Научная статья на тему 'Места для уединения как элемент эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации'

Места для уединения как элемент эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТА ДЛЯ УЕДИНЕНИЯ / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / THE PLACES OF PRIVACY / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / QUALITY OF EDUCATION / DEVELOPING SUBJECT-SPATIAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матюшко Ольга Васильевна, Орлов Александр Олегович, Каткова Алена Юрьевна

В статье представлен опыт создания мест для уединения детей в группах детского сада. Отражена связь между их наличием и качеством образования. Описаны этапы и формы работы по внедрению мест для уединения в образовательную среду, а также количественные и качественные результаты исследования эффективности их функционирования. Авторы делают выводы о возможностях, трудностях и перспективах организации мест для уединения в дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матюшко Ольга Васильевна, Орлов Александр Олегович, Каткова Алена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Места для уединения как элемент эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации»

УДК 372.32

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Матюшко О. В., Орлов А. О., Каткова А. Ю. Места для уединения как элемент эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). - С. 40-46. — URL: https://koirojoumal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo305/

Матюшко Ольга Васильевна | [email protected]

Заместитель заведующего

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 56

Орлов Александр Олегович | [email protected]

Педагог-психолог

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 56

Каткова Алена Юрьевна | [email protected]

Воспитатель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад № 56

Места для уединения как элемент эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации

Аннотация. В статье представлен опыт создания мест для уединения детей в группах детского сада. Отражена связь между их наличием и качеством образования. Описаны этапы и формы работы по внедрению мест для уединения в образовательную среду, а также количественные и качественные результаты исследования эффективности их функционирования. Авторы делают выводы о возможностях, трудностях и перспективах организации мест для уединения в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: места для уединения, дошкольная образовательная

организация, качество образования, развивающая предметно-пространственная среда.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Вариативность в данном случае предполагает наличие в группе различных пространств и материалов (игр, игрушек и оборудования), обеспечивающих свободный выбор детей (п. 3.3.4.). Среда должна быть

УДК 372.32

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Матюшко О. В., Орлов А. О., Каткова А. Ю. Места для уединения как элемент эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). - С. 40-46. — URL: https://koirojoumal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo305/

организована так, чтобы существовала возможность не только для общения, совместной деятельности и двигательной активности детей и взрослых, но также и для уединения (п. 3.3.2.).

Последнее из перечисленных требований стандарта — наличие пространств для уединения — в условиях фронтального характера дошкольного образования при значительном количестве детей в группах детского сада (25-30 человек) приобретает особую остроту и актуальность. Данная статья посвящена описанию опыта организации подобных пространств в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении города Калининграда детском саду № 56.

Отсутствие мест для уединения отрицательно влияет на эффективность образовательного процесса. Это подтверждается включением соответствующего критерия в шкалы ECERS-R [3]. Такие шкалы являются надежными и валидными инструментами комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. Они соответствуют ключевым требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и конкретизируют их. ECERS-R широко используются в мониторинговых целях в Швеции, Дании, США, Германии, Великобритании, а теперь и в России [1, с. 54], где они были успешно апробированы в 2014-2015 годах [3, с. 16].

Пятый из восьми пунктов первой подшкалы «Предметно-пространственная среда»

называется «Места для уединения». Приведем описанные в нем функции таких мест, а также критерии их неудовлетворительной, минимальной, удовлетворительной и максимальной организации в группах детского сада [3, с. 38].

Предназначение места для уединения состоит в том, чтобы дать детям возможность отдохнуть от воздействия групповой жизни. Речь не идет об изоляции от группы как наказания. Это место, где один или два ребенка могут играть без вмешательства со стороны других детей и при этом находиться в зоне видимости воспитателя и его помощника. Места для уединения могут создаваться различными способами. Таковы минимальные достаточные критерии.

Неудовлетворительной считается ситуация, если у детей в группе нет возможности играть в одиночку или друг с другом без вмешательства других детей. Удовлетворительно не просто наличие такого места, но его доступность детям в течение большей части дня. Максимальными критериями является организация нескольких мест для уединения, а также их активное использование педагогом в образовании дошкольников в форме совместной партнерской деятельности.

Кроме вышеперечисленного, актуальность организации мест для уединения также определяется их ролью в создании позитивного психологического климата в группе. Поведение, настроение ребенка-дошкольника очень сильно зависит от его эмоционального состояния.

УДК 372.32

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Матюшко О. В., Орлов А. О., Каткова А. Ю. Места для уединения как элемент эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 40-46. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo305/

Управлять своими переживаниями он еще не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения. Ребенка легко рассмешить, удивить, обидеть. Испытывая определенные чувства, ребенок познает себя, других людей, окружающий его мир. Для того чтобы помочь ребенку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причины их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространенные — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослых, недостаток внимания, переутомление. Подавление же эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям.

Саморегуляция своей эмоциональной сферы у дошкольника еще только развивается с помощью родителей и педагогов. Важным условием ее развития также является организация соответствующей среды. Поэтому в 2018/2019 учебном году в детском саду № 56 был проведен эксперимент по созданию в каждой группе мест для уединения. В нем приняли участие 25 групп, 41 педагог, 520 детей.

Эксперимент состоял из трех этапов:

1. Семинар и мастер-класс для педагогов, посвященные обсуждению значимости темы, мотивации и обучению правилам создания эффективного места для уединения (сентябрь 2018 года).

2. Конкурс лучших мест для уединения, организованных воспитателями

в группах (ноябрь — декабрь 2018 года).

3. Исследование эффективности функционирования мест для уединения (февраль — март 2019 года).

Ниже кратко опишем содержание и результаты каждого этапа эксперимента.

Семинар и мастер-класс. Основой этих мероприятий стали материалы, подготовленные и апробированные А. Ю. Катковой на муниципальном этапе конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года» [2] и иные научно-методические публикации [4, с. 22].

На семинаре с педагогами обсуждались:

1. Цели и задачи мест для уединения. Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников посредством создания в группах уголков уединения.

Задачи: поддерживать положительный эмоциональный микроклимат в группе; содействовать формированию позитивного отношения ребенка к сверстникам и взрослым; организовать систематическую работу по развитию саморегуляции эмоциональной сферы детей.

2. Внешний вид места для уединения: небольшого размера, сравним с уютным домиком, норкой, где ребенок сможет успокоиться, забыть неприятные эмоции, расслабиться, а затем снова включиться в групповую деятельность. Место для уединения располагается в спокойной зоне группы. Цвета, используемые в оформлении,

УДК 372.32

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Матюшко О. В., Орлов А. О., Каткова А. Ю. Места для уединения как элемент эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 40-46. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo305/

пастельных оттенков, не кричащие. Такой мини-домик можно сделать в виде шатра, ширмы, палатки и т. д.

3. Оборудование и материалы места для уединения следующих категорий: объекты для отдыха (фотоальбом и др.), релаксации (подушки-антистресс и др.), саморегуляции и снятия мышечного напряжения (калейдоскоп, массажные мячики, мешочки гнева и др.), дыхательной гимнастики (вертушки и др.), нестандартное оборудование (зеркало, клубочки и др.).

4. Мотивация педагогов. В основе педагогической деятельности должно лежать убеждение в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. У ребенка есть право на отдых. Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них. Именно поэтому очень важно, чтобы в группах создавались специальные пространства для уединения, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и безопасно и сможет избавиться от негатива посредством специально отобранного педагогом оборудования.

На мастер-классе педагоги закрепляли освоенную на семинаре информацию практическими методами: создавали макет места для уединения, а также формулировали и делали наглядными правила для детей по использованию

пространства для уединения, названные «уголками уединения»:

1. В уголке уединении может находиться только один человек.

2. В уголок уединения можно приходить, когда мне грустно, я устал, злюсь или когда я просто хочу побыть один.

3. Когда я ухожу из уголка уединения, все вещи должны быть убраны в сундучок.

Конкурс лучших мест для уединения. Задачами конкурса было, с одной стороны, придать значимость проблеме отсутствия (недостаточности) мест уединения детей и стимулировать личную вовлеченность и активность педагогов в организации подобных пространств в группах в соответствии с максимальными стандартами; с другой стороны, подвести итоги этой деятельности в форме анализа и обмена опытом.

Жюри использовало следующие стандартизированные критерии оценки мест для уединения: соответствие внешнего вида, оформления и размещения стандартам; насыщенность, трансформируе-мость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность оборудования; наличие правил для детей, эстетика. В рамках конкурса были определены победители и призеры.

Исследование эффективности функционирования мест для уединения. Педагоги-психологи детского сада (А. О. Орлов, О. Н. Рухлинская) разработали методику исследования, анкету и провели количественный и качественный анализ результатов.

УДК 372.32

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Матюшко О. В., Орлов А. О., Каткова А. Ю. Места для уединения как элемент эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). - С. 40-46. — URL: https://koirojoumal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo305/

В течение десяти дней педагоги группы заполняли ежедневную анкету с указанием количества посещений мест для уединения. Для каждого посещения уточнялись пол, количество детей и примерное время их нахождения в минутах.

Данные всех 25 групп были обработаны с помощью инструментов Excel, были вычислены средние, минимальные и максимальные значения по критериям «количество посещений», «пол ребенка», «продолжительность посещения»,

«количество индивидуальных / групповых посещений» для каждой группы и всего детского сада. На основании этих показателей было проведено сравнение между группами.

Для удобства презентации результатов качественные и количественные показатели были сгруппированы в следующие вопросы и ответы:

1. Кто чаще посещал места для уединения: мальчики или девочки?

По данным исследования, на девочек приходится 3,5 посещений в день. Это чаще, чем у мальчиков (2,6 посещений).

2. Сколько времени в день «работали» места для уединения?

Среднее значение по детскому саду — 27,2 минут в день. Однако наблюдается большая разница в данных каждой группы. Так минимальное значение, наблюдаемой в одной из групп, — около 2 минут (1,8 минут), а максимальное — больше часа (73,8 минут).

3. Каково соотношение индивидуальных и групповых посещений мест для уединения детьми?

Индивидуальных посещений почти в два с половиной раза больше, чем групповых (двое и больше детей): 1,3 к 3,2 посещений соответственно. В целом в рамках эксперимента наличие групповых посещений считалось нарушением методики уединения. Однако следует отметить, что в шкалах ECERS-R под уединением подразумевается игра одного или двух детей в отведенном пространстве. Более чем в 11 группах из 25 показатели групповых посещений оказались выше среднего по саду. Это позволяет сделать вывод о том, что педагоги не всегда поддерживают соблюдение правил использования места для уединения детьми, что может привести к непониманию его роли в развивающей предметно-пространственной среде.

4. В каких группах дети активнее используют места для уединения, а в каких — нет? Для ответа на этот вопрос было вычислено среднее значение посещений мест для уединения в день по саду, оно составило 4,687. 14 из 25 групп, у которых среднее групповое значение было равно или выше среднего значения по саду, продемонстрировали активное использование мест для уединения по сравнению с остальными 11 группами. Можно предположить, что свою роль в этом играет вовлеченность педагога в активное использовании пространства для уединения как важного элемента среды и поддержание интереса к нему у детей группы.

УДК 372.32

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Матюшко О. В., Орлов А. О., Каткова А. Ю. Места для уединения как элемент эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). - С. 40-46. — URL: https://koirojoumal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo305/

5. Какова эффективность использования мест для уединения в детскому саду? Этот итоговый показатель рассчитывался через интеграцию уже описанных выше данных. Все группы были разделены на 4 категории:

- А, «выше стандарта» — наилучшие (максимальные) показатели по всем критериям, кроме пола. В него вошла одна группа.

- Б, «стандарт» — удовлетворительные показатели по критериям. К этой категории были отнесены 4 группы.

- В, «отдельные недостатки» — наличие низких показателей в критерии «количество посещений» либо в критерии «индивидуальные посещения». Эта категория была присвоена наибольшему количеству групп — 17.

- Г, «существенные недостатки» — наличие низких показателей во всех основных критериях. Этой категории соответствовали 3 группы.

Результаты исследования были представлены на педагогическом совете. Данные демонстрируют наличие определенных сложностей в организации эффективного функционирования мест для уединения у большей части групп, принявших участие в эксперименте. Это говорит о необходимости методической и иной поддержки деятельности таких пространств и после их создания.

Таким образом, места для уединения детей в группах являются значимым и эффективным элементом развивающей предметно-пространственной среды детского сада в соответствии с

государственными стандартами, шкалами оценки качества образования и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. К их возможностям относятся улучшение психологического климата в группе, развитие эмоциональной саморегуляции у детей, реализация права на отдых и другие. Трудности при организации пространств для уединения заключаются в поддержании их функционирования в группах в средне- и долгосрочный период, соблюдении правил их эффективного использования, осознанной вовлеченности педагогов и детей в эту деятельность. Перспективами включения мест для уединения в образовательную среду является поиск их современных форм: экономичных и эргономичных, легко трансформирующихся и полифункциональных, из легких, приятных на ощупь, гипоаллергенных, безопасных материалов. В связи с этим будут видоизменяться и способы, и правила их использования при сохранении основного предназначения — дать возможность детям отдохнуть в условиях насыщенной групповой жизнедеятельности.

Список литературы

1. Кислицина, А. В. Опыт применения шкал ECERS-R для развития образовательной среды дошкольной группы / А. В. Кислицина // Современное дошкольное образование. — 2018. — № 2 (84). — С. 54-59.

2. Каткова, А. Ю. Уголок уединения как условие создания позитивного психологического климата в группе [Электронный ресурс]

УДК 372.32

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Матюшко О. В., Орлов А. О., Каткова А. Ю. Места для уединения как элемент эффективной развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 40-46. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo305/

/ А. Ю. Каткова // Сайт МАДОУ д/с № 56. - URL: http://kLddetsad56.ru/media/ files/%20%F3%E5%E4%E8%ED%E5% ED%E8%FF.pdf (дата обращения: 19.08.2019).

3. Хармс, Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание / Т. Хармс, Р. М. Клиффорд, Д. Крайер. — М.: Издательство «Национальное образование», 2017. — 136 с.

4. Шадрина, Н. Как оборудовать места для уединения детей по ФГОС и СанПиН / Н. Шадрина // Справочник руководителя дошкольного учреждения. — 2017. — № 10. — С. 22-30.

Olga V. Matyushko

Pre-school № 56 Kaliningrad

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Aleksandr O. Orlov

Pre-school № 56 Kaliningrad

Alena Y. Katkova

Pre-school № 56 Kaliningrad

The places of privacy as a form of effective developing subject-spatial space of pre-school educational organization

Abstract. The article presents the experience of establishing places for children's privacy in kindergarten groups. There is reflected the connection between their presence and quality of education. In the article described the stages and forms of the work on the introduction of places for privacy in the educational environment, as well as quantitative and qualitative results of the study of the effectiveness of their functioning. The authors draw the conclusions about the possibilities, difficulties and prospects of the organization of places for privacy in preschool educational organization.

Keywords: the places of privacy, pre-school educational organization, quality of education, developing subject-spatial space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.