Научная статья на тему '«. . . Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!»'

«. . . Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
268
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««. . . Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!»»

«...ВОЛКОВУ, ВОЛКОВУ, ВОЛКОВУ ВСЕМ МЫ ОБЯЗАНЫ!»

Путешествие в историю театра в Ярославле должно начаться в XVIII веке. Именно тогда «театральный дух» проник в обе столицы и провинцию. В семинариях, богатых дворянских и купеческих домах по всей России ставили любительские спектакли, и даже ростовский митрополит, как говорят, писал в Ярославле духовные пьесы. Но начинанию купеческого сына Федора Волкова суждено было перерасти в нечто большее.

Юному Федору было на роду написано торговать серой и купоросом. Для обучения ремеслу отчим отправил его в столицу. Там и познакомился молодой ярославец с театральным искусством, познакомился — и влюбился в него. Волкова интересовало всё — актерская профессия, режиссура, костюмы и декорации, машинерия, как устроено театральное дело. Всё, что увидел, он воссоздал в Ярославле. Под театр Волков обустроил старый кожевенный амбар на набережной реки Волги. Театр стал действительно публичным и доступным — для любого человека, независимо от социальной принадлежности. Постепенно сложился репертуар, в котором главное место заняла национальная драматургия — наряду с Шекспиром, Мольером, Расином. Сформировалась труппа, из которой происходят первые в истории русского театра профессиональные актеры: комик Яков Шумский и Иван Дмитревский (в ту пору игравший дев и ангелов).

Итак, к 1750 году в Ярославле возникает уже не любительский, а профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром и новым зданием для представления трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей.

О регулярно действующем ярославском театре узнала императрица Елизавета и захотела видеть «комеди-

"...TO VOLKOV, TO VOLKOV, TO VOLKOV WE OWE EVERYTHING!"

антов» в своей резиденции. В 1752 году начались первые в истории русского театра гастроли — из Ярославля в Царское село. «Волковцы» к тому времени заметно обросли театральным скарбом, их театральный обоз занял 19 подвод и 6 саней. Ярославцы представили при дворе три пьесы и обеспечили себе покровительство императрицы. Самые талантливые во главе с Федором Волковым продолжили образование и карьеру в Петербурге.

За десять лет в столице купеческий сын из провинции стал одной из самых масштабных личностей российской культуры. Фигура основателя русского театра Федора Волкова высится на знаменитом монументе «Тысячелетие Руси» в окружении Ломоносова, Державина, Карамзина. И именно Волкову Екатерина Вторая заказала постановку своей коронации, вошедшей в историю как маскарад «Торжествующая Минерва». Это уличное действо стоило жизни своему автору: Федор Григорьевич простудился и умер от горячки.

Волков утвердил сценическое искусство как школу гражданских чувств и связал его с проблемами эпохи. Необычайно важным для дальнейшего развития отечественной сцены было стремление Волкова к демократизации театра и его общедоступности.

Дух Федора Волкова незримо присутствовал в ярославском театре губернатора Алексея Мельгунова, где Иван Дмитревский в 1786 году играл роль Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». Шляхетский корпус связывает фигуры Волкова, Сумарокова, Мель-гунова и Дмитревского. Алексей Петрович Мельгунов был начальником корпуса в 1756 году.

Памятник Ф. Волкову в Ярославле

Ярославский театр после Федора Волкова переживал самые разные времена, менял здания и статусы, но уже в первой половине XIX века присутствие его в жизни и географии Ярославля стало градообразующим фактором. За одной из центральных площадей закрепился статус театральной — сейчас она носит имя Федора Волкова. Здесь сменили друг друга несколько театральных построек. Здание театра в 1819 году выстроил и содержал губернский архитектор Паньков. В 1842 году газета «Ярославские губернские ведомости» сообщила об открытии в городе нового здания театра, по общему признанию, одного из лучших театральных зданий в провинции. Мысль построить театр возникла у петербургского купца Алексеева, после того как он сыграл Волкова в спектакле «Федор Волков, или День рождения русского театра» Шаховского.

Менялись владельцы и антрепренеры, а в 1880-х годах театр перешел из частных рук в ведение города. В нынешнем здании он располагается с 1911 года. Постройка здания в 1909-1911 годах стала событием всероссийского масштаба: средства на строительство собирали по подписке, проекты проходили жесткий отбор. Победителем архитектурного конкурса стал проект Николая Спирина. Здание Волковского театра выстроено в духе неоклассицизма и славится роскошными, почти дворцовыми интерьерами. На его открытии присутствовал цвет российской театральной общественности во главе с В. Немировичем-Данченко и А. Сумбатовым-Южиным. Сегодня это одна из главных архитектурных доминант Ярославля.

В день открытия здания Волковского театра в 1911 году, когда театру официально было присвоено имя основателя Федора Григорьевича Волкова, на фасаде теа-

тра была установлена памятная доска. Эта доска исчезла в 1918 году во время Ярославского мятежа, но была восстановлена в 2013 году. Сегодня зрители могут видеть интерьеры и фасады «Дома Волкова» такими, какими их задумывал академик архитектуры Николай Спирин.

В 1856 году в Ярославль с гастролями приезжал Щепкин. Выступая на обеде, данном в его честь, великий русский актер сказал: «...Кому мы всем этим обязаны? Кто, где, когда впервые привил к нашей жизни новое искусство? Он, незабвенный наш Федор Григорьевич Волков, здесь в Ярославле, 100 лет тому назад...» На торжествах к юбилею русского театра Михаил Щепкин произнес свою крылатую фразу «...Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!», и следующий юбилей в 1900 году отмечали уже непосредственно в Ярославле. На тех подмостках, где дебютировали легендарные артисты — Стрепетова, Москвин, Никулина-Косицкая, Собинов.

В советские годы Волковский снискал славу одного из лучших региональных театров, приобрел статус академического, получил несколько орденов. В 2000 году Волковский вновь принял на своих подмостках торжество в честь юбилея русского театра, на этот раз 250-летнего. В тот год была заложена новая традиция — ежегодно проводить Международный Волковский фестиваль, который сейчас — один из крупнейших театральных форумов страны. В 2008 году появился еще один фестиваль — «Будущее театральной России», который собирает на старейшей профессиональной сцене выпускников российских театральных вузов.

В настоящее время театр является единственным драматическим театром федерального подчинения, расположенным в регионе. В афише «Первого русского» — имена ведущих российских и европейских режиссеров. Театр — постоянный участник международных фестивалей и конкурсов, обладатель множества престижных наград, в том числе четырех национальных театральных премий «Золотая Маска», Премии Станиславского

Владимир Алеников и Егор Дружинин

На репетиции

с формулировкой «За вклад в развитие сценического искусства и театрального дела в России».

В Волковском театре несколько площадок: помимо Основной и Камерной сцен (около 900 и 100 мест соответственно) здесь действуют Средняя сцена (148 мест), расположенная непосредственно в пределах сценической коробки большого зала, и арт-кафе.

Театральные режиссеры и труппа Волковского в XXI веке, как и Федор Волков в веке XVIII, активно экспериментируют с художественными формами.

В 2019 году рожденный в советском Ленинграде режиссер, писатель, переводчик Владимир Алеников поставил в театре имени Волкова музыкальную фантазию в двух действиях и назвал ее «Пушкиниана. Любовь и карты». Событие историческое уже потому, что именно в этой постановке оперная певица Любовь Казарновская сыграла свою первую драматическую роль.

Новая постановка Аленикова по-настоящему синтетическое произведение, настоящий, пространственно-временной спектакль, амплитуда колебаний в нем пространства и времени такого широкого спектра, что напоминает инсценированную энциклопедию искусств, в кратком изложении, конечно, такими крупными мазками, но каждый мазок, как отпечаток в памяти, вбирает несколько пластов глубины.

Владимир Михайлович «поженил» два пушкинских произведения — «Евгений Онегин» и «Пиковая дама». Сделал то же самое с оперой и драмой и заставил драматических актеров лицедействовать под фонограмму. Разделил звук вокальный и речевой, живой звук и фонограмму, фонограмму и пантомиму. Встроил в драматическую ткань фрагменты великого немого и мультипликации. «Переодел» оперную диву Казарновскую

в драматическую актрису. Сделал из Татьяны Лариной и Графини одного персонажа. Добавил персонажей-двойников и ввел Автора (Пушкина!) и его Музу. Соединил XIX век Чайковского с XX веком Кшиштофа Пендерецкого и XXI веком Виталия Балдыча.

На многообразие и многоголосие личности режиссера не могли не слететься выдающиеся постановщики. Художник-постановщик Теодор Тэжик рисовал мизансцены в цвете по всем законам, по букве и духу живописи: с четко обозначенной перспективой, несколькими планами, изысканной композицией каждой мизансцены и яркими цветовыми пятнами актерских костюмов — белыми, зелеными, красными, черными, чистого оттенка и с переливами, с принтами и без. Сценографически использованы были все возможности волковской большой сцены: авансцена и задник, «оркестровая» яма и боковые выходы, проходы в зрительном зале и подлокотники зрительских кресел. Сцена в руках Тэжика дышала, у нее открывались и закрывались боковые двери-жабры, действие либо сжималось до узкого пятнышка света на полу, либо разбухало и распространялось на все пространство.

Любовь Казарновская анонсировала на пресс-конференции перед премьерой сложный рисунок своей роли, разные пласты своего двойного сценического образа, даже об акустике своего голоса в двух образах — Татьяны Лариной и Графини — рассказала. Тем интереснее было наблюдать за глубиной и точностью ее вживания в сценический образ в каждой мизансцене: вот она старая графиня, с шаркающей походкой, скрипучим голосом, согбенной спиной, и вдруг — Татьяна, с ее статью, горделивой осанкой, живым голосом.

Эти речевые модуляции, мимические трансформации, положение тела, как в зеркале, отражались в рисунке роли партнеров Любови Юрьевны в каждой мизансцене, их актерский ансамбль был завораживающим, словно жест одного актера перетекал в жест парт-

Алексей Кузьмин

нера, модуляция одного голоса — в голос другого, поза одного тела — в позу другого.

Автора играл народный артист России Валерий Кириллов, его Музу — Мария Полумогина. Они взяли на себя роли рассказчиков, говорили за Пушкина, за внутренний голос персонажей. Они классически читали классические пушкинские тексты — и это была услада слуха. Они наперебой говорили с другими персонажами. Это они меняли атмосферу великосветского салона и бала на уличную и площадную стилистику, превращаясь из воздушных и точеных в бесформенные и тяжелые, из светских в глубоко народных, раёч-ных, показывая внесословную природу происходящего. Все у них все получалось органично и легко. И именно они представили визитку маэстро в конце спектакля — его танго. В этом танце было все: отношения мужчины и женщины, Автора и Музы, отца и дочери, партнера и партнерши. В танго, как в голограмме любви, Кириллов и Полумогина прожили несколько ипостасей своих мужского и женского гендеров. В этом танго публика еще раз прожила все драматические перипетии сценических образов (мужских и женских) отгремевшего спектакля.

А чуть раньше, в 2018 году, польский режиссер Анджей Бубень (его спектакли дважды номинировались на Золотую маску, в 2009 и 2012) поставил в Волковском театре пьесу лауреата Нобелевской премии по литературе (1934) Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора», написанную в 1921 году.

Хрупкость человеческого образа — множащегося и текучего — великолепно передали актеры Волковского по задумке режиссера. Лица актеров на сцене множились в отражениях видеокамер. Один актер мог присутствовать единовременно в трех лицах, не поверите: сам актер, в живую, на сцене, его видеоотражение в проекции на одном экране и на другом... Технически это оказалось возможно благодаря двум камераменам, снимавшим с двух сторон авансцены, с разных ракурсов. А еще — благодаря сложным техническим устройствам на сцене: один экран поначалу выглядел как четвертая стена (между зрителем и сценой), непроницаемый и плотный, брандмауэр, иногда он начинал светиться и пропускать образы людей, а зрители ломали голову, откуда эти лица, чьи они, это трансляция или запись... Другой экран — сетка, его поднимали и опускали. А на сетке тоже лица. Когда эти экраны совпадали под тупым углом и ловили каждый свою проекцию — вот тут-то и наступала «личинная» магия, глаза разбегаются, мозг накаляется: да сколько же тут лиц! В какой-то момент начинаешь понимать, что и публика лишь лица, сидящие в зале, часть этого маскарада. Для усиления эффекта актеры общались не только между

собой, но и с публикой, обращались к ней, выходили на сцену через зал, уходили через зал, шли по рядам, заставляя всех сидящих встать и пропустить, пробирались по краю лож... Чистый абсурд.

В философии диалога считается, что только в присутствии Другого (такая вот философская категория — «Ты», «Другой») человек обретает свою сущность и становится человеком, обретает свое «Я» (еще одна философская категория). Весь свой опыт человек получает только благодаря тем и от тех, кто встречается ему на жизненном пути, кого он любит или ненавидит, с кем разговаривает или работает, живет и общается, да мало ли что можно делать с другим, вместе с ним, в его присутствии, в думах о нем, в воспоминаниях о нем. Каждый из таких других, «встречных» помогает человеку корректировать его путь: «человек человеку не друг и не брат, а учитель» (индийская мудрость). «Встречный», как скульптор, стесывает с нас глыбы мрамора, помогает нам обрести свою идеальную форму — человеческую.

Каждая постановка в Волковском театре для его зрителя не друг и не брат, а учитель, скульптор, который обтесывает глыбы стереотипного мрамора с закосне-вающих душ публики...

Вот так работает наследие у Первого русского театра, вот такая получается синергия 269 театральных сезонов.

В 2019 году пришла удивительная новость. Президент Российской Федерации Владимир Путин дал поручение включить ФГБУК «Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова» в свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. Вот что говорится в тексте поручения: «В целях дальнейшего развития федерального государственного бюджетного учреждения культуры „Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова" (г. Ярославль) и сохранения художественных традиций театра внесите в установленном порядке проект указа президента Российской Федерации о включении этого учреждения в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации».

Браво, Волковский! Браво, Первый русский театр!

Степанов В. Н., д-р филол. наук, проф. Международной академии бизнеса и новых технологий (г. Ярославль)

Фото: Илья Бесхлебный (с. 117-118), Татьяна Кучарина (для пресс-службы Театра им. Федора Волкова, с. 118-119).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.