/86 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 2 (44)
УДК 376.1
Внедрение новых организационных форм подготовки некоторых групп населения в области гражданской обороны — объективная необходимость
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2015
Н.В. Твердохлебов
Аннотация
Проанализированы проблемы подготовки руководителей гражданской обороны, должностных лиц и работников органов управления гражданской обороны всех уровней, а также лиц, занятых в сфере производства и обслуживания. На основании результатов проведенных научных исследований предложены новые организационные формы их подготовки и даны предложения по их реализации.
Ключевые слова: гражданская оборона; руководители; должностные лица и работники; работающее население; формы подготовки; компетенции; мероприятия гражданской обороны.
Introduction of New Organizational Forms of Preparation of Some Groups of the Population in the Field of Civil Defense — Objective Need
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2015
N. Tverdohlebov
Abstract
In article problems of training of heads of civil defense, officials and employees of governing bodies of civil defense of all levels, and also persons occupied in the sphere of production and service and not included in structure of governing bodies of civil defense are analyzed. On the basis of results of the conducted scientific researches new organizational forms of their preparation are offered and offers on their realization are given.
Key words: civil defense; heads; officials and workers; the working population; forms of preparation; competence; action of civil defense.
Эффективность функционирования систем ГО напрямую зависит от уровня подготовки в этой области руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций (далее — руководители ГО), должностных лиц и работников органов управления ГО, на которых в соответствии с федеральным законом [1] возложены функции управления мероприятиями ГО (далее должностные лица и работники ГО), а также лиц, занятых в сфере производства и обслуживания и не включенных в состав органов управления ГО (далее — работающее население).
Базовые знания и умения по вопросам гражданской обороны руководители, должностные лица и работники ГО приобретают в ходе получения среднего профессионального и высшего образования при изучении предмета «Безопасность жизнедеятельности». Переход образовательных организаций с 1 сентября 2012 г. на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам, которые предусматривают обязательное изучение интегрированной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» всеми студентами, будет способствовать улучшению подготовки по вопросам ГО будущих руководителей ГО. А подготовка бакалавров по направлению подготовки 280700 «Техносферная безопасность» по 8 профилям обучения станет существенным вкладом в повышение качества подготовки должностных лиц и работников ГО и РСЧС.
Вместе с тем анализ показывает, что среди нынешних руководителей ГО федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций мало людей, получивших специальную подготовку в сфере управления рисками в целом и мероприятиями ГО, в частности. Поэтому многим руководителям ГО часто приходится осуществлять управление организацией защиты населения, материальных и культурных ценностей от различных опасностей не на основе знаний в области ГО и защиты от ЧС, а руководствуясь преимущественно интуицией, здравым смыслом и методом проб и ошибок.
Стиль управления мероприятиями ГО определяется установками руководителя ГО. Поэтому задача формирования, воспитания, развития новых установок, отвечающих возросшим требованиям, предъявляемым к современному руководителю ГО, выходит на первый план. Руководство организацией и выполнением мероприятий ГО в своей основе является скорее практическим искусством, чем чисто интеллектуальным процессом, поэтому академическое обучение не слишком подходит для совершенствования знаний, умений и навыков руководителей ГО.
Формы совершенствования компетенций в области ГО этих категорий населения установлены постановлением Правительства Российской Федерации [2].
Руководители ГО получают знания, умения и навыки в области ГО путем самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий ГО, участия в
ежегодных сборах, учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по гражданской обороне, а также изучения своих функциональных обязанностей в этой области.
Однако анализ деятельности руководителей ГО по организации и выполнению мероприятий ГО показывает, что уровень их подготовки не соответствует предъявляемым требованиям [3]. Даже те руководители, которые регулярно принимают участие в ежегодных Всероссийских сборах по подведению итогов деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий гражданской обороны и постановке задач на очередной год, проводимых под руководством Правительства Российской Федерации, Всероссийских совещаниях по проблемам гражданской обороны и защиты населения, проводимых под руководством Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также в командно-штабных и комплексных учениях по ГО и защите населения от ЧС, проводимых в федеральных округах и субъектах Российской Федерации, иногда теряются при практическом решении задач защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих не только при ведении военных действий или вследствие этих действий, но и при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Вновь же избранные (назначенные) руководители этого уровня испытывают значительные трудности в вопросах организации планирования и выполнения всего комплекса мероприятий в области защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от различных опасностей.
Кроме того, реализация предусмотренных в Положении об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации [2], форм обучения для данных руководителей, требует определенного времени после избрания (назначения) на должность и активной самостоятельной работы. Вместе с тем, ЧС, которые могут возникнуть в любой момент, потребуют незамедлительного принятия решения, цена которых измеряется человеческими жизнями и значительными материальными затратами.
Специфика подготовки руководителей ГО определяется структурой и содержанием их деятельности по организации защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и ЧС.
Среди важнейших задач, которые призвана решить подготовка руководителей ГО, можно выделить следующие:
дать руководителям ГО знания и умения в области ГО;
привить им навыки и умения, необходимые для принятия решения по защите населения, материаль-
/88 ^П SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 2 (44)
ных и культурных ценностей, адекватного сложившейся обстановке;
развивать у руководителей ГО установки, способствующие успешному достижению целей защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и ЧС;
помочь руководителям лучше понять и систематизировать уже имеющийся опыт обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в условиях опасностей;
дать возможность руководителю ГО творчески переосмыслить свою повседневную работу в интересах решения задач ГО и стимулировать потребность в ее улучшении;
заложить основу для последующего самостоятельного получения знаний в области ГО.
Решение их требует максимально полного учета тех особенностей, с которыми связано обучение руководителей ГО, а также ряда важнейших характеристик этой категории населения.
Рассматривая проблему совершенствования подготовки руководителей ГО, в первую очередь, необходимо учитывать их положение в обществе. Надо помнить, что речь идет об обучении взрослых людей, которые уже получили образование и которые имеют большой опыт работы, в том числе в руководящей должности. Это, как правило, уже сложившиеся личности с определенным кругом профессиональных знаний, умений и навыков. Это лидеры, то есть люди, имеющие высокий уровень ответственности не только за собственные действия, но и за действия своих подчиненных, склонные к принятию самостоятельных решений, имеющие высокий уровень независимости. Это практики. Руководителей ГО федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отличает в большей степени ориентация на конкретные результаты, на практику, чем на общие рассуждения, принципы и теории.
Поэтому задача, стоящая перед обучающими, состоит в том, чтобы показать и доказать руководителю ГО эффективность своевременно принятых им и реализованных адекватных мер по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и ЧС, а также побудить у него желание и необходимость изыскания дополнительных возможностей по развитию органов управления и сил ГО, повышению эффективности выполнения мероприятий ГО за счет выявления неиспользованных резервов.
При этом формирование, воспитание, развитие новых установок, отвечающих возросшим требованиям к вопросам обеспечения безопасности, выходят на первый план.
Исследования [4] показывают, что ценности и установки лежат в основе оценки обстановки, сложившейся при возникновении той или иной опас-
ности, принятия решения, а также определения сил, средств и способов претворения его в жизнь. Установки, ценности и убеждения являются в решении задач ГО, без сомнения, не менее (а иногда и более) важными, чем знание теорий и правил, положений, конкретных фактов и методов.
В целях повышения эффективности подготовки в области ГО данной группы населения необходимо внедрение новых форм подготовки. Проведенные исследования [5] показывают, что одной из таких форм может быть прохождение процедуры ввода в должность руководителя ГО соответствующего уровня. Оно должно осуществляться не позднее 3 месяцев после избрания (назначения) данного лица на должность руководителя федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта российской федерации, муниципального образования или организации.
Ввод в должность руководителя ГО должен осуществляться под руководством вышестоящего начальника территориального органа МЧС России.
Мероприятия ввода в должность могут предусматривать организацию изучения руководителем ГО состояния подчиненной системы гражданской обороны и подсистемы РСЧС, рассмотрение и утверждение соответствующих планов, проверку состояния и возможностей сил ГО и РСЧС, а также наличия средств и другие вопросы.
Для качественного внедрения предлагаемой формы подготовки необходимо:
разработать рекомендации по вводу в должность соответствующего руководителя ГО;
подготовить перечень вопросов для получения обучаемым необходимого объема знаний в области гражданской обороны, с учетом имеющихся у конкретного руководителя ГО компетенций и образовательного уровня;
предусмотреть обеспечение руководителей ГО всех уровней необходимой литературой, учебно-методическими пособиями и разработками по вопросам ГО;
организовать проведение консультаций по наиболее сложным вопросам ГО, в том числе и использованию дистанционного способа обучения;
оказывать конкретную методическую помощь, прежде всего, руководителям ГО муниципальных образований в планировании и проведении учений, тренировок, других мероприятий ГО.
Учитывая то, что уровень знаний, умений и навыков руководителей ГО всех уровней является одним из самых значительных ресурсов для повышения эффективности выполнения мероприятий ГО, а также высокий статус лиц, осуществляющих руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и в организациях, целесообразно введение данной формы подготовки руководителей ГО закрепить путем внесения соответствующих изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации [2].
Качество планирования и организации выполнения мероприятий ГО в решающей степени зависит от уровня подготовки должностных лиц и работников ГО всех уровней. Совершенствование их знаний, умений и навыков в этом вопросе предусмотрено в настоящее время в ходе повышения квалификации.
Повышение квалификации должностных лиц и работников ГО осуществляется в Институте развития АГЗ МЧС России, других образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования МЧС России и иных федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее — УМЦ ГОЧС) и на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее — курсы ГО).
Планы повышения квалификации должностных лиц и работников ГО и РСЧС ежегодно выполняются на 85—90 %. Всего за год в Российской Федерации проходит повышение квалификации около 40 тыс. чел. из числа должностных лиц работников ГО и РСЧС. Около 200 из них проходит обучение в Институте развития МЧС России, в том числе до 40 человек, входящих в органы местного самоуправления территорий, отнесенных к группам по ГО [3, 6].
Значительный вклад в подготовку должностных лиц и работников ГО и функциональных подсистем РСЧС вносят образовательные учреждения дополнительного профессионального образования других федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций. Ценность проводимой ими деятельности заключается в том, что на их базе повышение квалификации проводится с учетом особенностей деятельности органов управления и сил ГО именно данного министерства или ведомства. Всего на базе этих образовательных учреждений за год обучается более 1 тыс. должностных лиц ГО [3, 6].
Ключевую роль в обучении должностных лиц и работников ГО играют УМЦ ГОЧС и курсы ГО. Ежегодно в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО проходят повышение квалификации более 200 тыс. чел. [6].
Повышение их квалификации в соответствии с руководящими документами [2, 7] осуществляется один раз в 5 лет. Его проведение предполагает отрыв должностных лиц от исполнения своих обязанностей на срок до 2 недель. Исходя из этого и учитывая значительные финансовые затраты на командировочные расходы, проводить повышение квалификации чаще пока не представляется возможным. Вместе с тем, как показывают исследования [8], объем их знаний, умений и навыков через три года после повышения квалификации опускается ниже уровня, необходимого для успешного выполнения функциональных обязанностей в области ГО, особенно с учетом часто меняющейся нормативной правовой базы, а также технологий выполнения задач.
Исследования, проведенные в рамках НИР [8], показали, что для ликвидации этого пробела целесообразно организовать и обеспечить проведение с
этой группой населения ежеквартальных 6-часовых семинаров.
Внедрение в практику такой формы текущей подготовки позволит:
своевременно и адекватно изучать и реагировать на изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС;
изучать, учитывать и на практике применять научные достижения и передовой опыт в сфере своих профессиональных интересов;
поддерживать необходимый уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий успешное выполнение функциональных обязанностей в области ГО.
График изменения объема знаний руководителей (работников) органов управления по ГО при повышении их квалификации 1 раз в 5 лет и текущей подготовке 1 раз в квартал представлен на рис. [9].
Анализ подготовки работающего населения с использованием форм, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации [2], показывает, что применение только этих форм не обеспечивает своевременность получения необходимых минимальных знаний всеми работниками организации [10]. Вновь принятые работники, сезонные работники, стажеры, практиканты не проходят обучения в данной организации по программе обучения в области ГО и защиты от ЧС и поэтому не имеют даже элементарных знаний, умений и навыков действий в случае возникновения опасностей, вызванных ЧС и возможными боевыми действиями.
В целях ликвидации такого пробела в подготовке работающего населения в области ГО целесообразно внедрить такую форму его обучения, как проведение инструктажа. Инструктаж по ГО и защите от ЧС должен предусматривать изучение порядка действий и способов защиты при угрозе и возникновении опасностей, присущих как современным военным конфликтам, так и различным ЧС.
При организации и проведении инструктажа по ГО и защите от ЧС необходимо руководствоваться следующими требованиями:
индивидуальное его проведение с каждым работником индивидуально с практическим показом и отработкой действий по сигналам оповещения, при эвакуации, по применению индивидуальных и коллективных средств защиты, а также по оказанию первой помощи пострадавшим;
обязательный учет специфики деятельности организации;
организация и осуществление его непосредственно на рабочем месте со всеми вновь принятыми на работу, с командированными в организацию работниками, с сезонными работниками, с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику;
осуществление его руководителем структурного подразделения (работником), уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны и (или) защиты населения и территорий от ЧС;
/90 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 2 (44)
Рис. График изменения объема знаний обучаемых при прохождении ими повышения квалификации 1 раз в 5 лет
и текущей подготовки 1 раз в квартал
проведение его по программе, разработанной с учетом требований стандартов, правил, норм и планируемых мероприятий ГО и защиты от ЧС;
регистрация его в журнале учета проведения инструктажей с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Программой инструктажа в обязательном порядке должна быть предусмотрена отработка вопросов, включающих: общие сведения о специфике и особенностях организации (производства) по условиям защиты от ЧС и в области ГО; обязанности и ответственность работников за соблюдение требований ГО и защиты от ЧС; ознакомление с планом эвакуации, местами расположения средств индивидуальной и коллективной защиты; порядок применения имеющихся первичных средств пожаротушения, индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи; практическую отработку действий по сигналам оповещения при эвакуации, а также по применению индивидуальных и коллективных средств защиты, первичных средств пожаротушения и оказанию первой помощи пострадавшим.
Программа проведения инструктажа в обязательном порядке утверждается руководителем организации.
Введение предлагаемых новых форм подготовки различных групп населения в области ГО позволит увеличить охват обучением населения в области ГО на 8—10 % и на 3—5 % повысить качество подготовки.
3. Доклад «О состоянии гражданской обороны в Российской Федерации...» за 2008—2013 годы. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
4. Отчет о НИР «Развитие и совершенствование системы подготовки населения в области гражданской защиты» (п.3.1-6/Б Плана НТД МЧС России на 2011—2013 годы). М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012.
5. Отчет о научно-исследовательской работе по теме «ФГП-ГО» — формирование государственной политики по вопросу организации ведения гражданской обороны и защиты населения» (Государственный контракт № 5/2.1-11/АЗГ от 25.02.2013 г). М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013.
6. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.» за 2000—2013 годы. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
7. Приказ МЧС России от 13.11.2006 № 646.
8. Заключительный отчет о НИР «Анализ подготовки населения Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности в 2006—2010 годах и научное обоснование организации его подготовки в 2011—2015 годах» (п. 1.1.1.19 ЕТП НИОКР МЧС России на 2008—2010 годы). М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010.
9. Аюбов Э.Н., Жуков Ю.А., Твердохлебов Н.В. Текущая подготовка должностных лиц и работников ГО и РСЧС — объективная необходимость // Технологии гражданской безопасности. 2011. № 2.
10. Отчет о НИР «Развитие и совершенствование системы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере деятельности МЧС России (п.3.2-90/Б Плана НТД МЧС России на 2011—2013 годы). М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2013.
Сведения об авторе
Твердохлебов Николай Власович: доц., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 449-90-76.
E-mail: [email protected]
SPIN-код - 6755-8427.
Information about author
Литература
1. Федеральный закон от 12.02.1998 г № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 г № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
Tverdohlebov Nicholas V.: Associate Professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Leading Researcher. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 449-90-76. E-mail: [email protected] SPIN-SCIENTIFIC - 6755-8427.