УДК 372.8+614.8
Основные направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере полномочий МЧС России
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2011
А.В. Верескун, А.Ю. Тараканов, Н.В. Твердохлебов
Аннотация
В статье даны основные направления формирования культуры безопасности жизнедеятельности и пути их реализации в сфере полномочий МЧС России. Раскрыто решение задачи обучения населения по вопросам гражданской обороны, пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций. Высказана идея создания единой системы подготовки населения в области гражданской защиты.
Ключевые слова: культура безопасности жизнедеятельности; подготовка населения; обучение; гражданская защита.
The Basic Areas of Safety of Life Activity Forming in the Emercom of Russia Area of Authority
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2011
A. Vereskun, A. Tarakanov, N. Tverdokhlebov
Abstract
The basic areas of life activity forming and the ways of their realization in the Emercom of Russia area of authority are given in this article. The decision of a problem of training of the population concerning civil defense and fire safety is opened. The idea of creation of uniform system of preparation of the population in the field of civil protection is stated.
Key words: culture of safety of life activity; population training; education; civil defense.
Приемлемая безопасность для человека достигается, прежде всего, через его поведение в самом широком смысле этого слова, а поведение человека, как известно, зависит от его морали, нравственности, образования, т. е. культуры. Влияние формирования культуры безопасности жизнедеятельности (КБЖ) на снижение индивидуальных, социальных и глобальных рисков осознано обществом.
Есть понимание и того, что формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжение всей жизни человека, и в этой работе должны принимать активное участие семья, школа, органы местного самоуправления, органы государственной власти всех уровней, а также общественные организации. На сегодня с учетом практической значимости возможно и целесообразно рассматривать следующие составляющие формирования КБЖ [1]:
1) культура безопасности в области гражданской защиты;
2) культура транспортной безопасности;
3) культура экологической безопасности;
4) здоровый образ жизни и культура бытовой безопасности;
5) культура энергетической безопасности;
6) культура безопасности труда;
7) культура информационной безопасности.
На наш взгляд, ведущую роль по организации формирования КБЖ в соответствующих сферах должны взять на себя федеральные органы исполнительной власти. По первой составляющей — МЧС России, по второй — Минтранс России и МВД России, по третьей — Минприроды России, по четвертой — Минздравсоцразвития России и Мин-спорттуризм России, по пятой — Минэнерго России, по шестой — Минпромторг России, по седьмой — Минсвязи России.
Говоря о формировании КБЖ в сфере полномочий МЧС России, то есть о формировании культуры безопасности в области гражданской защиты, необходимо отметить, что около 80% ЧС техногенного характера и пожаров обусловлено человеческим фактором. При этом только 30% из этого числа ЧС и бытовых пожаров связано с психологическим, эмоциональным состоянием и усталостью человека, а остальные — с недостаточной обученностью и низкой общей культурой. Пример этому — авария на Чернобыльской АЭС, авария на Саяно-Шушенской ГЭС, крупные авиационные катастрофы, пожар на складе вооружения в Ульяновске, авария на шахте «Распадская» в Кемеровской области и ряд других [2].
Реализуя мероприятия по формированию КБЖ в области гражданской защиты, МЧС России учитывает не только те угрозы, которые напрямую ведут к гибели человека, но и те, которые нарушают, ослабляют или создают предпосылки к деградации системы обеспечения безопасности в этой области.
Уровень готовности системы гражданской защиты к выполнению возложенных на нее задач ежегодно анализируется и оценивается в Государственном докладе «О состоянии защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации». На основании выводов и предложений, содержащихся в этом документе, планируется и проводится работа по совершенствованию защиты населения от чрезвычайных ситуаций [3].
Сегодня совершенствование системы обеспечения безопасности в области гражданской защиты осуществляется посредством:
совершенствования правового обеспечения и административного воздействия;
внедрения научно-технических достижений в интересах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
формирования КБЖ в области гражданской защиты. Основными направлениями формирования КБЖ в сфере деятельности МЧС России являются:
формирование государственной политики в этой области;
обучение всех категорий населения в области гражданской защиты;
духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание;
надзор и контроль за формированием КБЖ в области гражданской защиты.
Пути реализации основных направлений КБЖ населения в сфере полномочий МЧС России представлены на рис. 1.
Деятельность по реализации этих направлений в системе МЧС России, в том числе и силами ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), ведется активно.
Достаточно сказать, что в последние годы внесены дополнения в федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, касающиеся совершенствования обучения и информирования населения в области защиты от ЧС, пожарной безопасности и гражданской обороны; развернута работа по кодификации законодательства, регулирующего отношения в сфере деятельности МЧС России; проведена научно-практическая конференция по формированию КБЖ; в ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) создан научно-исследовательский центр по формированию КБЖ; осуществляется научно-практическое сопровождение по созданию экспериментального учебного городка «Школа безопасности», предназначенного для проведения мероприятий с детьми в рамках деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»; разработана концепция развития Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности».
Ключевым звеном формирования КБЖ в сфере полномочий МЧС России является обучение всех
Рис. 1. Основные направления формирования КБЖ и пути их реализации в системе МЧС России
групп населения по вопросам защиты от ЧС, гражданской обороны и пожарной безопасности.
Организация и подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС осуществляется в соответствии с требованиями федеральных законов «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», постановлений Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера», от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области ГО» и Организационно-методических указаний по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы.
В данных документах прописаны задачи и функции органов исполнительной власти и руководителей всех уровней по подготовке населения в области защиты от ЧС и гражданской обороны, а также порядок их реализации.
Кроме указанных нормативных правовых документов хотелось бы отметить наличие двух приказов МЧС России (№ 646-2006 г. и № 19-2004 г.), в которых утверждены перечни должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, которые должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет, а также определены образовательные учреждения, в которых должно осуществляться это обучение.
На основании этих нормативных документов в России создана и функционирует единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций (рис. 2).
Она представляет собой совокупность взаимодействующих органов управления, образовательных, научных и других учреждений и организаций, а также реализуемых ими преемственных программ по безопасности жизнедеятельности.
Основными организационными принципами обучения различных групп населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций являются непрерывность, многоуровневость, многоплановость и комплексность.
Непрерывный характер системы подготовки предполагает:
обучение детей и молодежи в учреждениях общего и профессионального образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД);
периодическое (не реже 1 раза в 5 лет) повышение квалификации руководителей, должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также преподавателей предмета ОБЖ и дисциплины БЖД;
ежегодное обязательное проведение занятий с работающим населением по программе обучения в области безопасности жизнедеятельности;
пропаганду знаний среди всего населения по способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях различного характера.
Рис. 2. Единая система подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения
от чрезвычайных ситуаций
Многоуровневый характер системы подготовки предусматривает базовую подготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов гражданской обороны и РСЧС как федерального и регионального, так и муниципального и объектового уров-
ней. Предусмотрена также обязательная подготовка всех категорий населения.
Комплексный характер системы подготовки предусматривает всестороннюю подготовку всего населения независимо от характера его деятельности как
по вопросам гражданской обороны, так и вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций.
Основными формами обучения в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций являются:
для руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, глав местных администраций и руководителей организаций — повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
для должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС — повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, самостоятельная работа, а также участие в сборах, учениях и тренировках;
для работающего населения — проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;
для обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования — проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках предмета ОБЖ и дисциплины БЖД;
для неработающего населения — проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций.
Обучение детей вопросам безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе было организовано с 1 сентября 1991 года в соответствии с требованиями постановления Совета Министров РСФСР от 14.05.1991 № 253 «О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных образовательных учебных заведениях РСФСР» и Приказа Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Этими документами в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР был введен курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Цель изучения курса — формирование
у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, на приобретение ими способности сохранить жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим. За 20 лет курс ОБЖ внес существенный вклад в дело обеспечения безопасности подрастающего поколения.
Ежегодно в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций проходят подготовку [4]:
около 50 тысяч должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, в том числе порядка 700 человек повышают квалификацию в Институте развития МЧС России;
около 200 тысяч личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований и спасательных служб;
свыше 39 миллионов работающего населения; более 15 миллионов школьников и студентов. Несколько слов о подготовке населения в области пожарной безопасности. На сегодня в соответствии с требованиями ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организацию обучения населения мерам пожарной безопасности осуществляют органы власти субъектов Российской Федерации, а непосредственное обучение работников организаций осуществляется решением руководителей (собственников) организаций (ст. 25). Порядок обучения определен приказом МЧС России 12.12. 2007 № 645.
Обучение мерам пожарной безопасности проходят: в объеме пожарно-технического минимума: руководители организаций;
специалисты организаций, ответственные за противопожарную безопасность;
работники организаций, связанные с проведением взрывопожароопасных работ;
руководители первичных организаций Всероссийского добровольного пожарного общества;
в объеме программ противопожарных инструктажей — остальные группы населения.
Одним из эффективных методов подготовки в области пожарной безопасности является противопожарная пропаганда.
Вместе с тем реализация на практике требований нормативных документов МЧС России в этой области осуществляется в отрыве от сложившейся системы подготовки гражданской обороны и защиты от ЧС.
До настоящего времени нормативно не отрегулировано обучение населения в области безопасности людей на водных объектах. Лишь косвенно решение этого вопроса просматривается в правилах охраны жизни людей на водных объектах, которые разрабатываются и утверждаются в субъектах Российской Федерации (ст.25 Водного кодекса РФ).
Как видно из сказанного, обучение даже по вопросам, относящимся к сфере деятельности МЧС
России, не взаимоувязано ни по срокам, ни по месту, ни по продолжительности, ни по программам.
Решение этой проблемы видится в создании единой системы подготовки населения по вопросам защиты от ЧС, пожарной безопасности, гражданской обороны и безопасности людей на водных объектах, то есть единой системы подготовки населения в области гражданской защиты.
Работа в этом направлении в сфере деятельности МЧС России развернута.
Внесены изменения и дополнения в программы предмета ОБЖ и дисциплины БЖД, а также программы повышения квалификации должностных лиц и специалистов в области ГО и РСЧС. В функциях структурных подразделений пропаганды и связи с общественностью закреплено требование по проведению информирования и пропаганды по всем вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности. Перед учебными центрами ФПС поставлены задачи подготовки обучаемых по вопросам защиты от ЧС и ГО; ряд учебно-методических центров ГОЧС получили лицензию и осуществляют обучение в объеме пожарно-тех-нического минимума. Активизация деятельности в этом направлении будет способствовать решению задачи формирования культуры безопасности жизнедеятельности в области гражданской защиты.
Литература
1. Воробьев Ю. Л., Пучков В. А., Дурнев Р. А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения / Под общ. ред. Ю. Л. Воробьева. М.: Деловой экспресс, 2006. 316 с.
2. Фалеев М. И. Культура безопасности: необходимость и пути формирования // Гражданская защита. 2010. № 8.
3. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2009 году. М.: МЧС России; ФГУ ВНИИ ГОЧС, 2010.
4. Анализ подготовки населения Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности в 2006-2010 годах и научное обоснование организации его подготовки в 20112015 годах // Отчет о НИР. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС, 2010.
Сведения об авторах
Верескун Алексей Викторович: к.т.н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед.н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 445-44-62. E-mail: center_kbg@mail.ru
Тараканов Андрей Юрьевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 449-39-39 E-mail: center_kbg@mail.ru
Твердохлебов Николай Власович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед.н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 449-90-76. E-mail: center_kbg@mail.ru