Научная статья на тему 'Анализ результатов вступительных испытаний при различных формах приема в вузы'

Анализ результатов вступительных испытаний при различных формах приема в вузы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ результатов вступительных испытаний при различных формах приема в вузы»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

РЕСУРСОВ

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ПРИЕМА В ВУЗЫ

Ю.А. Каракулев, В.Г. Карпов

В статье описываются различные формы вступительных испытаний, используемых университетом при наборе на первый курс. Приводятся результаты этих испытаний, дан их подробный анализ по различным характеристикам. Полученные результаты могут найти применение в работе приемных комиссий высших учебных заведений

В настоящее время в государственном университете ИТМО, как и в других вузах России, используются различные вступительные испытания - вступительные экзамены, собеседование, олимпиады, единый государственный экзамен, всероссийское тестирование [1]. Указанные испытания отличаются не только по названиям, но и по форме, времени проведения, оценке результата. Такое многообразие видов и форм затрудняет работу приемных комиссий. Поэтому оптимизации вступительных испытаний является актуальной задачей.

Для анализа вступительных испытаний была проведена их систематизация и классификация (табл. 1). Университет использует четыре вида вступительных испытаний

• традиционные экзамены, которые проводятся в летнее время;

• региональные олимпиады, которые проводятся с января по март;

• всероссийское тестирование (ВРТ) в апреле;

• единый государственный экзамен (ЕГЭ) в июне.

Формы испытаний могут быть различными. Это может быть письменный или устный экзамен, тест, собеседование. Сами формы отличаются конфигурацией заданий, способами их выполнения. Тест является заданием стандартной формы, а письменный экзамен и собеседование могут быть вариантны. Письменный экзамен и тест предполагают самостоятельную работу абитуриента над заданием, а собеседование проводится в виде прямого диалога абитуриента и экзаменатора. При этом вступительные испытания на данную специальность, направление подготовки могут быть одной формы (например, только письменные экзамены) или комбинированные (например, профильный экзамен по одному предмету и тестирование по другим предметам).

Форма Вид

Летние вступительные испытания ЕГЭ Олимпиады ВРТ

Письменный экзамен Х — Х —

Устный экзамен Х — Х —

Собеседование Х — — —

Тестирование Х Х Х Х

Таблица 1. Вступительные испытания

14

Из табл. 1 видно, что летние вступительные испытания являются наиболее универсальным видом, так как могут проводиться в любой форме. По универсальности форм региональные олимпиады стоят на втором месте.

Среди рассмотренных форм вступительных испытаний наиболее универсальной является тестирование, потому что оно может быть применено при любом виде вступительных испытаний. Такая форма вступительного испытания, как письменный экзамен, хотя и менее универсальна, удобна, поскольку позволяет адаптировать задания для различных условий приема и категорий абитуриентов. Форма вступительного испытания -собеседование имеет ограниченное применение, так как обычно не содержит вопросов профильной направленности.

Рассмотрим, какие виды и формы вступительных испытаний оказались наиболее популярны среди абитуриентов, а какие наиболее эффективны для решения задачи поступления в вуз.

Необходимо учитывать, что подготовка специалистов в университете проводится по десяткам направлений и специальностей. Структура зачисления на конкретную специальность зависит от множества случайных факторов (модная, престижная, разрекламированная, невостребованная и т.п.) Для объективности оценки результатов зачисления отдельные направления подготовки и специальности целесообразно объединить в группы по отраслям знаний. Таких групп в университете оказалось четыре: оптотехни-ка, точное приборостроение, информатика и вычислительная техника, естественнонаучные и гуманитарные специальности (табл. 2). В каждой группе определялась доля зачисленных по каждому виду и форме вступительных испытаний.

Группы специальностей и направлений подготовки По результатам:

Региональных олимпиад ЕГЭ летних вступительных испытаний:

экзаменов профильного комби-

Оптотехника 40.6 10.6 16.7 26.7 5.р

Точн. приборостроение 38.0 - 20.7 20.7 20.6

Информ. и выч. техника 59.0 - 9.1 23.3 8.6

Ест. и гуманитарн. спец. 51.2 8.9 21.2 18.7

Всего 48.2 3.5 13.3 23.6 14.9

Таблица 2. Результаты зачисления по видам и формам вступительных испытаний (%%)

Если разделить зачисленных на первый курс по времени участия в проведенных вступительных испытаниях, оказывается, что по результатам региональных олимпиад и летних вступительных испытаний их число примерно одинаково. При этом необходимо обратить внимание на то, что летние вступительные испытания включают в себя несколько видов испытаний. Четвертую часть всех зачисленных составили медалисты школ и отличники ССУЗ, которые сдавали одно профильное испытание. По результатам летних экзаменов зачислено всего 13 %. Число зачисленных по результатам ЕГЭ по вузу составило всего 3.5 %. Сертификаты ЕГЭ принимались в качестве результатов вступительных испытаний только на группу специальностей «Оптотехника». Если рассматривать зачисленных в этой группе, то по результатам ЕГЭ принято около 11% -практически столько же, сколько и по результатам летних экзаменов в вуз. Комбинированные вступительные испытания, которые проводились среди профориентированных абитуриентов, дали 15% зачисленных.

Рассмотрим итоги зачисления по группам специальностей. Оказалось, что больше всего - около 60% - зачислено по результатам региональных олимпиад в группу специальностей, объединенных названием «Информатика и вычислительная техника». В группы специальностей «Точное приборостроение» и «Оптотехника» таких зачисленных оказалось в полтора раза меньше (38% и 41% соответственно).

По результатам летних вступительных испытаний наблюдается обратная картина. В группы специальностей «Информатика и вычислительная техника» и «Естественнонаучные и гуманитарные» зачислено только 9%, а в группы специальностей «Точное приборостроение» и «Оптотехника» - 21% и 17% соответственно. В то же время по результатам профильного вступительного испытания для медалистов школ и отличников ССУЗ число зачисленных примерно одинаково для всех групп специальностей. По результатам комбинированных вступительных испытаний в различные группы специальностей зачислено от 5% до 20%.

Информатика и вычислительная техника в настоящее время являются наиболее популярными специальностями. Обучаться по этим специальностям стремится подавляющее большинство абитуриентов, конкурс сюда наивысший, отбор наиболее строгий. Именно поэтому здесь из числа зачисленных большинство (59%) - победители региональных олимпиад.

Процент зачисленных в группе естественнонаучных и гуманитарных специальностей почти такой же большой (51%). Это объясняется популярностью данных специальностей среди молодежи, хотя, по нашему мнению, «пик» популярности этих специальностей прошел.

В летних вступительных экзаменах участвовали абитуриенты из Санкт-Петербурга, Ленобласти и других регионов России. При этом доля принятых из каждого региона в группах специальностей отличается (см. табл. 3.).

Группы специальностей и направлений подготовки Процент зачисленных Из них проживающих в:

Санкт-Петербурге Ленобласти регионах России

Оптотехника 16.7 60.0 20.0 20.0

Точное приборостроение 20.7 67.7 22.6 9.7

Информатика и вычислительная техника 9.1 48.3 10.3 41.4

Естественнонаучные и гуманитарные 8.9 66.7 5.6 27.7

Всего 13.3 60.2 16.5 23.3

Таблица 3 Результаты зачисления по летним вступительным экзаменам (в %%)

Примерно одинаков среди зачисленных в разные группы специальностей процент жителей Санкт-Петербурга. При этом он несколько ниже в группе специальностей «Информатика и вычислительная техника» (48 %) и наиболее высок в группе «Точное приборостроение» (68%).

Отношение процентов зачисленных в эти группы из регионов России обратно -41% и 10 % соответственно.

Процент жителей Ленобласти среди зачисленных по летним экзаменам примерно одинаков в группах «Оптотехника» (20%) и «Точное приборостроение» (23 %) и значи-

тельно ниже в группах «Информатика и вычислительная техника» (10 %) и «Естественнонаучные и гуманитарные специальности» (6 %).

Наибольший процент зачисленных в вуз (60%) являются жителями Санкт-Петербурга. Такая же картина наблюдается и по каждой группе специальностей.

Доминирование информатики и вычислительной техники в современном мире ориентирует молодежь на получение знаний только в этой области. Поэтому наблюдается приток на соответствующие специальности абитуриентов со всей страны. Лучшие из них и «выдавливают» при зачислении абитуриентов Санкт-Петербурга. В то же время менее популярные в последние годы среди абитуриентов страны приборостроительные специальности для жителей Санкт-Петербурга продолжают оставаться актуальными.

Профильное вступительное испытание проводилось в нашем университете для медалистов школ и отличников ССУЗ в форме тестирования по математике. Результаты зачисления представлены в табл. 4.

Медалисты из Санкт-Петербурга составили только треть из числа зачисленных медалистов и отличников. Почти четверть зачисленных из других регионов России составили жители Ленобласти.

Выровнялся процентный состав зачисленных по группам специальностей, как в целом, так и по отдельным регионам.

Группы специальностей и направлений подготовки Процент зачисленных Из них проживающих в:

Санкт- Петербурге Ленобласти регионах России

Оптотехника 26.7 31.8 14.8 53.4.

Точное приборостроение 20.7 29.0 19.4 51.6

Информатика и вычислительная техника 23.3 43.2 13.6 43.2

Естественнонаучные и гуманитарные 21.2 44.2 9.3 46.5

Всего 23.6 37.3 14.0 48.7

Таблица 4. Результаты зачисления медалистов школ и отличников ССУЗ (в %%)

Уровень подготовки рассматриваемой категории абитуриентов, в основном, не зависит от места их проживания и, соответственно, обучения. В этом случае количество зачисленных из данного региона будет пропорционально количеству заявлений, поданных абитуриентами этого региона. Этот вывод подтверждается структурой зачисления медалистов. При этом процент медалистов школ и отличников ССУЗ примерно одинаков по всем группам специальностей, потому что различный уровень сложности профильного испытания для разных групп специальностей нивелировал число поступивших. Это наблюдается не только в целом по вузу, но и по отдельным регионам.

Что касается приема по результатам ЕГЭ, то, к сожалению, выборка по данному виду вступительных испытаний в нашем университете невелика. В этом году результаты ЕГЭ принимались только на группу специальностей «Оптотехника». Было подано 69 заявлений, что составило около 7% от числа заявлений на эту группу специальностей В итоге по сертификатам ЕГЭ было зачислено 35 человек. Из них 27 человек имели сертификаты по трем предметам, четыре абитуриента - по двум предметам, а один

сдавали в общем потоке, еще четыре предъявили сертификат только по одному предмету и сдавали в общем потоке два других.

По такому массиву данных можно сделать лишь предварительные выводы. Из числа заявивших сертификаты зачислено 50% абитуриентов. Это объясняется тем, что на конкурс представлялись сертификаты только с относительно высокими баллами, причем большинство из них имели результат по всем трем предметам.

Если говорить о географии структуры зачисления, то она оказалась весьма пестрой. Среди зачисленных присутствуют жители 12 регионов России, хотя, в основном, это регионы, относительно близкие к Санкт-Петербургу (Псковская, Мурманская, Костромская и другие области).

Заключение

1. Вступительные испытания: региональные олимпиады, единые государственные экзамены, летние вступительные испытания следует сохранить, так как они помогают вузам решить широкий спектр задач, стоящих пред ними при наборе на первый курс (выполнить план приема, отобрать лучших, оказать содействие при поступлении определенным социальным группам абитуриентов, сделать высшее образование доступным для абитуриентов из всех регионов России и др.).

2. Из рассмотренных форм вступительных испытаний целесообразно оставить две - письменные экзамены и тестирование, как взаимно дополняющие друг друга и позволяющие объективно оценить знания различных групп абитуриентов.

Литература

1. Разработка альтернативной схемы приема в высшие учебные заведения. Итоговый отчет по договору № 5.01.(124). 13.16 . М.: НИИ ВО, 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.