УДК 480.241.4
UDC 480.241.4
Е.А. САНКОВА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии Орловского государственного университета E-mail: alena7orel@yandex.ru
E.A. SANKOVA
candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, Department of Geography, Orel State University E-mail: alena7orel@yandex.ru
АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКОМ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
THE ANALYSIS OF THE PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE WORK FOR FORMING THE STUDENTS' CARTOGRAPHIC COMPETENCE
В статье речь идет о важности картографической подготовки студентов-географов, показываются основные направления совершенствования этой подготовки. Приводится обзор педагогической теории и практики по формированию картографической компетентности студентов и школьников. Уточняется и конкретизируется понятие «картографическая компетентность студентов вуза» для направлений подготовки «География», «Географическое образование», «Экология и природопользование», «Почвоведение».
Ключевые слова: картографическая компетентность, картографическая подготовка, студенты-географы.
The article is devoted to the importance of the cartographic training of students studying Geography; the main approaches to the improvement of this training are shown. The review of the pedagogical theory and practice work for forming the students' cartographic competence and schoolchildren is carried out. The concept of «mapping competence of University students» for disciplines of «Geography», «Geographical education», «Ecology and nature use», «soil science» is clarified and specified.
Keywords: cartographic competence, cartographic training, students studying Geography.
Картографические знания имеют огромное значение в подготовке бакалавров в области географии, почвоведения и природопользования в вузе.
Картографический метод исследования является на сегодняшний день наиболее эффективным инструментом познания закономерностей пространственного размещения, а также структуры географических объектов и явлений, их взаимосвязей, средством мониторинга и прогнозирования.
Умение работать с картами, получать по ним необходимую информацию становится неотъемлемым элементом массовой картографической грамотности и коммуникативной культуры, развивающей личность. Важность картографической подготовки возрастает с усилением понимания роли географической карты как своеобразного документа общения, отражающего уровень развития общества, его культуры и восприятия мира. Карта, в отличие от других средств коммуникации, предлагает информацию не последовательно, а в виде пространственных графических комбинаций, воспринимаемых сразу одномоментно, в качестве целостных графических образов. По мнению Т.С. Комиссаровой [5], карта - это международный язык культурного сообщества людей, помогающий осваивать многомерное географическое пространство. Географическую карту можно считать высшим синтезом в передаче информации о состоянии и изменениях, характерных для различных территорий.
Современная картография, опираясь на фундамен-
тальный отечественный и зарубежный опыт предшественников, интенсивно развивается и продвигается в разработке теоретико-методологических принципов изучения геоизображений - различных графических образов, отражающих земные процессы или явления. Психологи отмечают высокую эффективность графических образов в развитии мышления, в особенности при формировании пространственных знаний, представлений, концепций. Таким образом, у картографической науки имеется современный арсенал способов и методов изучения любых пространственно существующих геосистем, т. е. географического пространства.
Обучение картографическим дисциплинам является неотъемлемой частью подготовки будущих географов, почвоведов и экологов-природопользователей в вузе.
Совершенствованием картографической подготовки студентов и школьников в разное время занимались такие ученые, как Н.В. Андреев, А.М. Берлянт, С.В. Буланов, А.В. Гедымин, Г.Ю. Грюнберг, Т.С. Комиссарова, М.В. Литвиненко, К.А. Салищев, Л. А. Фокина и др.
Так, в частности, не одно поколение студентов-географов осваивало картографию по учебникам Н.В. Андреева, А.М. Берлянта, А.В. Гедымина, Г.Ю. Грюнберга, К.А. Салищева.
В работах А.М. Берлянта раскрываются как аспекты улучшения картографической подготовки и географического образования в целом, так и отдельные
© Е.А. Санкова © E.A. Sankova
вопросы картографии. Например, он указывает на необходимость полноценного картографического сопровождения уроков географии и лекций по картографии и предлагает решить эту проблему путем компьютерных картографических презентаций.
Данным ученым впервые сформулировано содержание нового научного направления - геоиконики, как отрасли знания, изучающей свойства всех геоизображений: карт, электронных карт, аэро и космических снимков, стереоизображений и компьютерных анимаций, трехмерных моделей и др. Им предложена единая теория геоизображений, даны их классификация и систематизация, введено понятие о гипергеоизобра-жениях. Рассмотрены свойства геоизображений, их пространственно-временные диапазоны, виды генерализации, взаимная совместимость. Изложена общая теория геоиконометрии - раздела геоиконики, занимающегося измерениями по двух-, трех- и четырехмерным геоизображениям [1].
А.М. Берлянт, в соавторстве с коллегами, рассматривает концепцию университетского инновационного географо-картографического образования. «Инновации (эффективные новшества, нововведения) в образовании выражаются во внедрении в обучение новых научно-практических идей, обновлении и совершенствовании методик, технологий, создании современных образовательных ресурсов, способствующих формированию знаний и компетенций» [3, с. 6]. Основная суть его подхода заключается в том, что в качестве краеугольного принципа университетского географо-картографического образования он выделяет принцип интеграции трех базовых дисциплин: картографии, геоинформатики и аэрокосмического зондирования, которые образуют основные модули системы образования. В качестве средств инновационной системы предлагается рассматривать: 1) электронные учебники и видеолекции; 2) компьютерные практикумы; 3) мультимедийные презентации, слайды; 4) электронные учебно-методические атласы; 5) учебные базы данных, учебные ГИС; 6) словари, глоссарии, справочники; 7) электронные научные монографии; 8) интернет-семинары, практикумы, "^-Рьдоступ. Он выделяет несколько этапов реализации инновационной концепции: 1) разработка и определение инфраструктуры инновационной системы университетского географо-картографического образования; 2) подготовка и апробация инновационных образовательных программ бакалаврского и магистерского уровней и в соответствии с ними - учебных курсов и практикумов; 3) подготовка электронных учебников, учебных пособий и других электронных материалов по основным модулям и дисциплинам; 4) создание электронных библиотек, включающих все учебные материалы и системы их защиты от несанкционированного использования; 5) постоянная модернизация материально-технической базы инновационного образования; 6) маркетинговая деятельность и внедрение инновационных разработок в российское университетское географо-картографическое образование [3].
Т.С. Комиссарова исследовала теоретические
основы картографической подготовки учителя географии. Например, она предлагает разработать такую научно-педагогическую концепцию картографической подготовки будущего учителя, которая позволит осуществлять идеи непрерывного развивающего обучения на основе системообразующего полифункционального картографического метода познания и обучения. То есть, ею предложено переставить акценты в методологических принципах подготовки учителя географии, усилив сквозную географическую и психолого-педагогическую сущность картографического метода обучения. Эта концепция и структурно-функциональная модель обучения позволяют реализовать на практике систему профессиональной подготовки будущего учителя географии на основе картографического метода познания и обучения. [94].
Она указывает на необходимость сочетать философские представления о пространстве-времени с понятием о географическом пространстве, его структуре и сущности. Т.С. Комиссарова считает, что это послужит хорошей методологической основой для понимания графического моделирования сложных геосистем в их территориальной совокупности с позиций системного подхода.
Картографической подготовкой учителей географии занимается и Л. А. Фокина. Она отмечает, что значительная часть карт не лишена ошибок, и предлагает ввести в программу по картографии для студентов одно-два лабораторных занятия с целью научить их эти ошибки обнаруживать и исправлять. Она также указывает на необходимость обучения студентов профессионально проводить анализ как отдельной карты, так и серии карт и атласов, изучая имеющиеся на них изображения или проводя необходимые преобразования. Из всего множества преобразований, выполняемых по картам, Л.А. Фокина подробно описывает изменение метрики пространства, или анаморфирование [7].
С.В. Буланов рассматривает проблему совершенствования системы картографических знаний и умений школьной географии [4]. Он определяет сущность понятия «картографическая грамотность школьников», цели и задачи картографической подготовки учащихся образовательных учреждений. Разработанная им система картографических знаний и умений ориентирована на освоение практических приемов извлечения пространственно-координированной информации из наиболее часто употребляемых геоизображений.
Некоторые из вышеперечисленных авторов исследовали проблему формирования картографической грамотности студентов и школьников.
Так, А.М. Берлянт, отмечая важность картографической грамотности, указывает на ее нехватку: «Сегодня картографическая грамотность перестала быть прерогативой научного работника, она становится необходимой каждому человеку в повседневном быту: дипломату и туристу, администратору и инженеру, космонавту и водителю личного автомобиля, наконец, всякому читателю газет и телевизионному зрителю. Не боясь впасть в преувеличение, можно утверждать, что
картографическая грамотность нужна современному человеку не менее чем компьютерная. Недостаток картографической грамотности - один из факторов (конечно, далеко не единственный), пагубно сказывающийся на нашем хозяйстве и планировании, на отношении к природе и национальных отношениях, на международной политике и сотрудничестве. Поэтому освоение картографической грамоты должно быть обязательным на всех уровнях народного образования, но прежде всего в школе» [2, с. 30].
А.М. Берлянт в статье «Картография и интернет, 1999 г. Науки о Земле» указывает на один из путей повышения картографической грамотности: «Интерес школьников и студентов к компьютерным изображениям предоставляет педагогам уникальную возможность открыть учащимся уникальный мир карт, снимков, трехмерных моделей, анимаций, сформировать особое, «картографическое» мировоззрение, расширить кругозор в области наук о Земле и повысить картографическую грамотность......Все это позволяет говорить
об Интернет-картографировании как особой ветви современной автоматизированной картографии. Для их развития необходима достаточно высокая культура пользователей в сочетании с хорошим знанием возможностей электронных сетей. И это еще раз подтверждает актуальность повышения уровня современного картографического образования. Овладение картографической и компьютерной грамотностью должно начинаться еще в школе».
С.В. Буланов рассматривает картографическую грамотность школьников. В своей диссертации он указывает на то, что одной из важнейших задач общего среднего географического образования является формирование картографической грамотности учащихся. В формируемой в процессе изучения географии в общеобразовательных учреждениях картографической грамотности проявляется картографическая составляющая массовой географической культуры [4, с. 45].
Это понятие, по его мнению, «должно объединять наличие у учащихся теоретических знаний о специфических свойствах основных видов геоизображений, умение извлекать из них географическую информацию, а также знание расположения, относительных размеров, формы важнейших объектов на земной поверхности и умение создавать простейшие картографические произведения (рис. 1)» [4, с. 46].
Далее он раскрывает составляющие картографической грамотности: «важнейшим умением, которым должен обладать картографически грамотный человек, безусловно, является умение читать картографические произведения, т.е. распознавать географическую действительность по картографическим источникам, выявлять связи и зависимости между отображенными на картах явлениями. Этому умению должны сопутствовать сформированные в процессе изучения школьной географии приемы анализа карт: приемы составления описаний по картографическим источникам - поэлементные и комплексные (в результате которых составляются географические характеристики территорий
(акваторий)), а также простейшие картометрические приемы. Важным элементом картографической грамотности также является умение составлять простейшие картографические произведения» [4, с. 47].
С.В. Буланов дает такое определение картографической грамотности: «картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации и создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Это позволяет считать ее базисной основой географической культуры (рис. 2)» [4, с. 47].
Рис. 1. Составляющие картографической грамотности.
Рис. 2. Картографическая грамотность.
В своем исследовании он делает выводы о том, что формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Он считает, что требования школы ХХ1 века к картографической грамотности выпускников подразумевают, прежде всего, наличие практических картографических умений, необходимых в повседневной жизни. Поэтому разработанная им усовершенствованная система картографических знаний и умений в курсах географии основной школы ориентирована на освоение практически значимых умений, осуществляет комплексный подход к изучению геоизображений, представлена отдельными разделами в каждом курсе географии основной школы. [4, с. 114-115].
Т.С. Комиссарова, в отличие от С.В. Буланова, рассматривает не только картографическую грамотность школьников (наличие у школьника целостной системы
знаний о картографическом методе работы с различными геоизображениями), но и картографическую грамотность учителя географии [5].
По ее мнению, «теория взаимодействия (Г. Тох, М. Маклин, К. Норберг и др.) исходит из того, что визуальная грамотность возможна лишь тогда, когда субъект восприятия способен творчески использовать визуальный материал в рамках функциональной ситуации и своего собственного видения мира. Именно эта теория служит одной из основ разработки такой дефиниции, как картографическая грамотность школьников и картографическая подготовка учителя географии» [5, с. 38].
Она формулирует конкретную дидактическую цель картографической подготовки учителя географии как «формирование у него профессионального навыка репродуцировать картографические знания и умения, преподавать обучаемым картографическую грамотность» [5, с. 47].
Т.С. Комиссарова конкретизирует оперативные цели, позволяющие определить основы содержания картографической подготовки учителя географии.
Ею делается вывод, что формирование картографической грамотности - процесс бинарный: общепринятой методике «работы с картой» должно «отвечать» составление карт - обязательный парный «ответный» прием «чтению» карт в виде «письма» карт. В целом картографическая грамотность, по ее мнению, предполагает умение не только получать информацию, но и представлять ее в графическом визуализированном виде [5, с. 50].
В своем исследовании Т.С. Комиссарова осуществляет переход к идее картографической компетентности в подготовке будущих учителей географии. Ею делается вывод о том, что студент, осваивая систему профессионально-методической подготовки, проходит различные уровни допрофессиональной компетентности. К сожалению, в своей работе она не дает четкого определения картографической компетентности, но считает, что идее компетентности соответствуют следующие черты: изучение картографических материалов - первоисточников, умение работать с ними; знание основных факторов, общих и частных понятий, закономерностей, научных теорий; овладение графическим языком визуализации понятий. Среди данных признаков компетентности отсутствуют такие принципиально важные, на наш взгляд, как способность и готовность к применению вышеперечисленных знаний и умений для осуществления учебно-профессиональной деятельности.
Ею приводятся три уровня картографической компетентности:
- на первом уровне будущий учитель хорошо знает карту, умеет работать с образно-графической информацией (умеет получать ее, представлять в картографическом виде, обрабатывать соответствующим образом), приобретает отдельные навыки самообразования;
- на втором уровне методологической картографической компетентности уровень образованности
студента достаточен для понимания и в необходимых случаях решения миовоззренческих проблем, исследовательских и творческих задач, для профессиональной деятельности на репродуктивно-поисковом уровне.
- третий уровень Т.С. Комиссарова называет уровнем профессиональной картографической компетентности. Это заключительный этап итоговой аттестации студента, который свидетельствует, что он владеет приемами исследовательской деятельности, применением картографического метода в своем познании при обучении географии, имеет личный опыт поэтапного освоения системы знаний, а - главное - умеет репродуцировать картографическую грамотность, владеет методами применения ее в работе со школьниками [5, с. 57].
В ее исследовании приводится структурно-функциональная модель профессионально-методической картографической подготовки учителя географии, результатом которой является картографическая компетентность (рис. 3) [5, с. 48].
ЦЕЛЬ картографическая подготовка учителя географии
з:
Содержание - Средства - Методы ПРОЦЕСС
(структурные блоки)
1 .Теоретико-практическ ий
дисциалина рный
2.Теоретико-практический монодисциплинарный, переходящей в комплексный
3EI
З.Теорети-ко-иссле-дователь-ский междисциплинарный
к Географика-
А ция
И п гео графемы
I О ■ объекты
О 3 -св язи,
I н маршруты
и А ■ системы,
А н структуры
Ф и - движение,
И ч тенденци
ч Географиче-
Е и ские карты
С ;арты,
К о аэрокосми-
и Б ческие
и У снимки
м I еоинФорма-
Е тика
н - атласы
I и - базы
и я данных
д - цифровые
карты
- электрон-
ные карты
т
I
1. Пропедевчес-кий
- сихолотопе даго гмческие дисциплины;
- философия
2. Методический
- методика преподавания географии;
- педагогическая практика в школе
- олимпиады
3. Стажерскии
- дипломный эксперимент;
- творческая деятельность;
- научно-практическая
деятельность
т
Ре?улылт
Профессиональная картографическая компетентность
Рис. 3. Структурно-функциональная модель профессионально-методической картографической подготовки учителя географии.
Проблемами вузовского картографо-геодезического образования с позиций компетентностного подхода занимается М.В. Литвиненко. Она в своих работах широко и полно рассматривает подготовку специалиста топографо-геодезического профиля, в частности, инженера-картографа [6]. Профессиональную компетентность специалиста топографо-геодезического профиля она понимает как интегральную характеристику, определяющую способность специалиста решать про-
фессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. По ее мнению, основанием классификации компетенций/компетентностей служит структура циклов дисциплин ГОС ВПО. Исходя из того, что профессиональная компетентность представляет собой совокупность компетенций в различных областях науки и/или техники, М.В. Литвиненко считает необходимым зафиксировать профессиональные, а затем и предметные области, в которых специалист топографо-геодезического профиля решает профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи. Такими профессиональными областями являются геодезия, картография, фотограмметрия и дистанционное зондирование, геоэкология и мониторинг окружающей среды, информационные системы, оптические и оптико-электронные системы, землеустройство и земельный кадастр. По ее мнению, очевидно, что специалисты, например, по направлению «Картография» должны обладать компетентностью в области картографии на специализированном уровне, в смежных областях: геодезия, фотограмметрия, геоэкология - на общепрофессиональном уровне. На этапе выделения общепрофессиональных компетенций она указывает на необходимость конкретизации их сущности в определенных предметных областях. Например, при подготовке специалистов топографо-геодезического профиля круг технологических компетенций будет иметь общую часть для специалиста в области геодезии и специалиста в области фотограмметрии и дистанционного зондирования. И специфическую, обусловленную разными предметными областями, в которых будет происходить деятельность этих специалистов. При подготовке специалиста-картографа необходимо конкретизировать технологические компетенции в области картографии, подразумевая владение технологическими приемами в картографическом производстве (из области топографического черчения и т.п.), использование специфических технических устройств, автоматизирующих работу картографа и т.п.
Для каждого направления подготовки специалистов топографо-геодезического профиля М.В. Литвиненко построила свою диаграмму профессиональной компетентности (структурную модель результатов обучения с позиций компетентностного подхода), в частности, для подготовки инженера-картографа. Она предлагает рассматривать проблему диагностики профессиональной компетентности с позиций уровневого подхода. Критерием качества при этом выступает прогнозируемый уровень профессиональной компетентности выпускника. При оценке уровня профессиональной ком -петентности она применяет структурную модель профессиональной компетентности специалиста. Данная модель выполняет две функции: 1) связывает уровень достижения целей обучения, выраженных в терминах знаний, умений и навыков, с уровнем профессиональной компетентности; 2) служит основой для монито-
ринга развития профессиональной компетентности.
Рассмотрев имеющиеся исследования в области обучения картографии, можно сделать следующий вывод.
Несмотря на разнообразие подходов и значимость полученных результатов, недостаточно освященными до настоящего времени остаются вопросы раскрытия сущности и структуры понятия «картографическая компетентность студентов вуза» (для направлений подготовки «География», «Географическое образование», «Экология и природопользование», «Почвоведение»), а также вопрос ее формирования на основе технологического подхода. Для данной категории обучающихся дисциплины, относящиеся к картографическому циклу, в основном, являются общепрофессиональными, или дисциплинами предметной подготовки. Поэтому считаем возможным, опираясь на вышеизложенные точки зрения, уточнить и конкретизировать понятие картографической компетентности студентов вуза для вышеперечисленных направлений подготовки. При этом необходимо учитывать современные условия: введение новых федеральных государственных образовательных стандартов, потребность подготовки специалистов на основе компетентностного подхода на деятельностном уровне.
Нужно отметить, что для каждого направления («География», «Географическое образование», «Экология и природопользование», «Почвоведение») специфика будущей профессиональной деятельности студентов имеет свои характерные особенности. Все вышеперечисленные выпускники должны уметь использовать карты как источник информации для решения практических и научно-исследовательских задач, а также создавать различные картографические произведения. Но цели подготовки бакалавра каждого из названных направлений различаются.
Сферой работы будущих географов являются: проектные, изыскательские, производственные, научно-исследовательские институты, бюро, фирмы; органы охраны природы и управления природопользованием; образовательные и специальные учебные заведения. Соответственно, картографическая составляющая их подготовки должна быть наиболее объемной и разносторонней.
Особенность работы учителя географии заключается в обучении школьников основам картографической компетентности, в применении картографических произведений в познавательных целях. Следовательно, упор в их картографической подготовке должен быть сделан на школьные карты и атласы и на картографический метод исследования.
Область профессиональной деятельности почвоведов имеет следующую специфику: почвенные, агрохимические, агроэкологические исследования и разработки, направленные на рациональное использование и сохранение агроландшафтов при производстве продукции растениеводства; контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением экологических регламентов производства и землепользования; агроэ-кологическая оценка земель сельскохозяйственного
назначения и обоснование методов их рационального использования; разработка экологически безопасных технологий производства продукции растениеводства и воспроизводства плодородия почв. Соответственно, особое внимание в картографической подготовке необходимо уделять сельскохозяйственным, агроланд-шафтным, агроэкологическим, геоморфологическим, геологическим, топографическим, почвенным картам и работе с геодезическими приборами.
Экологи-природопользователи ориентированы на работу с экологическим картографическим материалом: анализ экологических ситуаций с использованием карт, составление картографических произведений природоохранного характера.
Учитывая общую специфику будущей профессиональной деятельности студентов факультета естественных наук, конкретизируем и уточним систему знаний, умений и навыков в области картографии по группам в соответствии с необходимостью готовности выпускников к определенным видам деятельности (Таб.1).
На основе проведения анализа Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования была выявлена картографическая составляющая для каждой из перечисленных специальностей.
Рассмотрим динамику изменений картографической составляющей на примере ГОС ВПО по специальности 012500 «География» с 1995 по 2010 г.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 012500 «География», утвержденном 22.05.1995 года, картография относится к общепрофессиональным дисциплинам. Топография с основами геодезии является специальной дисциплиной. Основные разделы картографии: математическая основа карт, способы картографических изображений, генерализация, типы и виды карт, приемы и методы использования карт. Необходимое содержание топографии: топографическое изучение поверхности земли, геодезические измерения, съемка местности, топографические карты и планы.
В картографической области к выпускникам данной специальности стандарт предъявляет следующие требования:
- знать математические и изобразительные свойства карт различных масштабов и тематики, знать принципы географической картографии (способы изображения явлений, приемы генерализации, методы составления и оформления карт, и др.), иметь представление о технологии создания карт и уметь выполнять авторские разработки карт, анализировать карты с применением средств картометрии и математической статистики и извлекать из них нужную информацию, ориентироваться в современных картографических фондах;
- уметь выполнять геодезические измерения и натурные съемки местности, владеть приемами картометрии, знать содержание топографических карт при их прикладном использовании.
В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 012500 «География», утвержденном 10.03.2000 года, необходимое содержание картографических дисциплин и требования к выпускникам не меняются по сравнению с предыдущим стандартом 1995 года, но обе дисциплины (картография и топография) относятся к общепрофессиональным.
С 2010 года вводятся стандарты 3-го поколения для степеней «бакалавр» и «магистр». Специальности 012500 «География» соответствует федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 021000 «География» (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденный 29 марта 2010 г. Он имеет следующее содержание (в картографической области): теоретические основы картографии. Модуль «Картография» включает дисциплины топография и картография.
Согласно этому стандарту, одной из общепрофессиональных компетенций, которыми должен владеть вы-
Таблица 1.
Виды деятельности Необходимые знания, умения, навыки
Создание картографических произведений различного вида и степени сложности. Знание языка карты (способов изображения явлений, системы условных знаков, приемов генерализации), сущности и видов картографических проекций, методов составления и оформления картографических произведений; знание технологии создания геоизображений и умение выполнять авторские разработки карт.
Прикладное использование картографических произведений. Знание содержания и специфических свойств основных видов геоизображений; знание расположения, относительных размеров, формы важнейших объектов на земной поверхности; умение ориентироваться в современных картографических фондах; умение получать, передавать, анализировать информацию посредством карт, использовать ее для постановки задач и их решения; владение практическими приемами работы с картой.
Анализ карты, составление описаний по картографическим источникам. Знание схемы анализа карты, языка карты; умение выполнять анализ карты с применением средств картометрии и математической статистики и извлечение из геоизображений нужной информации.
Выполнение по картам различных измерений. Знание теоретических основ картометрических работ, умение выполнять по картам измерения: длин линий различной конфигурации, площадей, объемов, углов, географических и прямоугольных координат, высот, превышений, уклонов местности; владение приемами картометрии.
Выполнение топографических съемок местности. Знание теоретических основ съемок местности, устройства и принципов работы геодезических приборов и инструментов, умение работать с ними; умение выполнять геодезические измерения и натурные съемки местности.
пускник, является знание основ картографии, умение применять картографический метод в географических исследованиях (ПК-6).
В соответствии с проведенным анализом можно сделать вывод о том, что картографическая составляющая в стандартах 1995 г. и 2000 г. представлена более полно и развернуто. В последнем стандарте 2010 года происходит переход на уровень формирования картографической компетентности. Следовательно, картографическую компетентность необходимо рассматривать как часть профессиональной компетентности выпускника.
На основе этого следует вывод, что результат картографической подготовки выпускника вуза по направлениям «География», «Географическое образование», «Экология и природопользование», «Почвоведение», осуществляемой в логике модели развития, может быть достаточно полно описан с помощью понятия «картографическая компетентность».
Обобщая все вышесказанное, считаем возможным уточнить и конкретизировать понятие картографической компетентности для студентов вуза вышеперечисленных направлений подготовки.
Картографическая компетентность студента вуза
(направления подготовки: «География», «Географическое образование», «Экология и природопользование», «Почвоведение») - это способность и готовность мобилизовать совокупность знаний, умений и навыков в области картографических дисциплин для осуществления следующих видов учебно-профессиональной деятельности: создание картографических произведений различного вида и степени сложности; их анализ и прикладное использование; составление описаний и выполнение различных измерений по картографическим источникам; выполнение топографических съемок местности.
Картографическая компетентность реализуется через создание соответствующей мотивации (готовность), через знаниевый критерий, через картографические умения (деятельность).
Таким образом, посредством анализа педагогической теории и практики формирования картографической компетентности различных категорий обучающихся и анализа федеральных государственных образовательных стандартов получено определение картографической компетентности студентов вуза (направления подготовки: «География», «Географическое образование», «Экология и природопользование», «Почвоведение»).
Библиографический список
1. Берлянт А.М. Геоиконика. М.: Астея, 1996.
2. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации // География в школе. 1990. №2.
3. Берлянт А.М., Лурье И.К., Тутубалина О.В., Чалова Е.Р. Концепция университетского инновационного географического образования // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2009. №2.
4. Буланов С.В. Проблема совершенствования системы картографических знаний и умений школьной географии: дис. ... к.п.н. М., 2001.
5. Комиссарова Т.С. Теоретические основы картографической подготовки учителя географии: дис. в форме науч. доклада на соискание ученой степени д.п.н. Рос. гос. пед. ун-т им. Герцена, СПб, 2000.
6. Литвиненко М.В. Проектирование результатов подготовки специалистов в условиях модульной системы обучения: Методическое пособие. М.: Изд-во МИИГАиК, 2006.
7. Фокина А.Л. Новое в курсе картографии при подготовке учителя географии // География в школе. 1997. №7.
References
1. BerlantA.M. Geoikonika. M: Astea, 1996.
2. Berlant A.M. Cartographic literacy and geographical education: problems of reorientation // Geography in school. 1990. №2.
3. Berlant A.M., Lur 'ye I.K., Tutubalina O.V., Chalova E.R. The Concept of the University innovational geographical education // Bulletin of Moscow University. Series 5. Geography. 2009. №2. Pp. 6-12.
4. Bulanov S.V The problem of improving the system of cartographic knowledge and skills in geography: dis. ... Cand. of Pedagogical Sciences. M, 2001.
5. Komissarova T.S. The theoretical basis of cartographic training of teachers of geography: dissertation in the form of scientific report for getting a scientific degree of Doctor of Pedagogics. - Russian state pedagogical university named after Herzen, St. Petersburg, 2000.
6. Litvinenko M.V. The design of the results of preparation of experts in conditions of modular training: Methodical manual. M: Publishing house of MIIGAiK, 2006.
7. Fokin A.L. New in the course of cartography in the training of teachers of geography /Geography at school. 1997. №7.