2014
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 11
Вып. 3
ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ
УДК 616-053.2-94(47).084.8
М. В. Эрман1, Л. В. Эрман1, Т. М. Первунина1,2
ВОПРОСЫ ПЕДИАТРИИ В ДНИ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ...
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
2 Федеральный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова, Российская Федерация, 197341, Санкт-Петербург, ул. Аккуратова, 2
В статье говорится, как в нечеловеческих условиях голода, страха и смертей родных, близких, соседей жили дети в блокадном Ленинграде. Анализируется деятельность педиатрической службы, медицинских работников, ученых, педагогов, жителей города, сделавших все для спасения жизни в тяжелейший период блокады. Библиогр. 17 назв. Ил. 2. Табл. 4.
Ключевые слова: дети, блокада, рождаемость, заболеваемость, дистрофия, летальность, педиатр, перинатальное программирование.
PEDIATRICS ISSUES IN THE DAYS OF LENINGRAD'S SEIGE: LOOKING THROUGH THE YEARS.
M. V. Erman1, L. V. Erman1, T. M. Pervunina1,2
1 St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
2 Federal Almazov Medical Research Center, 2, ul. Akkuratova, St. Petersburg, 197341, Russian Federation
The article outlines how in inhumane conditions of hunger, fear, and death of relatives, neighbors, children lived in the besieged Leningrad. The activity of pediatric services, medical professionals, scientists, educators, residents, who have done everything to save childrens' lives in the most difficult period of the blockade, is analyzed. Refs 17. Figs 2. Tables 4.
Keywords: children, blockade, fertility, morbidity, dystrophy, mortality, pediatrician, perinatal programming.
Ленинградцы и прежде всего ленинградские женщины могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили
детей. Александр Фадеев
Детям, перенесшим тяжелейшие, трагические дни блокады, медицинским работникам, педагогам, показавшим самоотверженность, высочайший профессионализм, безграничную любовь к детям мы посвящаем свой скромный труд.
Река времени все дальше и дальше уносит нас от драматических дней блокады Ленинграда. Но не стирается горе утрат. Мы преклоняемся перед подвигом защитников города, сохранивших жизнь, многие ценой собственной, жителям города.
В качестве титула статьи мы решили взять часть названия сборника «Вопросы педиатрии в дни блокады Ленинграда. Сборник I. Алиментарные дистрофии и авитаминозы у детей», изданного в 1944 г. тиражом 2000 экземпляров. В сборник были включены статьи доц. С. И. Волчока, проф. Ю. А. Менделевой, проф. С. А. Новосельского, Н. Г. Синявской, проф. А. Ф. Тура, С. И. Поляковой, проф. А. Б. Воловика, проф. Э. И. Фридмана и др. Голод и холод были самыми тяжкими испытаниями для ленинградцев. С начала суровой осени в город пришла алиментарная дистрофия, которая в первую очередь поражала детей. В марте 1942 г. появились первые случаи заболевания цингой и число больных начало неудержимо расти. Недоедание, холод, бомбежки и постоянный страх провоцировали заболевания туберкулёзом, психическими и инфекционными болезнями.
Наиболее чувствительны к голоду, холоду и лишениям были женщины и дети. Особое внимание в блокадном Ленинграде уделяли детям. На первый план вышли задачи сохранить жизнь и здоровье детей в блокадном городе.
На основе анализа статистических данных Л. Л. Газиевой [2] было установлено наличие 848 067 детей от 0 до 16,5 лет к 22 июня 1941 г., проживавших в Ленинграде, т. е. имевших постоянную ленинградскую прописку. Из них 455 260 детей ясельного и дошкольного возраста до 8,5 лет, из которых в 658 детских садах состояло 46 878 человек. Детей школьного возраста (учащихся 1-8 классов) от 8,5 до 16 лет было около 392 807 человек. Вместе с детьми, родившимися живыми в конце 19411943 гг., общее число детей, подлежащих спасению, составило за время блокады, по крайней мере, 903 230 человек.
Статистические данные по эвакуации детей из Ленинграда. Всего было вывезено из города за 1941-1943 гг. не более 377 787 человек от 0 до 16,5 лет, включая пропавших без вести и детей из Ленинградской области. Из них — 174 833 человек в 1941 г. (в основном с детскими учреждениями), с 1 января по 15 апреля 1942 г. — 45 535, с 27 мая 1942 г. по 17 декабря 1943 г. — 173 405 человек. Потери детей при эвакуации составили от 127 568 до 159 095. Всего в городе оставалось не менее 531 575 человек от 9 до 16,5 лет. Следует подчеркнуть значительный вклад в установление достоверных документальных данных о детях и матерях блокадного Ленинграда двух диссертационных исследований, выполненных на кафедре новейшей истории исторического факультета СПбГУ — Е. О. Скрябиной [3] и Л. Л. Газиевой [2].
4 сентября 1941 г. на город упал первый артиллерийский снаряд, а 22 января 1944 г. в Московском районе разорвались 5 последних снарядов, выпущенных немецкими войсками. За годы блокады по Ленинграду было выпущено около 150 000 снарядов; 2 500 часов непрерывного артиллерийского обстрела; 250 снарядов в каждый день блокады. Кроме того, на город были сброшены 107 158 фугасных и зажигательных бомб. За годы блокады от бомбардировок и артобстрелов погибли 16 747 и ранены 33 782 ленинградца [4]. Погибли и были ранены при бомбежках и обстрелах 529 детей, в том числе 333 мальчика и 196 девочек, из которых 157 детей умерло от травм. Почти всегда травмы носили тяжелый, осколочный характер, чаще всего встречались ранения головы, груди и нижних конечностей [5].
Рождаемость в блокадном Ленинграде [6]:
1940 год — 68 118 детей.
1941 год — 67 899 детей.
1942 год — 12 659 детей.
1943 год — 7 775 детей.
1944 год — 22 995 детей.
1945 год — 44 410 детей.
В издании «Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов» представлен следующий документ [7]:
Справка УНКВД ЛО А. А. Жданову о рождаемости в Ленинграде
Совершенно секретно 16 мая 1942 года
В первой половине 1941 года в среднем рождалось 6608 человек в месяц. В декабре 1941 года — 5381. В январе 1942 года — 4211, феврале — 3135, марте — 1908, апреле — 1150, мае — 274.
Начальник Управления НКВД ЛО комиссар госбезопасности 3-го ранга
Кубаткин
В 1941 г. показатель рождаемости составлял примерно 25 на 1000 населения. Но уже в 1942 г. рождаемость резко сократилась — до 10; причем в последние месяцы (сентябрь-декабрь) рождаемость упала до 0,7-1,5 на 1000 населения. В 1943 г. показатель рождаемости из месяца в месяц увеличивался, достигнув среднегодового 12,6 на 1000 населения, а в 1944 г. превышал довоенный уровень. В 1945 г. показатель рождаемости достиг 38 на 1000 — так называемый «компенсаторный подъем рождаемости» после войн.
Во время беременности 80% рожениц состояли на учете в женских консультациях. Беременным бесперебойно отоваривались продовольственные карточки. Через женские консультации беременным выдавались молоко, кефир, рыбий жир, проводилась профилактическая госпитализация ослабленных беременных.
В годы блокады остался единственным действующим родильный дом № 2 на улице Петра Лаврова (ныне Фурштатская, 36). Все остальные были переоборудованы под госпитали. В приемном покое родильного дома больных рожениц изолировали от здоровых, были предусмотрены разные ванные комнаты. Рожениц с высокой температурой и больных помещали в изолятор. В детских отделениях имелась палата для больных детей. Паровое отопление заменили временными печами, в детском отделении поддерживали температуру 20-22 градуса.
В 1942 г. в родильное отделение поступило 1152 беременных. Родов было 991, из них преждевременных 481 (48,5%). В детское отделение поступили 988 детей, из них недоношенных — 485, умерли 176 (18,3%). Мертворождаемость — 3,4%. 85% родов осложнялись эклампсией (тяжелые, длительные припадки, потеря сознания).
Материнская смертность — 80 матерей (8%); основные причины смерти: токсикоз беременности, эклампсия, кровоизлияния в мозг, дистрофия.
Родильный дом поддерживал связь с консультацией по телефону и при помощи обменных карт.
Чем болели дети в блокадном Ленинграде? Произошли существенные изменения в структуре детской заболеваемости в период блокады. Среди основных заболеваний у детей в период блокады на первое место вышла алиментарная дистрофия (табл. 1, 2).
Таблица 1. Распределение больных детей по заболеваниям в клиниках Ленинградского педиатрического медицинского института (в % к итогу) [8]
Заболевания 1940 г. 1941 г. 1942 г. 1943 г.
Инфекции острые и хронические 34,6 20,6 9,7 19,1
Болезни органов дыхания 22,0 10,8 5,1 16,4
Болезни органов пищеварения 8,4 6,4 3,4 13,9
Травмы бытовые 4,5 3,1 4,3 6,4
Болезни нервной системы 3,9 3,1 4,3 6,4
Авитаминозы 0,4 1,1 4,1 3,2
Прочие болезни 26,2 20,6 26,0 19,4
Военные ранения - 7,4 1,4 -
Дистрофия алиментарная - 27,8 45,5 17,9
Всего 100% 100% 100% 100%
Таблица 2. Распределение больных детей по заболеваниям в больнице им. К. А. Раухфуса (в %
к итогу) [8]
Заболевания 1940 г. 1942 г. 1943 г.
Пневмония 19,0 7,5 9,9
Туберкулез - 1,5 -
Плевриты - 0,2 -
Колиты 16,7 34,4 0,5
Диспепсии 5,2 4,2 2,6
Прочие терапевтические заболевания 18,7 9,0 23,5
Хирургические заболевания 21,0 7,8 20,5
Ушные заболевания 9,6 0,5 4,2
Скарлатина 9,8 - -
Скорбут - 2,5 4,5
Дистрофия алиментарная - 32,4 25,5
Всего 100% 100% 100%
А. Б. Воловик подчеркивал «...большой урон, который нанесла алиментарная дистрофия ленинградским детям в памятные 1941-1942 гг.» [9].
За период блокады врачи и ученые Ленинграда собрали, проанализировали и представили различные аспекты алиментарной дистрофии, значительно обогатившие мировую науку:
1) о развитии алиментарной дистрофии и сопутствующих ей болезнях;
2) о влиянии алиментарной дистрофии на здоровье и смертность людей;
3) о характере развития других заболеваний на фоне алиментарной дистрофии.
В научной монографии «Свеча горела с двух концов» обстоятельно анализируется положение ленинградцев-блокадников, оказавшихся между «Сциллой» голодного пайка и «Харибдой» огромных физических и психических нагрузок [10].
Ленинградский педиатрический медицинский институт (ЛПМИ) взял на себя разработку режима питания детей, введения новых блюд из различных заменителей и веществ, ранее не применявшихся для целей детского питания (из сои, восстановленного растительного масла из олифы, дрожжевой суп и др.).
Об этих детях, которым удалось сохранить жизнь, пишет в поэме «Пулковский меридиан» Вера Инбер:
«Но встречный — в одеяльце голубом, Мальчишечка грудной, само здоровье, Хотя не женским, даже не коровьим, А соевым он вскормлен молоком».
Институт в своем составе имел молочно-пищевую станцию с отделениями: отдел питания (отдел прикорма, главная кухня), витаминовый отдел, молочная станция. За время войны молочно-пищевая станция ЛПМИ отпустила 487 132 порции разной продукции. Смесь № 3 во время войны готовилась в количестве 1500 л/сутки (в мирное время — 90-100 л), каши — до 500 л/сутки (в мирное время — 30-40 л). 23 октября 1942 г. при ЛПМИ была организована молочная ферма из 3-х породистых коров. До конца года они дали 870 л молока, а в следующем году надой составил 12 000 литров. В 1943 г. ферма получила пополнение из 7 коров.
В городе стали издаваться брошюры, в которых приводились рецепты блюд, которые помогали выжить в тяжелейших условиях блокады. В частности, сотрудники Ботанического института АН СССР имени академика В. Л. Комарова предложили следующий рецепт: «Желуди, очищенные от кожуры, разрезать на 4-5 частей и залить водой. Вымачивать двое суток, меняя воду 3 раза в сутки. Затем желуди залить двойным по объему количеством чистой воды и поставить на огонь. При первых признаках закипания воду слить, желуди пропустить через мясорубку. Полученную массу рассыпать тонким слоем для просушки на воздухе, а потом в духовке. Высушенную массу смолоть на кофейной мельнице. При установке мельницы на крупный помол получается крупа для каши, а при более мелкой установке — мука для лепешек» [11].
По наблюдению профессора Александра Федоровича Тура, ежедневно совершавшего обходы в клиниках Педиатрического института:
— крайне высока была заболеваемость дифтерией, дизентерией, колитами, острыми гепатитами. Туберкулез у детей с дистрофией приводил к обширным поражениям всех органов. Значительно увеличилось число пиурий;
— резко уменьшилась заболеваемость скарлатиной, коклюшем, ветряной оспой, краснухой, эпидемическим паротитом. Значительно снизилось число ангин, гнойных отитов, гнойных менингитов, гнойных плевритов, стафилодермий;
— практически исчезли в первые годы блокады корь, бронхиальная астма, крупозная пневмония, острый аппендицит, ревматизм, острый нефрит (стал регистрироваться только в 1943 году).
Значительные изменения были отмечены в самом течении некоторых заболеваний. В то время как одни болезни приняли более доброкачественное течение (та же скарлатина), другие протекали весьма тяжело. Одно из первых мест среди заболеваний, отличавшихся в этот период особенно тяжелым течением, занял туберкулез.
Особо следует остановиться на вопросе больничной летальности в Ленинграде (табл. 3, 4).
Таблица 3. Некоторые показатели работы больницы им. Н. К. Крупской в годы блокады [12]
Год Поступило Выписано Умерло Процент летальности Расхождение диагнозов
1940 3425 2488 875 26,0 18
1942 2478 1795 677 27,0 18
1943 1495 1428 76 4,9 5
1944 2164 1975 176 8,1 2
1945 2809 2491 282 10,0 11
Таблица 4. Летальность от пневмонии в больнице им. Н. К. Крупской [12]
Год Летальность Примечания
1940 20,4% Начали применять белый стрептоцид
1942 53,3%
1943 7,6% Химиотерапия (сульфидин, стрептоцид, сульфазол)
1944 9,0%
1945 11,6%
1946 20,3%
1948 6,7% Начали применять пенициллин + сульфамиды
Мы хотели бы обратить внимание на годы блокады Ленинграда. Именно в эти годы отмечался самый низкий уровень летальности. Это наша национальная особенность — в период максимальных трудностей и лишений добиваться наибольших успехов.
Интересны преобразования, которые были произведены в организации здравоохранения блокадного города. Впервые в СССР к 1944 г. во всех 36 детских поликлиниках Ленинграда была внедрена система «единого педиатра» — все дети от рождения до 15 лет стали наблюдаться и лечиться у одного педиатра (ранее была градация по возрасту: детская консультация — до 3 лет; детская поликлиника — старше 3 лет). Почему встал вопрос о принятии принципиального организационного решения «Об обслуживании всего детского населения в возрасте от 0 до 16 лет единым педиатром»? С началом Великой Отечественной войны и блокады эвакуация снизила плотность населения на участках, увеличив их пространственно. Семья требовала
единой заботы и наблюдения. Метод консультативной работы (профилактический патронаж) необходимо было внедрить в работу и со старшим детством. С января 1943 г. были организованы курсы подготовки врачей по системе единого педиатра. К лету 1943 г. усовершенствование прошли 157 врачей. Кстати, эта система участкового педиатра является действующей и сегодня. В Советском Союзе система «единого педиатра», разработанная в Ленинграде, была внедрена в 1946 г.
Много усилий медицинские работники прилагали для предотвращения распространения инфекционных заболеваний. В частности, в блокадном городе впервые были сделаны прививки против брюшного тифа всем детям дошкольного возраста.
Кадрами педиатров врачебная сеть Ленинграда была укомплектована полностью. В военное время Педиатрический институт продолжал работать, подготовив 947 врачей. Состоялось 7 выпусков врачей (плановых и досрочных). Успеваемость студентов была практически на уровне довоенной. Средний балл: 1-й курс — 3,9; 2-й курс — 4,0; 4-й курс — 4,2; 5-й курс — 4,0. Государственные экзамены сдавались по требованиям мирного времени. В 1943 г. под руководством профессора В. А. Валь-дмана прошла студенческая научная конференция, на которой было представлено 10 докладов.
Так как в городе трудилось много молодых врачей, уже в 1942 г. Педиатрический институт организовал курсы повышения квалификации молодых врачей.
В блокадном Ленинграде вновь начали проводиться заседания Обществ врачей. И одним из первых в 1942 г. возобновило свои заседания Общество детских врачей, возглавляемое профессором Ю. А. Менделевой (ректор Педиатрического медицинского института) и профессором А. Ф. Туром (с 1942 г. главный педиатр Ленинграда). Уже в 1942 г. было проведено 18 заседаний Общества (присутствовало 1900 врачей), в 1943 г. — 17 заседаний (присутствовало 1672 врача). Темы докладов и обсуждений, естественно, определяли проблемы блокадного города. Вот некоторые из них: «Режим жизни и питания детей в условиях войны и блокады», «Лечение алиментарных дистрофий у детей», «О развитии, выживаемости недоношенных детей и постановке дела в палате для новорожденных детей» (проф. А. Ф. Тур); «Лечение тяжелых дистрофий у детей», «Характер заболеваний у детей в условиях блокады Ленинграда» (проф. А. Б. Воловик); «О психических нарушениях при алиментарной дистрофии» (проф. С. С. Мнухин); «Дистрофические и инфекционные заболевания» (проф. А. С. Розенберг); «О соевом молоке» (Л. Р. Шапиро); «Химический состав и микрофлора соевого молока» (Н. П. Содоков); «Особенности течения туберкулеза у детей в условиях блокады г. Ленинграда» (А. Э. Певзнер).
В первую блокадную зиму 41/42 года занятия проводились в 39 школах Ленинграда, причем в ряде школ младшие школьники занимались в бомбоубежищах. Приводим строки из отчета 251-й школы Октябрьского района: «Из 220 учащихся, пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре-январе умерло 11 мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили». В мае 1942 г. за парты еще 137 школ Ленинграда сели 63 719 учащихся. В январе 1942 г. в городе было открыто 30 столовых для 30 000 школьников 8-12 лет. С мая 1942 г. в школах приступили к трехразовому кормлению детей, а с ноября 1942 г. для 15 000 школьников и дошкольников были открыты столовые лечебного питания.
Но дети блокадного города не только учились. В школах создавались тимуровские команды. Они обходили квартиры, помогали обессиленным ленинградцам. Нередко подростки работали наравне со взрослыми за станками военных заводов, ухаживали за ранеными и больными, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы на чердаках, разбирали завалы, спасая людей. Дети расчищали дворы, улицы от льда и снега. А весной у школьников начиналась «огородная жизнь» — мобилизация на сельскохозяйственные работы. Лозунг в школе: «Рабочие — у станка, школьники — на огороде — все нужны фронту!» [13].
За мужество и героизм, самоотверженный труд в дни блокады более 5000 подростков были награждены медалью «За оборону Ленинграда». О них поэт Юрий Воронов написал следующие строки:
«В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали И только в сорок пятом паспорта»
На рисунке 1 представлено удостоверение о награждении медалью и на рисунке 2 — аттестат об окончании школы в блокадном Ленинграде бабушки одного из авторов статьи.
Рис. 1. Удостоверение о награждении медалью «За оборону Ленинграда»
Р.С.Ф.С.Р.
Народный Комиссариат Просвещения
АТТЕСТАТ
V НАСТОЯЩИЙ аттестат ВЫДАН • ^ И Г а о Л о А' О и
_2о*" г ....родивше п79А~'году,
в ТОМ. ЧТО ОН о ОБУЧАЛ ОЫ в /3 __ СРЕДНЕЙ
ШКОЛЕ Ир а е но1 вар ц 9НС * » о нп
'' окончил «
ПОЛНЫЙ КУРС ЭТОЙ ШКОЛЫ И ОБНАРУЖИЛ О ПРИ от^ичмпа/ ПОВЕДЕНИИ СЛЕДУЮЩИЕ ЗНАНИЯ
t'tpajj г н я
пп> .JU *ыо
1ю русскому языку по длцратурв _ ^ по АРИФМЕТИКЕ по алгебж по геометрии ПО ТРИГОНОМЕТРИИ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО истории гк> конституции СССР по геогс'афии .
по Физике..........ц.,
по химии ________
по геологии и минералогии по астрономии атчичмо
по инос1ранному языку I нлж*. , ит^иунр
по рисованию _____________
по чьрчению £ _дй_____
по ЧапРаУ от^и Чмо по--------
на основании постановления совета народных комиссаров ссср
0/n^UtJfO
ит^итыо (f/Ttu***u» _____
о той ___
......0IHU0+H о
и центрального комитета вкп(б> от здх 1936 г,
иоба jM aujapo_____> е ft*р* в ыс
194 5 года
U/VH4
j^ULL
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ Г I 1*4+*-
чг
Рис. 2. Аттестат о среднем образовании
После снятия блокады врачи и ученые неоднократно обращались к оценке состояния здоровья ленинградцев, перенесших тяготы блокады. Отклонения в состоянии здоровья, физиологических функций у жителей города объясняли голоданием, стрессом и другими факторами блокады. В семидесятые годы начали появляться публикации о голодной голландской зиме «The Dutch Hunger Winter». Осенью 1944 — в 1945 году была проведена высадка французских войск на оккупированную фашистами Голландию. Зимой западные районы Голландии оказались без продовольствия, ежедневный рацион, составлявший 1800 калорий в декабре 1943 г., в октябре 1944 г. снизился ниже 1000 калорий, а с декабря по апрель 1945 г. варьировал от 400 до 800 калорий. Вес новорожденных, зачатых или родившихся в этот период, был на 300 г ниже, чем до голодной зимы, а длина тела не имела различий [14]. Только в мае 1945 г. было восстановлено снабжение продовольствием и рацион составил более 2000 калорий. Последующее наблюдение за лицами, перенесшими внутриутробно голодную голландскую зиму, показало, что в их группе значительно выше заболеваемость сахарным диабетом, гипертензией, ишемической болезнью сердца, ожирением [15]. Эти наблюдения послужили основанием для предположения о влиянии голодания во время беременности на здоровье во взрослом периоде жизни. Но попытка использовать эту же методику оценки влияния фактора голода на популяции ленинградских детей, рожденных в блокаду, привела, казалось, к парадоксаль-
ным результатам [16]. Не было найдено различий между группой лиц, родившихся в блокадном Ленинграде, и контрольной группой, у которых внутриутробный период протекал в условиях достаточного питания — в уровне артериального давления, липидном спектре, заболеваемости диабетом. Раг 8рагеи е! а1. изучали судьбу 549 детей, родившихся в блокадном городе [17]. Условия Ленинградской блокады оказывали более негативное влияние на внутриутробное развитие, чем голландской голодной зимы: масса тела новорожденных в Ленинграде была ниже на 500-600 г, чем в благополучные годы; более половины рожденных в 1942 г. имели массу ниже 2500 г. В то же время в Голландии масса зачатых в период блокады или родившихся в блокаду была ниже на 300 г [17]. Питание беременных в осажденном Ленинграде было еще хуже, чем в Голландии. В Ленинграде размер ежедневного продовольственного пайка служащим, иждивенцам и детям до 12 лет с 20 ноября по 25 декабря 1941 г. составлял 125 граммов, при этом до 50% хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Но предположения о повышении артериального давления во взрослой жизни на 2 мм ртутного столба, 15% повышенного риска смертности от ишемической болезни сердца в группе ленинградских пациентов, аналогично голландской, не подтвердились.
И только после накопления клинических и экспериментальных данных о раннем периоде детства стало понятно различие в частоте патологии во взрослом периоде жизни у голландцев и ленинградцев. Сразу после снятия препятствий к доступу продовольствия в Голландию население, в первую очередь женщины и дети, стало усиленно питаться, значительно превышая потребление продуктов до голодной зимы. В Ленинграде после снятия блокады поступление продовольствия увеличилось, но нормы питания не превышались. Отсутствие перегрузки пищевыми ингредиентами в первые годы после снятия блокады у ленинградских детей не привели к закреплению изменений, произошедших в перинатальном программировании, хотя они были более выражены, чем у голландских детей.
Литература
1. Фадеев А. А. Дети блокадного Ленинграда // Ленинград в дни блокады. Л., 1944.
2. Газиева Л.Л. Борьба за спасение детей в блокадном Ленинграде в 1941-43 годах: автореф. дис. ... канд. истор. наук. СПб., 2011. 24 с.
3. Скрябина Е. О. Проблема материнства и детства в период блокады Ленинграда (1941-1944 гг.) (историко-медицинский аспект): автореф. дис. . канд. истор. наук. СПб., 2008. 20 с.
4. Акт Ленинградской городской комиссии о преднамеренном истреблении немецко-фашистскими варварами мирных жителей Ленинграда и ущербе, нанесенном хозяйству и культурно-историческим памятникам города за период войны и блокады. ОГИЗ. Госполитиздат. 1943.
5. Гладких П. Ф. Здравоохранение и военная медицина в битве за Ленинград глазами историка и очевидцев. 1941-1944 гг. СПб., 2007.
6. От войны к миру: Ленинград 1944-1945. Сборник документов. СПб., 2013. «Лики России». (Док. № 129, стр. 301-302).
7. Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. СПб.: АСТ; М.: Полигон, 2005.
8. Тур А. Ф. Алиментарная дистрофия у детей // Алиментарная дистрофия в блокированном Ленинграде / под ред. проф. М. В. Черноруцкого. Л.: Медгиз, 1947. С. 238-268.
9. Воловик А. Б. Клиническая характеристика алиментарной дистрофии у ленинградских детей // Вопросы педиатрии в дни блокады Ленинграда. Сборник I. Алиментарные дистрофии и авитаминозы у детей / под ред. проф. Ю. А. Менделевой, проф. А. Ф. Тура и проф. А. Н. Антонова. Л.: Медгиз, 1944. С. 48-54.
10. Жизнь и смерть в блокированном Ленинграде. Историко-медицинский аспект. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2001. 265 с.
11. Голлербах М. М., Корякина В. Ф., Никитин А. А., Панкова И. А. и соавт. Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области. Л., 1942.
12. Эрман М. В. Лекции по педиатрии. СПб.: Издательство ФОЛИАНТ, 2001. 480 с.
13. Коплан-Дикс М. Г., Иванова И. С. Воспоминания школьниц блокадного Ленинграда // Эстафета вечной жизни: сборник воспоминаний уходящего поколения блокадников. СПб.: Грифон, 1995. С. 34-38.
14. Painter R., Roseboom T., Bleker O. Prenatal exposure to the Dutch famine and disease in later life: an overview // Reprod. Toxicol. 2005. Vol. 20 (3). P. 345-352.
15. Kyle U., Pichard C. The Dutch Famine of 1944-1945: a pathophysiological model of long-term consequences of wasting disease // Curr Opin Clin Nutr Metabol Care. 2006. Vol. 9 (4). Р. 388-394.
16. Stanner S., Yudkin J. Fetal programming and the Leningrad Siege study // Twin Research. 2001. Vol. 4 (5). Р. 287-292.
17. Par Sparen et al. Long term mortality after severe starvation during the siege of Leningrad: prospective cohort study // BMJ. 2003. December.
Статья поступила в редакцию 20 июня 2014 г.
Контактная информация
Эрман Михаил Владимирович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой; [email protected]
Эрман Лев Владимирович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой; [email protected]
Первунина Татьяна Михайловна — кандидат медицинских наук, заведующая педиатрическим отделением, доцент; [email protected]
Erman Michail V. — Doctor of the Medicine, Professor, Chief of the Department; [email protected]
Erman Lev V. — Doctor of the Medicine, Professor, Chief of the Department; [email protected]
Pervunina Tatiana M. — Candidate of the Medicine, Chief of the Department, Associate Professor; [email protected]