УДК 371.213.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 30-39. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo304/
Урбанович Любовь Николаевна | [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент
Доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Смоленская православная духовная семинария
Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования
Аннотация. Статья посвящена проблеме наставничества в сфере духовно-нравственного образования. Поднимаются вопросы по совершенствованию преподавания предметов духовно-нравственного цикла, в первую очередь, предметных областей «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Принимая во внимание недостаточность курсовой подготовки учителей и необходимость постоянного профессионального сопровождения и поддержки, предлагается наставничество как ресурс повышения качества преподавания предметов с религиозно-культурологическим содержанием и усовершенствования в целом системы духовно-нравственного образования в регионе.
Особый акцент поставлен на многофункциональной и компетентностной характеристике наставника в сфере духовно-нравственного образования. Выделяются такие компетенции как предметные, организаторские, коммуникативные, экспертно-аналитические, ценностно-смысловые и рефлексивные, которые описываются с учетом специфики данной области.
Предполагается, что наставничество, находясь в настоящее время в стадии возрождения и осмысления, может встретиться с определенными рисками и трудностями, которые требуют особого изучения, анализа и поиска оптимальных и эффективных решений. Настоящая работа является логическим продолжением авторской работы «К вопросу о своевременности наставничества в сфере духовно-нравственного образования».
Ключевые слова: профессиональные компетенции, наставничество, наставник в сфере духовно-нравственного образования, компетентностная характеристика, основы религиозных культур и светской этики, основы духовно-нравственной культуры народов России.
Для преподавателя предметов духовно-нравственного цикла, как и для прочих учителей-предметников, существуют формализованные требования. На уровне начального и основного общего образования реализацию указанных предметов осуществляют педагогические кадры, имеющие высшее или среднее профессиональное образование,
УДК 371.213.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 30-39. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo304/
осваивающие программу дополнительного профессионального образования по профилю деятельности не реже, чем один раз в три года («Закон об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, ст. 48 п. 7 ч. 1). Общие требования не позволяют вникнуть в суть специальных компетенций, которыми должен владеть педагог, занимающийся проблемами духовно-нравственного образования и воспитания. К данной проблеме обращались в своих исследованиях Ф. Н. Козырев [1, 2], О. В. Розина [5], Т. В. Склярова [6] и др. В настоящей же работе сделан акцент на компетентностной характеристике наставника в сфере духовно-нравственного образования.
Принимая во внимание, что наставник — это, прежде всего, высокопрофессиональный педагог с многолетним и успешным опытом преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности, способный оказать профессиональную помощь начинающим коллегам в диалоге взаимоуважения и сотрудничества, необходимо подчеркнуть приоритетные требования к преподавателю дисциплин духовно-нравственного содержания. Знание преподаваемого предмета является общим и первоочередным требованием для каждого учителя. Однако для учителя, преподающего предметы с религиозным компонентом, этот пункт обретает особую остроту и актуальность, что, прежде всего, обусловлено исторически сложившимися обстоятельствами, а именно отсутствием религиозно-философского и религиоведческого компонента в профессиональной подготовке
учителя. Поэтому с момента введения в качестве обязательного учебного курса «Основ религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в начальной школе, а точнее с 1 сентября 2012 года, областные институты развития образования начали реализацию программ повышения квалификации учителей. Однако краткосрочность курсовой подготовки, чаще всего в объеме 72 часов, нельзя считать достаточной для овладения принципиально новыми знаниями и компетенциями. На недостаточность знаний содержательного пласта преподаваемых дисциплин указывают результаты регулярно проводящихся в регионах мониторингов. Это подтверждает и личный авторский опыт в качестве лектора на курсах повышения квалификации. Результаты входного мониторинга на повторных курсах указывают на существенный дефицит в области знаний истории религий, религиозных культур, основ религиоведения, состояния современной религиозной картины мира и пр.
Данные Отчета о проведении мониторинга реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 85 субъектах РФ, подготовленного Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, свидетельствуют, что более половины выявленных проблем (59 %) относятся к трудностям методического характера. Отмечается недостаточная оснащенность современными учебно-методическими материалами (наличие рабочих тетрадей, КИМов,
УДК 371.213.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 30-39. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo304/
специальной литературы для учителя) и информационно-образовательными средствами обучения (аудио-, видеоматериалы, электронные пособия, мультимедийное сопровождение), а также зна-ниевый дефицит учителей [3].
Нельзя не заметить, что трудность подготовки учителей связана, прежде всего, с неоднородностью учительской аудитории (учителя начальных классов, учителя истории, обществознания, искусства и др.) и разным уровнем подготовленности на курсах повышения квалификации. Серьезной проблемой, на наш взгляд, является «эпизодический» характер преподавания предметов и курсов духовно-нравственного цикла. Существует практика преподавания ОРКСЭ не учителем, «специализирующимся по данному профилю», а учителем начальных классов в параллели 4 класса. В результате учитель осуществляет преподавание курса 1 раз в 4 года в рамках выбранного родителями модуля.
В логике преемственности и непрерывности духовно-нравственного образования с 2015/2016 учебного года в учебные планы общеобразовательных организаций на уровне основного общего образования введена предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Реализация данной области находится на стадии разработки, также как и система подготовки учителей по данному направлению. Указанные обстоятельства не позволяют педагогам накопить необходимые знания и опыт и тем самым
обеспечивать высокий уровень их профессиональной готовности к реализации предметов духовно-нравственного цикла.
Для минимизации профессиональных дефицитов в Письме Минобрнауки от 19.01.2018 года № 08-96 введен критерий к объему курсовой подготовки для учителей ОРКСЭ и ОДНКНР — не менее 144 учебных часов. Это формализованное требование обосновывается тем, что повышение квалификации есть важнейший внутрисистемный ресурс, обеспечивающий научно-методическое и организационно-методическое сопровождение государственной политики в сфере образования [4]. Однако увеличением объема курсовой подготовки невозможно решить все выявленные проблемы и затруднения.
Заметим, что курсы повышения квалификации до настоящего времени остаются самой распространенной формой профессиональной подготовки учителей для реализации предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР. В ранее опубликованных работах отмечалось, что количество вузов, осуществляющих профессиональную подготовку учителей к преподаванию религиозно ориентированных дисциплин, весьма ограничено [7, с. 18], поэтому необходимо искать иные пути решения проблем. Значимым ресурсом повышения качества преподаваемых дисциплин и совершенствования школьной и региональной системы духовно-нравственного образования видится наставничество. Для введения
УДК 371.213.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 30-39. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo304/
наставничества как формы профессионального сопровождения и поддержки к настоящему времени сложились благоприятные условия. В ряде регионов (Калининградская, Белгородская, Смоленская, Тамбовская и другие области), где имеется многолетний опыт преподавания учебных предметов духовно-нравственной направленности, подготовлены квалифицированные педагогические кадры и накоплен методический опыт, создана достаточная база для формирования института наставничества.
В современных условиях наставничество приобретает особое содержательное и функциональное наполнение. Для достижения поставленных целей наставник должен владеть определенными компетенциями и быть способным к многофункциональной деятельности. Современный педагог-наставник призван совмещать в себе функции лидера-организатора, консультанта, коуча, советника, супервизора, эксперта.
Лидер-организатор призван создавать новые возможности и условия для развития профессиональных навыков педагога, в отношении которого осуществляется наставничество, помогать решить поставленные текущие задачи (например, подготовиться к выступлению на методическом объединении или подготовить учебно-исследовательскую работу).
Консультант, не навязывая подопечному свою точку зрения и свою модель преподавания, через создание мотивации
может помочь прояснить важные для него вопросы и увидеть ситуацию или проблему в целом.
Коуч (англ. coach в переводе означает тренера, наставника, помогающего достигнуть желаемого) сопровождает, поддерживает и направляет молодых коллег в достижении значимых для них целей, способствует достижению собственных результатов, развитию необходимых профессиональных качеств, опираясь на внутренний ресурс и личный опыт своих подопечных.
Советник оказывает со-действие, т. е. действует совместно, сообща с коллегами, дает советы и рекомендации, предлагает оптимальные решения выявленных личностно значимых и профессиональных проблем.
Супервизор осуществляет «авторитетное наблюдение», контроль и коррекцию деятельности молодого специалиста, демонстрирует собственный педагогический опыт.
Эксперт помогает выявить профессиональные затруднения, потребности и дефициты, анализирует проблемы, дает заключение при экспертизе программной и учебно-методической документации, конкурсных работ, спорных или проблемных профессиональных ситуаций.
Перечисленные позиции не подменяют и не исключают друг друга, а находятся во взаимном дополнении и обогащении, отличаясь только «нюансовыми
УДК 371.213.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 30-39. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo304/
оттенками», обусловленными целевой установкой, задачами и потребностями участников педагогического взаимодействия в диаде «наставник
- наставляемый».
Предложенный кластер позиций наставника позволяет утверждать: только такой специалист, который владеет определенным набором специальных профессиональных компетенций — предметных, организаторских, коммуникативных, экс-пертно-аналитических, ценностно-смысловых и рефлексивных — может соответствовать им. В лаконичном виде приведем описание каждой группы компетенций.
К предметным компетенциям следует отнести:
- способность осмыслять педагогическую проблему интеграции религиозного компонента в область духовно-нравственного образования и воспитания школьников на основе синергии гуманитарных, религиоведческих и культурологических знаний;
- способность компетентно анализировать и интерпретировать современную религиозно-этническую картину мира, страны и региона;
- готовность оказать помощь в разработке и оформлении программно- и учебно-методической документации по предметам духовно-нравственной направленности в соответствии с требованиями ФГОС и характеристиками предметных областей;
- способность обоснованно, целенаправленно выбирать и применять современные образовательные
технологии, методические приемы с учетом ценностно-смыслового содержания предметной области;
- способность оказывать адресную профессиональную помощь педагогам, реализующим предметные области «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», учитывая их мировоззренческую позицию и личную восприимчивость учебного материала религиозно-культурологического содержания.
Представленные предметные компетенции имеют двухчастную структуру. К первой части относятся компетенции, ориентированные на содержание предметной области. Компетентность учителя в рамках преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности требует совокупности знаний и умений, носящих межпредметный характер, что предполагает соответствующую, прежде всего, гуманитарную подготовку кадров [8, с. 87]. Ко второй — компетенции, ориентированные на методику с учетом ценностно-смыслового наполнения предметов, дисциплин и курсов духовно-нравственной направленности.
Организаторские компетенции
включают:
- готовность оказать поддержку коллегам в организации открытых занятий, в проведении методических мероприятий, в подготовке конкурсных педагогических работ, например, на Всероссийский конкурс «За нравственный подвиг учителя», «Учитель года» и др.;
УДК 371.213.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 30-39. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo304/
- способность организовать индивидуальное и групповое консультирование с целью решения педагогических затруднений и повышения профессионального уровня молодых учителей.
Коммуникативные компетенции
предусматривают:
- способность и готовность к межкультурному и межконфессиональному диалогу при решении профессиональных задач в области духовно-нравственного образования;
- готовность перейти с ролевой позиции на партнерский стиль общения, выстраивание диалога на принципах сотрудничества, взаимоуважения и доверия;
- способность представлять собственный опыт деятельности в сфере духовно-нравственного образования на открытых научно- и учебно-методических мероприятиях (конференциях, образовательных чтениях, семинарах и пр.);
- готовность сотрудничать с заинтересованными субъектами образовательного процесса, социальными партнерами для создания условий успешной реализации духовно-нравственного образования в регионе, выстраивать с ними конструктивные отношения.
Для учителей духовно-нравственных дисциплин коммуникативные компетенции имеют свою специфику, и связано это с тем, что их социальными партнерами являются и религиозные организации, с которыми надо уметь вести
межрелигиозный и поликультурный диалог, принимая во внимание интересы, запросы общества — с одной стороны, образовательные задачи и нормативно-правовые рамки — с другой. Взаимодействие с семьями обучающихся также предполагает умение прийти к единому мнению в вопросах духовно-нравственного воспитания с учетом «философских и религиозных убеждений, принятых в семье» (Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 года, ст. 2).
Экспертно-аналитические компетенции предполагают:
- способность и готовность диагностировать, анализировать и корректировать педагогические затруднения в области реализации духовно-нравственного образования, осуществлять поиск эффективных путей решения проблем;
- способность оценивать и анализировать эффективность деятельности педагогов в процессе реализации предметных областей «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», обобщать накопленный учителями опыт, аргументировать свою экспертную позицию и предлагать научно и практико обоснованные рекомендации.
Экспертно-аналитические способности позволяют наставнику собирать и анализировать количественную информацию (цифры, данные, проценты и т. д.), качественную (эмоции, часто употребляемые
УДК 371.213.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 30-39. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo304/
во время бесед и ответов на вопросы слова). Полученные данные важны для определения зоны профессионально роста подопечных и для поиска оптимальных способов совершенствования школьной и региональной системы духовно-нравственного образования.
Ценностно-смысловые и рефлексивные компетенции включают:
- способность к личной восприимчивости духовных ценностей и религиозных традиций народов России, «развитость религиозного вкуса» (Ф. Н. Козырев);
- способность к самоанализу и саморефлексии личного духовного опыта и своей мировоззренческой позиции, саморазвитию и самосовершенствованию, к повышению квалификации в области духовно-нравственного образования;
- готовность критически осмысливать собственные убеждения, воспринимать личный опыт, оценивать свои намерения, действия, сложившиеся взаимоотношения в условиях профессионального взаимодействия.
Суть овладения перечисленными ценностно-смысловыми и рефлексивными компетенциями заключается в готовности к саморазвитию и непрерывному образованию самого наставника, в фиксации достигнутых результатов, в обеспечении обратной связи, в продвижении самостоятельных обоснованных решений, ведущих к профессиональному росту. Наличие критического мышления можно считать ключевой характеристикой для учителя
духовно-нравственных дисциплин. По меткому замечанию Ф. Н. Козырева, «учитель транслирует не только религиозное содержание, но и тип религиозности, то есть модус личного отношения к этому содержанию» [Цит. по: 1, с. 122]. Поэтому только наставник, обладающий критическим мышлением, сможет помочь молодым коллегам мировоззренчески определиться, выработать жизненную позицию на основе конкретных ценностей, сформировать свое личное отношение к предмету. В свою очередь, помогая самоопределиться молодому коллеге, наставник обогащает и совершенствует самого себя. По замечанию Чарльза Диккенса, «человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает совершенствоваться другим».
Принимая во внимание, что в Калининградской области накоплен значительный опыт преподавания дисциплин духовно-нравственного направления и имеются высококвалифицированные и компетентные педагоги, в 2018/2019 учебном году впервые была осуществлена подготовка наставников в сфере духовно-нравственного образования по специальной программе повышения квалификации на базе Калининградского областного института развития образования. Данный пилотный проект может быть началом возрождения института наставничества и в других регионах.
Не сомневаясь в своевременности и необходимости наставничества в сфере духовно-нравственного образования, считаем важным обратить
УДК 371.213.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 30-39. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo304/
внимание на некоторые прогнозируемые риски и трудности этого направления деятельности.
1. Нежелание молодых педагогов принимать помощь наставника, рассматривая ее как ограничение своей творческой свободы и личного пространства, неприятие «наставлений» как способа навязывания чужого мнения и опыта. При этом, заметим, наставнику важно не забывать, что молодой специалист — это личность со своими особенностями и внутренним миром, поэтому крайне важно, не навязывая подопечному свою точку зрения и свою модель действий, помочь найти ответы на интересующие его вопросы, а для этого надо обладать вышеперечисленными компетенциями.
2. Нацеленность на карьерный рост в «наставнической диаде». Возможен риск использования наставничества для достижения собственных корыстных целей в продвижении по «карьерной лестнице». Это касается и наставника, и молодого учителя, в отношении которого осуществляется наставничество. «Наставляемый» может использовать ситуацию не для профессионального и личностного роста, а для достижения личных карьерных выгод.
3. Формальные отношения в паре «наставник — наставляемый». С одной стороны — это формальное отношение наставника из-за отсутствия нормативно зафиксированного механизма
оплаты труда и иных поощрений и стимулов. С другой стороны, такое же отношение может быть у наставляемого из-за недоверия к профессиональной компетентности наставника, что может ограничить наставничество подменой взаимодействия действиями «по административному требованию». 4. Завышенные ожидания со стороны молодого учителя и занятость наставника, которые не позволят достигнуть ожидаемых результатов от нововведения, таких как непрерывное повышение качества преподавания предметов и рост профессионального мастерства педагогического коллектива в сфере духовно-нравственного образования, а также совершенствование всей школьной и региональной системы.
Возможно, некоторые риски могут быть сняты, если наставник будет пониматься и восприниматься не как должность, а как профессиональная и нравственная позиция опытного педагога, неравнодушного к своему делу и ответственного за его результаты.
Таким образом, при всей актуальности, важности и полезности наставнического сопровождения в сфере духовно-нравственного образования остается достаточно много вопросов в практической реализации этого проекта, требующих компетентного решения авторитетных лиц, заинтересованных в продвижении данного проекта.
УДК 371.213.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 30-39. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo304/
Список литературы
1. Козырев, Ф. Н. Личностные аспекты преподавания религиозной культуры в школе / Ф. Н. Козырев // Религия как дар. Педагогические статьи и доклады. — М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2014. — 440 с.
2. Козырев, Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: Монография / Ф. Н. Козырев. — СПб.: Апостольский город, 2005. — 636 с.
3. Отчет о проведении мониторинга реализации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъекте Российской Федерации в 2016/2017 учебном году [Электронный ресурс]. — URL: http:// orkce.apkpro.ru/doc/Otchet%20po%20 realizatdi%20kursa%20ORKSE%20 v%202016-2017%20gg.pdf (дата обращения: 12.06.2019).
4. Письмо Минобрнауки от 19.01.2018 года № 08-96 «О методических рекомендациях по совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР» [Электронный ресурс]. — URL: http://orkce.apkpro.ru/384.htmL (дата обращения: 14.06.2019).
5. Розина, О. В. Православная культура в школе: формирование профессиональных компетенций педагога: Монография / О. В. Розина. — М.: Московский государственный областной университет, 2015. — 252 с.
6. Склярова, Т. В. Духовно-нравственная культура педагога как социальная
проблема [Электронный ресурс] / Т. В. Склярова // Образовательный портал «Слово». — URL: http://www. portal-slovo.ru/pedagogy/39790.php (дата обращения 21.06. 2019).
7. Урбанович, Л. Н. Интеграция религиозных знаний в школьное культурологическое образование: теория и методика: Учебно-методическое пособие / Л. Н. Урбанович. — Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2016. — 140 c.
8. Урбанович, Л. Н. К вопросу об актуальности педагогической подготовки студентов духовных школ» / Л. Н. Урбанович // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. — 2016. — Вып. 1 (40). — С. 17-26.
Liubov' N. Urbanovich
Smolensk Orthodox Seminary
Competence-based characteristics of a mentor in the sphere of spiritual and moral education
Abstract. The article is devoted to the problem of mentoring in the sphere of spiritual and moral education. Questions are raised and solutions are proposed to improve teaching of subjects of spiritual and moral cycle, first of all within the subject areas "Basics of religious culture and secular ethics" and "Basics of spiritual and moral culture of the peoples of Russia". Taking into consideration the insufficiency
УДК 371.213.3
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Урбанович Л. Н. Компетентностная характеристика наставника в сфере духовно-нравственного образования // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 30-39. — URL: https:// koirojournal.ru/realises/g2019/30sept2019/kvo304/
of the relevant training of teachers and the need for continuous professional support and assistance, mentoring is offered as a resource of improving the quality of teaching subjects with religious and cultural content and of enhancing the entire system of spiritual and moral education in the region.
Special emphasis is put on the multifunctional and competence-based characteristics of a mentor in the field of spiritual and moral education. Such areas of competence as subject-related, organizational, communicative, expert-analytical, value-semantic and reflexive are highlighted, which are described with regard to the specifics of the given area.
It is supposed that mentoring, being currently in the stage of revival and understanding, can face certain risks and difficulties that would require studying, analysis and search for optimal and effective solutions.
The present work is a logical continuation of the author's article "On the timeliness of mentoring in the sphere of spiritual and moral education".
Keywords: rcompetence, mentoring, mentor in the sphere of spiritual and moral education, competence-based characteristics, the basics of religious cultures and secular ethics, the basics of spiritual and moral culture of the peoples of Russia.