♦-
ния командной работы персонала и, конечно, повышения заинтересованности персонала.
1. Анализ измерительных систем. MSA. Ссылочное руководство. 3-е изд., испр. Н. Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2002.
2. Гордашникова О.Ю. Развитие системы менеджмента качества на машиностроительных предприятиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2007. № 15. С. 10-13.
3. Кудряшов A.B. Некоторые вопросы внедрения ИСО/ТУ 16949 в законах Мерфи // Официальный сайт Группы компаний «СтройКонсалтинг Групп». URL: http://www.s-konsalt.ru (дата обращения: 17.10.2016).
4. Перспективное планирование качества продукции (APQP) и план управления / пер. с англ. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2004.
5. Попова Л.Ф. Совместимость Kairio и Kaizen в системе управления современных предприятий // Бухгалтерский учет,
-♦
управление и финансы: перспективы развития в условиях экономической нестабильности: сб. мат. междунар. науч,-практ. конф. Саратов, 2016. С. 147-151.
6. Розно М.И. Формальное и творческое при разработке продукции и подготовке производства // Стандарты и качество. 2005. № 8.
7. Статистическое управление процессами. SPC. Ссылочное руководство. Н. Новгород: ООО СМЦ «Приоритет», 2006.
8. Фролова Е.А. Приоритетные стратегические направления оптимизации издержек предприятий в контексте задачи самосохранения // Современный взгляд на проблемы качества и управления конкурентоспособностью в условиях внешних вызовов: сб. мат. междунар. (очно-заочной) науч,-практ. конф. Саратов, 2015. С. 60-64.
9. Яшин Н.С., Андреева Т.А., Серебряков A.B. Проблемные вопросы имплементации стратегии // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 5 (54). С. 50-54.
sofia.bo4arovaY/yandex.ru София Владимировна Бочарова,
аспирантка кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 338.24 РЭУ им. Г. В. Плеханова
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИКЛА PDCA
В статье рассматриваются основные мероприятия по внедрению изменений в систему менеджмента качества (СМК) предприятия. Разработаны и наглядно отображены алгоритмы планирования и реализации изменений системы менеджмента качества предприятия в соответствии с циклом PDCA. Обосновывается необходимость использования цикла PDCA, описывается сущность данного принципа и особенности его применения. Рассматриваются введенные в данный стандарт новые требования к системе менеджмента качества предприятия, а также сроки перехода на новую версию. Разработаны мероприятия внедрения изменений в систему менеджмента качества предприятия, сгруппированные по видам работ. Представлены алгоритмы двух этапов внедрения изменений с использованием цикла PDCA. Сделаны выводы о необходимости использования цикла Деминга - Шухарта при внедрении изменений в систему менеджмента качества предприятия с целью сокращения времени их реализации, обеспечения качественной проработки измененных требований, сокращения возможных недоработок в документации СМК.
Ключевые слова: изменения, система менеджмента качества, ГОСТР ИСО 9001, PDCA, совершенствование.
S.V. Bocharova
INTRODUCTION OF NEW REQUIREMENTS TO PDCA CYCLE FOR QUALITY MANAGEMENT SYSTEM
The paper discusses major ways to introduce changes into the quality management system (QMS) of the company. Algorithms for planning and implementation of the quality management system changes in accordance with the PDCA cycle are put forward and explained in detail. The necessity of using PDCA cycle is established, its essence and characteristics of applicability are shown. The author considers the introduction of new requirements to the quality management system into the standard and assesses the period of transition to the new version. Ways of implementing the changes into the quality management system are suggested and grouped by type of activity accordingly. The algorithms of two phases of implementing the changes using PDCA cycle are presented. The paper concludes that it is necessary to use the Deming-Shewhart cycle during the implementation of changes in the company quality management system in order to reduce the time of their implementation, ensure detailed study of altered requirements, and reduce possible flaws in the QMS documentation.
Keywords: changes, quality management system, GOST R ISO 9001, PDCA, improvement.
В связи с изменением требований ГОСТ Р ИСО 9001 и выпуском новой версии 2015 г. перед всеми организациями, сертифицированными на требования ГОСТ Р ИСО 9001:2008, стоит задача перейти на новую версию стандарта. Так как новый стандарт содержит достаточное количество новых требований, к решению данной задачи необходимо подходить основательно, тщательно анализируя вновь введенные требования. По нашему мнению, необходимо качественно спланировать как изменение внутренней документации СМК предприятия, так и непосредственное внедрение данных изменений в деятельность предприятия в области качества. Это очень серьезный вопрос, который нуждается в тщательном рассмотрении и требует обсуждения.
Стоит отметить, во-первых, что переходный период на новую версию стандарта составит 3 года и, значит, до конца 2018 г. он должен быть завершен.
Несмотря на то что времени до сертификации СМК организации на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015) достаточно много, важно не забывать, что изменения в новой версии весьма существенны и требуют глубокого осмысления [1-3]. Помимо изменения количества пунктов, были внесены изменения в их названия:
- раздел 4 называется «Среда организации» вместо «Система менеджмента качества»;
- раздел 5 теперь называется «Лидерство» вместо «Ответственность руководства» и т.д.
Пункт 1.1 «Общие положения» представлен как раздел 1 «Область применения». Содержание данного пункта осталось без значительных изменений.
Также изменения коснулись терминов, используемых в стандарте. Вместо термина «продукт», используемого в ISO 9001:2008, предлагается термин «товары и услуги».
Аналогично с предыдущим изменением термины «документированная процедура» и «записи» заменены на термин «документированная информация», который теперь содержит в себе оба эти понятия.
В стандарт ISO 9001:2015 добавлен новый раздел 4 «Среда организации», который включает «понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон» и требования к области действия системы менеджмента качества. Особенностью новой версии является также появление пункта 6.1 «Действия по реагированию на риски и возможности», содержащего требования к определению организацией рисков и возможностей, способных повлиять на систему качества, и планированию действий по реагированию на данные риски и существующие возможности.
Необходимо отметить исключение из требований стандарта упоминания и требований к руководству по качеству, что, как и требования к документированным процедурам, привело к уменьшению директивности некоторых требований.
Новая версия стандарта ISO 9001:2015 не содержит отдельного раздела для предупреждающих действий, так как система менеджмента качества подразумевает выявление рисков и должна быть направлена на предупреждение. Изменения также коснулись раздела «Процессный подход». В новой версии стандарта процессный подход требует определения необходи-
мых входов и ожидаемых выходов, рисков относительно соответствия товаров и услуг, а также удовлетворенности потребителя, если возникают непредвиденные результаты или если взаимодействие процессов неэффективно.
Два раздела стандарта новой версии посвящены знаниям и компетентности в организации.
Новая версия также содержит расширенные требования ко многим разделам, например «Определение области применения СМК».
Какуже отмечалось, с 01.11.2015 г. введен в действие ГОСТ Р ИСО 9001 -2015, и следует помнить, что рано или поздно в связи с его введением будут пересмотрены и все отраслевые стандарты (ГОСТ РВ 0015-002, ГОСТ Р ЕН 9100 и т.д.). Поэтому представляется целесообразным создать, хотя бы в первом приближении, некую методическую базу, позволяющую организациям постепенно осваивать новые понятия и перестраивать СМК соответствующим образом.
В данном случае, на наш взгляд, необходимо использовать принцип Деминга - Шухарта, или PDCA. PDCA (англ. «Plan-Do-Check-Act» - планирование-действие-проверка-корректировка) - циклически повторяющийся процесс принятия решения, используемый в управлении качеством. Также известен как Deming Cycle, Shewhart cycle, Deming Wheel.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:2015 цикл PDCA можно кратко описать следующим образом:
- планируй: разработка целей системы и ее процессов, а также определение ресурсов, необходимых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителе и политикой организации, определение и рассмотрение рисков и возможностей;
- делай: выполнение того, что было запланировано;
- проверяй', мониторинг и (там где это применимо) измерение процессов, продукции и услуг в сравнении с политикой, целями,требованиями и запланированными действиями и сообщение о результатах;
- действуй (воздействуй): принятие мер по улучшению результатов деятельности в той степени, насколько это необходимо.
В практической деятельности цикл PDCA применяется многократно с различной периодичностью. При выполнении основной деятельности цикл PDCA применяется с периодичностью циклов отчетности и планирования. При выполнении корректирующих действий длительность PDCA может быть меньше или больше длительности циклов отчетности и планирования и устанавливается в зависимости от характера, объема, длительности и содержания мероприятий по устранению причин отклонения.
В таблице представлена совокупность мероприятий, необходимая для внедрения новых требований в систему менеджмента качества предприятия, распределенная на пять групп по отношению к непосредственному виду работ по внедрению. Рассматривая указанные мероприятия, необходимо отметить, что каждая из групп и все мероприятия в совокупности разработаны с учетов цикла PDCA, а алгоритмы деятельности по внедрению новых требований представлены на рис. 1-3.
Мероприятия по внедрению новых требований в систему менеджмента качества предприятия
Планирование изменений Внедрение изменений во внутреннюю документацию СМК Внедрение изменений в деятельность предприятия в области качества Проведение проверок Совершенствование СМК
1. Планирование изменений внутренней документации СМК предприятия на соответствие новым требованиям службой качества. 2. Проведение анализа измененного нормативного документа на предмет выявления дополнительных, принципиально новых требований, исключения требований. 3. Проведение анализа внутренней документации предприятия на предмет содержания новых требований, заведомо установленных руководством предприятия, требований, которые необходимо (возможно) исключить (переформулировать). 4. Составление плана мероприятий по внедрению новых требований внешнего стандарта в СМК предприятия с учетом сроков и ответственных лиц за актуализацию и гармонизацию внутренних документов СМК организации. 5. Рассылка на отзыв и ознакомление ответственных лиц. Проработка плана ответственными лицами с выдачей отзыва по корректировке и дополнению плана мероприятий по внедрению новых требований. 6. Доработка плана и рассылка к исполнению 1. Проведение работ в соответствии с планом: актуализация внутренней нормативной документации в соответствии с измененными требованиями. 2. Согласование и утверждение измененных стандартов предприятия. 3. Контроль выполнения плана мероприятий по внедрению новых требований согласно срокам. 4. Проверка измененной документации СМК предприятия на достаточность и актуальность внедренных требований 1. Составление приказа (плана) с указанием сроков внедрения новых требований в деятельность по СМК. 2. Внедрение новых требований в деятельность организаций согласно требованиям внутренней документации СМК. 3. Выявление недоработок в проведенных корректировках, требованиях стандартов предприятия. 4. Доработка внутренней документации СМК с учетом нюансов производственных и управленческих процессов. 5. Повторное внедрение изменений 1. Проведение внутренних и внешних аудитов. 2. Анализ несоотвествий. 3. Выявление причин несоотвествий 1. Устранение несоотвествий. 2. Устранение причин несоотвествий. 3. Разработка мероприятий по совершенствованию СМК предприятия
Устранение несоответствий и их причин
11лзттировапис внедрения шмспспий
внутренней документации СМК
иредириятия на соответствие новым требованиям
11 ровсдспис вттутрсттпих и впсшпих аудитов СМК
Апалш несоответствий +■ Выявление причин несоответствий
Рис. 1. Полный цикл внедрения новых требований к системе менеджмента качества на предприятии
2. Проведение анализа внутренней документации предприятия на предмет содержания новых требований, заведомо установленных руководством предприятия, требований, которые необходимо (возможна ¡и-яегтгтгт чить (переформулиррлгТьР
3. Составление плана мероприятий по внедрению новых требований внешнего стандарта в СМК р предприятия с учетом сроков и ответственных лиц за актуализа-теио^т"гармонилаттию внутренних докумсйг&вХМК ор! митинн
1. Проведение анализа вмененного нормативного док^ента на предмет выявления допрлнитель-ных. принципиально нфвых требовании, исключения требований
дополнению плана мероприя- ■ ш но шшдрсишо новых, тру' бований
Рис, 2, Алгоритм этапа «Планирование» при внедрении новых требований к СМК предприятия
7. Актуализация внутренней нормативной документа^йТйГ^ в соответствии с измененными требованиями
8. Согласование и утверждение измененных стандартов предгрТСгенщ^^
9. Контроль выполнения плана мероприятий по внедрению новых требований согласно срокам
Внедрение новых требований внешнего стандарта в документацию СМК организации
10. ПроЕ ерка измененной документации СМК предприятия на достаточность и /:туальность вне1ш€нных требований
11. Корректировка в случае необходимости
13. Внедрение новгйх требований в деятельность организаций согласно требованиям внутренней документации СМК
7
12. Составление приказа (пла] указанием сроко'л^ внедрения новых требований в деятельность по СМК
14. Пьтякление недоработок в прои еденных ко р ректи ро кка у. шшях ста шара предприятия
Внедрение погшх требований в деятельность предприятия п области качества
15. Доработка внутренней .окументации СМК с учетом нюансов производственного и управленческого процесса
Рис. 3. Алгоритм этапа «Действие» при внедрении новых требований к СМК предприятия
♦
♦
Следует отметить, что правильное использование цикла РОСА при введении новых требований в системы менеджмента качества предприятий позволяет не только значительно сократить время на внедрение изменений, но и сократить количество возможных недоработок как в документации, так и в деятельности предприятия по качеству.
1. Андреева Т.А. Интеграция менеджмента качества и стратегического менеджмента в аспекте новой версии стан-
дарта ISO 9001 // Современный взгляд на проблемы качества и управления конкурентоспособностью в условиях внешних вызовов: сб. матер, междунар. (очно-заочной) науч.-практ. конф. Саратов, 2015. С. 77-81.
2. Глаголев С.Н., Гугелев A.B. Эволюция стандартов в области менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2009. № 1 (25). С. 30-33.
3. СилаеваЛЮ. Основные изменения в новой версии ISO 9001 // Век качества. 2015. № 1. С. 20-23.
Людмила Сергеевна Верещагина,
доктор экономических наук, профессор кафедры управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г. В. Плеханова
О СНИЖЕНИИ НЕФОРМАЛЬНОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье определена социально-экономическая значимость исследования и снижения уровня неформальной занятости, проводится анализ текущего состояния уровня трудовой активности без официального трудоустройства в мире, стране и Саратовской области, рассматриваются причины, формы и возможные последствия неформальной занятости, выявлены факторы, влияющие на данный процесс. Рассматриваются современные виды неформальной занятости, возникшие в пореформенные период в России: по отраслям - в сферах образования, медицины, прочих услуг; по организации-фрилансеры, работники незарегистрированных предприятий, не оформленные официально работники формальных организаций, официально трудоустроенные работники, занимающиеся неучтенной деятельностью на своем рабочем месте; по характеру доходов - лица, получающие доходы только от неформальной деятельности, лица, для которых неофициальные доходы являются основными, лица, которые сочетают работу в формальных и неформальных организациях. Отмечается, что все виды неформальной занятости характеризуются нестабильностью, связанной с ограниченным доступом к рынку капитала, системе образования, социального обеспечения, институтам правовой защиты.
Ключевые слова: занятые, неформальная занятость, трудовые отношения.
L.S. Vereshchagina
A DECREASE OF INFORMAL EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
The paper highlights the socio-economic importance of studying and reducing informal employment; analyses the current rate of labour participation without formal employment in the world as a whole, in Russia, and in the Saratov region; discusses the causes, forms and possible consequences of informal employment; and identifies the factors that influence this process. The author considers current types of informal employment in Russia that emerged in the postreform period: according to industry (education, medicine, and other services); according to organization type (freelancers, workers of unregistered enterprises, unregistered workers of legal enterprises, legally employed workers engaged in unreported activities in the workplace; according to the nature of income (people who receive income only from informal employment, people whose primary income is their income from informal employment, people who are employed both legally and informally. It is noted that all forms of informal employment are characterized by instability coupled with limited access to the capital market, education system, social security institutions and institutions of legal protection.
Keywords: employment, informal employment, labour relations.
УДК 331
Федеральной службой по труду и занятости отмечается, что свыше 30 млн человек экономически активного населения страны нигде официально не работают, хотя многие из них трудятся неформально, без официального трудоустройства. Правительство России стремится свести теневой сектор занятости к нулю, требуя от регионов отчетов о росте легальной
занятости. По данным Федеральной службы по труду и занятости, из 76,1 млн человек экономически активного населения России около 20% трудятся нелегально. Однако самым распространенным нарушением трудового законодательства является преднамеренное неоформление трудовых отношений. Согласно данным центра развития Организации экономическо-