Научная статья на тему 'Процессный подход системы менеджмента качества в проектировании на ОАО «Гипрогазоочистка»'

Процессный подход системы менеджмента качества в проектировании на ОАО «Гипрогазоочистка» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ПРОЦЕСС / PROCESS / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / КАЧЕСТВО / QUALITY / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY MANAGEMENT / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / IMPROVEMENT ACTIVITIES / МОДЕЛЬ / MODEL / ПРОДУКЦИЯ / PRODUCTS / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко Виктория Николаевна, Графушин Роман Владимирович

Статья посвящена положениям и практическим рекомендациям по совершенствованию управления деятельности ОАО «Гипрогазоочистка» (далее по тексту Компания) на основе процессного подхода. В статье рассмотрены основы управления качеством и процессного подхода, изучены особенности системы менеджмента качества (далее по тексту СМК) проектной организации, проанализированы существующие процессы СМК в Компании. Как результат работы, были определены основные и вспомогательные процессы СМК для ОАО «Гипрогазоочистка», описывающие деятельность Компании и необходимые для реализации процессного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Петренко Виктория Николаевна, Графушин Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS APPROACH OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN DESIGN ON JSC «GIPROGAZOOCHISTKA»

The article focuses on the provisions and practical recommendations for improvement of management of activity of JSC «Giprogazoochistka» (hereinafter the Company), based on the process approach. The article covers the basics of quality management and the process approach, the peculiarities of the quality management system (hereinafter QMS) project organization, analyzed the existing processes of the QMS in the Company. As a result, identified the main and auxiliary processes of the QMS for JSC «Giprogazoochistka», describing the Company's activities and necessary for the implementation of the process approach.

Текст научной работы на тему «Процессный подход системы менеджмента качества в проектировании на ОАО «Гипрогазоочистка»»

УДК 658.518.3

В.Н. Петренко, Р.В. Графушин*

Российский химико - технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, дом 9 * e-mail: [email protected]

ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ПРОЕКТИРОВАНИИ НА ОАО «ГИПРОГАЗООЧИСТКА»

Аннотация

Статья посвящена положениям и практическим рекомендациям по совершенствованию управления деятельности ОАО «Гипрогазоочистка» (далее по тексту - Компания) на основе процессного подхода. В статье рассмотрены основы управления качеством и процессного подхода, изучены особенности системы менеджмента качества (далее по тексту - СМК) проектной организации, проанализированы существующие процессы СМК в Компании. Как результат работы, были определены основные и вспомогательные процессы СМК для ОАО «Гипрогазоочистка», описывающие деятельность Компании и необходимые для реализации процессного подхода.

Ключевые слова: система менеджмента качества; процесс; процессный подход; качество; управление качеством; совершенствование деятельности; модель; продукция; проектирование.

СМК - система, направленная на повышение качества выпускаемой продукции или услуг, включающая в себя определенную международным стандартом ISO 9001 совокупность видов деятельности, процедур и правил, позволяющая демонстрировать потенциальным заказчикам, стабильность и устойчивость организации к внешней среде рынка и ее надежность как делового партнера.

Одним из обязательных требований международного стандарта ISO 9001 является планирование, разработка и внедрение процессов, необходимых для обеспечения жизненного цикла продукции в целях повышения степени удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Последовательно устанавливаемые и предсказуемые результаты достигаются более результативным и эффективным образом, когда осуществляемые виды деятельности

рассматриваются как взаимосвязанные процессы, функционирующие как единое целое.

Компания решает вопросы снижения выбросов вредных веществ в атмосферу на предприятиях всех отраслей промышленности, путем проектирования установок и систем газоочистки, оказывая следующие услуги:

обследование существующих установок газоочистки, проверка их эффективности, определение состава выбросов, разработка предложений по их модернизации и реконструкции;

комплексное выполнение проектной и рабочей документации на строительство установок и объектов;

техническая поддержка заказчика в период эксплуатации установок и объектов.

Основой высокого качества проектной документации является:

внедрение и поддержание в Компании СМК, соответствующей международному стандарту ISO 9001;

наличие опытных высококвалифицированных специалистов;

особый контроль работ по обеспечению качества со стороны руководства Компании;

совершенствование процесса проектирования и использования современных средств проектирования, планирования и контроля;

планирование и контроль хода выполнения проектных работ и предоставления услуг;

плановая и систематическая работа по предупреждению и устранению причин появления несоответствий в проектной продукции.

Существующие процессы в Компании («Планирование проектирования» и

«Проектирование»), принятые для эффективной работы, не обеспечивают результативность СМК. Данное обстоятельство послужило основанием в более глубоком (мелком) делении процессов для того, чтобы получить наиболее подробную информацию о том, что происходит в Компании, определить слабые места, выявить возможности реорганизации, улучшить финансовые показатели путем отслеживания эффективности каждого процесса.

В Компании все решения принимаются на основе анализа данных и анализа СМК, поэтому следует отметить, что все принятые решения, основаны на достоверных фактах. Был проведен подробный анализ особенностей, возможностей и недостатков процессного подхода, позволяющего повысить эффективность управления за счет грамотного применения данного подхода. По результатам проведенного анализа предлагается:

1. Всю деятельность Компании разбить на отдельные, взаимосогласованные процессы, за результатами которых проводить постоянный контроль;

2. Сформулировать основные свойства процесса:

- результативность - соответствие результатов процесса нуждам и ожиданиям потребителей;

- определенность - степень соответствия реального процесса описанию;

- управляемость - степень, в которой производится управление производственным процессом по определенным целевым показателям,

повторяемость - возможность воспроизводства процесса с заданными характеристиками; эффективность - степень оптимальности распределения используемых ресурсов для достижения основных целей проекта; гибкость - способность процесса адаптироваться к различным изменениям внешней среды; стоимость.

Для облегчения понимания требований международного стандарта ISO 9001:2008, а также в качестве примера совершенствования СМК предлагается разработка ландшафта процессов Компании, куда будет включен каждый новый процесс. Процессный ландшафт позволит документировать процесс деятельности, в результате чего у Компании появится возможность управлять этим процессом, вносить в него изменения, оценивать результативность и эффективность.

На основании процессного ландшафта ОАО «Гипрогазоочистка», для управления процессами необходимо создание полноценного комплекта документов. В работе используются графические и текстовые формы документирования. Графические формы включают в себя схемы по каждому единичному процессу. Текстовые формы документирования включают текстовое описание процесса, где определяется цель, описание, владелец, рамки процесса (вход и выход), ресурсы, инфраструктур, потребители процесса;

Деятельность любого подразделения Компании, посредством используемых ресурсов преобразует входы в выходы, т.е. представляет собой процесс. Вся деятельность представляет собой взаимосвязанную цепочку этих процессов. Для того чтобы управлять многочисленными взаимосвязанными и

взаимодействующими процессами, предлагается их классификация, представленная в таблице 1.

законодательная и нормативная база; взаимодействие с другими процессами.

Результативность СМК будет зависеть от результативности процессов, входящих в состав СМК Компании. Поэтому при выполнении анализа СМК после внедрения процессного подхода оценивается результативность каждого процесса, именно с этой целью для процессов выявлены критерии оценки с установленными значениями и установленной периодичность осуществления сбора информации о фактическом значении каждого параметра процесса.

Для оценки результативности процессов в ОАО «Гипрогазоочистка» приняты следующие критерии:

1. Наличие внутренних нормативных документов, описывающих процедуры процесса;

2. Соответствие процесса установленным требованиям;

3. Выполнение планов и графиков;

4. Вероятность рисков;

5. Замечания потребителей, проверяющих и контролирующих органов (внутренних и внешних);

Таблица 1 - Классификация процессов

Основные процессы Планирование деятельности

Планирование проектирование

Оценивание деятельности

Автоматизация процессов

Управление договором

Управление поставками

Проектирование

Управление проектами

Управление рисками

Удовлетворенность потребителя

Управление документацией

Измерение, анализ, улучшение

Управление информацией

Система автоматизированного проектирования

Подпроцессы Предпроектная разработка

Технологическая часть

Электротехническая часть

Автоматизация и КИП

Строительная часть

Отопление и вентиляция

Охрана окружающей среды, пожарная и промышленная безопасность

Разработка сметной документации

Выпуск документации и передача заказчику

Вспомогательные процессы Управление персоналом

Управление знаниями

Система управления знаниями

Автоматизация процессов планирования

Автоматизация процесса управления документацией

6. Наличие квалифицированного персонала. При проведении анализа результативности, в зависимости от полученной информации каждому показателю присваивается оценка в процентном

При значении коэффициента результативности более 60% управление процессами оценивается как высокое (результативное), при значении показателя менее 60% - принимаются корректирующие действия (пересматриваются критерии и их установленные значения).

После внедрения процессного подхода к СМК в Компании можно выделить следующие преимущества:

- Способность сосредоточивать усилия на результативности и эффективности процессов.

- Предоставление уверенности потребителям в согласованном функционировании организации.

соотношении. В таблице 2 приведен пример оценки критерия «Замечания потребителей, проверяющих и контролирующих органов».

Прозрачность операций внутри организации. Снижение затрат и уменьшение времени цикла за счет результативного использования ресурсов.

Улучшенные, согласованные и предсказуемые результаты.

Предоставление возможностей для

фокусирования на инициативах по улучшению и расположения их по приоритетам. Содействие вовлеченности людей и более четкое уяснение своей ответственности в достижении общего результата.

Таблица 2 - Интерпретация значений результативности

Выполнение установленного критерия, % Оценка, %

Замечания отсутствуют 100

Замечания не критичные. Устранены 80

Замечания критичные. Устранены 60

Подготовка корректирующих мероприятий 40

Замечания не устранены 20

Петренко Виктория Николаевна студентка ТМ-52, кафедры стандартизации и инженерно -компьютерной графики РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Графушин Роман Владимирович ассистент кафедры стандартизации и инженерно - компьютерной графики РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Литература

1. ГОСТ ISO 9001-2011 Система менеджмента качества. Требования. Введ.2013-01-01. М.: Стандартинформ, 2012.

2. ГОСТ ISO 9000 - 2011. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введ. 2013-01-01. М.: Стандартинформ, 2012.

3. ГОСТ Р 21.1101 - 2013 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации. Введ. 2004-12-29. М.: Стандартинформ, 2014.

4. Методическое пособие «Внутренний аудит интегрированной системы менеджмента». М.: ООО «Центр качества и сертификации», 2002. - 121 с.

5. Руководство по качеству ОАО «Гипрогазоочистка».

6. Политика в области качества ОАО «Гипрогазоочистка».

Petrenko Victoriya Nikolaevna, Grafushin Roman Vladimirovich*

D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. * e-mail: [email protected]

THE PROCESS APPROACH OF QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN DESIGN ON JSC «GIPROGAZOOCHISTKA»

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article focuses on the provisions and practical recommendations for improvement of management of activity of JSC «Giprogazoochistka» (hereinafter - the Company), based on the process approach. The article covers the basics of quality management and the process approach, the peculiarities of the quality management system (hereinafter - QMS) project organization, analyzed the existing processes of the QMS in the Company. As a result, identified the main and auxiliary processes of the QMS for JSC «Giprogazoochistka», describing the Company's activities and necessary for the implementation of the process approach.

Key words: the quality management system; process; process approach; quality; quality management; improvement activities; model; products; design.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.