© С.М. Куценко, В.В. Косулин УДК 378.4:004
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ КАК ИНСТРУМЕНТ
ОБУЧЕНИЯ С.М. Куценко, В.В. Косулин
Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия
s.koutsenko@mail.ru, valerakosulin@rambler.ru
Резюме: В статье рассматриваются возможности применения электронных образовательных ресурсов для обеспечения интерактивности процесса обучения. Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР), как дополнительный инструмент обучения и ресурс для самостоятельной работы студентов, должен привести к повышению интереса студентов к изучаемой дисциплине, повысить качество усвоения учебного материала, получению студентами расширенных знаний по тематикам дисциплины, повышению качества обученности. Применение ЭОР и соответствующих программных средств позволит сделать процесс обучения индивидуальным и позволит обучающимся более рационально планировать свободное от учебных занятий время и особенно повысить качество проведения практических и лабораторных занятий за счет предварительной самостоятельной подготовки обучающихся к ним. Также применение ЭОР позволит обучающимся самокритично и объективно оценить свои знания и умения при подготовке к промежуточной аттестации.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, образовательный процесс, учебный контент, дистанционное обучение.
ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES AS A TOOL OF TRAINING TO ENGINEERING SPECIALTIES
S.M Kutsenko, V.V. Kosulin
Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia
s.koutsenko@mail.ru, valerakosulin@rambler.ru
Abstract: The article examines the possibilities of using electronic educational resources to ensure the interactivity of the learning process. The use of electronic educational resources (ESM), as an additional learning tool and resource for independent work of students, should lead to increased interest of students in the discipline under study, to improve the quality of learning material, to obtain extended knowledge on discipline topics, and to improve the quality of training. The use of ESM and related software will allow the learning process to be individualized and will allow students to plan more rationally the time free from training sessions and especially to improve the quality of practical and laboratory sessions through the preliminary self-preparation of students for them. Also, the use of ESM will allow students to self-critically and objectively evaluate their knowledge and skills in preparation for interim certification.
Keywords: electronic educational resource, educational process, educational content, distance learning.
В настоящее время возрастает потребность страны в инженерно-технических кадрах. Достаточно привлекательным становится применение информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе. Это связано со многими причинами. Современные студенты параллельно с получением специальности вынуждены работать и не всегда удается совмещать рабочее время с процессом обучения. Принятие новых образовательных стандартов высшего в образования привело к тому, что сократился период обучения инженерным специальностям до 4 лет (уровень бакалавриата). Объем необходимых знаний и умений при этом не уменьшился, а наоборот, увеличился. Это делает актуальным поиск новых форм доведения учебного материала до обучающегося и форм контроля усвоенного материала, особенно на промежуточном этапе усвоения дисциплины. Поэтому в настоящее время становится необходимым применение дистанционных образовательных технологий как дополнительной форме обучения наряду с контактной работой с преподавателем.
Использование внеконтактных форм обучения опирается на то, что современный преподаватель должен не только уметь передать свои знания студентам на занятиях, научить студента учиться, воспитать личность, ориентированную на саморазвитие, но и уметь эти задачи решать, применяя дистанционные методы как одну из форм комбинированного обучения. Решать эту достаточно острую и злободневную задачу в современной системе образования помогают электронные образовательные ресурсы. Поэтому закономерным является то, что государственные образовательные стандарты высшего образования предусматривают применение в учебном процессе как активных, так и интерактивных форм проведения занятий. Согласно п. 7.1. ФГОС ВО «Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно -библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно -образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), как на территории организации, так и вне ее.» [1].
Одним из элементов электронно-образовательной среды образовательной организации является электронно-образовательный ресурс. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) -образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них [2]. ЭОР, как единичные учебные материалы в электронной форме, в настоящее время трудно отнести к нововведениям, так как преподаватели уже много лет во всех образовательных учреждениях работают с текстами в электронной форме, аудио- и видеофайлами, компьютерными презентациями. Эти ресурсы -давно освоенный этап информатизации образовательного процесса.
Новый шаг в этом же направлении - комплексные ЭОР, представляющие собой целостную систему разного вида и формата учебного материала (в том числе логически выстроенный комплекс заданий как для совместной деятельности преподавателя и студентов, так и для самостоятельной работы студентов) и сопровождающего процесс обучения контроля. Электронные образовательные ресурсы призваны сочетать теоретический и практический аспект обучения студентов, а также расширить возможности организации контроля и самоконтроля и повышения интереса студента к будущей профессиональной деятельности. Использование таких комплексных электронных образовательных ресурсов в учебном процессе позволяет преподавателю вуза реализовать на практике инновационные методы обучения, сделать курсы индивидуальными и повысить информатизацию образования. Это позволит, например, построить для каждого обучающегося индивидуальную образовательную траекторию, внедрить в учебный процесс принципы компетентно-ориентированного подхода, повысить самостоятельную составляющую образовательного процесса для обучающегося и др. [3].
ЭОР нацелены на комплексное рассмотрение учебного материала и обеспечивают все компоненты образовательного процесса. Это подтверждает тот факт, что кроме получения информации, ЭОР должны предполагать практическое применение знаний (практические занятия) и аттестацию, т. е. контроль достижений студентов в процессе освоения учебного материала. ЭОР предполагает не только совместную работу преподавателя с обучающимся, но и самостоятельную работу обучаемых, а также предоставляет широкий спектр возможностей для дистанционного обучения. ЭОР должны сделать дистанционное обучение полноценным, что предполагает их комплексное содержание и систематизацию контента. Вне учебной аудитории обучающийся самостоятельно последовательно изучает новый материал, выполняет практические и лабораторные задания, следит за собственными достижениями, анализирует текущий контроль знаний (с оценками и выводами), проводит виртуальные эксперименты и т.д. Применение ЭОР в практике преподавательской деятельности должно привести к получению высоких результатов, к повышению качества образования, к расширению возможностей самостоятельного и дистанционного обучения. Наличие определенного ряда преимуществ, рассматриваемых на теоретическом уровне, еще не гарантирует их полноценной реализации на практике, так как еще не разработаны научно-методологические основы системы управления качеством электронного дистанционного обучения.
Достижение высоких образовательных результатов становится возможным благодаря реализации основных функций электронных образовательных ресурсов, к которым можно отнести: инициирование новых видов учебной деятельности и поддержка функционирования традиционных видов учебной деятельности на более высоком качественном уровне, так как ЭОР предлагается рассматривать как дополнение к традиционной контактной работе преподавателя с обучающимся; обеспечение возможности изменения характера взаимодействия участников образовательного процесса, так как ЭОР позволит повысить самостоятельную составляющую образовательного процесса; индивидуализация учебного процесса и расширение образовательного контента [4; 5].
Указанные функции могут быть реализованы через такие возможности электронных образовательных ресурсов, как:
- оперативная обратная связи с обучающимся;
- наглядность доводимой до обучающегося информации;
- оперативная обработка информации с помощью средств современных информационных технологий в реальном времени;
- организация виртуальных лабораторий;
- моделирование сложных, дорогих или опасных реальных экспериментов;
- представление учебного контента с различной степенью детализации и с разной степенью сложности с учетом текущего уровня знаний и умений обучающегося;
- выбор индивидуального графика работы;
- выбор способа воспроизведения информации для обучающегося;
- самодиагностики учебных достижений обучающегося и самоконтроль.
Для создания качественного электронного образовательного ресурса преподавателю требуется владеть компьютерными технологиями и иметь помощь со стороны специалистов в этой области, а также помощь методиста. Кроме того, нужно владеть технологией создания и управления ЭОР, который должен состоять из нескольких основных модулей, реализуемых на основе целого ряда программных продуктов:
1. Модуль учебного контента. Используются программные средства, предназначенные для разработки и наполнения учебным материалом различных курсов и обеспечения доступа к ним. Используемый учебный материал может быть статическим (HTML -страницы, тексты и т.д.). Для их создания могут использоваться стандартные редакторы и языки программирования. Интерактивное и мультимедийное наполнение, с элементами анимации и звуковым сопровождением создается с помощью специальных программных продуктов.
2. Модуль обмена информацией. Используются программные средства, обеспечивающие обмен информацией между студентами, преподавателями, экспертами и другими участниками учебного процесса в различных режимах времени. Данный модуль позволяет реализовывать следующие виды общения (в зависимости от выбранного про граммно го о бе спечения):
- асинхронное общение (форумы, доски, объявлений, электронная почта и т.д.);
- синхронное общение в режиме реального времени (голосовой и компьютерный чат, видеоконференция, виртуальная аудитория и т.д.)
3. Модуль управления обучением. Используются программные средства, обеспечивающие систему управления качеством обучения, включающую в себя:
- учет и персонализация обучаемых;
- разграничение прав доступа;
- управление процессом обучения;
- проверку и учет результатов обучения и тестирования;
- подготовку аналитической отчетности;
- интеграцию с модулем синхронного и асинхронного общения;
- интеграцию с внешними источниками информации.
Третий модуль, обеспечивающий систему управления качеством обучения, в технологии создания учебного портала занимает весьма важное место и является наиболее сложным механизмом. Программное обеспечение для данного блока должно учитывать структуру и возможные варианты работы учебного портала, а также должно позволять вносить изменения во все составляющие электронного дистанционного обучения [6].
Применение электронных образовательных ресурсов не приводит к сокращению времени, затрачиваемого на подготовку к очному занятию, но при этом сокращается время на обработку результатов контроля и резко повышается объективность оценивания за счет автоматизации [7].
Создание ЭОР является более трудоемким для преподавателя и занимает большее количество времени по сравнению с традиционным подходом к преподнесению учебного материала. При подготовке ЭОР преподавателю необходимо провести очень тщательный отбор материала.
В традиционной образовательной среде активная роль принадлежала преподавателю, обучающийся представлялся как объект, на который необходимо воздействовать педагогическими методами, чтобы достичь запланированных результатов обучения. При этом преобладали репродуктивные методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных ситуациях. Обучающийся был потребителем готовой информации, которая при усвоении становилась знанием. В характере деятельности участников образовательного процесса в условиях современной информационной образовательной среды, построенной на основе электронных образовательных ресурсов, должны произойти изменения, направленные на увеличение доли самостоятельной, исследовательской, творческой и продуктивной деятельности обучающегося. Планирование образовательного процесса должно происходить как результат совместной деятельности преподавателя и обучающегося в соответствии с планируемыми образовательными результатами, содержанием образования, индивидуальными особенностями обучающегося, с ориентацией на формирование компетенций [8].
Электронные образовательные ресурсы являются мощным средством обучения и выступают инструментом повышения его качества. Изменение средств обучения должно привести к перестройке всей этой системы образовательного процесса - изменяются содержание учебного материала, формы и методы обучения, а также деятельность субъектов образовательного процесса.
Внедрение в учебный процесс электронных средств обучения способствует решению задачи до стижения качественно новых образовательных результатов при условии грамотного их использования - правильное сочетание электронных образовательных
ресурсов с традиционными средствами и методами обучения. Использование электронных образовательных ресурсов расширяет возможности образовательного процесса, но при этом они остаются лишь инструментом, их применение не должно превращаться в самоцель.
Нельзя забывать, что повсеместное и бессистемное применение ЭОР может обернуться такими проблемами, как: 1) возможность информационного перенасыщения учебного процесса, способствующего понижению восприятия и усвоения; 2) необходимость приобретения техники, соответствующей требованиям новейших ЭОР; 3) возникновение дополнительной когнитивной нагрузки вследствие обилия гиперссылок; 4) проблема подготовки кадров, способных вести обучение с использованием ЭОР; 5) проблема авторского права и др. [9].
Внедренная в КГЭУ в процесс обучения электронная система включает в себя: систему управления контентом (в ИСУ КГЭУ имеется специальное приложение, с помощью которого в личные кабинеты студентов выставляются различные методические материалы для самостоятельной работы и подготовке к практическим и лабораторным занятиям, а также фонды оценочных средств для каждой дисциплины учебных планов основных образовательных программ каждого направления подготовки), систему управление обучением (в системе СДО Moodle выставлены авторские курсы по дисциплинам, разработанными преподавателями, которые позволяют дистанционно обучать студентов, проводить объективный промежуточный контроль знаний, on-line или off-line консультации). Студенты, регистрируясь в личных кабинетах, имеют доступ к ним. В Казанском государственном энергетическом университете проводится конкурс на лучший ЭОР, что позволит преподавателями перенимать опыт у своих коллег, с одной стороны, а с другой стремиться к созданию лучших образцов ЭОР. Структура курсов и процесс дистанционного обучение в системе Moodle идет согласно требованиям ФГОС ВО [10].
Применение ЭОР должно привести:
1) к повышению интереса обучающегося к предмету, т.к. во время изучения курса в системе Moodle студент не только изучает теоретический материал, но и тестируется, определяя свой уровень обученности, что позволит обучающимся самокритично и объективно оценить свои знания и умения при подготовке к промежуточной аттестации;
2) к усвоению учебного материала, т.к. студент может многократно пройти тестирование, закрепляя учебный материал;
3) к получению обучаемыми дополнительных знаний по дисциплине, т.к. объем ЭОР значительно больше, чем объем лекций и практических занятий;
4) индивидуализации образовательного процесса, т.к. система Moodle проведение тестирования на разных уровнях (базовом, сложном и продвинутым);
5) повышению качества обученности, т.к. студенты, пропустившие занятия по уважительным и неуважительным причинам, имеют возможность восполнить пробелы при применении ЭОР самостоятельно, отработать в домашних условиях лабораторные и практические занятия, а также усвоить материалы дисциплин в большем объеме. При этом можно повысить качество проведения практических и лабораторных занятий за счет предварительной самостоятельной подготовки обучающихся к ним.
В настоящее время ЭОР применяются преимущественно дополнительно к основному курсу, как вспомогательный материал или как система самостоятельной работы студентов. Значит, задача преподавателя при этом определить сочетание материала, который будет представлен в ЭОР, и основного учебного материала, который будет представлен в традиционной форме в процессе непосредственного общения преподавателя и студента. В процессе реализации ЭОР также необходим контроль со стороны преподавателя, его анализ полученных данных об учебных достижениях студентов, поддержание двусторонней обратной связи, а также постоянное обновление его содержания. В большинстве случаев преподаватель сам делает выбор образовательных ресурсов для организации процесса обучения, многое зависит от его компетентности в сфере информационных технологий.
Информационно-образовательная среда нашего вуза с точки зрения информационных технологий может быть рассмотрена как:
- алгоритмы, в основу которых положены современная законодательная и нормативная база (ФГОС ВО, внутренние стандарты вуза, система менеджмента качества, технологии обучения, опыт других вузов); данная составляющая является наиболее динамичной и не реже одного раза в год обновляется;
- программное обеспечение, которое изменяется из-за постоянно меняющейся алгоритмической составляющей; хотя в России имеется множество готовых решений, большая часть программного обеспечение является оригинальной разработкой сотрудников службы информатизации КГЭУ;
- аппаратное обеспечение, которое реализуется в КГЭУ множеством специализированных серверов; оно постоянно модернизируется с развитием элементной базы. Аппаратное обеспечение реализует практически все современные информационные технологии, в том числе, и мобильные.
Включение электронных образовательных ресурсов в современные интерактивные образовательные технологии позволяет существенно расширить спектр интеллектуальных приемов и организационных форм, используемых в процессе обучения. Это сочетание делает процесс усвоения знаний и формирования умений более эффективным и как следствие, способствует повышению уровня образовательных результатов обучающихся. Подводя итоги, можно сказать, что повышение качества подготовки выпускников образовательных учреждений обусловлено сегодня комплексным применением электронных образовательных ресурсов в сочетании с инновационными формами и методами обучения. Грамотное применение электронных образовательных ресурсов, предполагающее соответствующую корректировку всех компонентов методической системы обучения, на наш взгляд, поможет сформировать целостную образовательную траекторию, что в немалой степени будет способствовать достижению целей современного образования.
Литература
1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru. Дата обращения к ресурсу 2017.20.11.
2. ГОСТ Р 53620-2009: Национальный стандарт российской федерации. Информационно -коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Дата 2011-01-01.
3. Исупова Н. И. Методические особенности применения электронных образовательных ресурсов. Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 23. № 4. С. 92—95.
4. Суворова Т. Н. Дидактические функции, возможности и свойства электронных образовательных ресурсов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2014. № 2. С. 27-35.
5. Суворова Т. Н. Использование дидактических возможностей электронных ресурсов для повышения качества образования // Информатика и образование. 2014. № 6. С. 43-48.
6. Куценко С.М., Косулин В.В. Электронные образовательные ресурсы как инструмент обучения и повышения качества образования. Актуальные вопросы инженерного образования: содержание, технологии, качество. Материалы VII межвузовской конференции, посвященной 70-летию Ю.Г. Назмеева (г.Казань, 21—22 апреля 2016г.) В 3-х томах. Том 2.-Казань: Издательство «Бриг». 2016. Т. 2. С. 194—198.
7 Бородина Т. Ф. Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности // Молодой ученый. 2014. № 13. С. 241—243.
8. Исупова Н. И., Суворова Т. Н. Использование электронных образовательных ресурсов для реализации активных и интерактивных форм и методов обучения // Научно -методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26. С. 136-140. URL: http://e-koncept.ru/2014/64328.htm.
9. Акользина Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения: достоинства, недостатки // Психолого -педагогический журнал «Гаудеамус». Издательство: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (Тамбов), 2013. № 2 (22). С. 95—97.
10. Куклев В. А. Электронное обучение на основе СДО Moodle: проблемы, поиски и решения / В.А. Куклев, Т. А. Егорова // Электронное обучение в непрерывном образовании 2015. Т. 1, № 1 (2). С. 552—558.
Авторы публикации
Куценко Светлана Мунавировна - канд. пед. наук, доцент кафедры «Информатика и информационно -управляющие системы» Казанского государственного энергетического университета.
Косулин Валерий Валентинович - канд. техн. наук, доцент кафедры «Информатика и информационно-управляющие системы» Казанского государственного энергетического университета.
References
1. Federal state educational standards of higher education [electronic resource]. - Access mode: http://fgosvo.ru. Date of access to the resource 2017-20-11
2. GOST R 53620-2009: The national standard of the Russian Federation. Information and communication technologies in education. Electronic learning resources. Date of introduction 2011-01-01
3. Isupova NI Methodical features of the application of electronic educational resources. Collection of scientific works Sworld. 2012. T. 23. № 4. P. 92-95.
4. Suvorova TN Didactic functions, possibilities and properties of electronic educational resources // Standards and monitoring in education. 2014. No. 2. C. 27-35.
5. Suvorova TN Use of didactic possibilities of electronic resources for improving the quality of education // Informatics and education. 2014. No. 6. P. 43-48.
6. Kutsenko SM, Kosulin V. V. Electronic educational resources as a tool for teaching and improving the quality of education. Topical issues of engineering education: content, technology, quality. Materials of the VII Interuniversity Conference, dedicated to the 70th anniversary of Yu.G. Nazmayev (Kazan, April 21—22, 2016). In 3 volumes. Volume 2.-Kazan: Publishing House "Brig". 2016. T. 2. P. 194—198 ..
7. 7 Borodina TF Application of electronic educational resources in educational process of high school and definition of their efficiency // the Young scientist. -2014.№13.С. 241-243.
8. Isupova NI, Suvorova TN The use of electronic educational resources for the implementation of active and interactive forms and methods of teaching // Scientific and methodical electronic journal "Concept". 2014. Т. 26. P. 136-140. URL: http://e-koncept.ru/2014/64328.htm.
9. Akolzina EA Use of electronic educational resources in the learning process: merits, demerits // Psihologo-pedagogical journal "Gaudeamus". Publisher: Tambov State University. G.R. Derzhavin (Tambov), 2013. No. 2 (22). P. 95— 97.
10. VA Kuklev. E-learning based on SDO Moodle: problems, searches and solutions / V.A. Kuklev, Т.А. Egorova // Electronic learning in continuous education 2015. T. 1, № 1 (2). Pp. 552—558.
Authors of the publication
Kutsenko Svetlana Munavirovna - Cand. Sci. (Pedagogy), Associate Professor of Informatics and Information Control Systems of Kazan State Energy University
Kosulin Valery Valentinovich - Cand. Sci. (Techn.), Associate Professor of Informatics and Information Control Systems of Kazan State Energy University
Поступила в редакцию 29.11.2017.