УДК 372.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Вопросы оценивания образовательных результатов при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 81-85. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/ kvo311/
Жариков Денис Сергеевич | [email protected]
Руководитель Учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания
Калининградский областной институт развития образования
Снопок Мария Сергеевна | [email protected]
Методист Учебно-методического центра духовно-нравственного образования и воспитания
Калининградский областной институт развития образования
Вопросы оценивания образовательных результатов при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Аннотация. В статье представлен краткий обзор наиболее распространенных систем оценивания образовательных результатов в свете их применения при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Разобраны особенности данной предметной области, требующие нестандартного подхода к оцениванию. Рассмотрены недостатки отдельных систем и возможные пути нивелирования этих недостатков.
Ключевые слова: система оценивания, предметная область, ОДНКНР, духовно-нравственное развитие и воспитание.
С введением в 2010 году федерального государственного образовательного стандарта на уровне основного общего образования значительные изменения
претерпела традиционная для российской школы система оценивания результатов учащихся. Одним из важнейших преобразований стало выстраивание иерархии и дифференциация образовательных результатов на личностные, метапредметные и предметные. Таким образом, если в традиционной системе преимущественно оценивались предметные результаты, то после введения ФГОС на первый план вышли личностные достижения учащихся. Такая иерархичность обусловлена прежде всего тем, что развитие и формирование личности учащихся является основой воспитательного процесса и всей образовательной деятельности в целом.
Однако до сих пор в педагогическом сообществе нет четкого представления о том, как отследить данные результаты и каким образом они должны влиять на
УДК 372.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Вопросы оценивания образовательных результатов при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 81-85. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/ kvo311/
формализованную оценку по предмету. Особенно остро данный вопрос стоит при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР), введенной в качестве обязательной для изучения приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1644 [2, разд. 11.4].
Главной целью введения данной предметной области в основную образовательную программу стало обеспечение в образовательной организации условий для воспитания у учащихся таких качеств, как способность к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию, веротерпимости, патриотизма, способности к осознанному самоограничению как в поступках, так и расточительном потребительстве, осознание ценности семьи, как носителя культурных традиций народа [Там же]. Таким образом, реализация предметной области ОДНКНР направлена, в первую очередь, на достижение учащимися личностных результатов.
Но как оценить личностные результаты обучения? Как отследить духовно-нравственное развитие личности ребенка? Как измерить результаты такого развития? С этими и другими вопросами педагоги, преподающие предметы духовно-нравственного цикла, сталкиваются в своей ежедневной практической работе.
В мировой педагогической практике существует множество систем оценивания образовательных результатов
учащихся. Условно их можно разделить на два типа: балльные и неформализованные. Балльные системы оценивания являются наиболее распространенными. К ним относится и принятая в большинстве российских школ пятибалльная оценочная шкала. Данная система оценивания обладает рядом достоинств. Она является традиционной и привычной для всех участников образовательного процесса, критерии выставления той или иной отметки понятны и учителям, и ученикам, и родителям — зачастую на интуитивном уровне. Простота критериев оценки позволяет сократить время ответа ученика, что бывает важно при проведении текущей аттестации и планировании урока. Каждая отметка несет ярко выраженную эмоциональную окраску и является дополнительным мотивирующим фактором для школьников. Но ее использование при преподавании дисциплин духовно-нравственного цикла представляется крайне затруднительным.
Духовно-нравственное образование и воспитание представляет собой организованный процесс усвоения и принятия учащимися базовых национальных ценностей, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, природа, человечество) [1, с. 18-19]. Данные ценности присутствуют во всех областях человеческой жизни и, в силу своей имплицитности, лежат в основе всего образовательного
УДК 372.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Вопросы оценивания образовательных результатов при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 81-85. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/ kvo311/
процесса, определяя урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся. Таким образом, для оценивания результатов духовно-нравственного развития обучающихся необходимо проследить, насколько ими присвоены те или иные базовые национальные ценности. В этой перспективе становятся очевидными недостатки пятибалльной системы оценивания. В первую очередь, это невозможность оценить развитие личных достижений ученика. Педагог выставляет баллы за конкретную работу, руководствуясь жесткими едиными критериями, ориентируясь на образец, но никак не учитывая предыдущие успехи школьника. Эта проблема достаточно актуальна и при оценке предметных результатов, но при оценке личностных достижений становится особенно острой.
Итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое промежуточных отметок, округленное до целого значения, поэтому одну и ту же отметку получают учащиеся с заметно отличающимся друг от друга уровнем знаний. Тем более невозможно отразить при помощи пятибалльной, а на практике зачастую четырехбалльной шкалы все нюансы духовно-нравственного развития личности учащегося.
Эти проблемы характерны для всех балльных систем оценивания, и увеличение количества баллов в шкале, как правило, не только не решает их, но и нередко вовсе нивелирует достоинства данной системы.
Таким образом, перед педагогами встает необходимость искать альтернативные эффективные методы среди неформализованных систем оценивания, наиболее популярными из которых в настоящий момент являются рейтинговая система и система портфолио.
Рейтинговая система подразумевает накопление учащимся баллов по различным видам учебной деятельности за определенный период времени и их ранжирование. С одной стороны, она обеспечивает комплексность оценки, учитывает индивидуальные успехи каждого, мотивирует учащихся к непрерывному саморазвитию и самообразованию, повышает осознанность и ответственность школьников за результаты обучения, и это делает ее очень привлекательной. С другой стороны, она практически всегда порождает высочайший уровень конкуренции среди учащихся, иногда доходящий до полного разобщения детского коллектива, что само по себе противоречит идее духовно-нравственного развития и воспитания личности. Данный недостаток можно преодолеть, если разрабатывать рейтинговые шкалы с учетом индивидуальных особенностей каждого коллектива, что требует от учителя высоких трудозатрат, а также большого педагогического такта и мастерства.
Портфолио также является накопительной системой оценивания, позволяющей зафиксировать и оценить достижения учащихся за определенный период
УДК 372.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Вопросы оценивания образовательных результатов при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 81-85. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/ kvo311/
времени. В мировой практике эта система используется давно и в самых разных областях, поэтому нет какого-либо единого видения ее. В педагогической деятельности в основном используются четыре разновидности портфолио: портфолио документов (представляет собой систематический сбор документальных подтверждений той или иной деятельности), портфолио работ (сбор и представление авторских работ, как правило, творческих), портфолио отзывов (систематический сбор сторонних авторитетных отзывов о деятельности и достижениях учащегося) и портфолио-отчет (включает отчеты и самоанализ собственной деятельности).
В свете использования данной системы оценивания при реализации предметной области ОДНКНР представляется целесообразным использование портфолио комбинированного типа, которое включало бы творческие и исследовательские работы, отзывы об урочной и внеурочной деятельности, результаты мониторингов знаниевого компонента и др. Составление портфолио должно вестись по заранее известным критериям, которые разрабатываются педагогом. Это позволит подойти к оценке деятельности учащихся комплексно, учесть как предметные, так и метапредметные результаты, а также с большой точностью отследить даже незначительные личностные достижения. Кроме того, портфолио способствует проявлению
у учащихся высокого уровня самостоятельности и позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Казалось бы, идеальная система найдена, благо что федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет образовательной организации самостоятельно определяться с системой оценивания. К сожалению, как и любая другая, система портфолио имеет свои недостатки. Главным из них является трудность перевода полученных результатов в традиционную пятибалльную шкалу при выставлении отметки в аттестат. Для решения этого вопроса самым перспективным представляется использование критериального подхода, при котором каждое портфолио оценивается по ряду признаков, причем отметка ставится за каждый отдельно, после чего перевод в пятибалльную шкалу не представит особых трудностей.
Подводя итог сказанному выше, еще раз констатируем: при оценивании образовательных результатов реализации предметной области ОДНКНР использование балльных систем затруднено, в то время как неформализованные системы предоставляют педагогу возможность дать комплексную оценку достижений учащихся, обеспечивая при этом индивидуальный подход к каждому ученику, что особенно важно при преподавании дисциплин духовно-нравственного цикла в поликультурном и поликонфессиональном классе.
УДК 372.8
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Жариков Д. С., Снопок М. С. Вопросы оценивания образовательных результатов при реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 3 (сентябрь). - С. 81-85. -URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/ kvo311/
Список литературы
1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина Российской Федерации [Электронный ресурс] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — URL: https://mosmetod.ru/files/metod/ nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf (дата обращения: 12.08.2019).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 29 декабря 2014 года № 1644. [Электронный ресурс]. — URL: https:// fgos.ru/ (дата обращения: 12.08.2019).
Denis S. Zharikov
Kaliningrad Regional Institute of the educational development
Maria S. Snopok
Kaliningrad Regional Institute of the educational development
Problems of the educational results assessment through the realisation of subject field "Basis of religious ethical culture of Russian folk"
Abstract. The article presents the synopsis review of the most common assessment systems of educational results in view of their use through the realisation of subject field "Basis of religious ethical culture of Russian folk". Additionally the article analyzes peculiarities of this subject field, which require unconventional assessment approach. Furthermore, the article contains disadvantages of specific assessment systems and the potential ways of their levelling.
Keywords: assessment system, subject field, basis of religious ethical culture of Russian folk, religious ethical development and education.