РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ УСЛУГ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Н.В. Климовских, канд. экон. наук, доцент А.Ю. Савва, магистратрант С.М. Наджар, бакалавр
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10841
Аннотация. В статье рассмотрены направления государственной политики, которые обеспечивают возможность создания конкурентных отношений между организациями сферы физической культуры и спорта, с целью увеличения экономической эффективности в предоставлении физкультурно-спортивных услуг, в условиях ориентированной рыночной экономики. Сформировать необходимую институциональную среду развития сферы физической культуры и спорта должны выявленные условия к существованию физкультурно-спортивных организаций и виды конкуренций между ними.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, государственные и муниципальные услуги, институциональная среда, государственная политика.
В настоящее время экономическое реформирование в Российской Федерации направлено на развитие комплекса рыночных отношений, а также на формирование адаптивной и гибкой управленческой системы в социальной сфере, в рамках чего предусмотрено предоставление разного рода услуг населению. В таком положении, государство оставило административно-распределительные технологии по управлению физкультурно-спортивными движениями и перешло к применению экономических методов поощрения кон-куренций, среди производителей услуг. Внимание, которое проявили органы государственной власти к развитию сферы физической культуры и спорта (далее ФКиС), в последствии привело к увеличению интереса населения в поддержке физической формы и сохранении своего же здоровье, следствием чего явилось инвестирование российских компаний в развитие рынка спортивных услуг и создание собственных спортивных комплексов [2].
Перед органами власти стоит важная управленческая задача, которая заключается в росте эффективности экономического функционирования сферы ФКиС, которое может быть обеспечено должным предоставлением гарантий в процессе производства общественно-значимых услуг
сферы ФКиС. Для решения поставленной задачи необходимо использовать только научно обоснованную практику по управлению социальной сферой в период ограниченных ресурсов, которые основаны на прозрачных процедурах управления и четко прописанных функциях органов государственной и муниципальной власти, а также обеспечение свободного доступа к информации по функционированию, планированию и исполнению управленческих решений в сфере ФКиС [4].
Для того чтобы осуществить систематическое физическое воспитание населения, основываясь на комплексном планировании, сфера ФКиС имеет вид совокупности специальных государственных учреждений и организаций, и выступает объектом государственного управления в условия становления рыночных отношений российского общества [1]. В рамках государственного заказа деятельность государственных спортивных учреждений и организаций осуществляется с целью предоставления населению доступных услуг ФКиС. Также оказание таких услуг возможно и на платной основе, что указано в п. 6 ст. 4 ФЗ от 03.11.2006 г. №174 «Об автономных учреждениях» и в п. 4 ст. 9.2 ФЗ от 12.01.1996 г. №7 «О некоммерческих организациях». Учреждения имеют право
свыше установленного государственного или муниципального задания оказывать услуги, которые относятся к их основному виду деятельности, на платной основе.
Необходимо отметить, что такая возможность является наиболее важной частью финансовой составляющей в функционировании физкультурно-спортивных организаций при условиях ограниченного бюджетного финансирования, а в некоторых случаях является обязательной задачей спортивных организаций. Такие действия способствуют государственным организациям и учреждениям выйти на конкурентный уровень в рынке услуг ФКиС. Также, повысить конкуренцию за право выполнения государственных заказов социальной сферы можно путем перехода от принципов финансирования бюджетных учреждений и финансирования затрат к принципам финансирования государственных услуг и финансирования по результатам. На основе единого перечня государственных и муниципальных услуг, государство стремится снять ограничения и барьеры, которые препятствуют предоставлению государственных услуг негосударственными организациями, что характерно для данной ситуации [3].
Доступ к базовому перечню услуг ФКиС, который сформирован Министерством спорта РФ 24.07.2015 года, осуществляется с помощью единого портала бюджетной системы РФ
(www.budget.gov.ru) в сети Интернет. Этот перечень услуг находится в Разделе 30 «ФКиС» и включает в себя 924 вида работ и услуг. Такой способ формирования государственного и муниципального задания позволяет произвести классификацию физкультурно-спортивных организаций по видам оказываемых ими услуг и действует с 2016 года. Реализовать свои основные функции физкультурно-спортивные организации могут с помощью вышеперечисленных составляющих, что говорит о наличии рыночного подхода в ходе их функционирования. Для более эффективного ведения деятельности по оказанию услуг ФКиС как государственными, так и негосударственными организациями является тенденция формирования равных рыноч-
ных условия. И так в ходе конкурентных отношений между организациями их деятельность может быть направлена как на выполнение социальных функций в сфере ФКиС с помощью государственного заказа, так и за борьбу платежеспособного спроса населения. При этом, институт конкуренции стимулирует к развитию соперничества и конкурентного преимущества, а также определяется поведения хозяйствующего субъекта. Результатом чего является увеличение свободного заключения контрактов, связанных с формированием благоприятной институциональной среды, что позволяет созданию нескольких наиболее интересных вариантов для заключения сделки. Однако, такие процессы не могут происходить самопроизвольно [5]. Для того, чтобы реализовать государственные цели в сфере ФКиС помогут такие меры со стороны органов государственной власти как: поддержка, регулирование и развитие института конкуренции в данной сфере.
По мнению многих авторов, для повышения качества предоставления и обеспечения конкурентоспособности общественно-значимых государственных услуг является выполнение следующих задач:
- профессиональное составление технических заданий по оказанию услуг ФКиС, которые будут осуществляться в рамках государственного заказа на основе разработанных норм и нормативов;
- осуществление оптимально конкурентного выбора исполнителей по оказанию социально значимых физкультурно-спортивных услуг в рамках каждого базового перечня;
- обеспечение контроля объема и качества бюджетных услуг, а также осуществление оценки эффективности деятельности всех исполнителей по заключенным договорам;
- обеспечение прозрачности управленческих процедур по планированию, контролю и организации органами власти государственного заказа, в рамках вверенной им территории;
- повышение уровня хозяйственной самостоятельности, а также персонализация ответственности государственных и муни-
ципальных учреждений в сфере ФКиС, Сложившаяся среда функционирования выступающих производителями социально организаций сферы ФКиС, станет спосо-значимых услуг конкурентного качества. бом для более продуктивного расходова-
Таким образом, повысить экономиче- ния бюджетных средств, а эффективным скую эффективность услуг сферы ФКиС, методом для выявления слабых сторон и выполнению государственного и муници- элементов эффективной работы оказания пального заказа с помощью конкурентной услуг, а также для выявления потреби-институциональной основы способствует тельских предпочтений станет сопостав-выход организаций государственного и ление услуг по социальному заказу и рын-муниципального уровня на конкурентный ку ФКиС. рынок физкультурно-спортивных услуг.
Библиографический список
1. Бескровная В.А., Петров С.Ю., Виноградова Т.И. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта: оценка прозрачности // Теория и практика физической культуры. 2015. № 6. С. 42-44.
2. Гуляев М.Д. Модернизация управления системой развития физической культуры и спорта в новых социально-экономических условиях на региональном уровне. - М.: Советский спорт, 2012. - 352 с.
3. Евтишенков М.В., Климовских Н.В. Совершенствование предоставления государственных и муниципальных услуг в Краснодарском крае // В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики / Материалы XI международной научно-практической конференции. 2018. С. 189-194.
4. ИвановаА.О., Климовских Н.В. Оказание государственных и муниципальных услуг в социальной сфере // В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики / Материалы XI международной научно-практической конференции . 2018. С. 228-231.
5. КриницынаМ. А., Климовских Н. В. Повышение эффективности оказания государственных и муниципальных услуг населению // В сборнике: Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики / Материалы XI международной научно-практической конференции . 2018. С. 309-312.
IMPLEMENTATION OF STATE POLICY FOR THE PROVISION OF SERVICES IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
N.V. Klimovskiy, candidate of economic sciences, associate professor
A.Yu. Savva, graduate student
C.M. Najar, bachelor
Trubilin Kuban state agrarian university
(Russia, Krasnodar)
Abstract. The article discusses the directions of state policy, which provide the possibility of creating competitive relations between organizations of the sphere of physical culture and sports, with the aim of increasing economic efficiency in the provision ofphysical education and sports services in an oriented market economy. The identified living conditions for physical education and sports organizations and the types of competition between them should form the necessary institutional environment for the development of the sphere of physical culture and sports.
Keywords: physical culture, sports, state and municipal services, institutional environment, state policy.