/58 Civil SecurityTechnology, Vol. 11, 2014, No. 1 (39)
УДК 376.1
Проблемы подготовки населения муниципальных образований в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций и возможные пути их решения
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2014
Н.В. Твердохлебов, М.Е. Норсеева
Аннотация
Статья посвящена анализу существующей системы подготовки населения муниципальных образований в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций. В ней выявлены основные недостатки организации и функционирования данной системы подготовки, предложены пути их устранения, даны предложения по ее совершенствованию.
Ключевые слова: гражданская оборона; чрезвычайная ситуация; муниципальное образование; безопасность жизнедеятельности; учебно-консультационный пункт.
Problems of Preparation of the Population of Municipalities in the Field of Civil Defense and Protection Against Emergency Situations and Possible Ways of Their Decision
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2014
N. Tverdohlebov, M. Norseeva
Abstract
Article is devoted to the analysis of existing system of preparation of the population of municipalities in the field of civil defense and protection of the population against emergency situations. In it the main shortcomings of the organization and functioning of this system of preparation are revealed, ways of their elimination are offered, offers on its improvement are given.
Key words: civil defense; emergency situation; municipality; healthy and safe activity; educational and consulting point.
Ключевым направлением деятельности органов местного самоуправления по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения была и остается деятельность по организации и осуществлению подготовки соответствующих групп населения в области гражданской обороны (далее — ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС). Целью данной подготовки является привитие должностным лицам и работникам органов местного самоуправления, а также всем другим группам населения муниципальных образований, необходимого уровня знаний, умений и навыков по предупреждению и действиям в ЧС, а также по действиям при угрозе и возникновении опасностей, возникающих при ведении военных действий.
Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев во вступительном слове к участникам Всероссийского сбора по подведению итогов деятельности РСЧС, выполнения мероприятий ГО в 2012 г. и постановке задач на 2013 г., который состоялся 30—31 января 2013 г., отметил: «Крайне важно обучать людей правилам безопасности и навыкам самопомощи, и это является одним из приоритетных направлений работы министерства. Вести эту работу нужно на всех уровнях, в том числе на муниципальном, что называется, «на земле», где легче заметить накопившиеся проблемы и где проще принять меры для предотвращения катастроф» [1].
Полномочия органов местного самоуправления по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС определены федеральными законами [2, 3, 4], постановлениями Правительства Российской Федерации [5, 6] и нормативно-методическими документами МЧС России [7, 8, 9, 10].
Выполнение мероприятий по ГО и защите от ЧС, входящих в полномочия органов местного самоуправления, определенных федеральными законами [3, 4] закреплено и в Федеральном законе от 06.10.2003 г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статьях 14—16 данного закона указывается, что к вопросам местного значения поселения, муниципального района и городского округа относятся организация и осуществление мероприятий по ГО, защите населения и территорий от ЧС. Это, безусловно, касается и мероприятий, проводимых в интересах обучения различных групп населения, которые установлены нормативными правовыми актами [11, 12]. К данным мероприятиям относятся: разработка и утверждение примерных программ повышения квалификации должностных лиц и работников ГО и РСЧС муниципального уровня на курсах ГО, а также примерных программ обучения работающего населения, личного состава формирований и служб; организация и обучение неработающего населения, а также обучение личного состава формирований и служб муниципальных образований; организацион-
но-методическое руководство и контроль за обучением работников, личного состава формирований и служб организаций; создание, оснащение и всестороннее обеспечение деятельности курсов ГО и УКП; пропаганда знаний в области ГО и защиты от ЧС.
Органы местного самоуправления проводят работу в интересах выполнения данных мероприятий. Вместе с тем, проблемы в организации и осуществлении подготовки населения муниципальных образований в области ГО и защиты от ЧС существуют. Они оказывают существенное влияние на качество знаний, умений и навыков как должностных лиц ГО и РСЧС, так и других групп населения, и требуют разрешения. Как показывает анализ, основными проблемами являются следующие.
Во-первых, несоответствие нормативной методической базы, регламентирующей функционирование муниципальной составляющей единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, федеральным требованиям. Это связано, в первую очередь, с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вступил в действие с 01.09.2013 г., а также внесением ряда изменений и дополнений в федеральные законы [4, 5]. Необходимо пересмотреть требование «Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» [8] по созданию курсов ГО каждым органом местного самоуправления. После вступления в силу Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и увеличения количества органов местного самоуправления (в настоящее время их насчитывается более 23 тыс.), создавать курсы ГО в каждом муниципальном образовании не целесообразно из-за незначительного числа должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, требующих обучения на курсах ГО, и финансовой нерентабельности. Наиболее целесообразно создать одни хорошо оснащенные курсы ГО в каждом муниципальном районе, которых на 01.01.2013 г. насчитывается 1824, и организовать на этих курсах повышение квалификации соответствующих должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС всех входящих в муниципальный район поселений. При этом в каждом сельском населенном пункте за счет высвободившихся средств создать УКП по ГО и ЧС, где все жители могли бы получать необходимую консультацию по действиям при угрозе и возникновении ЧС и пожаров.
Во-вторых, слабая обученность работающего населения муниципальных образований по вопросам, связанным с действиями по сигналам оповещения, изучением опасностей, возникающих при ЧС, характерных именно для этих территорий проживания, усвоением обязанностей граждан в области защиты от ЧС, ГО и пожарной безопасности и ответственности за их нарушение, освоением правил обеспечения транспортной безопасности и порядком действий
^П SecurityTechnology, Vol. 11, 2014, No. 1 (39)
при ЧС на транспорте. Подготовка работающего населения проводится в организациях на плановых занятиях по 14-часовой программе. Всего обучение по программе ежегодно проходит около 40 млн чел [13]. Полученные ими знания и навыки закрепляются в ходе участия в объектовых тренировках и комплексных учениях. В них ежегодно принимает участие 10—11 млн чел. работающего населения [13]. Однако, в существующей тематике обучения этой группы населения данные вопросы отсутствуют или на их изучение выделено недостаточное количество времени. Ликвидировать данный недостаток можно путем введения в действие новых примерных программ обучения работающего населения, проект которых разработан и в настоящее время проходит общественно-профессиональную экспертизу в субъектах Российской Федерации.
В-третьих, недостаточный уровень подготовки неработающего населения муниципальных образований. Основные усилия в обучении неработающего населения сосредотачиваются сегодня на создании и трансляции радиопередач и телепрограмм по тематике защиты от ЧС, выпуске и распространении памяток, буклетов и рекомендаций по правилам действий при ЧС, проведении бесед, вечеров вопросов и ответов, показе учебных фильмов в учебно-консультационных пунктах, а также на привлечении на тренировки по правилам действий при ЧС. Повысить качество и эффективность проведения данных мероприятий предполагалось путем разработки и реализации комплексных планов мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности. Примерное содержание таких планов представлено в [9]. Однако в большинстве муниципальных образований такие планы на 2012 г. или вообще не разрабатывались, или носили формальный характер. Качественно комплексные планы мероприятий были разработаны, а спланированные по ним мероприятия проводились только в Астраханской, Архангельской, Брянской областях, в Красноярском крае и Республике Татарстан. Повышение качества обучения данной группы населения видится в изжитии формализма, особенно при разработке и реализации комплексных планов мероприятий по обучению неработающего населения в области безопасности жизнедеятельности, и активизации деятельности органов местного самоуправления по пропаганде знаний в области защиты от ЧС и ГО.
Также существует проблема ограниченной возможности получения неработающим населением квалифицированных консультаций в УКП. Исправить сложившуюся ситуацию можно путем активизации деятельности органов местного самоуправления по созданию, оснащению и организации деятельности УКП по ГО ЧС. При этом в интересах организационного и финансового обеспечения решения этой задачи необходимо долевое участие организаций, имею-
щих потенциально опасные производственные объекты, страховых компаний, а также частного бизнеса, осуществляющих свою деятельность на территориях этих муниципальных образований.
В-четвертых, недостаточный уровень подготовки должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС муниципального уровня. Повышение их квалификации в соответствии с руководящими документами [5, 6] осуществляется в настоящее время один раз в 5 лет и предполагает отрыв данных должностных лиц от исполнения своих должностных обязанностей на срок до 2 недель. Исходя из этого и учитывая значительные финансовые затраты на командировочные расходы, проводить повышение квалификации чаще пока не представляется возможным. Вместе с тем, объем их знаний, умений и навыков через три года после повышения квалификации опускается ниже уровня, необходимого для успешного выполнения функциональных обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, особенно с учетом часто меняющейся нормативной правовой базы, а также технологий выполнения задач [14]. Для ликвидации этого пробела главным управлениям МЧС Росси по субъектам РФ целесообразно организовать и обеспечить ежеквартальное проведение дополнительных 6-часовых занятий с данной категорией, а руководителям муниципальных образований необходимо держать участие подчиненных на этих занятиях на личном контроле. Это позволит: своевременно и адекватно изучать и реагировать на изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС; знакомиться, учитывать и на практике применять научные достижения и передовой опыт в сфере своих профессиональных интересов; поддерживать необходимый уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий успешное выполнение функциональных обязанностей в области ГО и защиты от ЧС.
Проведенные исследования также показывают, что необходимо внедрять новые формы обучения. Так, для руководителей ГО и председателей КЧС и ПБ всех уровней после их назначения или избрания на должности, которые в соответствии с законодательством связаны с выполнением обязанностей руководителя ГО или председателя КЧС, необходимо нормативно закрепить такую форму обучения, как введение в должность руководителя ГО или председателя КЧС и ПБ. Процедура введения в должность должна проводиться под руководством руководителя вышестоящего органа, осуществляющего управление в области ГО и защиты от ЧС.
Для работающего населения требуется внедрение такой формы обучения, как проведение инструктажа по ГО и ЧС. Это обусловлено тем, что вновь принятые работники, сезонные работники, стажеры, практиканты не проходят обучения в данной организации по программе обучения в области ГО и защиты от ЧС
и поэтому не имеют даже элементарных знаний, умений и навыков действий в случае возникновения опасностей, вызванных ЧС и возможными боевыми действиями.
Подводя итог всему изложенному, необходимо отметить, что органам местного самоуправления при решении существующих проблем в подготовке населения по вопросам ГО и защиты от ЧС своими силами необходимо сосредоточить усилия на:
активизации организаторской работы органов местного самоуправления по повышению квалификации руководителей, должностных лиц и работников ГО и РСЧС и подготовке других групп населения муниципальных образований;
скорейшем воссоздании курсов ГО в городах, где нет УМЦ ГОЧС или их филиалов, а также во всех муниципальных районах, их надлежащем оснащении и всестороннем обеспечении функционирования;
организации взаимодействия при планировании и осуществлении выездного метода обучения силами преподавателей УМЦ ГОЧС;
переработке программ обучения всех групп населения в области ГО и защиты от ЧС;
создании УКП по ГО и ЧС в сельских поселениях; ужесточении контроля и спроса со стороны органов местного самоуправления за соблюдением требований нормативных правовых документов по подготовке в области ГО и защиты от ЧС работников организаций, функционирующих на территориях муниципальных образований.
Все эти мероприятия реальны и выполнимы при надлежащей организаторской работе со стороны руководителей муниципальных образований, органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны, при органах местного самоуправления, а также ГУ МЧС России по субъектам РФ.
Литература
1. Материалы Всероссийского сбора, состоявшегося 30—31 января 2013 г. М.:МЧС России, 2013.
2. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4.09.2003 № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от
2.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны».
7. Приказ МЧС России от МЧС России от 13.11.2006 № 646.
8. Приказ МЧС России от 19.01.2004 № 19.
9. Организационно-методические указания по подготовке населения Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011 — 2015 годы от 19.11.2010 № 43-4653-14.
10. Твердохлебов Н.В., Жуков Ю.А., Кривых Е.И., Дурнев Р.А. Примерные программы обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности / Под ред. В.А. Пучкова / МЧС России, 28.03.2006.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации».
12. Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях».
13. Государственные доклады о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера за 2000—2012 годы. М.: МЧС России; ФГУ ВНИИ ГОЧС.
14. Аюбов Э.Н., Жуков Ю.А., Твердохлебов Н.В. Текущая подготовка должностных лиц и работников ГО и РСЧС — объективная необходимость // Технологии гражданской безопасности. 2011. № 2.
Сведения об авторах
Твердохлебов Николай Власович: доц., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 449-90-76.
E-mail: [email protected]
Персональный идентификационный авторский SPIN-код в
Научной электронной библиотеке elibrary.ru и системе
SCIENCE INDEX — 6755-8427.
Норсеева Мария Евгеньевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.
121352 Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 449-90-76.
E-mail: [email protected]
Персональный идентификационный авторский SPIN-код в Научной электронной библиотеке elibrary.ru и системе SCIENCE INDEX — 9069-9755.
Information about authors
Tverdohlebov Nicholas V.: Associate Professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Leading Researcher. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 449-90-76. E-mail: [email protected] Author's personal identification code in SPIN-scientific electronic library elibrary.ru and system SCIENCE INDEX — 6755-8427.
Norseeva Maria E.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Research Associate. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 449-90-76. E-mail: [email protected]
Author's personal identification code in SPIN-scientific electronic library elibrary.ru and system SCIENCE INDEX — 9069-9755.