3. Полат Е. С. Теория и практика дистанционного обучения / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2014.— 416 с.
4. Смирнов С. А. Педагогика (педагогические теории, системы, технологии) / С. А. Смирнов, И. Б. Ко-това, Е. Н. Шиянов и др.; под ред. С. Л. Смирнова. — 4-е изд., испр. — М.: Академия, 2013. — 512 с.
ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Н. В. титова, методист Междуреченского горностроительного техникума С. А. Якушенко, преподаватель
Активный переход от индустриального общества к информационному, где знания и информация становятся определяющими факторами для развития социально-экономической, политической и культурной сфер жизни общества, создает условия для широкого использования эффективных информационных технологий в области образования.
Одним из приоритетных направлений государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы является модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг. Условием качества и эффективности образования становится создание таких методик и траекторий образования, которые направлены не столько на воспроизведение усвоенных знаний, сколько на организацию самостоятельной поисковой и исследовательской работы обучающихся для получения актуальных знаний.
Использование в образовательном процессе современных информационных технологий расширяет возможности варьирования материала, информационного фонда, которым может пользоваться обучающийся, позволяет преподавателю более гибко и оперативно реагировать на его ошибки. Этому способствует постоянно поддерживаемая обеими сторонами обратная связь.
В Междуреченском горностроительном техникуме на первом этапе внедрения элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс был проведен мониторинг готовности преподавателей к использованию в работе современных информационных технологий. Результаты мониторинга показали, что только 10 % преподавателей готовы использовать в своей работе
Н. В.титова С. А. Якушенко
веб-сервисы, LMS Moodle и другие современные 1Т-технологии; 75 %% — считают целесообразным использование современных информационных технологий, но им не хватает знаний, опыта применения (какие элементы дистанционных технологий на каких этапах обучения использовать); 15 %% респондентов считают использование 1Т-технологий в учебном процессе неэффективным.
Именно поэтому для преподавателей было организовано внутрифирменное повышение квалификации в форме годичного семинара «Инновационное развитие образовательного процесса в техникуме посредством формирования информационно-образовательной среды», чтобы подготовить педагогических работников к активному использованию электронных образовательных ресурсов. Это будет способствовать повышению качества образования, его эффективности и доступности в условиях реализации требований ФГОС СПО.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи семинара:
— выявить профессиональные затруднения, информационные потребности и запросы педагогических работников техникума;
— сформировать практико-ориентированные умения разработки и применения интерактивных компонентов образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС для повышения качества образования;
— дать представление о дидактических возможностях ИКТ (определить, какие типы элементов интернет-технологий на каких этапах обучения использовать);
— сформировать условия для дальнейшего самостоятельного изучения программных средств, входящих в сферу индивидуальных педагогических интересов;
— познакомить с принципами организации единого образовательного пространства педагога в сети Интернет для ведения проектно-исследовательской деятельности и внедрения дистанционного обучения в образовательный процесс;
— научить основным технологиям сетевого общения и организации обратной связи с родителями, коллегами и обучающимися;
— создать информационно-образовательную среду, включающую в себя элементы дистанционного обучения и цифровой образовательный контент по основным профессиональным и дополнительным профессиональным образовательным программам.
Для мотивации педагогических работников на активное включение в обучение в техникуме был организован конкурс «Лучший электронный образовательный ресурс».
После проведения мониторинга, заседаний цикловых методических комиссий, методического и педагогического советов была разработана программа годичного семинара «Инновационное развитие образовательного процесса в техникуме посредством формирования информационно-образовательной среды» и календарный график обучения. Обучение организовано как в очной форме, так и с использованием дистанционных технологий. Включает в себя лекции в дистанционном формате, практические занятия, самостоятельную работу. Практические занятия способствуют формированию у педагогических работников компетенций, обеспечивающих создание и эффективное использование электронных образовательных ресурсов, решению задач, возникающих в профессиональной деятельности педагога (включение студентов в активную познавательную деятельность на всех этапах формирования элементов содержания дисциплины или МДК; разработка дидактического обеспечения самостоятельной деятельности на основе ЭОР в про-
цессе обучения и т. п.). Практические занятия проводятся в форме беседы, дискуссии (групповой и коллективной), деловой игры, семинара, обучающей мини-конференции, имитирующей деятельность студентов, коллективной, групповой и парной работы, лабораторных работ в компьютерном классе при изучении содержания коллекций ЭОР, презентации результатов индивидуальной и групповой работы на занятиях и самостоятельной работы по выполнению заданий.
О результатах обучения преподавателей применению современных интернет-технологий можно было говорить уже в конце 1-го семестра.
Образовательную систему Moodle используют преподаватели на очном и заочном обучении. В системе Moodle весь материал систематизируется, что очень помогает обучающимся, которые отсутствовали на занятиях по каким-либо причинам. Возможность совмещения индивидуальных и групповых форм работы в образовательной среде Moodle способствует пониманию и усвоению материала, а также выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, в том числе и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из важных составляющих образовательного процесса является самостоятельная работа обучающихся, как аудиторная, так и вне-аудиторая. Хорошая организация самостоятельной работы преподавателем повышает мотивацию обучающихся, уровень освоения учебного материала и возможность его применения в дальнейшем на практике. В нашем техникуме внеаудиторная работа полностью организована через образовательную среду Moodle.
Помимо образовательной среды Moodle, преподаватели начали активно использовать и другие элементы электронного обучения. Так, многие открытые уроки проходят с использованием интерактивных технологий, например в формате веб-квестов с применением электронных google-сервисов (для написания совместных текстовых работ, исправления ошибок, создания wiki-газеты и др.). Такие уроки обучающимся нравятся больше, чем традиционные.
Также преподаватели стали активно применять интерактивные образовательные ресурсы, например созданные с помощью сервиса LeammgApp (веб-сервис для разработки электронных обучающих ресурсов). На сайте множество шаблонов, позволяющих создавать задания любой структуры, включать в них не только текст, но и картинки, аудио- и видеоролики. Такие задания вызывают большой интерес обу-
чающихся, позволяют им самостоятельно оценить выполнение задания и степень овладения материалом.
Помимо организации работы обучающихся, элементы дистанционных технологий начали применять и для координирования методической работы. В стадии разработки находится электронный методический кабинет, преимущества которого неоспоримы: возможность организовать эффективное методическое пространство для преподавателей с доступом к необходимой информации в любое время суток, оперативная методическая помощь молодым специалистам, а также возможность принимать активное участие в виртуальных методических мероприятиях, представлять опыт работы.
В заключение хочется подвести итоги:
1. Преподаватель, разработав электронный образовательный ресурс, имеет возможность экономить время при проведении контроля, организации самостоятельной работы и консультирования. Работа в электронном методическом кабинете дает возможность повышать профессиональную компетенцию в удобное для себя время и не только на рабочем месте.
2. Обучающиеся проявляют повышенный интерес к дисциплинам и МДК, которые имеют электронный контент. Данный вывод сделан на основании опроса обучающихся об использовании ими в образовательном процессе элементов дистанционного обучения.
3. Проанализировав результаты текущей и промежуточной аттестации, можно сделать вывод, что более высокие результаты у обучающихся по дисциплинам и МДК, изучение которых сопровождается элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Кроме того, значительно уменьшились пропуски занятий обучающимися без уважительной причины.
Применение элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является одной из эффективных и перспективных форм удовлетворения образовательных потребностей современного общества. Новая образовательная среда за счет свободы доступа к образовательным ресурсам позволяет обучающимся организовывать свое обучение, строить и мобильно обновлять свои образовательные траектории.