УДК 37.026
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ильина М. В. Способы организации учебной деятельности с историческим текстом // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 90-97. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo313/
Ильина Марина Владимировна | [email protected]
Кандидат педагогических наук Директор ЧОУ лицей «Ганзейская ладья»
Способы организации учебной деятельности с историческим текстом
Аннотация. В статье обобщен опыт работы с различными видами исторических текстов из школьной практики; приведены основные принципы, которые должны лежать в основе организации учебной деятельности с историческими текстами. Приводятся классификация исторических учебных текстов и уровни анализа исторического источника. Дан алгоритм составления «памятки» по работе с текстом, приведен пример заданий к тексту краеведческой тематики.
Ключевые слова: дидактические средства обучения, познавательная деятельность, типология вопросов и заданий к тексту, многоуровневый анализ исторического источника.
В современной школьной практике работа с историческим текстом нередко сводится к процессу подготовки обучающихся к различным формам итоговой аттестации (ВПР, ОГЭ и ЕГЭ)1. Вместе с тем, правильно организованная учебная деятельность с документальными источниками позволяет обучающимся понять
особенности исторических событий, «услышать голоса» истории непосредственно, без внешних оценочных суждений, задействовать эмоциональную составляющую обучения. При этом документальная информация дополняет, расширяет содержание учебника, нередко становясь самостоятельным источником «добывания знаний».
Можно выделить основополагающие, на наш взгляд, принципы, которые должны лежать в основе организации учебной деятельности с историческими текстами.
Во-первых, необходимо учитывать уровень развития мыслительной деятельности обучающихся, действовать в «зоне ближайшего развития»; важно понимание того, что формирование умений на различных этапах обучения истории в школе — это константа образовательного процесса.
С точки зрения Н. И. Запорожец, «учитель должен видеть перспективу развития мыслительной деятельности школьников
1 ВПР — Всероссийские проверочные работы, ОГЭ — Основой государственный экзамен, ЕГЭ — Единый государственный экзамен.
УДК 37.026
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ильина М. В. Способы организации учебной деятельности с историческим текстом // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 90-97. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo313/
при доказательстве: от репродуктивной деятельности, когда последовательно воспроизводятся уже известные доводы, к следующему уровню, когда аргументы самостоятельно систематизируются учениками, затем — к высшему, продуктивному уровню деятельности, когда необходимо привести новые, ранее не рассматривавшиеся доводы, которые извлекаются самостоятельно путем анализа и обобщения фактов и соотносятся с доказуемым положением; при этом школьники сами должны определить способ доказательства. Этот уровень связан обычно с решением учебных проблем и проблемно-познавательных задач» [Цит. по: 5, с. 60].
Ориентиром для преподавателя должны служить предметные результаты освоения основной образовательной программы по истории. Они представляют собой систему поэтапного освоения учебных умений в процессе познания истории на основе принципа усложнения умений, их обобщения и укрупнения, что является реализацией изложенных выше положений [3, с. 5-13].
Кроме того, необходимо учитывать специфику исторического текста, его вид и вытекающие отсюда особенности в работе с ним. Приведем (таблица 1) принятую классификацию видов учебных исторических текстов [7, с. 5; 10, с. 6].
Таблица 1 — Виды исторических текстов, используемых в обучении истории
Первоисточники Вторичные источники
Повествовательно-описательные документы Художественная литература исторического жанра
Мемуары и эпистолярные источники Справочная литература
Государственные документы Научные и научно-популярные публикации
Материалы периодической печати
Материалы делопроизводства
Документы общественно-политических течений, партий, публицистика
Художественная литература изучаемой эпохи
УДК 37.026
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ильина М. В. Способы организации учебной деятельности с историческим текстом // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 90-97. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo313/
Задача учителя, учитывая изложенное,
— разработать специальную инструкцию — дидактическое средство, помогающее обучающимся последовательно раскрыть сущностные стороны исторического источника.
Данному виду дидактических средств уделяется незаслуженно мало внимания в процессе обучения, хотя должно быть понятно, что при несоблюдении определенных правил результат действий учащегося может быть сведен к нулю или привести к определенной проблеме
— например, к неспособности успешно справиться с заданиями повышенного. О. Ю. Стрелова характеризует учебную инструкцию как «памятку» — перечень типологических вопросов и заданий для изучения конкретной группы фактов / процессов или явлений («Как подготовиться и провести дискуссию», «Как составить образную характеристику исторического деятеля», «Как работать с историческим источником» и т. п.). С их помощью сложный учебный прием разделяется на несколько более простых интеллектуальных действий [10, с. 77].
Так, при работе с документами личностного характера (мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев),
рекомендуется следующая типология вопросов и заданий [10, с. 73-74]:
1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?
2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?
4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других источников по данному историческому факту?
5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Почему?
6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
Это пример так называемого многоуровневого подхода к анализу документов — комплексного исследования письменных исторических источников, включающего в себя их атрибуцию, анализ содержания и контекста с помощью специальных вопросов и заданий.
Обязательные уровни анализа документа представлены в таблице 2.
УДК 37.026
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ильина М. В. Способы организации учебной деятельности с историческим текстом // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 90-97. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo313/
Таблица 2 — Уровни анализа документа (по О. Ю. Стреловой [9])
№ п/п Уровень анализа Примерные вопросы
1. «Паспортизация» документа Где и когда создан? Кто автор? Вид документа?
2. Историко-логический О чем говорится в тексте?
3. Аксиологический Какие ценности заложены в содержании документа?
4. Критический Объективна ли информация? Можно ли доверять этому документу?
5. Праксиологический Как использовать документ в изучении истории? Чем он полезен?
Следование данному алгоритму позволит учителю создавать задания, отвечающие требованиям работы с историческими источниками. Приведем пример организации учебной деятельности по работе с историческим текстом.
Четвертый год обучения истории соответствует восьмому классу основной школы, когда изучается история мира и России XVIII века. Именно на этом этапе вводятся такие понятия, как «источник личного происхождения», «критический анализ достоверности источника», «информационная ценность источника» [3, с. 5-10].
Автобиографические записки Андрея Тимофеевича Болотова, русского ученого, писателя, офицера (участника Семилетней войны 1756-1763 гг.) относятся к документам личностного характера. В них содержатся сведения об истории политических и культурных связей России и Пруссии второй половины XVIII века, достопримечательностях Кёнигсберга и городском хозяйстве, быте жителей города (см. приложение 1
к настоящей статье). Несомненно, этот документ будет интересен при изучении как общего курса истории, так и курса истории края. Однако текст источника сложен для восприятия восьмиклассниками. Следовательно, для организации эффективной учебной деятельности необходима специальная инструкция, которая должна помочь последовательно раскрыть сущностные стороны исторического источника.
Согласно программным требованиям, восьмиклассники должны научиться:
- объяснять специфику и назначение исторического источника, раскрывать его информационную ценность в изучении темы;
- извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о событиях и людях отечественной и всеобщей истории XVIII в.; привлекать дополнительную информацию из взаимодополняющих источников [3, с. 5-10].
В соответствии с поставленными целями и задачами, содержание «памятки»
УДК 37.026
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ильина М. В. Способы организации учебной деятельности с историческим текстом // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 90-97. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo313/
(инструкции) может включать следующие элементы:
- требования к организации работы с источником (хронометраж, объем, групповое или индивидуальное выполнение заданий);
- пояснительную записку (сведения об авторе, виде источника, исторической ситуации его создания);
- объяснение сложных и неизвестных терминов и понятий, встречающихся в тексте;
- задания / вопросы к тексту;
- систему оценивания выполнения заданий.
В приложении 1 представлены примерные задания к отрывку из Записок А. Т. Болотова «Описание Кёнигсберга». Первое задание соответствует уровню паспортизации документа, второе и третье — историко-логическому уровню, четвертое — аксиологическому, пятое — критическому, завершающие, с шестого по восьмое — праксиологическому.
Задания первого уровня могут быть опережающими, то есть данными обучающимся до изучения источника; задания праксиологического уровня, как наиболее сложные, могут стать домашним заданием, темой самостоятельного мини-исследования, проекта, сообщения или презентации.
Важно, чтобы соблюдалась последовательность дидактических элементов: планируемый результат — умения, способствующие его достижению — обучающие и контрольные задания. Такая
организация учебного процесса способствует созданию на уроке условий для проявления познавательной активности учащихся, формирует умение учиться.
Список литературы
1. Алексашкина, Л. Н. История. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2014. — 128 с.
2. Брызгалова, С. И. Педагогические условия формирования ключевых компетенций учащихся основной школы: Монография / С. И. Брызгалова, М. В. Ильина, Т. Н. Ротен-кова. — Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. — 176 с.
3. Вяземский, Е. Е. О системном подходе к проектированию предметных результатов изучения / Е. Е. Вяземский, Л. Н. Алексашкина, О. М. Хлытина // Преподавание истории в школе — 2018. — № 8. — С. 5-13.
4. Вяземский, Е. Е. О разработке и реализации концепций учебных предметов «История» и «Обществознание» / Е. Е. Вяземский, О. М. Хлытина // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2018. — № 1. — С. 35-41.
5. Запорожец, Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (IV—VШ кл.): Пособие для учителей / Н. И. Запорожец. — М.: Просвещение, 1978. — 144 с.
6. Ильина, М. В. Реализация компетент-ностного подхода в работе с учебным текстом (из опыта преподавания
УДК 37.026
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ильина М. В. Способы организации учебной деятельности с историческим текстом // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 90-97. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo313/
курса «История западной России» в основной школе) / М. В. Ильина // Исследования Балтийского региона. Вестник Института Балтийского региона РГУ им. И. Канта. — 2010. — № 1. — С. 149-156.
7. Пазин, Р. В. История. ЕГЭ 10-11 классы. Анализ исторического источника: Учебное пособие / Р. В. Пазин. — Ростов н/Д: Легион, 2018. — 416 с.
8. Пазин, Р. В. Системный подход в формировании умений школьников на примере обучения истории / Р. В. Пазин, И. В. Крутова // Препо-
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Описание Кёнигсберга2
Город сей лежит посреди всего королевства Прусского и может почесться приморским, ибо хотя стоит он и не подле самого моря, и открытое Балтийское море от него не ближе семидесяти верст, но как между оным и морем находится узкий и предлинный залив, называемый Фрижским Гафом3, и в сей залив впадает река Прегель, от устья которой неподалеку Кёнигсберг на берегах оной воздвигнут, река же сия довольно глубока, то и пользуется он той выгодой, что все морские купеческие суда доходят помянутым гафом и рекой до самого города и тут производят свою коммерцию, или торговлю.
давание истории в школе. — 2018. — № 3. — С. 43-50.
9. Стрелова, О. Ю. Структурно-методическая концепция учебно-методического комплекса издательства «Русское слово» по истории для 5-11 классов: Учебно-методическое издание / О. Ю. Стрелова. — М: ООО «ТИД «Русское слово — РС», 2011. — 218 с.
10. Чернова, М. И. Работа с документами на уроках истории. 10-11 класс / М. И. Чернова, В. Я. Румянцев. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 192 с.
Упомянутая река протекает сквозь самый сей город, и как она в самом том месте, где он построен, разделившись на многие рукава, произвела несколько обширных и больших островов, то сие служит сему городу в особенную выгоду. Некоторые из сих ровных и низменных островов, перерытых многими каналами, покрыты наипрекраснейшими сенокосными лугами, производящими наигустейшую и хорошую траву. Осенью покрыты сии места несколькими тысячами пасущегося на них скота и лошадей. Самые же ближние к городу острова заняты разными городскими строениями, и из них в особенности замечания достоин обширный и посреди самого города находящийся круглый остров, потому что весь он застроен сплошным и превысоким каменным строением и составляет особую и наилучшую часть города.
2 Болотов А. Т. в Кёнигсберге (Из записок А. Т. Болотова, написанных самим им для своих потомков). - Калининград: Кн. из-во, 1990.
3 Фрижский Гаф — Вислинский залив.
УДК 37.026
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ильина М. В. Способы организации учебной деятельности с историческим текстом // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 90-97. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo313/
Впрочем, город этот довольно обширен, имеет в себе великое число жителей и обнесен вокруг земляным валом с бастионами, а в стороне к морю, по левую сторону реки Прегеля, сделана небольшая регулярная четвероугольная крепость, или цитадель, называемая Фридрихсбур-гом, с установленными вокруг пушками. Но все сии укрепления не составляют дальнейшей важности, ибо как по великой обширности города содержание всех валов в хорошем порядке сопряжено б было с великим коштом4, то и с многочисленным гарнизоном не может сей город порядочной и долговременной осады вытерпеть, и потому считаться может он более открытым купеческим и торговым городом, нежели крепостью. Со всем тем везде при въездах поделаны были порядочные городские ворота, и при оных содержались строгие караулы.
Что касается до внутренности сего города, то она разделяется сперва на самый город и на несколько обширных форштатов5, которые, однако, не отделены от города никакой особой стеной, но совокупно с ними окружены вышеупомянутым земляным валом, а отличны от города только тем, что в них строения не таковы хороши и не таковы высоки, как в городе, а притом наиболее состоят из кирпичных мазанок, как, напротив того, в самом городе находятся уже все сплошные и о нескольких этажей каменные дома, сплющенные между собой наитеснейшим образом.
Впрочем, сей внутренний и лучший город имеет в себе три главные отделения, или части, известные у них под именем
4 Кошт — (с нем.) издержки, расход.
5 Форштадты — предместья.
Альтштата, или старого города, Кнайп-хофа, который находится на вышеупомянутом острове, и Лебенихта. Каждая из сих частей составляет некоторым образом особый город, ибо каждая имеет особую свою ратушу, особую соборную церковь, особые свои публичные здания, особую торговую площадь и особое городское начальство.
Задания
1. Что вам известно об авторе документа? Каково его социальное положение? Должность? Когда им был создан документ?
2. О каких выгодных чертах географического положения Кенигсберга говорит автор? Найдите в тексте не менее трех.
3. В чем особенности планировки города? Используя текст, назовите не менее трех.
4. Почему, по мнению А. Т. Болотова, Кёнигсберг может считаться «более открытым купеческим и торговым городом, нежели крепостью»? Приведите объяснение из текста.
5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа? Что позволило ему так подробно описать город?
6. Какую функцию выполняли городские ворота в XVIII веке? Приведите примеры использования этих сооружений в наши дни.
7. Сохранилась ли до наших дней упоминаемая в тексте крепость Фридрихсбург?
8. Можно ли использовать информацию, которую содержат записки А. Т. Болотова, для развития современной экономики и культуры Калининграда?
УДК 37.026
КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ
Научно-методический электронный журнал
Ильина М. В. Способы организации учебной деятельности с историческим текстом // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2019. — № 3 (сентябрь). — С. 90-97. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2019/30sept2019/kvo313/
Marina V. Ilyina
Private educational institution — the lyceum "Hanseatic boat"
Methods of the organisation of academic activity with the historical text
the organisation of academic activity with the historical texts. Moreover the article contains the classification of the historical academic texts and the levels of the source analysis. Additionally the article presents the operation algorithm for the formation of instruction for the text work and the example of the local history text tasks.
Abstract. The article generalizes the school Keywords: didactical training tools, cog-
practice experience of work with the dif- nitive activity, text questions and tasks
ferent types of historical texts; the general typology, multilevel analysis of the histor-
principles, which should be the basis for ical source.