УДК 372.891
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Амвросьева Л. В. Вопросы методики преподавания географии в школе: приемы работы с географической картой // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 40-46. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/1ap2019/kvo106.
Л. В. Амвросьева | [email protected]
Аспирант, направление «Науки о Земле» Балтийский Федеральный университет им. И. Канта Методист кафедры естественно-математических дисциплин Калининградский областной институт развития образования Учитель географии МАОУ г. Калининграда СОШ № 6 с УИОП
Вопросы методики преподавания географии в школе: приемы работы с географической картой
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы методики преподавания школьной географии посредством адаптированных приемов картографического метода, использование географической карты в учебном процессе для выполнения познавательных (учебно-логических, знаково-информационных, исследовательских), регулятивных, коммуникативных действий. Дается анализ картографической грамотности выпускников региона, проблем и перспектив, связанных с внедрением Концепции школьного географического образования, организации учебной деятельности для получения нового образовательного результата.
Ключевые слова: географическая карта, тематическое картографирование, картографический метод, картографическая грамотность.
Изучение и преподавание географии в современной российской школе имеет ряд проблем мотивационного и содержательного характера [2, с.7]. Школьная практика на уроках географии носит
перспективный характер, образовательные результаты будут использоваться выпускниками в течение всей жизни. Снижение познавательной инициативы обучающихся приводит к школьной дезадаптации и девиации.
При формировании универсальных учебных действий необходимо учитывать интеграцию компонентов содержания географического образования с общеучебными умениями [3, с. 5]. ФГОС нового поколения диктует требования формирования картографической грамотности у обучающихся для практического применения. В процессе организации учебной деятельности большое значение имеют географические карты.
Тематическое картографирование — один из видов моделирования явлений и процессов [6, с. 3]. Школьники встречают тематические карты в атласах, контурных картах, рабочих тетрадях, презентациях, энциклопедиях, СМИ.
Ресурсные, экологические, природоохранные, экономические проблемы
УДК 372.891
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Амвросьева Л. В. Вопросы методики преподавания географии в школе: приемы работы с географической картой // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 40-46. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/1ap2019/kvo106.
развития общества способствуют динамичному развитию и применению тематической картографии, ГИС технологий. Формирование картографической грамотности является приоритетным направлением обучения школьников. Карта — средство зрительной наглядности, она формирует учебные действия и умения:
- определять географическое положение объектов, географические координаты, расстояния;
- изучать природные явления и географические объекты;
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;
- формулировать выводы, прогнозы;
- создавать географические модели, в том числе и картографические.
Образы территорий дополняются картографической иллюстрацией. Карта как образно-знаковая модель географической информации призвана помочь школьникам в понимании территориального размещения изучаемого объекта, анализе взаимосвязей процессов и явлений. Освоение картографического метода (Н. Н. Баранский, Т. С. Комиссаров, В. П. Максаковский, В. А. Щенев, А. И. Преображенский и др.) приоритетно, в том числе и для школьного географического образования. Карта используется в качестве объекта изучения и в то же время выступает источником знания.
Приемы работы с картографической информацией на уроках географии представлены на рисунке 1.
Картографические приемы
Построение двухмерных графиков, профилей, диаграмм, эпюр.
- Составление контурных карт, картосхем
Картоаналитические приемы
- Чтение, анализ содержания карты.
- Определение размеров, высот, глубин, географических координат, вычисления.
- Оценка географических явлений.
- Обобщение картографической информации.
Прогнозирование
Рисунок 1 — Использование картографического метода [3, с. 82]
УДК 372.891
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Амвросьева Л. В. Вопросы методики преподавания географии в школе: приемы работы с географической картой // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 40-46. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/1ap2019/kvo106.
В 5-7 классах школьники знакомятся с географической картой, в качестве объекта изучения выступают тематические карты, легенда карты. Усложнение познавательных, регулятивных действий в дальнейшем позволяет использовать карты в качестве источника знаний. Например, при использовании комплексных карт школьного атласа за 7 класс формируется представление о хозяйственном использовании природных ресурсов в отдельных странах, взаимосвязи общества и природы, конкретизируются знания по страноведению.
В основе этого приема лежат познавательные (чтение и анализ тематических карт, составление характеристик, формулирование выводов, систематизация материала), регулятивные (приемы ориентирования в источниках информации) действия. На начальном этапе обучения географии школьнику важно действовать по алгоритму, сравнивать результаты с выводами в учебнике, формировать суждения и обмениваться мнениями с одноклассниками и педагогом, что и позволяет овладение учащимися картографического метода в обучении предметной области «География».
Умение читать карту начинает формироваться в начальной и средней школе с определения географических координат, запоминания объектов географической номенклатуры, определения географического положения. По алгоритму отрабатывается описание географических объектов (гор, морей, рек и др.). Это одно
из ключевых географических умений на начальном этапе изучения школьной географии.
При выполнении задания ГИА-9 линии 14 проверяемыми элементами содержания являются: географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы. Ожидаемый результат выполнения — от 40 до 60 %. Задание данной линии проверяет умение определять географические координаты объектов. Средний процент выполнения задания по определению географических координат в Калининградской области в 2018 году составил 55,11 %.
Картографический материал необходимо использовать на каждом уроке географии для формирования картографической предметной компетенции.
На начальном этапе изучения географии важен прием описания (характеристики) географических объектов и территорий, перечень которых содержится в приложениях учебников географии, по плану. Школьники перечисляют признаки объектов, выявляют причинно-следственные связи между ними, выделяют отличительные признаки, которые объясняют особенности изучаемой территории (Н. Н. Баранский).
У семиклассников формируется умение определять географическое положение объекта частично-поисковым способом с использованием карт школьного атласа. При определении физико-географического положения материка идет
УДК 372.891
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Амвросьева Л. В. Вопросы методики преподавания географии в школе: приемы работы с географической картой // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 40-46. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/1ap2019/kvo106.
сравнение и изучение новых тематических карт атласа.
Приведем примеры заданий с картоме-трическими приемами для начального обучения географии:
По карте атласа определите географические координаты своего населенного пункта, покажите его положение на глобусе;
С помощью каких карт атласа можно описать климат государства Эфиопия, дать характеристику реки Амазонки, определить плотность населения в странах Зарубежной Европы? Укажите тип каждой карты по содержанию и охвату территории [3, с. 84].
Метапредметные результаты обучения включают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся [7, с. 8]. От выпускников требуется демонстрация умения анализировать информацию при изучении географического объекта. Рассмотрим пример задания линии 27 по теме «Атмосфера. Распределение тепла и влаги на Земле» из материалов ГИА-9:
Проанализируйте климатограмму и определите, какой буквой на карте обозначен пункт, характеристики климата которого отражены в климатограмме. 1) А, 2) В, 3) С, 4) D [4].
Осадки, ми
60
/
/ \ \
я ф м А м и и А С 0 н Д
Источниками географической информации, которую школьнику необходимо уметь извлекать для достижения результата, являются карты атласов, диаграммы, картосхемы, статистический материал, информационный материал СМИ.
Важным является сформированность умения извлекать и анализировать данные из различных источников географической информации: карт и атласов, диаграмм, картосхем, статистических материалов, текстов СМИ.
Деятельностный подход рационально используется совместно с исследовательскими действиями. Рассмотрим их на примере региональной географии. Восьмиклассникам предлагается с помощью
УДК 372.891
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Амвросьева Л. В. Вопросы методики преподавания географии в школе: приемы работы с географической картой // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 40-46. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/1ap2019/kvo106.
картографического материала дать физико-географическую характеристику природы Балтики. В процессе проведения данной практической работы с применением тематических карт ученику необходимо осуществить следующие действия: сбор информации, ее систематизация и осмысление, интерпретация, выдвижение гипотезы, ее обоснование, формулирование выводов, презентация и оценка результатов.
Для Калининградской области задачи становления устойчивого развития как регионального приоритета особенно актуальны [5, с. 211]. Экологизация географического образования должна четко прослеживаться, прежде всего — в региональной географии. С этой целью
используются различные источники информации: издания Русского географического общества, материалы Атлант-НИРО, ведущих вузов региона.
Анализ результатов ГИА-9, ГИА-11, ВПР-6, НИКО-7, НИКО-10 выявил одну из проблем географического образования региона — невысокий уровень картографической грамотности школьников.
Таким образом, учитель географии должен учитывать специфику и важность работы с картографическим материалом, приемов использования карты как источника знаний, в своей работе ему необходимо использовать адаптированные приемы картографического метода (таблица 1).
Этапы учебной деятельности Приемы работы с географической картой
Мотивационно-ценностный Составление описаний территорий, представление карты
Ориентационно-деятельностный Приемы ориентирования, представление карты
Исполнительный Составление характеристик территорий, картографические и картоаналитические приемы
Творческий Картографические и картоаналитические приемы, картографическое моделирование
Оценочно-рефлексивный Сравнение эталона и результатов географического моделирования, оценивание и самооценивание результатов применения картографического метода
Таблица 1 — Приемы работы с географической картой [4, с. 87]
УДК 372.891
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Амвросьева Л. В. Вопросы методики преподавания географии в школе: приемы работы с географической картой // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 40-46. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/1ap2019/kvo106.
Калининградская региональная ассоциация учителей географии взяла ориентир на повышение уровня функциональной грамотности учащихся, на решение стандартных повседневных задач [1, с.173]. Организация учебной деятельности с получением нового образовательного результата в сфере внедрения Концепции географического образования возможна только при условии проведения полевых практикумов, учебных экспедиций, использования различных форм музейной педагогики в рамках учебных проектов, функционирования школьных летних лагерей. Общение с живой природой возможно в сотрудничестве с региональными общественными организациями, Русским географическим обществом, предметной ассоциацией, ведущими вузами страны и региона.
Список литературы
1. Амвросьева, Л. В. Внедрение концепции школьного географического образования посредством деятельности Калининградской региональной ассоциации учителей географии / Л. В. Амвросьева // Современное управление: векторы развития: Сборник научных трудов международной научно-практической конференции 15-16 ноября 2018 г. - Саратов: ООО «Амирит», 2018. - С. 172-174.
2. Амвросьева, Л. В. Калининградская региональная ассоциация
учителей географии: проблемы и перспективы / Л. В. Амвросьева // Эффективные модели повышения квалификации педагогов: опыт Калининградской области: Сборник научно-методических статей / сост.
B. П. Вейдт. — Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2018. —
C. 7-12.
3. Беловолова, Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: Методическое пособие / Е. А. Беловолова. — М.: Вен-тана-Граф, 2015. — 224 с.
4. Демонстрационный вариант КИМ ГИА
— 9 по географии 2019. ФИПИ [Электронный ресурс]. — URL: http://www. fipi.ru (дата обращения: 09.03.2019).
5. Калининградская область. Природные условия и ресурсы: рациональное использование и охрана: Монография / под ред. Г. М. Федорова.
— Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2016. — 224 с.
6. Сладкопевцев, С. А. Тематическое картографирование: Монография / С. А. Сладкопевцев. — М.: Изд-во МИИГАиК, 2010. — 130 с.
7. Таможняя, Е. А. География России. Хозяйство. Регионы: 9 класс: Методическое пособие / Е. А. Таможняя, Е. А. Беловолова. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 136 с.
УДК 372.891
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Амвросьева Л. В. Вопросы методики преподавания географии в школе: приемы работы с географической картой // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 1 (апрель). — С. 40-46. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/1ap2019/kvo106.
L. V. Amvroseva
Baltic Federal University. I. Kant Kaliningrad Regional Institute of the educational development School No 6 MAEI HES with PSSO Kaliningrad
Subjects of the teaching techniques of geography in school: working methods on a map
Abstract. The subjects of teaching school geography through adapted techniques of
the cartographic method. Maps use in the educational process for the implementation of cognitive (educational — logical, significant-informative, research), regulatory, communicative actions. An analysis of the cartographic literacy of graduates in the region, the problems and prospects associated with the introduction of the school's Concept geographic education and the organization of class activities to obtain a new educational result.
Keywords: map, thematic mapping, cartographic method, cartographic literacy.