УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 13-23. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo302/
Вейдт Валерия Павловна | [email protected]
Кандидат педагогических наук
Проректор по научно-методической работе
Калининградский областной институт развития образования
Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия
Аннотация. В статье проанализировано понятие профессионального мастерства учителя, являющееся одним из ключевых в федеральном проекте «Учитель будущего». Представлена интерпретация термина по нормативным документам, а также приведены различные авторские подходы (И. Ф. Харламов, В. И. Коваль-чук) к определению сущности педагогического мастерства.
В рамках реализации национальной системы учительского роста автор статьи посчитал наиболее целесообразным при толковании понятия профессионального мастерства учителя пользоваться акме-ологической теорией Н. В. Кузьминой. На основании анализа проекта актуализированного профессионального стандарта педагога удалось соотнести большую часть трудовых действий учителя по трем должностям (учителя, старшего учителя, ведущего учителя) с группой умений по Н. В. Кузьминой, характеризующих профессиональное мастерство педагога.
Ключевые слова: профессиональное мастерство, учитель, педагогическое умение, профессиональный стандарт,
национальная система учительского роста.
В приоритетном для системы образования нормативном документе — паспорте национального проекта «Образование» [6] — значатся ключевые цели и показатели, на достижение которых направлены десять федеральных проектов. Важно отметить, что и повышение качества общего образования (цель № 1), и воспитание гармонично и социально развитой личности (цель № 2) требуют пересмотра структуры деятельности педагога, набора профессионально важных качеств.
Для обеспечения соответствия квалификации учителей стоящим перед системой образования задачам к 2024 году в соответствии с паспортом федерального проекта «Учитель будущего» на территории Российской Федерации планируется создать 255 центров непрерывного повышения профессионального мастерства, на базе которых должны пройти обучение не менее 50 % от общего количества педагогических работников [7, с. 5].
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 13-23. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo302/
Интересно, что в этой связи на первый план выходит понятие профессионального мастерства, до сих пор почти не употребляющееся в документах нормативного характера.
В глоссарии паспорта федерального проекта «Учитель будущего» представлена дефиниция «повышение уровня профессионального мастерства», сводя -щаяся к процессу освоения педагогом новых знаний, навыков и компетенций [Там же. С. 24]. Ключевым словом в данном определении, по-видимому, выступает слово «новый». По мнению разработчиков, в центрах профессионального мастерства будут реализовываться такие образовательные программы, которые бы подготовили современного педагога к решению стоящих перед ним (в частности, а перед системой образования — в общем) задач.
Тем не менее, встает закономерный вопрос о том, что представляет собой профессиональное мастерство учителя, какие компоненты в него включены, как они (компоненты) связаны с национальной системой учительского роста. Данная проблематика определила содержание настоящей статьи.
Сразу стоит отметить, что в научной литературе чаще всего встречается понятие «педагогическое мастерство», а не «профессиональное мастерство учителя». Хотя большинство авторов считают эти понятия синонимичными, вопрос их соотношения в настоящее время остается открытым, а потому может стать темой
последующего — более пристального
— внимания.
Педагогическое мастерство учителя невозможно рассматривать вне его профессиональной деятельности, а также без анализа набора профессиональных и личностных качеств [4, с. 129]. Именно по этой причине практически все определения педагогического мастерства сводятся к некоторому интегративному комплексу профессиональных знаний, способностей, умений и т. п., позволяющему учителю на высоком профессиональном уровне решать образовательные задачи. Однако интегративный набор (комплекс) профессиональных и личностных качеств педагога разнится от автора к автору. Пожалуй, данный факт только подтверждает мысль о том, что профессия учителя, как ни одна другая, сложна в описании и, как следствие, структурировании всех профессиональных функций.
В связи с данной проблематикой интересна точка зрения И. Ф. Харламова на стадии профессионального развития педагога [10, с. 481]. Первая стадия
— педагогическая умелость — является базой (основой) профессионализма педагога и достигается благодаря обучению в вузе, а также первым профессиональным пробам в ходе работы в школе. На второй стадии — педагогическое мастерство — учитель способен достичь высоких профессиональных результатов за счет «отшлифовки» полученных в ходе теоретической подготовки профессиональных знаний в непосредственной
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 13-23. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo302/
практической деятельности. Третья стадия — педагогическое творчество — характеризуется самостоятельной созидательной деятельностью в рамках реализации образовательной программы. Несмотря на тот факт, что учителю не всегда удается создать что-либо принципиально новое, находясь на этой стадии, педагог способен усовершенствовать имеющиеся у него в запасе способы обучения, формы организации познавательной работы и т. п. На четвертой стадии — педагогическое новаторство — педагог реализует на практике принципиально новые идеи, по своему характеру чаще всего являющиеся прогрессивными, способные существенно повысить качество образования.
Если под педагогическим мастерством И. Ф. Харламов подразумевает некоторый промежуточный этап в профессиональном развитии педагога, то другие ученые (например, В. И. Ковальчук) проводят градацию мастерства педагога, выделяя четыре уровня, соответствующих уровню развития профессионализма, — элементарный, базовый, совершенный и творческий [1, с. 115]. На элементарном уровне наблюдаются лишь отдельные признаки педагогического мастерства; базовый уровень характеризуется знанием основных способов обучения и владением ими; на совершенном уровне педагогическую деятельность характеризуют высокое качество организации и реализации образовательного процесса; творческий уровень подразумевает владение авторскими методиками, способностью трансформировать формы,
методы, средства обучения под частные педагогические нужды, а также индивидуальный (неповторимый) стиль педагогической деятельности.
Однако самый большой интерес в свете новых нормативных документов представляет акмеологическая теория профессора Н. В. Кузьминой и ее последователей.
Акмеология («акме» с греч. — «вершина», «высшая точка») является областью научного знания, занимающейся изучением процесса развития человека в целях достижения им личностных и профессиональных результатов. По Н. В. Кузьминой, развитие неминуемо ведет за собой совершенствование [2, с. 214], при этом протекают эти процессы в условиях и под влиянием образования [3, с. 14].
Говоря о процессе развития специалистов сферы образования, важно отметить, что, несмотря на, казалось бы, одинаковые условия, в которых протекает их профессиональная деятельность, уровень их продуктивности будет существенно различаться. Причем сформулированный Н. В. Кузьминой генеральный закон фундаментального образования гласит, что только тот педагог способен созидать духовные продукты в личностных свойствах обучающихся, кто способен совершать то же самое у самого себя [Там же. С. 5].
Понятие духовного продукта раскрывается Н. В. Кузьминой через совокупность трех новообразований:
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 13-23. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo302/
1) физические новообразования, неотделимые от развития органов чувств, мозга, организма в целом;
2) психические новообразования, тесно связанные с развитием личности человека;
3) акмеологические новообразования, выражающиеся в том, что субъект самосозидательной деятельности способен сформулировать реальную цель и обозначить конкретные результаты своего совершенствования, а также продумать акме-стра-тегии преобразования результатов в духовные продукты [2, с. 215].
Исходя из сформированности перечисленных новообразований (акме-резуль-татов), выделяются четыре типа специалистов — вершинные, высоко-, средне- и малопродуктивные специалисты. Важно при этом отметить, что достижение точки вершинного специалиста, несмотря на эталонность этой степени, все-таки можно отнести к реально (хотя и трудно) достижимой цели.
Достижение «вершинности» или переход на другую стадию профессиональной продуктивности обеспечивается за счет развития (совершенствования) семи групп умений, составляющих в своем единстве мастерство специалиста системы образования, — оценочных, гностических (исследовательских), прогностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских [5].
Если исходить из допущения, что мастерство есть умелость (владение
совокупностью умений), встает вопрос о соотнесении предложенных научной школой Н. В. Кузьминой умений и требований профессионального стандарта «Педагог начального общего, основного общего, среднего общего образования» [8].
Важно отметить, что в статье умышленно анализируется проект нового (по словам разработчиков — актуализированного) профессионального стандарта педагога, который подчинен задаче формирования в Российской Федерации национальной системы учительского роста (НСУР). Утвержденный в 2013 году, но спустя пять лет так и не вступивший в действие, профессиональный стандарт первого поколения (назовем его так) не отвечает современным потребностям системы образования, поскольку в нем отсутствует конкретизация стадий профессионального развития [9, с. 217].
Так, модель национальной системы учительского роста включает в себя не только профессиональное развитие (горизонтальный рост учителя), но и карьерное продвижение (вертикальный рост учителя). Новый профессиональный стандарт принимает во внимание все компоненты НСУР, что нашло отражение в предложении ввести две новых должности педагога — старшего учителя и ведущего учителя. Однако карьерный рост предполагает не только «наращение» опыта практической деятельности и присвоение первой или высшей квалификационной категории, но и существенно иные трудовые действия, выполняемые педагогами в рамках своей профессиональной деятельности (таблица 1).
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 13-23. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo302/
о -р
-0 ф
5 ° m d
öS ^ Ä U CK
u £ <u |
t fO
0 OQ
1 ^
m 0
DQ о О Li
VD Ф ф ^
О
Ф I
Ф d
m и
^ x-
^ P
00
Ф
£ P
0
1
Ф DQ
iE g
I Ф
* Ъ
i P
ф i—
U
Ф S I Ф
3
0
1 i—
о
m
ф
0 d
u »
1 £
Q.
m
VD и ,(Ö
m
S и
T Ж
I- °
»s ü
z £
1 и
2 О ^ и
Q_ Ш Ш К
Cü
.0
Ф
T
>
>
Ш Cü
.0
Ш
T
>
3
а (б i-u
Ф
T
>
(6 ¡0 M
И
Ф c
Ь К
(б
i ■ Ш
К
flls
S-DJ
о
DL>
fo О
15 -Q
к . s cü
1 * о с
X о
Ф m (ö
vo а
0 vO о
ш s
1 S
а ¥ q l
¡2 O.
l- J
У о 0)
>>S
Я °
о £
cü
<ö о 5 q
>
™ <K
ш ? а 1
ф
T
№
n«u
^ i1 Ф
(Q l_ -г
T О S
1СЮ I о
Ш О S L
(Ö
5 (6
а S
■F ^
о О
s 1 i Ф
^ К ffl s
I CL) (6 i
0) 5 d (6
J cm
О о
i а
ф ^ О
Ulli
s s 2 s I и (б и л, и а и
зш ф
I i ф
Z о
° о
1 а. 0} ■
с ¥
о к а s с IS ш ш
ф
i_ о <0
0 !е а
1 i с ш ш
s Ш 'S
и I- о
^ и I
0) VO и
^ - -
-в- и (б VD (б 0) I <б I
а ^ о а о
I <б
<б d
I- -О
О q
cü
m х
0) ■ ■
_ I CQ I I
.0 i- ^ <6 -О о t qucuaq к voS
O^rQvO^uaO
^ X i ^^
ш rn
М DQ x Ш DQ fr О
Л О s S О (б О ш m ^— i— m i—
Ш
К к
1 s DQ I
О (6
d DQ
О m
2 a
(V VO ^ О 2
> о
DQ L I- (V
Z ^
0) VO DQ О
К
(б m s с; (б
s
К s q s 5 J
2 s
(6 DQ
v: I (V J
О) о
22 DQ ^
i^vo .
и О ф I DQ (б
U
ш 5 ® гт И
I- О ш К Ü
О
.
¡2 к
^ V0 Ш
О си о а ^
I
DQ I
О <б а Do
^о
m О (б
и 9 3 о
S DQ
S О
^ 3
(б О
m (ü
О) о ■.
I- и U
О
О 5 S 5 ■
к
X ш 1 ш ^ v ш
о 1 ovo * s -©■ о
<э >
(С m |_ DQ XI
^ 5
О) > ■
с &
i
ш
ш
О) к О %
DQ R и , S
о
^ 01 п Т
■.
С о
I
. ЙФ *
У ^ ^ <б
5 h-
.0 I
I- О
s I
DQ DO
II (б
О) О) 5
I J« ®
> О I С
DO О) О
¡Е ^^
^2 2 q ш
5
s I
^-9- DQ
У-в-o .
О m rn (6
ш m vn : S s^O ;
^ ° i
' .0 Z (V
® <6 s £ и
5 iS1-'« s
>> (Ö и I- и
ф л
% си
о
о s
q DQ
s
(б 5 DO S
m
Ф (б DQ '
и ф m s
o^ai
с ^VO S
о О о о
s и s je и
л q
S
n m ^ а
и
и ф
Я
■. С I
к и X
"
2
м «
^ 2 си
<б
DQ V0 ..
m
DQ
^ -О
^ ^ „,
ф
v: lvD (б
■
m (б
■
' DO
(б о
DQ l-
(6 £ ■
vD
.
.0 Z
S л
(б 1_ ■
X .0 I .0
m к О) и
а x
о _
i^o ci^o
С I- I- О
к и
I>
VD Ф
■
Ф I
К ' гт л
(б DO
ё° 5 U Ф
с; и и
ф
^ <б \ V0
.
(б DQ ,
5о5 О m
DO (б ° ^
avo с о
I ь aj (б
> -е- > I
X
I S *
1 ^ i ф (б ^
>.(0 1-
ф
s q
s Ф J J
m ><
О -о
с I
DO
0 I-(б I: ^
> S m f Ф ^ О- О
I .о
X ^
5 I?
> Ф
1 5
.0
Ф ^ К
и DQ jh
Ф о £
S ф > I— г-
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 13-23. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo302/
S и
Ж
I- °
Б* 2 -* Ü л
1 и
2 О ^ и
.о
Ф
т
>>
>>
5 ф CQ
I X О S Z * S и (б $ m J ш s
к ^
Л ® i с
t i О ¡в
^ U
>> 1 Z и
о .
и Ф Z со О и
к ^ I ^
OVO
с
CÜ
о
0
Oos с о 2 1
М
1 £ "" о
^ £
¡5 J ш аа0
С U
И 1в И _ clüüu
и 0)
и ^
D и ^ 0) т . S Гч| 5
5 О С
I (б
ш I I
° s п
го гё ° (в с и
£с и
0 I 1
? * k s * «
ÜM ! - s
|i5
п ' ш
jhrip
I [fH 1
О K ' ' r и
о
-и u л
и У X q * ф
VO
L ° . Ф
N!
л
L
15 з i_ О^О о и о а
с
¡Зой 1 Ь
О) U (б
тот
¡2 2 т 5
s т m к т Z <б I— п п и ^ ° £g
£ Ф VO
1i 5 IZ
s и ю с
то z о s
10) .о
s vO ш и I
0_ ш
Ш к
со
.0
ф
Т
>>
3
L (б I-
U
к и
I-ф
>>
VD Ф L I-Ф I
| СО
0
L
С ) S
1 * р
о
L
ао -О
I q т Ф О
к s
i
ф
ф со
(б £ и Ш £
(б |_ а о vo а. ? о с ® си
I 5
X S I I
2 sog
i Ji^
S i К Ш
s й ф ш
ш О о
§ °
$ Z s к
Ф
Ф
и s
о
К m
cü
DO
о
S I
о
¡3 Ф
^ и
5: i
и
0
1 I
^ Ф
^ vo s ° 3 О
ш
и X
П-- ^ 0
^ s
=r > -
^VO -o
2 ovo
и О
i а ! (6 s
Ш z Ц и Ш
о а. <б js о
d о и Ф Ü s-o-dci s
I- ^ Ф I-
^ - ш ^
Ф s ф
О ^ Т о
üi^ х а
с «о .о IZ а к I ¡- Svo О I Ф
. а<с ^ .
(N с ш ^го
х ш I (б
.0 q (б 5
^ ^
s I (б 5V0 Т
Т ^ >
1 т VD S О
.0
ф
т
>
к и I-<2
VD ф
L
I-ф
I
Л
2 s а I-с к
I
(б m
Ф
I
(б CÜ
§ I
ш и
1 1 3 Ш (б 5
0 ш |
1 ° 5
и m го О (б d d L z О ф 0 а
^ ф с
.0
с; ф
s о
Ш I S I
5 ф
I V0 S О
ф
3 о о
2 о <б Ф °
т ^
- и
X V0
-о О I
-О
и
.0 I
-Q s
^ Z
Ф к
|- I-
(б и
Ш О
ц
(б ф
5 и ш
^ п ^ =Г ь
2 О с
<б £ П1 ^
CÜ
v: (б L (б
х:
.0 '
I- -О
ф . 5 (б
CÜ
о
Ф а. а s с m О
I О
ф а
I- Ф ^
ф т
q Ф S 5 -
I— S ф (б 5
I-.0
^ S ф
m ш о о d и и и
Ф S
а i т
CÜ
ф
с; и
S к Т S
CÜ
m
(б V0 ш d О
к и
о |_
ф ?
2 (б т
т -О
и fc
и го
(б ш
а о
L
ф S
S I
i <Ö
> и
ф
hjlf
С х О и .о
а oi ф -
JD и I )S )S
ф Ф s т 5 I
К
0=р|-rnis S-üj
о
(б о ^^^
п
к . ^ CÜ
i ^^ о
IZ
и
0 К
1 s
L I
Ф .0 I T
о
CÜ
О
L
s
I- к p
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 13-23. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo302/
S и
Ж
I- °
Б* 2 -* I
л
1 и
2 О ^ и
.о
ф
т
ф CQ
I X О S Z ^ S и (б $ m J ш s
к ^ Л ®
I с
t i О m
^ U
1
Z и
I- о .
и ф
Z со
о
и
к ^ I ^
OVO
с
CÜ
о
О
с о 2 1
м ф £
^ о
s
^ £
¡5 J ш аа0 с |-
и л и _ 5 а а и
и ш
и ^
D и ^ 0) т . s Гч| 5
5 О С
I (б
Z О £ m
£
и З 1_
VD О
о а
^ с
m vo
0 о
1 i
S *
(б m
О 5 (б
Т m d 0
и У
со
I
ф
$ ü
Ш |_ О Ф о. ш
>=¡5 о
^ и
д Ф
N
О (б
2
s
«
м
с 5 ^
£
S К I
S S Ч m I 4>S ф
<U I О
S Ф
N
и (б
I*
s J у s i i
' JS
S ф р
к
и _ ш
X s о
S Ц"
5 Ф m
о ^(б
£ 1 а
(б ш^о
J 1 О ф
0 SS
s с 5 Й
S . О Ш Г\| Ü
2 Ф
- £ ° Г Ifi I
К S
I s ^
' ! SS
20x0
т и I VD >, и Ф
50 m Z О и
Ф (б
s <ö s * ш Т s 'S О Ф h02c ^ 1 (о и (б Ш d Ф
с m О О
VD ^
0 ф о) >.
ш Ш ф S Ш
О s
* §
Ш О О I
ш г^ VO с
05
1 i i h К ф i .о О Ф J ävO с 5
Q. Ш Ш К
CÜ
.0
ф
т
3
а <б I-
и
I и
к
I S
<б S
m ш
Л X
Р
с V0 Ф т
к и
I-ф
VD Ф
а
I-ф
I
ф ф f°
т w
^ О
^ и
°)S
Я z
О ф У S
^ ш
о
m .0
15- О с и
^^ о
ф <б z а:
с I
5 ого
X vO X I-5 (б 2 Ф
i а х ^
vO Z 5 Ф (б Ф
т а о.
^SLC
х
JD I I
Ф
Z I
ф ф
а т m "
(б (в
I СО
s ^ m
3 5^
<u а х Я
— 5 U
J0
OOU
£ Z
_ 2
¡505 ш
ig
>, X S
OW-OiSO и О НО 1-1-
.0 I
.о ^
I- ¡5
ш о О I m vO <б Ф
vo <5
О С
.0
ф
т
>
К и I-<2
,
VD Ф
а
I-
ф I
S z
ш (б ф q
ш с
I-
о о
и
± т -о О
IVO Ф Ш V0 (б
CÜ
а5;
Ф т
,
Я z
О ф У s
>,<6 ^ ш о
m
- .о ^ ш ^
(б Ф
а а
I- с и
1ю
ш ^ и 5
(б ¡в ¡^ф
П]
СО
в
v: (б а (б
х:
.0 '
I- -О
ф .
3 <б
CÜ
о
ф о. а s с m О
I о ф а
I- ф
Ф т
q Ф S 5
I- S С Ф
(б 5 I-.0
^ S ф >s m dq О О «1-ШУ d и и и
Ф S
^о а i т
CÜ
ф
с; и
S к Т S
CÜ
m
(б vo ш d О
к и
о |_
ф
2 (б т
,
0 Ф 1
1 О ^
I- I s
Ovo ^ z ф ¡5 (б т л .,.
I I
ф
CÜ
.
I- к У I -О (б
ф .0
т q ,-
^ <б и О
и 5 1
S I
v Ш Ф к
>< Z О
>. ш m I I-
3
2 (б
х £
.о VD I О
К
0=р|-rnis S-üj
и
о
(б О 5
Ф t^
К . S CÜ
i ^^ о
IZ
и
0 К
1 s
L I
v:
,
а к
I- S
и I
I ф
9 z
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 13-23. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo302/
.о
Ф
т
"
Ф CQ
¡2 ¿-ж
° I
| к 2
НБ
ш d
° я
*
а и
о « ^ е gg
I S
О Z
^ К
(Ö q
m 0)
5 ■
s -0 i q (ö £ i_ iQ. к
° ä К о
u I
X VD 5. Ф
^ JVO
Q >0
(Ö S s
T s I> J и
vo (ö О .
О m IOJ
"
2
5 о
Ф l l DQ ISS
sSH
а 2 fe oj
s й О fr ■
m i_
o о
j i
n л
S ^
а (в
vo I
о о
К ' )S
sou о
I 5 ^ ф <H U q d OJ DQ С T I- U S Uli L
5-üP 2
x £
(6 0) p
Й о а. ^
(б ^ ^ ¡3
I .0
ф
i i
ф Ф q 5
p n
I
т m Z
(Ö (Ö ^ i-
CD %
ц о
0 <Ö
1 а
-о Jvo ?
£ о
k^S n 0) (ö 2 5 а s
Я 1 Й (в
x ü,^ '.
DQ К
О (б
U Т ^2
(б
I DQ ,
х s
5 к
I о
.о ^
Ф I
t X
(б ф DQ
О m
dq ^ <б с; О S I- <б m ^ и I s
Я ° h £ 5 S 5°
ф
-О „ , (С®
2. ^ I ё 4
- ф . (СО J I- (N 5 -
I I-
и С
% и ф
> т и S О I
Z .0
с;
s z
X £
^ 5
* |
и Ф с
^ и
S и
т Я
I- °
Б*
»5 i
Л I
.Ü <
S
а.
ш К
со i
DQ
.0
Ф
Т
3
■
(С I-
и
| к s 1 у 1 1 ЧЛ«фОФ
и i V0 ± и ,.ISIO^OJ к s <U ^
Ч ^ О 5
к о
JZс s
S и
Ov^
- i — 1л
J s s q
Jui®
M M rr
S ВО r^ I и — I S DQ I
d « к S5^
I- £ v I- и DQ U
о 5 Я- ^ s vo -а ^ а о ф -г ф ц
^^ Ч и с 2 I- i
'
ф т
Ф у
<253 с;
v: I
_Q I I
Ф и о (С
а ? --
¿с z
5 Z а5' Ф (С с
Ф >. Ф (С т ' ""
m К CÜ X Ф . s
^ о _ (С ^о ш а (С _ 1- а
> s
.
i
Н I S S О (С J
z vo DQ ^
S (С О Ф |_ а а а
2
■
с ^
■ О ^о
С О к к
I S
Z.
ф ф (С и
DQ ф
О V0
2 О
(С
О ш йк
-vo q
I cü
.о
Л i
DQ £
о и ■
.■
m О 5 J
К z и ^
X 5
s VO ".
-
7 (C i
Ф m £ et s^
s i CK о Лф
О vo IT P
и Ю (б Ф Щ
^ си m
Ф
I S
I к Ф s T J
> (C
X Я
(C
■.
С о S T
VD p,
(¡J ^
т . О I
^ U
(С Ф ч/ LT Ф (С . q ^ го
5 ■
.■
* ~ -« и ^ Й п
ф m а (С L i
а®
■
^ к ф
DQ DQ
(С О 5 *
о
I Т I ^ d
(С
DQ
^ mjs
(Со О-Т ¡^VO Z
ш Ф а &
0voa и о с
^vo
.о
Ф
т
>
I и ф
^ i ■
ij 2 ^^
3 js
> Ф и rf
О ^
Z
I V I I
Ф О
in (и |—Г
„ ij iQ-i. ц п
.о
с;
^ s i
5 s ¡^ О U
V О О s s ^
> s и т
^ о ^Я
п 1 ^
Ф
(D U Г, ^
, , ш I Я I
L^ г- П V
X Л (б о
и m
О (б -с VO DQ
<П Я
и -и х ^
s vO q О >. ш 5 ^ ш (б d а
^^iho Н
Z О 1
^ ¡- ш
¡^ Ф о .
(б 1_
DQ Ф -.
^ е
О Ф
X I
Л i
^ (б
z ff DQ
5 ^ T _
ф 2 > Ф и
Z и
а <б vo s ш . С т О I -&fN
z к
£ Ü ф Ф
^ О
I DQ
.0 О
^ 2
(б (б
т а
(б (б VO
DQ I О
Ф
з® Л
VD " Ш
- (б а s vo I о
х _ и I I ф I-
т у
Ф о, с I5 и * Ф с vo ^
О 5
О К S LUX
X X ^ = ^ и
^VO Ф
Я о q
L и
^ ф
5 >
1 ^ ■
.0 Ш ;
К Т (б I-
(б Ф Cf
О С I
(б ¡0
и °
(б и -
ф
к
v: (б
X
(^ ^ ^ 2 ^ tf ^ ^
rf > 5 (б
^и ш и .-
^ -а s S ^
i h I " J
Z ш иЮ Ü
> S DQ О С
S I I Ф
(б D0
L I--
-
üo
I
.о
с; ф
°2
ф
f <ö ф ш
>. m
2S _ > ф (б 15т
ф i
^ (б
и ш
~ m
5" (б
^ а
<» ^
ф (б
q и
к
0=р|-rnis S-üj
о
(б о ^^
Л ^
к .
^ са
i ^^ с
(б
v:
'
Z ф
Я z
v:
--
I-(б m
I
(б
К
О ^
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 13-23. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo302/
На основании анализа проекта актуализированного профессионального стандарта педагога удалось соотнести большую часть трудовых действий учителя по трем должностям (учителя, старшего учителя, ведущего учителя) с группой умений по Н. В. Кузьминой, характеризующих профессиональное мастерство педагога.
Таблица 1 наглядно иллюстрирует, что вместе с вертикальным (карьерным) ростом педагога одновременно должны усложняться умения, демонстрируемые учителем в рамках своей профессиональной деятельности, что, безусловно, характеризует рост горизонтальный (профессиональное развитие).
Усложнение набора профессиональных умений по отношению к предыдущему уровню профессионального роста выделено в таблице полужирным шрифтом.
К примеру, проект профессионального стандарта предполагает, что педагогу, работающему в должности учителя, для выполнения трудовых действий не нужно владеть гностическими (исследовательскими) умениями. Однако по мере профессионального и карьерного роста деятельность педагога усложняется — появляется требование к владению гностическими умениями. Так, уже старший учитель должен принимать участие в разработке программы мониторинга образовательных результатов учащихся, что, бесспорно, подразумевает развитие навыков исследовательской деятельности (владение средствами оценки образовательных результатов учащихся,
умение соотнести и определить наиболее приемлемые механизмы оценки качества образования, разработка исследовательских программ и проектов в области оценивания, анализ динамики качества образования в школе и т. п.). В процессе профессионального роста, уже в должности ведущего учителя, усложняется набор гностических умений. Помимо всего вышеперечисленного, ведущий учитель на основании проведения количественного и качественного анализа результатов образовательного мониторинга должен уметь создать специальные условия, которые позволили бы не только индивидуализировать профессиональную деятельность своих коллег, но и поддержать их мотивацию к дальнейшему профессиональному развитию.
Очень ярко по мере профессионального роста педагога проявляется усложнение набора конструктивных умений. Например, к трудовым действиям учителя, как и ожидается, относится традиционное умение провести учебное занятие (хотя способность применять современные образовательные технологии и использовать не менее современные методики обучения не является классической по своему содержанию). Усложнение трудовых действий старшего учителя проявляется в создании зоны ближайшего развития обучающихся, что подразумевает сформированную способность предвидеть (прогнозировать) психическое развитие ребенка на основании данных диагностики. Профессиональная деятельность ведущего учителя еще
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 13-23. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo302/
сложнее и глубже: он не только должен уметь проводить учебные занятия с учетом понимания зон ближайшего развития учащихся, но и делать это с помощью инновационных методик. Поскольку инновационные методики обучения не всегда имеют полноценную апробацию, становится ясным, что ведущий учитель должен уметь обучать в ситуации неопределенности (выбранных средств, планируемых результатов и т. п.). Сверх этого к трудовым действиям ведущего учителя в рамках владения конструктивными умениями относится формирование образцов (т. е. того, что может быть повторено и использовано другими учителями в своей профессиональной деятельности) лучшей практики создания образовательной среды, в том числе для учащихся с особыми образовательными потребностями.
Анализ усложнения трудовых действий (а вместе с ними и набора педагогических умений) важен для профессионального сообщества, как минимум, по трем причинам. Во-первых, после полноценного введения национальной системы учительского роста должны измениться дополнительные профессиональные программы повышения квалификации. Так, новые образовательные программы могут строиться исходя из выполняемых педагогом трудовых функций и необходимости владения определенным набором педагогических умений. Один из вариантов решения этой задачи видится в разработке и реализации уровневых (в соответствии с занимаемой должностью) программ повышения квалификации.
Во-вторых, у руководителей образовательных организаций, наконец, сложится более четкое понимание различий в выполнении трудовых действий учителей, работающих в разных должностях, с тем, чтобы достигать поставленных перед системой образования задач. В-третьих, для самого педагога важно знать, что из себя может представлять система непрерывного образования, какие возможности для профессионального роста имеются.
Представляется, что одна из первичных задач в настоящее время состоит в том, чтобы «договориться» об основных смыслах (целевых, содержательных, ценностных и т. д.) ключевых понятий национального проекта «Образование».
Список литературы
1. Ковальчук, В. И. Модель развития педагогического мастерства мастера производственного обучения профессионально-технических учебных заведений / В. И. Ковальчук // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика». — 2014. — 2014. — № 2. — С. 112-120.
2. Кузьмина, Н. В. Акмеологические подходы к развитию фундаментального образования / Н. В. Кузьмина, В. А. Чупина, Е. Н. Жаринова // Научный диалог. — 2015. — № 11 (47). — С. 212-227.
3. Кузьмина, Н. В. Фундаментальная акмеология как важнейший ресурс процесса повышения продуктивности образования / Н. В. Кузьмина // Про-блеми осв™: збiрник наукових праць. — Вип. 84. — С. 14-19.
4. Насырова, Э. Ф. Определение сущности и структуры понятия «педагогическое
УДК 37.011:001.4
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Вейдт В. П. Профессиональное мастерство учителя: толкование понятия // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 13-23. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2019/30sept2019/kvo302/
мастерство учителя старшей школы» / Э. Ф. Насырова, Р. И. Руднева // Балтийский гуманитарный журнал. — 2017.
- Т. 6. — № 1 (18). — С. 128-132.
5. Остапенко, А. А. Теория педагогической системы Н. В. Кузьминой: генезис и следствия / А. А. Остапенко // Южно-российский журнал социальных наук «Человек. Сообщество. Управление». — 2013. — № 4. — С. 37-52.
6. Паспорт национального проекта «Образование» (утвержден президиумом совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 03 сентября 2018 года № 10) [Электронный ресурс]. — URL: http:// static.government.ru/media/files/UuG 1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB. pdf (дата обращения: 25.07.2019).
7. Паспорт федерального проекта «Учитель будущего» (утвержден проектным комитетом по национальному проекту «Образование», протокол от 07 декабря 2018 года № 3; с изм. от 07 февраля 2019 года) [Электронный ресурс].
— URL: http://xn--80aavcebfcm6cza. xn--p1ai/upload/iblock/0fd/Uchitel-budushchego-_obnov.-red_.pdf (дата обращения: 25.07.2019).
8. Проект актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего, среднего общего образования (ред. от 16.06.2019 г.) [Электронный ресурс]. — URL: профстандартпе-дагога.рф/профстандарт-педагога/ (дата обращения: 12.08.2019).
9. Российская школа: начало XXI века / С. Г. Косарецкий, К. А. Баранников, А. А. Беликов и др.; под ред.
С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 432 с.
10. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. — 4-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
Valeriya. P. Veidt
Kaliningrad Regional Institute of the educational development
Teacher's professional mastery: interpretation of the notion
Abstract. The notion of teacher's professional mastery is analyzed. It is one of the key ones in the Federal project "Teacher of the future". The interpretation of this notion is presented with the help of the normative document and different ideas about the essence of pedagogical mastery are demonstrated (I. Harlamov, V. Kovalchuk). In the frames of realization of national system of teacher's development the author of this article has decided to use the acme-ological theory of N. Kuzmina as the most suitable in the interpretation of the notion of the professional mastery. Having analyzed the project of actual professional standard of the teacher the author has correlated the bigger part of teacher's actions with three posts (teacher, senior teacher, master) and the group of N. Kuzmina' skills, characterizing the professional mastery of the teacher.
Keywords: professional mastery, teacher, pedagogical skill, professional standard, national system of teacher's development.