Б.В. Кузнецов,
Воронежский институт ГПС МЧС России
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
THE PHISICAL TRAINING OF CADETS IN РШСЕ88 OF PROFESSIONAL ADAPTATION
В статье рассматриваются этапы и результат формирующего педагогического эксперимента, направленного на изучение влияния физической подготовки на процесс профессиональной адаптации курсантов вузов МЧС России.
In this article describes the stages and the result of science experiment, aimed at investigating the influence of physical training on educational and professional activity of cadets of EMERCOM higher educational institutions.
Учебный процесс в военизированных образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России — это целе -направленная деятельность руководящего, профессорско-преподавательского и начальствую -щего состава, учебно-вспомогательного, админи -стративно-хозяйственного персонала и обучающихся (курсантов), обеспечивающая подготовку высококвалифицированных специалистов по специальности и квалификации, предусмотренным учебным планом [3].
Анализ учебно -нормативных документов Воронежского института ГПС МЧС России за последние 5 лет показал, что успеваемость на младших курсах по учебным дисциплинам в те -чение учебного года снижается, а количество нарушений воинской дисциплины возрастает.
Недостатки комплектования образователь-ных учреждений, недоработки и просчеты в ходе самого учебно-воспитательного процесса приводят к отчислению обучающихся. Такое состоя -ние объекта воспитания создает дополнительные трудности для его субъектов и самого учебновоспитательного процесса.
Специфика военизированных учебных заве -дений прежде всего проявляется в ограничении свободы и прав личности; регламентированном распорядке дня; соблюдении субординации; необходимости обращения с оружием; несении внутренней и караульной службы; умении стойко переносить все тяготы и невзгоды службы; готовности в любой момент выполнить служебно-боевые задачи. Условия жизни и деятельно -сти в таком учебном заведении существенно от -личаются от прежнего образа жизни курсантов,
поэтому необходима адаптация к этим условиям. Адаптация, включающая момент активности со стороны личности, сопровождается определен -ными изменениями (сдвигами) в ее структуре, а положительный опыт адаптации, приобретаемый курсантом за годы учебы в военизированном учебном заведении, делает его более подготов-ленным к решению личностных проблем в изменяющемся военном социуме [5].
В связи с этим нас в большей степени инте-ресует процесс перехода молодого человека от условий общеобразовательной школы к началь-ному этапу обучения в военизированном учебном заведении, так как в этот период курсанты младших курсов испытывают наибольшие труд -ности адаптации к новым условиям. Очень важ -но, что при этом одновременно растут противо -речия и трудности в становлении самооценки, самосознания и формирования образа «Я». Создание благоприятных педагогических условий для преодоления курсантами затрудненной адап -тации в обозначенный переходный период обеспечивает единство, непрерывность учебновоспитательного процесса и преемственность развития личности.
Немаловажную роль в процессе адаптации юношей к новым условиям жизни играет физи -ческая культура. Грамотно подобранные сред -ства и методы занятий развивают и совершен -ствуют в человеке не только физические каче -ства, двигательные умения и навыки, но и ак -тивно влияют на внутренний мир человека, на взаимоотношения между индивидуумами в социуме, закаливают тело и оздоравливают весь организм [4].
На момент проведения нашего научного исследования Воронежский институт государст-венной противопожарной службы готовил спе-циалистов по специальности 280104.65 — По -жарная безопасность. Квалификация — инженер. Нормативный срок обучения — 5 лет на базе среднего (полного) общего образования.
Согласно плану учебного процесса на 1 курсе института изучаются следующие дисциплины: иностранный язык, физическая культура, отечественная история, история пожарной охраны, русский язык и культура речи, высшая математика, информатика, физика, химия, начертатель -ная геометрия / нженерная графика, первая медицинская помощь, прикладная механика, воен -ная подготовка, автодело.
Занятия по учебным дисциплинам проходят с понедельника по субботу, воскресенье — выходной. Ежедневная учебная нагрузка на каждого курсанта составляет шесть учебных часов, или три пары занятий.
Учитывая большую учебную нагрузку на курсантов, с целью повышения качества ус -воения учебного материала, а соответственно, и успеваемости мы решили разработать и применить специализированную систему профес-сионально-адаптационной физической подго-то вки.
Профессионально-адаптационная физическая подготовка — это строго регламентированная система специализированных занятий физиче-скими упражнениями с курсантами военизированных учебных заведений, направленная на гармоничное развитие и совершенствование их физических и психических качеств, адаптацион -ных способностей, позволяющая им успешно осуществлять служебно-профессиональную и учебную деятельность, а также конструктивно выстраивать межличностные взаимоотношения в рамках военного социума. Другими словами, профессионально-адаптационная физическая
подготовка способствует адаптации молодого человека к образовательной среде военизирован -ного учебного заведения средствами физической культуры [2].
По нашему мнению, физическая подготовка должна быть основой подготовки специалистов в военизированных учебных заведениях, иметь стройную и строго регламентированную систему, пронизывать все сферы жизнедеятельности курсантов.
Профессионально-адаптационная физическая подготовка находится на стыке общей и специальной физической подготовки, являясь логиче -ским продолжением одной и основанием для другой, при этом решая более широкий спектр задач, стоящий перед образовательным процес-
сом военизированного учебного заведения, не замыкаясь только в традиционных для физиче -ской культуры рамках — развития и совершенствования физических качеств человека.
Профессионально-адаптационная физическая подготовка решает и такие проблемы, как совершенствование всего учебного процесса путём улучшения восприятия и усвоения учебного материала, создание благоприятных условий для выстраивания межнациональных, межконфес-сиональных и межличностных взаимоотношений внутри курсантских коллективов через совмест -ную физкультурно-спортивную деятельность. Кроме того, вовлечением в регулярные занятия физическими упражнениями до 100% личного состава решается вопрос качественного проведе -ния свободного времени, досуга курсантов, не оставляя при этом времени, а главное желания на противоправные действия и деяния, вредные и пагубные привычки — курение, употребление наркотиков и алкоголя.
Но самое главное — совокупность всех по -ложительных факторов профессионально -
адаптационной физической подготовки поз во -ляет курсантам успешно подготовиться к из -бранной профессиональной деятельности, по -скольку в своей основе это процесс обучения, обогащающий индивидуальный фонд профес -сионально полезных двигательных умений и навыков, физических и непосредственно связанных с ними способностей, от которых пря -мо или косвенно зависит профессиональная дееспособность.
Параллельно с проверкой эффективности влияния профессионально-адаптационной физи-ческой подготовки на развитие физических ка -честв [1] мы подвергли проверке ёе влияние на успеваемость курсантов экспериментальной группы по учебным дисциплинам. С этой целью мы провели сравнительный анализ успеваемости экспериментальной и контрольной групп по всем изучаемым учебным дисциплинам на 1 курсе. В большей степени нас интересовали дисциплины, которые изучались весь учебный год.
Согласно графику учебного процесса в институте осуществляется текущий и итого -вый контроль уровня знаний курсантов путём проведения рубежных контролей и экзамена -ционных сессий. В течение одного семестра проводится два рубежных контроля, и его ло -гическим завершением выступает экзамена -ционная сессия. Используя данные, получен -ные в учебном отделе института, мы провели сравнительный анализ успеваемости курсан-тов по шести итогам учёта успеваемости во время рубежных и итоговых контролей. В первом семестре первый рубежный кон -
троль проходил в ноябре, второй рубежный контроль — в декабре и сессия — в феврале. Во втором семестре первый рубежный кон -троль проходил в апреле, второй — в июне и сессия — в июле. Аналитические данные сравнительного анализа успеваемости экспе-риментальной и контрольной групп представ -лены в таб лицах 1, 2.
Подводя итоги анализа успеваемости, мы можем отметить что в начале учебного года ус-
Анализ успеваемости курсан
певаемость курсантов экспериментальной и кон -трольной групп была примерно одинаковой. Средние баллы по учебным дисциплинам, полу -ченные в ходе анализа первого рубежного контроля, были статистически недостоверны (табл. 1). Данное обстоятельство позволяет нам гово -рить об однородности выбранных для исследо-вания групп.
Таблица 1
1 курса в начале исследования
№ п/п Учебные дисциплины Средний балл в группах Раз- ница в % 1эмп р
ЭГ КГ
(x±m) V0/ (х±т) V/
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Иностранный язык 3,45±0,06 19,2 3,41±0,06 17,1 1,2 0,456 >0,05
2. Физическая культура 3,75±0,06 16,0 3,71±0,06 15,3 1,1 0,416 >0,05
3. Высшая математика 3,14±0,04 12,7 3,15±0,04 11,5 0,3 0,233 >0,05
4. Информатика 3,28±0,05 15,0 3,35±0,05 14,9 3,4 0,746 >0,05
5. Химия 3,32±0,05 15,8 3,36±0,05 14,9 1,2 0,625 >0,05
6. Военная подготовка 3,12±0,03 11,4 3,14±0,04 12,8 0,6 0,410 >0,05
7. Автодело 3,27±0,05 14,9 3,21±0,04 12,7 1,8 0,995 >0,05
Несколько иначе выглядят итоги успеваемости в декабре месяце. По всем дисциплинам наблюдается рост среднего балла как в экспери-ментальной, так и контрольных группах. Успе-ваемость курсантов контрольной группы по ин -форматике и химии выше, чем в экспериментальной, хотя статистически достоверные результаты мы наблюдаем лишь по отечественной истории и первой медицинской помощи.
В конце первого семестра обучения экспериментальная группа показала значительное улучшение успеваемости по физической культуре в среднем на 3% (<0,05), по отечественной истории — 8,5% (<0,05), по химии — 3,5% (<0,05), начертательной геометрии — 3,6% (<0,05), военной подготовке — 4,7% (< 0,05). Ре -зультаты достоверны на уровне значимости 0,05. По другим предметам итоги статистически не -достоверны.
В следующем семестре несколько изменился список изучаемых предметов, но все основные интересующие нас предметы остались. Продол -
жается рост успеваемости в экспериментальной группе, это показали итоги рубежного контроля. Особенно по физической культуре — 4,9% (<0,05), высшей математике — 4,9% (< 0,05), во -енной подготовке — 4,7% (<0,05), автоделу — 3,3% (< 0,05), информатике — 1,4% (<0,05) и хи -мии — 0,3% (<0,05). Результаты достоверны на уровне значимости 0,05. По другим предметам итоги статистически недостоверны.
Следующее подведение итогов успеваемости проходило в июне. Оно показало, что успевае -мость экспериментальной группы практически по всем предметам превосходит контрольную в среднем от 1,8 до 7,8% (<0,05), но по некоторым дисциплинам итоги статистически недостоверны, хотя и в них та же тенденция — от 1,5 до 3,4% (>0,05).
В конце учебного года мы провели итоговый анализ успеваемости, который показал, что по всем изучаемым дисциплинам эксперименталь-ная группа превзошла контрольную и результаты являются статистически достоверными. Разница
составляла от 4,9 до 11,4% (<0,01), однако по товерны и разница составила 3,2% (>0,05) (табл.
химии данные были опять статистически недос- 2).
Т аблица 2
Итоговый анализ успеваемости курсантов 1 курса
№ п/п Учебные дисциплины Средний балл в группах Раз- ница в % 1эмп р
ЭГ КГ
(х±т) У% (х±т) У%
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Иностранный язык 3,78±0,06 17,2 3,35±0,05 14,3 11,4 5,393 < 0,01
2. Физическая культура 4,19±0,05 12,3 3,95±0,06 16,6 5,7 2,895 < 0,01
3. Высшая математика 3,74±0,06 16,2 3,41±0,05 14,5 8,8 4,334 <0,01
4. Информатика 3,69±0,06 15,5 3,51±0,05 14,3 4,9 2,522 <0,01
5. Химия 3,79±0,06 15,0 3,67±0,05 13,5 3,2 1,621 >0,05
6. В о енная по дго товка 3,72±0,06 17,2 3,39±0,05 15,6 8,9 4,076 < 0,01
7. Автодело 3,56±0,06 16,4 3,38±0,05 14,4 5,1 2,426 < 0,01
Проведённый анализ успеваемости пока -зал эффективность воздействия педагогиче-ской системы профессионально-адап -
тационной физической подготовки на учеб -ный процесс военизированных образователь-ных учреждений.
Также об эффективности воздействия этой системы свидетельствует динамика успев ае-мости экспериментальной и контрольной групп (рис. 1, 2).
Динамика успеваемости экспериментальной группы по всем предметам показывает постепен -ный прирост среднего балла, что к концу эксперимента составило: иностранный язык — 9,6 % (<0,05), физическая культура — 11,7% (<0,01), высшая математика — 19,1% (<0,01), информатика — 12,5% (<0,01), химия — 14,2% (< 0,01), военная подготовка — 19,2% (<0,01), автодело
— 8,9% (<0,05). Все результаты достоверны на уровне значимости 0,01 и 0,05. Экспериментальная группа по всем предметам превзошла контрольную (табл. 2). В контрольной группе тоже отмечается рост успеваемости, но не по всем предметам (по иностранному языку наблю -далось снижение успеваемости на 1,8% (>0,05)) и в сравнении с экспериментальной ниже, в среднем от 3,1% до 8,6% (<0,05).
Рассмотренная нами динамика успеваемости по учебным дисциплинам, изучаемым курсантами на 1 курсе, позволяет сделать вывод о существенном статистически достоверном влиянии профессионально-адаптационной физической
подготовки на улучшение усвоения учебного материала и, соответственно, успеваемости курсантов вузов МЧС России.
4
3,8
3,6
3,4
3,2
3
иностранным язык
3,45
3,41
3,46
3,51 • —
3,45
3,42
3,37
3,4
3,51
3,38
3,78
3,35
ноябрь декабрь февраль апрель июнь
июль
• экспериментальная группа
контрольная группа
Рис. 1. Динамика успеваемости по иностранному языку, физической культуре, высшей математике
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов Б.В., Гостев Г.Р. Влияние профессионально-адаптационной физической подго -товки на развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МЧС России // Культура физическая и здоровье. — 2012. — №6(42). — С. 53—56.
2. Кузнецов Б.В. Профессионально-адаптационная физическая подготовка, как основа успешной образовательной деятельности курсантов вузов МЧС России // Вестник Воронежского института МВД России. —2013. — №1. — С. 185—191.
3. Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях ВПО МЧС России (Утверждены зам. министра МЧС РФ А.П. Чуприяном 31.08.2011г.). — М.: ДКП МЧС России, 2011. — 61с.
4. Николаев С.В. Педагогические основы социализации военнослужащих в процессе физкультурно-спортивной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.04. — СПб., 2001. — 51с.
5. Татамиров М.Н. Содержание и структура готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности // Учёные записки университета имени П.Ф. Лес-гафта. — 2013. — № 3 (97). — С. 183—189.