Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников'

Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6192
853
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / МНОГОАСПЕКТНОСТЬ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / READER’S COMPETENCE / MULTI-ASPECTS OF READER’S ACIVITY / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колганова Наталья Евгеньевна

Рассмотрены педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников как задачи, поставленной Федеральным государственным образовательным стандартом, а именно: создание информационно-развивающей образовательной среды, готовность учителя к реализации процесса – понимание им многоаспектности читательской деятельности, поэтапное формирование читательских умений и навыков от первого до четвертого класса, контроль над формированием читательской самостоятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF READER’S COMPETENCE BASES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

The pedagogical conditions of formation of reader’s competence bases of junior schoolchildren as task made by Federal state educational standard (creation of information developing education environment, readiness of teacher to realization of process – understanding of multi-aspects of reader’s activity, stage by stage of formation of reader’s skills from 1 st to 4 th class, control over formation of reader’s self work) are considered.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников»

УДК 371.044.2

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

© Наталья Евгеньевна КОЛГАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель, кафедра общей педагогики и образовательных технологий, e-mail: kne69@mail.ru

Рассмотрены педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников как задачи, поставленной Федеральным государственным образовательным стандартом, а именно: создание информационно-развивающей образовательной среды, готовность учителя к реализации процесса - понимание им многоаспектности читательской деятельности, поэтапное формирование читательских умений и навыков от первого до четвертого класса, контроль над формированием читательской самостоятельности.

Ключевые слова: читательская компетентность; педагогические условия; многоаспектность читательской деятельности.

Одной из важнейших целей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является формирование функциональной грамотности населения, основы которой закладываются в начальной школе. При этом на первый план выходят задачи реализации содержания стандарта, направленные на формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития, расширение читательского кругозора и литературоведческих представлений, овладение техникой чтения, приемами интерпретации и анализа, развитие нравственных и эстетических чувств, читательских умений, способностей к творческой деятельности и самостоятельности. Предмет «Литературное чтение» в Федеральном государственном образовательном стандарте рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика и обеспечивающее понимание литературы «как явления национальной и мировой культуры» [1, с. 30].

Именно в начальной школе решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным, умеренно-активным, умеренно пассивным или пассивным. В дошкольном образовании образец общения с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методами чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа как следующая ступень общего образования призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоя-

тельности младшего школьника и становление его как ученика-читателя [2].

На сегодня педагогическая практика представлена различными образовательными программами, в которых чтению уделяется значительное внимание. Среди них можно выделить систему развивающего обучения Л.В. Занкова, в которой процесс чтения направлен на всестороннее общее развитие личности школьника, где обучение ведется на высоком уровне трудности при ведущей роли теоретических знаний. В теории развивающего обучения В.В. Давыдова и Д.Б. Эль-конина чтение рассматривается как способность усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии [3].

Принимая во внимание ценность данных теорий, нужно отметить, что по своей методологии они имеют достаточно локальную представленность в образовании. По мнению

А.Н. Джуринского, только 40 % учителей работает по методикам развивающего обучения Занкова и Давыдова-Эльконина [4]. Другие выбирают традиционные системы обучения или пилотные проекты альтернативных программ. Это объясняется, прежде всего, тем, что учителя не всегда осознают внутреннюю взаимосвязь элементов учебного процесса, не учитывают основные динамические принципы его функционирования, проблему отбора содержания образования.

В большинстве современных вариативных программ предпочтение в изучении литературного чтения как учебного предмета

отдается проблемно-поисковому методу, что способствует развитию естественной мотивации к чтению и самостоятельности школьника. Такой является программы «Школа России» и «Начальная школа XXI в.» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Образовательная система «Гармония», по своей сути, базируется на принципах развивающего обучения Л. В. Занкова. В этой программе чтение направлено на разностороннее развитие ребенка путем создания гармоничных отношений между учителем и учениками. Образовательная программа «Перспективная начальная школа» одной из основных задач обучения ребенка чтению видит в продуктивном общении путем развития литературного чтения. Именно в «Перспективе» коммуникативный принцип предполагает, что общение нужно выделить как предмет для специального изучения. Основной задачей чтения в образовательной системе «Школа 2100», по мнению авторов, является развитие личности школьника и формирование коммуникативных, регулятивных и познавательных универсальных читательских действий как основы читательской компетентности.

Бесспорно, возможности развивающего обучения исключительно велики. Но, чтобы стать квалифицированным читателем, одних знаний недостаточно, нужно еще научиться работать с книгой до чтения, во время чтения и после прочтения, эмоционально воспринимать прочитанные произведения, овладеть мыслительными операциями: сравнения,

анализа, вычленения и обобщения. Касаясь использования в практической деятельности учителя различных образовательных программ, необходимо отметить следующее. Дидактический процесс формирования читательской самостоятельности в данных программах обладает невыясненным потенциалом: отсутствует система формирования навыка чтения, не указана последовательность формирования универсальных читательских умений, не везде в учебниках удачно подобран учебный материал, не используются возможности интерпретации текста как результата чтения, мало уделяется внимания самостоятельному чтению.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта с 2010 г. новая парадигма образования требует освоить понятие «читательская ком-

петентность», под которой мы понимаем действенный интерес учащихся к чтению и литературе, доступной им по содержанию и форме; знание круга детского чтения в его жанрово-тематическом отношении (что читать? о чем читать?); умение выполнять необходимые читательские действия в работе с книгой и произведением с целью формирования и развития потребности в чтении; наличие читательской самостоятельности, продуктивных способов чтения, качественного навыка чтения, читательского кругозора. Компетентностный подход наиболее полно обеспечивает активное отношение младших школьников к читательской деятельности и их социально-личностную ориентацию, связанную с детским чтением, актуализирует при этом проблему выявления педагогических условий формирования основ читательской компетентности младших школьников.

Характеризуя читательскую компетентность младших школьников, мы отмечаем ее деятельностную основу и интеллектуальную направленность. Следовательно, на личностное развитие младшего школьника значительное влияние оказывает окружающая его среда, личность учителя и учебный материал, способные инициировать познавательную деятельность учеников, оказывать благоприятное влияние на их эмоциональное развитие и полноценное восприятие литературных произведений. Традиционная образовательная среда при всех хороших программах обучения не может обеспечить развитие компетенций обучающихся, т. к. предполагает лишь исполнительскую роль учителя в реализации учебного материала. Поэтому перед нами встала задача максимального изменения образовательной среды на уроках литературного чтения путем моделирования учебного процесса, развития взаимосотруд-ничества субъектов, ориентации уроков на сущностные знания и умения, контроль и рефлексию. Подобная среда должна обладать вариативностью и быть направленной на формирование читательской компетентности младших школьников. Мы определяем образовательную среду как систему воспитательных воздействий на личность младшего школьника и как одно из значимых педагогических условий обучения чтению.

В учебно-познавательной деятельности ученик с самого начала находится в деятель-

ностной позиции, поскольку чтение в нашей системе обучения представлено как предмет учебной деятельности. Во время обучения включается весь потенциал активности ученика от уровня восприятия мира детских книг и учебных хрестоматий с набором программных произведений до уровня социальной активности по принятию совместных решений; знания усваиваются в процессе моделируемых учебных ситуаций, что обусловливает развитие познавательной мотивации, личностный смысл процесса учения. Ученик накапливает опыт использования учебной информации, что обеспечивает превращение объективных знаний, содержащихся в этой информации, в личностные смыслы, в его читательскую компетентность. В результате обучения в такой среде происходит формирование читательского кругозора и потребности в чтении, умения пользоваться справочной литературой и словарями; развитие устной и письменной речи, умение участвовать в диалоге, строить монологические высказывания. Формы занятий на принципе сотрудничества и книжное окружение способствуют развитию коммуникативной инициативы, умения анализировать и формированию эстетического чувства, художественного вкуса.

В стандартах второго поколения уделяется внимание учебному материалу как компоненту образовательной среды и инструменту формирования компетентной личности.

Идея использования в процессе обучения детских книг как материала для чтения в начальных классах была реализована в системе внеклассного чтения Н.Н. Светловской [5] и адаптирована Г.М. Первовой для использования в классном чтении [6]. Их теория предусматривает знание доступного круга чтения при правильно организованной учебной читательской деятельности и внеурочной работе (самостоятельное чтение книг, участие в дискуссиях, аннотирование, работа с библиотеками, рефлексия). Объединяет круг чтения одна цель - формирование у младших школьников полноценного восприятия детской литературы в процессе самостоятельной читательской деятельности. По мнению

Н.Н. Светловской, читательская самостоятельность проявляется в устойчивой потребности обращаться к книгам, в осознанном выборе материала для чтения по силам и

интересам, в способности применять читательские умения в процессе чтения. В основе формирования читательской самостоятельности лежит теория формирования типа правильной читательской деятельности и законы становления читателя. Первый закон - аксиома: закон знания книг. Формируя круг чтения младших школьников, мы выбираем книги по принципам актуальной для детей проблематики и доступности с учетом возрастных ограничений и возрастной перспективы. Для первого класса - это книги, тематически близкие жизненному опыту детей, с развернутой последовательно-повествовательной композицией, оказывающие определенное эмоциональное воздействие на ребенка. Для второго класса выбираем книги с различными тематическими и жанровостилевыми особенностями, включающие большое число книжных справочных элементов, разнообразие характеристик героев и сюжетных линий. Для третьего класса - это книги, содержащие различную социально значимую художественную проблематику, сложные композиции, сочетание различных языковых стилей. Для четвертого класса отбор литературы производится по всем разделам детской литературы, по принципу обобщения литературных представлений об основных разделах, направлениях, видах и авторах детского чтения [7].

Усвоив базовые теоретические представления о книгах, получив умения и необходимые навыки по чтению, ученики переходят к самостоятельному поиску информации по проблеме. То есть образовательная среда становится развивающей и информационной. По мнению Г.М. Первовой, информационноразвивающая образовательная среда на уроках детской литературы опирается на психологические закономерности восприятия обучающимися детской литературы и включает: формирование круга детской литературы по принципам актуализации и доступности жанров и тематики, сотрудничество ученика с учителем, ориентацию уроков чтения на сущностные знания и умения, подбор форм и методов работы, соответствующих специфике учебного материала, моделирование учебного процесса, обеспечение возможностей учащимся самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, ставить учебные цели, искать способы их реализации, контро-

лировать и оценивать процесс обучения и результаты деятельности на уроке [2; 6].

Создание классно-книжного, библиотечно-информационного и мультимедийного окружения, которое обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка, является фундаментом процесса формирования читательской компетентности в начальной школе.

Готовность учителя к многоаспектной деятельности - следующее условие формирования читательской компетентности младших школьников, предполагающее самопознание и саморазвитие личности, требующее знания структуры сознания личности младшего школьника, умения планировать развитие, определять его уровень как в своей личности, так и в личности учащихся [8].

В психологии и педагогике есть разные подходы к профессиональной деятельности учителя. Выделим близкие нам позиции ученых. А.К. Маркова считает основным индивидуальный стиль учителя и профессиональное педагогическое самосознание [9].

В.А. Сластенин рассматривает педагогическую деятельность как процесс решения педагогических задач с позиции теории управления в единстве его теоретической и практической готовности [10]. Ш.А. Амонашвили называет учителя сотрудником ребенка, с которым они вместе будут проходить обучение [11, с. 144-174], И.А. Зимняя характеризует педагога как субъекта педагогической деятельности [3].

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения требует от учителя владения многомерными компетенциями. Такими компетенциями являются: многофункциональность, многозадач-

ность, мобильность и синергичность. Многофункциональность предполагает умение выполнять различные профессии на уроке чтения: учителя, воспитателя и психолога. Многозадачность как способность на уроке чтения решать несколько задач в рамках одной задачи: знать теорию литературы, основы рисования, работу программиста, организатора. Мобильность - это способность быстро ориентироваться в информационных потоках, умение применять на уроках ИКТ-тех-нологии. Синергичность предполагает умение объединяться в группы для выполнения конкретной задачи чтения. На современном этапе еще одной задачей учителя является

развитие у младших школьников инновационного мышления как основы для творческой деятельности. Для развития семейного чтения и воспитания гражданской позиции младших школьников, формирования ценностно-смысловой компетенции учитель выступает как социальный педагог и должен владеть социальной компетентностью. Мы считаем, что усиленные таким образом педагогические умения учителя позволяют сформировать собственную педагогическую позицию во многих вопросах [12].

Готовность учителя к обучению младших школьников чтению выражается в умении смоделировать педагогический процесс чтения в информационно-развивающей образовательной среде так, чтобы стало возможным развитие активности учащегося как субъекта читательской деятельности, направленной на его самопознание, самоизме-нение и самореализацию.

В методике обучения чтению нам близки позиции Н.Н. Светловской и Г.М. Первовой, которые считают, что мастерство учителя зависит от умения пробудить в каждом ребенке заложенные возможности и способности с помощью детской литературы. По мнению Н.Н. Светловской, учитель во время урока чтения должен уметь увидеть в произведении проблемную ситуацию и оформить ее в виде педагогической задачи, уметь оценивать, прогнозировать, стимулировать личностное развитие обучающихся, диагностировать уровень их обученности. Г.М. Первова считает, что «мастерство учителя начинает проявляться при подготовке к уроку литературного чтения». При этом задача учителя -«поддерживать естественный ход интеллектуально-эмоционального развития детей посредством точной организации и научного управления процессом чтения как общения с учетом специфики литературного учебного материала и законов восприятия искусства, постепенного увеличения самостоятельности в читательской деятельности детей» [2, с. 24].

Вместе с тем профессиональная деятельность учителя, несомненно, не может быть исчерпана школьной, классно-урочной деятельностью. Большую роль в его самообразовании играет сотрудничество с библиотеками. Библиотечные уроки в начальных классах также обеспечивают расширение читательской компетентности младших школь-

ников, что позволяет информационная среда современных библиотек, оборудованных бумажными и техническими ресурсами. Чтение традиционных и электронных книг, отбор качественного учебного материала для детского чтения, по нашей гипотезе, имеет свои особенности, и это должно стать предметом изучения современных педагогов.

Следующим педагогическим условием формирования основ читательской компетентности младших школьников является поэтапное формирование читательских умений от первого до четвертого класса. Рассмотрим каждый этап подробнее.

Первый этап - этап адаптации, который совпадает с периодом обучения грамоте. Его цель - развитие мотивации чтения. На этом этапе ученики изучают основные учебные действия первоклассника, учатся любить книгу методом слушания-рассматривания детских книг. Учитель на адаптационномотивационном этапе формирования основ читательской компетентности младших школьников создает для детей доступное книжное окружение.

Второй этап познавательно-деятельностный. Учитель формирует у учащихся навыки выразительного чтения, что позволяет разнообразить источники чтения классической детской литературой художественного типа, научно-познавательными книгами, прикладной детской литературой, справочниками, брошюрами и др. На уроках внеклассного чтения дети учатся применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг, осваивается алгоритм работы с книгой.

Третий этап коммуникативной активности, непосредственного формирования навыков, характеризующих читающего школьника, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний. Задача учителя на этом этапе обучения состоит в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, обучить их приемам отбора и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заданной теме; приучить детей к систематическому самостоятельному чтению.

Четвертый этап - этап самореализации, предполагает развитие читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать. На этапе самореализации просматриваются значительные, но закономерные качественные изменения в отношении детей к книгам и самостоятельному чтению. Это этап формирования читательской самостоятельности.

Механизмом формирования читательской компетентности на всех этапах выступает технология продуктивного чтения, интегрированная с элементами различных педагогических технологий, направленных на поэтапное формирование читательских умений и знаний. Например, из технологии развития критического мышления применяем следующие виды работы: диалог с автором текста, обсуждение идеи, поступков героев, различных точек зрения, обобщение, предугадывание продолжения чтения. Ученики ставят перед собой вопросы: что я знаю о теме занятия? что бы мне хотелось узнать? что я теперь думаю о данной проблеме? как соединить полученную информацию с тем, что я знал раньше? чему я научился на уроке? и т. д. Именно с применением элементов данной технологии происходит выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще не познанного, творческое развитие учащихся.

В методике продуктивного чтения используются элементы проектной технологии: исследование проблематики художественного произведения, где главными героями становятся учащиеся, создание условий для работы в команде, участие в дискуссии, работа с информацией, постановка цели и определение задачи. На практике это выглядит так: учитель на уроке преподносит содержание произведения таким образом, чтобы ученики встали в позицию исследователей, захотели делать открытия с использованием других информационных источников и на основе этих открытий создавали свои творческие работы. Основной метод деятельности - проведение дискуссий, представление своей точки зрения как позиции, ее аргументация, выбор подходов к решению проблемы.

Формирование основ читательской компетентности младших школьников достижи-

мо при условии теоретического осмысления критериев контроля данного процесса.

Критерии оценки читательской компетентности младших школьников составляют совокупность трех компонентов: мотивационного, направленного на развитие мотивации учащегося к чтению и читательской самостоятельности; деятельностного, направленного на формирование продуктивных способов чтения, умений и качественного навыка; когнитивного, направленного на развитие читательского кругозора, литературоведческих представлений и знаний о способах их достижения.

Таким образом, читательская компетентность младших школьников - это высокий уровень владения читательской деятельностью: глубокая мотивация, знание круга детского чтения в его жанрово-тематическом отношении, умение выполнять необходимые читателю действия с детской книгой и произведением, действенный интерес к чтению и литературе, доступной по содержанию и форме [13].

Педагогические условия формирования читательской компетентности младших школьников - это совокупность факторов, представляющих единство и взаимодействие субъектов образовательного процесса [14]. Со стороны учителя - это качественная подготовка к обучению младших школьников чтению. Со стороны ученика - это активизация самостоятельной читательской деятельности, направленной на развитие способностей, интереса к литературе, совершенствование знаний, умений и навыков чтения.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2009.

2. Первова Г.М. Педагогическая практика студентов по предметам филологического цикла в начальной школе (литературное чтение). Тамбов, 2012.

3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. М., 2004.

4. Джуринский А.Н. Педагогика России. История и современность. М., 2011.

5. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение младших школьников. М., 1980.

6. Первова Г.М. Детская литература в начальных классах. Тамбов, 1999.

7. Первова Г.М. Формирование круга чтения учителем // Начальная школа. 1999. № 12.

С. 33-38.

8. Первова Г.М. Модернизация образования: кадровый аспект // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 1. С. 264-271.

9. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

10. Сластенин В.А. [и др.]. Педагогика. М., 2008.

11. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Мн., 1990.

12. Первова Г.М. Федеральный государственный образовательный стандарт в действии // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 11. С. 330-334.

13. Колганова Н.Е., Первова Г.М. Понятие о компетентном читателе // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы 4 Всероссийской научно-практической интернет-конференции 5-11 ноября 2012 года / отв. ред. Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. Тамбов, 2012. С. 186-191.

14. Первова Г.М. О современных учебниках по литературному чтению в начальных классах // XVII Державинские чтения: материалы общероссийской научной конференции. Тамбов, 2012. С. 377-383.

Поступила в редакцию 10.12.2012 г.

UDC 371.004.2

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF READER’S COMPETENCE BASES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Natalya Yevgenyevna KOLGANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor, General Pedagogics and Educational Technologies Department, e-mail: kne69@mail.ru

The pedagogical conditions of formation of reader’s competence bases of junior schoolchildren as task made by Federal state educational standard (creation of information developing education environment, readiness of teacher to realization of process - understanding of multi-aspects of reader’s activity, stage by stage of formation of reader’s skills from 1st to 4th class, control over formation of reader’s self work) are considered.

Key words: reader’s competence; pedagogical conditions; multi-aspects of reader’s acivity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.