УДК 37.01
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кривошеева Е. А. Тренды отечественного образования в аспекте глобализации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 22-29. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/ kvo104.
Е. А. Кривошеева | [email protected]
Педагог дополнительного образования МАУДО ДЮЦ «на Молодежной»
Тренды отечественного образования в аспекте глобализации
Аннотация. В статье исследуются основные тенденции и проблемы глобализации в отечественном образовании. Рассматривается понятие глобализации образования, его взаимосвязь с интернационализацией и интеграцией. Выделены факторы, которые сегодня способствуют глобализации образования, возможностям и негативным чертам глобализации. Отмечено, что глобализация образования в России сталкивается с рядом тормозящих ее факторов. Определены последние тенденции в сфере глобализации отечественного образования. Сделан вывод о том, что глобализация неизбежно влияет на отечественный образовательный процесс. Это влияние нельзя назвать однозначно отрицательным или положительным. Несмотря на то, что глобализация образования безусловно несет с собой определенные негативные моменты, не стоит это драматизировать.
Ключевые слова: глобализация, дистан-ционность, интеграция, интерактивность, интернационализация, информатизация, качество образования, национальная идентичность.
Процессы глобализации затрагивают жизнь современного человека во всех
сферах: в экономике, политике, культуре. Не является исключением и образование. Вопрос о том, каким образом влияет на образование глобализация, представляется важным. Поскольку это явление, которое вызывает немало опасений и рождает острые споры между глобалистами и антиглобалистами, следует проанализировать хотя бы некоторые возможности, которые дает современному человеку глобализация в сфере образования, а также те угрозы, которые она может нести [1, с. 8].
Определения глобализации образования не выработано. Пока что это общий термин, который обозначает сложный процесс взаимодействия во всех сферах между государствами и их гражданами. Предшественником термина «глобализация» можно считать термин «интернационализация». В образовании это явление появилось с открытием первых университетов в Европе, не чуждо оно было и России во все периоды ее существования. Обучение российских студентов за рубежом и наоборот вело к взаимному влиянию образовательных идей и подходов. Безусловно, скорость и масштаб этого явления не идет ни в какое сравнение с тем, что мы наблюдаем сегодня.
УДК 37.01
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кривошеева Е. А. Тренды отечественного образования в аспекте глобализации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 22-29. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/ kvo104.
Существует и еще один термин, который тесно связан с глобализацией — интеграция. Это процесс более глубокий. Здесь наблюдается уже не просто обмен обучающимися, но развитие академических связей. Взаимодействие происходит на более высоком, в том числе и государственном, уровне. Сближение задается культурной и образовательной политикой страны. Возможным становится объединение университетов путем разработки единых программ. Сегодня в нашей стране это развито довольно слабо, практикуется только ведущими вузами страны, однако явление все же имеет место [3].
Интернационализация и интеграция стали основой процессов глобализации в российском образовании всех ступеней. Особенно активно данный процесс пошел после вступления России в ВТО и подписания Болонского соглашения.
Можно выделить ряд факторов, которые сегодня способствуют глобализации образования:
- развитие информационных технологий, что ведет к интеграции региональных образовательных систем;
- запрос общества на проявления толерантности, что объяснимо на фоне многочисленных кризисных явлений в политической жизни;
- готовность многих людей считать западный (и прежде всего американский) образ жизни образцом, идеология потребительства, ради которой можно поступиться национальной спецификой.
Среди названных факторов на первое место считаем необходимым поставить информатизацию. Прогресс глобализации, увеличение ее темпов в образовании идет параллельно с развитием информационных систем. Одной из главных задача образования сегодняшнего дня является применение новейших информационных технологий, поскольку только их применение позволяет реализовать идею образования в течение всей жизни.
Говоря о позитивных сторонах вопроса, то есть о тех возможностях, которые несет с собой глобализация, можно отметить следующие:
- доступ к информации из любой точки мира при помощи Интернета;
- возможность свободного общения и обмена знаниями без территориальных или временных ограничений;
- появление новых программ и предметов, их интеграция с традиционными подходами к образованию;
- новые перспективы для людей с ограниченными возможностями благодаря дистанционному образованию;
- совместное использование в мировом масштабе знаний, навыков и интеллектуальных ресурсов;
- создание благоприятных условий для интернационального понимания, сотрудничества, согласованности и признания культурных различий между странами и регионами.
Следует отметить, что для России с ее населением, которое распределено по громадной территории, при отсутствии
УДК 37.01
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кривошеева Е. А. Тренды отечественного образования в аспекте глобализации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 22-29. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/ kvo104.
достаточно развитых путей сообщения, с ее сложными социально-экономическими условиями применение дистанционных и иных образовательных технологий, связанных с глобализацией, является особо положительным моментом, тем благом, которое позволяет решить не только проблему обеспечения конституционного права граждан на получение образования, но также сделать профессиональное обучение массовым и качественным.
К негативным чертам глобализации в образовании следует отнести:
- увеличение технологического разрыва и «цифрового барьера» между развивающимися и развитыми странами, нарушение принципа равных возможностей для совместного справедливого использования знаний, интеллектуальных ресурсов и навыков в мировом масштабе;
- уничтожение коренных образовательных культур развивающихся стран в интересах небольшой группы развитых государств;
- рост масштабов культурных заимствований развивающихся регионов у развитых, вплоть до потери идентичности.
В связи с процессами глобализации некоторые авторы говорят о возникновении мировой педагогики, имея в виду унификацию методических подходов к обучению. С этим нельзя не согласиться [2, с. 124]. Однако нельзя не согласиться и с мнением тех, кто говорит о потере национальной идентичности образования [5].
Как представляется, глобализация имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Причем их соотношение является разным, например, для разных школьных предметов. В частности, для изучения иностранных языков глобализация несет больше плюсов, чем минусов. Стало гораздо проще практиковаться в произношении, в изучении других культур, общаться с носителями того или иного языка.
При этом глобализация для изучения такого предмета, как история, выглядит уже не столь положительным явлением. Поскольку Россия вступила в Болон-ский процесс, в школьном преподавании должно уделяться значительное внимание мировой истории. Это неизбежно будет происходить за счет уменьшения объема знаний об истории собственной страны. На практике этого пока не происходит, поскольку для подготовки к сдачи ЕГЭ по истории учителя делают упор все же на ее национальном аспекте. Это не дает нивелировать знания об истории своей нации, однако вступает в противоречие с международными обязательствами в сфере образования, которые взяла на себя Российская Федерация.
На ряд школьных предметов процессы глобализации влияют мало. Это, например, математика или физкультура. Безусловно, глобализация позволяет и здесь получать больший объем знаний и получать их гораздо проще, чем ранее, но принципиально это здесь ничего не меняет.
УДК 37.01
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кривошеева Е. А. Тренды отечественного образования в аспекте глобализации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 22-29. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/ kvo104.
Как представляется, глобализация школьного образования не должна носить тотальный характер, необходим дифференцированный подход к различным изучаемым предметам. Те из них, которые особенно тесно связаны с национальной идентичностью, должны в наименьшей степени подвергаться гло-бализационным процессам. Например, после длительного перерыва в национальное образование вернулось сочинение в качестве экзаменационного предмета. Глобальная тенденция внедрения тотального тестирования проявилась у нас в стране снижением качества знаний в области русского языка и литературы. Было решено, что национальный менталитет требует внесения корректив.
Однако можно поставить вопрос о том, нужно ли вообще отстаивать право на национальную идентичность, не проще и не разумнее ли признать каждого учащегося «гражданином мира», перешагнув все существующие барьеры. Думается, это пока что выглядит слишком радикальным шагом.
На сегодня, несмотря на все тенденции сближения, системы образования в разных странах отличаются очень сильно. В западных странах, в отличие от России, зачастую отсутствуют образовательные стандарты, программы не носят четко структурированный характер.
Сломать национальные образовательные традиции одним решением было бы неразумно и привело бы к культурной катастрофе. Изменения могут быть
только постепенными и должны проводиться не ради изменений как таковых, а ради обогащения собственной системы образования тем, что могло бы ее улучшить, не следуя слепо зарубежным образовательным подходам.
Глобализация образования в России сталкивается с рядом тормозящих ее факторов. В частности, процессы глобализации в отношении отечественного образования тормозятся тем, что в нашей стране большинство населения не владеет иностранным, прежде всего, английским, языком. Европейские страны давно уже освоили английский как язык международного общения. Пока нет согласованных с зарубежными программ обучения, интегративных учебников, недостаточен обмен учащимися и педагогами между Россией и другими странами. Так, по некоторым данным, не более пяти процентов преподавателей российских высших учебных заведений имеют постоянные международные образовательные контакты, и еще около 20 % — контакты эпизодические. При этом речь идет в основном о гуманитарных факультетах.
Приходится признать, что сегодня лидерами идей глобализации в сфере образования являются США и европейские страны. Вряд ли можно говорить о том, что уровень образованности школьников и студентов в них более высок, чем в России, но образование тесно связано с экономическими и политическим процессами, поэтому если наши школьники и студенты хотят выйти в перспективе в
УДК 37.01
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кривошеева Е. А. Тренды отечественного образования в аспекте глобализации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 22-29. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/ kvo104.
«большой мир», им придется играть по правилам этого мира, даже если они очевидно ничуть не лучше отечественных.
Следует учитывать то, что глобализация в сфере образования безусловно связана с трудовой миграцией, и этот процесс будет только усиливаться. На этом фоне знание является своеобразным товаром, который стал частью современного международного рынка образовательных услуг. Также к важным тенденциям следует отнести то, что в мире растет количество стран-экспортеров образовательных услуг. Китай еще недавно импортировал образовательные услуги на пять-шесть миллиардов долларов в год, а в последние три года он активно занимается экспортом образовательных услуг. Меняется картина и для ряда других стран. При этом Россия в качестве экспортера контролирует только около одного процента образовательного рынка, и пока изменений в этом плане не предвидится. По некоторым данным, Россия ежегодно оказывает зарубежным партнерам образовательные услуги на 150-200 миллионов долларов, а покупает их на 1,5 миллиарда долларов.
Для того чтобы включиться в мировой образовательный рынок, России необходимо активно содействовать развитию всех форм сотрудничества. Это позволит занять собственную нишу на мировом рынке образовательных услуг.
Среди последних тенденций в сфере глобализации отечественного образования
считаем необходимым отметить
следующие:
1. Имеет место увеличение спроса на высшее образование во всех странах мира. Это связано с тем, что во всем мире более образованные люди имеют более высокий доход, а в обществе потребления это ценится очень высоко. Высшее образование перестало быть элитным, доступным только узким социальным слоям. В России получили распространение образовательные кредиты, что также вписывается в общую картину глобализации образования [4, с. 52].
2. Россия стала больше заботиться о повышении качества образования всех ступеней. Кардинально меняются критерии качества. Школы активно оснащаются компьютерными средствами, это же касается и вузов. Каждый учащийся может получить доступ к учебной информации, находясь в любой точке мира. Библиотечные сети становятся международными. Фактически рейтинги современных университетов учитывают скорость предоставления доступа к интернет-ресурсам.
3. Усиливается борьба с коррупцией. Такие явления, как взяточничество на экзаменах и другие разного рода злоупотребления в образовательной сфере достаточно широко распространены как в развитых странах, так и в развивающихся. Не исключение и Россия. Именно поэтому она следует международному тренду борьбы с коррупцией в сфере образования.
УДК 37.01
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кривошеева Е. А. Тренды отечественного образования в аспекте глобализации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 22-29. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/ kvo104.
Важной тенденцией и необходимостью сегодняшнего дня становится увеличение открытости образования. Такое образование обеспечивает мобильность и эффективность международного процесса обучения. Цель открытого образования — подготовить учащихся к активной деятельности через какую-то определенную профессиональную область в условиях развития информационного общества. Сегодня учебная деятельность — это важнейшее средство развития каждого человека и общества в целом. Фактически происходит марке-тизация образования. Оно становится частью сферы предпринимательства, объектом инвестирования средств.
Также проявлением глобализации в отечественном образовании является его интерактивность. Все чаще создаются образовательные организации только заочной формы обучения, вместо преподавателей с обучающимися работают тьюторы. Интерактив становится главным педагогическим инструментом среди электронных образовательных ресурсов. Это неудивительно, поскольку именно современные технологии предоставляют практически неограниченные возможности для такой системы обучения.
Сегодня при наличии потребности каждый может учиться всему, чему захочет, а также получить документальное подтверждение полученных профессиональных навыков. Это в целом делает образование все более доступным и, что немаловажно, прозрачным с точки зрения качества.
События последних лет заставили нашу страну пересмотреть взгляды на роль образования в современном обществе. Стало четко видно, что глобализация хотя и постепенно, но все же неуклонно проникает во все сферы общественной жизни и, в частности, в сферу образования. Это влияет на формулирование целей, содержания, форм и средств образования в разных типах и видах отечественных учебных заведений.
Ведущая международная концепция образования все более совпадает с российской, являясь одновременно либеральной и утилитаристской. Образовательная концепция либеральна, когда она предлагает образовательные отношения как взаимодействие предложения и спроса, когда она внедряет механизмы обмена и производства образовательными продуктами, преобразуя образовательные учреждения в предприятия, действующие на рынке в условиях конкуренции. Но концепция отечественного образования вслед за глобальными тенденциями также и утилитаристская, поскольку считается, что человек должен во всем преследовать свои личные интересы. Все социальные институты необходимы только для того, чтобы быть полезными для конкретного человека. Учебное заведение в этом смысле в виде конечного результата должно снабдить учащихся набором знаний, которые в перспективе откроют им доступ к достижению высокого социального положения.
Таким образом, глобализация неизбежно влияет на отечественный
УДК 37.01
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кривошеева Е. А. Тренды отечественного образования в аспекте глобализации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 22-29. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/ kvo104.
образовательный процесс. Это влияние нельзя назвать однозначно отрицательным или положительным. Здесь есть и то, и другое. Следует быть готовыми к ряду процессов, которые представляются неизбежными: например, потеря некоторых атрибутов национальной идентичности, более поверхностные знания (получение общих сведений обо всем в целом и ни о чем углубленно). Российское образование объяснимо стремится интегрироваться с образовательными системами ведущих стран, но при этом нерешенными остаются многие внутренние проблемы. Несмотря на то, что глобализация образования безусловно несет с собой определенные негативные моменты, не стоит это драматизировать. Пока что образовательная глобализация для нашей страны — больше стремление влиться в мировой образовательный процесс, чем реальность.
Список литературы
1. Никитенко, В. Н. Российское образование в условиях глобализации на страницах журнала «Философия образования» / В. Н. Никитенко // Философия образования. — 2016. — № 5 (68). — С. 8-17.
2. Носова, Е. А. Процесс глобализации в школьном образовании в США и Великобритании в конце XX — начале XXI в. / Н. Е. Носова // Педагогика и психология: перспективы развития: Материалы IV Междунар. науч.-практ.
конф. (Чебоксары, 5 март 2018 г.). — 2018. — С. 120-127.
3. Петрович, О. Г. Глобализация высшего образования России: основные направления деятельности [Электронный ресурс] / О. Г. Петрович // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. — 2009. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ globalizatsiya-sistemy-vysshego-obrazovaniya-rossii-osnovnye-napravleniya-deyatelnosti (дата обращения: 08.02.2019).
4. Сайгушева, С. Н. Влияние глобализации на систему открытого образования как фактора «омассовления» системы элитного образования [Электронный ресурс] / С. Н. Сайгушева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2018. — № 2. — URL: https://cyberLeninka.ru/article/n/ vUyanie-globaUzatsN-na-sistemu-otkrytogo-obrazovaniya-kak-faktora-omassovleniya-sistemy-eUtnogo-obrazovaniya (дата обращения: 08.02.2019).
5. Соколов, А Б. Национальная идентичность как фактор исторического образования [Электронный ресурс] / А. Б. Соколов // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2018. — № 2. — URL: https://eübrary. ru/item.asp?id=34942350 (дата обращения: 08.02.2019).
УДК 37.01
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Кривошеева Е. А. Тренды отечественного образования в аспекте глобализации // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». - 2019. - № 1 (апрель). - С. 22-29. - URL: https://koirojournal.ru/realises/g2019/1ap2019/ kvo104.
E. A. Krivosheeva
MAUDO DYUC "Na Molodyozhnoi"
The impact of globalization on domestic education: major trends and problems
Abstract. This article examines the main trends and problems of globalization in domestic education. The concept of globalization of education, its relationship with internationalization and integration is considered. The factors that today contribute to the globalization of education, opportunities and negative features of globalization are highlighted. It is noted
that the globalization of education in Russia is facing a number of factors hindering it. The latest trends in the globalization of domestic education are identified. It is concluded that globalization inevitably affects the domestic educational process. This influence cannot be called unequivocally negative or positive. Despite the fact that the globalization of education certainly brings with it certain negative aspects, it is not worth dramatizing it.
Keywords: globalization, distance, integration, interactivity, internationalization, informatization, quality of education, national identity.