РЕЛИГИЯ И ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВА
О.П. ВИНОГРАДОВА,
преподаватель кафедры теории и истории государства и права Уральского юридического института
МВД России, капитан милиции 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
morozova_as@mail.ru
Аннотация. Рассматриваются вопросы взаимодействие религии и государственной и военной службы в процессе социального управления.
Ключевые слова: религия, государственная служба, военная служба, социальное управление, влияние религии.
RELIGION AND THE INSTITUTE OF STATE AND MILITARY SERVICE: INTERACTION IN THE SOCIAL STRUCTURE OF SOCIETY
O.P. VINOGRADOVA,
lecturer of the department of Theory and History of State and Law of Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, captain of militia
The summary. The article examines the interaction of religion and government and military service in the process of social control. Key words: religion, public service, military service, social management, the influence of religion.
Социальные институты благодаря самому факту своего существования влияют на поведение индивидов и социальных групп, осуществляя контроль над ними и устанавливая определенные образцы, правила и нормы, которые придают поведению целенаправленный характер. Этот контролирующий характер присущ процессу институционализации. Возникающему в этом процессе институциональному миру требуется легитимация, которая несет в себе и когнитивный, и нормативный аспекты, «объясняя» и оправдывая существующий социальный порядок. Известный американский социолог Т. Парсонс указывал, что любая система легитимации в обществе носит в той или иной степени религиозный характер1.
Всякое институционализированное поведение личности включает в себя социальные роли. При этом исторически сложилось так, что роли, символически представляющие институциональный порядок в обществе во всей его целостности, обычно оказывались в ведении политических и религиозных институтов. Важнейшим политическим институтом общества является государство, в структуре которого и выделяется институт военной службы, который рассматривается нами как важнейший государственный институт общества, организующий и регулирующий военно-социальные отношения людей по обеспечению обороноспособности страны.
Актуальность тематики обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, необходимостью изучения
механизма влияния государственно-церковных отношений на обороноспособность государства. За годы реформирования России изменились ее государственное устройство и политический режим, геополитическое положение; новое состояние приобрели экономика и структура Вооруженных Сил РФ. В этих условиях не могут оставаться в стороне от происходящих демократических процессов и институт государственной и военной службы, в том числе в аспекте взаимодействия с Русской православной церковью (далее — РПЦ).
Во-вторых, потребностью реализации конституционного права граждан на свободу совести и вероисповедания (прежде всего государственных служащих и военнослужащих) и необходимостью в этой связи анализа практики его применения в специфических условиях военной службы. С принятием Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» (2003) те, кто по религиозным убеждениям не хотят служить в армии, законно могут сделать это, а для тех, кто желает служить в армии или милиции, государством должны быть созданы условия для удовлетворения конституционного права на свободу совести и вероисповедания. Это должно серьезно повлиять на корректировку правовых положений, регулировавших до этого свободу совести и вероисповедания военнослужащих в целях оптимального обеспечения их конституционных прав и свобод.
В-третьих, недостаточным вниманием политического руководства государства к духовному состоянию об-
щества и воспитанию военнослужащих, а также необходимостью выработки государственными структурами основ государственно-патриотической идеологии, основанной на многовековых традициях, менталитете и укладе жизни россиян, имеющих в России органическое единство с духовным развитием личности.
В-четвертых, противоречивым характером изменения и внедрения гуманистических и демократических начал в политику, общественные и военно-политические отношения. Их противоречия проявляются в декларировании одних положений и принципов, а на практике — в реализации других. Это расхождение деклараций в области государственно-церковных отношений в их влиянии на обороноспособность России и фактических результатов этой деятельности является полем политической борьбы разных политических сил. Очевидно, что гармонизация государственно-церковных отношений способствует лучшему пониманию друг друга среди субъектов политической системы общества и тем самым ведет к снижению разногласий и противоречий в обществе. Усиление роли РПЦ в информационно-интеллектуальной составляющей государственной и военной службы должно придать духовную ценность вооруженной защите Отечества.
Кроме того, активизация государственно-церковных отношений привела к выявлению ряда проблем, требующих детального изучения и конструктивного решения, например проблема выработки статуса священнослужителей, работающих с военнослужащими, широкое предание гласности информации об отношении разных конфессий к воинской службе и их влияния на национальную безопасность. Институт государственной и военной службы есть совокупность нормативно-ценностных, знаково-симво-лических и социально-ролевых компонентов, посредством которых организуется государственная и военно-социальная жизнедеятельность.
В то же время религия, составляя основу морали, нравов и обычаев общества, образует центральный круг социального контроля, играя при этом важную роль социального регулятора поведения людей. Для религиозного человека преступить религиозно-нравственные нормы, имеющие для него безусловный и священный характер, представляется недопустимым. Именно поэтому мораль для верующего сливается с религией. С.А. Авакьян утверждает, что «религиозный фактор влияет на экономику, политику, государство, межнациональные отношения, семью, на область культуры через деятельность верующих индивидов, групп, организаций в этих областях. Таким образом, происходит «наложение» религиозных отношений на другие общественные отношения»2.
На сильный мотивационно-ценностный компонент религиозной идеологии в военной сфере указывал один из основоположников современной социологии, немецкий социолог М. Вебер, отмечая, что «свя-
щенная», или «справедливая», война во исполнение заповедей Господних, война за веру, которая всегда в каком-то смысле является религиозной войной, резко отличается от всех других, чисто мирских и поэтому не имеющих никакой ценности военных предприятий3.
Этот аспект широко использовался в истории войн. Во многих культурах войне как одной из важнейших сфер социально-политической деятельности общества и социальному статусу воина придавались элементы сакральности. Рельефно это проявляется в идеологии «священной войны», содержание которой во многом воспринимается через религиозные ценности, религиозную символику и ритуальные действия.
Исламская концепция войны нашла свое выражение в учении о джихаде, который является одной из главных обязанностей мусульман. Внеисламская трактовка джихада обычно сводится к его однозначному определению как вооруженной борьбы мусульман с неверными. Толкование этого понятия как «священная война» в религиозных целях не является корректным, так как мусульманская традиция считает любую войну, которую ведет мусульманская община, священной, на благо веры.
В настоящее время лозунг джихада широко используется в политических целях националистическими и фундаменталистскими исламскими экстремистскими группировками, в том числе на территории России (Чечня, Ингушетия, Дагестан). Не случайно многие политики, социологи, религиоведы, связанные с военной теорией и практикой, делают вывод о возрастании влияния религиозного фактора на духовную, политическую и военную безопасность Российского государства на современном этапе4. Усиление роли религиозного фактора в нашей стране в последние годы обусловлено комплексом произошедших социально-политических изменений. Распад СССР, экономическая нестабильность и расслоение общества, возникший идеологический вакуум, ценностная дезориентация широких слоев населения активизировали влияние религиозного фактора на население страны.
Одно из проявлений организационно-управленческого взаимодействия религии и военной службы — наличие в силовых структурах большинства современных государств военно-религиозных служб, широкое использование в военной сфере религиозных ритуалов и символов. В то же время в истории разных религий неоднократно предпринимались попытки синтеза двух организационно-управленческих форм — религиозной и военной. Примерами синтеза могут служить многочисленные военно-монашеские ордена (иоаннитов, тамплиеров, Тевтонский, Ливонский и др.), созданные в Средние века католической церковью. В исламе на безоговорочном подчинении руководителю и строжайшей дисциплине в Средние века строилась религиозная секта ассасинов, представлявшая грозную военную силу. Одними из лучших воинов в Индии считались последователи
религиозно-мистического учения сикхизма, возведшие воинские доблести в ранг непререкаемого религиозного культа. В настоящее время многие так называемые новые религиозные движения используют в своем организационном построении принципы, сходные с принципами военной организации.
Использование ритуальных мероприятий — существенное стимулирующее средство для воспитания нравственности и общезначимых ценностей у всех членов коллектива, поэтому их следует широко использовать в деятельности правоохранительных органов.
Ритуалы имеют давнюю историю, но возрождение определенных из них, например религиозных ритуалов, стало заметно в последние годы среди казачества, личного состава сотрудников военнослужащих внутренних войск и спецподразделений МВД России, а обрядовых — среди сотрудников ОВД, прокуратуры, суда, при поступлении на работу путем принятия присяги или иных ритуальных действий (при погребении погибших при исполнении служебного долга сотрудников, при охране верующих осужденных сотрудниками уголовно-исполнительных учреждений), поскольку они вырабатывают в коллективе чувство сопричастности к порученному делу, воспитывают в нем моральное единство, развивают элементы нравственности и понятие долга.
Текст присяги сотрудника ОВД России был утвержден постановлением Верховного Совета РФ 23 декабря 1992 г. Понятие «присяга» — это торжественное обязательство этического характера в форме клятвы, смысловое значение которого состоит в том, что человек, ее произносивший, призывал в свидетели богов, что он будет поступать честно и справедливо. Нарушение клятвы означало самое страшное преступление, поскольку человек обманывал тех, кого обманывать нельзя, — богов, Бога. Подобный человек совершал преступление против основ мироздания5.
Ритуал принятия присяги занимал особое место в системе ритуалов как воинских, так и ОВД в XIX в. Присяга, или торжественный обет, давалась каждый раз при вступлении на престол нового государя. Присягая, офицеры, солдаты, государственные служащие ОВД клялись в верности новому монарху и Отечеству, в беспрекословном повиновении начальству6. Созданные на основе воинских ритуалов с учетом православной религии ритуалы ОВД имели специфическую направленность — служение престолу и Отечеству в поддержании не только внутреннего порядка, но и политической благонадежности граждан. Ритуалы стали неотъемлемой и необходимой составляющей идейно-нравственного воспитания сотрудников ОВД, верных профессиональному долгу, службе на благо Отечества7.
Современные ритуалы ОВД, находясь под воздействием национальной идеи, органически связанной с многовековой историей Российского государства, выражают общественные отношения в современном обществе, отражают стремления россиян к величию
духа, гуманизму, человечности, правопорядку, миру и согласию8. Многие современные ритуалы ОВД, как и воинские ритуалы, взяты из прошлого. И.В. Суханов отмечает: «Рукопожатия и поклоны, гербы и гимны, знамена и ордена, парадные и траурные шествия — сколько форм далекого прошлого вошло в нашу жизнь, обретя в ней совершенно новое значение»9.
Современные данные свидетельствуют о большем значении эмоционального воздействия ритуалов. Так, опрос, проведенный в Лицее милиции г. Екатеринбурга, показал, что самым ярким ритуалом за время учебы кадеты (более 90% личного состава) считают принятие заповедей кадета, происходившее в обстановке строгости и торжественности самого ритуала, строгой регламентированности, порядка, а также своеобразного эстетического оформления, в присутствии ветеранов, родных и близких, с выносом государственного знамени России10.
К возрождающемуся признаку ритуалов ОВД относится их духовность. «Это такое состояние личного состава органа, подразделения внутренних дел, которое обеспечивает немедленные действия в соответствии с его убеждениями, чувствами и настроениями по предотвращению нарушений правопорядка и закона без дополнительной духовной подготовки.»11
Таким образом, религиозные верования всегда составляли существенный элемент духовных основ общества и, следовательно, занимали большое место в системе нравственного воспитания. Церковь во все времена играла важную роль в жизни слуг государевых. От Византийской империи к княжеским дружинам перешел обычай целовать крест во время присяги, религиозная вера служила гарантом исполнения обязательств, данных воином.
Богатый исторический опыт организационного взаимодействия религии и военной службы присутствует в российской традиции. Институционализа-ция этого взаимодействия во многом связана с военным духовенством, которое начало складываться в период царствования Петра I. Однако процесс этот был прерван октябрьским переворотом 1917 г. В условиях, когда православие являлось государственной религией, военные священники российской армии и флота решали две основные задачи в области военно-социального управления — религиозно-воспитательную и морально-психологическую.
Современное взаимодействие органов военного управления Вооруженных Сил РФ и религиозных объединений учитывает российские традиции, но в условиях светского характера Российского государства идет по координационному пути, опираясь на практику взаимных соглашений в этой области. Взаимодействие государства и основных конфессий построено на основе четко налаженной системы юридических соглашений, например соглашение о сотрудничестве между ФАПСИ и Московской епархией РПЦ, соглашение о совместной научно-педагогической и культурно-просве-
тительской деятельности между Министерством общего и профессионального образования Свердловской области и Управлением Екатеринбургской епархии РПЦ от 10 января 2001 г., соглашение о сотрудничестве между Екатеринбургской епархией РПЦ и Управлением Государственной противопожарной службы ГУВД Свердловской области от 3 апреля 1998 г., соглашение о сотрудничестве между Екатеринбургской епархией РПЦ и Среднеуральским УВД на транспорте МВД России от 11 февраля 2002 г. Договоры заключаются не только с РПЦ, хотя очевиден приоритет, отдаваемый ей, поскольку государство опирается на авторитет доминирующей религиозной конфессии в целях укрепления и усиления своего влияния.
Не избежало противоречий и современное отношение РПЦ к проблеме вооруженного насилия, которое нашло свое отражение в Основах социальной концепции РПЦ. В этом документе война трактуется как зло, корни которого в злоупотреблении человеком богоданной свободой. Вместе с тем РПЦ не воспрещает верующим участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости.
Итак, на протяжении истории человечества и религиозный институт, и институт военной службы активно взаимодействуют в процессе социального управления. Религиозный институт воспроизводит некоторые основы военно-социальной организации, осуществляет легитимацию ценностно-нормативного отношения к
вооруженному насилию и эффективный социальный контроль поведения военнослужащих, а также создает мощные мотивационные стимулы военной службы.
1 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и взаимоотношения // Американская социологическая мысль / под ред. В.И. Добренькова. М., 1996. С. 501—502.
2 Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М., 1996. С. 268.
3 Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 19.
4 Кулаков В.В. Религиозный фактор и национальная безопасность России (на мат-х Южного федерального округа) : автореф. ... канд. филос. наук. М., 2006. С. 12.
5 Карманный справочник для сотрудников ОВД: Право прав человека и гуманитарные принципы / под ред. В.Я. Кикотя. Смоленск, 2003. С. 41.
6 СерыхВ.Д. Воинские ритуалы. М., 1986. С. 18.
7 Костоусов Н.С. Традиции, праздники, обычаи и ритуалы МВД России: структура, содержание и педагогический потенциал : моногр. Екатеринбург, 2004. С. 46.
8 Там же. С. 51.
9 Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1979. С. 21.
10 Костоусов Н.С. Указ. соч. С. 69—70.
11 Борисов А.В., Некрасов В.Ф. Министры внутренних дел России // Рос. милиция. 2000. № 1. С. 56.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ КАК СРЕДСТВО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
В.Ю. ГОРОВЫХ,
соискатель ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
stvkup@y-x.ru
Аннотация. Анализируются проблемы уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, выявляются пробелы уголовно-правовой охраны отношений в этой сфере, формулируется авторская редакция ст. 236 УК.
Ключевые слова: санитарно-эпидемиологические правила, социальное здоровье населения, преступление, состав преступления.
CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR THE BREACH OF THE MEDICAL-EPIDEMIOLOGICAL RULES AS THE WAY OF WARNING OF SOCIALLY IMPORTANT DISEASES
V.U. GOROVYKH,
post-graduate student of the Russian Academy of Justice