Социально-гуманитарное обозрение
DOI 10.24411 /2346-8408-2018-10001
The Philosophy of Dimensions of an Architectural Work
Вопросы философии измерений архитектурного произведения
Mikhail Yurievich Limonad,
doctor of architecture, professor of chair of architecture in the architecture departament of the State University of landing planning, Gr. PhD E-mail: [email protected]
Михаил Юрьевич Лимонад,
доктор архитектуры, профессор кафедры архитектуры архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству E-mail: [email protected]
Annotation. Philosophical measurements are not yet a part of Metrology. The field of qualitative measurements of properties in non-physical quantities is a topical problem of our time. It is part of the architectural qualitology where the methods and processes of architectural and town-planning appearance of architectural works have been developed and applied in an experimental manner. The bipyramidal scale for measuring the quality characteristics of the medium properties is proposed. The prospects of development of the philosophical dimensions of the future of the Metrology of non-physical values of environment properties.
Key words: philosophical dimensions, quality, architectural qualitology, architectural and town-planning appearance (ATPA), architectural work, procedures, measurements, Metrology, property, characteristic, class relevance
Аннотация. Философские измерения пока не являются частью метрологии. Область качественных измерений свойств в нефизических величинах — актуальная проблематика нашего времени. Она является частью архитектурной квалитологии, где методы и процедуры оценки архитектурно-градостроительного облика произведений архитектуры уже разработаны и применяются в экспериментальном порядке. Предложена бипирамидальная шкала измерения качественных характеристик свойств среды. Намечены перспективы развития области философских измерений как будущей метрологии нефизических величин свойств среды.
Ключевые слова: философские измерения, качество, архитектурная квалитология, архитектурно-градостроительный облик (АГО), архитектурное произведение, процедуры измерений, метрология, свойство, характеристика, класс актуальности
Философские измерения архитектурного творчества в смысловом пространстве современной культуры — весьма широкая и многоаспектная тема. При всей кажущейся ее неопределенности, она приобретает достаточно острую актуальность, в том числе и в сфере архитектурного права. Однако, чтобы не утерять конкретности решаемых задач важно прояснить и осмыслить понятийный аппарат выбранного направления. При этом в каждом рассматриваемом случае следует оценить его актуальность. Иначе о научном подходе не стоит и говорить!
На протяжении всего исторического периода существования донаучных учений и науки в современном понимании этот вид человеческой деятельности сопровождает развитие техники. Ученые выступали в качестве конструкторов и мастеров, создававших новые устройства, часто блиставшие своим совершенством. Достаточно вспомнить устройства и машины Архимеда, приборы Аристотеля, совершенные модели механизмы Леонардо, телескоп Галилея...
То же происходило и в архитектуре. Имхотеп, Витрувий, Палладио, Ле Корбюзье — именно такие ученые и архитекторы-практики.
В архитектуре учения и проекты всегда были неразрывны: совершенные произведения архитектуры невозможно возвести без совершенных знаний. Научная деятельность и сейчас актуальна, поэтому изучение основ науки и ее проблем для будущего и активно действующего ученого-архитектора необходимо. Вряд ли можно всерьез рассчитывать на то, что стихийный рынок недвижимости, игнорируя достижения архитектурной науки, создаст на планете приемлемые условия жизни людей.
Начнем с двух заявленных позиций. Философские измерения — вещь научно не проявленная и не общеизвестная. С точки зрения физики измерения — сопоставление величины с ее единицей или шкалой. Это количественные измерения. Они — область метрологии. Содержание понятия такого «измерения», дано более 200 лет назад великим математиком Л. Эйлером: «Невозможно определить или измерить одну величину иначе, как приняв в качестве известной другую величину этого же рода и указав соотношение, в котором она находится к ней» [1].
Но не будем забывать, что важной областью измерений являются качественные измерения.
№3/2018
7
Social-humanitarian review
В них допускается определять наличие или отсутствие какого-либо свойства пока только по двоичной шкале «да-нет». Само построение измерительной системы такого рода — есть проявление философии. И если один из фундаментальных принципов метрологии гласит, что измерять можно лишь физические величины (т.е. свойства материальных объектов, явлений или процессов), то это явная однобокость измерительной науки, ее грубый физический материализм. Поэтому многие ортодоксальные физики упрямо считают, что философские, социологические, экономические, психологические, филологические и другие измерения, а в них, почему-то только предполагаемые количественные оценки нефизических величин, остаются за пределами метрологии. Это крайне ограниченный взгляд! Результатом глубокого невежества также следует считать причисление архитектурной науки к сугубо техническим наукам. У тех, кто это сделал, видимо, полностью отсутствуют представления о духовном мире человека и роли архитектуры в его формировании. Лиц с таким уровнем компетенции оставлять в руководстве научной политикой просто опасно для благосостояния страны и ее народа [2].
А вот философская метрия как раз и должна заниматься качественными измерениями нефизических величин.
Измеримы ли нефизические величины свойств? Сошлемся на слова Галилео Галилея: «Все, что измеримо, должно быть измерено, а что неизмеримо должно стать таковым!» Для измерения и оценки качеств такого рода в архитектуре автором была предложена бипирами-дальная шкала балльной оценки свойств. В качестве обобщенного описания результата, описывающего совокупное архитектурное качество, предлагалось применять универсальную «бипи-рамидальную» шкалу качественных оценок, состоящую из 11 классов с относительными балльными измерениями вполне определенных художественно-композиционных свойств. В этой шкале для оценки балльности могут применяться на стадиях критериальных частных оценок как оценки типа + или — (да или нет), так и количественные оценки, в том числе в баллах [2].
Так что философские измерения в оценке свойств архитектурных объектов и проектов возможны и необходимы.
Другая сторона дела — измерения архитектурного творчества в смысловом пространстве современной культуры. Предмет оценок здесь архитектурное творчество. Ведь архитектура содержит в себе невербальное сообщение авто-
ра всем, кто видит и пользуется созданным архитектурным произведением.
Что же такое язык архитектуры? Язык с точки зрения современной информатики — база знаний, объединяющая базу данных — знаков (символов, применяемых в языке) и дисциплину их применения для обозначения смыслов. Различают языковые и неязыковые знаки. Описание и изучение знаков — предмет семиотики, соответствующей научной дисциплины. Таким образом, в архитектурной науке есть место архитектурной семиотике. В архитектуре знаки-формы не замещают обычно предметы, о которых сообщают нам, а изображают их или показывают отношение к ним.
Определяющей стороной знака является его значение, которое может быть предметным, смысловым или экспрессивным. Наука о смыслах символов называется семантикой. Именно семантика наглядно показывает, что для прочтения смысла языка недостаточно, нужен механизм его применения — речь. Архитектура тоже применяет для передачи информации язык. По жанру архитектурные языки известны как пластический язык форм (объемный), пластически конструктивный, скульптурно-декоративный, цветовой, композиционный, изобразительный.
Для архитектурного общения нужны связные сообщения в облике произведения, порождающие в сознании различные образы — «архитектурная речь», так мы их назовем как некое системное явление. Речь более сложная и производная от языка связная система формирования, хранения и обработки информации, смысловая система знаний с позиций теории информации.
Здесь нельзя не упомянуть и об энергетических посылах, которые могут возбуждаться и передаваться как импульсы, излучения, полевые состояния. В архитектуре такие явления, которые мы называем энергоинформационными, являются обычным явлением.
Архитектурный язык состоит обычно из облика элементов постройки, их пластики, деталей архитектурного декора и образуемых ими художественных тем. Это средства создания облика, но еще не произведение архитектуры. Особую группу языков составляют языки символов: представительских (геральдические языки), религиозных, функционально и конструктивно пластических символов (сугубо архитектурные символы). Архитектурные языки относятся к первому этапу обучения архитектора
8
№3/2018
Социально-гуманитарное обозрение
и часто изучаются не в теории композиции, а в истории архитектуры.
Язык может не обладать авторской индивидуальностью (как, например, те же ордера), а может обладать частично или полностью (как в языках отдельных мастеров архитектуры). Вот здесь и проявляется измерение качеств как минимум в троичной шкале оценок.
Каждый язык имеет правила складывания информации в читаемый «текст». Это его грамматика. Художественные темы как более сложные компоненты языка, чем знаки-формы, могут быть уподоблены архитектурным фразам (предложениям). Все они наделяются смыслами. Обучение преследует и такую цель как обучить пониманию смыслов, заложенных в знаках-формах и в сложенных из них художественных темах. Эти аспекты архитектуры являются предметом изучения специальной дисциплины — архитектурной гештальт-типологии [2].
Ландшафтная архитектура, как и архитектура зданий и сооружений и как любые науки их изучающие, обладает своим архитектурным языком, на основе которого формируется и сама эта архитектура, архитектурный облик произведения (условно можно назвать это архитектурной речью или текстом), причем одновременно можно говорить о языковой взаимосвязанной системе. Ведь очевидно, что произведение, выполненное в натуре, говорит на невербальном языке архитектурной объемной пластики, а пояснительная записка или научный труд — на соответствующем примененной пластике вербальном (словесном) языке.
Более того, каждая из этих языковых ветвей делится на структурные части. Так изобразительные языки представлены различными видами и жанрами архитектурной графики, вербальные же — различными словарями, глоссариями, справочниками и регламентами по составлению служебных текстов. А уже из них складываются произведения, в которых языки формируют конкретную архитектурную речь [4].
Каждый язык имеет свою семиотическую основу (систему знаков-символов) и семантическую базу, оперирующую смыслами. В конечном итоге именно смыслы и представляют наиболее значимую часть речи, которая становится формой нашего общения с архитектурной средой.
Все это должны уметь прочесть и сами архитекторы, и население, которое живет в среде, формируемой такими произведениями.
Архитектурная речь это — конкретные произведения и их совокупности. Они — автор-
ское послание пользователям или созерцателям архитектурного произведения. Такая речь обладает всегда авторским стилем архитектурного повествования, личной манерой, привязкой к конкретному ландшафту, пейзажу или застройке. В натурной среде мы всегда имеем дело с архитектурной речью на одном или сразу на нескольких языках. К сожалению, часто мы не умеем прочесть такие речевые архитектурные послания, а иногда не знаем, что сами написали, создав свое авторское произведение.
Научиться «писать и читать» архитектуру — задача архитектурно-композиционной науки. И относится это не только к архитекторам или дизайнерам, которым уготована роль «писателей», но и к населению в целом, как к «читателям». Ибо архитектурная безграмотность делает архитектуру бессмысленной, а среду — немой (т.е. среда становится инвалидом, потерявшим здоровье). Для преодоления такой ситуации и должны сказать свое веское слово Общая теория архитектуры и композиционная наука, в том числе и архитектурная квалитология — наука о качестве архитектуры. [2] Это сегодня — актуальная и ключевая проблема.
Самостоятельной сферой исследования качества является изучение художественных свойств архитектурных произведений. С 01 января 2015 года на территории Московской области введена процедура рассмотрения и согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) объекта капитального строительства, которое осуществляется в отношении вновь возводимых и реконструируемых объектов капитального строительства. Понятия облика как внешнего вида объекта и образа как мыслефор-мы, связанной с тем же объектом в сознании, были разработаны автором в 2008—2010 годах в Государственном университете землеустройства на факультете второго высшего образования, откуда они и вошли в идеологию оценки АГО. Результатом согласования является выданное Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области свидетельство о согласовании архитектурно — градостроительного облика объектов капитального строительства на территории Московской области. Одновременно подобные обязательные госуслуги стали оказываться во многих регионах России [3]. Так философия архитектуры перешла в правовую фазу своего существования.
Но до сих пор не были разработаны нормативные документы по формированию визуальной среды застройки и архитектурных ландшафтов, нет требований по допустимым откло-
№3/2018
9
Social-humanitarian review
нениям от требуемых показателей, в частности по допустимым размерам гомогенных и агрессивных полей в архитектуре города. Проблем в области видеоэкологии накопилось ничуть не меньше, чем в других областях экологии, и многие из них требуют срочного решения. Имеющийся опыт показывает, что процедура согласования не основывается на обоснованной экспертизе, и это порождает активные протесты застройщиков и проектировщиков, населения.
Экспертная оценка качества художественных и композиционных свойств архитектурноградостроительного облика (АГО) объектов недвижимости, проводится в целях достижения архитектурной средой жизнедеятельности населения наблюдаемых в такой среде ее высоких художественных качеств с учетом окружающих ландшафта и застройки, а также достижения психологического здоровья и комфорта лиц, находящихся в оцениваемой архитектурной среде. В большинстве регионов России такая оценка начала проводиться по требованиям местного законодательства и решениям исполнительных органов власти. Но единой методики проведения оценочных процедур и несения ответственности за результаты экспертиз АГО пока не выработано и не установлено [3].
Одним из важных свойств облика считается наличие в нем упорядоченной системы управляющих движением и покоем форм, помогающей пользователю на чувственном уровне решать навигационные задачи в архитектурной среде с учетом особенностей такого направления метрологии, как энергоинформационность или эниометрия. Полезности и вредности выступают здесь в качестве свойств салюберогенности (благотворности) и патогенности (болезнетворное™) соответственно.
Красота так же измерима только в качественной метрии и как полевое энергоинформационное свойство архитектуры в отношении человека, влияющее непосредственно на его психическое здоровье.
С этой целью разработано «Руководство по проведению оценки качества художественных и композиционных свойств архитектурно-градостроительного облика (АГО) зданий, сооружений и комплексов», которое по замыслу авторов призвано установить методики проведения оценочных процедур, присвоения категорий ценности архитектуре объекта — оцениваемого архитектурного произведения в увязке с окружающей объект средой, видов из окружающей среды на объект, в том числе на его особо значимые части — входы, въезды, места несения симво-
лики, силуэт. В ходе оценки наблюдаемых архитектурных качеств может устанавливаться присваиваемая категория архитектурной ценности и режим сохранения АГО для формирования архитектурно-градостроительного лица застройки градостроительного образования [3]. Здесь противоположные экстремы «старое» и «новое» в застройке приобретают то конфликтный, то, в лучшем случае, взаимодополняющий характер. Именно отсюда вырастает задача сохранения или преобразования морфологического типа застройки.
Стоимость произведения может зависеть от его красоты, художественной ценности или вида панорамы из окон. Красивая панорама будет дороже стоить. Такой подход практически реализуется риэлтерскими компаниями повсеместно. В некоторых странах цена красоты включена в стоимость объекта законом. Именно поэтому и нужна такая научная дисциплина как архитектурная квалитология и ее, в своей основе философские, измерения качества. Позволим себе не вполне доказуемую, но, тем не менее, логичную оценку общей ситуации. Поскольку тезис Витрувия о пользе, прочности и красоте не устарел, и архитектура в равной степени сочетает в себе все эти факторы, то красота составляет в среднем 1/3 факторной цены, а именно 33,3%, что и подтверждает в определенной мере проведенный специальный обзор обнародованных материалов по этому вопросу.
Архитектурно-квалитологическую экспертизу следует проводить в две стадии: информационно-психологическую как визуальные испытания и графоаналитическую как соответствующий вид испытаний и исследований. Предложены и апробированы в экспериментальном порядке и в ходе образовательного процесса в магистратуре методы визуальной, графической, аналитической и графо-аналитической оценки композиционных свойств архитектурных произведений. Возникли даже алгебраические системы уравнений художественных тем, узлов и ансамблевых построений. Поверить алгеброй гармонию оказалось вполне реальным.
Для аналитических оценочных процедур частично применен метод семантического дифференциала (СД) Ч. Осгуда, где объекты (понятия, изображения) оцениваются по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Измерения проводятся методом экспертной оценки в баллах по факторам оценки. А далее надо получить сопоставимый относительный показатель, для чего
10
№3/2018
Социально-гуманитарное обозрение
сумму баллов делят на число оцениваемых показателей. Тогда разные объекты, оцениваемые по разным показателям и шкалам, оказываются приведенными к сопоставимому виду. Архитектурно-квалитологическую экспертизу следует проводить в две стадии: информационно-психо-логическую как визуальные испытания и графоаналитическую как соответствующий вид испытаний и исследований. Предложены и апробированы в экспериментальном порядке и в ходе образовательного процесса в магистратуре методы и процедуры визуальной, графической, аналитической и графо-аналитической оценки композиционных свойств архитектурных произведений. Возникли даже алгебраические системы уравнений художественных тем, узлов и ансамблевых построений. Поверить алгеброй гармонию оказалось вполне реальным.
Для аналитических оценочных процедур частично применен метод семантического дифференциала (СД) Ч. Осгуда, где объекты (понятия, изображения) оцениваются по ряду биполярных градуированных (трех-, пяти-, семибалльных) шкал, полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. [3].
В этом проявляется философская связь общей теории архитектуры и архитектурной ква-литологии.
В целом нужно установить философскую, а не физическую, метрологию шкалы как диапазон изменения состояний измеряемого явления или предмета. Следует рассматривать свойства как основу качества средовых явлений и их воздействий. Учитывать ценность результата таких воздействий для исследуемых контингентов пользователей. Должна быть выработана процедура оценки смены качественных состояний, измеренная в долях, принятых за единицы в качественном измерении. Единство измерений
должно при этом оставаться ведущим концептуальным принципом.
Возможна ли такая философская метрология? — Думается, что да. Работа над ней относится к 5 классу актуальности, необходимость и своевременность которого не теряется ни на каком отрезке времени, ни для общих, ни для частных, конкретно определенных ситуаций.
Список литературы
1. Измерения. Метрология (наука об измерениях). Метрологическое обеспечение производства, [Электронный ресурс] / http://metrob.ru
2. Лгшонад М.Ю. и др. Актуальные и малоизученные проблемы архитектуры зданий, сооружений и комплексов. Избранные проблемы архитектурной типологии. Основы общей теории архитектуры в дисциплине «Проблемы композиции в архитектуре и дизайне среды»: Учеб, пособие для вузов. М.: электронное издательство ШАССИ, 2016.
3. Лимонад М.Ю., С. О. Антонов, Трубицына НА. Оценка архитектурно-градостроительного облика здания или сооружения как произведения архитектуры: Учеб.-метод. пособие. М.: ГУЗ, ШАССИ. 2017.
4. Трубицына Н.А., Лимонад М.Ю. О ландшафтном архитектурном языке // Архитектон: известия вузов. 2014. № 48. Декабрь.
5. Об утверждении Положения о рассмотрении архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и выдаче Свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Московской области и внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 11.04.2016 № 270/9 «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области» // http://docs.cntd.ru/docu-ment/456035788.
№3/2018
11