остальные страны. Команда ГДР была также второй, после Советского Союза, на XXII летних Олимпийских играх в 1980 году в Москве, на всех последующих Олимпийских Играх, на крупнейших международных спортивных соревнованиях спортсмены ГДР всегда составляли острую конкуренцию всем участникам соревнований за золотые медали.
Этот пример, как нельзя убедительно подтверждает роль физической культуры и спорта в решении важных государственных задач.
В данной статье не делается попытка раскрыть весь спектр проблем, связанных с рассмотрением высказанного предложения, а выносится на обсуждения широкой аудитории вопрос о рассмотрении духовно-нравственного и физического здоровья нации, как одного из национальной идеи России.
Контактная информация: chistiakov52@mail.ru
Статья поступила в редакцию 16.05.2015.
УДК 796.011
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-АДАПТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ОСНОВА УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ ВУЗОВ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ РОССИИ
Любовь Николаевна Акулова, доктор педагогических наук, профессор, Воронежский государственный педагогический университет (ВГПУ), Борис Вячеславович Кузнецов, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский институт государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ВИ ГПС МЧС России)
Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы адаптации курсантов к образовательной среде военизированных вузов. Предполагается, что занятия физическими упражнениями могут способствовать преодолению трудностей адаптационного периода. Предлагается авторская методика профессионально-адаптационной физической подготовки. Раскрываются её элементы. Показываются отличия профессионально-адаптационной физической подготовки от традиционной системы физической подготовки курсантов. Приводятся результаты формирующего педагогического эксперимента, направленного на изучение влияния профессионально-адаптационной физической подготовки на учебно-профессиональную деятельность курсантов вузов МЧС России.
Ключевые слова: профессионально-адаптационная физическая подготовка, адаптация, учебно-профессиональная деятельность, анализ успеваемости, динамика успеваемости.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p13-18
PROFESSIONALLY-ADAPTIVE PHYSICAL TRAINING AS THE BASIS OF SUCCESSFUL ADAPTATION OF CADETS TO EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITIES OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES OF RUSSIA
Lyubov Nikolaevna Akulova, the doctor of pedagogical sciences, professor, Voronezh State Pedagogical University, Boris Vyacheslavovich Kuznetsov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Voronezh Institute of the State Fire Fighting Service of EMERCOM of Russia
Annotation
In this article describes the problems of adaptation of cadets to the educational environment of military higher educational institutions. It is assumed that physical exercises can help to overcome the difficulties of the adaptation period. Offered the author's technique of professionally-adaptive physical training. Describes its elements. Shows the difference a professionally-adaptive physical training from the traditional system of physical training of cadets. The results of forming pedagogical experiment aimed at
studying the influence of professional adaptation of physical training in educational and professional activity of cadets of EMERCOM higher educational institutions of Russia.
Keywords: professionally-adaptive physical training, adaptation, educational and professional activity, analysis and dynamics of academic achievement.
ВВЕДЕНИЕ
В процессе формирования личности будущего военного специалиста на первое место выступает его способность адаптации к изменяющимся условиям служебно-профессиональной деятельности. Особенно это проявляется на первом этапе профессионального становления, а именно в процессе обучения в стенах ведомственного образовательного учреждения. Условия жизнедеятельности в таком учебном заведении сильно отличаются от прежнего образа жизни курсантов. Это в первую очередь: жёсткий распорядок дня, ограничение свободы передвижения, ношение форменной одежды, соблюдение субординации, нахождение в замкнутом коллективе, высокие физические нагрузки и др. Всё это накладывает отпечаток на формирование личности вчерашнего школьника и вызывает необходимость педагогического сопровождения процесса вхождения молодого человека в образовательную среду военного вуза, адаптации к изменившимся условиям [1; 4; 5].
Немаловажную роль в этом процессе играет физическая культура. Грамотно подобранные и применяемые физические упражнения по нашему мнению способствуют успешной адаптации курсантов к образовательной среде ведомственных образовательных учреждений. В научной литературе к настоящему времени накоплен значительный потенциал знаний, необходимый для постановки и решения адаптации. Однако проблема адаптации курсантов к образовательной среде вузов МЧС России специально не изучалась.
Мы полагаем, что адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу может осуществляться более эффективно на основе методики профессионально-адаптационной физической подготовки.
МЕТОДИКА
Профессионально-адаптационная физическая подготовка - это строго регламентированная система специализированных занятий физическими упражнениями, направленная на гармоничное развитие и совершенствование физических и психических качеств, адаптационных способностей курсантов первых курсов военизированных учебных заведений, позволяющая им успешно осуществлять служебно-профессиональную и учебную деятельность, а так же конструктивно выстраивать межличностные взаимоотношения в рамках военного социума [2].
Система профессионально-адаптационной физической подготовки включает следующие элементы: утреннюю физическую зарядку; учебные занятия по физической культуре; учебно-тренировочные занятия по культивируемым видам спорта; индивидуальные занятия физическими упражнениями под руководством преподавателя; самостоятельные занятия физическими упражнениями; физкультминутку (физкультпаузу) во время аудиторных занятий по теоретическим дисциплинам и занятий самостоятельной подготовкой; физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия; попутную физическую тренировку; вечернюю прогулку [3].
Различия в формах проведения и в содержании между предлагаемой профессионально-адаптационной физической подготовкой (ПАФП) и традиционной системой физической подготовки (ФП) показаны в таблице 1. Вечерняя прогулка не является формой физической подготовки, но является обязательным элементом системы профессионально-адаптационной физической подготовки. Практика показывает, что снижение двигательной активности в вечернее время суток перед отходом ко сну, одновременно с повышением этой активности в течение всего дня благотворно влияет не только на разви-
тие и совершенствование физических качеств, но и на уровень адаптационных способностей индивида.
Таблица 1
Отличия профессионально-адаптационной физической подготовки _от традиционной физической подготовки_
Формы ФП ПАФП Традиционная ФП
Утренняя физическая зарядка Проводится по специальной методике: выполняются комплексы вольных упражнений, ходьба и бег продолжительностью 30 мин. Проводится по стандартной методике: выполняются общеразвивающие упражнения, ходьба и бег продолжительностью до 30 мин.
Учебные занятия по физической культуре Проводятся по специально разработанной учебной программе (всего - 400 часов) с использованием в каждом занятии спортивных и подвижных игр. Периодически выполняются упражнения в боевой форме одежде пожарного. Проводятся по стандартной учебной программе (всего - 400 часов), только в спортивной форме.
Физкультминутка Проводится во время учебных занятий и самоподготовки по специальной методике. Не проводится
Самостоятельные занятия физическими упражнениями Проводятся по специальной методике с ежемесячным письменным отчётом курсанта о проделанной работе. Охватывают около 20% курсантов. Никак не учитываются и не контролируются.
Индивидуальные занятия физическими упражнениями под руководством преподавателя. Проводятся по специальной индивидуальной программе в течение всего учебного года. Носят преимущественно общефизическую направленность. Охватывают около 20% курсантов. Проводятся только с курсантами, которые получили неудовлетворительные оценки на учебных занятиях по физической культуре. Не являются обязательными.
Учебно- тренировочные занятия в группах спортивного совершенствования Проводятся по культивируемым видам спорта под руководством тренеров. Охватывают около 60% курсантов. Проводятся по культивируемым видам спорта под руководством тренеров. Охватывают около 30% курсантов.
Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия Проводятся каждые выходные и праздничные дни. Охватывают до 100% курсантов. Проводятся один раз в месяц. Участвуют только желающие.
Попутная физическая тренировка Проводится с определёнными целевыми установками при передвижении учебной группы из одного учебного корпуса в другой, планируется вместе с практическими занятиями, проводимыми за территорией института. Не проводится.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе Воронежского института ГПС МЧС России в период с 2006 по 2014 гг. и было разделено на четыре этапа.
Первый этап (2006-2007 гг.). Проведён подбор необходимой литературы по теме исследования, проанализированы и обобщены: научно-методическая литература отечественных и зарубежных авторов по проблеме адаптации обучаемых к образовательной среде высших учебных заведений как гражданских, так и военизированных; учебно-нормативная документация по дисциплинам «Физическая культура», «Пожарно-строевая подготовка» и «Подготовка газодымозащитника»; документация по физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе; распорядок дня Воронежского института государственной противопожарной службы МЧС России.
Второй этап (2007-2009 гг.). Проведён констатирующий педагогический эксперимент, задачей которого было определить уровень адаптированности курсантов первого курса Воронежского института ГПС МЧС России к образовательному процессу путём педагогического наблюдения и тестирования. Кроме того, были проанализированы итоги вступительных испытаний абитуриентов, текущей и итоговой успеваемости курсантов по предметам, изучаемым на первом курсе, а также планов и отчётов кураторов учебных
групп и командиров строевых подразделений о проведенной воспитательной работе в учебно-строевых подразделениях. Также был определён уровень физического развития, общей и профессионально-прикладной физической подготовленности курсантов. В серии лабораторных экспериментов исследовалось влияние ряда форм и средств физической культуры на процесс адаптации курсантов к образовательному процессу в военизированных учебных заведениях.
Третий этап (2009-2011 гг.). Проведен формирующий педагогический эксперимент, в котором была экспериментально обоснована эффективность методики профессионально-адаптационной физической подготовки, направленной на развитие профессионально-значимых физических качеств, но и на развитие адаптационных способностей курсантов, а также на формирование у них сознательной потребности в регулярных самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Для этого было отобрано восемь штатных учебных групп. Четыре группы (общей численностью 107 человек) были экспериментальными и четыре (общей численностью 105 человек) - контрольными, которые занимались по типовому учебному плану и выполняли типовой распорядок дня. В общей сложности в исследовании принимало участие 212 человек в возрасте от 17 до 20 лет.
Четвёртый этап (2011-2014 гг.). Проведена статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы и анализ полученных данных.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Влияние профессионально-адаптационной физической подготовки на учебно-профессиональную деятельность, на взаимоотношения внутри курсантских коллективов, а также на развитие и совершенствование физических и профессионально важных личностных качеств было проверено во время проведения формирующего эксперимента. Результаты эксперимента показали:
1. Реализация методики профессионально-адаптационной физической подготовки позволяет обеспечить устойчивое развитие и совершенствование физических качеств курсантов первого курса. Так, за два месяца ее проведения среднегрупповой результат в контрольных испытаниях, характеризующих развитие профессионально важных физических качеств курсантов экспериментальной группы (бег 100 м, челночный бег 10*10 м, бег 1000 м, сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание на перекладине, кросс 5 км, подъём по штурмовой лестнице, преодоление полосы препятствий пожарного), увеличился на 0,7^8,3%, через четыре месяца - на 2,6^10,1%, а в конце учебного года - на 3,7^16,0% . В конце эксперимента во всех восьми тестах среднегрупповые значения выросли статистически достоверно (р<0,01), за исключением показателей в подъёме по штурмовой лестнице (р<0,05). При этом к концу учебного года по всем восьми показателям тестирования экспериментальная группа превзошла контрольную, в том числе: в беге на 100 м - на 4,6%, в челночном беге 10*10 м - на 1,9%, в беге на 1000 м - на 6,1%, в сгибании-разгибании рук в упоре лёжа - на 6,1%, в подтягивании на перекладине - на 5,4%, в кроссе на 5 км - на 1,2%, в тесте «Подъём по штурмовой лестнице» - на 1,9% и в тесте «Полоса препятствий пожарного» - на 5,3%. Статистические различия достоверны (р<0,01).
2. Результаты оценки профессионально важных личностных качеств курсантов экспериментальной и контрольной групп выявили существенные положительные сдвиги в показателях экспериментальной группы по сравнению с контрольной: по дисциплинированности - на 28,2%, по успешности в обучении - на 23,5%, по состоянию здоровья -на 20,5%, по активности в выполнении служебных обязанностей - на 14,5%. Статистические различия достоверны (р<0,01). Данные о заболеваемости за учебный год показали, что в контрольной группе заболевших было больше, чем в экспериментальной группе на 82%, а в самый неблагоприятный по погодным условиям месяц - февраль эта разница составила 150%.
3. Результаты исследования динамики развития неформальных взаимоотношений в курсантском коллективе показали, что в экспериментальной группе сложились деловые, более дружеские отношения, чем в контрольной. В течение учебного года из контрольной группы по различным причинам было отчислено 5 человек (в основном из-за проблем межличностных взаимоотношений и выполнения служебных обязанностей), а из экспериментальной группы отчислений не было. По показателям проблемности контрольная группа также оказалась существенно хуже экспериментальной: по количеству межличностных конфликтов, нарушений дисциплины, невыполнений служебных обязанностей, правонарушений, несоблюдения субординации.
4. Использование профессионально-адаптационной физической подготовки положительно повлияло и на динамику успеваемости курсантов. В экспериментальной группе по всем предметам наблюдался постепенный рост среднего балла, который к концу эксперимента составил: иностранный язык - 9,6%, физическая культура - 11,7%, высшая математика - 19,1%, информатика - 12,5%, химия - 14,2%, военная подготовка -19,2%, автодело - 8,9%. В контрольной группе также отмечен рост успеваемости, но он ниже, чем в экспериментальной, а именно: физическая культура - 6,5%, высшая математика - 8,3%, информатика - 4,8%, химия - 9,2%, военная подготовка - 8,0%, автодело -5,3%, а по дисциплине иностранный язык наблюдалось снижение успеваемости на 1,8%. Сравнительный анализ показал, что экспериментальная группа превзошла контрольную по всем предметам: по иностранному языку - в среднем на 11,4%, по физической культуре - на 5,7%, по высшей математике - на 8,8%, по информатике - на 4,9%, по военной подготовке - на 8,9%, по автоделу - на 8,9% и по химии - на 3,2% .
ВЫВОДЫ
Межличностные конфликты, возникающие особенно часто на начальном этапе служебной и военно-профессиональной деятельности курсантов первых курсов, отражают низкий уровень их адаптированности к новой образовательной и социальной среде. Они могут быть нивелированы средствами физической культуры, которые при целенаправленном их планировании помогают улучшить межличностные взаимоотношения внутри учебно-строевых подразделений, способствуют ускорению адаптации курсантов к образовательному процессу.
Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу может осуществляться более эффективно на основе методики профессионально-адаптационной физической подготовки, которая включает: цель, задачи, формы, средства и организацию занятий, которые направлены на создание положительной мотивации к обучению курсантов первого курса, на обеспечение положительного межличностного климата внутри учебных подразделений и повышение адаптационных способностей курсантов в изменяющемся служебно-профессиональном социуме.
Методика профессионально-адаптационной физической подготовки, разработанная с учётом влияния физических упражнений на учебную и служебно-профессиональную деятельность курсантов и апробированная на практике, в отличие от традиционной системы физической подготовки, позволяет повысить уровень развития профессионально важных физических качеств, положительно влияет на динамику успеваемости и дисциплинированность, приводит к снижению заболеваемости, межличностных конфликтов и правонарушений среди курсантов, способствует улучшению процесса адаптации курсантов первого курса к образовательной среде военизированных учебных заведений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскин, Ю.Г. Развитие теории и практики адаптивного обучения и педагогического контроля в вузах ГПС МЧС России / Ю.Г. Баскин, С.М. Долгополов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2011. - № 4 (20) - С. 193-198.
2. Кузнецов, Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере Воронежского института ГПС МЧС России) : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Б.В. Кузнецов. - СПб., 2015. - 24 с.
3. Кузнецов, Б.В. Профессионально-адаптационная физическая подготовка, как основа успешной образовательной деятельности курсантов вузов МЧС России / Б.В. Кузнецов // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - № 1.- С. 185-191.
4. Татамиров, М.Н. Содержание и структура готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к военно-профессиональной деятельности / М.Н. Татамиров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 183-189.
5. Шленков, А.В. Совершенствование профессионально важных физических качеств курсантов образовательных учреждений МЧС России / А.В. Шленков, В.Н. Вавилкин, М.С. Васильева // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. - 2013. - № 4 (21). - С. 9-15.
REFERENCES
1. Baskin, Yu.G. and Dolgopolov, S.M. (2011), "The development of the theory and practice of adaptive learning and pedagogical control in universities of EMERCOM of Russia", Problems of techno-sphere risk management, Vol. 20, No. 4, pp. 193-198.
2. Kuznetsov, B.V. (2015), Adaptation of first-year cadets to the educational process of paramilitary educational establishments ofphysical culture (on the example of Voronezh Institute of state fire-fighting service of EMERCOM of Russia), dissertation, St. Petersburg.
3. Kuznetsov, B.V. (2013), "Professionally-adaptive physical training as the foundation of a successful educational activity of cadets of universities of EMERCOM of Russia", Messenger of Voronezh Institute ofthe Ministry of the Interior ofRussia, No. 1, pp. 185-191.
4. Tatamirov, M.N. (2013), "The content and structure of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of the interior of Russia for the military profession", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 97, No. 3, pp. 183-189.
5. Shlenkov A.V., Vavilkin V.N. and Vasilyeva M.S. (2013), "The improvement of professionally important physical qualities of cadets of educational institutions of EMERCOM of Russia", Psychological and pedagogical safety problems of human security and society, Vol. 21, No. 4, pp. 9-15.
Контактная информация: lu56@inbox.ru
Статья поступила в редакцию 16.05.2015.
УДК 796.8
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СНИЖЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ И ИЗМЕНЕНИЙ РЕГЛАМЕНТА ПОЕДИНКОВ В ГРЕКО-РИМСКОЙ И ВОЛЬНОЙ
БОРЬБЕ
Роман Николаевич Апойко, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург))
Аннотация
В статье представлены результаты системно-исторического анализа эволюционных тенденций снижения продолжительности и изменений регламента поединков борцов в греко-римской и вольной борьбе. Выявлено, что за период более чем 100-летнего развития спортивной борьбы время поединков многократно сокращалось, а регламент борьбы претерпевал значительные изменения. Эти изменения преимущественно являлись результатом постоянного увеличения числа участников соревнований и объяснялись необходимостью приспособления к требованиям повышения интенсивности и зрелищности поединков борцов. Однако далеко не всегда сокращение времени и изменения регламента схватки приводили к позитивным последствиям и даже, наоборот, снижали эффективность и результативность технико-тактических действий борцов. В настоящее время, после принятия последних правил соревнований по борьбе в 2013 году, регламент поединков борцов составляет 6 минут, включая 2 периода по 3 минуты с 30-секундным перерывом, и весьма близок к