Петров С.Ю.
ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ УСЛУГ
Аннотация. Статья посвящена описанию направлений государственной политики, обеспечивающих возможности создания конкурентных отношений между физкультурно-спортивными организациями с целью повышения экономической эффективности оказания услуг физической культуры и спорта в условиях рыночно-ориентированной экономики. Выявленные условия существования физ-культурно-спортивных организаций и виды конкуренции между ними, с учетом действий участников рынка и государственных структур, должны сформировать необходимую институциональную среду для развития физической культуры и спорта.
Ключевые слова. Государственная политика, физкультурно-спортивные организации, конкуренция, институциональная среда.
Petrov S.Yu.
QUESTIONS OF THE STATE POLICY REALIZATION IN THE SPHERE OF PROVIDING SPORTS SERVICES
Abstract. The article describes the state policy directions providing the possibilities of creating a competitive relationship between sports organizations in order to increase the economic efficiency of services of physical culture and sports in the conditions of market-oriented economy. Identified conditions of existence of sports organizations, and types of competition between them, taking into account the active actions of market participants and government agencies should create the necessary institutional environment for the development of the sphere ofphysical culture and sports.
Keywords. Public policy, physical culture and sports organizations, competition, institutional environment.
4 4 4
Сегодня в стране происходят экономические преобразования, направленные на комплексное развитие рыночных отношений, формирование гибкой и адаптивной системы управления социальной сферой, в рамках которой осуществляется процесс обслуживания населения и предоставление потребителям разнообразных услуг. В таких условиях государство, как субъект власти, осуществило переход от административно-распределительной технологии управления физкультурно-спортивным движением к использованию экономических методов поощрения конкуренции между производителями услуг [1]. Усиление внимания органов государственного и муниципального управления к проблемам развития массового спорта привело к росту заинтересованности населения в сохранении здоровья и хорошем физическом состоянии, и, как следствие, увеличению инвестиций отечественных компаний в собственные спортивные комплексы и рынок спортивных услуг в целом [6, с. 6].
Стремление к нарастанию экономической эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта (ФКС), при должном обеспечении социальных гарантий по производству общественно-значимых услуг физической культуры и спорта, является важной управленческой задачей,
ГРНТИ 06.56.31 © Петров С.Ю., 2016
Сергей Юрьевич Петров - аспирант кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Великолукской государственной академии физической культуры и спорта.
Контактные данные для связи с автором: 182106, Псковская область, г. Великие Луки, ул. 8 Марта, 10 (Russia, Velikie Luki, 8 Marta str., 10). Тел.: 8-(960)-226-14-71. E-mail: [email protected].
стоящей перед органами власти. Для ее решения, несомненно, необходимы научно обоснованные и результативные практики управления общественным сектором в условиях ограниченных ресурсов, основанные, по мнению автора, в том числе на прозрачности управленческих процедур, основанной на четкости функций органов управления, открытости планирования и исполнения решений при управлении физической культурой и спортом, свободном доступе к информации о функционировании и развитии сферы ФКС.
Сфера ФКС, как объект государственного управления в рыночных (коммерциализированных) условиях существования российского общества, представляет собой совокупность специальных государственных организаций и учреждений для осуществления систематического физического воспитания населения на основе комплексного планирования [4, а 14]. Деятельность сети государственных (муниципальных) физкультурно-спортивных организаций и учреждений направлена на обеспечение населения доступными услугами физической культуры и спорта в рамках государственного заказа. При этом, согласно части 4 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (для бюджетных учреждений) и части 6 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (для автономных учреждений), предусмотрена возможность и особенности оказания платных услуг. Учреждения вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания оказывать услуги, относящиеся к их основным видам деятельности, на платной основе.
Следует отметить, что в условиях ограниченного бюджетного финансирования эта возможность является важной финансовой составляющей функционирования спортивных организаций, а в некоторых случаях - обязательной задачей организации. Это способствует выходу государственных (муниципальных) учреждений на конкурентный рынок услуг физической культуры и спорта. Также отметим, что переход государства от принципа финансирования затрат к принципам финансирования по результатам, или от принципа финансирования бюджетных учреждений к принципу финансирования государственных услуг, приведет к повышению (появлению) конкуренции за право выполнения социального государственного заказа. В данной ситуации государство стремится снять барьеры и ограничения, препятствующие доступу негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг на основе единого перечня государственных (муниципальных) услуг [3].
Базовый перечень услуг физической культуры и спорта сформирован Министерством спорта РФ (24.07.2015 г.), доступ к ним осуществляется через единый портал бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет [5]. Данный перечень находится в Разделе 30 «Физическая культура и спорт» и содержит 924 вида услуг и работ (по состоянию на 30.12.2015 г.). Указанный способ формирования государственного (муниципального) задания действует с 2016 года и позволяет классифицировать физкультурно-спортивные организации по видам оказываемых социальных услуг.
Вышеперечисленные составляющие функционирования физкультурно-спортивных организаций позволяют говорить о наличии рыночных подходов при реализации ими основных функций (см. рис.). Детализируя представленную на рисунке схему, мы выделили следующие виды конкуренции на рынке услуг физической культуры и спорта:
1) за государственный (муниципальный) заказ. Государственный (муниципальный) заказ формируется органами государственной власти (местного самоуправления) на основании потребности в услугах, возможностях и планах развития сферы ФКС на определенный период, описанных в программах развития физической культуры и спорта на данной территории. Открытие и расширение доступа негосударственным организациям к оказанию государственных (муниципальных) услуг приведет к появлению (развитию) конкуренции при определении исполнителя государственного задания на конкурсной основе [3]. Борьба за право выполнения государственного заказа осуществляется между организациями, допущенными к конкурсу, и сводится к ценовой конкуренции. При этом видится, что конкуренция будет существовать только на право оказания экономически выгодных государственных (муниципальных) заказов. Государственный (муниципальный) заказ должен быть направлен на оказание необходимого объема услуг ФКС конкретного качества, содействующих выполнению социальных функций сферы ФКС, в том числе достижению высоких результатов на спортивной арене. Государственные модели управления качеством при оказании государственных услуг в сфере ФКС с применением особенностей международных стандартов серии ИСО 9000, позволят обеспечить высокий
116
Петров С.Ю.
уровень менеджмента организаций и учреждений ФКС, оценки их физкультурно-спортивной деятельности. В основе этого лежит оценка следующих определяющих факторов: качества менеджмента в сфере ФКС; технологий развития физических способностей, двигательных навыков и умений; качество методики подготовки спортсменов; основ здорового образа жизни; профессиональной и личной компетенции специалистов ФКС; технологий оценки знаний, навыков и умений, физических способностей, уровней спортивного мастерства [1, с. 232];
Рис. Конкурентный механизм предоставления услуг физической культуры и спорта (составлено автором)
2) за удовлетворение потребностей населения и организаций на рынке услуг ФКС. Рынок услуг ФКС направлен на удовлетворение индивидуальных потребностей граждан на основе оказания физ-культурно-спортивных услуг на платной основе. Конкуренция осуществляется между коммерческими организациями, главная цель которых - получение прибыли. На рынке услуг ФКС производятся экономически эффективные услуги, в наибольшей степени учитывающие запросы потребителей. На рынке услуг ФКС можно выделить три вида конкуренции: функциональная, видовая и маркетинговая, и «три кита успешного маркетинга» - цена, качество услуг и имидж организации [7, с. 22-24]. Государственные (муниципальные) организации должны приспособиться к рыночным условиям для оказания конкурентоспособных услуг. При этом рост экономической эффективности государственных (муниципальных) организаций и учреждений не должен идти в ущерб выполнению государственного (муниципального) заказа;
3) между организациями, оказывающими услуги в рамках социального заказа и рынка ФКС. Организации, эффективно работающие на рынке услуг ФКС, являются дополнительными и эффективными конкурентами для государственных учреждений и организаций (услуг по социальному заказу) в производстве физкультурно-спортивных услуг. Данный вид конкуренция стимулирует работу государственного сектора на основе увеличения свободы выбора потребителей и конкуренции по части качества услуг и эффективности работы.
Все сказанное говорит о тенденции к формированию равных рыночных условий, как государственных учреждений, так и негосударственных (коммерческих) организаций в отношении ведения ими своей деятельности по оказанию услуг физической культуры и спорта. Конкурентные отношения между организациями могут быть направлены (в зависимости от вида конкуренции) как на борьбу за платежеспособный спрос населения, так и на выполнение социальных функций сферы ФКС через государственный заказ. Институт конкуренции при этом определяет поведение субъектов хозяйствования, стимулирует развитие конкурентных преимуществ и соперничества. В результате формируется благоприятная институциональная среда, связанная с увеличением свободы заключения контрактов, что позволяет выбирать наиболее интересные варианты для заключения сделки. Однако этот процесс не может происходить самопроизвольно. Для реализации государственных целей в сфере ФКС необходимы меры со стороны органов власти по регулированию, поддержанию и развитию института конкуренции в названной сфере.
По мнению автора, важными задачами государственной политики в области обеспечения населения общественно-значимыми услугами ФКС, повышения их качества и конкурентоспособности являются:
• разработка норм и нормативов минимальной обеспеченности групп населения услугами ФКС через представление им физиологически обоснованных норм двигательной активности;
• необходимость профессионального составления технических заданий на оказание физкультурно-спортивных услуг в рамках государственного заказа на основе разработанных нормативов;
• осуществление оптимального конкурентного выбора исполнителей для оказания социально значимых услуг физической культуры и спорта по каждому виду из базового перечня;
• обеспечение контроля за объемом и качеством бюджетных услуг, оценка эффективности деятельности исполнителей по заключенным договорам;
• обеспечение прозрачности управленческих процедур органов власти по планированию, организации и контролю государственного (муниципального) заказа на определенной территории;
• направленность на повышение уровня хозяйственной самостоятельности, а также персональной ответственности государственных (муниципальных) учреждений сферы ФКС, как производителя социально значимых услуг конкурентного качества.
Таким образом, выход государственных организаций на конкурентный рынок услуг ФКС способствует повышению их экономической эффективности, выполнению государственного (муниципального) заказа, опираясь на конкурентную институциональную основу. Такая среда функционирования физкультурно-спортивных организаций, в свою очередь, станет более продуктивным способом расходования государственных средств, а сопоставление услуг по социальному заказу и рынка ФКС будет эффективным методом выявления слабых сторон и эффективных элементов работы по оказанию услуг и выявлению предпочтений потребителей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аронов Г.З. Управление качеством в сфере услуг физической культуры. СПб.: Олимп-СПб, 2008. 230 с.
2. Бескровная В.А., Петров С.Ю., Виноградова Т.И. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: оценка прозрачности // Теория и практика физической культуры. 2015. № 6. С. 42-44.
3. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014-2016 годах.
4. Гуляев М.Д. Модернизация управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне. М.: Советский спорт, 2012. 352 с.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2014 № 151 (Правила формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ).
6. Састамойнен Т.В. Экономика физической культуры и спорта. СПб.: Изд-во СПбГУФК, 2007. 46 с.
7. Степанова О.Н. Конкуренция на рынке физкультурно-спортивных услуг: виды, особенности, стратегии // Теория и практика физической культуры. 2007. № 3. С. 22-24.