12,35±0,26; р<0,05), вольных упражнениях (11,67±0,35; 12,46±0,23; р<0,05) и в многоборье (44,02±1,57; 47,0±1,31; р<0,05).
вьшоды
Таким образом, результаты межгруииового анализа показателей психического состояния и результатов соревновательной деятельности гимнасток свидетельствуют об эффективности разработанной комплексной методики оптимизации состояния тревоги.
Полученные в результате исследования данные рекомендуется использовать в практической работе тренеров, так как они позволяют усовершенствовать и индивидуализировать процесс психологической подготовки спортсменок к соревнованиям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарчук, Т.В. Регуляция предстартовых психических состояний конькобежцев : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бондарчук Т.В. - JL, 1982 - 21 с.
2. Психология спорта высших достижений : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. А.В. Родионова. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 144 с.
3. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка юных спортсменов к соревнованию / А.Ц. Пуни. - М. : Физкультура и спорт, 1965. - 90 с.
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ГПС МЧС РОССИИ
Юрий Григорьевич Баскин, доктор педагогических наук, профессор,
Валерий Владимирович Клюй, соискатель, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы
МЧС России
Аннотация
В статье приводятся результаты, касающиеся методики применения виртуального учеб-но-методического комплекса в учебном процессе вуза ГПС МЧС России, предназначенного для восполнения пробелов в знаниях у курсантов и студентов, имеющих пропуски плановых занятий.
Ключевые слова: виртуальный учебно-методический комплекс; учебный процесс вуза ГПС МЧС России; восполнение пробелов в знаниях; виртуальное учебное пособие.
METHODOLOGY OF DE PACAGE APPLICATION IN EDUCATIONAL PROCESS OF FIRE EMERGENSY SYRVICE UNIVERCITY MES OF RUSSIA Jury Grigorevich Baskin, doctor of pedagogical sciences, professor,
Valery Vladimirovich Klyui, competitor,
The St.-Petersburg University State Fire Service of Ministry Emergency Measures of Russia
Annotation
The article presents the results covering the methods of DE package application, designed for filling the gaps in knowledge of the trainees and students with formal training absence, in educational process of Fire Emergency Service University MES of Russia.
Key words: DE package; educational process of Fire Emergency Service University MES of Russia; filling the gaps in knowledge; virtual study guide.
Специфика функционирования вуза Г осу дарственной противопожарной службы МЧС России предполагает возможность отсутствия курсантов на плановых занятиях из-за обеспечения внутреннего наряда, несения караульной службы, служебных командировок, участия в тушении крупных пожаров, а также ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. Кроме того, курсанты и студенты отсутствуют и по традиционным для обучаемых причинам: опоздания и пропуски занятий, болезни, участие в спортивных соревнованиях. Поэтому необходимое качество подготовки бу-
дущих сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России может быть достигнуто только при такой организации учебного процесса, которая бы позволила курсантам и студентам, имеющим пропуски плановых занятий получить необходимую учебную информацию по вопросам, изученным на пропущенных занятиях; быть обеспеченным необходимыми инструментами самоконтроля; выполнить лабораторные эксперименты; иметь необходимую методическую поддержку в самостоятельном выполнении курсового проектирования и расчетно-графических работ; организовать оперативное получение необходимых консультаций.
Развитие современных информационных технологий дает возможность их применения преподавателями и курсантами для решения задач учебного процесса по восполнению пробелов в знаниях. При этом необходимо учесть, что простой перенос уже существующих методических материалов на новые формы носителей не позволяет в полной мере использовать возможности современных информационных технологий для повышения эффективности учебного процесса в вузах МЧС России. Эго обусловлено, прежде всего, различными форматами существующих методических материалов, что может затруднить самостоятельное усвоение учебных вопросов; сложностями в поиске необходимой информации при отсутствии управляющей оболочки, что увеличивает непродуктивный расход времени; традиционным дублированием учебной информации в различных методических материалах, что перегружает применяемые носители (И.М. Ильина, 2007).
Для успешного решения накопившихся проблем, связанных с организацией самостоятельной работы курсантов и студентов, имеющих пропуски плановых занятий, в рамках организации учебного процесса, направленного на восполнение пробелов в знаниях, был разработан виртуальный учебно-методический комплекс, содержащий все необходимые компоненты методической поддержки.
Виртуальный учебно-методический комплекс характеризуется рядом параметров, среди которых целесообразно выделять:
вариативные (изменяемые нуждающимся в педагогической коррекции в определенном диапазоне);
инвариантные (определяемые автором комплекса) (рис. 1).
Рис. 1. Структура виртуального учебно-методического комплекса
При этом параметры контроля (формы для предварительного, текущего, рубежного и итогового контроля, критерии оценивания результатов педагогической коррек-
ции), как правило, инварианты для обучаемого. Коммуникативные (график и виды консультаций) и содержательные (рабочий план) параметры комплекса адаптируются к организационно-временным предпочтениям и уровню знаний курсантов и студентов, имеющих пропуски плановых занятий и нуждающихся в педагогической коррекции.
Подготовка эксперимента по использованию виртуальных учебно-методических комплексов включала в себя следующие этапы: отбор учебного материала и выбор модели его изложения в виртуальном учебном пособии «Основы электроники»; разработка раздаточного материала для определения степени готовности курсантов и студентов к использованию виртуальных учебно-методических комплексов при самостоятельной работе; отбор контингента, участвующего в педагогическом эксперименте, определение степени аутентичности экспериментальной и контрольной группы; разработка перечня вопросов для произведения экспертной оценки интерфейса; разработка интерфейса и программная проработка комплекса; разработка алгоритма и программная проработка инструментальных методов исследования частоты обращения к опциям виртуального учебно-методического комплекса «Основы электроники».
В качестве критериев готовности к использованию виртуального учебнометодического комплекса приняты результаты анализа успеваемости курсантов и студентов дисциплине «Информатика», а также самооценка курсантов и студентов, установленная в ходе личных бесед. Замечено, что в личных беседах курсанты и студенты, имеющие пропуски плановых занятий и нуждающиеся в педагогической коррекции, не скрывали проблем, которые могут возникнуть при работе с новым для них учебнометодическим материалом. Результаты анализа готовности курсантов и студентов к использованию виртуальных учебно-методических комплексов представлены в таблице 1.
Поскольку результаты самооценки хорошо коррелируют с результатами отбора с использованием критерия успеваемости по информатики, то было принято решение о выборе в качестве доминирующего критерия наименее оптимистический результат оценки готовности курсантов и студентов.
Таблица 1
Результаты анализа готовности обучаемых к использованию виртуальных
учебно-методических комплексов (п=29)
Критерии Курсанты Студенты
кол-во % кол-во %
Информатика 4 14 11 30
Самооценка 9 31 5 17
В результате опроса 11 экспертов-преподавателей и анализа их ответов было принято решение об использовании фреймовой системы, при котором верхнее окно используется для отображения контрольных вопросов, левое окно содержит резидентное отображение меню главных модулей, а главное - центральное окно - отображает текущую информацию.
В ходе формирующего эксперимента были опрошены 85 курсантов и 23 студента из экспериментальных групп с целью определения возможности доступа к информационным ресурсам и готовности использования виртуальных учебно-методических комплексов при самостоятельной работе с учебным материалом.
Таким образом, опрос показал, что 79% курсантов и 74% студентов экспериментальных групп на момент начала формирующего эксперимента имеют техническую возможность использовать виртуальные учебно-методические комплексы для самостоятельной работы во внеаудиторный период.
Мотивы использования виртуальных учебно-методических комплексов и уровень самооценки готовности курсантов и студентов к работе с информационными ресурсами в период восполнения пробелов в знаниях повлияли на характеристики, причем, как показывает анализ результатов опроса, по завершению эксперимента распре-
деление приоритетов практически не изменилось.
Результаты использования виртуального учебно-методического комплекса «Электроника» непосредственно после окончания формирующего эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты эффективности применения виртуального учебно-методического
комплекса «Электроника» в учебном процессе вуза ГПС МЧС
Группа Подгруппа Успеваемость, баллы
Рубежный контроль Контрольная работа Предпаборатор-ные занятия, коллоквиум Отчеты за лабораторную работу Экзамен
ЭГ Курсанты 3,8 4,1 3,6 3,9 3,8
Студенты - 3,5 3,4 4,0 3,6
КГ Курсанты 3,4 3,9 3,2 3,8 3,6
Студенты - 3,4 3,5 3,8 3,5
После обработки результатов эксперимента получены следующие показатели эффективности использования виртуального учебно-методического комплекса «Электроника» экспериментальными группами курсантов и студентов: средний показатель эффективности по всем группам составил 1,06; показатель эффективности для групп курсантов -1,14; показатель эффективности для группы студентов -1,03.
Анализ результатов эксперимента показывает, что применение виртуального учебно-методического комплекса «Электроника» дает существенный эффект, прежде всего, в части прохождения рубежного контроля, что предположительно должно сказаться и на процесс педагогической коррекции по другим учебным дисциплинам.
Контрольный опрос проводился независимыми экспертами через 14 месяцев после окончания изучения дисциплины «Электротехника и электроника» в рамках измерения уровня остаточных знаний в период следующей экзаменационной сессии.
Методы математической статистики позволили вычислить величину среднеквадратичного отклонения распределения баллов контрольного опроса: Вэк = 0,71 для экспериментальных групп курсантов; Вэс = 0,71 для экспериментальной группы студентов; Вкк = 1,22 для контрольных групп курсантов; Вкс = 1,22 для контрольной группы студентов.
Уменьшение среднеквадратичного отклонения и смещение центра распределения в сторону более высоких баллов объективных показателей остаточных знаний в экспериментальных группах курсантов и студентов по сравнению с контрольными позволяет сделать вывод об эффективности использования виртуальных учебнометодических комплексов в учебном процессе.
После обработки результатов контрольной проверки установлено, что показатель эффективности виртуальных учебно-методических комплексов возрастает по мере увеличения промежутка времени между окончанием изучения учебной дисциплины и измерением остаточных знаний. Так, средний показатель эффективности непосредственно после окончания изучения дисциплины был равен 1,06, через 14 месяцев этот показатель возрос до 1,11. Разница в средних баллах экспериментальных и контрольных групп курсантов возросла за этот же промежуток времени с 0,11 до 0,23.
ВЫВОД
В ходе исследования установлено следующее:
1. Изучение отечественного и зарубежного опыта позволяет сделать вывод, что необходимое качество подготовки специалистов в вузах ГПС МЧС России может быть достигнуто, в том числе, и применением виртуальных учебно-методических комплексов в качестве методической поддержки внеаудиторной самостоятельной работы курсантов и студентов.
2. При разработке учебно-методических материалов, поддерживающих виртуальные технологии в учебном процессе, необходимо учитывать, что:
эффективным средством активизации самостоятельной учебнопознавательной деятельности курсантов и студентов, имеющих пропуски плановых занятий, является применение виртуальных учебно-методических комплексов. При этом обучаемый из пассивного объекта обучения превращается в активный субъект: поскольку обучаемый инициирует активные действия, то тем самым он принимает на себя некоторые функции обучающего;
при формировании структуры виртуальных учебно-методических комплексов желательно обеспечить резидентное нахождение элементов управления доступа к его основным содержащим его компонентам, для чего можно использовать фреймы;
варианты выхода на основные компоненты виртуальных учебнометодических комплексов целесообразно максимально дублировать через гиперссылки меяеду его отдельными составляющими;
содержание контрольных заданий инструментов тематического контроля целесообразно максимально квантовать по группам изучаемых вопросов, при этом для каждого контрольного задания желательно предусмотреть гиперссылку с вызовом вопроса на информационное окно.
3. Виртуальный учебно-методический комплекс может содержать необходимый комплект методической документации и соответствующее программнокомпьютерное сопровождение по дисциплине «Электротехника и электроника», который в полной мере обеспечивает учебный процесс для курсантов и студентов, имеющих пропуски плановых занятий.
4. Экспериментально доказано, что виртуальный учебно-методический комплекс является эффективным инструментом организации самостоятельной работы курсантов и студентов, имеющих пропуски плановых занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ильина, И.М. Опыт проведения дистанционных тематических консультаций / И.М. Ильина // Технические средства противодействия террористическим и криминальным взрывам : материалы 3 междунар. науч.-практ. конф. / СПб УГПС МЧС России. - СПб., 2007. - С. 43-45.
2. Клюй, В.В. Методы оценки эффективности использования виртуального учебно-методического комплекса / В.В. Клюй // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях : материалы междунар. науч.-практ. конф. / СПб ИГПС МЧС России. - СПб., 2006. - С. 37-39.
ИЗМЕНЕНИЕ БЫСТРОТЫ МЫШЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫПОЛНЕННОЙ ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ
Виктор Михайлович Башкин, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой,
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП)
Аннотация
В работе исследовано изменение быстроты мышечных сокращений в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки. Определена корреляционная зависимость между временем включения мышц и выполненной тренировочной нагрузкой в различные периоды тренировок.
Ключевые слова: мышечное сокращение, быстрота, электрические биопотенциалы, электрическая активность мышц, тренировочная нагрузка.