УДК 72 DOI: 10.22227/1997-0935.2017.6.610-618
архитектура и ее парусность
М.Ю. Лимонад
Государственный университет по землеустройству (ГУЗ), 105005, г. Москва, ул. Казакова, д. 15
АННОТАцИЯ. В статье рассматриваются вопросы композиции ландшафта и застройки на основе закономерностей аэродинамического сопротивления объектов ветровому потоку и возникающему физическому эффекту парусности. Описано применение ландшафтно-визуальной оценки на основе парусности застройки как критерия при разработке архитектурно-градостроительного облика зданий. Парусность изучена как физическое явление, возникающее у ландшафтных форм, зданий, сыпучих материалов, поверхности и растительности рельефа. Найдено сходство между силуэтами парусных кораблей и городской застройки. Выявлено, что в архитектурной квалитологии центр парусности и центр бокового сопротивления объекта может помочь оценить взаиморасположение элементов пейзажа и облика застройки для достижения композиционной целостности. Таким образом разработана методика оценки визуального облика, основанная на системе визуальных моментов парусности относительно центра наблюдения объекта. Анализируется влияние высотной застройки на условия деятельной поверхности для пребывания человека на отечественных и зарубежных примерах. Описаны высотная застройка на Новом Арбате в г. Москва, скульптура «Родина-мать зовет!» в г. Волгоград, башня «Спинакер» в г. Портсмут (Великобритания), отель «Бурдж аль-Араб» в г. Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Отмечено, что для оценки композиционной целостности наблюдаемых ландшафтов по визуальной парусности используются фотографии с уровня земли и значимых высот оконных проемов. Этот метод можно применить для проведения оценки существующих видов и панорам, для чего их необходимо заснять на фото или видео, при этом выполняя редактирование для установления адекватности зрительному восприятию человеком в реальных условиях. В заключение приведен результат исследования, раскрывающий применение метода оценки визуальной парусности для определения соразмерного единства внешнего объема здания с пространством окружающей среды. На этой композиционной характеристике основано создание художественно завершенного целого ландшафта, что повышает его эстетическую и экономическую ценность.
КЛЮчЕВЫЕ СЛОВА: архитектура, парусность, композиция, метод, динамическое равновесие, вид, панорама, архитектурно-градостроительный облик, центр парусности видимого объекта
ДЛЯ цИТИРОВАНИЯ: Лимонад М.Ю. Архитектура и ее парусность // Вестник МГСУ. 2017. Т. 12. Вып. 6 (105). С. 610-618. DOI: 10.22227/1997-0935.2017.6.610-618
ARCHITECTURE AND ITS WINDAGE
M.Yu. Limonad
State University of Land Use Planning (GUZ), 15 Kazakova str, Moscow, 105005, Russian Federation
ABSTRACT. The article deals with the composition of the landscape and building on the basis of the laws of aerodynamic resistance of objects to the wind flow and the resulting physical effect of sail. The application of landscape-visual assessment based on windage properties as a criterion for the development of the architectural and town-planning appearance of buildings is presented. Windage is studied as a physical phenomenon arising in landscape forms, buildings, loose materials, w surface and vegetation of the relief. Similarities are found between the silhouettes of windage ships and urban buildings. It
<¡0 is revealed that in the architectural qualification the center of the sail and the center of the lateral resistance of the object
<£ can help assess the relative position of the elements of the landscape and the appearance of the building in order to
achieve compositional integrity. Thus, a technique for assessing visual appearance based on a system of visual moments of sailness with respect to the object's observation center has been developed. The influence of high-rise buildings on the conditions of the active surface for human stay on domestic and foreign examples is analyzed. Among the described ^ objects there are high-rise buildings on Novy Arbat in Moscow, the sculpture "Motherland Calls!" In Volgograd, Spinaker
Tower in Portsmouth (United Kingdom), Burj Al Arab Hotel in Dubai (United Arab Emirates). It is noted that to assess the compositional integrity of the observed landscapes by visual windage, photographs from the ground level and significant heights of window openings are used. It is proposed to use this to assess the existing types and panoramas, for which they need to capture a photo or video of planar or volumetric images, while performing editing to establish the adequacy of
<N
S o
visual perception of a person in real conditions. In conclusion, the result of the study reveals the application of the method
of assessing visual windage to determine the proportional unity of the external volume of the building with the environment. q On this compositional characteristic, the creation of an artistically completed whole landscape is based, which increases its
aesthetic and economic value.
KEY WORDS: architecture, windage, composition, method, dynamic balance, view, panorama, architectural and town-planning appearance, center of windage of the visible object
S
jj FOR CITATION: Limonad M.Yu. Arkhitektura i ee parusnost' [Architecture and Its Windage]. Vestnik MGSU [Proceedings O of Moscow State University of Civil Engineering]. 2017, vol. 12, issue 6 (105), pp. 610-618. DOI: 10.22227/1997® 0935.2017.6.610-618 10
610 © Лимонад М.Ю., 2017
В настоящее время повсеместно стала проводиться процедура согласования архитектурно-градостроительного облика (АГО) зданий, сооружений и архитектурных комплексов [1]. Проблема с реализацией подобной экспертизы заключается в отсутствии методик оценки качества художественных и композиционных свойств наблюдаемых ландшафтов (как правило, пейзажей), в т.ч. входящего в них АГО застройки.
Для риэлторов же стала актуальной оценка качества наблюдаемых из зданий и помещений видов и панорам при оценке стоимости недвижимости. По этому вопросу опубликовано большое количество материалов, из которых следует, что виды и панорамы значительно влияют на стоимость зданий и помещений. Эстетика стала вновь ценным фактором, а это означает повышение значимости композици-
онных свойств архитектурных ландшафтов, куда включаются оцениваемые объекты. Диапазон стоимости красоты и ценности видов у разных авторов разный [2-4], но большинство сходится на надбавке цены на элитную недвижимость в 10.. .50 %. Это зависит от того, какой пейзаж представляется за окном и насколько он привлекателен и гармоничен.
Одним из важных композиционных факторов наблюдаемого из окна или через витраж пейзажа является гармоничная уравновешенность всего состава видимых объектов. Это и есть его динамическое равновесие (рис. 1). Простейшим типом равновесия является строгая симметрия вида и размещения массивных объектов вида или панорамы (рис. 2). Сюда включаются все элементы наблюдаемого ландшафта, будь они природного или искусственного происхождения. По классификации магистра
Ю О
(О X
о >
с во
N
¡г о
н *
О
X 5 I н о ф ю
ландшафтной архитектуры Н.А. трубицыной наблюдаемые из объекта недвижимости ландшафты как территориальные комплексы по своему составу могут быть природными, архитектурными или урбанизированными (арххорами, по определению В.И. Вернадского), а также смешанными природно-архитектурными ландшафтами [5].
Спроецированные на поверхность поля наблюдения элементы ландшафта, включая и невоздушные фоны, становятся пейзажами, которые и оцениваются по их художественным свойствам. Равновесность их в поле наблюдения из окна или через витраж и предлагается оценивать как динамическое равновесие их парусности. В отличие от известного представления об этом явлении, речь идет о зрительном эффекте, схожем в основе с ветровой парусностью. В общем виде под парусностью следует понимать свойство любого предмета воспринимать кинетическую энергию воздушного потока (ветра). такую парусность назовем ветровой.
Ветровая парусность присуща не только парусным судам и кораблям. Ею обладают ландшафтные формы, строения, особенно высотные, и даже сыпучие материалы, подверженные ветровой нагрузке. Если сравнить силуэты парусников и городской застройки, то можно без труда найти между ними сходство (рис. 3). И если в судостроении одной из специфических сложностей проектирования парусных судов является центровка, определение оптимального взаиморасположения центра парусности (ДП) и центра бокового сопротивления (ДБС) [6], то в архитектурной квалитологии подобная центровка определяет реально сложившееся взаиморасположение элементов наблюдаемого пейзажа или облика зданий как систему визуальных моментов парусности относительно центра наблюдения. Дентром такой наблюдаемой или визуальной парусности будет условная точка приложения равнодействующей сил сопротивления поверхности видимых объектов в пейзаже условному же потоку направленного на них взгляда.
В судостроении различают полезную и паразитную парусность. Полезная парусность может признаваться как площадь всех парусов на судне, поставленных в диаметральной плоскости, проходящей через нос и корму вдоль корпуса. Они двигают судно по курсу его движения. Паразитная парусность мешает этому движению. Ее определяют как площадь надводного борта, надстроек, рубок, дымовых труб, рангоута (мачт, реев, гафелей, бушпритов), спроецированных на диаметральную плоскость судна.
Проблемы ветровой парусности в архитектуре возникли еще в далекой древности при постройке Фаросского маяка. С особой силой они проявились в XIX веке при постройке небоскребов. В наше время парусность огромных по высоте зданий и сооружений считается паразитной, поскольку значительные ветровые нагрузки порождают риск разрушения и нанесения ущерба.
Примером негативного влияния паразитной парусности на сооружения можно считать меч статуи Родины-матери на Мамаевом кургане. Меч этот, будучи очень массивным, неоднократно разрушался под воздействием своей ветровой парусности и возникавшего резонанса. Это явление было близко эффекту флаттера, когда у самолета из-за резонанса в полете отваливаются крылья. Огромная фигура испытывает разрушительные деформации, в частности из-за колебания меча от ветровых нагрузок. В процессе исследования меча в аэродинамической трубе ДАГИ было предложено перфорировать меч для изменения характера возникающих ветровых нагрузок (рис. 4). Это дало нужный результат — меч цел и поныне.
Другой случай позволил проанализировать штормовые порывы ветра на Новом Арбате как следствие архитектурного решения. В ДАГИ существует направление исследований, работающее над десантными системами для спускаемых аппаратов космических кораблей. Установлено, что отверстия в куполе парашюта выравнивают набегающий по-
Рис. 3. Сравнение силуэтов парусников и городской застройки: сходство очевидно
а б
Рис. 4. Меч скульптуры Родины-матери: а — аэродинамическая труба Т-101 в ЦАГИ, где проходили испытания; б — фрагмент руки с мечом с прорезями в верхней части
ток и повышают его устойчивость и управляемость (рис. 5). Без ущерба для качества приземления они могут иметь отверстия или щели площадью до 10 % от площади купола. На генеральном плане Нового Арбата было графически проанализировано возможное образование ветровых потоков. Замечено, что высокие здания напоминают лопатки турбин реактивного двигателя (рис. 6). Благодаря их наличию образуются сильнейшие вихри даже в умеренную ветреную погоду. Реконструкция проспекта в данный момент не устраняет это явление.
Рис. 5. Отверстия и щели в куполе парашюта для придания ему устойчивости в полете
Это подтверждает и учебник по архитектурным конструкциям, в котором отмечается влияние высотных зданий на комфортность пешеходов. В случае, когда ветровой поток встречает на своем пути высотное здание, он разбивается на несколько, часть из которых огибает здание, а другая опускается вниз, а затем у поверхности земли они направляются к углам здания, где наблюдаются самые сильные потоки воздуха, в два-три раза превышающие
по своей скорости ветер, который дул бы на этом месте, если бы не было здания [7].
Применение парусных форм в архитектуре не новость. Приведем два примера работы таких объектов.
Первый из них находится в Великобритании, это башня «Спинакер» в Портсмуте (рис. 7). Жители города из многих представленных на конкурс проектов выбрали башню в виде паруса, напоминающую, что история Портсмута — это история мореплавания и кораблестроения. Проект башни был разработан еще в 1995 году, и имел рабочее название «Башня Тысячелетия», но из-за задержек с финансированием она была построена только в 2005 году. Тогда же она и получила свое название «Спинакер» (так называется вид треугольного паруса).
Высота башни составляет 170 м, в два с половиной раза выше колонны Нельсона на Трафальгар- ^ ской площади. Это самое высокое сооружение за № пределами Лондона, куда можно подняться. Башня т является прекрасным ориентиром и видна далеко за пределами Портсмута, ее видно даже с острова к Уайт. Две выгнутые стальные арки придают башне § сходство с парусом, а наверху оборудована трой- С ная смотровая площадка. Оттуда видна панорама у Портсмута и окрестностей на 320° и на расстояние Н 37 км. Верхняя смотровая площадка, так называе- ^ мое «воронье гнездо», закрыта стальной сетчатой ^ крышей. Площадки застекленные, пол — самый большой стеклянный пол в Европе [8]. 00
Башня характерна тем, что имеет ажурную П конструкцию, пропускающую через себя большую у часть набегающего ветра. Но зрительно кажется, к что это грандиозная яхта, несущая город-порт по 6 морю. 1
Другой пример — отель Бурдж аль-Араб (бук- о вально «Арабская башня») в Дубае, Объединенные Арабские Эмираты. Его парус стоит в море на рас-
стоянии 280 м от берега на искусственном острове, соединенном с землей при помощи моста (рис. 8). Здесь же находится и самый высокий атриумный вестибюль в мире высотой в 180 м. Идея строительства отеля в форме паруса принадлежит английскому архитектору Тому Райту. За основу своей идеи он принял арабскую лодку доу с парусом. [9]. Отель противостоит ветрам за счет своего основания и конструкции, спроектированной на основе формы яхты.
В рассматриваемом случае имеет значение условная парусность — визуальная. Предполагается, что взгляд является потоком, воздействующим на видимые поверхности объектов в пейзаже. Возникает эффект, подобный паразитной парусности судов. Можно считать такую парусность в ландшафте и архитектуре полезной как фактор создания психологически благоприятного вида.
Исходная документация для оценки равновесности наблюдаемых ландшафтов (пейзажей)
методом визуальной парусности должна включать фотографии ландшафта с уровня земли и значимых высот оконных проемов, в т.ч. и АГО, попадающих в поле наблюдения имеющихся и проектируемых объектов недвижимости.
Для проведения оценки реально существующих видов и панорам их необходимо запечатлеть на фото и/или видео как плоскостные или объемные изображения. Результаты съемки не должны искажать картину, наблюдаемую человеком в реальных обстоятельствах (рис. 9). Применяемые для оценочных измерительных и испытательных процедур изображения следует отредактировать для установления его адекватности зрительному восприятию человеком в реальных условиях: например, выполнить приближение объекта в кадре, усилить контрастность и яркость как в солнечный день, скорректировать наблюдаемое и полученное при съемке цветовое решение.
Одно из явлений, позволяющих оценить единство и целостность композиции, заключается в уравновешенности пейзажной картины. В регулярной планировке равновесие достигается часто путем повторения одинаковых предметов и расстояний между ними по обе стороны от планировочной
оси (аллеи, эспланады, партера и т.д.). При свободной, живописной планировке объекта в ландшафте равновесие выражается иначе. По ту и другую стороны от оси находятся детали, хотя и несхожие, неодинаково расположенные, но так подобранные, скомпонованные, что внимание, уделяемое тем и другим, уравновешивается.
Баланс масс и пустот как зрительных полей в оцениваемых виде или панораме важен для создания у зрителя чувства удовлетворенности от восприятия целостной композиции. Чувство баланса связано с отображением гравитации и как никакое другое диктует нам, будет ли оцениваемое изображение спокойным, напряженным или создастся ощущение падения. Динамическое равновесие и ЦП изображения с учетом масс и пустот как зрительных полей формируют целостный вид. В панораме допускается их перемещение вместе с центром взгляда. Нарушение же баланса видимых полей приводит к дискомфорту при созерцании пейзажа.
Графоаналитическая оценка динамического равновесия вида или панорамы проводится на основе полученных и специально подготовленных панорамных изображений в масштабе, позволяющем полноценно провести такую оценку с учетом всех
различимых значимых элементов пейзажа. Графическими исследованиями устанавливают характер силуэтности наземных образований в пейзаже и наличие равновесия наземных образований в видимом поле пейзажа.
Для проведения графических испытаний и исследований вида или панорамы исходные материалы с необходимыми изображениями, чертежами и планами должны быть подготовлены отдельными комплектами для каждого проводимого вида графической оценки. Такие комплекты допускается подготавливать как на бумажных, так и на электронных носителях. При проведении графических работ по оценке качества наблюдаемых видов и панорам на подготовленных подосновах следует выполнять оценочные построения с соответствующими расчетами и пояснениями, нужные для выполнения оценки. В судостроении также применяется графический расчет парусности [6].
В ходе графической оценки вида или панорамы необходимо с привлечением графических методов решить оценочную задачу оценки равновесия наземных образований в видимом поле пейзажа, устанавливаемого как сумма моментов парусности наиболее выразительных объектов относительно фокусного центра наблюдаемых вида или панорамы в каждой из половин видимого поля с последующим их сравнением по правилу рычага с двумя плечами. Графические оценочные материалы решения задачи должны прикладываться к заключениям как доказательная база проведенных графических испытаний и исследований (рис. 10).
Определение наличия динамического равновесия вида или панорамы рекомендуется производить исходя из принципа рычага в статике сооружений способом выявления визуальной парусности по силуэтам или значимым зрительным полям видимых объектов и аппликат центров такой парусности.
Ю О
(О X
о >
с во
N ^
2 о
н *
о
X 5 I н
о ф
ю
б
Рис. 10. Вид из окна Зимнего дворца на Петропавловскую крепость: а — фото; б — графический анализ визуальной парусности (Хцл — суммарный центр парусности пейзажа; ВЦП — визуальный центр пейзажа; ЦПл — центр парусности левой половины пейзажа; ЦПп — центр парусности правой половины пейзажа; Ьл — плечо левого центра парусности; Ьп — плечо правого центра парусности; Мпл — левый момент парусности; Мпп — правый момент парусности; М = ЦП х Ь ф М = ЦП х Ь , пейзаж можно считать практически динамически равновесным, отклонение от
' п.л ^^ л л ' п.п ^^ п п' г ^ Г 5
ВЦП около 5 %)
В ходе оценочной процедуры устанавливается отклонение суммарного центра визуальной парусности от центра визуальной тяжести всего вида или панорамы и тем квалифицируется наличие или отсутствие в них динамического равновесия.
В приведенном случае оценивается степень отклонения полученного ЦП видимых масс от центра наблюдения пейзажа на уровне реально воспринимаемого горизонта. Это может быть выражено в абсолютных или условных значениях по отношению к рабочему изображению. Далее в экспертных документах эти значения переводятся в баллы по бипирамидальной шкале качественных оценок, применяемой в общей теории архитектуры и в архитектурной квалитологии [10]. В данной шкале положительные баллы начисляются за достижение установленного «парусного» критерия динамического равновесия пейзажа, а отрицательные — за недопустимые отклонения от критерия. Нулевой балл обозначает предельно допустимую границу отклонений.
В качестве рекомендации при визуальной оценке целесообразно мысленно расчленить вид пейзажа на составные части, которые оцениваются с позиции их визуальной парусности. Следует учитывать, что особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения наблюдателя попадает много объ-
ектов. Требования композиционного единства вида или панорамы диктуют необходимость ограничения членений оцениваемого пейзажа и включенного в него АГО зданий на небольшое число элементов или групп элементов. эта необходимость определяется психофизиологическими закономерностями человеческого восприятия. Установлено, что существует определенное ограниченное количество (7 ± 2) одновременно наблюдаемых объектов, число которых непосредственно фиксируется сознанием (правило Мюллера). Большее число объектов воспринимается лишь как некая совокупность, неопределенное множество или нерасчлененное пятно. Применительно к восприятию архитектуры многочисленность относительно самостоятельных фрагментов композиции лишает ее единства, производит впечатление случайности, хаотичности, что следует оценивать как низкое качество.
Применение метода оценки визуальной парусности позволяет оценить соразмерное единство внешнего объема здания с пространством окружающей среды. эта композиционная характеристика способствует созданию художественно завершенного целого в наблюдаемом пейзаже, что повышает его эстетическую ценность. В экономическом плане это повышает цену объекта недвижимости не только в культурном, но и в денежном выражении.
литература
1. Об утверждении Положения о рассмотрении архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства и выдаче Свидетельства о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта капитального строительства на территории Московской области и внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 11.04.2016 № 270/9 «Об утверждении Положения о Главном управлении государственного строительного надзора Московской области» : Постановление Правительства Московской области от 30 декабря 2016 года № 1022/47.
2. Ибрагимова Д.М., Кадиев Р.К. Влияние экологических факторов на стоимость объекта недвижимости при ее оценке // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. 2004. № 2. С. 51-53.
3. Литинецкая М. Сколько стоит «элитный» вид из окна // Ме1гшт. Риэлтор нового поколения. Режим доступа: http://www.metrium.ru/news/detail/skolko-stoit-elitnyy-vid-iz-okna/.
4. Шевченко О.Ю., Калитвенцева А.А. Влияние экологических факторов на стоимость недвижимости // Эко-
Поступила в редакцию в мае 2017 г. Принята в доработанном виде в мае 2017 г. Одобрена для публикации в июне 2017 г.
номика и экология территориальных образований. 2015. № 4. С. 60-63.
5. Трубицына Н.А. Ландшафты музеев-заповедников как предмет землеустроительной музеефикации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. № 1. С. 53-58.
6. Король И.Э., Назаров А.Г. Практические расчеты ходовых качеств парусных яхт // Вестник СевГТУ. 1997. Вып. 6. С. 32-36.
7. Благовещенский Ф.А., Букина Е.Ф. Архитектурные конструкции. М. : Архитектура-С, 2011. 232 с.
8. Spinnaker tower to set sail this spring in Portsmouth, U.K. // ENR: Engineering News-Record. 2002. Vol. 249. Issue 24. P. 14.
9. Коротич А.В. Эмираты глазами архитектора: визит в будущее // Академический вестник УралНИИпро-ект РААСН. 2008. № 1. С. 112-115.
10. Лимонад М.Ю., Ацюковский В.А., Трубицына Н.А. и др. Основы общей теории архитектуры в дисциплине «Проблемы композиции в архитектуре и дизайне среды». М., 2016. 520 с. (Актуальные и малоизученные проблемы архитектуры зданий, сооружений и комплексов. Избранные проблемы архитектурной типологии)
00
Ф
0 т
1
S
*
о
У
Т
0 2
1
К)
В
г
3 У
о *
№
Об авторе: лимонад Михаил Юрьевич — доктор архитектуры, профессор, профессор кафедры архитектуры, Государственный университет по землеустройству (гуз), 105005, г. Москва, ул. Казакова, д. 15, [email protected].
О
(Л
REFERENCES
1. Ob utverzhdenii Polozheniya o rassmotrenii arkh-itekturno-gradostroitel'nogo oblika ob"ekta kapital'nogo stroitel'stva i vydache Svidetel'stva o soglasovanii arkhi-tekturno-gradostroitel'nogo oblika ob"ekta kapital'nogo stroitel'stva na territorii Moskovskoy oblasti i vnesenii izm-eneniy v postanovlenie Pravitel'stva Moskovskoy oblasti ot 11.04.2016№ 270/9 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Glavnom upravlenii gosudarstvennogo stroitel'nogo nadzora Moskovskoy oblasti» : Postanovlenie Pravitel'stva Moskovskoy oblasti ot 30 dekabrya 2016 goda № 1022/47 [On Approval of the Regulations on the Consideration of the Architectural and City-Planning Appearance of the Capital Construction Facility and the Issuance of the Certificate of Approval of the Architectural and Urban Design of the Capital Construction Facility on the Territory of the Moscow Region and Amendments to the Resolution of the Government of the Moscow Region of 11.04.2016 No. 270/9 "On Approving the Regulations On the Main Directorate of State Construction Supervision of the Moscow Region": Resolution of the Moscow Region Government of Dec 30 2016 No. 1022/47]. (In Russian)
2. Ibragimova D.M., Kadiyev R.K. Vliyanie eko-logicheskikh faktorov na stoimost' ob"yekta nedvizhimosti pri ee otsenke [Influence of Environmental Factors on the Value of the Property When Assessing It]. Vestnik Dagestan-skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Obshchest-vennye nauki [Bulletin of the Dagestan State University. Series 2: Social Sciences]. 2004, no. 2, pp. 51-53. (In Russian)
3. Litinetskaya M. Skol'ko stoit «elitnyy» vid iz okna [How Much Is the "Elite" View from the Window]. Metri-um. Rieltor novogo pokoleniya [Metrium. A New Generation Realtor]. Available at: http://www.metrium.ru/news/detail/ skolko-stoit-elitnyy-vid-iz-okna/. (In Russian)
4. Shevchenko O.Yu., Kalitventseva A.A. Vliyanie eko-logicheskikh faktorov na stoimost' nedvizhimosti [Influence of Environmental Factors on the Real Estate Value]. Eko-nomika i ekologiya territorial'nykh obrazovaniy [Economics
and Ecology of Territorial Entities]. 2015, no. 4, pp. 60-63. (In Russian)
5. Trubitsyna N.A. Landshafty muzeev-zapovednikov kak predmet zemleustroitel'noy muzeefikatsii [Landscapes of Reserve Museums as a Subject of Land-Use Museumifi-cation]. Zemleustroystvo, kadastr i monitoring zemel' [Land Management, Land Monitoring and Cadaster]. 2017, no. 1, pp. 53-58. (In Russian)
6. Korol' I.E., Nazarov A.G. Prakticheskie raschety khodovykh kachestv parusnykh yakht [Practical Calculations of Running Qualities of Sailing Yachts]. Vestnik SevGTU [Bulletin of the Sevastopol State Technical University]. 1997, issue. 6, pp. 32-36. (In Russian)
7. Blagoveshchenskiy F.A., Bukina E.F. Arkhitekturnye konstruktsii [Architectural Constructions]. Moscow, Arkhi-tektura-S Publ., 2011, 232 p. (In Russian)
8. Spinnaker Tower to Set Sail This Spring in Portsmouth, U.K. ENR: Engineering News-Record. 2002, vol. 249, issue 24, p. 14. (In Russian)
9. Korotich A.V. Emiraty glazami arkhitektora: vizit v budushchee [Emirates through the Eyes of the Architect: A Visit to the Future]. Akademicheskiy vestnik UralNIIproyekt RAASN [Akademicheskiy Vestnik UralNIIProekt RAASN]. 2008, no. 1, pp. 112-115. (In Russian)
10. Limonad M.Yu., Atsyukovskiy V.A., Trubitsyna N.A. et al. Osnovy obshchey teorii arkhitektury v dist-sipline «Problemy kompozitsii v arkhitekture i dizayne sredy» [Fundamentals of the General theory of Architecture in the Discipline "Problems of Composition in Architecture and Design of the Environment"]. Moscow, 2016, 520 p. (Aktual'nye i maloizuchennye problemy arkhitektury zdaniy, sooruzheniy i kompleksov. Izbrannye problemy arkhitekturnoy tipolo-gii [Actual and Poorly Studied Problems of Architecture of Buildings, Structures and Complexes, Selected Problems of Architectural Typology]) (In Russian)
Received in May 2017.
Adopted in revised form in May 2017.
Approved for publication in June 2017.
En
O About the author: Limonad Mikhail Yurievich — Doctor of Architecture, Professor, Professor of the Ar-
2", chitecture Department, State University of Land Use Planning (GUZ), 15 Kazakova str., Moscow, 105005, Russian
<¡0 Federation; [email protected].
tt
O >
E
DQ
CM
S o I-
o S