са медицинских и фармацевтических организаций образования //Приказ МЗ РК от 23 июня 2005 года №295. - СПС «Юрист». 8. Обеспечение деятельности уполномоченного органа в области здравоохранения/ Разработка норм и нормативов основного материального
оснащения учебного процесса по направлению 051100 «Здравоохранение и специальное обеспечение (медицина) (заключительный): Отчет о работе по программе 001. - Караганда: КГМА, 2004. - 98 с.
I. R. Kulmagambetov, A. B. Kuzgibekova, F. N. Nurmanbetova
INTERDEPARTMENTAL LABORATORIES ARE BASIS FOR DEVELOPMENT OF INTERRELATION OF MEDICAL EDUCATION AND SCIENCE
Interdepartmental laboratories created with the purpose of introduction of integrated education, innovation methods of teaching, more effective methods of estimation of knowledge and practical skills within the framework of the state general standard of education of 2006 are appealed to provide effective learning of the basic biomedical sciences by students. Innovation methods including problem-oriented education, vertical and horizontal integration of knowledge on different disciplines promote effective learning of educational programs by students in the conditions of interdepartmental laboratories, allow to form scientific clinical approach to learning clinical disciplines from the first course to senior years and to the following practical activities.
I. Р. K^MaFaM6eTOB, А. Б. Кузпбекова, Ф. Н. Нурманбетова
МЕДИЦИНАЛЬЩ Б1Л1М БЕРУ МЕН РЫЛЫМ БАИЛАНЫСЫН ДАМЫТУДЬЩ НЕГ1З1 РЕТ1НДЕГ1 КАФЕДРААРАЛЬЩ ЛАБОРАТОРИЯЛАР
Кафедрааралык лабороториялар 2006 жылры мемлекетпк жалпыра ммдетп 6miM беру стандарты шечбершде студенттердщ бiлiмдерi мен тэжрибелк дардыларын баралаудыч жорары эдгстерш енпзу Yшiн дамытылран жэне студенттердщ базалык биомедициналык пэндердi тиiмдi игеруiн камтамасыз етуге арналран. Кафедрааралык лабороториялар жардайында инновациялык оку эдiстерi, оныч iшiнде мэселелЬ бардарланран оку эдiстерi эртYрлi пэндер бойынша вертикалдi жэне горизонталдi интеграциясы студентердщ бiлiм беру бардарламарды тиiмдi игеруiне кеп ыкпал етедi жэне оларда бiрiншi курстан бастап рылыми-клиникалык кезкарас калыптастырып, жорары курстарда клиникалык пэндердi жечш игеруге, одан кейшп кэсiби кызметке дайындаура мYмкiндiк турызады.
И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева
К ВОПРОСУ О ВНЕДРЕНИИ НОВЫХ ПОДХОДОВ К ОТБОРУ И ПРИЕМУ АБИТУРИЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Карагандинская государственная медицинская академия
Одной из главных задач в современных условиях реформирования медицинского и фармацевтического образования в Республике Казахстан является подготовка высококвалифицированных специалистов для системы здравоохранения, которые способны эффективно применять свои знания и навыки на практике и постоянно совершенствовать свою профессиональную подготовку на протяжении всей профессиональной деятельности. Медицинское образование - это процесс длительного и непрерывного обучения, начинающийся с момента поступления на медицинский факультет и продолжающийся на протяжении всей профессиональной деятельности. В связи с этим, обучение в медицинском вузе требует от кандидатов высокой мотивации к будущей профессии и соответствующей естественнонаучной подготовки.
Изучение международного опыта показа-
ло, что во многих ведущих зарубежных странах разработаны и внедрены четкие критерии и определен перечень требований к поступлению в медицинские вузы. Анализ различных систем отбора и приема кандидатов для обучения в медицинские вузы США, Великобритании, Израиля, Австралии выявил много схожих черт. Так, в США для поступления в медицинский вуз необходимо получить академическую степень Бакалавра наук - Bachelor of Science (BSc) в аккредитованном естественнонаучном колледже или общебиологическом факультете университета (4 г.). Для дальнейшего обучения в медицинской школе необходимо сдать единый национальный тест - МСАТ ((Medical College Admissions Test - А Natio-nal Standardized Test). MCAT-тест позволяет определить претендентов в медицинские школы, которые соответствуют предъявляемым требованиям уровня знаний в естественных науках, также в социальных и гуманитарных науках. MCAT тест оценивает уровень знаний и подготовленности претендентов в области биологии, химии (неор-ганическая, органическая), физики и математики; умения решать проблемы, навыки критического мышления и письма. Данный тест способствует профильному отбору поступающих и является предпосылкой, обеспечивающей успешное обучение в медицинской школе.
Комитеты медицинских школ США, ответственные за проведение вступительных тестов,
отбор и прием абитуриентов рассматривают результаты МСАТ-теста наряду с другой информацией о претенденте. Другие источники информации включают: средний балл претендента - GPA) (Grade Point Average) по результатам экзаменов в колледже; тематику и сложность выполненной курсовой работы; рекомендации от преподавателей или других заинтересованных сторон; данные анкеты (American Medical College Application Service - AMCAS); вовлеченность в общественную жизнь (студенческие комитеты, студенческое самоуправление, общественные службы); участие в работе и выполнение исследований, связанных с системой здравоохранения; участие в других мероприятиях, демонстрирующих побуждение, ответственность, зрелость, честность, изобретательность, терпимость, настойчивость; результаты интервью при поступлении [5, 6].
Медицинскими школами Великобритании также разработан перечень критериев для независимого отбора и приема претендентов, желающих поступить на обучение в медицинский вуз. Отбор должен быть нацелен на ограниченное количество кандидатов с соответствующим предшествующим образованием и подготовкой, предоставляющей возможность обучаться в медицинском вузе [7]. Для поступления в медицинские школы требуется получение Общего сертификата вторичного образования (General Certificate of Secondary Education), обучение в колледже - Sixth Form Colleges и сдача экзамена «А» Levels по 3 или 4 естественно-научным дисциплинам - математика, высшая математика, физика, химия и биология. Некоторые медицинские школы предоставляют обучение на «пре-медицинс-ком» («Pre-medical») курсе для поступающих, не имеющих естественнонаучного «А» Levels. Этот период подготовки длится 1 г. и дает претендентам возможность изучать базовые науки для получения полной медицинской степени.
Все медицинские школы Великобритании устанавливают собственный минимальный стандарт сдачи экзамена «A» Levels. Химия или физика требуются во всех университетах для поступления на медицинский факультет. Другие университеты предпочитают два предмета с оценкой «А», по физике, биологии или математике, но также положительно рассматриваются высокие оценки по социально-гуманитарным наукам вместо одного из перечисленных выше. Некоторые университеты Великобритании предпочитают биологию вместо физики или математики. Химия и биология являются основой для медицинских наук, без знания которых и соответствующей терминологии невозможно понимание строения клеток и функций органов на первом курсе медицинского факультета. Те претенденты, которые желают поступить на медицинские факультеты университетов или в медицинские школы должны сдать следующие экзамены: UKCAT - тест для проверки клинических способностей (UK Clinical Aptitude Test) или ВМАТ - биологический вступи-
тельный тест (biomédical Admission Test). UKCAT - тест позволяет стандартизировать требования для поступления в медицинские школы Великобритании и на данный момент используется для процесса отбора в 23 из 30 медицинских школах Великобритании: в 2006 г. более, чем 20 000 медицинских студентов подали свои заявления для сдачи UKCAT-теста. Тест позволяет отбирать претендентов, чьи психологические особенности и способности, а также отношение и профессиональное поведение больше всего подходят для клинической работы. Обращается внимание на когнитивные способности и характеристики, которые считаются ценными для медицинского специалиста, а не знание специфических учебных программ или содержания предмета.
ВМАТ-тест имеет сходства с UKCAT-тестом в том, что это специфический вступительный тест по естественным наукам, который сдают претенденты для поступления на медицинский факультет или на ветеринарию во многих университетах Великобритании. Это двухчасовой тест, состоящий из оценки способностей претендента к обучению в медицинской школе, научных знаний и написания эссе.
Таким образом, данные тесты помогают университетам делать более информированный отбор среди многих высококвалифицированных претендентов, которые подают заявления для поступления на медицинские и стоматологические программы.
Полная информация о каждой медицинской школе и требованиях для поступления предоставляется Службой приема в университеты и колледжи Великобритании UCAS (University and College Admission Service) и включает регистрацию на сайте UCAS для подачи заявления и предоставление личных данных (фамилию и имя, дату рождения, адрес, контактную информацию), дополнительную информацию об этническом происхождении, допрофессиональной подготовке и источниках оплаты за обучение (для граждан Великобритании); выбор курсов, колледжей или университетов, где претендент желает обучаться; информацию о полученном образовании, наличии степени, квалификации, результатах экзаменов по окончании средней школы или колледжа (для иностранных студентов - знание английского языка - прохождение теста International English Language Testing System -IELTS); о предыдущем опыте учебы или работе; личное заявление, предоставляющее вузу возможность составить о претенденте мнение как о будущем студенте и включающее личные размышления по поводу того, почему претендент желает обучаться именно в этом вузе и почему вуз должен выбрать именно данного претендента; ссылки или рекомендации от преподавателей, руководителей школы, колледжа или специалистов системы здравоохранения, которые хорошо знают и могут дать характеристику и рекомендации претенденту. Вся информация затем пересы-
лается в соответствующий вуз для рассмотрения и принятия решения на основе существующей политики отбора и приема кандидатов для обучения. Претенденты, регистрируясь на сайте UCAS, имеют право подавать заявления для поступления в 4 университета Великобритании до 15 октября текущего года.
Для приема на медицинский факультет университетов Израиля существует единая система отбора претендентов, которая включает несколько этапов:
■ оценка аттестата зрелости - для поступления отбираются студенты со средним результатом не менее 85 баллов.
■ прохождение психометрического теста для определения «профессиональной подготовленности». Результат теста оценивается в баллах от 0800. Минимальный балл психометрического теста, необходимый для зачисления на медицинский факультет университета, составляет 670720 баллов и выше. Тест включает оценку словесного мышления: слова и выражения, аналогии, дополнение предложений, логику, понимание прочитанного, а также количественного мышления: задачи на движение, среднее арифметическое, мощность, проценты, статистика, пропорции, не-равенства, абстрактные операции, геометрия, чтение диаграмм, таблиц, графиков.
■ тестирование в рамках центра «медицинской симуляции» (Centre of Medical Simulation), который включает 20 станций. На каждой станции создаются различные ситуации с привлечением актеров, которые разыгрывают различные нестандартные ситуации поведения больного. Оценивается реакция и поведение абитуриента на эти ситуации.
■ данные биографии абитуриента, так называемое «интервью», на наличие практических навыков по оказанию медицинской помощи (Работа в скорой помощи, службе спасения и т.д.). За это предоставляется дополнительный бонус до 20 баллов.
Приемная комиссия медицинского факультета отбирает для зачисления кандидатов, имеющих наиболее высокий результат аттестата зрелости и психометрического теста. В последние 2 г. большее значение стали придавать результатам психометрического теста. Даже при достаточно высокой оценке аттестата зрелости, предпочтение отдается абитуриентам, набравшим высокий результат по психометрии.
В Австралии существует две схемы поступления на один из медицинских факультетов местных университетов: по одной (Undergraduate Entry) на обучение принимаются выпускники школ, срок обучения составляет 5-6 лет. Вторая схема (Graduate Entry) предусматривает прием студентов, уже имеющих высшее образование и получивших степень бакалавра, продолжительность таких программ обычно составляет 4 г.
Все желающие поступить в один из медицинских вузов Австралии подают документы в
Национальную приемную комиссию (Australian Council for Educational Research) [4]. Отбор претендентов на медицинские программы проводится в два этапа. На первом этапе проводится конкурс GPA - средних баллов по первому диплому и результатов тестов GAMSAT (Graduate Australian Medical School Admissions Test) или MCAT (Medical College Admission Test). Большинство университетов установили минимальный приемный балл GAMSAT-теста (как правило, 50 для каждой из трех частей экзамена). Системы тестирования, австралийская GAMSAT и американская MCAT, схожи между собой, каждый тест состоит их трех частей. Первая оценивает знания в области естественных наук (биология, физика, химия) на уровне средней школы или первого курса вуза. Разделы Понимание социальных наук «Reasoning in social sciences» (GAMSAT) или Понимание речи «Verbal reasoning» (MCAT) содержат вопросы, которые проверяют понимание различных видов текста: художественного, публицистического или поэзии. Здесь оценивается не знание английских слов, а понимание смысла написанного. Эта часть экзамена, как и первая, построена по принципу вопросов множественного выбора. В третьей части тестов абитуриентам предлагается написать два сочинения за один час. Первое сочинение предлагается написать по одному из социальных аспектов или проблем современности, второе -на личную тему. Результаты тестов публикуются отдельно для каждого раздела, для GAMSAT-теста также подсчитывается общий результат, при этом половину оценки составляют естественные науки, а сочинения и понимание речи - по четверти.
Вторым, наряду с результатами теста GAMSAT, критерием при отборе абитуриентов является диплом. При этом учитывается средний балл (GPA) и оценивается учебное заведение, выдавшее данный документ. Последний этап вступительного испытания - собеседование (интервью). Некоторые австралийские университеты направляют своих представителей в страны проживания абитуриентов, но зачастую это касается лишь стран Азиатско-Тихоокеанского региона или США.
Прием в вузы Республики Казахстан осуществляется по заявлениям кандидатов на конкурсной основе в соответствии с баллами сертификата, выданного по результатам ЕНТ (казахскому или русскому языку (язык обучения), истории Казахстана, математике и предмету по выбору) или комплексного тестирования, проводимого по технологиям, разработанным Национальным центром государственных стандартов образования и тестирования Министерства образования и науки Республики Казахстан. ЕНТ проводится для выпускников организаций общего среднего образования текущего года. Комплексное тестирование проводится для выпускников организаций среднего общего образования прошлых лет; выпускников начальных и средних профессиональных учебных заведений; выпускников общеобра-
зовательных школ, обучавшихся по линии международного обмена школьников за рубежом, не принявших участие в ЕНТ; выпускников общеобразовательных школ с узбекским, уйгурским и таджикским языками обучения; выпускников республиканских музыкальных школ-интернатов; а также граждан, окончивших учебные заведения за рубежом. По результатам комплексного тестирования каждому участнику выписывается сертификат установленного образца, который выдается государственной комиссией в течение трех календарных дней после тестирования согласно требований Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы высшего образования. Для участия в конкурсе на присуждение образовательных грантов кандидат подает в приемную комиссию вуза заявление на бланке установленного образца, документ об образовании (подлинник), сертификат ЕНТ или комплексного тестирования, две фотокарточки, медицинскую справку по форме 086-У, а также копию документа, удостоверяющего личность. В заявлении кандидат для участия в конкурсе на получение образовательного гранта указывает выбранную им специальность и вуз.
МОН РК планирует реформировать систему ЕНТ. Предполагается, что первый этап ЕНТ будут проходить все выпускники школ, а второй этап - из трех профильных предметов - те из них, кто намерен претендовать на обучение в вузах по государственным грантам и кредитам. Таким образом МОН РК планирует обеспечить поступление в вузы более качественно подготовленных выпускников из числа тех, кто будет учиться за счет государства.
В настоящее время прием абитуриентов для обучения в медицинские вузы проводится по общей схеме без учета специфики медицинского образования. Однако, учитывая международный опыт, необходимо задуматься о целесообразности такого подхода.
Анализ проблем, негативно влияющих на качество подготовки врача, на сегодняшний день показал, что отсутствие качественной системы профессионального отбора при зачислении в вуз способствует тому, что уже после года обучения у ряда студентов наблюдается неудовлетворенность и разочарование в выбранной профессии. И это происходит не потому, что учеба для них оказалась слишком сложной и неинтересной, а потому, что за непродолжительное время учебы некоторые студенты уже смогли понять и увидеть отдаленный ожидаемый результат своей учебы, который их в данный момент уже не удовлетворяет. Значительная часть студентов не бросают учебу вообще, а пытаются изменить направление профессиональной подготовки путем перевода в другой вуз. В этом случае уровень мотивации, направленной на обучение, становится крайне низким, а, как следствие, качественно низким становится и уровень профессиональной подго-
товки.
ЕНТ в целом наглядно отражает общий уровень подготовки абитуриента, но не уровень естественнонаучной подготовки, необходимой для обучения в медицинском вузе, и не уровень мотивации абитуриента на учебу и получение выбранной специальности. Решение абитуриента при выборе вуза во многом зависит от количества баллов, полученных при централизованном тестировании, престижности вуза, а также желания родителей. В данном случае при достаточности набранных баллов в дальнейшем вообще не рассматривается профессиональная пригодность абитуриента стать врачом, между тем как во многих странах мира разработаны и внедрены четкие критерии и определен перечень требований к поступлению в медицинский вуз. В связи с этим, детально продуманное изучение уровня психологической мотивации абитуриента на учебу и получение специальности врача, организованное в период работы приемной комиссии, а также своевременное мотивированное решение приемной комиссии, состоящей из опытных сотрудников профессорско-преподавательского состава, о профессиональной непригодности абитуриента, значительно снизит число студентов и выпускников, которые после обучения в медицинском высшем учебном заведении к профессии врача так и не приступят [1].
Концепция Реформирования медицинского и фармацевтического образования в Республике Казахстан в настоящее время предполагает внедрение новых принципов отбора и приема в медицинские вузы, которые будут включать:
1) обязательную допрофессиональную подготовку;
2) четкие критерии отбора и зачисления в медицинские вузы;
3) ограничение набора в медицинские организации образования с учетом учебно-методических и материально-технических возможностей вуза, а также результатов аккредитации.
Переход на двенадцатилетнее среднее образование, предусматривающее профилизацию учебных планов и программ выпускника, станет важным фактором реформирования системы медицинского и фармацевтического образования. Профильное обучение в 11-12 классах позволит осуществлять углубленную допрофессиональную подготовку учащихся по естественнонаучному направлению. Допрофессиональная подготовка будет иметь значение для отбора абитуриентов, выбравших медицину своей будущей профессией. Предполагается введение системы собеседования и представления рекомендаций наряду с результатами ЕНТ, комплексного тестирования абитуриентов. Минимальный порог баллов по результатам тестирования для зачисления в студенты медицинских вузов и колледжей на платной основе постепенно будет приближен к значениям, определенным для приема на бюджетной основе [2].
Согласно Плана мероприятий по реализации Концепции реформирования медицинского и фармацевтического образования Республики Казахстан на 2006-2010 г., утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2006 г. №317 внесены изменения и дополнения в приказы Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 марта 2000 г. №247 "Об утверждении Типовых правил приема в высшие учебные заведения Республики Казахстан", от 15 апреля 2005 г. №244 "Об утверждении Типовых правил приема на обучение в средние профессиональные учебные заведения Республики Казахстан" в целях повышения требований к приему в медицинские организации образования МЗ РК в МОН РК были направлены предложения по дополнениям и изменениям в проект разрабатываемых МОН РК Типовых правил приема в высшие учебные заведения. Приказом Министра образования и науки РК №353 от 7 июня 2005 г. «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 марта 2000 г. №247 «Об утверждении Типовых правил приема в высшие учебные заведения Республики Казахстан» [7] повышен пороговый уровень баллов для зачисления на платное отделение по медицинским специальностям и определен в 60 баллов. Это было вызвано тем, что медицинские вузы республики для того, чтобы частично решить проблему оснащения материально-технической базы вуза, осуществляли прием на договорную форму обучения абитуриентов, зачастую с низким базовым уровнем знаний. Практика прошлых лет показывает, что низкие требования к приему в медицинские вузы абитуриентов являются одной из причин снижения качества подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием.
Кроме того, по инициативе МЗ РК в 2006 г. повышен пороговый уровень прохождения промежуточного государственного контроля по медицинским специальностям, равный 50 баллам, и в 2008 г., равный 60 баллам; с 2007 г. повышен минимальный порог баллов для зачисления в медицинский колледж до 30 баллов для имеющих основное общее образование и до 40 баллов для имеющих среднее общее образование.
Однако полноценной реализации направления Концепции по внедрению новых подходов к отбору и приему кандидатов для обучения в медицинские вузы препятствует существующая на сегодняшний день несогласованность между МЗ РК и МОН РК по вопросам приема кандидатов для обучения в медицинские вузы с учетом специфики медицинского образования, включения экзаменов по естественнонаучным дисциплинам (химия, биология, физика) в рамках ЕНТ или приемных комиссий вузов, задержка реализации реформы среднего и послесреднего образования до 2010 г. На уровне вузов - это отсутствие разработанной
внутренней политики по отбору и приему кандидатов для обучения в медицинский вуз, действующей системы собеседования и рекомендаций, прием абитуриентов с низким базовым уровнем знаний на договорную форму обучения.
Таким образом, учитывая опыт ведущих зарубежных медицинских школ по отбору и приему абитуриентов для обучения в медицинские школы, а также существующий опыт и процесс реформирования медицинского образования в Республике Казахстан необходимо:
1. Для поступления в медицинские вузы при прохождении ЕНТ рассмотреть вопрос о включении естественнонаучных дисциплин, являющихся основой для изучения базовых биомедицинских и клинических наук (химия, биология, математика, физика), так как соответствующая подготовка по естественнонаучному направлению должна определять готовность абитуриента обучаться в медицинском вузе.
2. Медицинским вузам разработать и внедрить четкие правила или политику отбора и приема абитуриентов, систему интервью (собеседования) и рекомендаций, повышающих требования к приему претендентов для обучения в медицинские вузы.
3. Рассмотреть возможность разработки и внедрения вступительных экзаменов для медицинских вузов, включающих тесты для оценки психологических особенностей и способностей кандидатов, а также отношения и профессионального поведения, необходимых для будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Евхута Д. В. Современные проблемы учебной мотивации при подготовке врача. - Режим доступа: www.http://itlab.anitex.by/msmi/ bmm/03.2005/52.html
2. Концепция реформирования медицинского и фармацевтического образования в Республике Казахстан. Утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 апреля 2006 г. №317
3. Типовые правила приема на обучение в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы высшего образования. Общие положения. Утверждены приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 декабря 2007 г. №638.
4. Australian Council for Educational Research// www.acer.edu.au,www.gamsat.edu.au
5. Association of American Medical Colleges. MCAT. Practice Test 7. - Washington. - 2004. - 110 p.
6. Association of American Medical Colleges. MCAT. Practice Test 7. - Solutions. Washington. -2004. - 110 p.
7. McManus I. C. Selecting and educating safer doctors /I. C. McManus, C A Vincent //In: Vincent C A, Ennis M, Audley R J Medical accidents. Oxford University Press, Oxford. - 1993. - P. 80 - 105
I. R. Kulmagambetov, F. N. Nurmanbetova, Sh. S. Kaliyeva
ABOUT THE INTRODUCTION OF NEW APPROACHES TO SELECTION AND ADMISSION OF APPLICANTS TO THE MEDICAL SCHOOLS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Taking into account the international experience of conducting of applicants selection and admission for training to leading medical schools, and also existing experience and process of reforming of medical education in the Republic of Kazakhstan it is necessary to consider the problem on inclusion of the natural-science disciplines into the CNT which are being a basis for studying of basic biomedical and clinical sciences in a medical school, to consider an opportunity of development and introduction of medical school entrance examinations including tests for evaluation of psychological features and abilities of candidates, the attitude and the professional behaviour that will be necessary for the future professional activity.
I. Р. K^MaFaM6eTOB, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева
КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫЦ МЕДИЦИНАЛЬЩ ЖОРАРРЫ ОКУ ОРЫНДАРЫНА АБИТУРИЕНТТЕРД11Р1КТЕУГЕ ЖЭНЕ КАБЫЛДАУРА ЖАЦА Т6С1ЛДЕРД1 ЕНГ1ЗУ ТУРАЛЫ
Медициналык мектептерде оку Yшiн талапкерлердi ipiKTey жэне кабылдау бойынша шетелдiк жетекшi медициналык мектептер^щ тэжiрибесiн, сонымен бiрге Казакстан Республикасындары бар тэжiрибелердi жэне медициналык бiлiмдi реформалау YPДiсiн ескере отырып Б¥Т-ге медициналык жорарры оку орындарында базалык биомедициналык жэне клиникалык рылымдарды оку барысындары негiзгi болып табылатын табири-рылыми пэндердi енгiзу туралы суракты карастыру, кандидаттардыч психологиялык ерекшелiктерiн жэне ерекшелктерш баралау Yшiн тесттер косылран, сонымен бiрге болашак кэсiби кызмет Yшiн кажеттi катынастар мен кэаби мiнез-к¥лыктaрды медициналык жорарры оку орындарына Yшiн тYсу емтихандарын эзiрлеу жэне енпзу мYмкiндiгiн карастыру кажет.
И. Р. Кулмагамбетов, Ф. Н. Нурманбетова, Ш. С. Калиева
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ДОСТИЖЕНИИ ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Карагандинская государственная медицинская академия
Мотивации как одному из ведущих факторов любой деятельности придавалось огромное значение с древних времен. Свидетельством этому могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900 - 1910) [11]. Затем этот термин прочно вошел в психологическую терминологию для объяснения причин поведения человека [7]. Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б. И. Додоновым ее четырех структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность [5].
В настоящее время одной из актуальных проблем образования является наблюдающаяся тенденция к ухудшению качества образования. Одна из причин этого процесса - недостаточная мотивация всех участников образовательного процесса: государства, вуза, обучающихся, преподавателей. Существующая система организа-
ции обучения в вузе оставляет мало возможностей для индивидуального обучения. Прежде всего это жесткая обучающая система со стабильным расписанием и учебным планом - одинаковыми для всех, преподаванием предметов по единым учебным программам, использование таких форм и методов обучения, которые оставляют небольшие возможности для творческой работы преподавателей по развитию студентов и формированию их личности. А также слабая учебная мотивация студентов, учение ниже собственных способностей и возможностей, случайность выбора профессии и путей продолжения образования.
Мотивация обучающихся.
Одной из проблем оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов является изучение вопросов, связанных с мотивацией учения. Развитие положительной учебной мотивации у студентов является одним из условий благоприятного личностного развития и эффективной профессиональной подготовки студента. Это определяется тем, что в системе «обучающий - обучаемый» студент является не только объектом управления этой системы, но и субъектом деятельности, к анализу учебной деятельности которого в вузе нельзя подходить односторонне, обращая внимания лишь на «технологию» учебного процесса, не принимая в расчет мотивацию. Как показывают социально-психологические исследования, мотивация учебной деятельности неоднородна, она зависит от множества факторов: индивидуальных особенностей студентов, характера группы и уровня развития студенческого коллектива. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность.