Н.В. ЧАРКИНА, старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета Тел.: 8 9108143026 77-91-95дом.; [email protected]
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ О ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ
В статье представлен анализ анкетирования родителей младших школьников общеобразовательных классов и классов коррекционно-развивающего обучения по выявлению их отношения к становлению чтения детей. Полученные данные позволили выявить особенности домашних библиотек детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, степень помощи со стороны родителей в овладении чтением.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, родители, чтение, читательские интересы, домашняя библиотека.
Значение родителей в становлении ребенка трудно переоценить. Особенно это касается вопроса приобщения малыша к книге. Известно, что именно в семье ребенок впервые знакомится с детской книгой. Родители, бабушки и дедушки знакомят ребенка с песенками, потешками, сказками, считалками, загадками, скороговорками. A.C. Павлова отмечала, что «чтение в России всегда считалось занятием достойным и полезным, его почитали как в крестьянских избах, так и в дворянских гостиных. Дети приобщались к книге и слову вообще благодаря рассказам, чтению вслух, домашним театрализованным представлениям» [1, с. 61].
В рамках нашего диссертационного исследования было проведено анкетирование родителей младших школьников общеобразовательных классов и классов коррекционно-развивающего обучения (КРО). Цель анкетирования - выявить осведомленность родителей в вопросе формирования ребенка-читателя. Всего родителям было задано 24 вопроса. В основу анкеты положены вопросы, которые предлагала H.H. Светловская [2] для учителей начальных классов при их знакомстве со своими учениками. Вопросы позволяли выявить мнение родителей по следующим направлениям:
1. Отношение к книгам, читательские интересы семьи.
2. Участие родителей в становлении навыка чтения детей.
Исследование проводилось на базе школ № 6 и 35 города Орла с 1-го по 3-й класс. В анкетировании приняли участие 148 родителей учащихся младших классов (из них 72 человека - родители учащихся общеобразовательных классов, 66 человек
- родители учащихся классов коррекционно-развивающего обучения).
Для оценки ответов родителей по первому направлению «Отношение семьи к книгам, читательские интересы семьи» мы использовали следующие критерии оценки:
- количество детских книг в семье;
- предпочитаемый формат книг;
- преобладающая тематика книг;
- преобладающий жанр книг.
Анализ данных, полученных по направлению «Отношение семьи к книгам, читательские интересы семьи», позволил определить содержание детских домашних библиотек младших школьников. Большинство учащихся младших классов имеют дома
© Н.В. Чаркина
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
от пятидесяти и больше книг. Количество книг от первого к третьему классу увеличивается. Однако достаточно высок процент детей (17,6 %), имевших в течение всех трех лет обучения небольшое количество книг (11-20 или 21-30). Наиболее популярны среди родителей и детей обычные «тонкие» книги объемом 8-30 страниц с хорошим оформлением. К третьему классу на первое место выходят «толстые» книги большого формата, где собраны произведения одного или разных авторов на одну тему с минимальным количеством иллюстраций (50%). На наш взгляд, такая тенденция оправданна: первоклассникам так называемые «тонкие» книжки более удобны и интересны. К третьему классу дети могут и должны читать произведения не только определенного автора, но и подбирать книги по определенной тематике. «Толстый» формат книг отвечает этим требованиям. Примечательно, что большой процент занимают книги-раскраски (25%). Нам кажется, что данный факт можно оценивать как положительно, так и отрицательно. Современное многообразие книг-раскрасок позволяет развивать познавательные возможности детей, готовить руку к письму, формировать графические умения и навыки. В то же время книги-раскраски не позволяют формировать ребенка-читателя. Анкетирование показало, что родители предпочитают определенный формат книг, например «толстые» и «тонкие» книжки, или «тонкие» книги и книги-раскраски.
По жанру большинство семей в своей детской библиотеке предпочитают иметь сказки и рассказы (по 66,7%). Это оправданно с точки зрения читательских интересов младших школьников. Хочется отметить, что высок процент семей, имевших в своей библиотеке стихотворения различных авторов (25%).
По предпочитаемой тематике родители приобретают книги о животных и растениях (25%), а также о приключениях и волшебстве (41,7%). Данная тематика соответствует возрастным читательским интересам детей. Примечательным является факт, что в домашней библиотеке опрошенных семей практически отсутствуют книги о Родине (8,3%), о машинах и вещах. Видно, что данные тема крайне непопулярна у детей, что явно обедняет их умственное и патриотическое воспитание. Анкетирование родителей показало, что большинство семей имеют разные по тематике книги, но к третьему классу у детей читательские интересы стабилизируются.
Анкетирование родителей учащихся классов КРО показало, что в первом-втором классе у детей небольшая домашняя библиотека (11-20 книг)
и только к третьему классу количество книг значительно увеличивается - до 50 и больше.
Учащиеся классов КРО, как и дети общеобразовательных классов, предпочитают иметь в домашней библиотеке обычные «тонкие» книги объемом 8-30 страниц с хорошим оформлением и «толстые» книги большого формата с минимальным количеством иллюстраций. Как и нормально развивающиеся дети, учащиеся с ЗПР любят раскраски и имеют большое количество этих книг в библиотеке.
По жанру дети с ЗПР предпочитают сказки (64,7%). Как и у нормально развивающихся детей, также высок процент рассказов в домашней библиотеке, но эта цифра имеет тенденцию к уменьшению (в первом классе - 52,2%, в третьем классе - 35,3%). Нужно отметить тот факт, что в третьем классе КРО в домашней библиотеке детей не представлен такой жанр, как повесть, хотя по требованиям школьной программы этот жанр начинает выходить на первое место. В отличие от детей нормы высок процент детей, читающих были, легенды и притчи (29,4%). Положительно, что родители пытаются разнообразить домашнюю библиотеку и тем самым привлечь внимание детей к разным жанрам.
Любимыми темами младших школьников с ЗПР являются животные и растения (41,2%), приключения и волшебство (47,8%), о людях и детях (40%), причем последняя тема является ведущей у детей этой категории в первом классе. Высок процент семей, имевших в домашней библиотеке разнообразные по тематике книги (17,7%).
В целом нужно отметить, что для домашних библиотек обеих изучаемых групп характерны общие тенденции:
- одинаковый формат книг домашней библиотеки;
- преобладание в домашней библиотеки сказок;
- наличие общих предпочитаемых тем (животные и растения, приключения и волшебство);
- отсутствие интереса у младших школьников к таким темам, как о героях и подвигах, о Родине.
Для детей младшего школьного возраста с ЗПР характерно:
- маленькое количество книг в домашней библиотеке, особенно в первые два года обучения в школе;
- отсутствие интереса в третьем классе к таким жанрам, как рассказ и повесть;
- наличие интереса к произведениям о людях и детях в течение всех трех лет обучения.
Таким образом, анализ анкет родителей по направлению «Отношение семьи к книгам, читательские интересы семьи» позволил сделать вывод о том, что в целом дети с ЗПР и их родители предпочитают те же книги, что и их нормально развивающиеся сверстники. Родители знают и учитывают читательские интересы своих детей при составлении домашней библиотеки. Однако нам кажется, что маленькое количество книг в домашней библиотеке в начале обучения в школе обедняет читательский кругозор детей с ЗПР. Причина этого лежит в социально-экономической плоскости, так как родители в своих анкетах зачастую поясняли, что не в состоянии пополнять домашнюю детскую библиотеку из-за финансовых трудностей. С этим фактом можно связать и снижение интереса в третьем классе к таким жанрам, как повесть и рассказ. Поэтому учитель совместно со школьной библиотекой должен обратить более пристальное внимание на данную категорию детей. Младшие школьники с ЗПР предпочитают те же жанры и тематику книг, что и нормально развивающиеся дети, но зачастую не могут познакомиться с соответствующей детской литературой.
Для оценки второго направления - «Участие родителей в становлении навыка чтения детей» -мы использовали следующие критерии оценки:
- количество времени, выделяемое для чтения с ребенком;
- знание родителями любимых книг своих детей;
- чтение детской периодической печати;
- систематическое пополнение детской библиотеки;
- оказание помощи ребенку в становлении его чтения (становление техники чтения, формирование читательских интересов, методы приобщения к книге, выполнение творческих работ по прочитанным книгам);
- посещение ребенком библиотеки.
На основе критериев были выделены уровни оказания помощи детям со стороны родителей в становлении чтения.
Высокий уровень. Родители систематически выделяют время на чтение вместе с ребенком (каждый день от 30 минут и больше). Знают читательские интересы детей, могут назвать любимую книгу ребенка. Выделяют время для чтения периодической литературы. При подборе книг для чтения учитывают не только требования образовательного учреждения, но и собственные читательские интересы детей, систематически пополняют домашнюю библиотеку, проводят работу по приобщению детей к чтению (имеют пособия для становле-
ния техники чтения, используют разнообразные средства по возникновению читательских интересов детей, выполняют рисунки, поделки по прочитанным книгам), имеют дома уголок для чтения, дети записаны в библиотеки (не только школьную, но и общественные). Родители планируют в дальнейшем пополнять фонд домашней библиотеки.
Средний уровень. Родители систематически выделяют время на чтение вместе с ребенком, однако это происходит не каждый день (2-4 раза в неделю от 30 минут и больше). Знают читательские интересы детей, могут назвать их любимые книги. Детскую периодическую печать не читают. При подборе книг руководствуются в первую очередь требованиями образовательного учреждения, интересы ребенка практически не учитываются. Родители заинтересованы преимущественно в становлении навыка чтения, поэтому покупают пособия для становления данного навыка по требованию школы. Вопросами приобщения детей к книгам практически не заинтересованы или используют 1-2 способа приобщения (например, воспитание собственным примером, воспитательные беседы о пользе чтения). Творческие задания по прочитанному материалу с детьми не выполняют. Уголок чтения дома не предусмотрен. Ребенок записан только в школьную библиотеку. Книги родители покупают лишь по необходимости.
Низкий уровень. Конкретных названий любимых книг детей назвать не могут. При покупке книг руководствуются домашними интересами или вообще не приобретают книги. В освоении навыка чтения детям практически не помогают. Желание читать не прививают. Домашнего уголка чтения нет. В библиотеку ребенок не записан. В будущем книг родители покупать не планируют.
Анализ количественных данных, представленных на рисунках 1-2, позволил говорить о следующих тенденциях в участии родителей в становлении чтения младших школьников как общеобразовательных классов, так и классов КРО. Так, в первом классе большинство родителей находятся на высоком и среднем уровнях оказания помощи своим детям, в то же время в классе КРО преобладают средний и низкий уровни. Во втором классе можно отметить общие пропорции в распределении родителей по уровням. В третьем классе в обеих группах высок процент родителей, находящихся на среднем уровне. Значительно возрастает число родителей низкого уровня как по сравнению с нормой, так и по сравнению с предыдущим годом обучения.
Родители, находящиеся на высоком уровне, стараются систематически оказывать помощь де-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
70 п 60 50 40 30 20 10 0
1 класс 2 класс 3 класс
Рисунок 1. Участие родителей в становлении навыка чтения учащихся общеобразовательных классов (%).
□ Высокий уровень
□ Средний уровень
□ Низкий уровень
60 п
50 40 30 20 10 0
1класс 2 класс 3 класс
Рисунок 2. Участие родителей в становлении навыка чтения учащихся классов КРО (%).
□ Высокий уровень
□ Средний уровень
□ Низкий уровень
тям в овладении чтением. Они отмечали, что дети всегда просят взрослых почитать. На эту деятельность родителями выделено определенное время (1 час в день). Как правило, такое чтение происходит перед сном. Родители отмечали, что читают детям вслух. Данное положение не меняется с переходом в следующие классы. Родители третьеклассников писали, что продолжают проводить время за совместным чтением. Только в этом возрасте родители практикуют попеременное чтение: «Мы меняемся с сыном: одну главу читаю я, а другую - он», «В третьем классе все больше сын читает мне, чем я ему». В 3-м классе КРО родители не отмечали, что их дети сами читают вслух, здесь по-прежнему родители являются ведущими.
Родители данного уровня смогли назвать несколько любимых произведений своих детей. Родители указывали на то, что систематически читают с детьми детскую периодику, например «Муравейник», «Скуби-Ду», «Познаю мир с Волли», «Маленький художник». Часть родителей ответили положительно на вопрос о детской периодике, но не смогли привести пример конкретного журнала или газеты.
По итогам прочтения произведения родители данного уровня стараются выполнить поделки, рисунки. Семья активно пополняет домашнюю детскую библиотеку, учитывая при этом вкусы ребенка. Стараются родители и работать над техникой чтения, приобретая необходимые для этого пособия (таблицу с алфавитом, азбуку в картинках, разрезные слоги, кубики с буквами, таблицы по обучению грамоте и т.д.). Родители отмечали, что активное внимание к становлению техники чтения уделяли все родственники (мама, папа, дедушки и бабушки). Для развития стойкого интереса к книге, желания читать родители стараются использовать разнообразные приемы и средства: много читают ребенку, проводят воспитательные беседы, воспитывают собственным примером, устраивают различные семейные конкурсы и викторины на материале детской литературы. У детей в доме имеется уголок для чтения (место, доступное для ребенка, где хранятся разнообразные книги, с которыми он может заниматься самостоятельно). Ребенок записан в детскую библиотеку. Причем инициаторами посещения библиотеки были сами родители. В дальнейшем родители этого уровня
планируют выделять средства на приобретение интересующей ребенка литературы.
Родители среднего уровня также интересуются становлением чтения своих детей. Но для них важно в первую очередь формирование техники чтения. Взрослые отмечали, что дети редко («иногда») просят их почитать, поэтому на совместное чтение выделяется 2-4 раза в неделю от 30 минут и больше. Определенного времени для чтения нет. Родители называли одну-две любимые книги. Периодической печатью не интересуются и никогда не читают. По итогам прочитанного не выполняют совместно с ребенком творческих заданий. Пополнение домашней библиотеки осуществляется эпизодически, только в том случае, если необходимой книги нет или это требование образовательного учреждения. Становление техники чтения
- важный аспект развития ребенка, по мнению родителей данного уровня, поэтому они стараются приобретать пособия, необходимые для формирования этого навыка. Обучением ребенка чтению занимались один-два ближайших родственника (например, мама и бабушка). В доме ребенка уголок для чтения не предусмотрен, книги выдаются по требованию. Желание читать родители воспитывают, как правило, беседами о пользе чтения или собственным примером. Но в то же время дети записаны только в школьную библиотеку. Запись туда происходила или по требованию учителя, или по собственной инициативе за компанию со сверстниками. Посещение библиотеки происходит при необходимости подготовки к внеклассному чтению. Пополнение библиотеки планируется только в случае острой необходимости.
Родители низкого уровня не уделяют достаточ-
ного внимания формированию ребенка-читателя. Они отмечали, что совместно с ребенком не читают или читают редко. Любимых книг детей назвать не могут, некоторые родители этого уровня признались, что не понимают значения слов «периодика». Обучением чтению их детей занималось дошкольное образовательное учреждение, а теперь
- школа. Желание читать родители данного уровня не прививают. Родители третьего класса мотивируют свою позицию в отношении детского чтения тем, что их дети овладели техникой чтения и сами справляются с подготовкой к данным урокам.
Таким образом, анализ полученных данных позволил говорить, что в наиболее трудном положении оказываются дети, чьи родители находятся на низком уровне. Но в общеобразовательных классах процент таких родителей стабильно низок в течение всех трех лет обучения, в то время как в классах КРО процент родителей низкого уровня достаточно высок, особенно в первом и третьем классах. Объяснить данный факт можно тем, что недостаточное внимание к детям с ЗПР со стороны родителей в вопросе формирования навыков чтения в первом классе приводит к трудностям овладения данной деятельностью. Поэтому во втором классе родители стараются посвятить этому вопросу достаточно времени и усилий. Как известно, к третьему классу происходит нормализация техники чтения у детей с ЗПР. Это притупляет внимание родителей к данному виду деятельности. На наш взгляд, это ошибочная позиция родителей младших школьников с ЗПР. Их дети в силу познавательных особенностей и особенностей эмоционально-волевой сферы нуждаются в систематической помощи со стороны взрослых в овладении чтением.
Библиографический список
1. Павлова А.С. Домашняя библиотека и семейное чтение [Текст] / Сост. Т.Д. Жукова // Семейное чтение в Год семьи. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 320 с.
2. Светловская Н.Н., Пиче - оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академияя», 2001. - 288 с.
N.W. CHARKINA
PARENTS IDEAS OF JUNIOR SCHOOL AGE CHILDREN WITH THE PSYCHIATRIC DEVELOPMENT DELAY ABOUT READING ACTIVITY FORMATION
This article gives analysis of questionnairing parents of junior school - children of ordinary classes and correction - developing education classes on revealing of their attitude to children’s reading activity formation.
The received data allowed to brig out home libraries pewliariies of juniors school-age children with the psychiatric development delay and parents help in mastering reading.
Key words: children with psychiatric development delay, parents, reading, readers interests, home