мационной компетенции преподавателя и студентов, приоритет самостоятельности в познавательной работе студента, ориентация преподавателя на роль управленца, консультанта, фасилитатора, тьютора.
Технология динамического построения дает возможность формализовать процесс прогнозирования, позволяет провести общий анализ того или иного компонента образовательного процесса, найти взаимосвязи его элементов и на этой основе установить принципы функционирования системы, ее особенности, возможные изменения в сторону ее эффективности.
Наши исследования позволили разработать динамическую модель построения образовательного процесса в вузе, определив ее базовые (этапы динамического построения образовательного процесса, деятельность преподавателя (преподавание), деятельность студентов (учение), (при статичной модели следует добавить устойчивый результат)) и вариативные составляющие (цель, принципы, образовательный процесс, состоящий из содержания учебного материала, методов обучения, средств обучения, организационных форм обучения, результата).
Апробация построения динамической модели имеет целью определить адекватность и эффективность реализации данной модели в образовательном процессе вуза.
Опытно-экспериментальная работа была направлена на исследование технологий построения образовательного процесса в вузе и проверку эффективности динамической модели образовательного процесса.
Организация построения динамической модели, должна осуществляется при соблюдении следующей последовательности этапов ее построения: ® прогнозно-диагностического — определение и постановка цели, требований, потребностей рынка образовательных услуг, диагностика рынка труда;
# аналитического — основан на анализе состояния образовательного процесса в вузе: содержание, технологии, структура управления, кадровое обеспечение и т.д.;
# моделирования — цель, принципы, функции, организация образовательного процесса, состоящая из содержания учебного материала, методов, средств и организационных форм обучения, деятельности преподавания и обучения, результат и взаимосвязи составляющих компонентов модели;
# конструкторского — Государственный образовательный стандарт, учебный план, рабочие программы, учебно-методические комплексы, раскрепление нагрузки по преподавателям, формы и методы контроля, оценочные средства;
# нормативного — выполняет следующие функции: а) прогностическую (целеполагание), связанную с определением образа планируемого результата, конкретизированного в задачах модели и достигаемого посредством реализации основных компонентов модели — содержания и технологий; б) нормативную (целедостижение), обеспечивающую арсенал технических, организационных, дидактических и методических средств достижения результата; в) критериальную (целеизмерение), направленную на контроль и оценку процесса и результатов опережающего обучения;
# практического — реализация разработанной модели построения образовательного процесса;
# оценочного — организация мониторинга: оценки результатов профессиональной подготовки и эффективности реализации динамической модели.
Динамическая модель построения образовательного процесса вуза обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, ориентирует на развитие личностного потенциала студентов, раскрывает их творческие способности, а также формирует информационную компетенцию студентов.
РАССТРОЙСТВА ЛИЧНОСТИ КАК УСЛОВИЕ, ВЛИЯЮЩЕЕ НА СОВЕРШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Н.И. САЗОНОВА,
кандидат юридических наук, докторант Всероссийского научно-исследовательского института МВД России
natalie. sazonova @yandex. т
Аннотация. Анализируются проблемы, существующие в оценке общественно опасного поведения лиц, страдающих психопатией, в частности свидетельствующие о том, что в совершении общественно опасных деяний нередко находят свое отражение те или иные стороны психики данной категории лиц, когда конфликтные отношения связаны в значительной мере с характерологическими особенностями этих больных.
Ключевые слова: расстройства личности, психопатия, психопатические личности, социально опасное поведение, агрессивность, мотивация противоправного поведения.
PSYCHOPATHY AS A CONDITION INFLUENCING PERPETRATION OF OFFENCES
N.I. SAZONOVA,
сandidate of law, all-union scientific research institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The summary. The article analyses problems, existing by evaluation of psychopaths' socially dangerous behaviour. In particular, the problems prove that those or other parties of respective persons' psyche quite often find their reflection in socially dangerous acts, when conflicted relations are substantially bound with distinctive features of these patients.
Key words: psychopathy, psychopaths, socially dangerous behaviour, aggressiveness, motivation of unlawful behaviour.
Очевидно, что сложная социально-экономическая ситуация в обществе и государстве отражается не только на распространенности, характере клинических проявлений, течения психических расстройств, но и на формах поведения лиц, страдающих психической патологией, способствуя совершению ими действий криминального характера. Это подтверждается распространенностью расстройств личности в популяции от 3 до 135 случаев на 1 тыс. населения1.
В основных классификациях психических и поведенческих расстройств психопатии (расстройства личности) рассматриваются как относительно устойчивые комплексы симптомов, которые являются выражением характеристик стиля жизни и способа отношения к себе и другим2. Эти патологические состояния характеризуются дисгармоничностью психического склада, представляя собой постоянное свойство индивидуума, сохраняющееся в течение всей жизни.
Пограничные психические расстройства составляют группу расстройств с общими психопатологическими проявлениями и схожестью тенденций развития. Четкая граница как между состоянием здоровья и пограничными психическими расстройствами, так и между ними и психозами в клинической психиатрии отсутствует.
Расстройства личности — патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада и представляющие собой совокупность постоянных, чаще врожденных, свойств индивидуума, отчетливо проявляющихся в эмоциональной и волевой сферах, а также в сфере влечений и в широком диапазоне социальных ситуаций и межличностного взаимодействия в детском или пубертатном возрасте и сохраняющихся на протяжении всей жизни. Характерологические изменения, относящиеся к расстройству личности, определяют структуру личности в целом. Они могут усиливаться или становиться менее явными (чаще в зрелом возрасте)3.
Разграничение типов расстройств личности проводится как на основе клинических, так и на базе социальных критериев. Примером социологического подхода к расстройствам личности является объединение лиц с признаками постоянной социальной дезадаптации в группу диссоциальных расстройств.
Наличие личностной патологии в определенных неблагоприятных условиях может привести к социальной дезадаптации больного, конфликтам с окружающими. Эти факторы, в свою очередь, создают предпосылки для криминального поведения, поэтому среди преступников велика доля психопатических личностей4.
Отечественные исследователи отмечают, что психопатические расстройства выступают как условие, а не причина преступности. Внешние факторы (социальные, экономические, культурные) в совокупности с особенностями их мышления и эмоционально-волевой патологией облегчают совершение преступления5. Криминогенность связана не с психопатическими расстройствами как с клиническим понятием, а с направленностью личности, определяющей социальное канализирование мотивов, формирующихся на основе личной патологии6. Делинквентное поведение (докриминальные мелкие правонарушения) у подростков можно определить как проявление личностной патологии (патохаракте-рологических реакций)7.
Следует отметить феномен так называемой антисоциальной личности, при котором часто наблюдается агрессивное поведение, характеризующееся стойкими нарушениями интерперсональных и социальных связей. Психопатические личности, объединяемые в эту группу, с ранних лет отличаются отсутствием каких-либо духовных интересов, распущенностью, эгоистичностью, импульсивностью. Они упрямы, лживы, жестоки — издеваются над младшими, мучают животных. У них рано формируется оппозиция к родителям. В школе они сквернословят, затевают драки; с подросткового возраста начинают совершать кражи, бродяжничать употреблять психоактивные вещества. Возможности социальной адаптации остаются низкими в течение ряда лет. Систематическая производственная деятельность для них непереносима. Их послужной список пестрит частыми прогулами и переменами места работы8.
Среди осужденных немало лиц, обнаруживающих признаки диссоциального расстройства. Для них также характерны патологическое доминирование, чувство собственной исключительности, демонстрация
силы, желание контролировать поведение окружающих, манипуляция ими, подозрительность, что определяет трудности их содержания в пенитенциарных учреждениях.
Согласно МКБ-10 диссоциальное расстройство личности (социопатическая личность) характеризуется следующими признаками:
бессердечное равнодушие к чувствам других; грубая и стойкая позиция безответственности; неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении; крайне низкая толерантность к фрустрациям, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие;
неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания;
выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом9.
Можно утверждать о двух главных подходах к динамике психопатии. Один из них связан с представлениями о компенсации — декомпенсации психопатий. Состояние психопатической личности рассматривается с учетом постоянной взаимозависимости с социальной средой, результатом такого взаимодействия является выработка приемлемого модуса поведения, активного или пассивного приспособления личности к окружающей среде. Вырабатываются вторичные компенсаторные характерологические особенности, скрывающие, маскирующие или замещающие обли-гатные психопатические признаки.
Под влиянием разных психических стрессовых ситуаций происходит срыв вторичных, нажитых, приобретенных свойств, обнажается структура личности с обострением постоянно присущих черт, т.е. благополучное состояние компенсации сменяется декомпенсацией. Следствием декомпенсации оказываются нарушение достигнутой прежде социальной адаптации и ухудшение состояния психопатической лич-ности10.
Ранее среди правонарушений, совершенных лицами с расстройствами личности, преобладали хулиганство (42,3%) и имущественные преступления (28,9%). В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества агрессивно-насильственных правонарушений. Субъекты с расстройствами личности часто осуждаются за сексуальные правонарушения (изнасилование, непристойное обнажение, инцест), поджоги. У них нередко обнаруживается патологическое влечение к азартным играм.
Мотивация противоправных действий у психопатических личностей и у психически здоровых лиц имеет одни и те же механизмы развития и формирования. В зависимости от выраженности психических расстройств определяют три типа мотивации противоправных действий у психопатических личностей:
психологическую (реально-бытовую), психопатическую и психопатологическую11.
Мотивация противоправного поведения представляет собой цепь взаимосвязанных элементов (этапов, звеньев), в которую, кроме собственного мотива, включены цель, выбор путей ее достижения, принятие решения и др. Формирование мотива преступления является первым звеном реализации преступного акта, за которым следует принятие решения о совершении преступления, более или менее детальное планирование, а затем исполнение преступного намерения.
Симптомокомплекс «психопатической» мотивации:
# актуализация мотива, отражающая облигатные симптомы психопатии;
особенности целеобразования, заключающиеся в том, что цели, которые ставят себе психопатические личности и на которые направлены их действия, так же, как и мотивы, находятся в тесной связи со структурой психопатической дисгармонии и могут иметь психологически другой смысл, чем цели и действия психически здоровых лиц;
нарушения прогнозирования и опоры на прошлый опыт при формировании мотива и планирования действий.
В то же время нарушения прогнозирования на этапе реализации противоправных действий наблюдаются как у психопатических личностей, так и у психически здоровых лиц12.
Выделяют два основных механизма формирования мотивов противоправных действий у психопатических личностей: нарушения опосредования потребностей и нарушения их опредмечивания13.
По типу нарушений опосредования возникают и реализуются следующие мотивы криминального поведения:
# аффектогенные — обусловлены особенностями эмоциональных реакций психопатических личностей, характеризующиеся повышенной раздражительностью, застреванием на отрицательных переживаниях. В их возникновении играют роль содержание, сила и деятельность травмирующего переживания, его субъективная значимость для личности. Такие мотивы приводят к агрессивным, разрушительным действиям, причем повод для таких действий нередко бывает незначительным;
# ситуационно-импульсивные — реализуются, когда ситуация субъективно воспринимается как требующая немедленного удовлетворения потребности, несмотря на запреты, противодействия; не планируются заранее, их нередко провоцирует алкогольное опьянение;
анэтические — характеризуются сознательным игнорированием социальных, моральных и правовых норм.
Мотивы, связанные с нарушением формирования предмета потребности:
® мотивы-«суррогаты» — обусловлены формированием расстройства сексуального влечения, при этом преступные действия совершаются в отношении биологически неадекватных или запрещаемых социальными нормами объектов;
® психопатическая самоактуализация — главной движущей силой поведения становится определенная черта психопатической личности со стремлением к ее реализации;
® суггестивные — чаще проявляются в групповых преступлениях, их сущностью является внушающее воздействие, давление лидера группы и влияние всей иерархии взаимоотношений в группе на психопатическую личность, которая стремится сохранить свое место в значимой для нее группе и показать таким образом свою самооценку.
Следует отметить связь агрессивных проявлений с патологическими личностными чертами. Список признаков психопатии: болтливость и поверхностный шарм, сильное чувство собственной ценности, патологическая склонность ко лжи и обману, бессердечность и недостаток эмпатии (способность человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого), недостаточный контроль над поведением, импульсивность, неспособность принять ответственность за свои поступки. Исследования показывают высокую базовую агрессивность психопатических личностей и слабость тормозящих агрессию тенденций. Выделяя механизмы агрессивных преступлений, можно отметить, что для расстройств личности характерны следующие их типы: непосредственная реализация агрессивности; агрессия в состоянии декомпенсации; криминальная агрессия, совершенная под влиянием групповых воздействий; отсроченная и ситуативная агрессия14.
При рассмотрении агрессивного поведения следует обращать внимание на аутоагрессивные (агрессия, направленная на самого себя) явления, которые при некоторых типах расстройств личности, в частности при эмоционально неустойчивом, являются показателем динамических сдвигов, декомпенсации личностных расстройств. У психопатических личностей агрессивные и аутоагрессивные проявления взаимно дополняют друг друга, переплетаются, переходят одна в другую. Так, в одних случаях на первый план выступают гетероагрессивное поведение больных, которое имеет цель вызвать или спровоцировать на себя агрессию окружающих (опосредованная форма), в других происходит переключение неотреаги-рованной вовне агрессии на самого себя, и наоборот (трансагрессивный вариант)15.
При изучении динамических сдвигов при расстройствах личности Б.В. Шостакович выделяет два типа психопатических реакций. Реакции, однозначные типу психопатии, характеризуются обострением облигатных характерологических черт, отсутствием глубоких болезненных нарушений. Совершение пра-
вонарушения обусловлено не столько формой психопатии и ее выраженностью, сколько индивидуальной значимостью внешних факторов, что не исключает вменяемости таких лиц16.
При рассмотрении разных аспектов агрессии некоторые исследователи придерживаются концепции о разделении агрессивного поведения на эмоциональный (как реакцию на фрустрацию), инструментальный и мотивационный типы.
Эмоциональная агрессия является защитной формой реагирования в ответ на интенсивное психоэмоциональное воздействие жертвы на исследуемый субъект. Большое значение имеют личностные особенности и уровень фрустрационной толерантности (свойство личности противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты своей психологической адаптации).
Инструментальная агрессия является средством достижения какой-либо цели, в данном случае корыстной, путем криминальных действий. Определяющее влияние на характер преступных деяний имеет агрессивность как глубинная личностная черта, сформированная в детско-подростковом возрасте.
Под мотивационной понимается агрессия, которая напрямую вытекает из иерархии ценностей и личностных смыслов субъекта, реализует его ведущие мотива-ционные линии. Цель криминальных действий — причинение вреда, ущерба или реализация собственной «миссии» в деструктивных поступках. По результатам исследования, проведенного в ГНЦ им. В.П. Сербского, можно констатировать следующее.
Лица с расстройствами личности, признанные вменяемыми: средний возраст на момент обследования — 28 лет. Анализ социо-демографических данных: невысокий уровень образования, многие не могли адаптироваться к условиям военной службы и трудовой деятельности, у них была нарушена семейная адаптация, внутрисемейные отношения были конфликтными. Вместе с тем они хорошо адаптировались в специфических субкультурах, в частности в криминальной.
Отмечались ранние и частые привлечения к уголовной ответственности; достоверно чаще воспитывались в условиях гипоопеки (стиль воспитания и взаимоотношений в семье, при которых ребенок оказывается предоставлен самому себе, лишен необходимых ему внимания и заботы), безнадзорности, отвержения со стороны родителей, подвергались физическим наказаниям, унижениям, отношения со сверстниками в детском и подростковом возрасте ровные, партнерские, либо они занимали лидирующие позиции. С детства имели место агрессивные и аутоагрессивные формы реагирования, которые проявлялись в повышенной раздражительности, драчливости, крикливости, жестоком обращении с животными, нанесении самоповреждений. При агрессивных формы реагирования характерны и «привычны»
для них, что обусловлено низким уровнем социализации и одобрением агрессивных форм поведения микроокружением. Агрессивные преступления носили чаще имущественный характер: грабежи, разбои, сопряженные с угрозой, физическим насилием, нередко убийством жертвы. В таких ситуациях их действия были особенно жестокими.
Криминальным действиям предшествовало употребление алкогольных напитков или наркотических средств, что облегчало наступление агрессии. Они нередко совершали запланированные преступления в группе лиц, выступая в роли лидера. Выявлялся высокий уровень агрессивности как глубинной личностной черты, что проявлялось в часто совершаемых криминальных действиях. При этом преступные агрессивные действия носили инструментальный характер для достижения корыстной цели. Ведущая роль в реализации агрессивных побуждений принадлежала агрессивности, импульсивности, демонстративности, эгоцентричности (неспособность понять и учитывать другие точки зрения и позиции), неустойчивости эмоциональных реакций, нарушении этических и правовых норм поведения.
Лица с расстройствами личности, признанные ограниченно вменяемыми: средний возраст на момент обследования — 30 лет. Анализ социо-демографических данных: промежуточное состояние; впервые были привлечены к уголовной ответственности в связи с настоящим правонарушением; чаще прослеживалась психопатологическая наследственность с преобладанием алкоголизма и наркомании; воспитывались в условиях гиперопеки (ребенка чрезмерно опекают и контролируют), отношения со сверстниками в детском и подростковом возрасте ровные, партнерские, либо они занимали лидирующие позиции.
Агрессивным криминальным действиям предшествовала психотравмирующая ситуация разной продолжительности и выраженности (частые конфликты с родственниками или близкими, знакомыми из-за неприязненных отношений, ревности, материальных споров, сопровождавшиеся вербальной или физической агрессией со стороны потерпевших). Это способствовало развитию стресса и субъективно сложной и искаженной переработке психогенных переживаний, что приводило к нарастанию эмоционального напряжения, накоплению отрицательных переживаний с реакциями самовзвинчивания, аффективным взрывом, ведущего к снижению критических и прогностических возможностей; переходило в жестокие стереотипные агрессивные действия, приводившие к гибели или тяжким последствиям для здоровья потерпевших.
Лица с расстройствами личности, признанные невменяемыми: средний возраст на момент обследования — 39 лет. Анализ социо-демографических данных: развивались в более благоприятных условиях, их отличал довольно высокий уровень образования и трудовой занятости, служба в армии протекала относительно
спокойно, однако семейная адаптация оставалась на низком уровне, их браки часто распадались; чаще встречались в анамнезе агрессивные правонарушения, что связано со структурой расстройств личности (отмечалось преобладание «нетяжелых» агрессивных преступлений, сопряженных с вербальной агрессией: клевета, оскорбления и др.). Чаще прослеживалась психопатологическая наследственность с преобладанием алкоголизма и наркомании; воспитывались в условиях гиперопеки.
Отношения со сверстниками в детском и подростковом возрасте — имели статус отверженного или подчиненного. Со временем становились еще более подозрительными и тревожными. Усиливались конфликты с коллегами по работе; актуализировалась сутяжная деятельность; возникали отрывочные идеи сексуальной неполноценности. Эти состояния приводили к социальной дезадаптации. Совершали агрессивные криминальные действия в результате выраженной декомпенсации психического состояния, что определяло формирование мотивов, побуждающих к агрессивным действиям.
Развитие мотивации проходило через стремление реализовать собственные патологические (сверхценные или бредовые) идеи, устранить мнимые препятствия к достижению цели, главной движущей силой поведения становилась определенная черта психопатической личности. Преобладали хулиганские действия и преступления, сопряженные с вербальной агрессией (угроза убийством, оскорбление, клевета) над убийствами и причинением тяжкого вреда здоровью.
У всех подэкспертных отмечалась повышенная чувствительность к внешним воздействиям, психологическому стрессу и внутренним биологическим изменениям организма, которые происходили на протяжении жизни. Подобные перемены в состоянии психопатических личностей известны как динамика расстройств личности, для которой характерны состояния компенсации и декомпенсации.
Среди декомпенсаций различают остро возникающие состояния заострения личностных черт — характерологические (психопатические) реакции — и относительно длительно формирующееся развитие личности (паранойяльное развитие, глубокая психопатия). Почти у 40% подэкспертных эта патология (декомпенсация) впервые выявлялась во время судебной или военной экспертизы. 30% обследованных состояли на учете в ПНД с диагнозом «расстройство личности»17.
Психопатологическая отягощенная наследственность, патология раннего периода развития, неблагоприятные социальные условия воспитания и развития способствовали появлению в детском и пубертатном возрасте частых патохарактерологи-ческих реакций. В такие периоды у подэкспертных отмечалось агрессивное поведение, они уходили из школы, бродяжничали, употребляли психоактивные
вещества. Дальнейшее усугубление патохарактеро-логических реакций формировали личностные расстройства18.
Результаты анализа агрессивного поведения определили сходство мотивов преступных действий здоровых субъектов и психопатических личностей, в частности при установлении инструментальной и аффективной агрессии.
В реализации инструментальной агрессии первичную (основную) роль можно отвести агрессивности как глубинной личностной черты и стремлению удовлетворить потребность (чаще материальную) посредством агрессивных действий. Характерологические особенности психопатических личностей накладывали «отпечаток» на такую криминальную активность (жестокость, стереотипность, порой импульсивность действий), однако не лишали их возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.
Аффективная агрессия является результатом воздействия интенсивной психогенно-травмирующей ситуации, вызвавшей фрустрационное состояние, выраженное эмоциональное напряжение со стремлением субъекта к устранению фрустрирующего фактора (физической расправы обидчика).
Патологическая (мотивационная) агрессия определяется психопатологическими механизмами, когда на первый план выступает актуальное психическое состояние больного (паранойяльное развитие, глубокая психопатия) со стремление к реализации «болезненного» мотива также посредством агрессивных действий, что влечет за собой невменяемость субъекта.
Агрессивность как личностная черта формируется в детско-подростковом возрасте на фоне неблагоприятных факторов (в основном микросоциальных и психологических) и усугубляет динамику личностного расстройства. Результаты клинического и социально-психологического анализа позволили выявить факторы, детерминирующие агрессивное криминальное поведение субъектов с расстройствами личности: неправильное воспитание, неблагоприятная психотравмирующая обстановка в семье с жестоким обращением к детям; злоупотребление психоактивными веществами; неоднократные криминальные действия в анамнезе; острые и хронические психотравмирующие ситуации, предшествовавшие агрессивному деликту, отрицательные динамические сдвиги.
Лицам с расстройствами личности присущи следующие три типа агрессивного поведения:
1) «инструментальная агрессия» — чаще встречается у лиц с эмоционально неустойчивым и истерическим расстройствами личности. Присущие с детско-подросткового возраста и одобряемые микроокружением агрессивные формы поведения приобрели универсальный характер, агрессивность подэкспертных рассматривалась как ведущая лич-
ностная черта, определяющая мотивационную сферу и поведение. Они чаще совершали имущественные правонарушения, сопровождавшиеся агрессией; их поведение в тот период носило упорядоченный характер. Личностные расстройства не сопровождались выраженными нарушениями мышления, интеллекта, памяти, воли, критических способностей, что определяло формирование экспертных выводов о вменяемости;
2) «аффективная агрессия» — присуща в основном субъектам со смешанным расстройством личности, поведение которых — реакция на фрустрацию. Преступления такими лицами чаще совершаются по аф-фектогенным мотивам против жизни и здоровья лиц из ближайшего окружения. Личностные расстройства в психотравмирующей ситуации в сочетании с выраженным эмоциональным напряжением ограничивали возможность подэкспертных осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими;
3) «патологическая (мотивационная) агрессия» — характеризуется влиянием выраженной декомпенсации психического состояния у субъектов с параноидным и шизоидным типами расстройств личности: правонарушения совершали в результате актуализации собственных идей, носивших сверхценный характер, реже — по бредовым мотивам на фоне выраженных эмоционально-волевых расстройств со значительным снижением критических и прогностических способностей, которые лишали подэксперт-ных возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими19.
Необходимость комплексного воздействия (медикаментозная терапия, психологическая и социальная адаптация) на агрессивное поведение обусловлено переплетающимися взаимосвязями биологических предикторов, особенностей психопатологической симптоматики и уровнем социализации каждого больного. «Крайне маловероятно, чтобы даже очень продолжительное медицинское лечение устраняло общественную опасность закоренелых преступников-рецидивистов или даже снижало ее. У таких преступников-рецидивистов, которые уже подошли к концу своей преступной карьеры, противоправность настолько «внедряется» в их сознание и личность, что какое-либо воспитательное воздействие на них с целью долговременного снижения уровня рецидива не представляется обнадеживающим. Вмешательство в плане психологической обработки должно осуществляться в самом начале преступной карьеры, то есть в детском или в подростковом возрасте»20.
1 Смулевич А.Б. Расстройства личности (психопатии): руководство по психиатрии / под ред. А.С. Тиганова. М., 1999. Т 2. С. 558—606.
2 Психиатрия: национальное руководство / под ред. ТБ. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова. М., 2009. С. 331—332.
3 Психиатрия: национальное руководство. С. 333, 336, 557.
4 Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992.
5 Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их преодоления. М., 1982. С. 56—78; Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. С. 124—129.
6 Печерникова Т.П., Гульдан В.В. Вопросы мотивации противоправного поведения психопатических личностей // Первый съезд психиатров социалистических стран / под ред. Г.В. Морозова. М., 1987. С. 381—385.
7 ЛичкоА.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1985.
8 Смулевич А.Б. Указ. соч. С. 558—606.
9 Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) / Класс V МКБ-10, адаптированный для использования в Российской Федерации / ред. В.Б. Голланд, ТБ. Дмитриева, Б.А. Казаковцев. М., 1998. С. 197—220.
10 Шостакович Б.В. Проблема динамики психопатий и судебно-психиатрическое значение динамических состояний психопатических личностей // Психопатии и психопатопо-добные состояния в судебно-психиатрической практике / под ред. Г.В. Морозова: сб. науч. тр. М., 1982. С. 3.
11 Нохуров Б.А. Судебно-психиатрическая оценка расстройств личности у подэкспертных, совершивших агрессивные правонарушения: автореф. ... канд. мед. наук. М., 2005. С. 16.
12 Гульдан В.В. Вопросы мотивации общественно опасных действий при психопатиях // Психопатии и психопа-топодобные состояния в судебно-психиатрической практике / под ред. Г.В. Морозова. С. 23—24 .
13 Гульдан В.В. Основные типы мотивации противоправных действий у психопатических личностей // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1984. № 1. С. 31—45.
14 Сафуанов Ф.С. Психологические механизмы криминальной агрессии: мотивационный аспект // Современная психология мотивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М., 2002. С. 327—342.
15 Агазаде Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней: автореф. ... д-ра мед. наук. М., 1989. С. 32—34, 39—40.
16 Шостакович Б.В. Судебно-психиатрический аспект динамики психопатий: автореф. ... д-ра мед. наук. М., 1971.
17 Нохуров Б.А. Указ. соч. С. 120—131.
18 Рохлин Л.Л. Соотношение биологического и социального в клинике психопатий // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. М., 1974. Вып. 2. С. 1672— 1679.
19 Нохуров Б.А. Указ. соч. С. 133, 139.
20 Шнайдер Г.Й. Криминология: пер. с нем. / под ред. и с предисл. Л.О. Иванова. М., 1994. С. 416—417.
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ НА ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
Ю.В. СЫСОЕВ,
профессор кафедры психологии Московского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный работник физической культуры
В.Ф. СЛЕПКАНЕВ,
главный хранитель фондов музея Московского университета МВД России,
заслуженный работник культуры РФ А.А. РОЖКОВ,
ст. преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России,
кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАЕН
Аннотация. Рассматриваются вопросы влияния церкви на воспитание духовной культуры курсантов вузов МВД России. На основе статистических данных дается характеристика существующего преобладающего отношения курсантов к религии, выявляется их мнение о значении религии в жизни. Обосновывается позиция о необходимости использования всеобщих идеологических ориентиров, выработанных многовековой историей человечества, где основным проводником и идейным вдохновителем была и остается церковь.
Ключевые слова: религия, духовное воспитание, религия в МВД России, духовность курсантов МВД России.