праздники и театрализованные представления: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 189 с.

6. Стрельцов Ю. А., Стрельцова Е. Ю. Педагогика досуга: учеб. пособие. - М.: МГУКИ, 2008. - 272 с.

7. Гагин В. Н. Национальные праздники и обряды, или праздничность как феномен русской культуры. - М.: Профиздат, 2005. - 319 с.

8. Чечетин А. И. Основы драматургии театрализованных представлений: история и теория: учебник для студентов ин-тов культуры. - М.: Просвещение, 1981. - 193 с.

9. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера: учеб. пособие. - 5-е изд. - М.: РАТИ - ГИ-ТИС, 2008. - 432 с.

REFERENCES

1. Savenkov A. I. Pedagogicheskaya psikhologi-ya: uchebnik dlya bakalavrov. Moscow: Yurayt, 2012.659 p.

2. Shmakov S. A. Netraditsionnye prazdniki v shkole. Moscow: Novaya shkola, 1997. 336 p.

3. Oparina N. A. Pedagogika detskogo zrelishch-nogo dosuga: monogr. Moscow: Belyy veter, 2013.254 p.

4. Oparina N. A. Organizatsiya teatralizovannogo dosuga shkolnikov: monogr. Moscow: Belyy veter, 2017. 235 p.

5. Chernyy G. P. Torzhestvenno, krasivo, pamyat-no: massovye shkolnye prazdniki i teatral-izovannye predstavleniya: kniga dlya uchitelya. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 189 p.

6. Streltsov Yu. A., Streltsova E. Yu. Pedagogika dosuga: ucheb. posobie. Moscow: MGUKI, 2008. 272 p.

7. Gagin V. N. Natsionalnye prazdniki i obryady, ili prazdnichnost kak fenomen russkoy kultury. Moscow: Profizdat, 2005. 319 p.

8. Chechetin A. I. Osnovy dramaturgii teatral-izovannykh predstavleniy: istoriya i teoriya: uchebnik dlya studentov in-tov kultury. Moscow: Prosveshchenie, 1981. 193 p.

9. Zakhava B. E. Masterstvo aktera i rezhissera: ucheb. posobie. Moscow: RATI - GITIS, 2008. 432 p.

Опарина Нина Александровна, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, член Союза писателей России e-mail: oparil18@yandex.ru

Oparina Nina A., PhD in Education, Professor, Social and cultural activities Department, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University, member of the Union of Writers of Russia e-mail: oparil18@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.