М.А. Янбухтина
Профессиональная подготовка будущих учителей к руководству детским чтением младших школьников в процессе
непрерывной педагогической практики
В статье качество процесса воспитания учащегося-читателя рассматривается как важное направление психолого-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, а непрерывная педагогическая практика - как детерминанта сформированное™ у них профессиональных знаний, умений и навыков.
Ключевые слова: профессиональная подготовка учителей, педагогическая практика, детское чтение, ребенок-читатель, руководство детским чтением.
Овладение студентами профессионально ориентированным комплексом читательских знаний и умений есть основа не просто успешного освоения курса детской литературы и методики чтения, но и формирования будущего учителя как личности. Учитель начальных классов не только пробуждает интерес к книге, к процессу чтения у младших школьников, он закладывает основы правильной читательской деятельности. Ее качество обеспечивается степенью готовности и компетентностью учителя начальных классов к педагогическому руководству детским чтением.
В целом процесс профессиональной подготовки В.А. Сластёниным понимается как: усвоение студентами основ общих и специальных знаний и применение их на практике; овладение умениями и навыками для успешного решения коммуникативных задач в сфере межличностного взаимодействия; сформированность важных для будущего педагога профессиональных качеств [8]. Это подтверждает вывод о важности освоения будущими специалистами профессиональных знаний и опыта, необходимых для последующего успешного выполнения задач познавательного, практического характера, которые ему предстоит выполнять в будущей профессиональной деятельности.
Названным проблемам посвящены научные и методические исследования Ш.А. Амонашвили, В.Н. Зайцева, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой,
о ^
о °°
¡± о
го ср чд ю
ш о
/
га о ^
i о 1 Т.Д. Полозовой, Н.Н. Светловской, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинско-R е^ о го, В.П. Чудинова и др.
Ф го т
s о S. Один из современных исследователей этой проблемы Д. Чаликова
S S VO
g у о выявила, что дети стали меньше читать и указывает на конкретные при-
Q. CU
о -е- чины этого явления, а именно: влияние отвлекающих от чтения интер-_ ^ нета, телевидения, компьютерных игр; отсутствие достаточного количества свободного времени; «нет хорошего учителя» [9].
Именно поэтому, на наш взгляд, актуально рассмотрение вопроса о том, как идет процесс восприятия и понимания текста и какую информацию, какие знания, какие основы культуры и искусства необходимы для развития юной личности, как необходимо осуществлять профессиональную подготовку педагога к руководству детским чтением.
В основу системы подготовки будущего учителя к руководству детским чтением положена идея взаимосвязи, взаимодействия учебных дисциплин и форм обучения по функции - формирование ребенка-читателя. Что должен понимать, знать и уметь учитель начальных классов, чтобы руководить детским чтением? На наш взгляд, необходимо обратиться к интеграции психолого-педагогических, филологических, книговедческих и собственно методических знаний о чтении как деятельности и книге как инструменте этой деятельности, что позволит студенту, будущему учителю, понять суть существующей сегодня проблемы разработки системы формирования читателя-школьника, исключит формальное освоение студентами программы обучения чтению в начальных классах и повысит результативность работы не только в процессе педагогической практики, но и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.
Цели, реализующиеся в процессе педагогической практики, и задачи, решающиеся студентами, разносторонние и многоплановые. В связи с нашим исследованием мы выделяем:
- выявление сформированности искомых навыков у школьников (интересы, склонности, потребности, личностные возможности и др.);
- повышение уровня их общего и литературного развития;
- развитие индивидуальных интересов и склонностей к чтению детской литературы (сказки, фэнтези, животный мир и др.);
- формирование умений и навыков, помогающих стать читателем и др. В результате у всех обучающихся будет выработана устойчивая
потребность самостоятельно, целенаправленно выбирать и систематически читать книги, применяя знания, умения, полученные на уроках обучения грамоте, классного и внеклассного чтения, ознакомления с окружающим миром и др.
cc
Педагогическая практика обладает определенной спецификой, и, | несомненно, педагогические специальности в вузах в первую очередь § со должны быть ориентированы на компетентностную подготовку студен- g ° тов к формированию ребенка-читателя. Задачи овладения начальным | i литературным образованием диктуют учителю: обеспечить переход * g
iE О
младшего школьника от дошкольного игрового восприятия художе- о pg ственных ценностей к общению с искусством; соотношение освоения чю ребенком новых знаний, умений и навыков и сохранения эмоционально- с го опыта и ценностных ориентаций; обучение грамоте и технике чтения.
Учитель начальных классов не только формирует интерес к книге, к процессу чтения книг. Он закладывает основы правильной читательской деятельности. Это значит, что в течение определенного времени под его руководством каждый учащийся младших классов должен овладеть навыками использовать книгу как инструмент освоения знаний об окружающем мире [7].
В своем исследовании мы опирались на выводы Н.Н. Светловской, которая считает, что обучать ребенка чтению может только профессионал. Ею разработана практическая методика обучения чтению, технология индивидуальных занятий, формирующих у младших школьников положительное отношение к обучению чтению и самостоятельному чтению книг и условия ее реализации, дидактический материал, ход обучения чтению и образцы занятий [5; 6].
Задача вузовской подготовки - сформировать у студента умения, профессионально необходимые учителю начальных классов, а именно:
- когнитивные, предполагающие владение книговедческими понятиями, знаниями литературы для детей, ее специфики как части общей художественной литературы;
- познавательные, включающие умения пользоваться библиографическими изданиями, справочной литературой, определять типы книг для детей и определять рекомендательный список для чтения и др.;
- конструктивные, т.е. умения конспектировать, аннотировать, реферировать, рецензировать, рассказывать о любой книге и ее авторе и др.;
- организаторские, охватывающие способности к самостоятельной читательской деятельности, умения ведения картотеки научной, педагогической и специальной литературы и пр.;
- методические, включающие знания о закономерностях обучения чтению с точки зрения работы с книгой как художественным произведением, материальным объектом и миром детского творчества и др. Педагогическая практика представляет собой важный и ответственный этап подготовки будущих учителей начальных классов к профессиональной педагогической деятельности и нацелена на стимулирование
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
профессионально-личностного развития специалиста: позволяет применить теоретические знания в реальных условиях педагогической деятельности, сформировать педагогические умения и навыки, проверить профессиональную подготовленность к обучению младших школьников чтению. В этом процессе происходит знакомство с фондами детских и школьных библиотек с целью выявления возможностей книжного обеспечения обучения и воспитания младших школьников; помощь учителю в подготовке и проведении уроков чтения и внеурочной работы с книгой; наблюдение за поведением учащихся-читателей в библиотеке, на уроках, во внеурочное время и т. д.
С этой целью практикант изучает личности учащихся и коллектив в целом на основе педагогических и психологических сведений о младшем школьнике-читателе; состояние работы с детской книгой в школе на основе знаний методов и форм обучения и воспитания младших школьников средствами книги в урочное и внеурочное время; знакомится с возможностями совместной деятельности школы и библиотеки на основе знаний специфики работы детской библиотеки как внешкольного учреждения и форм связи с ней; с условиями воспитания ребенка-читателя в семье на основе знаний содержания и форм работы с родителями; проявляет умения пользоваться отдельными умениями и формами работы с детской книгой и миром детских книг в ходе организации учебно-воспитательной процесса; навыки работы с читательскими формулярами младших школьников как средством изучения детей как читателей.
Важно при этом практиканту показать органическую потребность работать с детской книгой и миром книг в учебное и внеучебное время.
В качестве заданий для самостоятельной работы в процессе непрерывной педагогической практики студентам можно предложить просмотреть рекомендательный список произведений по детской литературе, выделить книги, развивающие нравственную культуру во взаимоотношениях младших школьников; составить список рекомендательной литературы для беседы по определенной теме («Дружба», «Животные в нашем доме»); подобрать материал для проведения литературной игры или викторины; разработать сценарий праздника «День книги» в начальной школе.
Работая в школьных или городских детских библиотеках, студенты знакомятся с их фондами, интересуются возможностями книжного обеспечения уроков внеклассного чтения, учатся составлять характеристики на детей-читателей на основе наблюдений за их поведением в библиотеке, результатов анализа читательских формуляров, индивидуальных собеседований об их читательских привязанностях, бесед с учителями
147
cc
об уровне готовности школьников к самостоятельному выбору и чте- | нию книг. о со
Непрерывную практику можно использовать и для организации g ° наблюдения за состоянием работы с детской книгой в школе: книжная | i обеспеченность уроков классного и внеклассного чтения, функциони- | <g рование классных библиотек и уголков чтения, контролирующая дея- о § тельность учителя за читательской самостоятельностью детей, акти- чю визацией их чтения, использование наглядности. При этом студенты с отмечают сложившиеся читательские традиции в классе; начитанность и читательскую эрудицию детей; использование учителем детских книг на других уроках, например, на уроках природоведения и т.д. Будущие учителя могут отрабатывать умения пользоваться такими массовыми формами внеурочной деятельности с книгой, как конкурс на лучшего чтеца, на лучшее инсценирование сюжета детской книги, составление тематических книжных выставок или уголков чтения.
В качестве обязательной части методической подготовки будущих специалистов следует включить наблюдение за уроками, проводимыми учителями, причем желательно, чтобы к моменту выхода на практику за время обучения студенты имели достаточный объем целенаправленных практических наблюдений: не менее трех уроков обучения грамоте, классного чтения, внеклассного чтения, например в форме урока-утренника, урока-устного журнала и др.
В качестве основных направлений самостоятельной деятельности студентов с книгой во время собственно методической подготовки предлагается продолжить профессиональное чтение детской литературы, комплектование личных библиотечек произведениями из круга детского чтения, пополнение картотеки научной, педагогической, методической литературы по проблемам воспитания школьников-читателей.
Кроме этого, студенту необходимо освоить ряд инновационных технологий, программ и методик обучения, проанализировать различные пособия, соответствующие возрастным особенностям младших школьников. Например, методы и приемы, используемые Н.А. Зайцевым, нацеленные на воспитание желания читать. Это желание ставится привычкой к чтению, если ребенок живет среди книг и среди читателей. Такая же цель обучения выдвигается в программах О.В. Джежелей, Р.Н. и Е.В. Бунеевых, Г.Н. Кудиной и З.Н. Новлянской и т.д. [1; 2; 4].
В процессе педагогической практики в школе практиканты должны учитывать условия, оказывающие влияние на эффективное формирование читательского интереса младших школьников. Например, использование разнообразных форм организации внеклассной работы:
го 2 сс
ы
о л
^ л го
О ей
к о
Ф го го
л го
О .
ы О
сс и О
и
а. си
о
О
1— . с
дискуссия, коллективное чтение, беседа, реклама книги, литературный праздник, литературная игра, литературная гостиная, театральный фестиваль, час «тихого чтения».
Высокую эффективность имеют нестандартные уроки: сказки, путешествия, аукцион, инсценирование, викторина, игра, которые развивают память, речь, воображение учащихся; приобщают детей к чтению литературных произведений, умению анализировать и делать выводы; а также интегрированные уроки (письмо + чтение).
Важным условием результативности практики является формирование у студентов ответственного отношения к отчету об итогах своей практической деятельности. Соблюдение всех требований к ведению дневника наблюдений с первого курса до выпускного, к разработке конспектов уроков, внеклассных занятий и других материалов, к оформлению отчета по каждому виду практики, наличие отзывов учителей -все это должно стать нормой.
Приведем пример такой отчетности, представленной в форме Дневника педагогической практики, разработанного в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», в котором отмечаются трудовые действия и виды деятельности практиканта: проектирование и организация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, использованных как на занятии, так и во внеурочной деятельности (проект урока или внеурочной деятельности); организация учебных занятий с последующим анализом его эффективности (технологическая карта урока и анализ урока); реализация воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся на основе наблюдения образовательного процесса в школе (методический анализ урока); осуществление контроля и оценка образовательного процесса, в том числе на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей (аналитический отчет); формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению (отчет и презентация по итогам); анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению; проектирование воспитательной программы (программа воспитательной работы); подбор ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка; моделирование видов профессиональной деятельности с учетом возраста, индивидуальных интересов способностей и возможностей (издание школьной газеты, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д. (проект или презентация)) [3].
Накопленный за годы обучения в вузе практический материал студенты могут использовать в качестве иллюстрации при защите выпускной квалификационной работы.
Таким образом, педагогическая практика является важным и необхо- |
димым составляющим в становлении будущих педагогов. Как показыва- § со
ет анализ нашего опыта, целенаправленная реализация описанных выше g °
подходов в процессе педагогической практики способствует формиро- I 1
ванию младшего школьника как читателя, а у студента - компетенции | <g
будущего педагога начального филологического образования. Казалось о §
бы, задача реализации полученных теоретических знаний на практике Svg
решена, но это не совсем так. Необходимо не только получить и нако- с пить практический опыт, но и проанализировать его, осознать его значение для будущих учителей начальных классов.
Библиографический список
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. Программа для четырехлетней начальной школы. URL: http://nachalka1-.ucoz.ru/load/fgos/liter-aturnoe_chtenie_r_n_buneev_e_v_buneeva (дата обращения: 20.11.2017).
2. Джежелей О.В. Чтение и литература. 1-4 классы. Программа (Обучение грамоте. Литературное чтение): Методический комментарий. М., 2005.
3. Дневник педагогической практики. URL: /https://multiurok.ru/files/ dnievnik-po-piedaghoghichieskoi-praktikie.html (дата обращения: 12.09.2017).
4. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литературное чтение: Программа курса для четырехлетней начальной школы. М., 2011.
5. Светловская Н.Н. Методика обучения творческому чтению: Учебное пособие для вузов. М., 2017.
6. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Обучение детей чтению: Детская книга и детское чтение: Учебное пособие для студ. высших пед. учеб. заведений. М., 1999.
7. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11-18.
8. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластёнина. М., 2002.
9. Чаликова Д. Что и как мы читаем // Встреча. 2007. № 2. С. 6-9.
Янбухтина Марина Александровна - кандидат педагогических наук; специалист Департамента обеспечения образовательного процесса Института педагогики и психологии образования, Московский городской педагогический университет. E-mail: [email protected]
M.A. Yanbukhtina
Training future teachers for guiding reading
of primary schoolchildren
in the process of continuous pedagogical practice
The article views the quality of the process of educating the student-reader is regarded as an important direction of the psychological and pedagogical preparation
ro o ^
so! of future primary school teachers, and continuous pedagogical practice as the determi-o ^ co nant of the formation of their professional knowledge and skills.
Key words: professional teacher training, pedagogical practice, children's reading,
^ ^ o
CD ro m :> n ro
^ g vg child-reader, guidance of children's reading.
s u
Q. CD
g Yanbukhtina Marina A. - PhD in Pedagogy; specialist of the Department of Edu-
K ^ cational Process Support of the Institute of Pedagogy and Psychology of Education,
Moscow City University