.<- л
Кафедра молодых
Конструкция лабораторной установки позволяет в необходимых диапазонах изменять основные параметры вибросепаратора, влияющие на процесс разделения частиц минерального сырья, что обеспечивает проведение экспериментальных исследований с материалами, значительно отличающимися по своим физико-механическим свойствам.
Библиографический список
1. Лапшин, В. Л. Аналитическое моделирование процесса разделения руд на вибродеке [Текст] / 8. Л. Лапшин, Б. А. Байбородин, - Иркутск : Изд-во ИрГТУ, 1997. -119с.
Статья принята к публикации 29.12.06
С.Г. Ким
Автоматизированная система как инструмент контроля и управления процессом вступительных экзаменов в вузе
Современное образование находится в состоянии обновления, и учет мировых тенденций развития стимулирует инновационные процессы, которые призваны обеспечить его эффективность и конкурентоспособность. Основная цель нововведений - повышение качества российского образования на основе использования новых информационных технологий и обеспечение условий для реализации конституционных прав граждан на получение равных возможностей для получения современного образования всех уровней и ступеней.
Сейчас многие учебные заведения ведут разработки в области автоматизации управления. В рамках нашего вуза также разрабатывается корпоративная информационная система, которая является необходимым инструментарием успешного управления в современных условиях.
Одной из разрабатываемых в нашем вузе функциональных подсистем, соответствующей отдельному структурному подразделению вуза, является подсистема управления работой приемной комиссии. Именно здесь зарождается информационный поток, характеризующий состояние основного объекта воздействия - обучаемых граждан. В своей деятельности Центральная приемная комиссия руководствуется нормативными материалами, правилами приема, положением о приемной комиссии, которые подлежат обязательному рассмотрению и утверждаются на ученом совете вуза.
На вступительных экзаменах участвует различное количество абитуриентов, поступающих в вуз на различных условиях. Цели и задачи, которые приходится решать администрации университета в процессе организации работы приемной комиссии, можно свести к множеству количественных и качественных критериев, таких как: величина конкурса и проходного балла, учет количества заявленных абитуриентами сертификатов, минимизация финансовых расходов при работе предметных комиссий и др.
Для исследования сложного многосвязного объекта со множеством количественных и качественных факторов, которым является процедура проведения вступительных испытаний, в нашем вузе предложена топологи-
ческая модель на основе С-графа. По данному С-графу составлены:
•Уравнение компонент В • Хвх =Х, отражающее зависимость входных и выходных сигналов. Матрица В -матрица операторов системы порядка 99x52.
•Уравнение структуры А ■ X = 0, где А - матрица структуры графа порядка 50x99.
• Уравнение системы А • В -ХВх = 0 или Н ХВх = 0, После понижения порядка матрицы системы получили уравнение Н' • Х'вх = 0, где Н1 - матрица порядка 37x39.
Из матричного уравнения системы получаем следующие зависимости:
Х20 =F(X12, Х16)= W9 *W6 *Х12+ W8 *Х16, ХЗО =F(X12, Х20, Х24)= W14 *W6 *Х12 + W13 * W10 *Х20 + W12 *Х24,
Х40 =F(X20, Х32, Х34)= W19 *W10 *Х20+ W18 * W16 *Х32 + W17 *Х34,
где Х20 - число абитуриентов, имеющих положительные результаты 1-го экзамена; Х12 - число абитуриентов, подавших документы на отдельную специальность; XI6 -число абитуриентов, сдававших первый экзамен; ХЗО -число абитуриентов, имеющих положительные результаты 1-го и 2-го экзаменов; Х24 - число абитуриентов, сдававших второй экзамен; Х40 - число абитуриентов, зачисленных на специальность; Х32 - число абитуриентов, имеющих положительные результаты 1-го и 2-го экзаменов; Х34 - число абитуриентов, допущенных к собеседованию; W6 - подали заявления на специальность; W8 -неудовлетворительные результаты первого экзамена; W9 -предъявили сертификаты на первый экзамен; W10 -имеют положительный результат первого экзамена; W12-неудовлетворительные результаты второго экзамена; УШ-предъявили сертификаты на второй экзамен; W14-предъявили сертификаты на первый и второй экзамены -допуск к собеседованию; W16 - положительный результат - отсутствие подлинных документов; W17 - собеседование - зачисление по конкурсу ; W18 - допуск к собеседованию - зачисление (по льготам); W19 - вступительные испытания - зачисление (по льготам, медалисты). Wi -
Кафедра молодых
коэффициенты (0+1), определяемые в результате статистических исследований.
Полученные зависимости отражают связи объектов, которые учтены при построении информационно-логической модели предметной области. С целью оперативной обработки информации, выдачи достоверных данных, создана система автоматизированной обработки результатов.
При проектировании и разработке автоматизированной информационной системы (АИС) учитывались следующие требования: схема приема документов; имеющиеся формы обучения; предметы вступительных экзаменов, установленные правилами приема вуза; возможность заявления абитуриентом сертификата централизованного тестирования или ЕГЭ; автоматическое ранжирование списков абитуриентов в зависимости от категории абитуриента и результатов вступительных испытаний.
Основные функции АИС: ведение основной базы данных и словарей системы; обеспечение целостности и непротиворечивости информации, в частности, обработка запросов пользователей о конкурсе по специальностям и результатах экзаменов; формирование и вывод отчетной документации:
Во время приема документов все необходимые сведения о каждом абитуриенте заносятся в базу данных. Эти сведения потребуются в дальнейшем для зачисления и отчетности. Программа учитывает также заявленные сертификаты и автоматически составляет списки абитуриентов, допущенных на соответствующие вступительные экзамены.
По мере проведения экзаменов, их результаты оперативно заносятся в базу данных и проводится анализ итогов (по специальностям, факультетам, вузу в целом). Для зачисления по конкурсу абитуриенты ранжируются по сумме набранных баллов в пределах конкретной специальности, с учетом зачисления медалистов, льготников и лиц, зачисляемых вне конкурса, и формируется список абитуриентов на зачисление.
Система позволяет на основе накопленной информации осуществить всесторонний анализ результатов проведения вступительных испытаний:
—уровень довузовской подготовки по учебным заведениям и районам региона (доля зачисленных от поступавших и т.п.);
—анализ контингента абитуриентов;
—планирование проведения профориентационной работы в районах региона;
-выявление спроса на специальности.
Не менее важно, что информация используется вузом в дальнейшем. Она поступает в отдел кадров, бухгалтерию, деканаты, учебно-методическое управление.
Библиографический список
1. Алпатов Ю.Н., Ким С.Г., Нежевец Г.П. Некоторые
аспекты статистической обработки успеваемости в системе мониторинга качества образования // Труды Братского государственного технического университета. -Братск: БрПУ, 2001, - Т.1. - С,209-212.
2. Ким С,Г. Информационно-аналитическая система "Абитуриент" // Компьютерные технологии в образовании, ComTech2001: Мат-лы Третьей Всеросс. научн. Internet - конф. / Гл. ред. серии A.A. Арзамасцев.-Тамбов: Издательство ТГУ, 2001 - Вып. 15.-С.43
3. Ким С.Г., Нежевец Г.П. О необходимости автоматизации учета и отчетности в работе приемной комиссии II Мат-лы XIV регион. НМК "Инновации в высшем образовании на рубеже веков".-Братск: БрГТУ, 2001.
4. Трофимова О.В., Ким С.Г. Прогнозирование ожидаемого количества участников централизованного тестирования // Тез. докл. ill Всеросс. НМК "Развитие системы тестирования в России" / Под ред. A.C. Гребне-ва. - М.: Центр тестирования Министерства образования РФ, 2002. - 4.2. - С.139.
5. Нежевец Г.П., Ким С.Г., Побойко A.B. Анализ участия выпускников школ г. Братска в централизованном тестировании II Тез. докл. Всеросс. НМК "Развитие тестовых технологий в России" /' Под ред. A.C. Гребнева. - М.: Центр тестирования Министерства образования РФ, 2002. - 4.2 -С.37-38
6. Нежевец Г.П., Ким С.Г. Управление процессом вступительных экзаменов в техническом университете II Мат-лы V межрегион. НПК "Качество образования. Проблемы и перспективы взаимодействия вузов Санкт-Петербурга с регионами России в контексте модернизации образования". - СПб, 2002. - С. 129-130.
7. Алпатов Ю.Н., Ким С.Г. Моделирование процесса зачисления абитуриентов в технический вуз II Труды Братского государственного технического университета.-Братск: БрГТУ, 2002. - Т.1. - С.153-155.
8. Ким С.Г. Подсистема управления работой приемной комиссии технического вуза II Труды Братского государственного технического университета.- Братск: БрГТУ, 2002. --Т.1. - С,115-117.
9. Объектно-ориентированный анализ системы "Приемная комиссия" II Труды Братского государственного технического университета- Братск: ГОУ ВПО «БрГТУ», 2003. - Т.1. - 268 с.
10. Этапы и методы проектирования информационно-аналитической системы "ASTRA" // Труды Братского государственного технического университета.- Братск: ГОУ ВПО «БрГТУ», 2003. - Т.1. - 268 с.
П.Сыготина М.В., Ким С.Г. Инновационные технологии организации обучения в техническом вузе: на пути к новому качеству образования: Тез. докл. в междунар. научн. - методич. конф. - Пенза: ПГУАС, 2004. - С.49-50,
12. Ким С.Г. Автоматизированная информационная система "Абитуриент". Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ: Межвуз. те-мат. сб. тр. Вып.Ю/СПбГАСУ.-СПб,,2004. - С.21-24.
Статья принято к публикации 30.11,06