УДК 338:796
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
A. А. Тарасенко, кандидат педагогических наук, профессор, С. В. Фомиченко, кандидат биологических наук, доцент,
С. С. Воеводина, кандидат педагогических наук, доцент,
B. А. Козлов, магистрант.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161, e-mail: ssvoevodina@yandex.ru
В статье представлены результаты анализа теоретических и организационных аспектов управления качеством услуг в области физической культуры и спорта, что позволило подготовить предложения по применению механизма государственно-частного партнерства в данной сфере. Доминирование государственного регулирования отрасли, осуществление финансирования за счет государственного и муниципального бюджетов при недостаточном его применении ограничивает развитие физической культуры и спорта. Такой подход не способствует повышению качества услуг в данной области. Цель исследования - обеспечение условий для удовлетворения потребностей населения в качественных и доступных услугах с помощью развития государственно-частного партнерства в данной сфере. В исследовании были использованы следующие методы: 1) анализ литературы, спортивного законодательства с целью рассмотрения вопросов государственного управления качеством услуг в области физической культуры и спорта с учетом ее обеспечения спортивной инфраструктурой; 2) методы математической статистики применялись при анализе данных опроса спортсменов, тренеров Центра спортивной подготовки по спортивной борьбе и тхэквондо (п=42) с целью выявления факторов, влияющих на качество услуг в области физической культуры и спорта. В результате исследования установлено следующее:
1. Обеспечение устойчивой тенденции развития физической культуры и спорта зависит от государственного управления отраслью и ее финансирования, что отражено в Федеральном законе «О
физической культуре и спорте в Российской Федерации». Но объем государственных расходов не позволяет одинаково эффективно развивать спортивную отрасль по всем видам спорта. Поэтому в настоящее время представляется целесообразным использовать механизм государственно-частного партнерства в управлении качеством услуг в области физической культуры и спорта.
2. Развитие массовой физической культуры и спорта предполагает наличие спортивных сооружений, кадров, физкуль-турно-спортивных организаций. Данные вопросы не могут быть решены только за счет государства и его бюджета. Эффективным в этом вопросе (как показывает зарубежный опыт) является механизм государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: физическая культура и спорт; качество услуг; государственно-частное партнерство; спортивная инфраструктура; спортивное законодательство.
Актуальность темы исследования обусловлена существующим противоречием между динамичным развитием спортивной отрасли и восприятием концепции ее государственного управления как одностороннего финансирования физической культуры и спорта в условиях ограниченности финансовых ресурсов, что влияет на качество услуг в данной области. Поэтому не случайно в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению «Спорт» (уровень магистратуры) предусмотрено, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в организационно-управленческой де-
ятельности и определять ее приоритеты при решении актуальных проблем развития спортивной отрасли [7].
Динамичное развитие спортивной отрасли доказывают следующие факты, представленные в литературе и нормативных документах Министерства спорта России [5]:
- доля систематически занимающихся физической культурой и спортом в настоящее время составляет 29,0 %, или 38,3 млн чел. В системе дополнительного образования детей в 7,2 тыс. организациях занимаются спортом более 4,2 млн обучающихся, в том числе в 4,2 тыс. спортивных школах - 3,2 млн чел.;
- за период с 2006 по 2014 гг. спортивная инфраструктура отрасли пополнилась 1355 спортивными сооружениями в рамках реализации федеральных целевых программ;
- утвержден Комплекс мер по развитию системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации: приняты федеральные стандарты спортивной подготовки по олимпийским видам спорта, выделяются субсидии на подготовку спортивного резерва по базовым видам спорта;
- приняты профессиональные стандарты тренера, спортсмена и иных специалистов, осуществляющих спортивную подготовку.
В результате анализа научно-методической литературы, спортивного законодательства по теме исследования установлены факторы, влияющие на качество услуг в области физической культуры и спорта - государственное регулирование, финансирование, спортивная инфраструктура, информационное обеспечение (рисунок 1).
Государство регулирует качество услуг посредством правового механизма:
1) устанавливая понятие термина «услуга в области физической культуры и спорта» (Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 52024-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования»);
- физкультурно-оздоровительная услуга: деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга;
- спортивная услуга: деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в достижении спортивных результатов;
2) определяя показатели оценки качества услуг в области физической культуры и спорта, включающие два аспекта - качество оказания услуг (число жалоб потребителей, количество травм, доля штатных тренеров, имеющих первую или высшую квалификационную категорию, расходы на обеспечение материально-технической базы) и их результативность (сохранность контингента, доля обучающихся, получпвших спортивный разряд, спортивное звание) (рисунок 2).
Критериями качества работы физкультурно-спор-тивных организаций являются доступность и полнота информации об организации и порядсе предоставле-иня услуг;комфортность условий, в которых находится гражданин при оказании ему услуг; культура обслуживания и рерсонал (открытость, вежливость и компетентность работников);
3) осуществляя контроль соблюдения федеральных стандартов спортивной подготовки (совместно со
Государственное управление (программно-целевое развитие отросли, установление требований к качеству услуг)
Информационное обеспечение, пропаганда фпспческой культуры п спорта, здорового образа жпснп р спортивных достижений
Кадровое обеспечение
Спортивная инфраструктура (повышение коммерческой эффективности объектов спорта)
Финансирование (фрскультурно-спортпвных отгонпсоцпй; отрасли в целом)
Рисунок 1 - Факторы, влияющие на качество услуг в области физической культуры и спорта
Показатели оценки качества услуг в области физической культуры и спорта
Показатели
качества
Показатели результативности
Число жалоб на качество услуг
Число травм
Доля штатных тренеров, имеющих первую или высшую квалификационную категорию
Доля денежных средств на материально-техническое обеспечение в общем объеме расходов
Сохранность
контингента
)
Доля обучающихся,
получивших спортивный разряд, спортивное звание
Рисунок 2 - Показатели оценки качества услуг з области физической культуры и спорта в соответствии с нормативным и докуме нтами Министерства спорта России
спортивными федерациями, общественными советами при органах исполнительной власти в области физической культуры и спорта, /Ассоциацией организаций спортивной подготовки);
4) предусматривая квалификационные требования к кадровому обеспечению организа ций,оказываю щих услуги в области физической культуры и спирта (среднее профессиональное, высшее образование в области физической культуры и спорта).
Государственное регулирование кочесто^ услуг в области физической культуры и спорта предполагает обеспечение единства требований к данным услугам, которые учитываются при проведении рейтинга физ-культурно-спортивных организаций и их аоощрения за счет государственного (муниципального) бюджета. Общественный контроль оачества услуг в области физической культуры и спорта осуществляет Ассоциация организаций спортивной подготовки, но она оценивает деятельность только спортивных школ и организаций, оказывающих услуги по спортивной подготовке.
Таким образом, данная составляющая в механизме управления качеством услуг в области физической культуры и спорта тесно связана с вопросами финансирования отрасли и обеспечения спортивной инфраструктурой.
В России государство на 90 % финансирует развитие спортивной отрасли (рисунок 3). В большей степени это касается спортивных проектов мирового масштаба (Олимпийский проект), модернизации объектов спорта и подготовки кадров в области физической культуры и спорта. Объем государственных расходов не
позволяет одинаково эффективно развивать все виды спорта. В Германии государство выделяет на развитие физической культуры и ипорта около 2 % общего бюджета этой сферы; в Велакибританни - 5 %; во Франции -23 %. При этом расходы бизнеса составляют от 15 до 40 % общего бюджета физическор культуры и спорта [2]. Решение вопросов финансироваиия осуществляется на основе государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партие^тво в области физической культуры и спорта (далее - ГЧП) - это со-гла шение об объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничества государства, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, в целях привле-чяния в отрасль частных инвестицвй,обеспечения доступности товаров, работ, услуг в области физической культуры с спорта и повышения их качества.
В области спортивной инфраструктуры с использованием данного механизма к 2020 г. планируется строительство 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами, 733 стадионов-площадок за счет капитальных вложений в объеме 106,7 млрд руб. При этом доля средств федерального бюджета составит 53,6 млрд руб., региональных бюджетов - 48 млрд руб., частного сектора - 5,1 млрд руб. [2] (рисунок 4).
Государство гарантирует возвратность инвестиций, а бизнес обеспечивает экономию бюджетных средств до 30 % за счет эффективного их использования (возможна временная передача спортивного объекта частному сектору на основе договора при условии постоянного поддержания его состояния на протяжении всего цикла).
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
Россия
Европа
□ государство
□ бизнес
Рисунок 3 - Структура финансирования физической культуры и спорта в России и Европе, %
53,6
| □ федеральный бюджет □ региональные бюджеты □ частный сектор экономики |
Рисунок 4 - Структура средств в реализации ГЧП в области спортивной инфраструктуры,млрд руб.
Государственно-частное партнерство основано на следующих принципах (предусмотрены Федеральным законом от 13 июля 20И5 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российстой Федерации и внесении изменений в отдельные законодательтые агты Российской Федерации») [3]:
1) открытость и доступность информации о партнерстве;
2) обеспечение конкуренции;
3) равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;
4) добросовестное исполнтннт сторонами соглашения обязательств по соглашению;
5) распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;
6) свобода заключения соглашения.
Частный партнер выбирается на конкурсе, порядок проведения которого четко регламентирован. Заключение соглашения о партнерстве возможно при условии полного или частичного финансирования создания объекта частным партнером, а также обеспечения доступности и повышения качества услуг в области физической культуры и спорта. Соответствие данному критерию определяется путем оценки эффективности спортивного проекта и выявления сравнительного преимущества (перед использованием бюджетных средств для реализации государственного или муниципального контракта). Соглашение заключается на срок не менее чем три года.
Проведенное исследование развития государственно-частного партнерства в области физической культуры и спорта в Краснодарском крае позволило нам выявить ее специфику.
1. Определение на региональном уровне (Закон К^снодарского края «О государственной политике Краснодарского края в сфере государственно-частного партнерства» [6]) форм государственной поддержки мехатизма государитвенно-частного партнерства - предоставление налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита, государственных гарантий, субсидий; льготные условия пользования землей (рисунок 5). Коордиьат|ионным органом в этом партнерстве выступает краевая комисс ия, состав и порядок деятельности которой утверждаются губернатором Краснодарского края.
В крае наблюдается тенденция сокращения расходов краевого бюджета на развитье физической культуры и спорта на 1 жителя. В 2014 г. данный показатель составлял 759 руб., в 2016 г. планируется 518 руб. [1] (рисунокб).
В настоящее время при-оритетным направлением развития спортивной отрасли в регионе является строительство малобюджетных спортьон ых объектов шаговой досиупности (в том сисле в общеобразовательных школах) стоимостью не более 100 млн руб., а также плоскостных сооружений (стоимоттью не более 25 млн руб.) с учетом ихдоступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [2].
Налоговые ИнитскУбУонный Государственные нькокы налоговый гарантат
котдтк
Потдтскиинтнут свСстдтй
Лькокныт Всноитя иользоиинтя зтмнтй
Рисунок 5 - Формы государственной поддержки государственно-частного партнерства в Краснодарском крае
800 700 600 500 400 300 200 100 0
/ /
/
/ ✓ щ-/
2014 г.
2015 г.
2016 г.
Рисунок 6 - Расходы краевого бюджета на развитие физической культуры и спорта на 1 жителя
2. Наличие опыта реализации спортивных проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства. На территории края построено 78 спортивных объектов, 531 многофункциональная спортивно-игровая площадка нового поколения на территории всех 44 муниципальных образований края [1]. Вместе с тем с этим вопросом связана проблема содержания уже построенных объектов.
Таблица
Результаты опроса о тенденциях развития услуг в области физической культуры и спорта в Краснодарском крае, 2015 г.
Кол-во
Вопрос/варианты ответов респондентов, %
Как бы вы оценили сегодня в крае соотношение спроса и предложения на услуги в области физической культуры и спорта?
Спрос выше предложения 76
Предложение выше спроса 4
Они примерно взаимоуравновешены 18
Затрудняюсь ответить 2
Ваша оценка эффективности использования имеющихся в крае спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом Высокая Средняя 36 24
Низкая 38
Другой ответ 0
Трудно сказать 2
Удовлетворены ли вы в целом качеством услуг в области физической культуры и спорта?
Да 35
Скорее да 27
Скорее нет 26
Нет 12
Затрудняюсь ответить 0
Какие источники финансирования, на ваш взгляд, являются основными для развития физической культуры и массового спорта?
Бюджетное финансирование 32
Государственно-частное партнерство 41
Спонсорство 9
Доходы от оказания платных услуг 18
физкультурно-спортивными организациями
Как вы считаете, необходимо ли усиление
регулирующей роли государства в области физической культуры и спорта?
Да 71
Скорее да 15
Скорее нет 4
Нет 10
Затрудняюсь ответить 0
В результате проведенного опроса (п = 42) на базе Центра спортивной подготовки мы отмечаем увеличение спроса на услуги в области физической культуры и спорта. Большинство респондентов (76 %) указывают на эту тенденцию, 18 % считают, что спрос и предложение на данные услуги взаимоуравновешены. Только 36 % респондентов дают высокую оценку эффективности использования имеющихся в крае спортивных сооружений для занятий физической культурой и спортом, 24 % - среднюю и 38 % - низкую (таблица). Большинство респондентов (62 %) удовлетворены качеством услуг в области физической культуры и спорта.
Среди основных источников финансирования отрасли респонденты назвали государственно-частное партнерство (41 %), бюджетное финансирование (32 %). Большинство (86 %) выступают за усиление регулирующей роли государства в развитии спортивной отрасли.
Таким образом, проведенное исследование позволило нам сделать вывод о взаимосвязи вопросов качества услуг в области физической культуры и спорта и эффективного использования спортивных сооружений, а также возможности их решении на основе механизма государственно-частного партнерства (с учетом минимизации бюджетных расходов). Развитие физической культуры, популярность тех или иных видов спорта, а следовательно, и услуг в данной области, во многом зависят от доступности спортивной инфраструктуры.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аналитическая записка о реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие физической культуры и спорта» за 9 месяцев 2015 года [Электронный ресурс]. - Сайт Министерства физической культуры и спорта Краснодарского края. - Режим доступа: http://www.kubansport.ru
2. К вопросу о вовлечении в систематические занятия физической культурой и спортом населения страны, занятого в экономике [Электронный ресурс]. - Министерство спорта Российской Федерации. - Режим доступа: http:www.minstm.gov.ru
3. О государственно-частном партнерстве, муници-пально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224 - ФЗ. - «Российская газета», № 156, 17.07.2015.
4. О методических рекомендациях по организации системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере физической культуры и спорта: Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 19 марта 2013 г. № 121 // Консультант Плюс. Законодательство. Версия Проф [Электронный ресурс] / АО «Консультант Плюс». - М., 2016.
5. О некоторых предварительных показателях развития физической культуры и спорта в Российской Федерации в 2014 году / Сайт Общественного совета
при Министерстве спорта РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru
6. О государственной политике Краснодарского края в сфере государственно-частного партнерства: Закон Краснодарского края от 09.06.2010 № 1989-КЗ // «Кубанские новости», № 93, 10.06.2010.
7. Тарасенко А. А. Профессиональный стандарт в системе подготовки спортсменов в физкультурно-оздоровительных технологиях / А. А. Тарасенко, С. С. Воеводина // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар, 2014. - № 4. - С. 81-89.
PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP IN SERVICES QUALITY MANAGEMENT IN THE FIELD OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
A. Tarasenko, Candidate of Pedagogical Sciencies, Professor, S. Fomichenko, Candidate of Biological Sciencies, Assistant Professor S. Voevodina, Candidate of Pedagogical Sciencies, Associate Professor V. Kozlov, Undergraduate student
Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism
Contact information for correspondence: Russia, 350015, Krasnodar, ssvoevodina@yandex.ru
The article presents the results of the analysis of theoretical and organizational aspects of services quality management in the field of physical education and sport, which allowed to make offers on the use of public-private partnership in this area. The dominance of state regulation of the industry, the implementation of funding from the state and municipal budgets with its low application limits the development of physical education and sports.
This approach does not contribute to the quality of services in this field. The research purpose is providing conditions to meet the needs of the population in high-quality and accessible services through the development of the sovereign, public-private partnership in this area.
The study revealed the following:
1 Sustaining the trend of physical education and sport development depends on the public administration sector and its financing that is reflected in the federal law "On Physical Education and Sports in the Russian Federation." But public expenditure does not allow equally effectively develop sports industry for all kinds of sports. Therefore, at present it seems appropriate to use the mechanism of public-private partnership for the services quality management in the field of physical education and sports.
2 The development of mass physical education and sports presupposes the existence of sports facilities, personnel, physical education and sports organizations. These issues can not be solved only by the state and its budget. Effective in this matter (as it's shown by foreign experience) is the mechanism of public-private partnership.
Keywords: physical education and sport, services quality, sovereign-public-private partnership, sports infrastructure, sport law.
Reference
1. Policy Brief on the implementation of the «Development of physical culture and sports» activities of the state program of Krasnodar region for 9 months 2015 [electronic resource]. - Website of the Ministry of Physical Culture and Sports of the Krasnodar Territory. - Access: http:// www.kubansport.ru.
2. On the question of involvement in the systematic physical culture and sports of the population employed in the economy [electronic resource]. - Mini Sports Ministry of the Russian Federation. - Mode of access: http: www. minstm.gov.ru.
3. On public-private partnership, municipal and private parties-nership in the Russian Federation and the Introduction of Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation: the Federal Law of July 13, 2015 no 224 - FZ. - "The Russian newspaper", of no 156, 17.7.2015.
4. On Methodological Recommendations on the organization of the system for evaluating the performance of organizations providing social services in the sphere of physical culture and sports: Order of the RF Ministry of Sports on March 19, 2013 № 121 // Consultant Plus. Legislation. Version Prof. [electronic resource] / JSC "Consultant Plus". - M., 2016.
5. Some preliminary indicators of the development of physical culture and sports in the Russian Federation in 2014 / Website of the Public Council under the Ministry of Sports of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access: http://www.minsport.gov.ru.
6. On the State Policy of the Krasnodar Territory in the field of public-private partnership: the Krasnodar Kray Law of 09.06.2010 number 1989-CP // "Kuban news", of no 93, 10.06.2010.
7. Tarasenko A. A. Professional standard in the training of athletes in sports and fitness technologies / A. A. Tarasenko, S. S. Vojvodina // Physical Culture, Sport - Science and Practice. - Krasnodar, 2014. - no 4. - pp. 81-89.