Научная статья на тему 'Педиатрия в блокадном Ленинграде'

Педиатрия в блокадном Ленинграде Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1719
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / БЛОКАДА / РОЖДАЕМОСТЬ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ДИСТРОФИЯ / ЛЕТАЛЬНОСТЬ / ПЕДИАТР / ПЕРИНАТАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ / CHILDREN / BLOCKADE / FERTILITY / MORBIDITY / DYSTROPHY / MORTALITY / PEDIATRICIAN / PERINATAL PROGRAMMING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Эрман М. В., Первунина Т. М., Грысык Е. Е., Кирюхина Л. В.

В статье говорится, как в нечеловеческих условиях голода, страха и смертей родных, близких, соседей жили дети в блокадном Ленинграде. Анализируется деятельность педиатрической службы, медицинских работников, ученых, педагогов, жителей города, сделавших все для спасения жизни в тяжелейший период блокады.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pediatricin Leningrad’s siege

The article outlines how in inhumane conditions of hunger, fear, and death of relatives, neighbors, children lived in the besieged Leningrad. The activity of pediatric services, medical professionals, scientists, educators, residents, who have done everything to save childrens’ lives in the most difficult period of the blockade, is analyzed.

Текст научной работы на тему «Педиатрия в блокадном Ленинграде»

ГЛАВА VII

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ, ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИИ

УДК 614.2

Эрман М.В., Первунина Т.М., Грысык Е.Е., Кирюхина Л.В.

ПЕДИАТРИЯ В БЛОКАДНОМ ЛЕНИНГРАДЕ1

Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Резюме. В статье говорится, как в нечеловеческих условиях голода, страха и смертей родных, близких, соседей жили дети в блокадном Ленинграде. Анализируется деятельность педиатрической службы, медицинских работников, ученых, педагогов, жителей города, сделавших все для спасения жизни в тяжелейший период блокады. Библиогр. 19 назв. Ил. 2.

Ключевые слова: дети, блокада, рождаемость, заболеваемость, дистрофия, летальность, педиатр, перинатальное программирование.

Summary. The article outlines how in inhumane conditions of hunger, fear, and death of relatives, neighbors, children lived in the besieged Leningrad. The activity of pe-diatric services, medical professionals, scientists, educators, residents, who have done everything to save childrens' lives in the most difficult period of the blockade, is analyzed. Refs. 19. Figs. 2.

Keywords: children, blockade, fertility, morbidity, dystrophy, mortality, pediatrician, perinatal programming.

В двадцатом столетии, к великому сожалению, были проведены жесточайшие эксперименты на человеке - влияние войны, голода на беременных женщин, детей. Блокада Ленинграда стала одной из наиболее драматических страниц не только в истории Второй Мировой войны, но и во всей мировой во-

1Erman M.V., Pervunina T.M., Grusuk E.E., Kiryukhina L.V. Pediatricin Leningrad's siege.

енной истории. Героическая оборона Ленинграда предстала образцом беспрецедентной человеческой стойкости, героизма, мужества.75 лет минуло с начала блокады Ленинграда. Но мы не можем забыть об этом испытании, выпавшем на долю ленинградцев - голод, бомбежки, холод, постоянный стресс. Наиболее чувствительны к этим факторам были дети и женщины. Подвиг защитников города, сохранивших жизнь жителям Ленинграда, нередко ценой собственной жизни, бессмертен. Существенен вклад педиатров, медицинских работников в сохранении жизни и здоровья ленинградских детей. Они вместе пережили блокаду - выдающийся отечественный педиатр профессор Александр Федорович Тур и дети блокады, в будущем выдающиеся российские педиатры Игорь Воронцов и Коля Шабалов.

22 июня 1941 года в Санкт-Петербурге 848067 детей в возрасте до 16,5 лет имели постоянную ленинградскую прописку. Вместе с детьми, родившихся живыми в конце 1941-1943 гг., общее число детей, подлежащих спасению, составило за время блокады 903230 человек. Всего было вывезено из города за 1941-1943 гг. не более 377787 человек от 0 до 16,5 лет. Потери детей при эвакуации составили от 127568 до 159095. Всего в городе оставалось не менее 531 575 человек от 9 до 16,5 лет[1,2].

Первый артиллерийский снаряд упал на город 4 сентября 1941 года, а 22 января 1944 года в Московском районе разорвались 5 последних снарядов, выпущенных немецкими войсками. За годы блокады по Ленинграду выпущено около 150000 снарядов - это 2500 часов непрерывного артиллерийского обстрела или 250 снарядов в каждый блокадный день. И еще за годы блокады на город были сброшены 107158 фугасных и зажигательных бомб. От бомбардировок и артобстрелов погибли 16747 и ранены 33782 ленинградца, в том числе 529 детей [3].

В 1941 г. показатель рождаемости составлял примерно 25 на 1000 населения. Но уже в 1942 г. рождаемость резко сократилась - до 10; причем в последние месяцы (сентябрь-декабрь) рождаемость упала до 0,7-1,5 на 1000 населения. В 1943 г. показатель рождаемости из месяца в месяц увеличивался, достигнув среднегодового 12,6 на 1000 населения, а в 1944 г. превышал довоенный уровень. В 1945 г. показатель рождаемости достиг 38 на 1000 - так называемый «компенсаторный подъем рождаемости» после войн.

Во время беременности 80% рожениц состояли на учете в женских консультациях. Беременным бесперебойно отоваривались продовольственные кар-

точки и в женских консультациях получали молоко, кефир, рыбий жир. Ослабленные беременные госпитализировались с профилактической целью. Единственным действующим в годы блокады роддомом был родильный дом № 2на улице Петра Лаврова (ныне Фурштатская, 36) - все остальные были переоборудованы под госпитали. В приемном покое родильного дома больных рожениц изолировали от здоровых, были предусмотрены разные ванные комнаты. Рожениц с высокой температурой и больных помещали в изолятор. В детских отделениях имелась палата для больных детей. Паровое отопление заменили временными печами, в детском отделении поддерживали температуру 20-220 С. В 1942 г. в родильное отделение поступило 1152 беременных. Родов было 991, из них преждевременных 481(48,5%). В детское отделение поступили 988 детей, из них недоношенных - 485, умерли 176 (18,3%). Мертворождаемость - 3,4%. 85% родов осложнялись эклампсией (тяжелые, длительные припадки, потеря сознания). Материнская смертность - 80 матерей (8%); основные причины смерти: токсикоз беременности, эклампсия, кровоизлияния в мозг, дистрофия.

В годы блокады произошли существенные изменения в структуре детской заболеваемости. Среди основных заболеваний у детей в период блокады на первое место вышла алиментарная дистрофия. В 1942 г. из всех больных госпитализированных в клиники Ленинградского педиатрического медицинского института пациенты с алиментарной дистрофией составили 45,5%, в детскую больницу им. К.А. Раухфуса - 32,4%. За период блокады врачи и ученые Ленинграда собрали, проанализировали и представили различные аспекты алиментарной дистрофии, значительно обогатившие мировую науку: о развитии алиментарной дистрофии и сопутствующих ей болезнях; о влиянии алиментарной дистрофии на здоровье и смертность людей; о характере развития других заболеваний на фоне алиментарной дистрофии [4,5].

По наблюдению профессора Александра Федоровича Тура, назначенного главным педиатром Ленинграда и ежедневно совершавшего обходы в клиниках Педиатрического института:

- Крайне высока была заболеваемость дифтерией, дизентерией, колитами, острыми гепатитами. Туберкулез у детей с дистрофией приводил к обширным поражениям всех органов. Значительно увеличилось число пиурий.

- Резко уменьшилась заболеваемость скарлатиной, коклюшем, ветряной оспой, краснухой, эпидемическим паротитом. Значительно снизилось число ангин, гнойных отитов, гнойных менингитов, гнойных плевритов, стафилодер-

мий.

- Практически исчезли в первые годы блокады корь, бронхиальная астма, крупозная пневмония, острый аппендицит, ревматизм, острый нефрит (стал регистрироваться только в 1943 году).

Значительные изменения были отмечены в самом течении некоторых заболеваний. В то время как одни болезни приняли более доброкачественное те-чение(та же скарлатина), другие протекали весьма тяжело. Одно из первых мест среди заболеваний, отличавшихся в этот период особенно тяжелым течением, занял туберкулез.

Особо следует остановиться на больничной летальности в блокадном Ленинграде. Оценим некоторые показатели работы детской больницы им. Н.К. Крупской - основной клинической базе кафедры педиатрии СПбГУ. В довоенном 1940 году показатель летальности был 26%, в блокадные годы сократился в 1943 г. до 4,9%. Летальность от пневмонии в довоенном 1940 г. была 20,4%; в 1943 году снизилась до 7,6% [6].

Мы хотели бы обратить внимание на годы блокады Ленинграда. Именно в эти годы отмечался самый низкий уровень летальности. Это наша национальная особенность - в период максимальных трудностей и лишений добиваться наибольших успехов.

Ленинградский педиатрический медицинский институт взял на себя разработку режима питания детей, введения новых блюд из различных заменителей и веществ, ранее не применявшихся для целей детского питания (из сои, восстановленного растительного масла из олифы, дрожжевой суп и др.). Об этих детях, которым удалось сохранить жизнь, пишет в поэме «Пулковский меридиан» Вера Инбер: «Но встречный - в одеяльце голубом, Мальчишечка грудной, само здоровье, Хотя не женским, даже не коровьим, А соевым он вскормлен молоком».

Институт в своем составе имел молочно-пищевую станцию с отделениями: отдел питания (отдел прикорма, главная кухня), витаминовый отдел, молочная станция. За время войны молочно-пищевая станция ЛПМИ отпустила 487132 порцииразной продукции. Смесь № 3 во время войны готовилась в количестве 1500 л/сутки (в мирное время - 90-100 л), каши -до 500 л/сутки (в мирное время - 30-40 л).23 октября 1942 г. при ЛПМИ была организована мо-

лочная ферма из 3-х породистыхкоров. До конца года они дали 870 л молока, а в следующем году надой составил 12000 литров. В 1943 г. ферма получила пополнение из 7 коров.

В городе стали издаваться брошюры, в которых приводились рецепты блюд, которые помогали выжить в тяжелейших условиях блокады. В частности, сотрудники Ботанического института АН СССР имени академика В.Л. Комарова предложили следующий рецепт: «Желуди, очищенные от кожуры, разрезать на 4-5 частей и залить водой. Вымачивать двое суток, меняя воду 3 раза в сутки. Затем желуди залить двойным по объему количеством чистой воды и поставить на огонь. При первых признаках закипания воду слить, желуди пропустить через мясорубку. Полученную массу рассыпать тонким слоем для просушки на воздухе, а потом в духовке. Высушенную массу смолоть на кофейной мельнице. При установке мельницы на крупный помол получается крупа для каши, а при более мелкой установке - мука для лепешек» [7].

Интересны преобразования, которые были произведены в организации здравоохранения блокадного города. Впервые в СССР к 1944 г. во всех 36 детских поликлиниках Ленинграда была внедрена система «единого педиатра» -все дети от рождения до 15 лет стали наблюдаться и лечиться у одного педиатра (ранее была градация по возрасту: детская консультация - до 3-х лет; детская поликлиника - старше 3-х лет). Почему встал вопрос о принятии принципиального организационного решения «Об обслуживании всего детского населения в возрасте от 0 до 16 лет единым педиатром»? С началом Великой Отечественной войны и блокады эвакуация снизила плотность населения на участках, увеличив их пространственно. Семья требовала единой заботы и наблюдения. Метод консультативной работы (профилактический патронаж) необходимо было внедрить в работу и со старшим детством.

С января 1943 г. были организованы курсы подготовки врачей по системе единого

педиатра. К лету 1943 г. усовершенствование прошли 157 врачей. Кстати, эта система

участкового педиатра является действующей и сегодня. В Советском Союзе система«единого педиатра», разработанная в Ленинграде, была внедрена в 1946 г.

Кадрами педиатров врачебная сеть Ленинграда была укомплектована полностью. В военное время Педиатрический институт продолжал работать,

подготовив947 врачей. Состоялось 7 выпусков врачей (плановых и досрочных). Успеваемость студентов была практически на уровне довоенной. Средний балл:

I курс - 3,9; 2 курс - 4,0; 4 курс - 4,2; 5 курс - 4,0. Государственные экзамены сдавались по требованиям мирного времени. В 1943 г. под руководством профессора В.А. Вальдмана прошла студенческая научная конференция, на которой было представлено 10 докладов.

Так как в городе трудилось много молодых врачей, уже в 1942 г. Педиатрический

институт организовал курсы повышения квалификации молодых врачей.

В блокадном Ленинграде вновь начали проводиться заседания Обществ врачей. И одним из первых в 1942 г. возобновило свои заседания Общество детских врачей, возглавляемое профессором Ю. А. Менделевой (ректор Педиатрического медицинского института) и профессором А. Ф. Туром (с 1942 г. главный педиатр Ленинграда).Уже в 1942 г. было проведено 18 заседаний Общества (присутствовало 1900 врачей), в 1943 г. - 17 заседаний (присутствовало 1672 врача). Темы докладов и обсуждений, естественно, определяли проблемы блокадного города. Вот некоторые из них: «Режим жизни и питания детей в условиях войны и блокады», «Лечение алиментарных дистрофий у детей», «О развитии, выживаемости недоношенных детей и постановке дела в палате для новорожденных детей».

В первую блокадную зиму 41/42 года занятия проводились в 39 школах Ленинграда, причем в ряде школ младшие школьники занимались в бомбоубежищах. Приводим строки из отчета 251-й школы Октябрьского района: «Из 220 учащихся, пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре-январе умерло

II мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили». В мае 1942 г. за парты еще 137 школ Ленинграда сели 63719 учащихся. В январе 1942 г. в городе было открыто 30 столовых для 30000 школьников 8-12 лет. С мая 1942 г. в школах приступили к трехразовому кормлению детей, а с ноября 1942 г. для 15000 школьников и дошкольников были открыты столовые лечебного питания. Но дети блокадного города не только учились. В школах создавались тимуровские команды. Они обходили квартиры, помогали обессиленным ленинградцам. Нередко подростки работали наравне со взрослыми за станками военных заводов, ухаживали за ранеными и больными, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные

бомбы на чердаках, разбирали завалы, спасая людей. Дети расчищали дворы, улицы от льда и снега. А весной у школьников начиналась «огородная жизнь» мобилизация на сельскохозяйственные работы. Лозунг в школе: «Рабочие - у станка, школьники - на огороде - все нужны фронту!» [8].

За мужество и героизм, самоотверженный труд в дни блокады более 5000 подростков были награждены медалью «За оборону Ленинграда». О них поэт Юрий Воронов написал следующие строки: «В блокадных днях Мы так и не узнали: Меж юностью и детством Где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали И только в сорок пятом паспорта»/ На рис. 1 представлено удостоверение о награждении медалью и на рисунке 2 -аттестат об окончании школы в блокадном Ленинграде бабушки одного из авторов статьи [9].

Рис. 1. Удостоверение о награждении медалью «За оборону Ленинграда»

В блокадном Ленинграде произошло значительное снижение роста у мальчиков - на 1,9 см, у девочек - на 1,8 см. В послевоенные годы длина тела у

новорожденных достигла и даже несколько превысила довоенный уровень у мальчиков и девочек. В 1942 г. величина масса тела новорожденных мальчиков снизилась на 607 г, девочек - на 608 г. В 1945 г. масса тела у новорожденных обоих полов достигла довоенного уровня [2]. Следует отметить, что в связи с «Ленинградским делом» тема жизни блокадного города оказалась под запретом и были прекращены все исследования по оценке влияния блокады на жизнь и здоровье ленинградцев.

Р.С.Ф.С.Р.

Народный Комиссариат Просвещения

АТТЕСТАТ

I НАСТОЯЩИЙ АТТЕСТАТ ВЫДАН и Ог а и Л о / п и

>»/»/»«*»<! .РОДИВШЕ "'<■•» в^Тгоду. В ТОН ЧТО ОН в ОБУЧАЛ«* В..Ю. СРЕДНЕЙ

ШКОЛЕ Ир а <•««? I а р ч ги с н - шо рай »«/»

' . окончи а

ПОЛНЫЙ КУРГ ЭТОЙ ШХОЛЫ И ОбНАРУЖИЛ в ПРИ нал

ГЮВЕЛЫШИ СЖДУЮШИК ЗНАНИЯ

1Ю РУССКОМ» ч«ку ___

--НО-ШТ£1><ТУП вриьгн»

по АМФигтан: »л?

ПО АЛТЗДЯК _ ______

по геометрии „ . e/nJwtMf

по тригонометрии . QKMUMf fl 'j

по fcrPcmoiMAHWo

I*» ИСТОРИИ втл>1„, ______.

ПО КОНСТИТУЦИИ СОСР . с»./»»««

ПОГШП-А«ИИ дГиЯЯТУ/'^йЗд

С^ЗЮИ*»*- ........ Цтитчк*

ПО ХИМИИ »Ш^т^Ц»

по геологии и минералогии _ __

ПО АСТРОНОМИИ ««О

по ИНОС!РАНИОМУ «ЗЫКУ | ) "«•■"""о

ПО РИСОВАНИЮ . Я""*""**»

по черчению __

ПО ат^и ч/*»

по_

на основании постановления совета народны* комиссаров ссср и центрального комитета вкпм1 от здх 1м г. . V и» пи ивГи ^ча.иирп > г/пр9 вчгя

пользуется правом поступления ■ высшую школу вез вступительных экзаменов

.11 • «"•»•» 194 »гаи

м -.¡А

ДИРЕКТОР ШКОДЫ Г , \rtij ».4.

Рис. 2. Аттестат о среднем образовании

В семидесятые годы начали появляться публикации о голодной голландской зиме «The Dutch Hunger Winter». Осенью 1944-1945 года была проведена высадка французских войск на оккупированную фашистами Голландию. Правительство Голландии в изгнании призвало железнодорожников страны к забастовке, чтобы осложнить перемещение фашистов. Наступление союзников было остановлено у Рейна. Нацисты ввели эмбарго на перевозку продуктов. Каналы замерзли и морским путем стала невозможна доставка продуктов. Зимой Западные районы Голландии оказались без продовольствия, Ежедневный рацион, составлявший 1800 калорий, в декабре 1943 года, в октябре 1944 года снизился ниже 1000 калорий, а с декабря по апрель 1945 года варьировал от 400

до 800 калорий. Вес новорожденных, зачатых илиродившихся в этот период, был на 300 г ниже, чем до голодной зимы, а длина тела не имела различий [10]. Только в мае 1945 года было восстановлено снабжение продовольствие и рацион составил более 2000 калорий.

Последующее наблюдение за лицами, перенесшими внутриутробно голодную голландскую зиму, показало, что в их группе значительно выше заболеваемость сахарным диабетом, гипертензией, ишемической болезнью сердца, ожирением [11]. Эти наблюдения послужили основанием для предположения о влиянии голодания во время беременности на здоровье во взрослом периоде жизни. Но попытка использовать эту же методику оценки влияния фактора голода на популяции Ленинградских детей, рожденных в блокаду, привела, казалось, к парадоксальным результатам. Не было найдено различий между группой лиц, родившихся в блокадном Ленинграде и контрольной группой, у которых внутриутробный период протекал в условиях достаточного питания, в уровне артериального давления, липидном спектре, заболеваемости диабетом. Рат8рагеп & а1. изучали судьбу 549 детей, родившихся в блокадном городе [12]. Условия Ленинградской блокады оказывали более негативное влияние на внутриутробное развитие, чем голландской голодной зимы: масса тела новорожденных в Ленинграде была ниже на 500-600 г, чем в благополучные годы; более половины рожденных в 1942 году имели массу ниже 2500 г; в Голландии масса родившихся была ниже на 300 г. Причем, питание беременных в осажденном городе было еще хуже, чем в Голландии. В Ленинграде размер ежедневного продовольственного пайка служащим, иждивенцам и детям до 12 лет с 20 ноября по 25 декабря 1941 года составлял 125 граммов, при этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Но предположения о повышении артериального давления во взрослой жизни на 2 мм ртутного столба, 15% повышенного риска смертности от ишемической болезни сердца в группе Ленинградских пациентов, аналогично голландской, не подтвердились.

Эти факты привлекли пристальное внимание к внутриутробному периоду развития, хотя всегда этот период вызывал неподдельный интерес у врачей, психологов, мыслителей. Еще в XVIII веке английский поэт и философ Самуэль Колридж написал: «История человека в течение девяти месяцев, предшествующих его рождению, вероятно, намного более интересна и содержит больше событий, чем все последующие семьдесят лет жизни». Но только в XX столе-

тии начали появляться работы, анализирующие возможную связь между ранним детством и показателями здоровья во взрослом периоде жизни. В 1934 году, проанализировав показатели детской смертности и будущие взрослые показатели летальности в Великобритании и Швеции, W. Kermack et al. [13], отмечают «их возможное значение в интерпретации прошлого и предсказании в будущем». А. Forsdahl установил влияние плохих социально-бытовых условий в детстве и подростковом периоде на рост сердечно-сосудистых заболеваний у взрослых [14]. Но вскоре стало понятно, что только генетические факторы и «стиль жизни» (курение, злоупотребление хлоридом натрия, избыточная масса тела, алкоголь, наркотики) не могут объяснить такую высокую распространенность патологии сердечно-сосудистой системы и темпы ее роста [15]. Гипотеза Баркера о влиянии не только генетических, но и факторов окружающей среды на развивающийся внутриутробно плод, к концу двадцатого столетия убедительно была подтверждена эпидемиологическими, клиническими и экспериментальными данными. «Фетальное программирование - физиологическое регулирование (усилением или угнетением) функций в критическом периоде развития плода, которое имеет отдаленные последствия для организ-ма»,подчеркнул A.Lucas[16].B тканях и органах плодов были выявлены морфологические и физиологические изменения, способствующие в последующем развитию заболеваний не только в периоде детства, но и у взрослых. По расчетам D.Phillips et al., 62 % вариабельности веса новорожденного относится к воздействию окружающей среды (in utero), а на долю материнских и отцовских генов приходится 20 и 18 % соответственно [17]. В ведущих международных изданиях по проблеме фетального программирования растет число публикаций (2001 - 44, 2006 - 177, 2011 - 402) и цитирований (2001 - 187, 2006 - 1234, 2011 - 4182) [18].

Влияние факторов внешней среды (недостаточное поступление нутриен-тов через плаценту, материнский стресс и др.) на плод приводят к изменению его кровоснабжения, метаболизма, развития органов и систем. Эти изменения могут ликвидироваться, сохраняться в последующей жизни, проявляясь в развитии патологических состояний в более ранние сроки и даже передаваться в последующие поколения. Эпигенетические модификации могут объяснить сохранение произошедших изменений в перинатальном программировании. При эпигенетической модификации в нуклеиновых кислотах не меняется последовательность базовых соединений, а происходят химические реакции, заклю-

чающиеся в метилировании цитокинов, фосфорилировании гистонов и других ковалентных модификаций [19].

И только после накопления клинических и экспериментальных данных о раннем периоде детства стала понятно различие в частоте патологии во взрослом периоде жизни. Сразу после снятия препятствий к доступу продовольствия в Голландию население, в первую очередь женщины и дети, стало усиленно питаться, значительно превышая потребление продуктов до голодной зимы. В Ленинграде после снятия блокады поступление продовольствия увеличилось, но нормы питания не превышались. Отсутствие перегрузки пищевыми ингредиентами в первые годы после снятия блокады у ленинградских детей не привели к закреплению изменений, произошедших в перинатальном программировании, хотя они были более выражены, чем у голландских детей.

Горький опыт из нашей истории, накопленные знания требуют уделить еще большое внимание планированию семьи, подготовке и ведению беременности, питанию ребенка первых лет жизни, безусловному приоритету грудного вскармливания. Это значительно улучшает прогноз иметь здоровых детей с минимизацией патологических состояний во взрослом периоде жизни.

Литература

1. Газиева Л.Л. Борьба за спасение детей в блокадном Ленинграде в 1941-43 годах: автореф. дисс.... канд. истор. наук. СПб., 2011. 24 с.

2. Скрябина Е.О. Проблема материнства и детства в период блокады Ленинграда (1941-1944 гг.)(историко-медицинский аспект): автореф. дисс. ... канд. истор. наук. СПб., 2008. 20 с.

3. Гладких П.Ф. Здравоохранение и военная медицина в битве за Ленинград глазами историкаи очевидцев. 1941-1944 гг. СПб., 2007.

4. Тур А.Ф. Алиментарная дистрофия у детей // Алиментарная дистрофия в блокированномЛенинграде / под ред. проф. М.В. Черноруцкого. Л.: Мед-гиз, 1947. С. 238-268.

5. Воловик А.Б. Клиническая характеристика алиментарной дистрофии у ленинградских детей// Вопросы педиатрии в дни блокады Ленинграда. Сборник I. Алиментарные дистрофии и авитаминозы у детей / под ред. проф. Ю.А.Менделевой, проф. А.Ф. Т ура и проф. А.Н. Антонова. Л.: Медгиз,1944. С. 48-54.

6. Эрман М.В.Лекции по педиатрии. СПб.: «Издательство ФОЛИАНТ», 2001., 480 с.

7. Голлербах М.М., Корякина В.Ф., Никитин А.А., Панкова И.А. и со-авт. Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области. Л., 1942.

8. Коплан-Дикс М.Г., Иванова И.С. Воспоминания школьниц блокадного Ленинграда// Эстафета вечной жизни: сборник воспоминаний уходящего поколения блокадников. СПб.: Грифон, 1995. С. 34-38.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Эрман М.В., Эрман Л.В., Первунина Т.М. Вопросы педиатрии в дни блокады Ленинграда: взгляд сквозь годы // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 11. 2014. Вып. 3. С. 232-242.

10. Painter R., Roseboom T., Bleker O. Prenatal exposure to the Dutch famine and disease in later life: an overview // Reprod. Toxicol. 2005;20(3):345-52. Kyle U., Pichard C. The Dutch Famine of 1944-1945: a pathophysiological model of long-term consequences of wasting disease // CurrOinClinNutrMetabol Care. 2006;9(4):388-94

11. Stanner S., Yudkin J. Fetal programming and the Leningrad Siege study //Twin Research. 2001; 4(5):287-292

12. ParSparen et al. Long term mortality after severe starvation during the siege of Leningrad: prospective cohort study // BMJ, doi:10.1136/bmj.37942. 2003. December

13. Kermack W., McKendrick A., Vaupel J. Death-rates in Great Britain and Sweden: Some general regularities and their significance // Lancet. 1934;1:698-703.

14. Forsdahl A. Are poor living conditions in childhood and adolescence an important risk factor for arteriosclerotic disease? // Br J PrevSoc Med. 1977; 31 : 915.

15. Ojeda N.B., Grigore D., Alexander B.T. Intrauterine Growth Restriction: Fetal programming of hypertension and kidney disease // Adv Chronic Kidney Dis. 2008; 15(2): 101-106.

16. Lucas A. Programming by early nutrition in man // Bock G.R., Whelan J. (eds) The childhood environment and adult disease. -Chichester: Wiley, 1991. - P. 38-55.

17. Phillips D. I. W., Barker D. J. P., Fall C. H. D. et al. Elevated plasma cortisol concentrations: A link between low birth weight and the insulin resistance syndrome? // J. Clin. Endocrinol.Metab. — 1998. — N 83. — P. 757—760.

18. James Holland Jones Wiley-Liss Plenary Symposium Fetal programming: Adaptive Life - history. -2012.

19. Эрман М.В., Первунина Т.М. Фетальное программирование почечных функций // Практическая медицина. - 2012. - 9(65). - с. 56-60

Владимир Рождественский,

Протоиерей

БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПРИЧИНЫ БОЛЕЗНЕЙ2

Санкт-Петербургские Духовные Академия и Семинария Русской Православной Церкви, vlrospb@yandex. ru

"Болезнь есть отрасль смерти, которая вошла в мир через грех. Следовательно, вместе со смертью пришла в мир и болезнь по дороге, проложенной грехом, а потому (вполне) естественно, если она и ныне приходит тою же дорогою» (Прот.Валентин Свенцицкий).

Врачебная наука указывает главным образом на физические причины болезней. Библия затрагивает в основном духовные причины болезни. Болезнь обычно рассматривается как наказание за грехи. Естественные причины болезней, как правило, очевидные: ранения и естественная физическая немощь ввиду преклонного возраста. Болезнь могла посылаться Богом прямо, например, перед казнями египетскими (Исх.4.11), как попущение Божие через нападение нечистой силы - сатаны (Иов.2.7), через человеческую зависть (Притч.14.30), гневливость и раздражительность (Иов.5.2), пресыщение (Сирах.37.30-34).

Медицинское врачевание у древних было в ведении жрецов, в нём сохранялась связь с магией. Ветхий Завет запрещает иудеям прибегать к магии. Медицинские обязанности возлагаются на священников (Левит.13-15гл.). Гимном медицине звучит 38-я глава Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова.

В Новом Завете мы не встретим осуждения применения медицинских средств (Откр.3.18). Врачевательное служение Господа Иисуса Христа было принято Апостолами как наследие, наряду с Его учением. Исцеление больных рассматривалось как первейший долг Церкви в первые века христианства. Как одну из харизм апостол Павел называет «дары исцелений» (1Кор.12.9). Профессия врача освящена Священным Преданием: Апостол и Евангелист Лука,

Archpriest VladimirRozhdestvensky «Bible view of the origin and reason of diseases» / St. Petersburg Orthodox Christians Spiritual Academy and Seminary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.