Научная статья на тему 'Применение раствора гипохлорита натрия на этапе протравливания при использовании двухкомпонентных адгезивных систем'

Применение раствора гипохлорита натрия на этапе протравливания при использовании двухкомпонентных адгезивных систем Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
368
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПОХЛОРИТ НАТРИЯ / SODIUM HYPOCHLORITE / ПЛОМБИРОВАНИЕ / FILLING / ПРОТРАВЛИВАНИЕ / ETCHING / КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ / ДЕМИНЕРАЛИЗОВАННЫЙ КОЛЛАГЕН / DEMINERALIZED COLLAGEN

Аннотация научной статьи по биотехнологиям в медицине, автор научной работы — Величко Е. А., Митронин А. В., Заблоцкая Н. В.

Цель исследования обоснование использования раствора гипохлорита натрия на этапе протравливания дентина зуба при работе по стандартному адгезивному протоколу при использовании двухкомпонентных адгезивных систем (5-го поколения). Исследование было проведено на 15 молярах, удаленных по ортодонтическим или хирургическим (дистопия) показаниям. Зубы из 1-й группы обрабатывались по стандартному адгезивному протоколу, зубы из 2-й группы обрабатывались с применением гипохлорита натрия в концентрации 3,25%. При электронной микроскопии зубов из 1-й группы на микрофотографии при увеличении 15.000х наблюдается сохранение слоя деминерализованного коллагена между дентином и адгезивом; при микроскопии зубов из второй группы слой деминерализованного коллагена не определяется. Для определения прочности связи «зуб-композит» был использован технический динамометр. Было установлено, что во 2-й группе разрыв соединения «зуб-композит» происходил при большем значении силы (350 Н), чем в 1-группе (200 Н. Можно сделать вывод, что применение раствора гипохлорита натрия на этапе проведения тотального протравливания твердых тканей зуба способствует удалению слоя деминерализованного коллагена с поверхности дентина, что способствует повышению прочности соединения между зубом и композиционным материалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — Величко Е. А., Митронин А. В., Заблоцкая Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF SODIUM HYPOCHLORITE SOLUTION AT THE STAGE OF ETCHING WHEN USING TWO-COMPONENT ADHESIVE SYSTEM

The aim of this study was to substantiate the use of sodium hypochlorite solution at the etching stage when working under the standard adhesive protocol using two component adhesive systems (5th generation). The study was conducted on 15 molars removed by orthodontic or surgical (dystopia) indications. The teeth of the 1st group were treated according to the standard adhesion protocol, the teeth of the 2nd group were treated using sodium hypochlorite at a concentration of 3.25%. By electron microscopy of the teeth of the 1st group on photomicrographs we observed a demineralized layer of collagen between dentin and the adhesive; microscopy of the teeth of the second group layer did not reveal the demineralized collagen. A technical dynamometer was used to determine the strength of the tooth-composite bond. It was found that in the 2nd group the rupture of the "tooth-composite" took place at a higher power value (350 N) than in the 1st group (200 N). It can be concluded that the use of a solution of sodium hypochlorite at the stage of the current etching of hard tissues of the tooth contributes to the removal of a layer of demineralized collagen from the surface of the dentin, which contributes to the increase in the strength of the connection between the tooth and the composite material.

Текст научной работы на тему «Применение раствора гипохлорита натрия на этапе протравливания при использовании двухкомпонентных адгезивных систем»

хирургическим (дистопия) показаниям. Зубы из 1-й группы обрабатывались по стандартному адгезивному протоколу, зубы из 2-й группы обрабатывались с применением гипохлорита натрия в концентрации 3,25%. При электронной микроскопии зубов из 1-й группы на микрофотографии при увеличении 15.000х наблюдается сохранение слоя деминерализованного коллагена между дентином и адгезивом; при микроскопии зубов из второй группы слой деминерализованного коллагена не определяется. Для определения прочности связи «зуб-композит» был использован технический динамометр. Было установлено, что во 2-й группе разрыв соединения «зуб-композит» происходил при большем значении силы (350 Н), чем в 1-группе (200 Н. Можно сделать вывод, что применение раствора гипохлорита натрия на этапе проведения тотального протравливания твердых тканей зуба способствует удалению слоя деминерализованного коллагена с поверхности дентина, что способствует повышению прочности соединения между зубом и композиционным материалом.

Ключевые слова: гипохлорит натрия, пломбирование, протравливание, кондиционирование, деминерализованный коллаген

USE OF SODIUM HYPOCHLORITE SOLUTION AT THE STAGE OF ETCHING WHEN USING TWO-

COMPONENT ADHESIVE SYSTEM

Velichko E. A., Mitronin A. V., Zablotskaya N. V.

Scientific adviser - Candidate of Medicine, assistant Zablotskaya N. V.

Moscow State University of Medicine and Dentistry named after Evdokimov, 20/1, Delegatskaya St., Moscow, 127473, Russia

Abstract. The aim of this study was to substantiate the use of sodium hypochlorite solution at the etching stage when working under the standard adhesive protocol using two - component adhesive systems (5th generation). The study was conducted on 15 molars removed by orthodontic or surgical (dystopia) indications. The teeth of the 1st group were treated according to the standard adhesion protocol, the teeth of the 2nd group were treated using sodium hypochlorite at a concentration of 3.25%. By electron microscopy of the teeth of the 1st group on photomicrographs we observed a demineralized layer of collagen between dentin and the adhesive; microscopy of the teeth of the second group layer did not reveal the demineralized collagen. A technical dynamometer was used to determine the strength of the tooth-composite bond. It was found that in the 2nd group the rupture of the "tooth-composite" took place at a higher power value (350 N) than in the 1st group (200 N). It can be concluded that the use of a solution of sodium hypochlorite at the stage of the current etching of hard tissues of the tooth contributes to the removal of a layer of demineralized collagen from the surface of the dentin, which contributes to the increase in the strength of the connection between the tooth and the composite material.

Key words: sodium hypochlorite, filling, etching, demineralized collagen

Введение. Для повышения прочности сцепления композиционного материала с твердыми тканями зуба используются адгезивные системы. Наиболее распространенным их видом являются двухкомпонентные адгезивные системы (5 -го поколения): их применяют в своей практике 65% стоматологов (Д.А. Николаев, 2012) [1]. Применения данных систем включает 2 этапа: тотальное протравливание твердых тканей зуба и собственно внесение и полимеризация адгезива.. Однако после тотального протравливания поверхность дентина остается покрытой слоем деминерализованного коллагена, что делает невозможной качественную обработку дентина адгезивом (Nakatani H., Mine A. et al., 2017) [2]. Это, несомненно, способствует снижению прочности соединения композитного материала с дентином. Nakatani H. et al для решения данной проблемы предложили после проведения процедуры тотального протравливания обрабатывать дентин гипохлоритом натрия для удаления деминерализованного коллагена с его поверхности [2].

Целью исследования является обоснование использования раствора гипохлорита натрия на этапе протравливания дентина зуба при работе по стандартному адгезивному протоколу при использовании двухкомпонентных адгезивных систем (5-го поколения).Были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть возможность применения раствора гипохлорита натрия на этапе кондиционирования эмали

2. Сравнить прочность сцепления композиционного материала с твердыми тканями зуба в случаях проведения этапа тотального протравливания без использования раствора гипохлорита натрия и с его использованием. Методика. Исследование было проведено на 15 молярах, удаленных по ортодонтическим или хирургическим (дистопия) показаниям. В каждом зубе была создана полость 1 класса по классификации Блэка. Зубы были случайным образом разделены на две группы: по 7 и 8 зубов соответственно. Зубы из 1-й группы обрабатывались по стандартному адгезивному протоколу (тотальное протравливание и применение адгезивной системы с последующей полимеризацией), зубы из 2-й группы обрабатывались с применением гипохлорита натрия в концентрации 3,25% (тотальное протравливание, обработка дентина раствором гипохлорита натрия, применение адгезивной системы с последующей полимеризацией). Оценка результатов была проведена методом электронной микроскопии; определялось наличие или отсутствие слоя деминерализованного коллагена. Для определения прочности связи «зуб-композит» был использован технический динамометр; производилось сравнение значений силы, при которой происходил разрыв соединения. В качестве метода статистической обработки был использован корреляционный анализ - была установлена зависимость между переменными: наличие слоя деминерализованного коллагена и степенью прочности соединения "зуб-композит". Все экспериментальные и клинические процедуры выполнялись в полном соответствии с российскими и международными этическими нормами научных исследований.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведен сравнительный анализ случаев закрытия дефекта твердых тканей зубов с при использованием стандартного адгезивного протокола и его модификации с применением раствора гипохлорита натрия в адгезивном протоколе (после кондиционирования полости ортофосфорной кислотой). При

электронной микроскопии зубов из 1-й группы на микрофотографии при увеличении 15.000х наблюдается сохранение слоя деминерализованного коллагена между дентином и адгезивом; при микроскопии зубов из второй группы слой деминерализованного коллагена не определяется. Для определения прочности связи «зуб-композит» был использован технический динамометр. Прочность измерялась путем фиксации значения силы, при которой происходил разрыв соединения «зуб-композит». Было установлено, что во 2-й группе разрыв соединения «зуб-композит» происходил при большем значении силы (350 Н), чем в 1-группе (200 Н), из этого следует, что использование гипохлорита натрия повышает прочность соединения между твердыми тканями зуба и композитом.

Заключение. Применение раствора гипохлорита натрия после проведения тотального протравливания твердых тканей зуба способствует удалению слоя деминерализованного коллагена с поверхности дентина. Удаление слоя деминерализованного коллагена с поверхности дентина путем его обработки раствором гипохлорита натрия повышает пенетрацию адгезива в дентинные канальцы, что в последующем способствует образованию более прочной связи между композитным материалом и твердыми тканями зуба. Литература

1. Николаев Д.А. Критерии выбора адгезивных систем и технологические правила работы с ними. // S.T.I. Online. - 2012. - №10.

2. Hayaki Nakatani, Atsushi Mine, Mariko Matsumoto, Tomoshige Kabetani,

Asuka Kawaguchi-Uemura, Mami Higashi, Yuko Tajiri, Dai Imai, Ryosuke Hagino, Takuya Minamino, Jiro Miur, Hirofumi Yatani. Effectiveness of sodium hypochlorite and sulfinic acid sodium salt treatment on dentin-resin bonding: Long-term durability of one-step self-etching adhesive. // Dental Materials Journual. - 2017. - №10.

УДК 612.821.2

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

ШКОЛЬНИКОВ

Вельма К.М.

Научный руководитель - к.мед.н. Довгялло Ю.В.

Учреждение дополнительного образования «Донецкая Республиканская Малая Академия Наук учащейся молодежи», ДНР, 83001, Донецк, просп. Богдана Хмельницкого 106, ауд.505. [email protected] - Вельма Кирилл Максимович

Резюме. Данное исследование посвящено вопросу влияния музыки таких направлений, как классика, рок и поп, на функции памяти и внимания учащихся 7-х, 8-х и 10-х классов. Изменения умственной работоспособности фиксировались у 54 человек. Выявлено положительное влияние классики на кратковременную память, рок-музыки на кратковременную и оперативную память. Используя результаты данной работы, возможно повышение эффективности умственной деятельности школьников с минимальными затратами времени при помощи прослушивания музыки.

Ключевые слова: музыка, музыкальная терапия, умственная работоспособность, внимание, память. INFLUENCE OF DIFFERENT TYPES MUSIC ON MENTAL WORKABILITY OF PUPILS Velma K.M.

Scientific adviser - Candidate of Medicine, assistant professor Dovgyallo Yu.V.

Istitution of additional education «Donetsk Republican Minor Academy of Sciences of young students», 106, room 505, prosp. Bogdan Khmelnitsky, Donetsk, 83001, DPR

Abstract. This study is devoted to the influence of music in such areas as classics, rock and pop, on the memory and attention functions of pupils of the 7th, 8th and 10th grades. Changes in mental capacity were recorded in 54 people. The positive influence of classics on short-term memory, rock music on short-term and operative memory is revealed. Using the results of this work, it is possible to increase the effectiveness of mental activity of schoolchildren with minimal time spent by listening to music.

Key words: music, musical therapy, mental workability, attention, memory

Введение. Музыка - древнейшее искусство. Она окружает нас всюду - на работе и отдыхе, дома и на улице, без нее не проходит ни один праздник, музыка сопровождает все важные события нашей жизни. Музыка - зеркало души человека, отражение его чувств, мыслей и переживаний. Благодаря ритму и звуку, музыка разных направлений способна неоднозначно воздействовать на все живые организмы, включая человека - таковы современные представления [1]. Память и внимание являются одним из важнейших условий осуществления того или иного видов деятельности. Индивидуальные свойства умственной работоспособности любого человека зависят от особенностей нервной системы. Одной из самых трудных видов деятельности человека является умственная деятельность. Под влиянием большой учебной нагрузки нервные клетки головного мозга могут истощаться. В связи с этим, необходим способ расслабления, который будет улучшать умственную работоспособность [2; 3].

По мнению специалистов, прослушивание определенной музыки позитивно влияет на самочувствие. Ученые объясняют физиологическое воздействие музыки на человека способностью нервной системы улавливать и усваивать ритм. В. Тесленко в своих исследованиях показал возможности применения музыкальной физиотерапии на пациентов с целью

профилактики и лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, иммунной, нервной и эндокринной систем человеческого организма [4].

Целью данного исследования явилось определение влияния музыки различных направлений на умственную работоспособность школьников.

Методика. В качестве экспериментальных групп были выбраны ученики 7-х, 8-х, 10-х классов МОУ «Шахтёрская гимназия». Для определения объема выборки (количества учащихся в каждой экспериментальной группе) была использована формула Бланта:

2(Л+5)2+52

N =

шрр2

где N - рекомендуемый объем выборки для каждой группы, S - среднее квадратичное отклонение анализируемого признака,

DIFF - значение эффекта (различия между средними значениями), которое предполагается выявить, A - константа, зависящая от уровня значимости, B - константа, зависящая от мощности критерия [5].

Для выявления различий в 5 единиц (DIFF=5) с 80% мощностью (В=0,84) на 5% уровне значимости ^=1,96), принимая среднее квадратичное отклонение равным 5 единицам ^=5), минимальный рекомендуемый объем выборки равен 16. Итак, общее минимальное количество участников исследования - 48 человек. Поскольку участники могли выбыть из исследования, было решено сформировать экспериментальную группу в количестве 54 человек.

Перед началом исследования родители (законные представители) учащихся, желающих принять участие в исследовании, ознакомились с условиями проведения опыта и подписали согласие на участие их ребенка в данном эксперименте. Далее были сформированы экспериментальные группы, вопреки музыкальным предпочтениям обучающихся (школьники, которые любят слушать классические произведения, в ходе эксперимента прослушивали рок-музыку, поклонники направления «поп» слушали классику, а «рокеры» подверглись влиянию композиций поп-музыки). Всего эксперимент длился 28 дней, что составляет полноценный курс музыкальной терапии. Композиции обучающиеся прослушивали в домашних условиях каждый день в течение 20 минут: столько может длиться сеанс музыкальной терапии согласно данным литературы [6].

Методика проведения исследования имела динамический характер: оценка уровня умственной работоспособности проводилась в начале эксперимента, по истечении 14 календарных дней и в конце эксперимента. Описанная методика помогла изучить изменение умственной работоспособности под влиянием музыки определенного направления в динамике.

Умственная работоспособность оценивалась по трем критериям: внимание (оценивалось при помощи методики «Числовой квадрат»), кратковременная («метод Джекобса») и оперативная память (одноименная методика). Для того чтобы определить, достоверно ли отличаются показатели функций памяти и внимания, целесообразно было провести статистическое сравнение полученных показателей в пределах одной исследуемой группы в течение всего эксперимента. Для этого использовалась лицензионная компьютерная программа MedStat. Для оценки достоверности отличий показателей тестов, характеризующих память и внимание, использовались попарные сравнения с использованием коэффициента Вилкоксона для связанных выборок на уровне значимости р=0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. При статистической обработке результатов теста на уровень кратковременной памяти в экспериментальной группе «Классика» были выявлены достоверные отличия между значениями первого и второго тестов на уровне значимости р = 0,017 (рис. 1, А), теста №1 и №3 на уровне значимости р = 0,014 (рис. 1, Б). Причем объем кратковременной памяти оказался значительно больше при проведении второго (8,25 балла) и третьего (9 баллов) тестов соответственно. Это позволяет говорить о благоприятном влиянии классики на человеческий организм, что соответствует данным литературы.

Ни одно попарное сравнение результатов тестирования в экспериментальной группе «Поп» не показало достоверных отличий между средними значениями результатов теста (р>0,05). Это позволяет говорить о том, что влияние поп -музыки на умственную работоспособность слишком мало или вообще отсутствует.

10 8 6 4 2 0

7.275 8.25

■ 1

1 1

Тест №1 Тест №2

А Б

Рис.1 Объем кратковременной памяти в исследуемой группе «Классика» во время теста №1 и теста №2 (А), теста №1 и

теста №3 (Б)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.