ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬО-АДАПТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРСАНТОВ
Б. В. Кузнецов С. Н. Шуткин, к. п. н., доцент В. В. Ипполитов
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Учебный процесс в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России - это целенаправленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского и начальствующего состава, учебно-вспомогательного, административно-хозяйственного персонала, курсантов и слушателей, обеспечивающая подготовку высоко квалифицированных специалистов по специальности и квалификации, предусмотренным учебным планом [4].
Учитывая большую учебную нагрузку на курсантов, с целью повышения качества усвоения учебного материала, а соответственно и успеваемости, мы решили разработать и применить специализированную систему профессионально-адаптационной физической подготовки [1, 3]. Параллельно с проверкой эффективности её влияния на развитие физических качеств [2] мы подвергли проверке ёе влияние на успеваемость курсантов экспериментальной группы по учебным дисциплинам, изучаемым на данном курсе. С этой целью мы провели сравнительный анализ успеваемости экспериментальной и контрольной групп по всем изучаемым учебным дисциплинам на 1 курсе. В большей степени нас интересовали дисциплины, которые изучались весь учебный год.
Подводя итоги анализа успеваемости, мы можем отметить что вначале учебного года успеваемость курсантов экспериментальной и контрольной групп была примерно одинаковой. Средние баллы по учебным дисциплинам полученные в ходе анализа первого рубежного контроля были статистически недостоверны. Данное обстоятельство позволяет нам утверждать об однородности выбранных для исследования групп.
Несколько иначе выглядят итоги успеваемости в декабре месяце. В основном по всем дисциплинам наблюдается рост среднего балла как в экспериментальной, так и контрольных группах. Успеваемость курсантов контрольной группы по информатике и химии выше, чем в экспериментальной, хотя статистически достоверные результаты мы наблюдаем лишь по отечественной истории и первой медицинской помощи.
В конце первого семестра обучения экспериментальная группа показала значительное улучшение успеваемости по физической культуре в среднем на 3 % (<0,05), по отечественной истории - 8,5 % (<0,05), по химии - 3,5 % (<0,05), по начертательной геометрии - 3,6 % (<0,05), по военной подготовке -4,7 % (<0,05). Результаты достоверны на уровне значимости 0,05. По другим предметам итоги статистически недостоверны.
В следующем семестре несколько изменился список изучаемых предметов, но все основные интересующие нас предметы остались. Продолжается рост успеваемости в экспериментальной группе это показали итоги успеваемости рубежного контроля. Особенно по физической культуре - 4,9 % (<0,05), высшей математике - 4,9 % (<0,05), военной подготовке - 4,7 % (<0,05), автоделу -3,3 % (<0,05), информатике - 1,4 % (<0,05) и химии - 0,3 % (<0,05). Результаты достоверны на уровне значимости 0,05. По другим предметам итоги статистически недостоверны.
Следующее подведение итогов успеваемости проходило в июне. Оно показало, что успеваемость экспериментальной группы практически по всем предметам превосходит контрольную в среднем от 1,8 до 7,8 % (<0,05), но по некоторым дисциплинам итоги статистически недостоверны, хотя и в них та же тенденция - от 1,5 до 3,4 % (>0,05).
4 3,8 3,6 3,4 3,2 3
иностранным язык
3,45
3,46
3,51 —•—
3,45
3,51
3,4
3,41 3,42 3,37
э
ноябрь декабрь февраль апрель
3,38
3,78
3,35
• экспериментальная
группа ■ •— контрольная группа
4,4 4,2 4 3,8 3,6 3,4
4,11
физическая культура
3,75 3,71
3,8 3,75
4,19
3,95 3,95 39
ноябрь декабрь февраль апрель июнь
экспериментальная группа
контрольная группа
3,8 3,6 3,4 3,2 3 2,8
3.14
3.15
3,21 3,18
3,42
3,56
3,74
высшая математика
^------3,41
"5,21 3,25 3,3
ноябрь декабрь февраль апрель июнь
экспериментальная группа
контрольная группа
Рис. 1. Динамика успеваемости по иностранному языку, физической культуре, высшей математике
В конце учебного года мы провели итоговый анализ успеваемости, который показал, что по всем изучаемым дисциплинам экспериментальная группа превзошла контрольную и результаты являются статистически достоверными. Разница составляла от 3,2 до 12,3 %(<0,05).
Проведённый анализ успеваемости показал эффективность воздействия профессионально-адаптационной физической подготовки на учебную деятельность курсантов ВИ ГПС МЧС.
Так же об эффективности воздействия свидетельствует динамика успеваемости экспериментальной и контрольной групп (рис. 1,2).
4 3,8 3,6 3,4 3,2 3
3,36 3,32
3,79 3,67
3,35
ноябрь декабрь февраль апрель июнь
экспериментальная группа
контрольная группа
3,8 3,6 3,4 3,2 3 2,8
3,14 3,12
3,21
ноябрь декабрь февраль апрель июнь
3,72
3,39
военная подготовка
экспериментальная группа
контрольная группа
3,6
3,4 3,27
а—
3,2 •
3,21
3
3,28
3,29
3,38
-•---• —
■---- — ^3,25 3,27
3,2
3,44
3,31
3,56
3,38
ноябрь декабрь февраль апрель июнь
автодело
• экспериментальная
группа ■ •— контрольная группа
3,8 3,6 3,4 3,2 3
3,65
3,42
3,69 —• 3,51
информатика
3,23
ноябрь декабрь февраль апрель июнь
• экспериментальная
группа ■ •— контрольная группа
Рис. 2. Динамика успеваемости по военной подготовке, автоделу, химии и информатике
Динамика успеваемости экспериментальной группы по всем предметам показывает постепенный прирост среднего балла, что к концу эксперимента составило: иностранный язык - 8,7 % (<0,05), физическая культура - 10,5 % (<0,05), высшая математика - 16,0 % (<0,05), информатика - 12,5 % (<0,05), химия - 12,4 % (<0,05), военная подготовка - 16,1 %(<0,05), автодело -8,1 %
(<0,05). Экспериментальная группа по всем предметам превзошла контрольную. В контрольной группе тоже отмечается рост успеваемости, но он не так динамичен и намного скромнее.
Рассмотренная нами динамика успеваемости по учебным дисциплинам, изучаемым на 1 курсе, позволяет сделать вывод о существенном, статистически достоверном влиянии профессионально-адаптационной физической подготовки на улучшение усвоения учебного материала и соответственно успеваемости курсантов.
Список использованной литературы
1. Ипполитов В. В. Цель и задачи профессионально-адаптационной физической подготовки курсантов вузов МЧС России / В. В. Ипполитов, Б. В. Кузнецов, В. А. Сморчков // III Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы». - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С. 90-93.
2. Кузнецов Б. В. Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МЧС России / Б. В. Кузнецов, Г. Р. Гостев // Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 6(42). - С.53-56.
3. Кузнецов Б. В. Содержание профессионально-адаптационной физической подготовки / Б. В. Кузнецов, С. Н. Шуткин, В. А. Сморчков // III Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы». - Воронеж: ВИ ГПС МЧС России, 2012. - С.93-98.
4. Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях ВПО МЧС России (Утверждены зам. министра МЧС РФ А. П. Чуприяном 31.08.2011г.). - М.: ДКП МЧС России, 2011. - 61с.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЕМА НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ГПС МЧС РОССИИ
И. С. Малышева, к. юр. н.
С. А. Шуткина, к. юр. н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Качество обеспечения безопасности личности общества и государства определяются не только адекватностью организационных форм и состоянием материально-технической базы организации, но и в значительной степени наличием квалифицированных сотрудников, обладающих специализированными знаниями. Именно поэтому кадровая политика организации на всех этапах должна носить постоянный характер, являясь залогом стабильности и успешного развития.