Научная статья на тему 'Влияние музыки различных направлений на умственную работоспособность школьников'

Влияние музыки различных направлений на умственную работоспособность школьников Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
2027
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКА / MUSIC / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / MUSICAL THERAPY / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / MENTAL WORKABILITY / ВНИМАНИЕ / ATTENTION / ПАМЯТЬ / MEMORY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Вельма К. М.

Данное исследование посвящено вопросу влияния музыки таких направлений, как классика, рок и поп, на функции памяти и внимания учащихся 7-х, 8-х и 10-х классов. Изменения умственной работоспособности фиксировались у 54 человек. Выявлено положительное влияние классики на кратковременную память, рок-музыки на кратковременную и оперативную память. Используя результаты данной работы, возможно повышение эффективности умственной деятельности школьников с минимальными затратами времени при помощи прослушивания музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF DIFFERENT TYPES MUSIC ON MENTAL WORKABILITY OF PUPILS

This study is devoted to the influence of music in such areas as classics, rock and pop, on the memory and attention functions of pupils of the 7th, 8th and 10th grades. Changes in mental capacity were recorded in 54 people. The positive influence of classics on short-term memory, rock music on short-term and operative memory is revealed. Using the results of this work, it is possible to increase the effectiveness of mental activity of schoolchildren with minimal time spent by listening to music.

Текст научной работы на тему «Влияние музыки различных направлений на умственную работоспособность школьников»

профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, иммунной, нервной и эндокринной систем человеческого организма [4].

Целью данного исследования явилось определение влияния музыки различных направлений на умственную работоспособность школьников.

Методика. В качестве экспериментальных групп были выбраны ученики 7-х, 8-х, 10-х классов МОУ «Шахтёрская гимназия». Для определения объема выборки (количества учащихся в каждой экспериментальной группе) была использована формула Бланта:

2(Л+5)2+52

N =

шрр2

где N - рекомендуемый объем выборки для каждой группы, 8 - среднее квадратичное отклонение анализируемого признака,

БГРБ - значение эффекта (различия между средними значениями), которое предполагается выявить, А - константа, зависящая от уровня значимости, В - константа, зависящая от мощности критерия [5].

Для выявления различий в 5 единиц (БГРР=5) с 80% мощностью (В=0,84) на 5% уровне значимости (А=1,96), принимая среднее квадратичное отклонение равным 5 единицам (8=5), минимальный рекомендуемый объем выборки равен 16. Итак, общее минимальное количество участников исследования - 48 человек. Поскольку участники могли выбыть из исследования, было решено сформировать экспериментальную группу в количестве 54 человек.

Перед началом исследования родители (законные представители) учащихся, желающих принять участие в исследовании, ознакомились с условиями проведения опыта и подписали согласие на участие их ребенка в данном эксперименте. Далее были сформированы экспериментальные группы, вопреки музыкальным предпочтениям обучающихся (школьники, которые любят слушать классические произведения, в ходе эксперимента прослушивали рок-музыку, поклонники направления «поп» слушали классику, а «рокеры» подверглись влиянию композиций поп-музыки). Всего эксперимент длился 28 дней, что составляет полноценный курс музыкальной терапии. Композиции обучающиеся прослушивали в домашних условиях каждый день в течение 20 минут: столько может длиться сеанс музыкальной терапии согласно данным литературы [6].

Методика проведения исследования имела динамический характер: оценка уровня умственной работоспособности проводилась в начале эксперимента, по истечении 14 календарных дней и в конце эксперимента. Описанная методика помогла изучить изменение умственной работоспособности под влиянием музыки определенного направления в динамике.

Умственная работоспособность оценивалась по трем критериям: внимание (оценивалось при помощи методики «Числовой квадрат»), кратковременная («метод Джекобса») и оперативная память (одноименная методика). Для того чтобы определить, достоверно ли отличаются показатели функций памяти и внимания, целесообразно было провести статистическое сравнение полученных показателей в пределах одной исследуемой группы в течение всего эксперимента. Для этого использовалась лицензионная компьютерная программа ММ81а1 Для оценки достоверности отличий показателей тестов, характеризующих память и внимание, использовались попарные сравнения с использованием коэффициента Вилкоксона для связанных выборок на уровне значимости р=0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. При статистической обработке результатов теста на уровень кратковременной памяти в экспериментальной группе «Классика» были выявлены достоверные отличия между значениями первого и второго тестов на уровне значимости р = 0,017 (рис. 1, А), теста №1 и №3 на уровне значимости р = 0,014 (рис. 1, Б). Причем объем кратковременной памяти оказался значительно больше при проведении второго (8,25 балла) и третьего (9 баллов) тестов соответственно. Это позволяет говорить о благоприятном влиянии классики на человеческий организм, что соответствует данным литературы.

Ни одно попарное сравнение результатов тестирования в экспериментальной группе «Поп» не показало достоверных отличий между средними значениями результатов теста (р>0,05). Это позволяет говорить о том, что влияние поп -музыки на умственную работоспособность слишком мало или вообще отсутствует.

10 8 6 4 2 0

7.275 8.25

■ 1

1 1

Тест №1 Тест №2

А Б

Рис.1 Объем кратковременной памяти в исследуемой группе «Классика» во время теста №1 и теста №2 (А), теста №1 и

теста №3 (Б)

Статистическое сравнение результатов теста на объем кратковременной памяти в группе «Рок» показало, что средние значения тестов №1 и №3 достоверно отличаются (р = 0,001), причем объем кратковременной памяти оказался выше при анализе результатов третьего теста (рис. 2).

10

я 8 8 ■

с 6 ■

л 4 ■

9 2 ■

п 0 1

Тест №1 Тест №3

Рис.2 Объем кратковременной памяти в исследуемой группе «Рок» во время теста №1 и теста №3

Статистический анализ результатов тестирования на объем оперативной памяти в данной группе показал, что средние значения тестов №1 и №2 достоверно отличаются на уровне значимости р = 0,029. В данном сравнении объем оперативной памяти оказался достоверно выше при проведении второго теста (рис. 3). Музыка рок-направления благоприятно влияет на кратковременную и оперативную память, что несколько противоречит ранее опубликованным работам по данному вопросу.

40 зп 27.65

20 10 0 25 44 Тест №1 Тест №2

Рис. 3 Объем оперативной памяти в исследуемой группе «Рок» во время теста №1 и теста №2

Чтобы сравнить влияние музыки различных направлений на умственную работоспособность, было проведено статистическое сравнение показателей, характеризующих одну и ту же составляющую умственной работоспособности при проведении одного и того же теста, но в разных исследуемых группах. В результате сравнения результатов теста №2 и теста №3 было выявлено, что достоверно отличаются только лишь показатели, характеризующие уровень внимания в исследуемых группах «Классика» и «Поп», данный показатель оказался достоверно выше в группе «Классика» на уровне значимости р = 0,007 (рис. 4, А) и р = 0,038 (рис. 4, Б) соответственно.

10 8 6 4 2 0

"Классика" "Поп"

А Б

Рис. 4 Уровень внимания учащихся в исследуемых группах «Классика» и «Поп», выявленный при проведении теста №2

(А) и теста №3 (Б)

Выводы. Музыка - тот универсальный язык, который доступен людям во всем мире, независимо от того, какой язык они считают родным и в какой стране живут. Только музыка обладает столь поразительной способностью объединять людей, окутывать всех общим настроением. Что же касается ее влияния на организм человека, в частности, на умственную работоспособность, то в результате данного было выявлено, что:

• Уровень внимания в наименьшей степени зависит от прослушивания тех или иных музыкальных композиций;

• Классическая музыка и музыка рок-направления позитивно влияют на объем кратковременной памяти в течение 14 и 28 дней соответственно;

• Влияние поп-музыки на умственную работоспособность минимально или вообще отсутствует;

• Оперативная память способна улучшаться под влиянием рок-музыки в течение 14 календарных дней.

В результате статистического сравнения влияния музыки различных направлений на умственную работоспособность установлено, что классическая музыка благоприятнее влияет на уровень внимания учащихся, чем поп-музыка, а остальные показатели подвержены схожему влиянию музыки разных направлений. Литература

1. Леер Е.И. Зверева С.В. Особенности влияния музыки разных направлений на физиологические характеристики активности сердца юношей и девушек 14-16 лет // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 310-318

2. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проспект; Трикста, 2008. - 400 с.

3. Романова Е. А., Павлова В. И., Романова А. Н. Динамика умственной работоспособности в течение пятилетнего обучения в вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2010. - № 37. С. 23-25

4. Пуляевская О.В. Проблема влияния музыкального воздействия на здоровье человека // Современные наукоемкие технологии. - 2004. - № 6. С. 98-98

5. Лях Ю.Е., Гурьянов В.Г., Хоменко В.Н., Панченко О.А. Основы компьютерной биостатистики: анализ информации в биологии, медицине и фармации статистическим пакетом MedStat. - Донецк: Папакица Е.К., 2006

6. Декер-Фойгт Г.Г. Введение в музыкотерапию. - СПб.: Питер, 2003. - 208 с.

УДК 618.346-008.811.1

ОСОБЕННОСТИ АНАМНЕЗА, ТЕЧЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ ПРИ МНОГОВОДИИ Ветрова А. В.

Научный руководитель - к. м. н., ассистент Недосейкина М. С.

Гомельский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, 246000, Гомель, ул. Ланге, 5 boofee@yandex. ru - Ветрова Анастасия Владимировна

Резюме. Проведен ретроспективный анализ историй родов женщин с многоводием. При сравнительном анализе не было выявлено значимых различий по течению беременности и родов, имеется тенденция к увеличению осложнений неонатального периода у детей, чьи матери имели многоводие во время беременности (р=0,05). Ключевые слова. Многоводие, течение беременности, роды.

FEATURES OF ANAMNESIS, COURSE OF PREGNANCY AND ACCOUCHEMENT WITH POLYHYDRAMNIOS

Vetrova A. V.

Scientific adviser - Candidate of medicine, assistantprofessor Nedoseikina M. S.

Gomel State Medical University,

5, Lange St., Gomel, 246000, Republic of Belarus

Abstract. A retrospective analysis of case histories of women with polyhydramnios was carried out. A comparative analysis did not reveal significant differences in the course of pregnancy and childbirth. There is a tendency to increased complications of the neonatal period in children whose mothers had polyhydramnios during pregnancy (p=0.05). Key words: polyhydramnios, pregnancy, accouchement

Введение. Амниотическая жидкость защищает плод от механических повреждений, создает условия для его движения и предупреждает от развития контрактур между амнионом и частями плода, создает условия для развития легких и правильного расположения плода в полости матки. В настоящее время наблюдается рост интереса к патологии амниотической жидкости, так как имеется теория о главенствующей роли микроокружения в жизнеобеспечении эмбриона / плода. Одной из малоизученных проблем в акушерстве является полигидрамнион или многоводие -патологическое состояние при беременности, характеризующееся избыточным накоплением околоплодных вод, которое превышает 1,5 л [1]. Факторы риска возникновения многоводия до сих пор достоверно не изучены [2]. Целью настоящей работы явилось выявление особенностей течения беременности и родов у женщин с многоводием. Методика. Проведен ретроспективный анализ 60 историй родов ГУЗ ГГКБ №2 за 2015 год. Основную группу составили 30 женщин, чьё течение беременности осложнилось многоводием, а также их новорожденные. Критерий включения в основную группу наличие многоводия во время данной беременности при амниотическом индексе более 200 мм. В группу сравнения вошли 30 женщин с физиологически протекающей беременностью и их дети. Критерием включения в группу сравнения было отсутствие диагностированной патологии количества околоплодных вод в период настоящей беременности. В группах изучали возраст беременных, акушерско-гинекологический анамнез (паритет беременности и родов), течение настоящей беременности и родов, а также состояние здоровья детей в раннем неонатальном периоде.

Для описания количественных признаков, имеющих нормальное распределение, использовали среднее арифметическое и стандартное отклонение (M±SD), для их сравнения использовали критерий Стьюдента (Т). Качественные признаки описывали с помощью доли и ошибки доли ^±sp%). Частоту встречаемости качественных признаков оценивали с

помощью критерия х2 и точного критерия Фишера (ТКФ). Результаты считали значимыми при p<0,05. Статистическую обработку данных проводили с помощью программы «MedCalc 10.2.0.0» (MedCalc, Mariakerke, Belgium). Результаты исследования и их обсуждение. Возраст обследуемых находился в пределах от 21 до 38 лет. Средний возраст в основной группе составил 29,4±4,8 года, в группе сравнения - 27,8±4,7 года (Т=0,5, р=0,6). Данная беременность была первая у 7 (23,3±7,7%) женщин с многоводием и у 7 (23,3±7,7%) пациенток группы сравнения, первородящими были 10 (33,3±8,6%) женщин основной группы и 8 (26,7±8,1%) при физиологической беременности. При анализе течения беременности выявлены заболевания респираторного тракта (ОРИ, тонзиллит), гинекологическая патология (вагинит), патология мочевыделительного тракта (пиелонефрит), данные представлены в таблице 1. Инфекции, передаваемые половым путем, а также бактериальный вагиноз, у пациенток двух групп не диагностированы. Средний уровень глюкозы крови в основной группе составил 4,4 ммоль/л против 4,3 ммоль/л в группе сравнения.

Таблица 1 - Осложнения течения беременности у женщин основной группы и группы сравнения, п (р±sp%).

Признак Основная группа (n=30) Группа сравнения (n=30) Статистическая значимость

Вагинит 11 (36,7±8,8%) 10 (33,3±8,6% х2 =0; р=1

ОРИ 4 (13,3±6,1%) 11 (36,7±8,8%) X2 =3,2; р=0,07

Тонзиллит 4 (13,3±6,1%) - ТКФ, р=0,11

Пиелонефрит 2 (6,7±4,7%) 1 (3,3±3,1%) х2 =0; р=1

Анемия I-II степени 7 (23,3±7,7%) - ТКФ, р=0,01

Все женщины основной группы во время беременности получали антибиотикотерапию по причине многоводия. В основной группе имело место родоразрешение путем операции кесарево сечения в 3 (10 ±5,5%) случаях, из которых 2 (6,7±4,7%) родов были преждевременными.

У первой беременной роды вторые, преждевременные на сроке 33-34 недели. Двойня диамниотическая, дихориональная. у обоих плодов выявлено многоводие: Индекс амниотической жидкости (ИАЖ) составил 271 и 252, соответственно. У второй пациентки роды первые, преждевременные на сроке 36-37 недель, диагностирована хроническая плацентарная недостаточность, задержка роста плода 1 степени. В группе сравнения все беременности закончились физиологическими срочными родами. Послеродовой период у родильниц двух групп протекал без особенностей.

Средняя масса детей основной группы составила 3548±446 грамм, а в группе сравнения - 3448±240 грамм. У 8 (26,7±8,1%) детей основной группы ранний неонатальный период протекал с осложнениями, потребовавших увеличение пребывания детей в стационаре в отличие от детей группы сравнения, у которых имело место физиологическое течение данного периода (ТКФ, р=0,05).

Заключение. В ходе исследования выявлено, что у пациенток с многоводием и у женщин с нормальными значениями уровня околоплодных вод значимых различий в течение беременности и родов не выявлено. Тем не менее отмечена тенденция к увеличению осложненного течения раннего неонатального периода у детей, у матерей которых во время беременности диагностировано многоводие (26,7%; р=0,05). Полигидрамнион является фактором риска преждевременных родов, а также осложненного течения раннего неонатального периода у детей, что требует тщательного наблюдения за течением беременности и состоянием плода и дифференцированного подхода к ведению беременности и родов при различных причинах. Мы в ходе собственного исследования столкнулись с так называемым идиопатическим многоводием, так как у всех пациенток уровень гликемии был приблизительно равен и не превышал допустимые значения для соответствующего триместра. Не было диагностировано внутриутробных инфекций и пороков развития у новорожденных. Выявление данной формы многоводия при исключении остальных причин позволило бы снизить количество врачебных вмешательств и применение лекарственных средств во время беременности до минимума. Литература

1. Течение беременности и родов у женщин с многоводием / М. Ф. Киселевич [и др.]. // Научные ведомости. -2013. - № 25. - С. 137-140.

2. Büchel, J. Differentialdiagnostik und Therapie. Das Polyhydramnion / J. Büchel, G. Manegold-Brauer // info@gynäkologie. - 2015. - Vol. 4. - S. 16-18.

УДК 618.36-007.274

РЕЗУЛЬТАТЫ РОДОРАЗРЕШЕНИЯ ЖЕНЩИН С ИСТИННЫМ ПРИРАЩЕНИЕМ ПЛАЦЕНТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭМБОЛИЗАЦИИ МАТОЧНЫХ АРТЕРИЙ ИЛИ БЕЗ НЕЕ Власова К.С.

Научный руководитель: к.м.н., доцент Фомина И. В.

ФГБОУ ВО Тюменский ГМУМинздрава России, кафедра акушерства и гинекологии. Адрес: ул. Одесская, 54, Тюмень, Тюменская обл., 625023. E-mail: [email protected] Kseniya [email protected] - Власова Ксения Сергеевна

Резюме. Статья посвящена вопросам диагностики, способам и результатам родоразрешения женщин с аномалией прикрепления плаценты. Описаны ультразвуковые признаки приращения плаценты, осложнения беременности, исходы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.