УДК 658.5
Ю. Н. Иванова*, И. В. Попов, Х. А. Невмятуллина.
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, дом 9 * e-mail: [email protected]
ВНЕДРЕНИЕ СМК НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ДЗКК»
В статье проведён обзор стандарта ISO 9001. Рассмотрены преимущества внедрения системы менеджмента качества. Обозначены главные этапы внедрения СМК в ООО "Давлекановский завод керамического кирпича" и дано их описание.
Ключевые слова: менеджмент качества; стандарт ISO 9001, этапы внедрения
Систему менеджмента качества можно рассматривать как минимальный набор правил, которыми должна руководствоваться организация, постоянно стремящаяся уменьшать число негативных факторов, воздействующих на компанию как изнутри, так и снаружи.
В настоящее время большинство компаний отдает предпочтение тем организациям, которые предоставляют товар максимального качества, поэтому очень актуален вопрос о его повышении. Исходя из сказанного, вопрос построения системы менеджмента качества и поддержания ее в действующем состоянии на сегодняшний день — это один из важнейших аспектов в управлении предприятием.
Некоторые организации России уже разработали, сертифицировали системы менеджмента качества, и поддерживают их в действующем состоянии; а некоторые организации только начали работу в данном направлении — приняли решение о необходимости построения системы менеджмента качества, отвечающей требованиям стандарта ISO 9001, и приступили к ее разработке.
Сертификация СМК стала обязательным требованием для участия в большинстве тендеров, особенно при экспортных поставках. Для получения государственного заказа также требуется наличие на предприятиях сертифицированной СМК.
Наличие у компании сертификата, выданного независимым компетентным органом, является подтверждением надежной функционирующей СМК и свидетельством стремления к непрерывному улучшению. Для многих российских компаний сертификация системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами является необходимым условием для подписания контрактов с иностранными компаниями о поставке своей продукции или выполнении работ. Другие предприятия используют сертификацию системы менеджмента как инструмент в условиях рыночной конкуренции.
Сторонние заинтересованные стороны, а именно потребители, кредитные организации и другие также выдвигают требование о наличии
сертифицированной СМК потому, что им нужны гарантии стабильной работы организации.
Внедрение и сертификация системы менеджмента — это не только возможность улучшения экономических показателей компании за счет подписания новых договоров и расширения рынков товаров и услуг, но и отличная возможность оптимизировать процессы внутри компании, в частности, с помощью лучшей и более четкой организации работ, распределения полномочий и ответственности. Преимущества стандарта ISO 9001 неоспоримы для внутреннего потребителя: во-первых, стандарт дает возможность построить систему управления в организации, которая своевременно и адекватно будет реагировать на внутренние и внешние изменения; во-вторых, система — это порядок! Именно это и почувствовали многие организации, приступив к построению СМК — порядка стало больше.
Целью настоящей работы является изучение порядка разработки СМК на Давлекановском кирпичном заводе. Это предприятие является активно развивающимся, оно подвергается реконструкции и модернизации производства. Основным продуктом, который выпускает Давлекановский завод, является
рядовой полнотелый кирпич марок М-125 и М-150, являющийся наиболее востребованным на рынке. Его принято считать универсальным строительным материалом.
На данном этапе, на предприятии нет СМК, но для успешного развития она необходима.
Внедрение системы качества представляет собой комплекс работ, который затрагивает различные аспекты деятельности организации и ее подсистемы, - производственную,
логистическую, стратегического управления и т.д. В связи с этим, внедрение системы качества является достаточно трудной, длительной и трудоемкой задачей, решение которой, как правило, происходит в несколько этапов:
первый этап - анализ существующей ситуации в организации и обучение персонала;
второй этап - разработка документации и изменение работы сотрудников;
третий этап - проведение внутреннего аудита системы качества.
Наиболее сложным и трудоемким этапом является второй. В ходе него осуществляется проектирование, разработка и внедрение документации системы качества для данного предприятия, а также изменения в порядке работы сотрудников. Необходимо спланировать, как будет строиться система качества, какова будет область ее применения, какие процессы войдут в систему качества, как она будет расширяться. После этого рабочая группа, непосредственно занимающаяся внедрением СМК, формализует процессы, которые были включены в область действия системы качества, в том виде, в котором они есть. Затем эта же группа вносит изменения в данные процессы в соответствии с требованиями, указанными в стандарте.
Для того чтобы можно было эффективно проводить изменения процессов на уровне исполнителей, необходима административная поддержка со стороны руководства организации. Это нужно для снижения сопротивления снизу. Это позволит достаточно быстро получить результаты от проводимых изменений. Для осуществления этого принципа необходимо правильно определить порядок документирования и корректировки
процессов. В первую очередь рекомендуется формализовать и корректировать наиболее важные из них.
Документирование может выполняться в виде карт процессов, на которых указывается последовательность операций, входные и выходные данные, информация, ресурсы, каждой операции и ответственные за её выполнение. Документирование процессов в виде карт заметно уменьшает объем документирования.
Внедрение системы менеджмента качества является необходимым для любой компании, стремящейся к развитию. ООО "Давлекановский завод керамического кирпича" является активно развивающимся предприятием. Внедрение системы менеджмента качества приведёт к повышению доверия со стороны партнёров, повысит конкурентоспособность предприятия, улучшит качество выпускаемой продукции. Денежные и трудовые затраты, необходимые для внедрения, достаточно быстро окупаются. Но главным можно считать не явный доход, выраженный в денежных единицах, а косвенный, выраженный в количестве заключённых сделок и степени удовлетворённости потребителя.
Невмятуллина Хадия Абдрахмановна Доцент ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», г. Москва, Миусская пл., 9;
Попов Иван Владимирович студент 3-го курса кафедры стандартизации и инженерно-компьютерной графики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, 125047Москва, Миусская пл., 9;
Иванова Юлия Николаевна студент 4-го курса кафедры стандартизации и инженерно-компьютерной графики РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, 125047Москва, Миусская пл., 9;
Литература
1. Документирование системы менеджмента качества: учебное пособие/ И. Т. Заика, Н. И. Гительсон. -М.:КНОРУС, 2010.-192 с.;
2. Системы качества: Учебное пособие / И. А. Кузнецова: - М.:МГУИЭ, 2009.-188 с.;
3. Журнал «Проблемы современной экономики», N 1 (29), 2009, научное сообщение «Система менеджмента качества: преимущества внедрения и проблемы функционирования»;
Y. N. Ivanova*, I. V. Popov, H. A. Nevmyatullina.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
125047, Moscow, Miusskaya ploshchad, 9 * e-mail: [email protected]
THE INTRODUCTION OF QMS TO THE ENTERPRISE LLC "DZZK" Abstract
This article provides an overview of the ISO 9001 Standard. The advantages of the introduction of the Quality Management System are examined. The main stages of the QMS introduction are marked and described.
Keywords: quality management, ISO 9001