2 Психиатрия: национальное руководство / под ред. ТБ. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова. М., 2009. С. 331—332.
3 Психиатрия: национальное руководство. С. 333, 336, 557.
4 Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992.
5 Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. М., 1982. С. 56—78; Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. С. 124—129.
6 Печерникова Т.П., Гульдан В.В. Вопросы мотивации противоправного поведения психопатических личностей // Первый съезд психиатров социалистических стран / под ред. Г.В. Морозова. М., 1987. С. 381—385.
7 ЛичкоА.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
8 Смулевич А.Б. Указ. соч. С. 558—606.
9 Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) / Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации / ред. В.Б. Голланд, Т.Б. Дмитриева, Б.А. Казаковцев. М., 1998. С. 197—220.
10 Шостакович Б.В. Проблема динамики психопатий и судебно-психиатрическое значение динамических состояний психопатических личностей // Психопатии и психопатопо-добные состояния в судебно-психиатрической практике / под ред. Г.В. Морозова: сб. науч. тр. М., 1982. С. 3.
11 Нохуров Б.А. Судебно-психиатрическая оценка расстройств личности у подэкспертных, совершивших агрессивные правонарушения: автореф. ... канд. мед. наук. М., 2005. С. 16.
12 Гульдан В.В. Вопросы мотивации общественно опасных действий при психопатиях // Психопатии и психопа-топодобные состояния в судебно-психиатрической практике / под ред. Г.В. Морозова. С. 23—24 .
13 Гульдан В.В. Основные типы мотивации противоправных действий у психопатических личностей // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1984. № 1. С. 31—45.
14 Сафуанов Ф.С. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 327—342.
15 Агазаде Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней: автореф. ... д-ра мед. наук. М., 1989. С. 32—34, 39—40.
16 Шостакович Б.В. Судебно-психиатрический аспект динамики психопатий: автореф. ... д-ра мед. наук. М., 1971.
17 Нохуров Б.А. Указ. соч. С. 120—131.
18 Рохлин Л.Л. Соотношение биологического и социального в клинике психопатий // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. М., 1974. Вып. 2. С. 1672— 1679.
19 Нохуров Б.А. Указ. соч. С. 133, 139.
20 Шнайдер Г.Й. Криминология: пер. с нем. / под ред. и с предисл. Л.О. Иванова. М., 1994. С. 416—417.
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Ю.В. СЫСОЕВ,
профессор кафедры психологии Московского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный работник физической культуры
В.Ф. СЛЕПКАНЕВ,
главный хранитель фондов музея Московского университета МВД России,
заслуженный работник культуры РФ А.А. РОЖКОВ,
ст. преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России,
кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАЕН
Аннотация. Рассматриваются вопросы влияния церкви на воспитание духовной культуры курсантов вузов МВД России. На основе статистических данных дается характеристика существующего преобладающего отношения курсантов к религии, выявляется их мнение о значении религии в жизни. Обосновывается позиция о необходимости использования всеобщих идеологических ориентиров, выработанных многовековой историей человечества, где основным проводником и идейным вдохновителем была и остается церковь.
Ключевые слова: религия, духовное воспитание, религия в МВД России, духовность курсантов МВД России.
INFLUENCE OF RELIGION IN THE EDUCATION OF SPIRITUAL CULTURE OF CADETS OF THE UNIVERSITIES OF MIA OF RUSSIA
U. V. SYSOEV,
professor of the department of psychology of Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor, academician of Academy of Natural Sciences,
Honored Worker of Physical Culture V.F. SLEPKANEV,
chief curator of the museum funds of Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia,
Honored Worker of Culture of Russia A.A. ROZHKOV,
art. lecturer of the department of psychology of Moscow University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences, corresponding member of Academy of Natural Sciences
The summary. This article examines the influence of the church to the development of spiritual culture of cadets of the universities of MIA of Russia. On the basis of statistical data describes the current prevailing attitude of students toward religion, revealed their opinions about the importance of religion in life. Substantiates the position on the need for a general ideological orientations, developed a long history of mankind, where the main guide and inspirer was and remains a church. Key words: religion, moral education, religion in the Interior Ministry, spirituality of cadets of MVD.
В воспитании духовной культуры курсантов особое место должно принадлежать религии. Как отмечал академик Д.С. Лихачев, «знание религий, а особенно религии своего народа, необходимо для самопознания народа и не обязательно связано с верой».
В истории нашего государства религии, в частности церковь, всегда выступали в качестве важного института воспитания молодежи, причем не только религиозного, но и патриотического, гражданского. Русская православная церковь твердо стоит на позициях гуманистического обновления духовной жизни общества, активно противостоит тенденциям национального раскола и вражды, отстаивает нравственность, святость служебному долгу, последовательно выступает за единство народа и правительственных структур, участвует в становлении национального самосознания молодого поколения, формирует у народа потребность и готовность защищать Отечество.
Демократические изменения в России позволили реализовать право свободы совести населению страны по отношению к религии.
В России убежденными и последовательными приверженцами религии называют себя не менее 50% взрослого населения. Более 13 тыс. религиозных объединений, представляющих десятки разных вероисповедных направлений, действует в нашей стране. По некоторым экспертным оценкам, еще от 3 тыс. до 5 тыс. религиозных групп действует без государственной регистрации, поскольку они не носят обязательного характера1.
Одним из важных показателей коренного изменения отношения государства к религии и религиозным организациям явилось изменение их правового положения, закрепленное в соответствующих документах. Среди них положение Конституции РФ, касающейся
религии и прав граждан на свободу совести, Закон РФ «О свободе вероисповеданий», Федеральные законы «О свободе совести и о религиозных объединениях»2 и «Об альтернативной гражданской службе». Общее число нормативных актов, непосредственно регулирующих разные аспекты свободы совести и деятельность религиозных объединений или включающих в себя отдельные положения и нормы, относящиеся к этой сфере, составляет более 1003. Эти правовые документы вывели государственно-церковные отношения на уровень международных правовых норм и полностью соответствуют обязательствам, принятым на себя Россией на международной арене. В соответствии с этими документами религиозные организации получили законный статус, было разрешено преподавание религии в общеобразовательных школах после окончания обычных занятий. Запрещается вмешательство правительства в религиозную деятельность, а также государственное финансирование атеистической и религиозной деятельности, государство гарантирует свободу вероисповедания4.
Как эти изменения отразились в сознании тех, кто учится в Московском университете МВД России? Позитивные изменения общественного сознания, связанные с отношением населения к религиозному институту и деятельности религиозных организаций, в современном российском обществе не могли не сказаться на повышении уровня религиозности населения, в том числе курсантов вузов МВД России.
Опрос, проведенный нами с 2003 по 2008 г. среди курсантов об отношении к религии, показал, что 70% респондентов относят себя к верующим. К типологическим группам неверующих и атеистов относят себя от 19,8% на первом курсе до 12,7% на пятом. К окончанию вуза количество этой категории граждан уменьшается. Большинство курсантов как среди
юношей, так и среди девушек составляют сторонники православного христианского вероучения. Среди лиц женского пола их число больше, чем среди мужского (Р < 0,001). Доля курсантов, относящих себя к другим религиозным конфессиям (мусульмане, буддисты, иудеи и др.), составляет на каждом курсе обучения около 10%.
Эти данные свидетельствуют о том, что профессорско-преподавательскому составу необходимо учитывать религиозный фактор при проведении учебных занятий, помня, что на лекциях и семинарских занятиях присутствуют как атеисты, так и приверженцы тех или иных религиозных конфессий. Даже те, кто не относит себя к верующим, могут быть приверженцами традиций, связанных с вероисповеданиями.
Мнение курсантов о том, что дает
Однако причисление себя к религиозности и степенью действительной религиозности часто вступают в противоречие. Беседы с курсантами показали, что из числа относящих себя к православным каждый второй не читал Евангелия, вообще не молятся 70% опрошенных, не соблюдают постов — 90, заходят в церковь только по большим праздникам, чтобы поставить свечку за упокой усопших или за здравие живущих, — 60%.
Неофиты (новообращенные) имеют отдаленное представление об основах религиозного вероучения, обрядовой практике, нормах поведения. Как видно из таблиц 1 и 2, еще часть курсантов, осознавая значимость религии в формировании положительного морально-психологического климата в обществе, не могут идентифицировать себя полностью с религией.
Таблица 1
глигия и церковь людям (мужчины), %
Мнение Курс
I II III IV V
Поддерживает в трудную минуту 67,9 72,7 73,2 69,6 71,8
Позволяет понять сущность окружающего мира 33,0 39,8 36,2 38,4 44,4
Способствует налаживанию добрых отношений с окружающими 50,9 60,2 59,0 53,2 48,5
Позволяет чувствовать поддержку единых в вере с тобой людей 56,6 57,3 59,1 49,5 54,4
Способствует личному духовному развитию и совершенствованию 68,9 68,9 70,4 67,9 65,3
Ничего не дает 6,6 1,8 8,6 4,5 6,9
Количество опрошенных 108 112 106 114 103
Таблица 2 Мнение курсантов о том, что дает религия и церковь людям (женщины), %
Мнение Курс
I II III IV V
Поддерживает в трудную минуту 64,4 78,3 65,0 80,8 82,7
Позволяет понять сущность окружающего мира 37,8 38,0 36,2 36,3 37,9
Способствует налаживанию добрых отношений с окружающими 52,2 60,6 57,3 58,8 61,2
Позволяет чувствовать поддержку единых в вере с тобой людей 57,8 54,4 55,3 68,8 69,6
Способствует личному духовному развитию и совершенствованию 74,4 80,4 69,8 68,7 78,1
Ничего не дает 4,4 3,2 3,9 3,8 4,2
Количество опрошенных 90 106 102 114 112
Вместе с тем многие из них отмечают для себя важность религии, при этом акцент делается на необходимости религии как нравственного регулятора социальной жизни и как неотъемлемой части общечеловеческой культуры и способствует тем самым формированию духовной культуры курсантов.
История педагогики насчитывает немало противоречивых точек зрения относительно религиозного и светского характера воспитания. Однако сколько бы их ни было, между религиозной и общественной моралью есть много общего, ибо педагогика выросла исключительно на христианской почве. Об этом многократно напоминал всем К. Ушинский.
Отечественная педагогика имеет в своем арсенале много средств, среди которых значительное место занимает воспитательный потенциал народного календаря. Этот календарь, как энциклопедия знаний о жизни людей, их труде, быте, природных явлениях, составлялся в сочетании с церковным. В наши дни мы наблюдаем возрождение народного календаря — Рождество, Вербная неделя, Пасха и т.д. Сегодня стало обычным в каждой семье выпекать пасхальные куличи, красить яйца. Сознательно, с полным пониманием того, что делают, молодые люди несут «вечерю» своим близким знакомым, родным, крестным родителям, поют весенние народные песни. Это абсолютный положительный момент, потому что каждый праздник, существуя столетиями, наполнялся определенным воспитательным потенциалом.
Сегодняшним курсантам как будущим командирам разных подразделений ОВД необходимо тщательно изучать традиции и ритуалы, которые веками хранились в памяти народной, и способствовать внедрению их в жизнь своего коллектива, семьи, общества. Офицер-педагог должен делать все от него зависящее, чтобы традиции и праздники народного календаря не стали формальностью, не утратили свою многовековую мудрость, самобытность, воспитательный потенциал, и в этом им помогают экскурсии в зал «Славы» и музей университета.
К сожалению, в вузах МВД России исследования по проблеме религии среди курсантов не получили достаточного внимания со стороны профессорско-преподавательского состава. Отсутствие внимания к этой проблеме со стороны философов, педагогов, психологов не позволяет в полном объеме заниматься качественным воспитанием духовной культуры курсантов. Пока эти пробелы восполняются использованием разных наглядных экспонатов, которые имеются в зале «Славы» Московского университета МВД России, где есть раздел, посвященный этой актуальной проблеме. Экскурсовод, останавливаясь у раздела, всегда обращает внимание курсантов на то, как Президент РФ активно общается с патриархом Всея Руси по самым разным вопросам, касающим-
ся вероисповедания граждан. Экскурсии позволяют воспитывать у курсантов уважение к верующим людям, помогают юношам и девушкам понять значимость религии в становлении духовно-нравственных качеств каждого из них.
30 января 2008 г. между Синодальным отделом по делам военнослужащих и Московским университетом МВД России было подписан договор о взаимодействии Московской патриархии с университетом. Это соглашение — еще один шаг в деле приобщения курсантов к духовной культуре.
Импульс добрым начинаниям возвращения религии в молодежную среду дают Рождественские чтения, в рамках которых в университете проходят встречи курсантов со служителями церкви, организуются научно-практические конференции по разным проблемам бытия общества. Сегодня становится обыденным встретить, а при желании пообщаться с тем или иным духовным лицом, получить добрый совет и напутствие. С благословения Московской патриархи в университете с успехом выступают церковные хоры, организуются тематические выставки, выставляются на обозрение художественные картины известных живописцев, скульптурная графика на библейскую тематику.
Вместе с тем усилий и стремлений церкви в духовном возрождении общества недостаточно. Только с помощью общества, осознанием им важности решения проблем воспитания и образования современной молодежи можно рассчитывать на положительные результаты.
Время вседозволенности, безыдейности, неопределенности и безответственности скоро или поздно канут в прошлое. Извечные шараханья из одной идеологической крайности в другую, революции, потрясения военного и экономического характера настолько измотали русский народ, что большая часть общества прибывает в депрессивном состоянии, впала в безверие. Несправедливость, нищета, бездушие чиновников государственной власти, разрастающаяся как раковая опухоль коррупция породили небывалый всплеск преступности. В таких условиях предстоит нести нелегкую службу офицерам милиции и выпускникам Московского университета МВД России. Церкви уготована роль спасителя России, как не раз бывало в истории нашей Родины в самые трудные и суровые годы лихолетья.
В своей книге «Дорогами испытаний» летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза В.В. Аксенов пишет: «Ранее во все века и тысячелетия обозримой истории человечества мировоззрение к человеку приходило через религию и веру. Религиозными положениями определялись основные правила жизни человека, его духовно-нравственные критерии и формировалась общая мораль для жизни всего общества. Религиозными положениями определялись принципы взаимоот-
ношений людей в семье и обществе, определялись наиболее полезные для человека приемы пищи, устанавливались посты воздержания и религиозные праздники. С учетом принятой духовной морали общества формировались системы воспитания, образования и просвещения и вырисовывалась вся культура жизни. И все это в целом направлено на формирование высоконравственного сознания человека».
Настало время переосмысления событий и фактов прошлых лет. Вакуум безыдейности необходимо заполнить всеобщими идеологическими ориентирами, выработанными многовековой историей человечества, где основным проводником и идейным вдохновителем была и остается церковь. Однако к проблемам духовности следует подходить деликатно, бережно и ответственно с учетом национальности, убеждений и вероисповеданий каждого индивидуума.
Только при активном участи государства, усилении влияния церкви, солидарности прогрессивной части общества и политической воли руководителей государства духовно-нравственное воспитание молодежи, в том числе будущих специалистов ОВД, можно добиться положительного результата. Остается рассчитывать на разум человека, на результаты исследований ученых, которые способны пробудить интерес человека к активной жизненной позиции во имя блага нынешнего и грядущих поколений.
1 Одинцов М.И. Конституция Российской Федерации о гарантиях религиозных свобод // Толерантность: объединяем усилия: мат-лы конф. М., 2002. С. 57—59.
2 Веремчук В.И. Социология религии: учеб. пособие. М., 2001. С. 127.
3 Одинцов М.И. Указ. соч.
4 Религии, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: справочник. М, 1997. С. 3.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УБЕЖДЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
А.Н. ТОРОПОВ
Аннотация. Рассматривается история развития разных подходов к изучению процесса формирования убеждений личности. Дана общая оценка основных направлений по формированию убеждений, предложен авторский подход к исследованию данной проблемы.
Ключевые слова: убеждения личности, мировоззрение, структура убеждений, формирование убеждений, общенаучные убеждения, убеждения практического поведения, коучинг, системный подход в обучении.
PROBLEMS OF FORMATION OF CONVICTIONS OF THE PERSON IN THE PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL LITERATURE
A.N. TOROPOV
The summary. In given article the history of development of various approaches to studying of process of formation of convictions of the person is considered. The author states the general estimation to the basic directions on formation of convictions and offers the approach to research of the given problem.
Key words: conviction of the person, outlook, structure of conviction, formation of conviction, general scientific convictions, convictions of practical behavior, coaching, the system approach in training.
В психолого-педагогической науке исследованию проблемы формирования мировоззрения и убеждений личности уделялось большое внимание. Многие исследователи занимались проблемой формирования мировоззрения, но меньше проведено специальных исследований по выявлению психологических закономерностей образования убеждений. В поле зрения исследователей зачастую попадает изучение
только процесса формирования знаний. Сосредоточившись на этой важной, нуждающейся в дальнейшей разработке проблеме, психология недостаточное внимание уделяет действенно-практической функции мировоззрения, несформированность которой наносит серьезный ущерб общему развитию личности. Эта ситуация отражает нередко наблюдаемую в практике обучения и воспитания рассогласован-