SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS HISTORICAL HERITAGE OF
THE PEOPLES OF RUSSIA
Evgeny Polikarpovich Korolkov, the vice rector for development of branches, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The Soviet power, following the fundamental principles of the Olympism, has developed the platform put by founders and created the system of physical culture and sports operating so far. Results of last XXIII Winter Olympic Games, namely, the failures in the system of sports management, the hybrid attacks of the international sports organizations, the panic of sports officials, the lack of inter-industry strategy and, the magnificent performance of the younger generation of athletes - say that the system and its derivative mechanisms are still alive, it should be modernized and brought only into accord with economic and social situation of Russia and its strategic tasks on the basis of the scientifically based decisions as it was at its formation and development.
Keywords: physical culture, historical experience, organization of physical culture and sport.
В истории физической культуры и спорта России есть три ключевые личности, создавшие на основе исторического наследия физического воспитания народов России платформу, которая в эволюционном развитии научных процессов «ОБРАЗОВАНИЕ -ВОСПИТАНИЕ - ЗДОРОВЬЕ» стала физической культурой и объединила в систему два понятия «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - СПОРТ» (рисунок 1).
Основа системы состоит из трек процессов: f Образование
> Воспитание
> Здоровье
сформированное понятие ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
результирующее понятие
СПОРТ
Рисунок 1 - Понятие - Физическая культура-спорт
Так Петр Францевич Лесгафт заложил педагогические и естественно-научные основы физического воспитания, создал учебное заведение «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования», систему физического воспитания и практику физического воспитания в образовательных учреждениях дореволюционной России.
Алексей Дмитриевич Бутовский и Георгий Александрович Дюперрон основали Олимпийское движение в России и практику проведения соревнований по различным видам спорта.
При этом, общественные физкультурно-спортивные организации России начали создаваться во второй половине XIX в. при поддержке прогрессивной передовой интеллигенции, отдельных представителей буржуазии, офицеров и генералов, которые были энтузиастами, а зачастую и меценатами, тем самым закладывались основы механизма внебюджетного (негосударственного) финансирования.
Советская власть на основе основополагающих принципов Олимпизма, развила заложенную основателями платформу и создала систему физической культуры и спорта, действующую до настоящего времени.
В структуре национально-государственного устройства СССР (http://koledj.ru/docs/index-425.html, рисунок 2), силами партийных, комсомольских, профсоюзных, советских органов власти и управления, плановой экономикой были увязаны воедино процессы воспитания, образования, здоровья и физкультурно-спортивного календаря, от массовых мероприятий до соревнований всех уровней с целью обеспечения государственной политики в подготовке граждан в физическом воспитании и спорте, в том
числе и в подготовке специалистов в различных областях производства.
НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО СССР ^ь*. |нни(пдя а*1
Рисунок 2 - Структура национально-государственного устройства СССР
Была создана структура, не имеющая аналогов в мире и адаптированная в страны социалистического содружества (рис.3).
:'V.к-управления СиСГе*ЛОЙ ФКС СССР
Всесоюзный уровень Организации, учреждения, предприятии
Решений съездой КПСС Гйскомспорг СССР
клее,
ВЛКСМ
ацегте здфсо
Госкомс порт
-ь
Республиканский уровень Организации, учреждения, предприятия РСДСО
Областной уровень Организации, учреждения, предприятия осдсо
НОК СССР Федерации видов
спорта □□
и Ми И Г1 рос СССР МО СССР ЦСКА СССР Динамо
СКА РС
■ 1 1
Райпнньтн уровень Организации, учреждении, предприятии
Рисунок 3 - Схема управления системой ФКС СССР
После распада СССР в России начался процесс преодоления государством огромного экономического пути, борьбы по сохранению целостности и государственного суверенитета, и построения федеративного государства.
В 2008 году Правительством РФ была утверждена концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В ней определена стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта - создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта. Установлены целевые ориентиры развития физической культуры и спорта:
- подготовка нормативно-правовой базы в части обеспечения государственных стандартов, регламентов, финансовых нормативов;
- увеличение за 2007-2015 годы доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в том числе учащихся, с 14,8 процента до 30 процентов;
- увеличение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из их пропускной способности: в 2007 году - на 21,7 процента, в 2012 году - на 26 процентов, в 2020 году - на 48 процентов;
- увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общем количестве занимающихся физической культурой и спортом: в 2007 году - на 15,9 процента, в 2012 году - на 19,8 процента, в 2020 году - на 50 процентов;
- увеличение в 2015 году количества физкультурно-спортивных организаций и физкультурно-спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом, прошедших добровольную сертификацию, на 30 объектов (на 100 тыс. жителей).
Органами государственной власти РФ в рамках бюджетного процесса, сформировано нормативное правовое поле в сфере физической культуры и спорта, определены полномочия, введены стандарты - федеральные стандарты спортивной подготовки по видам спорта(ФСС) и образовательные стандарты (программы предпрофессиональной подготовки ОС), разработаны и осуществлены мероприятия по внедрению в образовательные программы подготовки специалистов, в соответствии с общероссийским классификатором специальностей по образованию ОК 009-2016 и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, по разделу "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта", реализуется Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы, реформируется система физической культуры и спорта (рисунок 4).
За ко н о дател ьст во РФ
Финансово-экономический процесс
Бюджетный процесс
-Г--,
Федеральный уровень Органы власти Олимпийский комитет России
Региональный уровень Органы власти Региональные отделения
Муниципальный уровень
Рисунок 4
Сегодня наверно каждый гражданин может подвести промежуточный итог пройденного пути. За эти годы государство и физкультурно-спортивное сообщество России, особенно за последние 3 года, столкнулось с беспрецедентным давлением со стороны международных спортивных организаций. Этому явлению есть объяснение. К середине 80-х годов, СПОРТ стал огромным сегментом финансового мирового рынка. Спортивные сооружения, инфраструктура, оборудование, технические средства, экипировка и т.д. это не только финансовые вложения в строительство, эксплуатацию, создание и производство, но и постоянное финансовые вложения в их совершенствование по мере достижения спортсменом все новых и новых результатов. Еще 10 лет назад с момента распада СССР, Россия была поставщиком человеческого материала на этот рынок, что продолжается в определенной степени до сих пор. Потому что основной Календарь соревнований проводится международными организациями, где все финансовые потоки определены между организаторами и участниками и основное спортивное производство размещено за пределами России. Как только Россия (а это огромная территория и финансовый рынок) начала
самостоятельно восстанавливать и проводить на своей территории знаковые международные соревнования, физкультурно-спортивные мероприятия и формировать свой Календарь начались проблемы вплоть до предложений бойкота соревнований и лишения права на проведение международных соревнований. Эти проблемы связаны не только с видимыми событиями и фактами, но и с основателями созданных основ системы физической культуры и спорта России. Уникальность системы физической культуры и спорта России заключается в ее устойчивости фундаментальных основ, и они настолько сильны что позволяют до сегодняшнего дня сохранять принципы и идеалы, заложенные основателями. Формирование ее образовательных, воспитательных и спортивных основ началось, как и во всем мире, на привлеченных финансовых средствах, т.е. на внебюджетном процессе, а 70 лет ее становления и развития прошли в бюджетном процессе СССР, без механизма внебюджетного финансирования. В этом заключается с одной стороны определенная слабость, с другой стороны сила системы. Внесистемные попытки создать внебюджетные отношения в спорте пока не находят широкого применения и строятся в основном на межличностном уровне отношений с крупным бизнесом. Не случайно, что современная система реформируется на основе бюджетного процесса. А развитие внебюджетного процесса - развитие инвестиционного законодательства, широкое привлечение бизнеса к участию в проведении соревнований, создание и строительство спортивной инфраструктуры, это следующий этап реформирования системы (рисунок 5). И надо отметить, что пока у России нет сформированной культуры и механизма внебюджетного процесса в сфере физической культуры и спорта.
Законодательство РФ
Финансово-экономический процесс внебюджетный процесс
Федеральный уровень
Региональный уровень Календарь спортивных соревнований
Муниципальный уровень
Рисунок 5
В настоящее время система физической культуры и спорта России находится в состоянии неопределенности будущего. За прошедшие 27 лет с момента распада СССР она с честью выдержала и создание новой российской государственности, и становление рыночной экономики, и трансформирование российского общества в условиях реформ. Результаты прошедших XXIII Зимних Олимпийских игр, а именно, провалы в системе спортивного управления, гибридные атаки международных спортивных организаций, паника спортивных чиновников, отсутствие межотраслевой стратегии и, великолепное выступление молодого поколения спортсменов - говорят о том, что система и ее производные механизмы еще живы, ее надо только модернизировать и привести в соответствие с социально-экономическим положением России и его стратегическими задачами на основе научно-обоснованных решений, как это и было при ее становлении и развитии.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.03.2018