ческим сопровождением, основными структурными элементами которой являются автоматизированные рабочие места администрации, сотрудников структурных подразделений, учебного отдела, отдела кадров, ресурсного центра, программиста, бухгалтерии, электронный методический кабинет, электронные учебные кабинеты, лекционный зал с демонстрационным оборудованием и электронная библиотека, а также комплекс аппаратных и программных средств ИКТ.
Дальнейшие мероприятия по реализации выделенных направлений:
- установка единого файлового сервера, развертывание еще одного сегмента на базе нового компьютерного класса (не менее 8-10 ПК);
- оборудование аудиторий информационными панелями с их подключением к единому хранилищу информационных ресурсов;
- плановая разработка электронных изданий учебного назначения (ЭИУН), представление имеющихся ЭИУН в стандартной форме с единым интерфейсом и обязательной последующей их регистрацией в ФГУП НТЦ «Информрегистр»;
- дальнейшее освоение дистанционных образовательных технологий.
В целом работа по информатизации колледжа показывает, что важны не только материально-технические ресурсы, но и желание, готовность преподавателей и студентов идти в ногу со временем, повышать свой потенциал, способность мобильно и гибко реагировать на изменение социального заказа, что позволит успешно пройти социализацию, осмысленно выбрать свой жизненный и профессиональный путь студентам, а колледжу сформировать позитивный имидж на рынке образовательных услуг.
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ В ТЕХНИКУМЕ
О. В. Филонова, методист ГПОУ «Прокопьевский промышленно-экономический техникум» А. В. Вафик, заместитель директора по учебной работе Н. И. Коровкина, заместитель директора по научно-методической работе
О. В. Филонова
В настоящее время информатизация является одним из важнейших направлений модернизации образовательной системы. В научно-педагогической литературе понятие «информационная образовательная среда» (ИОС) рассматривается в различных аспектах, при этом следует отметить, что однозначного понимания содержания и структуры данного понятия нет. Например, встречаются следующие трактовки информационной образовательной среды:
- системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса (Ильченко О. А.);
- часть информационного пространства, ближайшее внешнее по отношению к индивиду информационное окружение, совокупность
А. В. Вафик
Н. И. Коровкина
условий, в которых непосредственно протекает деятельность индивида (Е. И. Ракитина);
- одна из сторон деятельности образовательной организации, включающая в себя организационно-методические средства, совокупность технических, программных средств хранения, обработки, передачи информации, обеспечивающую оперативный доступ к информации и осуществляющую образовательные научные коммуникации (О. И. Соколова).
Также в педагогических исследованиях фигурируют понятия «информационное про-
странство», «единая информационная среда», «электронная информационно-образовательная среда».
Но совершенно очевидно, что целью функционирования информационной образовательной среды является полное и оперативное удовлетворение информационных потребностей всех субъектов образовательного процесса, связанных с управлением и реализацией предусмотренных в профессиональной образовательной организации форм и видов учебной деятельности.
Реализация ИОС базируется на законодательных, нормативно-методических распорядительных документах, регламентах, инструкциях: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы), Приказе Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», Комплексе стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» ГОСТ Р 536202009 (ЭОР) и др., а также локальных нормативных документах образовательной организации.
При создании информационно-образовательной среды необходимо руководствоваться основными принципами:
системности — комплексное использование информационных образовательных ресурсов, поддерживающих образовательный процесс и организационное управление ПОО;
технологичности — использование при проектировании новейших достижений в сфере информационных и телекоммуникационных технологий; предоставление пользователям всех имеющихся сервисов, необходимых для решения учебно-дидактических задач;
открытости и многофункциональности — постоянное расширение образовательного контента, применение ресурсов ИОС для решения различного рода образовательных задач, интеграция информационно-образовательной среды ПОО в другие ИОС.
Опыт создания информационно-образовательной среды в Прокопьевском промышлен-но-экономическом техникуме позволяет выделить ряд условий, обеспечивающих эффективное функционирование ИОС.
В первую очередь это материально-техническая и коммуникационная готовность об-
разовательной организации. На сегодняшний день техникум оснащен компьютерным и мультимедийным оборудованием, позволяющим организовывать процесс обучения с применением ИКТ-технологий: 7 компьютерных классов, 160 персональных компьютеров, 4 сервера, 18 комплектов мультимедийного оборудования, 6 интерактивных досок, выделенная оптоволоконная линия и др.
Для организации процесса обучения с использованием технологий электронного обучения в техникуме уже не первый год используется система управления обучением Moodle. Moodle, являясь свободно распространяемым программным обеспечением, имеет ряд преимуществ: функциональность и удобство использования, не уступающее коммерческим продуктам; простота инсталляции и настройки, независимость от операционной системы; удобный, интуитивно понятный интерфейс; открытость исходного кода; возможность составлять курсы различной сложности. Наличие разнообразных интерактивных элементов: «Лекция», «Задание», «Тест», «Глоссарий» позволяет педагогу решать учебные задачи различного характера. Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает широкими возможностями коммуникации: электронная почта, обмен вложенными файлами с преподавателями, форум, чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.
В техникуме Moodle применяется в рамках обычного учебного процесса для организации внеаудиторной самостоятельной работы и контроля за учебными достижениями обучающихся.
Другим немаловажным условием, обеспечивающим эффективность функционирования ИОС профессиональной образовательной организации, является содержательная наполненность среды, наличие электронных образовательных ресурсов. В качестве информационного наполнения информационно-образовательной среды выступают электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК), которые обеспечивают непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, построенного на принципах интерактивности, информационной открытости, дистанционности.
С целью актуализации профессионального потенциала педагогических работников по созданию и использованию ЭУМК в информационно-образовательной среде техникума на период 2013-2016 гг. определена единая методиче-
ская тема «Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды техникума». В ходе работы над данной темой педагогические работники изучают современные методические подходы, ориентированные на систематическое использование ЭУМК в процессе изучения дисциплин, профессиональных модулей, осваивают и внедряют в практику технологии электронного обучения. Это способствует реализации учебных программ на качественно новом уровне с использованием технологии электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; формированию единой базы информационных ресурсов образовательного учреждения; повышению уровня ИКТ-компетентности педагогических работников.
Таким образом, структура информационной среды предъявляет определенные требования к подготовке преподавателей и обучающихся к использованию образовательных информационных технологий. Поэтому при проектировании образовательной среды необходимо разработать технологию подготовки участников образовательного процесса.
В системе повышения квалификации педагогических работников техникума предусмотрены различные формы повышения ИКТ-компетентности педагогов. Повышение квалификации вне образовательного учреждения осуществляется в ходе профессиональной переподготовки, на курсах повышения квалификации в образовательных организациях высшего образования, на базе ГБУ ДПО «КРИРПО», ГОУ ДПО(ПК)С КРИПКиПРО, Национального открытого университета «Интуит» и др.; также путем участия педагогических работников в работе сетевых профессиональных сообществ.
Повышение ИКТ-компетентности педагогов в техникуме осуществляется путем реализации программы внутрифирменного семинара «Создание электронной образовательной среды». Преподаватель, освоивший программу семинара, должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
• применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
• организации и использования современных информационных систем накопления и поддержки электронных образовательных ресурсов;
уметь:
• создавать электронные курсы для использования в системе электронного обучения;
• проектировать и создавать электронные документы учебного назначения в соответствии с дидактическими требованиями;
• обеспечивать информационное наполнение системы, формировать систему контроля учебных достижений обучающихся, обеспечивать обратную связь;
знать:
• основные принципы применения электронного обучения;
• требования к формированию электронного учебно-методического комплекса;
• основы работы в СДО Moodle.
Методический семинар является постоянно действующим и включает в себя следующие модули:
1. Организация образовательного процесса путем создания электронной образовательной среды.
2. Электронный учебно-методический комплекс как информационный образовательный ресурс.
3. Электронные библиотечные системы.
4. Организация электронного обучения и применение дистанционных технологий с помощью системы Moodle.
Педагоги техникума имеют право выбрать модули для обучения, исходя из своих профессиональных затруднений и потребностей.
Таким образом, эффективно организованная информационная образовательная среда профессиональной образовательной организации, в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, обеспечивает достаточный уровень практи-коориентированности, способствует овладению обучающимися современными способами самостоятельного получения знаний, повышению мотивации обучения, что является условием достижения нового качества образования.
1. Кулакова Н. О. Педагогические условия формирования информационно-образовательной среды современного колледжа // Педагогическое образование в России. — 2014.— № 4. — С. 63-65;
2. Электронные образовательные ресурсы в профессиональных образовательных организациях: создание и использование / авт.-сост.: Т. А. Чекалина, Л. В. Вавилова, А. В. Вафик, Н. В. Максименко.— Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2015. — 126 с.