ГЛАВА VII
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ
УДК 614.2
Эрман М.В., Первунина Т.М., Грысык Е.Е., Кирюхина Л.В.
ПЕДИАТРИЯ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ1
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург
Резюме. В статье говорится, как в нечеловеческих условиях голода, страха и смертей родных, близких, соседей жили дети в блокадном Ленинграде. Анализируется деятельность педиатрической службы, медицинских работников, ученых, педагогов, жителей города, сделавших все для спасения жизни в тяжелейший период блокады. Библиогр. 19 назв. Ил. 2.
Ключевые слова: дети, блокада, рождаемость, заболеваемость, дистрофия, летальность, педиатр, перинатальное программирование.
Summary. The article outlines how in inhumane conditions of hunger, fear, and death of relatives, neighbors, children lived in the besieged Leningrad. The activity of pe-diatric services, medical professionals, scientists, educators, residents, who have done everything to save childrens' lives in the most difficult period of the blockade, is analyzed. Refs. 19. Figs. 2.
Keywords: children, blockade, fertility, morbidity, dystrophy, mortality, pediatrician, perinatal programming.
В двадцатом столетии, к великому сожалению, были проведены жесточайшие эксперименты на человеке - влияние войны, голода на беременных женщин, детей. Блокада Ленинграда стала одной из наиболее драматических страниц не только в истории Второй Мировой войны, но и во всей мировой во-
1Erman M.V., Pervunina T.M., Grusuk E.E., Kiryukhina L.V. Pediatricin Leningrad's siege.
енной истории. Героическая оборона Ленинграда предстала образцом беспрецедентной человеческой стойкости, героизма, мужества.75 лет минуло с начала блокады Ленинграда. Но мы не можем забыть об этом испытании, выпавшем на долю ленинградцев - голод, бомбежки, холод, постоянный стресс. Наиболее чувствительны к этим факторам были дети и женщины. Подвиг защитников города, сохранивших жизнь жителям Ленинграда, нередко ценой собственной жизни, бессмертен. Существенен вклад педиатров, медицинских работников в сохранении жизни и здоровья ленинградских детей. Они вместе пережили блокаду - выдающийся отечественный педиатр профессор Александр Федорович Тур и дети блокады, в будущем выдающиеся российские педиатры Игорь Воронцов и Коля Шабалов.
22 июня 1941 года в Санкт-Петербурге 848067 детей в возрасте до 16,5 лет имели постоянную ленинградскую прописку. Вместе с детьми, родившихся живыми в конце 1941-1943 гг., общее число детей, подлежащих спасению, составило за время блокады 903230 человек. Всего было вывезено из города за 1941-1943 гг. не более 377787 человек от 0 до 16,5 лет. Потери детей при эвакуации составили от 127568 до 159095. Всего в городе оставалось не менее 531 575 человек от 9 до 16,5 лет[1,2].
Первый артиллерийский снаряд упал на город 4 сентября 1941 года, а 22 января 1944 года в Московском районе разорвались 5 последних снарядов, выпущенных немецкими войсками. За годы блокады по Ленинграду выпущено около 150000 снарядов - это 2500 часов непрерывного артиллерийского обстрела или 250 снарядов в каждый блокадный день. И еще за годы блокады на город были сброшены 107158 фугасных и зажигательных бомб. От бомбардировок и артобстрелов погибли 16747 и ранены 33782 ленинградца, в том числе 529 детей [3].
В 1941 г. показатель рождаемости составлял примерно 25 на 1000 населения. Но уже в 1942 г. рождаемость резко сократилась - до 10; причем в последние месяцы (сентябрь-декабрь) рождаемость упала до 0,7-1,5 на 1000 населения. В 1943 г. показатель рождаемости из месяца в месяц увеличивался, достигнув среднегодового 12,6 на 1000 населения, а в 1944 г. превышал довоенный уровень. В 1945 г. показатель рождаемости достиг 38 на 1000 - так называемый «компенсаторный подъем рождаемости» после войн.
Во время беременности 80% рожениц состояли на учете в женских консультациях. Беременным бесперебойно отоваривались продовольственные кар-
точки и в женских консультациях получали молоко, кефир, рыбий жир. Ослабленные беременные госпитализировались с профилактической целью. Единственным действующим в годы блокады роддомом был родильный дом № 2на улице Петра Лаврова (ныне Фурштатская, 36) - все остальные были переоборудованы под госпитали. В приемном покое родильного дома больных рожениц изолировали от здоровых, были предусмотрены разные ванные комнаты. Рожениц с высокой температурой и больных помещали в изолятор. В детских отделениях имелась палата для больных детей. Паровое отопление заменили временными печами, в детском отделении поддерживали температуру 20-220 С. В 1942 г. в родильное отделение поступило 1152 беременных. Родов было 991, из них преждевременных 481(48,5%). В детское отделение поступили 988 детей, из них недоношенных - 485, умерли 176 (18,3%). Мертворождаемость - 3,4%. 85% родов осложнялись эклампсией (тяжелые, длительные припадки, потеря сознания). Материнская смертность - 80 матерей (8%); основные причины смерти: токсикоз беременности, эклампсия, кровоизлияния в мозг, дистрофия.
В годы блокады произошли существенные изменения в структуре детской заболеваемости. Среди основных заболеваний у детей в период блокады на первое место вышла алиментарная дистрофия. В 1942 г. из всех больных госпитализированных в клиники Ленинградского педиатрического медицинского института пациенты с алиментарной дистрофией составили 45,5%, в детскую больницу им. К.А. Раухфуса - 32,4%. За период блокады врачи и ученые Ленинграда собрали, проанализировали и представили различные аспекты алиментарной дистрофии, значительно обогатившие мировую науку: о развитии алиментарной дистрофии и сопутствующих ей болезнях; о влиянии алиментарной дистрофии на здоровье и смертность людей; о характере развития других заболеваний на фоне алиментарной дистрофии [4,5].
По наблюдению профессора Александра Федоровича Тура, назначенного главным педиатром Ленинграда и ежедневно совершавшего обходы в клиниках Педиатрического института:
- Крайне высока была заболеваемость дифтерией, дизентерией, колитами, острыми гепатитами. Туберкулез у детей с дистрофией приводил к обширным поражениям всех органов. Значительно увеличилось число пиурий.
- Резко уменьшилась заболеваемость скарлатиной, коклюшем, ветряной оспой, краснухой, эпидемическим паротитом. Значительно снизилось число ангин, гнойных отитов, гнойных менингитов, гнойных плевритов, стафилодер-
мий.
- Практически исчезли в первые годы блокады корь, бронхиальная астма, крупозная пневмония, острый аппендицит, ревматизм, острый нефрит (стал регистрироваться только в 1943 году).
Значительные изменения были отмечены в самом течении некоторых заболеваний. В то время как одни болезни приняли более доброкачественное те-чение(та же скарлатина), другие протекали весьма тяжело. Одно из первых мест среди заболеваний, отличавшихся в этот период особенно тяжелым течением, занял туберкулез.
Особо следует остановиться на больничной летальности в блокадном Ленинграде. Оценим некоторые показатели работы детской больницы им. Н.К. Крупской - основной клинической базе кафедры педиатрии СПбГУ. В довоенном 1940 году показатель летальности был 26%, в блокадные годы сократился в 1943 г. до 4,9%. Летальность от пневмонии в довоенном 1940 г. была 20,4%; в 1943 году снизилась до 7,6% [6].
Мы хотели бы обратить внимание на годы блокады Ленинграда. Именно в эти годы отмечался самый низкий уровень летальности. Это наша национальная особенность - в период максимальных трудностей и лишений добиваться наибольших успехов.
Ленинградский педиатрический медицинский институт взял на себя разработку режима питания детей, введения новых блюд из различных заменителей и веществ, ранее не применявшихся для целей детского питания (из сои, восстановленного растительного масла из олифы, дрожжевой суп и др.). Об этих детях, которым удалось сохранить жизнь, пишет в поэме «Пулковский меридиан» Вера Инбер: «Но встречный - в одеяльце голубом, Мальчишечка грудной, само здоровье, Хотя не женским, даже не коровьим, А соевым он вскормлен молоком».
Институт в своем составе имел молочно-пищевую станцию с отделениями: отдел питания (отдел прикорма, главная кухня), витаминовый отдел, молочная станция. За время войны молочно-пищевая станция ЛПМИ отпустила 487132 порцииразной продукции. Смесь № 3 во время войны готовилась в количестве 1500 л/сутки (в мирное время - 90-100 л), каши -до 500 л/сутки (в мирное время - 30-40 л).23 октября 1942 г. при ЛПМИ была организована мо-
лочная ферма из 3-х породистыхкоров. До конца года они дали 870 л молока, а в следующем году надой составил 12000 литров. В 1943 г. ферма получила пополнение из 7 коров.
В городе стали издаваться брошюры, в которых приводились рецепты блюд, которые помогали выжить в тяжелейших условиях блокады. В частности, сотрудники Ботанического института АН СССР имени академика В.Л. Комарова предложили следующий рецепт: «Желуди, очищенные от кожуры, разрезать на 4-5 частей и залить водой. Вымачивать двое суток, меняя воду 3 раза в сутки. Затем желуди залить двойным по объему количеством чистой воды и поставить на огонь. При первых признаках закипания воду слить, желуди пропустить через мясорубку. Полученную массу рассыпать тонким слоем для просушки на воздухе, а потом в духовке. Высушенную массу смолоть на кофейной мельнице. При установке мельницы на крупный помол получается крупа для каши, а при более мелкой установке - мука для лепешек» [7].
Интересны преобразования, которые были произведены в организации здравоохранения блокадного города. Впервые в СССР к 1944 г. во всех 36 детских поликлиниках Ленинграда была внедрена система «единого педиатра» -все дети от рождения до 15 лет стали наблюдаться и лечиться у одного педиатра (ранее была градация по возрасту: детская консультация - до 3-х лет; детская поликлиника - старше 3-х лет). Почему встал вопрос о принятии принципиального организационного решения «Об обслуживании всего детского населения в возрасте от 0 до 16 лет единым педиатром»? С началом Великой Отечественной войны и блокады эвакуация снизила плотность населения на участках, увеличив их пространственно. Семья требовала единой заботы и наблюдения. Метод консультативной работы (профилактический патронаж) необходимо было внедрить в работу и со старшим детством.
С января 1943 г. были организованы курсы подготовки врачей по системе единого
педиатра. К лету 1943 г. усовершенствование прошли 157 врачей. Кстати, эта система
участкового педиатра является действующей и сегодня. В Советском Союзе система«единого педиатра», разработанная в Ленинграде, была внедрена в 1946 г.
Кадрами педиатров врачебная сеть Ленинграда была укомплектована полностью. В военное время Педиатрический институт продолжал работать,
подготовив947 врачей. Состоялось 7 выпусков врачей (плановых и досрочных). Успеваемость студентов была практически на уровне довоенной. Средний балл:
I курс - 3,9; 2 курс - 4,0; 4 курс - 4,2; 5 курс - 4,0. Государственные экзамены сдавались по требованиям мирного времени. В 1943 г. под руководством профессора В.А. Вальдмана прошла студенческая научная конференция, на которой было представлено 10 докладов.
Так как в городе трудилось много молодых врачей, уже в 1942 г. Педиатрический
институт организовал курсы повышения квалификации молодых врачей.
В блокадном Ленинграде вновь начали проводиться заседания Обществ врачей. И одним из первых в 1942 г. возобновило свои заседания Общество детских врачей, возглавляемое профессором Ю. А. Менделевой (ректор Педиатрического медицинского института) и профессором А. Ф. Туром (с 1942 г. главный педиатр Ленинграда).Уже в 1942 г. было проведено 18 заседаний Общества (присутствовало 1900 врачей), в 1943 г. - 17 заседаний (присутствовало 1672 врача). Темы докладов и обсуждений, естественно, определяли проблемы блокадного города. Вот некоторые из них: «Режим жизни и питания детей в условиях войны и блокады», «Лечение алиментарных дистрофий у детей», «О развитии, выживаемости недоношенных детей и постановке дела в палате для новорожденных детей».
В первую блокадную зиму 41/42 года занятия проводились в 39 школах Ленинграда, причем в ряде школ младшие школьники занимались в бомбоубежищах. Приводим строки из отчета 251-й школы Октябрьского района: «Из 220 учащихся, пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре-январе умерло
II мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили». В мае 1942 г. за парты еще 137 школ Ленинграда сели 63719 учащихся. В январе 1942 г. в городе было открыто 30 столовых для 30000 школьников 8-12 лет. С мая 1942 г. в школах приступили к трехразовому кормлению детей, а с ноября 1942 г. для 15000 школьников и дошкольников были открыты столовые лечебного питания. Но дети блокадного города не только учились. В школах создавались тимуровские команды. Они обходили квартиры, помогали обессиленным ленинградцам. Нередко подростки работали наравне со взрослыми за станками военных заводов, ухаживали за ранеными и больными, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные
бомбы на чердаках, разбирали завалы, спасая людей. Дети расчищали дворы, улицы от льда и снега. А весной у школьников начиналась «огородная жизнь» мобилизация на сельскохозяйственные работы. Лозунг в школе: «Рабочие - у станка, школьники - на огороде - все нужны фронту!» [8].
За мужество и героизм, самоотверженный труд в дни блокады более 5000 подростков были награждены медалью «За оборону Ленинграда». О них поэт Юрий Воронов написал следующие строки: «В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?
Нам в сорок третьем выдали медали И только в сорок пятом паспорта»/ На рис. 1 представлено удостоверение о награждении медалью и на рисунке 2 -аттестат об окончании школы в блокадном Ленинграде бабушки одного из авторов статьи [9].
Рис. 1. Удостоверение о награждении медалью «За оборону Ленинграда»
В блокадном Ленинграде произошло значительное снижение роста у мальчиков - на 1,9 см, у девочек - на 1,8 см. В послевоенные годы длина тела у
новорожденных достигла и даже несколько превысила довоенный уровень у мальчиков и девочек. В 1942 г. величина масса тела новорожденных мальчиков снизилась на 607 г, девочек - на 608 г. В 1945 г. масса тела у новорожденных обоих полов достигла довоенного уровня [2]. Следует отметить, что в связи с «Ленинградским делом» тема жизни блокадного города оказалась под запретом и были прекращены все исследования по оценке влияния блокады на жизнь и здоровье ленинградцев.
Р.С.Ф.С.Р.
Народный Комиссариат Просвещения
АТТЕСТАТ
I НАСТОЯЩИЙ АТТЕСТАТ ВЫДАН и Ог а и Л о / п и
>»/»/»«*»<! .РОДИВШЕ "'<■•» в^Тгоду. В ТОН ЧТО ОН в ОБУЧАЛ«* В..Ю. СРЕДНЕЙ
ШКОЛЕ Ир а <•««? I а р ч ги с н - шо рай »«/»
' . окончи а
ПОЛНЫЙ КУРГ ЭТОЙ ШХОЛЫ И ОбНАРУЖИЛ в ПРИ нал
ГЮВЕЛЫШИ СЖДУЮШИК ЗНАНИЯ
1Ю РУССКОМ» ч«ку ___
--НО-ШТ£1><ТУП вриьгн»
по АМФигтан: »л?
ПО АЛТЗДЯК _ ______
по геометрии „ . e/nJwtMf
по тригонометрии . QKMUMf fl 'j
по fcrPcmoiMAHWo
I*» ИСТОРИИ втл>1„, ______.
ПО КОНСТИТУЦИИ СОСР . с»./»»««
ПОГШП-А«ИИ дГиЯЯТУ/'^йЗд
С^ЗЮИ*»*- ........ Цтитчк*
ПО ХИМИИ »Ш^т^Ц»
по геологии и минералогии _ __
ПО АСТРОНОМИИ ««О
по ИНОС!РАНИОМУ «ЗЫКУ | ) "«•■"""о
ПО РИСОВАНИЮ . Я""*""**»
по черчению __
ПО ат^и ч/*»
по_
на основании постановления совета народны* комиссаров ссср и центрального комитета вкпм1 от здх 1м г. . V и» пи ивГи ^ча.иирп > г/пр9 вчгя
пользуется правом поступления ■ высшую школу вез вступительных экзаменов
.11 • «"•»•» 194 »гаи
м -.¡А
ДИРЕКТОР ШКОДЫ Г , \rtij ».4.
Рис. 2. Аттестат о среднем образовании
В семидесятые годы начали появляться публикации о голодной голландской зиме «The Dutch Hunger Winter». Осенью 1944-1945 года была проведена высадка французских войск на оккупированную фашистами Голландию. Правительство Голландии в изгнании призвало железнодорожников страны к забастовке, чтобы осложнить перемещение фашистов. Наступление союзников было остановлено у Рейна. Нацисты ввели эмбарго на перевозку продуктов. Каналы замерзли и морским путем стала невозможна доставка продуктов. Зимой Западные районы Голландии оказались без продовольствия, Ежедневный рацион, составлявший 1800 калорий, в декабре 1943 года, в октябре 1944 года снизился ниже 1000 калорий, а с декабря по апрель 1945 года варьировал от 400
до 800 калорий. Вес новорожденных, зачатых илиродившихся в этот период, был на 300 г ниже, чем до голодной зимы, а длина тела не имела различий [10]. Только в мае 1945 года было восстановлено снабжение продовольствие и рацион составил более 2000 калорий.
Последующее наблюдение за лицами, перенесшими внутриутробно голодную голландскую зиму, показало, что в их группе значительно выше заболеваемость сахарным диабетом, гипертензией, ишемической болезнью сердца, ожирением [11]. Эти наблюдения послужили основанием для предположения о влиянии голодания во время беременности на здоровье во взрослом периоде жизни. Но попытка использовать эту же методику оценки влияния фактора голода на популяции Ленинградских детей, рожденных в блокаду, привела, казалось, к парадоксальным результатам. Не было найдено различий между группой лиц, родившихся в блокадном Ленинграде и контрольной группой, у которых внутриутробный период протекал в условиях достаточного питания, в уровне артериального давления, липидном спектре, заболеваемости диабетом. Рат8рагеп & а1. изучали судьбу 549 детей, родившихся в блокадном городе [12]. Условия Ленинградской блокады оказывали более негативное влияние на внутриутробное развитие, чем голландской голодной зимы: масса тела новорожденных в Ленинграде была ниже на 500-600 г, чем в благополучные годы; более половины рожденных в 1942 году имели массу ниже 2500 г; в Голландии масса родившихся была ниже на 300 г. Причем, питание беременных в осажденном городе было еще хуже, чем в Голландии. В Ленинграде размер ежедневного продовольственного пайка служащим, иждивенцам и детям до 12 лет с 20 ноября по 25 декабря 1941 года составлял 125 граммов, при этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Но предположения о повышении артериального давления во взрослой жизни на 2 мм ртутного столба, 15% повышенного риска смертности от ишемической болезни сердца в группе Ленинградских пациентов, аналогично голландской, не подтвердились.
Эти факты привлекли пристальное внимание к внутриутробному периоду развития, хотя всегда этот период вызывал неподдельный интерес у врачей, психологов, мыслителей. Еще в XVIII веке английский поэт и философ Самуэль Колридж написал: «История человека в течение девяти месяцев, предшествующих его рождению, вероятно, намного более интересна и содержит больше событий, чем все последующие семьдесят лет жизни». Но только в XX столе-
тии начали появляться работы, анализирующие возможную связь между ранним детством и показателями здоровья во взрослом периоде жизни. В 1934 году, проанализировав показатели детской смертности и будущие взрослые показатели летальности в Великобритании и Швеции, W. Kermack et al. [13], отмечают «их возможное значение в интерпретации прошлого и предсказании в будущем». А. Forsdahl установил влияние плохих социально-бытовых условий в детстве и подростковом периоде на рост сердечно-сосудистых заболеваний у взрослых [14]. Но вскоре стало понятно, что только генетические факторы и «стиль жизни» (курение, злоупотребление хлоридом натрия, избыточная масса тела, алкоголь, наркотики) не могут объяснить такую высокую распространенность патологии сердечно-сосудистой системы и темпы ее роста [15]. Гипотеза Баркера о влиянии не только генетических, но и факторов окружающей среды на развивающийся внутриутробно плод, к концу двадцатого столетия убедительно была подтверждена эпидемиологическими, клиническими и экспериментальными данными. «Фетальное программирование - физиологическое регулирование (усилением или угнетением) функций в критическом периоде развития плода, которое имеет отдаленные последствия для организ-ма»,подчеркнул A.Lucas[16].B тканях и органах плодов были выявлены морфологические и физиологические изменения, способствующие в последующем развитию заболеваний не только в периоде детства, но и у взрослых. По расчетам D.Phillips et al., 62 % вариабельности веса новорожденного относится к воздействию окружающей среды (in utero), а на долю материнских и отцовских генов приходится 20 и 18 % соответственно [17]. В ведущих международных изданиях по проблеме фетального программирования растет число публикаций (2001 - 44, 2006 - 177, 2011 - 402) и цитирований (2001 - 187, 2006 - 1234, 2011 - 4182) [18].
Влияние факторов внешней среды (недостаточное поступление нутриен-тов через плаценту, материнский стресс и др.) на плод приводят к изменению его кровоснабжения, метаболизма, развития органов и систем. Эти изменения могут ликвидироваться, сохраняться в последующей жизни, проявляясь в развитии патологических состояний в более ранние сроки и даже передаваться в последующие поколения. Эпигенетические модификации могут объяснить сохранение произошедших изменений в перинатальном программировании. При эпигенетической модификации в нуклеиновых кислотах не меняется последовательность базовых соединений, а происходят химические реакции, заклю-
чающиеся в метилировании цитокинов, фосфорилировании гистонов и других ковалентных модификаций [19].
И только после накопления клинических и экспериментальных данных о раннем периоде детства стала понятно различие в частоте патологии во взрослом периоде жизни. Сразу после снятия препятствий к доступу продовольствия в Голландию население, в первую очередь женщины и дети, стало усиленно питаться, значительно превышая потребление продуктов до голодной зимы. В Ленинграде после снятия блокады поступление продовольствия увеличилось, но нормы питания не превышались. Отсутствие перегрузки пищевыми ингредиентами в первые годы после снятия блокады у ленинградских детей не привели к закреплению изменений, произошедших в перинатальном программировании, хотя они были более выражены, чем у голландских детей.
Горький опыт из нашей истории, накопленные знания требуют уделить еще большое внимание планированию семьи, подготовке и ведению беременности, питанию ребенка первых лет жизни, безусловному приоритету грудного вскармливания. Это значительно улучшает прогноз иметь здоровых детей с минимизацией патологических состояний во взрослом периоде жизни.
Литература
1. Газиева Л.Л. Борьба за спасение детей в блокадном Ленинграде в 1941-43 годах: автореф. дисс.... канд. истор. наук. СПб., 2011. 24 с.
2. Скрябина Е.О. Проблема материнства и детства в период блокады Ленинграда (1941-1944 гг.)(историко-медицинский аспект): автореф. дисс. ... канд. истор. наук. СПб., 2008. 20 с.
3. Гладких П.Ф. Здравоохранение и военная медицина в битве за Ленинград глазами историкаи очевидцев. 1941-1944 гг. СПб., 2007.
4. Тур А.Ф. Алиментарная дистрофия у детей // Алиментарная дистрофия в блокированномЛенинграде / под ред. проф. М.В. Черноруцкого. Л.: Мед-гиз, 1947. С. 238-268.
5. Воловик А.Б. Клиническая характеристика алиментарной дистрофии у ленинградских детей// Вопросы педиатрии в дни блокады Ленинграда. Сборник I. Алиментарные дистрофии и авитаминозы у детей / под ред. проф. Ю.А.Менделевой, проф. А.Ф. Т ура и проф. А.Н. Антонова. Л.: Медгиз,1944. С. 48-54.
6. Эрман М.В.Лекции по педиатрии. СПб.: «Издательство ФОЛИАНТ», 2001., 480 с.
7. Голлербах М.М., Корякина В.Ф., Никитин А.А., Панкова И.А. и со-авт. Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области. Л., 1942.
8. Коплан-Дикс М.Г., Иванова И.С. Воспоминания школьниц блокадного Ленинграда// Эстафета вечной жизни: сборник воспоминаний уходящего поколения блокадников. СПб.: Грифон, 1995. С. 34-38.
9. Эрман М.В., Эрман Л.В., Первунина Т.М. Вопросы педиатрии в дни блокады Ленинграда: взгляд сквозь годы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 11. 2014. Вып. 3. С. 232-242.
10. Painter R., Roseboom T., Bleker O. Prenatal exposure to the Dutch famine and disease in later life: an overview // Reprod. Toxicol. 2005;20(3):345-52. Kyle U., Pichard C. The Dutch Famine of 1944-1945: a pathophysiological model of long-term consequences of wasting disease // CurrOinClinNutrMetabol Care. 2006;9(4):388-94
11. Stanner S., Yudkin J. Fetal programming and the Leningrad Siege study //Twin Research. 2001; 4(5):287-292
12. ParSparen et al. Long term mortality after severe starvation during the siege of Leningrad: prospective cohort study // BMJ, doi:10.1136/bmj.37942. 2003. December
13. Kermack W., McKendrick A., Vaupel J. Death-rates in Great Britain and Sweden: Some general regularities and their significance // Lancet. 1934;1:698-703.
14. Forsdahl A. Are poor living conditions in childhood and adolescence an important risk factor for arteriosclerotic disease? // Br J PrevSoc Med. 1977; 31 : 915.
15. Ojeda N.B., Grigore D., Alexander B.T. Intrauterine Growth Restriction: Fetal programming of hypertension and kidney disease // Adv Chronic Kidney Dis. 2008; 15(2): 101-106.
16. Lucas A. Programming by early nutrition in man // Bock G.R., Whelan J. (eds) The childhood environment and adult disease. -Chichester: Wiley, 1991. - P. 38-55.
17. Phillips D. I. W., Barker D. J. P., Fall C. H. D. et al. Elevated plasma cortisol concentrations: A link between low birth weight and the insulin resistance syndrome? // J. Clin. Endocrinol.Metab. — 1998. — N 83. — P. 757—760.
18. James Holland Jones Wiley-Liss Plenary Symposium Fetal programming: Adaptive Life - history. -2012.
19. Эрман М.В., Первунина Т.М. Фетальное программирование почечных функций // Практическая медицина. - 2012. - 9(65). - с. 56-60
Владимир Рождественский,
Протоиерей
БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ2
Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария Русской Православной Церкви, vlrospb@yandex. ru
"Болезнь есть отрасль смерти, которая вошла в мир через грех. Следовательно, вместе со смертью пришла в мир и болезнь по дороге, проложенной грехом, а потому (вполне) естественно, если она и ныне приходит тою же дорогою» (Прот.Валентин Свенцицкий).
Врачебная наука указывает главным образом на физические причины болезней. Библия затрагивает в основном духовные причины болезни. Болезнь обычно рассматривается как наказание за грехи. Естественные причины болезней, как правило, очевидные: ранения и естественная физическая немощь ввиду преклонного возраста. Болезнь могла посылаться Богом прямо, например, перед казнями египетскими (Исх.4.11), как попущение Божие через нападение нечистой силы - сатаны (Иов.2.7), через человеческую зависть (Притч.14.30), гневливость и раздражительность (Иов.5.2), пресыщение (Сирах.37.30-34).
Медицинское врачевание у древних было в ведении жрецов, в нём сохранялась связь с магией. Ветхий Завет запрещает иудеям прибегать к магии. Медицинские обязанности возлагаются на священников (Левит.13-15гл.). Гимном медицине звучит 38-я глава Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова.
В Новом Завете мы не встретим осуждения применения медицинских средств (Откр.3.18). Врачевательное служение Господа Иисуса Христа было принято Апостолами как наследие, наряду с Его учением. Исцеление больных рассматривалось как первейший долг Церкви в первые века христианства. Как одну из харизм апостол Павел называет «дары исцелений» (1Кор.12.9). Профессия врача освящена Священным Преданием: Апостол и Евангелист Лука,
Archpriest VladimirRozhdestvensky «Bible view of the origin and reason of diseases» / St. Petersburg Orthodox Christians Spiritual Academy and Seminary.