Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по социально-коммуникативному развитию детей с ЗПР средствами драматических игр будет внедрена в коррекционный процесс образовательного учреждения. Материалы данного исследования могут применяться при разработке методик по социально-коммуникативному развитию детей с ограниченными возможностями в специальных образовательных учреждениях, а также при подготовке и переподготовке специалистов по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями.
Список литературы
1. Темербекова А.А. Психолого-педагогическая диагностика образования дошкольников // Интеграция образования, 2005. № 4. С. 67-71.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--plai/ (дата обращения: 26.12. 2017).
3. Щетинина А.М. Щ 49. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
12 3
Сеннова И.А. , Мусина О.Р. , Ксенофонтова М.А.
1Сеннова Ирина Алексеевна - студент;
2Мусина Оксана Робертовна - студент;
3Ксенофонтова Мария Алексеевна - студент, специальность: преподавание в начальных классах, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Некрасовский педагогический колледж 1 им. Н.А. Некрасова, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в ходе исследования (анкетирование) изучается уровень сформированности читательской компетентности у детей младшего школьного возраста. Следующим этапом нашего исследования стало ретроспективное интервью, которое проводилось среди людей старше 18 лет, с целью выяснить, присутствовала ли у них потребность в чтении в младшем школьном возрасте. Ключевые слова: читательская компетентность, внеклассное чтение.
Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать Сесиль Лупан
Значимость книги в жизни человека и общества весома. Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим!»[1, с. 3] Но, к сожалению, с каждым годом интерес к чтению у детей снижается. И перед учителем начальной школы стоит цель - формировать читательскую компетентность как базовую основу ключевых компетенций.
А что же такое читательская компетентность и почему мы рассматриваем её формирование через внеклассное чтение?
Внеклассное чтение - это особый раздел обучения детей чтению, целью которого является выработать привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать книги для чтения [2, с. 5].
Читательская компетентность учащихся начальной школы - это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Одна из причин падения интереса к чтению - усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь гаджеты, телевизоры и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской компетенции школьников остаётся весьма актуальным.
Мы провели исследование с целью выявления уровня сформированности читательской компетентности у детей младшего школьного возраста. За основу мы взяли метод - анкетирование. Мы поставили перед собой такие задачи как выявление причины отсутствия интереса к чтению, определение досуга учащихся, а также частотности чтения книг.
На основе анкетирования детей младшего школьного возраста в количестве 40 человек (1-4 класс), мы выявили, что в свободное время дети начальной школы: 45% проводят за компьютером, 12% читают книги, 32% посещают кружки, 20% посещают спортивные клубы, 5% посещают театры и музеи. Из этого следует, что досуг большей части детей проходит за компьютерными играми и занятием спортом, нежели за чтением литературы или посещением театров, музеев.
Потребность в чтении у детей младшего школьного возраста присутствует у 37%, но проявляется достаточно редко у 50% учащихся, а 13 % — не любят читать литературу.
На вопрос «Что мешает тебе читать книги?», мы получили следующий результат: 38% учащихся заняты кружками, 25% проводят много времени за домашним заданием, 12% предпочитают просмотр телевизора.
Также, мы выяснили, что школьники редко посещают библиотеку (2%), а некоторые там даже не бывали(5%).
Однако, большинство детей предпочитают прочитать книгу, нежели посмотреть фильм, посвященный ей.
Анкетирование, показало, что, у учащихся 1-4 классов присутствует начальный уровень сформированности читательской компетентности, несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, школьники, тем не менее, оставляют время для книги в своей жизни. Поэтому основой целью в будущей профессиональной деятельности мы ставим создание условия для развития читательского вкуса у юных читателей, оказания помощи им в формировании интереса к книге, чтению через применение различных форм работы во внеклассной деятельности.
Следующим этапом нашего исследования стало ретроспективное интервью, которое проводилось среди людей старше 18 лет, и его целью стало выяснить, присутствовала ли у них потребность в чтении в младшем школьном возрасте. Мы поставили перед собой такие задачи как получение сведения у респондентов о присутствии у них потребности в чтении в младшем школьном возрасте, также выявление причин, которые послужили возникновению потребности к чтению во взрослом возрасте.
В результате исследования мы выяснили, что большинство опрошенных (65%) любили читать в детстве. Любовь к этому занятию в основном формировали родители, либо это возникло на фоне любви к определенной книге. Также потребность к чтению появилось у опрошенных тогда, когда они нашли для себя какой-то определенный литературный жанр, вместе с возможностью погрузиться в мир читаемого произведения; а также с полным пониманием того, что литература расширяет читательский кругозор, то есть способность к саморазвитию. В современных реалиях мы можем сказать, что гаджеты, интернет, а также огромное количество других источников информации стали неотъемлемой частью детской
жизни, возможно в некоторой степени это и снизило популярность книги. Однако, многие взрослые считают что дети продолжают читать, и книга остается популярной.
Хотим подчеркнуть, что очень важно помочь ребенку постичь мир литературы -мир духовной нравственности и социально-эстетического опыта, привить ему важнейшие духовные ориентиры и понятия, которые станут интеллектуальным богатством растущего гражданина России.
Неоценима роль уроков внеклассного чтения для расширения литературного образования, углубления читательской культуры обучающихся, развития их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепления гражданской и нравственной позиций. Нам, как будущим учителям, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Работа по формированию читательской компетентности младших школьников должна вестись систематически в рамках урочной и внеурочной деятельности, в работе с родителями.
На уроках литературного чтения:
• использовать всевозможные методы и приёмы для активизации познавательного интереса;
• дополнять существующую систему развития речи теоретическим материалом, шире знакомить обучающихся с различными речевыми жанрами, которые они будут использовать в своей жизни.
Процесс приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя - это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении.
В результате хотелось бы видеть обучающегося, который владеет необходимым уровнем техники читательской деятельности, способного самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
Формирование самостоятельной читательской деятельности не может быть спонтанным, сиюминутным. Это кропотливая каждодневная работа. Время не стоит на месте и роль компьютера и телевизора в получении информации, восприятия окружающего мира, с каждым днем становится все важнее. Но чтение остается одним из способов интеллектуального развития личности ребенка. Только оно дает возможность ребенку более глубоко и точно воспринимать, понимать и принимать окружающий мир, находить свое место в нем и делать свою жизнь духовно богатой.
Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «чтение - это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если научимся читать - научимся мыслить! Научимся мыслить -станем успешными и в обучении, и в жизни!
Так давайте вот так, всем миром возьмемся и вновь сделаем нашу страну самой читающей в мире. Ведь недаром же это «наше все» А.С. Пушкин сказал: «Чтение — вот лучшее учение!».
Список литературы
1. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение 1 класс [Тескт]: Пособие для учителя. /
Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей. М.: Просвещение, 2003. 208 с.
2. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение 3 класс [Тескт]: Пособие для учителя. /
Н.Н. Светловская, О.В. Джежелей. М.: Просвещение, 2003. 208 с.