тельные запросы. Одновременно в рамках общенациональных молодежных проектов при непосредственном и деятельном участии молодежи реализуются задачи, которые традиционно рассматривались как задачи системы образования. Это формирование гражданской позиции молодых людей, становление социальных компетентностей молодежи, необходимых для успешной жизни, а также развитие правового сознания молодых граждан.
Для эффективной реализации целей государственной молодежной политики необходимо внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую степень результативности и оперативности в управлении процессами, проистекающими в молодежной среде. На это и направлены разработанные в развитие приоритетных направлений молодежной политики проекты, подлежащие реализации как на федеральном, так и региональном уровнях.
На федеральном уровне за реализацию приоритетных направлений Стратегии государственной молодежной политики в РФ отвечает Минобрнауки России во взаимодействии с институтами гражданского общества и научной общественностью, на региональном — уполномоченный орган по работе с молодежью субъекта Федерации. Мероприятия по реализации Стратегии финансируются из источников федераль-
ного бюджета, бюджета субъекта Федерации, а также внебюджетных средств.
Для каждого проекта Минобрнауки России с участием уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Федерации разрабатывается технико-экономическое обоснование, которое должно содержать цели соответствующего приоритетного направления Стратегии государственной молодежной политики в РФ, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики. К этой работе привлекаются научные и молодежные общественные организации.
В современных условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на вовлечение молодых граждан в решение собственных проблем и общенациональных задач. Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством использования проектного подхода, формирования системы молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях молодежной политики, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МВД РОССИИ И РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
О.П. ВИНОГРАДОВА, преподаватель кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института МВД России
Аннотация. Ведется поиск оптимального правового режима взаимоотношений религиозных объединений с государством, что относится к Русской православной церкви как ведущей конфессии. Представлен исторический экскурс в проблему формирования отношений между МВД России и Русской православной церковь, обоснованы новые подходы к исследованию этого вида проблематики.
Ключевые слова: МВД России, Русская православная церковь, взаимодействие, государственная религия.
INTERACTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND RUSSIAN ORTHODOX CHURCH: HISTORICAL PRECONDITIONS AND MODERN VALUE
OP. VINOGRADOVA, teacher of chair of the theory and history of the state and the right of the Ural legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Annotation. The article is devoted surch of an optimum legal regim of mutual relations of religious organizations with the state that in particular concerns The Russian Orthodocs church as legal faith. The author degressions to a problem of formation of relations between MIA and ROC, becomes the new approaches to research of the given kind of a problemathics are proved.
Key words: the Ministry of Internal Affairs (MIA), The Russian Orthodocs Church (ROC), mutual relations, the state religion
В настоящее время продолжается поиск оптимального правового режима взаимоотношений религиозных объединений с государством, что в особенности относится к Русской православной церкви (РПЦ) как ведущей конфессии. Сотрудничество между РПЦ и МВД России — давняя и великая традиция, где свято выражение о том, что патриотизма без духовности не бывает. Возникает необходимость обращения к историческому опыту взаимодействия государства и православной церкви с точки зрения его юридических основ.
Формирование отношений между РПЦ и МВД России имеет глубокие исторические корни. МВД Российской империи — одно из важнейших звеньев государственного аппарата, созданного в ходе реформ начала XIX в. МВД с момента образования участвовало в решениях широкого круга вопросов, касавшихся разных сторон экономической, политической, общественной и духовной жизни страны1.
С уничтожением патриаршества при Петре I церковь потеряла свое независимое положение, став частью государственного аппарата. Заняв место в государственном аппарате, она утратила свое значение духовного судьи, что не могло не повлиять на ее авторитет в государстве и обществе. К концу XIX в. эта проблема обострилась, и о необходимости отделения церкви от государства заговорили открыто.
Начиная с церковной реформы Петра I, упразднившего и подчинившего церковь государству, она превратилась в одну из отраслей государственного управления. Наряду с системой образования и цензурой она стала мощным орудием нравственного воспитания населения империи и идеологического контроля. Эти функции осуществлялись при посредстве разветвленного аппарата церковного управления. Непосредственно церковными делами управлял Святейший правительственный Синод. Его членов — церковных иерархов и обер-прокурора, фактически возглавлявшего Синод, назначал император. Синод представлял собой фактически орган отраслевого государственного управления, своего рода министерство по делам РПЦ; делами других конфессий — христианских, но не православных (католической, протестантской и т.д.), а также мусульманской, иудейской, буддийской и др. ведал департамент духовных дел МВД.
Вся территория империи делилась на церковные округа — епархии, как правило, совпадавшие с губерниями, которыми управляли архиереи (епископы). Низшей административно-церковной единицей был церковный приход с приходским священником (попом) и штатом его помощников (дьяконов и церковных служителей). Приходской священник являлся нравственным наставником и воспитателем прихожан, моральным арбитром в их взаимоотношениях, а также семейных делах.
Но роль церкви не ограничивалась отправлением религиозного культа и наставничеством. В Основ-
ных законах, утвержденных еще Павлом I, говорилось, что «христианская православная вера есть первенствующая и господствующая», а «император, яко Христианский Государь, есть Верховный Защитник и Хранитель догматов господствующей веры и Блюститель правоверия и всякого в Церкви святого благочи-ния»2. Лишь отказ государя от православия мог освободить его российских подданных от присяги ему на верность.
Положения государственной религии предопределяло и возложение на церковь ряда государственных функций, а также финансирование ее из государственного бюджета. При поступлении на государственную службу (как военную, так и гражданскую) обязательна была религиозная присяга. На церковь возлагалось ведение актов гражданского состояния, брак был религиозным и заключался и регистрировался в церкви.
В России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.) преступления против веры стояли на первом месте в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных и рассматривались как тяжелые государственные преступления.
Во всех учебных заведениях от начальных народных училищ до университетов обязательным было преподавание закона Божия. Церковь содержала свои начальные церковно-приходские школы для низших слоев народа, а ассигнования на них из государственного бюджета в несколько раз превышали ассигнования на народные училища Министерства просвещения. Церковь играла важнейшую роль в руководстве системой просвещения.
На церковь возлагались и некоторые функции полицейского надзора, поскольку для всех подданных православного вероисповедания обязательна была регулярная исповедь перед священником. Свидетельство об исповеди обязательно требовалось перед поступлением на государственную службу, получении заграничного паспорта и т.д. Но в правиле о тайне исповеди было исключение: если священнику на исповеди становится известно о готовившемся государственном преступлении, он был обязан сообщить об этом властям. Свидетельство об исповеди фактически являлось справкой о благонадежности3.
На протяжении XIX в. государство всячески усиливало роль обер-прокурора, тем самым надежно обеспечивая руководство важнейшим идеологическим инструментом.
На рубеже XIX—XX вв. можно выделить несколько основных аспектов взаимодействия церкви и МВД. Прежде всего душепопечительство. В тот период продолжают открываться храмы на территории тюрем. Священники, ведя душеспасительные беседы, помогали осужденным пережить испытания в заключении, готовили их к жизни на свободе, делая более терпимыми и законопослушными. Иноки-миссионеры — проповедники в каторжных тюрьмах Сибири — про-
водили беседы с политическими и уголовными преступниками.
Руководство системы МВД понимало, что церковь оказывала всяческую поддержку государству в борьбе с преступностью и беззаконием. Оно пыталось оказать в этом помощь, поддерживая тесное взаимодействие с церковью.
В начале XX в. МВД поручена разработка законодательных актов, которые ускорили бы проведение церковной реформы. В 1907 г. Департамент духовных дел МВД представил записку в Государственную Думу, в которой излагалось мнение министра внутренних дел П.А. Столыпина, полагавшего, что в области веры принуждение недопустимо, и нельзя насильно удерживать человека в определенном вероисповедании. «Но, с другой стороны, не следует забывать, что полная религиозная свобода... мыслима только при полнейшем индифферентизме государства и религии»4.
Еще одним аспектом взаимодействия РПЦ и МВД являлось то, что при участии МВД был принят ряд законодательных актов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Уголовное уложение 1903 г., в которых большое внимание уделялось ответственности, наступающей за преступления против веры, об отступлении от веры, за ересь и раскол. Эти законодательные акты также определяли ответственность за осквернение сакральных мест, непристойное поведение, а также за несанкционированное изготовление и продажу писанных, гравированных и резных икон.
Исторический опыт взаимоотношений РПЦ и МВД показывает, что при тесном взаимодействии можно добиться стабильного снижения преступности и ее дальнейшей профилактики5.
Созданный в 1995 г. Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами РФ и правоохранительными учреждениями сегодня по преимуществу занимается строительством отношений с министерствами, в состав которых входят войска и воинские формирования, а также координационной, методической и организационно-правовой работой в сфере взаимодействия с органами военного управления.
Современная законодательная правовая база и уровень церковно-государственных отношений позволили создать условия для церковного окормления военнослужащих и членов их семей практически во всех военных гарнизонах, воинских частях и подразделениях. Совершенствование работы правоохранительных органов, обеспечение безопасности граждан, охрана их личности, прав и законных интересов от преступных посягательств, укрепление степени доверия граждан к законодательным и исполнительным органам власти — важнейшая государственная задача и один из основных приоритетов внутренней государственной политики в России (см. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г.).
Еще в 2004 г. подписано Соглашение о сотрудничестве между РПЦ и МВД России, цель которого улучшение координации и повышение эффективности совместных усилий в решении таких социально значимых вопросов, как противодействие терроризму, экстремизму, наркомании, росту беспризорности и детской преступности6. Согласно подписанному документу РПЦ возьмет на себя попечение о духовно-нравственном просвещении сотрудников ОВД, курсантов училищ, солдат срочной службы, а также морально-психологическую реабилитацию сотрудников, для которых выполнение служебного долга связано с работой в экстремальных условиях7.
Заместитель Председателя Совета Федераций Федерального Собрания РФ А.П. Торшин утверждает, что «в условиях обострения криминогенной обстановки в стране особенно актуальными являются проблемы состояния духовности, нравственности и культуры граждан. Все это происходит на фоне падения в обществе рейтинга и престижа службы в органах внутренних дел, доверия населения к их работе... необходимо определить пути развития духовности и укрепления нравственности в органах внутренних дел, возродить традиции формирования у сотрудников МВД чести, совести доброты, милосердия и сострадания, без которых добиться эффективности борьбы с преступностью и восстановления справедливости в обществе довольно сложно»8.
Председатель Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, член Генерального совета партии «Единая Россия», президент Межпарламентской ассамблеи православия С.А. Попов резюмирует, что «обращение к духовным, культурным, религиозным традициям при реализации мер по повышению авторитета органов внутренних дел — одна из основных задач, которая стоит перед современным российским обществом»9.
Особую тревогу как у РПЦ, так и у МВД России вызывают такие явления, как терроризм, экстремизм, коррупция, наркомания, безнравственность, рост беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних; направленная против личности деятельность тоталитарных, деструктивных сект, сатанистких культов, а также другие негативные тенденции, основанные на ложном понимании свободы и прав человека как вседозволенности и распущенности.
Сотрудничество МВД России с РПЦ позволит использовать мощный духовный потенциал, которым обладает православие, для защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций, что, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, преодолению угрозы духовной деградации народа и снижению уровня преступности в стране10.
Анализ отдельных сторон жизни и деятельности ОВД на этапах их развития убедительно подтвержда-
ет объективное проявление идейно-воспитательной функции ритуалов ОВД (в том числе возрождающихся ритуалов религиозного характера). Занимаясь разработкой программы подготовки кадров, МВД России обратилось к дореволюционному историческому опыту воспитания на основе религиозных традиций и воинских ритуалов. Испытывая воздействие нравственности, политики, права, религии и философии, ритуалы не поглощаются ими, а влияют на общественное настроение, общественное мнение и другие формы общественного сознания. Между традициями, праздниками, обычаями, ритуалами, церемониями и обрядами существует инверсионное взаимо-действие11.
Ритуал принятия присяги занимал особое место в системе как воинских ритуалов, так и ритуалов ОВД в XIX в. Присяга, или торжественный обет, давалась каждый раз при вступлении на престол нового государя. Присягая, офицеры, солдаты, государственные служащие ОВД клялись в верности новому монарху и Отечеству в беспрекословном повиновении начальству12. «Созданные на основе воинских ритуалов, с учетом православной религии, ритуалы органов внутренних дел имели свою специфическую направленность — служение престолу и Отечеству в поддержании не только внутреннего порядка, но и политической благонадежности граждан... Ритуалы стали неотъемлемой и необходимой составляющей идейно-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел, верных профессиональному долгу, службе на благо Отечества.»13
Многие современные ритуалы ОВД, как и воинские ритуалы, взяты из прошлого. И.В. Суханов отмечает: «Рукопожатия, поклоны, гербы и гимны, знамена и ордена, парадные и траурные шествия — сколько форм далекого прошлого вошло в нашу жизнь, обретя в ней совершенно новое значение»14.
Современные данные свидетельствуют о большем значении эмоционального воздействия ритуалов. Так, опрос, проведенный в лицее милиции, показывает, что самым ярким ритуалом за время учебы кадеты (более 90% личного состава) считают принятие заповедей кадета, происходившее в обстановке строгости и торжественности самого ритуала, строгой регламентированности, порядка, а также своеобразного эстетического оформления, в присутствии ветеранов, родных и близких, с выносом Государственного знамени России15.
К возрождающемуся признаку ритуалов ОВД относится их духовность. «Это такое состояние личного состава органа, подразделения внутренних дел, которое обеспечивает немедленные действия в соответствии с его убеждениями, чувствами и настроениями по предотвращению нарушений правопорядка и закона без дополнительной духовной подготовки»16. Среди разных идей, руководящих народами, важнейшую роль играли религиозные идеи. Религиозные
верования всегда составляли существенный элемент духовных основ общества и, следовательно, занимали большое место в системе нравственного воспитания. Церковь во все времена играла важную роль в жизни слуг государевых. От Византийской империи к княжеским дружинам перешел обычай целовать крест во время присяги; религиозная вера служила гарантом исполнения обязательств, данных воином17.
В настоящее время нарушена система духовно-нравственного воспитания в ОВД, которая была непременно весомой на протяжении всей истории России. Ритуалы предназначены для выполнения медиативной роли в процессе воспитания чести и чувства собственного достоинства сотрудников ОВД18.
Православие, являясь важным элементом культуры российского народа и общества, выдержало испытание и войнами, и десятилетиями богоборческого периода. Уже в силу этого бесспорного факта сотрудники ОВД, вне зависимости от своих личных убеждений и взглядов, обязаны иметь четкое представление о духовных ценностях и традициях православия, исповедуемого сегодня значительной частью российского общества.
Именно поэтому возникает необходимость введения в вузах МВД России специального факультатива, раскрывающего значение и исторические традиции российского православия. Однако посещение факультатива должно носить добровольный характер, учитывая, что конституционный принцип свободы вероисповедания заключает в себе принцип свободы атеизма19.
В настоящее время необходимы четкие духовно-нравственные установки как самому обществу, так и сотрудникам ОВД, т.е. тем, кто несет главную тяжесть борьбы с преступностью и в силу объективных причин испытывает наибольшее разрушительное преступное влияние.
К сожалению, сотрудники ОВД не обладают достаточными знаниями особенностей сект и их тоталитарных форм. Более того, они мало знают о традиционных религиозных конфессиях, у которых сложились устойчивые и конструктивные правовые отношения с государством. Это затрудняет своевременное распознавание сектантов. Сотрудники ОВЛ редко консультируются с представителями РПЦ по вопросам специфики сект. Проникновение сектантов или их сторонников в ОВД также опасно. Для того чтобы сформировать духовную культуру сотрудников милиции, необходима помощь РПЦ.
Первые направления в сближении сделаны, а именно в Москве в 2007 г. создан координационный совет по взаимодействию с ОВД, в состав которого вошли как представители ОВД, так и священнослужители РПЦ. Основные направления работы совета:
Ф сплочение усилий РПЦ и МВД России в формировании морального и психологического климата в рядах сотрудников милиции;
Ф оказание работникам внутренних дел необходимой духовной помощи;
® поддержка при разрешении личных проблем. Возможно, в круг проблем, разрешением которых займется совет, войдут проблемы соблюдения сотрудниками ОВД нравственных норм, помощь в разрешении семейных проблем и т.п.
Сотрудничество между РПЦ и МВД России продолжается и будет осуществляться в области духовного становления сотрудников милиции, в совместной работе церкви и правоохранительных органов по профилактике правонарушений, а также в совместной научной деятельности. Однако отношения между церковью и государством не дают РПЦ преимущества среди конфессий. Многонациональность и многоконфессиональность России не являются препятствием для сотрудничества МВД России с религиями народов России. В открытости ОВД перед населением национальность и вероисповедание не играют такого значения, как духовность, культура и патриотизм20.
1 Яковлев К.Л. Министерство внутренних дел в государственном механизме Российской империи (1802—1811 гг.) : автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 3.
2 Смыкалин А.С. Очерки истории Русской Православной Церкви. Омск, 2007. С. 3-4.
3 История государства и права России : учебник / под ред. С.А. Чибиряева. М., 2002. С. 224-226.
4 Пинкевич В.К. Свобода совести в Российской империи накануне Первой мировой войны // Религия и. церковь в России и за рубежом : информ.-аналит. бюллетень. 1997. № 9-10. С. 50.
5 Шингарева Н.В. Роль МВД Российской империи в раз-
работке и реализации законодательства о веротерпимости и свободе совести во второй половине XIX в. — феврале 1917 г. : автореф. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
6 Духовность общества — основа правопорядка : сб. док. и ст. / авт.-сост. А.И. Буркин, В.Н. Прокопенко. Домодедово, 2006. С. 6-7.
7 Материалы научно-практической конференции «Воспитание ратников правопорядка на основе исторических и духовных традиций России // Вестник Всерос. ин-та повышения квалификации сотрудников МВД России. 2007. № 2, С. 5.
8 Там же. С. 6.
9 Там же. С. 7.
10 Там же. С. 9.
11 Костоусов Н.С. Традиции, праздники, обычаи и ритуалы МВД России: структура, содержание и педагогический потенциал : моногр. Екатеринбург, 2004. С. 29.
12 СерыхВ.Д. Воинские ритуалы. М., 1986. С. 18.
13 Костоусов Н.С. Указ. соч. С. 46.
14 Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1979. С. 21.
15 Костоусов Н.С. Указ. соч. С. 69-70.
16 Борисов А.В., Некрасов В.Ф. Министры внутренних дел России // Российская милиция. М., 2000. Вып. 1. С. 56-62.
17 Костоусов Н.С. Указ. соч. С. 70-71.
18 Там же. С. 72-73.
19 Там же. С. 87.
20 Руденко Г.В. Развитие сотрудничества между Русской православной церковью и Министерством внутренних дел Российской Федерации в целях расширения открытости органов внутренних дел среди населения. Защита прав человека в деятельности милиции, взаимоотношение милиции и населения : мат-лы междунар. семинара и круглого стола. М. : Московский университет МВД России, 2007. С. 64-65.