Научная статья на тему 'Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий'

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Логинова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Н. В. логинова, преподаватель Кузнецкого индустриального техникума

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ст. 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»), организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ [1].

Одними из инструментов реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (ОПОП СПО) в Кузнецком индустриальном техникуме (КИТ) являются электронные учебно-методические комплексы по дисциплинам / МДК / профессиональным модулям (ЭУМК), предназначенные для электронного, дистанционного обучения и формирования электронной информационной среды техникума.

Разработка ЭУМК в КИТ осуществляется на базе системы управления обучением Moodle, обеспечивающей технологическую составляющую дистанционной формы обучения. С помощью данной образовательной платформы создан портал дистанционного обучения студентов техникума — специальный сайт, использующийся для всех видов информационной поддержки электронного обучения в техникуме (http://do.kitnk.org).

В соответствии с едиными требованиями к учебно-методическому обеспечению дисциплин [2; 3] для студентов первого курса

специальностей технологического профиля СПО разработан ЭУМК по дисциплине «Иностранный язык», включающий в себя все необходимые электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и обеспечивающий освоение обучающимися ОПОП СПО в полном объеме независимо от места их нахождения.

ЭУМК по дисциплине представляет собой комплексный ЭОР учебного назначения, разработанный в соответствии с утвержденной рабочей программой учебной дисциплины, а также другими принятыми в техникуме нормативными и методическими документами, предполагающий обязательное взаимодействие всех участников образовательного процесса, размещенный и используемый в системе дистанционного обучения Moodle. ЭУМК содержит нормативные, организационные и систематизированные теоретические, практические, контролирующие материалы, построенные на принципах адаптивности, интерактивности и информационной открытости (рис. 1).

ЭУМК по дисциплине «Иностранный язык» включает в себя следующие разделы: нормативный, учебно-методический, контрольно-измерительный, информационный.

В нормативный раздел входят (рис. 2):

• цели и задачи изучения дисциплины;

• результаты освоения учебной дисциплины;

• рабочая программа учебной дисциплины;

• календарно-тематический план учебной дисциплины;

• методические указания по организации и проведению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине.

Определяющим принципом при разработке детальной структуры учебно-методического раздела ЭУМК являлся блочно-модульный принцип. Модуль ЭУМК — это логически завершенная часть (тема, раздел) учебного материала,

обязательно сопровождаемая контролем знаний и умений студентов и формирующая одну или несколько компетенций [5].

Структура модуля:

• целевой блок: излагается цель и формулируются основные задачи, стоящие перед студентами при изучении модуля, т. е. указывается, что они должны знать и уметь в результате изучения основного материала;

• теоретический блок: излагается содержание учебного материала;

• операционный блок: предлагаются практические задания, практикумы и методические указания к их выполнению;

Рис. 1

Рис. 2

• блок контроля и самоконтроля: предлагаются вопросы,контрольные задания,тесты;

• интерактивный блок (блок обратной связи и взаимодействия студентов и преподавателя): форум, чат и др.

Содержание учебно-методического раздела (рис. 3):

• методические указания для студентов по курсу в целом и по каждой теме;

• интерактивные лекции с обратной связью, презентации теоретического материала, видеоуроки (учебные видеофильмы), аудио-материалы, практические занятия (практикумы);

• методические рекомендации для студентов и материалы по выполнению практических заданий;

• варианты для контрольных работ, тесты, позволяющие определить текущий уровень знаний студентов, итоговые тесты по разделу (теме, курсу);

• чат (форум) для обратной связи студентов с преподавателем.

Содержание контрольно-измерительного раздела (рис. 4):

• итоговый контрольный блок (итоговые тесты);

Рис. 3

Рис. 4

«образование. карьера. общество» №3 (58) 2018

5

Рис. 5

• контрольно-измерительные материалы, позволяющие осуществить итоговый контроль знаний студентов (задания в формате ЕГЭ).

Содержание информационного раздела (рис. 5):

• список рекомендуемых источников;

• ссылки на открытые образовательные ресурсы с указанием конкретных страниц (URL).

Содержание ЭУМК обеспечивает все виды работ в соответствии с утвержденной рабочей программой учебной дисциплины. При разработке ЭУМК использовались открытые образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет: иллюстрации, видео-, аудиоресурсы. Все требования законодательства в области авторского права (ч. 4 Гражданского кодекса РФ) соблюдены [4].

В заключение хотелось бы отметить, что разработанный ЭУМК позволяет организовывать занятия с применением средств электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, дает возможность обучающимися самостоятельно освоить ОПОП СПО в полном объеме независимо от места их нахождения и, как следствие, повысить эффективность организации образовательного процесса, способствовать развитию потребности студентов в получении дополнительных знаний по дис-

циплине, способности к их личному самоопределению и самореализации.

1. Об образовании в Российской Федерации : фед. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ 1^_140174/.

2. Об утверждении Положения об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины для профессиональных образовательных организаций : приказ департамента образования и науки Кемеровской области от 09.07.2014 № 1229. — Режим доступа: http://dobtzt.bget.ru/pluginfile.php/335/mod_ resource/content/1/11%20Приказ%20ДОиН%20 КО%20от%2009.07.14%20№%201229%20Положе-ние%20об%20ЭУМК^^

3. Регламент о разработке и использовании электронных курсов в системе электронного обучения ГПОУ КИТ. — Режим доступа: http://www.kitnk.org.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4). — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/.

5. Запорожко В. В. Создание электронных учебных курсов в системе Moodle для реализации образовательных программ факультетом дистанционных образовательных технологий: методические рекомендации / В. В. Запорожко, Е. В. Дырдина, И. В. Парфенов. — Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург, ОГУ, 2016. — 41 с.— Режим доступа: http://cde.osu.ru/files/ docZ12044_20160616.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.