профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, иммунной, нервной и эндокринной систем человеческого организма [4].
Целью данного исследования явилось определение влияния музыки различных направлений на умственную работоспособность школьников.
Методика. В качестве экспериментальных групп были выбраны ученики 7-х, 8-х, 10-х классов МОУ «Шахтёрская гимназия». Для определения объема выборки (количества учащихся в каждой экспериментальной группе) была использована формула Бланта:
2(Л+5)2+52
N =
шрр2
где N - рекомендуемый объем выборки для каждой группы, 8 - среднее квадратичное отклонение анализируемого признака,
БГРБ - значение эффекта (различия между средними значениями), которое предполагается выявить, А - константа, зависящая от уровня значимости, В - константа, зависящая от мощности критерия [5].
Для выявления различий в 5 единиц (БГРР=5) с 80% мощностью (В=0,84) на 5% уровне значимости (А=1,96), принимая среднее квадратичное отклонение равным 5 единицам (8=5), минимальный рекомендуемый объем выборки равен 16. Итак, общее минимальное количество участников исследования - 48 человек. Поскольку участники могли выбыть из исследования, было решено сформировать экспериментальную группу в количестве 54 человек.
Перед началом исследования родители (законные представители) учащихся, желающих принять участие в исследовании, ознакомились с условиями проведения опыта и подписали согласие на участие их ребенка в данном эксперименте. Далее были сформированы экспериментальные группы, вопреки музыкальным предпочтениям обучающихся (школьники, которые любят слушать классические произведения, в ходе эксперимента прослушивали рок-музыку, поклонники направления «поп» слушали классику, а «рокеры» подверглись влиянию композиций поп-музыки). Всего эксперимент длился 28 дней, что составляет полноценный курс музыкальной терапии. Композиции обучающиеся прослушивали в домашних условиях каждый день в течение 20 минут: столько может длиться сеанс музыкальной терапии согласно данным литературы [6].
Методика проведения исследования имела динамический характер: оценка уровня умственной работоспособности проводилась в начале эксперимента, по истечении 14 календарных дней и в конце эксперимента. Описанная методика помогла изучить изменение умственной работоспособности под влиянием музыки определенного направления в динамике.
Умственная работоспособность оценивалась по трем критериям: внимание (оценивалось при помощи методики «Числовой квадрат»), кратковременная («метод Джекобса») и оперативная память (одноименная методика). Для того чтобы определить, достоверно ли отличаются показатели функций памяти и внимания, целесообразно было провести статистическое сравнение полученных показателей в пределах одной исследуемой группы в течение всего эксперимента. Для этого использовалась лицензионная компьютерная программа ММ81а1 Для оценки достоверности отличий показателей тестов, характеризующих память и внимание, использовались попарные сравнения с использованием коэффициента Вилкоксона для связанных выборок на уровне значимости р=0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. При статистической обработке результатов теста на уровень кратковременной памяти в экспериментальной группе «Классика» были выявлены достоверные отличия между значениями первого и второго тестов на уровне значимости р = 0,017 (рис. 1, А), теста №1 и №3 на уровне значимости р = 0,014 (рис. 1, Б). Причем объем кратковременной памяти оказался значительно больше при проведении второго (8,25 балла) и третьего (9 баллов) тестов соответственно. Это позволяет говорить о благоприятном влиянии классики на человеческий организм, что соответствует данным литературы.
Ни одно попарное сравнение результатов тестирования в экспериментальной группе «Поп» не показало достоверных отличий между средними значениями результатов теста (р>0,05). Это позволяет говорить о том, что влияние поп -музыки на умственную работоспособность слишком мало или вообще отсутствует.
10 8 6 4 2 0
7.275 8.25
■ 1
■
■
1 1
Тест №1 Тест №2
А Б
Рис.1 Объем кратковременной памяти в исследуемой группе «Классика» во время теста №1 и теста №2 (А), теста №1 и
теста №3 (Б)
Статистическое сравнение результатов теста на объем кратковременной памяти в группе «Рок» показало, что средние значения тестов №1 и №3 достоверно отличаются (р = 0,001), причем объем кратковременной памяти оказался выше при анализе результатов третьего теста (рис. 2).
10
я 8 8 ■
с 6 ■
л 4 ■
9 2 ■
п 0 1
Тест №1 Тест №3
Рис.2 Объем кратковременной памяти в исследуемой группе «Рок» во время теста №1 и теста №3
Статистический анализ результатов тестирования на объем оперативной памяти в данной группе показал, что средние значения тестов №1 и №2 достоверно отличаются на уровне значимости р = 0,029. В данном сравнении объем оперативной памяти оказался достоверно выше при проведении второго теста (рис. 3). Музыка рок-направления благоприятно влияет на кратковременную и оперативную память, что несколько противоречит ранее опубликованным работам по данному вопросу.
40 зп 27.65
20 10 0 25 44 Тест №1 Тест №2
Рис. 3 Объем оперативной памяти в исследуемой группе «Рок» во время теста №1 и теста №2
Чтобы сравнить влияние музыки различных направлений на умственную работоспособность, было проведено статистическое сравнение показателей, характеризующих одну и ту же составляющую умственной работоспособности при проведении одного и того же теста, но в разных исследуемых группах. В результате сравнения результатов теста №2 и теста №3 было выявлено, что достоверно отличаются только лишь показатели, характеризующие уровень внимания в исследуемых группах «Классика» и «Поп», данный показатель оказался достоверно выше в группе «Классика» на уровне значимости р = 0,007 (рис. 4, А) и р = 0,038 (рис. 4, Б) соответственно.
10 8 6 4 2 0
"Классика" "Поп"
А Б
Рис. 4 Уровень внимания учащихся в исследуемых группах «Классика» и «Поп», выявленный при проведении теста №2
(А) и теста №3 (Б)
Выводы. Музыка - тот универсальный язык, который доступен людям во всем мире, независимо от того, какой язык они считают родным и в какой стране живут. Только музыка обладает столь поразительной способностью объединять людей, окутывать всех общим настроением. Что же касается ее влияния на организм человека, в частности, на умственную работоспособность, то в результате данного было выявлено, что:
• Уровень внимания в наименьшей степени зависит от прослушивания тех или иных музыкальных композиций;
• Классическая музыка и музыка рок-направления позитивно влияют на объем кратковременной памяти в течение 14 и 28 дней соответственно;
• Влияние поп-музыки на умственную работоспособность минимально или вообще отсутствует;
• Оперативная память способна улучшаться под влиянием рок-музыки в течение 14 календарных дней.
В результате статистического сравнения влияния музыки различных направлений на умственную работоспособность установлено, что классическая музыка благоприятнее влияет на уровень внимания учащихся, чем поп-музыка, а остальные показатели подвержены схожему влиянию музыки разных направлений. Литература
1. Леер Е.И. Зверева С.В. Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14-16 лет // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 310-318
2. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проспект; Трикста, 2008. - 400 с.
3. Романова Е. А., Павлова В. И., Романова А. Н. Динамика умственной работоспособности в течение пятилетнего обучения в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2010. - № 37. С. 23-25
4. Пуляевская О.В. Проблема влияния музыкального воздействия на здоровье человека // Современные наукоемкие технологии. - 2004. - № 6. С. 98-98
5. Лях Ю.Е., Гурьянов В.Г., Хоменко В.Н., Панченко О.А. Основы компьютерной биостатистики: анализ информации в биологии, медицине и фармации статистическим пакетом MedStat. - Донецк: Папакица Е.К., 2006
6. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2003. - 208 с.
УДК 618.346-008.811.1
ОСОБЕННОСТИ АНАМНЕЗА, ТЕЧЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ ПРИ МНОГОВОДИИ Ветрова А. В.
Научный руководитель - к. м. н., ассистент Недосейкина М. С.
Гомельский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, 246000, Гомель, ул. Ланге, 5 boofee@yandex. ru - Ветрова Анастасия Владимировна
Резюме. Проведен ретроспективный анализ историй родов женщин с многоводием. При сравнительном анализе не было выявлено значимых различий по течению беременности и родов, имеется тенденция к увеличению осложнений неонатального периода у детей, чьи матери имели многоводие во время беременности (р=0,05). Ключевые слова. Многоводие, течение беременности, роды.
FEATURES OF ANAMNESIS, COURSE OF PREGNANCY AND ACCOUCHEMENT WITH POLYHYDRAMNIOS
Vetrova A. V.
Scientific adviser - Candidate of medicine, assistantprofessor Nedoseikina M. S.
Gomel State Medical University,
5, Lange St., Gomel, 246000, Republic of Belarus
Abstract. A retrospective analysis of case histories of women with polyhydramnios was carried out. A comparative analysis did not reveal significant differences in the course of pregnancy and childbirth. There is a tendency to increased complications of the neonatal period in children whose mothers had polyhydramnios during pregnancy (p=0.05). Key words: polyhydramnios, pregnancy, accouchement
Введение. Амниотическая жидкость защищает плод от механических повреждений, создает условия для его движения и предупреждает от развития контрактур между амнионом и частями плода, создает условия для развития легких и правильного расположения плода в полости матки. В настоящее время наблюдается рост интереса к патологии амниотической жидкости, так как имеется теория о главенствующей роли микроокружения в жизнеобеспечении эмбриона / плода. Одной из малоизученных проблем в акушерстве является полигидрамнион или многоводие -патологическое состояние при беременности, характеризующееся избыточным накоплением околоплодных вод, которое превышает 1,5 л [1]. Факторы риска возникновения многоводия до сих пор достоверно не изучены [2]. Целью настоящей работы явилось выявление особенностей течения беременности и родов у женщин с многоводием. Методика. Проведен ретроспективный анализ 60 историй родов ГУЗ ГГКБ №2 за 2015 год. Основную группу составили 30 женщин, чьё течение беременности осложнилось многоводием, а также их новорожденные. Критерий включения в основную группу наличие многоводия во время данной беременности при амниотическом индексе более 200 мм. В группу сравнения вошли 30 женщин с физиологически протекающей беременностью и их дети. Критерием включения в группу сравнения было отсутствие диагностированной патологии количества околоплодных вод в период настоящей беременности. В группах изучали возраст беременных, акушерско-гинекологический анамнез (паритет беременности и родов), течение настоящей беременности и родов, а также состояние здоровья детей в раннем неонатальном периоде.
Для описания количественных признаков, имеющих нормальное распределение, использовали среднее арифметическое и стандартное отклонение (M±SD), для их сравнения использовали критерий Стьюдента (Т). Качественные признаки описывали с помощью доли и ошибки доли ^±sp%). Частоту встречаемости качественных признаков оценивали с
помощью критерия х2 и точного критерия Фишера (ТКФ). Результаты считали значимыми при p<0,05. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы «MedCalc 10.2.0.0» (MedCalc, Mariakerke, Belgium). Результаты исследования и их обсуждение. Возраст обследуемых находился в пределах от 21 до 38 лет. Средний возраст в основной группе составил 29,4±4,8 года, в группе сравнения - 27,8±4,7 года (Т=0,5, р=0,6). Данная беременность была первая у 7 (23,3±7,7%) женщин с многоводием и у 7 (23,3±7,7%) пациенток группы сравнения, первородящими были 10 (33,3±8,6%) женщин основной группы и 8 (26,7±8,1%) при физиологической беременности. При анализе течения беременности выявлены заболевания респираторного тракта (ОРИ, тонзиллит), гинекологическая патология (вагинит), патология мочевыделительного тракта (пиелонефрит), данные представлены в таблице 1. Инфекции, передаваемые половым путем, а также бактериальный вагиноз, у пациенток двух групп не диагностированы. Средний уровень глюкозы крови в основной группе составил 4,4 ммоль/л против 4,3 ммоль/л в группе сравнения.
Таблица 1 - Осложнения течения беременности у женщин основной группы и группы сравнения, п (р±sp%).
Признак Основная группа (n=30) Группа сравнения (n=30) Статистическая значимость
Вагинит 11 (36,7±8,8%) 10 (33,3±8,6% х2 =0; р=1
ОРИ 4 (13,3±6,1%) 11 (36,7±8,8%) X2 =3,2; р=0,07
Тонзиллит 4 (13,3±6,1%) - ТКФ, р=0,11
Пиелонефрит 2 (6,7±4,7%) 1 (3,3±3,1%) х2 =0; р=1
Анемия I-II степени 7 (23,3±7,7%) - ТКФ, р=0,01
Все женщины основной группы во время беременности получали антибиотикотерапию по причине многоводия. В основной группе имело место родоразрешение путем операции кесарево сечения в 3 (10 ±5,5%) случаях, из которых 2 (6,7±4,7%) родов были преждевременными.
У первой беременной роды вторые, преждевременные на сроке 33-34 недели. Двойня диамниотическая, дихориональная. у обоих плодов выявлено многоводие: Индекс амниотической жидкости (ИАЖ) составил 271 и 252, соответственно. У второй пациентки роды первые, преждевременные на сроке 36-37 недель, диагностирована хроническая плацентарная недостаточность, задержка роста плода 1 степени. В группе сравнения все беременности закончились физиологическими срочными родами. Послеродовой период у родильниц двух групп протекал без особенностей.
Средняя масса детей основной группы составила 3548±446 грамм, а в группе сравнения - 3448±240 грамм. У 8 (26,7±8,1%) детей основной группы ранний неонатальный период протекал с осложнениями, потребовавших увеличение пребывания детей в стационаре в отличие от детей группы сравнения, у которых имело место физиологическое течение данного периода (ТКФ, р=0,05).
Заключение. В ходе исследования выявлено, что у пациенток с многоводием и у женщин с нормальными значениями уровня околоплодных вод значимых различий в течение беременности и родов не выявлено. Тем не менее отмечена тенденция к увеличению осложненного течения раннего неонатального периода у детей, у матерей которых во время беременности диагностировано многоводие (26,7%; р=0,05). Полигидрамнион является фактором риска преждевременных родов, а также осложненного течения раннего неонатального периода у детей, что требует тщательного наблюдения за течением беременности и состоянием плода и дифференцированного подхода к ведению беременности и родов при различных причинах. Мы в ходе собственного исследования столкнулись с так называемым идиопатическим многоводием, так как у всех пациенток уровень гликемии был приблизительно равен и не превышал допустимые значения для соответствующего триместра. Не было диагностировано внутриутробных инфекций и пороков развития у новорожденных. Выявление данной формы многоводия при исключении остальных причин позволило бы снизить количество врачебных вмешательств и применение лекарственных средств во время беременности до минимума. Литература
1. Течение беременности и родов у женщин с многоводием / М. Ф. Киселевич [и др.]. // Научные ведомости. -2013. - № 25. - С. 137-140.
2. Büchel, J. Differentialdiagnostik und Therapie. Das Polyhydramnion / J. Büchel, G. Manegold-Brauer // info@gynäkologie. - 2015. - Vol. 4. - S. 16-18.
УДК 618.36-007.274
РЕЗУЛЬТАТЫ РОДОРАЗРЕШЕНИЯ ЖЕНЩИН С ИСТИННЫМ ПРИРАЩЕНИЕМ ПЛАЦЕНТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭМБОЛИЗАЦИИ МАТОЧНЫХ АРТЕРИЙ ИЛИ БЕЗ НЕЕ Власова К.С.
Научный руководитель: к.м.н., доцент Фомина И. В.
ФГБОУ ВО Тюменский ГМУМинздрава России, кафедра акушерства и гинекологии. Адрес: ул. Одесская, 54, Тюмень, Тюменская обл., 625023. E-mail: [email protected] Kseniya [email protected] - Власова Ксения Сергеевна
Резюме. Статья посвящена вопросам диагностики, способам и результатам родоразрешения женщин с аномалией прикрепления плаценты. Описаны ультразвуковые признаки приращения плаценты, осложнения беременности, исходы